Научная статья на тему 'Налогообложение нематериальных активов в условиях цифровой экономики'

Налогообложение нематериальных активов в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / IP BOX / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / НЕКСУС-ПОДХОД / ОЭСР / BEPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Великова Елена Евгеньевна, Пушкарева Наталья Александровна

В современных условиях цифровой экономики компании в своей деятельности всё больше опираются на нематериальные активы. Статья посвящена изменившемуся подходу ОЭСР в отношении налоговых преференций при налогообложении доходов от результатов интеллектуальной деятельности. В частности, рассматривается замена режимов «IP Box» на режимы, соответствующие новому модифицированному нексусподходу; анализируется опыт Люксембурга, Великобритании, Ирландии, Испании и Кипра ; излагается возможность изменения порядка налогообложения прибыли от использования нематериальных активов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation of intangible assets in the situation of digital economics

In today's situation of digital economics, the companies in their activities increasingly rely on intangible assets. The article is devoted to the changed approach of the OECD in respect of tax preferences during taxation of income resulted from intellectual activity. In particular, replacement of IP Box modes to the modes corresponding to new modified Nexus-approach is considered; the experience of Luxembourg, the UK, Ireland, Spain and Cyprus is analyzed; possibility of changing the order of taxation of income from the use of intangible assets in Russia is outlined.

Текст научной работы на тему «Налогообложение нематериальных активов в условиях цифровой экономики»

© 2016 г.

Е. Е. Великова, Н. А. Пушкарева

налогообложение нематериальных активов в условиях цифровой экономики

Великова Елена Евгеньевна — старший научный сотрудник РАНХиГС (E-mail: velikova@ranepa.ru)

Пушкарева Наталья Александровна — научный сотрудник РАНХиГС (E-mail: npushkaryova@gmail.com)

Существование цифровой экономики - результат трансформации, привнесённой развитием информационных и коммуникационных технологий. Революция в этой области сделала использование технологий значительно дешевле, стандартизированнее и важнее, изменяя бизнес-процессы и модели, используемые во всех секторах экономики. Примерами таких изменений могут служить онлайн торговля, позволяющая покупателям размещать заказы онлайн, а продавцам - собирать и анализировать информацию о предпочтениях покупателей, чтобы предоставить им как можно более персонализированный сервис. В логистическом бизнесе появилась возможность отслеживать перемещение товара в любой точке планеты, в сфере предоставления финансовых услуг - возможность управления своими денежными средствами, осуществления транзакций и доступа к новым продуктам онлайн. Изменения коснулись абсолютного большинства секторов экономики, а также создали новые рынки.

В долгосрочной перспективе более успешными оказываются те страны, которые приспосабливаются к переменам быстрее. Российская экономика, являющаяся в сущности сырьевой и слабо восприимчивой к инновациям, на данный момент не является привлекательной для многих иностранных инвесторов. В данной статье анализируется международный опыт использования режима «IP Box»1, а также возможности его использования в России с целью в том числе привлечения иностранных инвесторов.

Основные вызовы, привнесённые цифровой экономикой в систему международного налогообложения

Так как в условиях цифровой экономики трансформируется характер всех бизнес-процессов, вся экономика приобретает цифровой характер. Такая экономика не является отдельным сегментом рынка, но представляет собой всеобщее его изменение. Таким образом, проблемы, касающиеся налогообложения в условиях цифровой экономики, наиболее эффективно могут быть разрешены путём отслеживания структур, фактически используемых международными компаниями, а также путём попыток понять основные черты цифровой экономики и случаи,

1 Общее название налоговых режимов, предоставляющих возможность льготного налогообложения доходов от использования результатов интеллектуальной деятельности в различных странах.

в которых они вызывают эрозию налоговой базы и перевод прибыли. Несмотря на то, что многие виды бизнеса, составляющие цифровую экономику, имеют нецифровые аналоги, развитие технологий позволило появиться совершенно новым видам и способам ведения бизнеса, которые в отрыве от технологий не являются возможными, например, некоторые виды онлайн торговли, электронные платёжные системы и т.д..

Цифровая экономика обладает набором свойств, важных с налоговой точки зрения. Такие свойства включают в себя мобильность в отношении:

i. Нематериальных активов, которые в условиях цифровой экономики имеют ключевое значение;

ii. Пользователей;

iii. Бизнес-функций.

