Научная статья на тему 'Налогообложение доходов физических лиц как инструмент сглаживания пространственной поляризации'

Налогообложение доходов физических лиц как инструмент сглаживания пространственной поляризации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ГРАЖДАН / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ ОПЛАТЫ ТРУДА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДЕНЕЖНЫЙ ДОХОД / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / STATE BUDGET / FINANCIAL SYSTEM / CITIZENS'' MONEY / INDIVIDUALS / NON-TAXABLE MINIMUM WAGE / SUBSISTENCE MINIMUM / AVERAGE PER CAPITA CASH INCOME / PERSONAL INCOME TAX / TAX RATE / SPECIAL TAX REGIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сеферова Зарина Агабалаевна, Абдулаев Магомед Алибегаджиевич

Ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%, установленная в нашей стране, является социально несправедливой применительно к малообеспеченным гражданам страны. В связи с этим возникает необходимость либо освобождения от налога дохода гражданина, равного прожиточному минимуму, либо применения специального режима налогообложения, основанного на коэффициентах, которые снижают уровень налогообложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION OF INCOME OF PHYSICAL PERSONS AS A TOOL FOR SPIT POLARIZATION ELIMINATION

The tax rate on personal income in the amount of 13%, established in our country is socially unfair in relation to low-income citizens of the country. In this connection, it is necessary to either exempt a citizen’s income from tax, equal to the minimum subsistence level, or to apply a special tax regime based on coefficients that reduce the level of taxation

Текст научной работы на тему «Налогообложение доходов физических лиц как инструмент сглаживания пространственной поляризации»

УДК: 336 ББК: 65.262.6

Сеферова Зарина Агабалаевна - старший преподаватель кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

Абдулаев Магомед Алибегаджиевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

Seferova Zarina Agabalaevna - Senior Lecturer, Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy. Abdulaev Magomed Alibegadzhievich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК ИНСТРУМЕНТ СГЛАЖИВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ

TAXATION OF INCOME OF PHYSICAL PERSONS AS A TOOL FOR SPIT POLARIZATION ELIMINATION

Ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%, установленная в нашей стране, является социально несправедливой применительно к малообеспеченным гражданам страны. В связи с этим возникает необходимость либо освобождения от налога дохода гражданина, равного прожиточному минимуму, либо применения специального режима налогообложения, основанного на коэффициентах, которые снижают уровень налогообложения.

Ключевые слова: государственный бюджет, финансовая система, денежные средства граждан, физические лица, необлагаемый минимум оплаты труда, прожиточный минимум, среднедушевой денежный доход, налог на доходы физических лиц, налоговая ставка, специальный режим налогообложения.

The tax rate on personal income in the amount of 13%, established in our country is socially unfair in relation to low-income citizens of the country. In this connection, it is necessary to either exempt a citizen's income from tax, equal to the minimum subsistence level, or to apply a special tax regime based on coefficients that reduce the level of taxation.

Keywords: state budget, financial system, citizens' money, individuals, non-taxable minimum wage, subsistence minimum, average per capita cash income, personal income tax, tax rate, special tax regime.

Объектом исследования является налогообложение, как инструмент регулирования процессов, происходящих в функционировании финансовой системы страны. Предметом исследования является налогообложение доходов физических лиц, действующее в Российской Федерации. По мнению авторов, ставка

налога на доходы физических лиц в размере 13%, установленная в нашей стране, является социально несправедливой применительно к малообеспеченным гражданам страны. В связи с этим возникает необходимость либо освобождения от налога дохода гражданина, равного прожиточному минимуму, либо применения специального режима налогообложения, основанного на коэффициентах, которые снижают уровень налогообложения.

Государственный бюджет является основным

структурообразующим элементом финансовой системы страны. Так как налоги играют существенную роль в его формировании, то возникает необходимость исследования роли налогов в формировании и других элементов финансовой системы страны. Данное обстоятельство требует рассмотрения самой финансовой системы и определения места налогов в этой системе [1].

