■ ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012
■ ■ ■
44
УДК 336.221.22
А. Л. Спесивцева
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ
(МУНИЦИПАЛЬНЫХ)
УЧРЕЖДЕНИЙ
В УСЛОВИЯХ
РЕФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
Рассмотрены особенности налогообложения бюджетных, казенных и автономных учреждений в условиях реформирования бюджетной сферы. Произведен и показан анализ основных налогов, уплачиваемых государственными (муниципальными) учреждениями. Приведены актуальные на 2011-2012 гг. изменения в области налогообложения таких организаций.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, казенные учреждения, автономные учреждения, бюджетные учреждения.
Некоммерческие (в том числе бюджетные, казенные, автономные и общественные) организации являются полноправными субъектами налогового права. Актуальность статьи определяется тем, что изменения в правовом статусе бюджетных учреждений с 2011 г. автоматически повлекли за собой определенные изменения в области налогообложения бюджетных, казенных и автономных организаций.
Цель статьи - проанализировать определенные изменения в области налогообложения государственных (муниципальных) учреждений бюджетной сферы. Указанная цель определяет основные задачи:
- рассмотрение основных налогов, уплачиваемых бюджетными, казенными и автономными учреждениями;
- анализ налогообложения государственных (муниципальных) учреждений.
Отличительной особенностью автономных и бюджетных учреждений нового типа является то, что данные учреждения обладают расширенным объемом прав, соответственно, эти организации
уплачивают такие налоги, как НДС от платных услуг и НДС от аренды, налог на прибыль, налог на имущество, земельный, транспортный и т.д., но такие учреждения не имеют права применять упрощенную систему налогообложения. Казенное учреждение, или учреждение старого бюджетного типа, уплачивает только НДС от платных услуг, налог на имущество, земельный и транспортный налоги.
В результате проведенного анализа относительно НДС можно прийти к выводу, что автономное учреждение, так же как и бюджетное и казенное учреждения, является плательщиком НДС, так как может иметь операции, признаваемые объектом налогообложения.
Однако необходимо отметить, что с 1 октября 2011 года не облагаются НДС [1. С. 1]:
- услуги по социальному обслуживанию лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в т. ч. граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей);
- услуги по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями;
- безвозмездно оказанные услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы.
Федеральным законом N 83-Ф3 внесены изменения в ст. 161 «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами» НК РФ. Согласно ее новым положениям с 2011 года при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Федерального закона N 83-Ф3) [2. С .2].
С 1 января 2012 года не облагаются работы, услуги государственных и муниципальных учреждений в рамках государственного (муниципального) задания за счет предоставленных субсидий. Следовательно, налог на добавленную стоимость не исчисляется по работам (услугам), выполненным (оказанным) начиная с 1 января 2012 года казенными учреждениями, а также бюджетными
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012
и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Автономные учреждения осуществляют операции, облагаемые НДС в общем порядке, установленном главой 21 НК РФ. Однако в соответствии со ст. 145 НК РФ автономные учреждения могут воспользоваться льготой по НДС, а именно, льготой могут воспользоваться те автономные учреждения, у которых за три предшествующих подаче заявления на пользование льготой календарных месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности 2 млн руб. [3. С. 1].
В результате проведенного анализа относительно налога на прибыль можно прийти к выводу, что автономное учреждение, так же как и бюджетное, является плательщиком налога на прибыль, так как может иметь прибыль, т.е то, что является объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций.
Необходимо отметить, что с 2011 года налогом на прибыль не будут облагаться [4. С. 2]:
1) доходы:
- в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, признаваемых средствами целевого финансирования;
- в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций;
2) расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных ст. 284.1 НК РФ.
Согласно п. 33.1 ч. 1 ст. 251 НК РФ, средства, полученные от оказания казенным учреждением государственных или муниципальных услуг (выполнения работ), выполнения государственных или муниципальных функций, а также расходы казенного учреждения, связанные с исполнением государственных или муниципальных функций, не учитываются при определении налоговой базы налога на прибыль [4. С. 3].
Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, необходимо разработать учетную политику для целей налогообложения по налогу на прибыль и разработать регистры (счета) налогового учета. Налогообложение коммерческой (внебюджетной) деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль не отличается от такого же налогообложения коммерческих организаций.
Образовательные и медицинские учреждения вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого организации обязаны соблюдать условия, установленные ст. 284.1 НК РФ [4. С. 6]:
1) деятельность должна быть включена в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности;
2) применение нулевой ставки возможно только с начала нового налогового периода. Указанные организации должны подать заявление и копию лицензии на осуществление образовательной или медицинской деятельности в срок до 1 декабря предшествующего года (п. 5 ст. 284.1 НК РФ);
3) организации должны иметь соответствующую лицензию;
4) доходы от образовательной или медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР должны составлять не менее 90 процентов всех доходов организации либо отсутствовать;
5) в штате организации должно числиться не менее 15 работников;
При несоблюдении хотя бы одного из установленных условий с начала налогового периода применяется ставка 20 процентов.
Организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее либо утратили право на нее, не вправе перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20 процентов (п. 8 ст. 284.1 НК РФ) [4. С. 7]. Срок действия льготы -до 1 января 2020 года.
Что же касается упрощенных налоговых режимов, то здесь хотелось бы отметить, что автономное учреждение может работать по упрощенной системе налогообложения, если учреждение соответствует общим требованиям, предъявляемым к хозяйствующим субъектам, имеющим право на работу по упрощенной системе налогообложения (численность персонала, денежный оборот и т.д.).
ФЗ № 83 от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенство-
Спесивцева А. Л.
■ ■
46
ванием правового положения государственных и муниципальных учреждений», с 1 января 2011 года модернизировал и жизнь автономных учреждений в части налогообложения. Согласно п. 4 ч. 6 ст. 346.2 НК РФ, как и государственные или муниципальные учреждения всех других типов, автономные учреждения лишаются права работать по единому сельскохозяйственному налогу.
Согласно ст. 346.12 НК РФ не имеют права переходить на упрощенную систему налогообложения следующие категории автономных образовательных учреждений:
- автономные образовательные учреждения, имеющие филиалы или представительства;
- автономные образовательные учреждения, у которых средняя численность работников за отчетный (налоговый) период превысила 100 человек. При этом под численностью в 100 человек понимается штатная численность;
- автономные образовательные учреждения, у которых стоимость основных средств и НМА превышает 100 млн руб. (за исключением земельных участков).
В состав налоговой базы при расчете УСН не включается целевое финансирование и субсидии, выделяемые собственником.
Что же касается анализа транспортного налога, то необходимо отметить, что автономное учреждение, так же как и бюджетное и казенное учреждения, является плательщиком транспортного налога, так как может иметь зарегистрированные транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Автономное учреждение, так же как и бюджетное и казенное учреждения, является плательщиком земельного налога, так как может обладать земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 главы 31 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения [5. С. 1].
Согласно ст. 388 главы 31 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды [5. С. 2].
В соответствии со ст. 395 главы 31 НК РФ освобождаются от налогообложения [5. С. 6]:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции;
- организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- общероссийские общественные организации инвалидов;
- организации - резиденты особой экономической зоны и т.д.
Автономное учреждение, так же как и бюджетное и казенное учреждения, является плательщиком налога на имущество, так как может иметь имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 главы 30 НК РФ [6. С. 1].
Согласно ст. 380 главы 30 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, однако допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения [6. С. 7].
В соответствии со ст. 381 главы 30 НК РФ освобождаются от налогообложения [6. С. 8]:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы;
- религиозные организации;
- общероссийские общественные организации инвалидов;
- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговые аспекты деятельности автономных и бюджетных учреждений, имеют некоторые общие черты, а именно, данные учреждения уплачивают большую часть налогов, которые были проанализированы выше, а налогообложение казенных учреждений имеет следующие особенности:
- лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенных учреждений главными распорядителями бюджетных средств, согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, относятся к средствам целевого финансирования и не включаются в состав доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль;
- согласно п. 3 ст. 16 Закона № 83-ФЗ, расходы казенных учреждений, связанные с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг и/или выполнением ими государственных (муниципальных) функций, не учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль [7. С. 1]. Таким образом, казенные учреждения должны вести раздельную систему учета затрат, как не включаемых, так и включаемых в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.
Особенностью налогообложения казенных учреждений является то, что в составе неналоговых доходов учитываются в полном объеме доходы
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012
от платных услуг и от иной приносящей доход деятельности. К неналоговым доходам казенных учреждений относятся: арендная плата от использования государственного/муниципального имущества; от продажи имущества, находящегося в государственной/муниципальной собственности; от оказания платных услуг. Все перечисленные виды доходов не включаются в состав налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, в результате проведенного анализа можно прийти к выводу, что реформирование в бюджетной сфере естественным образом повлияло на налогообложение государственных (муниципальных) учреждений. В основном большая часть налоговой нагрузки приходится на автономное учреждение. Бюджетное учреждение уплачивает также значительную долю налогов в бюджет. Что же касается казенного учреждения, то здесь необходимо отметить, что данное учреждение в основе своей осталось учреждением старого бюджетного типа, и его налоговые платежи не играют сколько-нибудь существенной роли в системе источников доходов государственного бюджета России, что во многом определяется теми специфическими целями, для достижения которых создаются и функционируют такие организации.
Литература
1. Налоговый кодекс, часть 2, глава 21 «Налог на добавленную стоимость» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. ун-та.
2. ФЗ № 83 от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и му-
ниципальных учреждений» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. ун-та.
3. ФЗ № 239 от 18.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. ун-та.
4. Налоговый кодекс, часть 2, глава 25 «Налог на прибыль» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. ун-та.
5. Налоговый кодекс, часть 2, глава 31 «Земельный налог» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. ун-та.
6. Налоговый кодекс, часть 2, глава 30 «Налог на имущество организаций» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. ун-та.
7. Налоговый кодекс, часть 2, глава 28 «Транспортный налог» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. - М.: АО Консультант Плюс, 2012. - Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. ун-та.