Также важными свойствами цифровой экономики являются её основанность на данных, использование которых связано с развитием компьютерных технологий и хранением большого количества информации, «сетевой эффект», что означает, что решения одних пользователей могут иметь влияние на других пользователей, распространение многосторонних бизнес-моделей, что вызвано простотой релокации бизнеса, тенденции к монополии и олигополии в некоторых секторах экономики, которые во многом полагаются на «сетевой эффект», а также волатильность ввиду низких порогов для входа на многие рынки. Важнейшими качествами цифровой экономики в контексте налогообложения является её основанность на интеллектуальной собственности и, соответственно, возросшее значение режима налогообложения нематериальных активов для бизнеса.

Позиция ОЭСР

Одной из распространенных практик налоговой оптимизации в России является перераспределение доходов между налоговыми юрисдикциями через выплату роялти киприотским компаниям (используются нормы Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее - СИДН)). Такая налоговая схема связана с действующим на территории Кипра режимом «IP Box», который устанавливает максимальную ставку налога на прибыль от нематериальных активов (далее - НМА) в размере 2,5 %. Введение режима «IP Box» в России и обеспечение конкурентоспособного режима налогообложения объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС) на первый взгляд может стать одним из основных факторов для повышения привлекательности России для высокотехнологичных компаний. Патенты и другие способы юридической охраны РИД являются важным элементом цифровой экономики и неотъемлемой частью бизнеса инновационных и цифровых компаний. К сожалению, на сегодняшний день ОЭСР признает режим «IP Box» вредоносным налоговым режимом. В сентябре 2014 г. был выпущен промежуточный отчет по реализации мероприятия 5 Плана BEPS2 «Более эффективное противодействие вредоносным налоговым практикам с учетом прозрачности и содержания» ("Countering Harmful Tax Practices More Effectively, Taking into Account Transparency and Substance")3, в рамках которого были представлены возможные подходы к требуемым действиям в отношении режимов налогообложения ОИС, таким, как Patent Box. В таблице 5.2. отчета были приведены режимы налогообложения ОИС в 15 странах, которые потенциально могут

2 Base Erosion and Profit Shifting, План по борьбе с размыванием налоговой базы и перераспределением прибыли.

3 http://www.oecd.org/tax/countering-harmful-tax-practices-more-effectively-taking-into-account-transparency-and-substance-9789264218970-en.htm.

зарубежный опыт

рассматриваться с точки зрения их вредоносности, в Европе, например, отмечены режимы Бельгии, Венгрии, Франции, Люксембурга, Португалии, Нидерландов, Испании, Швейцарии и Великобритании.

Одним из предложенных подходов был нексус подход (nexus approach). Нексус подход позволяет налогоплательщикам получать выгоду от использования соответствующего льготного режима налогообложения ОИС в части собственных понесенных расходов, таких как расходы на НИОКР, которые привели к созданию стоимости ОИС. Для достижения согласия по выбору одного из подходов Германия и Великобритания предложили нексус подход и получили поддержку лидеров стран 20 на саммите в Брисбене. Предложение Германии и Великобритании было поддержано всеми странами 20 и ОЭСР4.

Согласованный нексус подход (Modified Nexus Approach for IP Regimes) содержит базовый принцип, предложенный в отчете 2014 г., с несколькими дополнениями:

• 30 % увеличение квалифицированных расходов (30 % аплифт), т.е. расходы, которые понес налогоплательщик, связанные с ОИС, и признаваемые в рамках нексус подхода могут быть увеличены на 30 %;

• закрытие старых режимов для новых участников. Страны, в которых действующие режимы налогообложения ОИС не соответствуют нексус подходу, должны изменить свое законодательство. Кроме того, не должно быть новых участников в рамках таких режимов после 30.06.2016 г. Под новыми участниками понимают как новых налогоплательщиков, ранее не получавших выгод от льготного режима, так и новые ОИС, которыми владеют налогоплательщики, получающие выгоды от льготного режима;

• введение «дедушкиной оговорки» и переходного периода. Налогоплательщики, получающие выгоды от существующих режимов, не соответствующих нексус подходу, не должны получать налоговые выгоды от данных режимов после 30.06.2021 г.

Таким образом, мероприятие 5 Плана BEPS, осуществляемого ОЭСР, предлагает постепенную замену режима «IP Box» в рамках нексус подхода.

Итоговый отчёт был представлен в октябре 2015 года5, и в настоящий момент государства -участники ОЭСР заняты имплементацией содержащихся в нем рекомендаций.

Изменение налогового законодательства некоторыми странами ЕС

Люксембург6

Льготный налоговый режим «IP Box», действующий в настоящее время в Люксембурге, прекратит действие с июля 2016 года, уступив место новому режиму, разрабатываемому Правительством страны в данный момент. Причиной таких перемен является то, что существующий льготный режим не соответствует новому нексус подходу, которого придерживаются ЕС и ОЭСР. Правительство Люксембурга рассматривает несколько альтернативных мер, которые могут быть использованы в новом режиме, но все они находятся в соответствии с нексус подходом, сохраняя за Люксембургом статус привлекательной для иностранных бизнесов юрисдикции, стремящейся при этом к соблюдению международных норм и правил.

Основной чертой действующего льготного налогового режима является освобождение от

4 https://www.oecd.org/ctp/beps-action-5-agreement-on-modified-nexus-approach-for-ip-regimes.pdf.

5 http://www.oecd.org/ctp/beps-2015-final-reports.htm.

6 https://home.kpmg.com/xx/en/home/insights/2016/02/tnf-luxembourg-new-rd-incentives-expected-in-2017-tax-reform-package.html.

налогообложения 80% доходов от роялти и прироста капитала, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД). Компании, использующие такой режим, имеют право на налогообложение «чистого» дохода от результатов интеллектуальной деятельности (изначальный доход-расходы-амортизация-списания) по эффективной ставке всего в 5.84 %.

Помимо рассмотренного выше специального налогового режима, применяемого к доходам от РИД, Люксембург предлагает и иные налоговые льготы:

• Существенно более низкая эффективная ставка корпоративного налога для РИД, даже если они формально не подпадают под льготный режим налогообложения;

• Отсутствие налогообложения или незначительная ставка корпоративного налога при выходе или рефинансировании;

• Возможность заранее согласовать налоговые последствия сделки с Правительством Люксембурга, которое оперативно отвечает на такие обращения и придерживается прагматичного подхода;

• Возможность заранее согласовать ценообразование в определённой сделке внутригруп-пового финансирования или лицензирования в соответствии с правилами трансфертного ценообразования;

• Большое количество СИДН, освобождающих иностранный доход от налогообложения или облагающих его налогом по льготной ставке;

• Отсутствие налога на роялти, проценты и ликвидационную стоимость;

• Возможность структурирования сделок с РИД выгодным с точки зрения НДС способом.

При этом Люксембург предлагает как самую низкую стандартную ставку НДС - 15 %, так

и самую низкую льготную ставку в Европе (3 %). Ставка НДС в размере 3 % применяется, в том числе, к авторским правам и услугам вещания.

Великобритания7

Действующий режим налогообложения доходов от патентов в Великобритании (Patent Box) был введён в апреле 2013 года, он предоставляет компаниям право уплачивать налог с доходов, связанных с использованием патента, по льготной ставке в 10 %. Однако несколько лет назад в связи с озабоченностью общественности борьбой с уклонением от уплаты налогов и, в частности, проблемой перераспределения прибыли и эрозии налоговой базы, режим налогообложения доходов от патентов в Великобритании был признан вредоносным, так как международные компании могли получать выгоду от его использования, не имея фактического присутствия в Великобритании. В соответствии с согласованным нексус подходом Великобритания заменит действующий патентный режим другим, учитывающим результаты проекта BEPS и пожелания ОЭСР. Компании не смогут начать пользоваться текущим режимом после июля 2016 года, окончательно действовать он перестанет в 2021 году. В 2016-2021 годах новый режим будет действовать параллельно со старым (текущим) режимом налогообложения доходов от патентов. По данным аудиторской компании PriceWaterhouseCoopers новый режим будет во многом схож с действующим режимом, однако будет акцентировать внимание на фактическом присутствии компании в Великобритании8. Детали нового режима на данный момент не разглашаются.

7 www.pwc.co.uk/services/tax/incentives-grant-and-reliefs.html.

8 https://www.pwc.co.uk/services/tax/insights/patent-box.html.

Ирландия

14 октября 2014 года министр финансов Ирландии объявил о прекращении использовании налоговой структуры «double-Irish» и о введении льготного режима налогообложения, именуемого «Knowledge Development Box» (далее - KDB). В своих заявлениях министр обещал сделать режим льготным, но принимающим во внимание взгляды ЕС и ОЭСР9. 13 октября 2015 Ирландский министр финансов представил бюджет на 2016 год, включающий в себя KDB. По уверениям министра, это первый режим, находящийся в полном соответствии с новым нексус подходом ОЭСР и предназначенный для предоставления большей предсказуемости налогоплательщикам и популяризации Ирландии как юрисдикции со льготным налогообложением интеллектуальной собственности (вместе со ставкой корпоративного налога в 12.5 %, налоговыми кредитами на проведение научно-исследовательских работ и режимом амортизации интеллектуальной собственности).

Режим KDB предлагает налогоплательщикам ставку корпоративного налога в 6.25 % в отношении прибыли, полученной от проектов по осуществлению научно-исследовательских работ, относящихся к определённым патентам и программному обеспечению, осуществленных ирландскими компаниями10. Данный налоговый режим применим исключительно к доходам, целиком полученным от соответствующих патентов, и только в случаях, когда ирландская компания осуществляет соответствующую исследовательскую деятельность самостоятельно.11

Предполагается, что наибольшую выгоду от режима получат крупные ирландские компании (так как издержки на подтверждение расходов ударят по ним в меньшей степени). Международные компании, в которых, как правило, функция научно-исследовательских работ распределена между разными юрисдикциями, получат наименьшую выгоду от нововведений.

Испания12

Испания также зарекомендовала себя как государство, поддерживающее инновации, в том числе через налоговую политику. Режим «IP Box», действующий в Испании в настоящее время, освобождает от налогообложения 60 % дохода от лицензионных платежей, связанных с определёнными видами интеллектуальной собственности. С первого июля 2016 года в Испании вступают в силу поправки действующего режима «IP Box», отражающие новый нексус подход ОЭСР.

В соответствии с новым режимом освобождение от налогообложения 60 % дохода от роялти всё ещё будет предоставляться, однако будет действовать лишь в отношении части дохода, которая рассчитывается следующим образом:

а) В числителе указываются расходы, непосредственно понесённые лицензирующим юридическим лицом в связи с разработкой или созданием результата интеллектуальной собственности, в том числе расходы, связанные с привлечением третьих лиц для этой цели. Эти расходы будут увеличены на 30 %, но не должны составлять более, чем знаменатель;

б) В знаменателе указываются расходы лицензирующего юридического лица на создание объекта интеллектуальной собственности, включая расходы третьих лиц, привлечённых для этой цели, и, если применимо, расходы на приобретение объекта интеллектуальной собственности.

9 http://www.matheson.com/images/uploads/brochures/Knowledge_Development_box.pdf.

10 https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Tax/dttl-tax-alert-ireland-13-october 2015.pdf.

11 http://www.kpmg.com/ie/en/issuesandinsights/articlespublications/pressreleases/pages/budget-2016-sbp-knowledge-development-box-innovation.aspx.

12Ernst&Young:http://www.ey.com/GL/en/Services/Tax/International-Tax/Alert--Spain-announces-amendments-to-its-Patent-Box-regime-in-line-with-EU-and-OECD-proposals-within-the-BEPS-framework.

Данное освобождение применяется и к передаче объектов интеллектуальной собственности. Кроме указанных выше ограничений должны выполняться следующие условия:

а) Нематериальный актив, в отношении которого применяется такой режим, должен использоваться в экономической деятельности, не состоящей в оказании услуг или продаже товаров лицензирующей компании, создавая таким образом расход, подлежащий налоговому вычету, если такая компания является взаимосвязанным лицом;

б) Лицензируемое юридическое лицо не является налоговым резидентом офшоров и юрис-дикций, внесённых в «чёрный список»;

в) В случае, если предметом договора являются также какие-либо услуги, вознаграждение за оказание таких услуг должно быть обозначено в договоре отдельно;

г) Лицензирующее юридическое лицо должно иметь регистры бухгалтерского учёта, позволяющие вычленить доходы и расходы, связанные с каждым нематериальным активом.

При заключении лицензионных договоров после 1 июля 2016 года их налоговые последствия будут определяться новым режимом. Для таких сделок, заключённых в период между 30 сентября 2013 года по 30 июня 2016 года, стороны сделки могут выбрать применять новый режим «IP Box» в соответствии с формулировкой на 1 января 2015 года. В отношении сделок, заключённых до 29 сентября 2013 года, стороны имеют опцию применения старого режима «IP Box».

Кипр

В конце 2015 года Парламентом Кипра был одобрен пакет поправок в налоговое законодательство, включающий ограничение вычета расходов в рамках режима «IP Box». В соответствии с новыми правилами в налоговом законодательстве Кипра появляется понятие квалифицированных расходов для целей режима «IP Box». Ранее такое понятие отсутствовало, что позволяло налогоплательщикам принимать к учёту все убытки, освобождая от налогообложения 80 % всей чистой прибыли компании, связанной с объектами интеллектуальной собственности. В соответствии с новыми правками, имеющими ретроспективное действие с 1 января 2012 г., вычету подлежат лишь 20 % квалифицированных убытков компании от использования НМА13.

Таким образом, в условиях борьбы с уклонением от уплаты налогов на уровне ОЭСР и ЕС при определении налоговой политики страны хоть и пользуются суверенитетом, однако фактически оказываются скованны репутационными и вытекающими из них экономическими и политическими рисками и вносят изменения, связанные с переходом от режима «IP Box» к нексус подходу.

Россия формально не является членом ОЭСР, кроме того, решения организации являются так называемым «мягким правом» ("soft law") и носят рекомендательный характер, вместе с тем установление налоговой политики, прямо противоречащей рекомендациям ОЭСР или ЕС (введение режима «IP Box»), может иметь негативные последствия для России также в части репутационных и вытекающих из них экономических и политических рисков.

Частичное освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций дохода от лицензионных платежей (роялти) и от отчуждения исключительных прав на ОИС в рамках нексус подхода сделает российскую систему налогообложения более привлекательной для компаний инновационного сектора, в тоже время сохраняя ее соответствие рекомендациям ОЭСР.

13 http://www.kpmg.com/ru/ru/issuesandinsights/articlespublications/tax-publications/alerts/pages/alerts-tax-issue-82.aspx

зарубежный опыт

Библиографический список

1. http://www.kpmg.com/ru/ru/issuesandinsights/articlespublications/tax-publications/alerts/ pages/alerts-tax-issue-82.aspx;

2. http://www.bakermckenzie.com/files/Publication/04d9b738-aa4c-4eb9-a2dc-6ba68e636351/ Presentation/PublicationAttachment/73e539f9-c2ff-44bc-962a-6e70e1c7e014/al_london_ patentb oxes_mar15.pdf;

3. http://www.oecd.org/tax/countering-harmful-tax-practices-more-effectively-taking-into-account-transparency-and-substance-9789264218970-en.htm;

4. https://www.oecd.org/ctp/beps-action-5-agreement-on-modified-nexus-approach-for-ip-regimes.pdf;

5. http://www.oecd.org/ctp/beps-2015-final-reports.htm;

6. https://home.kpmg.com/xx/en/home/insights/2016/02/tnf-luxembourg-new-rd-incentives-expected-in-2017-tax-reform-package.html;

7. www.pwc.co.uk/services/tax/incentives-grant-and-reliefs.html;

8. https://www.pwc.co.uk/services/tax/insights/patent-box.html;

9. http://www.matheson.com/images/uploads/brochures/Knowledge_Development_box.pdf;

10. https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Tax/dttl-tax-alert-ireland-13-october-2015.pdf;

11. http://www.kpmg.com/ie/en/issuesandinsights/articlespublications/pressreleases/pages/ budget-2016-sbp-knowledge-development-box-innovation.aspx;

12. http://www.kpmg.com/Ca/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/Tax-Incentive-Guide-FINAL-Web.pdf;

13. http://www.kpmg.com/Global/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/taxnewsflash/ Documents/china-rd-incentives.pdf;

14. http://www.ibdt.com.br/material/arquivos/Palestras/Tomas%20Balco.pdf;

15. http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm;

16. http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/countering-harmful-tax-practices-more-effectively-taking-into-account-transparency-and-substance-action-5-2015-final-report_9789264241190-en#page1;

17. https://www.vedomosti.ru/technology/news/2015/12/24/622498-zakonoproekt-nds;

18. http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:JY_8B5bfvkoJ:www.gmprom.kz/site/ gmprom/repository/file/Doki/01_b_razvitie_innovatz_sistemy%2520(1)%2520(1).doc+&cd=1 &hl=en&ct=clnk&gl=uk&client=safari.;

19. http://www.ey.com/GL/en/Services/Tax/International-Tax/Alert--Spain-announces-amendments-to-its-Patent-Box-regime-in-line-with-EU-and-OECD-proposals-within-the-BEPS-framework.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.