В экономической литературе приводится ряд определений финансовой системы, которые по своему содержанию противоречат друг другу. С этой целью приведем два определения, которые наиболее точно учитывают ту и другую сторону сложившихся мнений. В одном случае финансовая система определяется как система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятия.

В другом - как форма организации денежных отношений всех субъектов воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Характер финансовых отношений, возникающих в ходе использования финансовой системы, закладывается при формировании финансовой политики государства. Поэтому как формы и методы применения инструментария финансовой системы, так и отношения, возникающие в процессе применения финансовой системы, устанавливаются по поводу применения самой финансовой системы. Это позволяет сделать вывод о том, что финансовая система состоит из ряда институтов, в своей деятельности обслуживающие распределительные и перераспределительные процессы движения финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовая система страны представляет собой стройную систему взаимодействующих финансовых институтов, созданных для своевременного обеспечения в необходимых суммах финансовыми средствами экономических, социальных, политических, экологических, демографических и других потребностей общества, удовлетворение которых происходит по принятым в обществе формам, методам и, установленным финансовой политикой государства, отношениям.

Финансовые отношения возникают в процессе функционирования финансовой системы. Однако их характер и особенности устанавливаются при формировании финансовой политики. В целом финансовая система представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема финансовой системы Российской Федерации.

Источник: составлено автором

Рисунок 1 показывает, что финансовая система страны представлена 4 блоками, каждый из которых состоит соответствующих своему уровню институтов.

Остановимся на исследовании четвертого блока «денежные средства граждан».

Граждане - субстанция, составляющая основу общества. Наряду с политической надстройкой, государством и экономическим базисом, экономикой, население является одним из субъектов, экономическое благополучие которого является главной задачей общества и государства

[4].

Граждане страны по-разному выполняют свою функцию экономического субъекта, они трудоустроены в следующих сферах:

- в бюджетной области;

- в индивидуальном предпринимательстве;

- на условиях найма в крупных корпорациях, средних и малых предприятиях;

- в общественных организациях, партийной сфере.

Кроме указанных групп, есть граждане, которые:

- заняты домашним хозяйством;

- поиском работы - безработные;

- студенты, школьники и дети дошкольного возраста;

- пенсионеры.

Все это или занятые граждане, или находящиеся в отличном друг от друга состоянии. В этом и заключена специфика обеспечения ими собственного существования. Общее для них то, что они все потребители, должны содержаться за счет средств родителей (детей), государства (пенсионеров, студентов, безработных и других социально нуждающихся групп населения).

В рамках данного исследования, в котором рассматривается налоговый фактор в развитии финансовой системы страны, нас

интересует только то, что объединяет эти категории, то есть обеспечение денежными средствами населения для его достойной жизни.

Важным источником доходов региональных и местных бюджетов является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). НДФЛ являются необходимым экономическим инструментом, позволяющим решать основные задачи, стоящие перед любым цивилизованным обществом, в частности, обеспечивать социальные и культурные потребности, правопорядок, исполнять социальные обязательства и т.д.

Поступления по налогу на доходы физических лиц являются самым доходным источником для регионов и муниципальных образований, поскольку доходные полномочия по зачислению поступлений от НДФЛ полностью принадлежат субфедеральным властям.

Характеризуя влияние налогообложения на доходы граждан, следует учитывать все факторы, которые участвуют в формировании конечного дохода граждан, за вычетом всех обязательных расходов. А также после уплаты налогов физическими лицами.

Характеристика налоговой системы и ее воздействия на финансовое положение населения страны требует исследования вопросов обеспечения граждан Российской Федерации доходами [5].

Таблица 1

Обеспеченность граждан доходами при действующей в РФ системе налогообложения физических лиц

Группы населения Источник дохода Уплачивают налоги Обеспеченност ь прожиточным минимумом

Занятые в бюджетной сфере Бюджетные средства + +

Занятые индивидуальным предпринимательство м Коммерческий доход + +

Занятые на условиях найма в крупных корпорациях, средних и малых предприятиях Заработная плата, установленная работодателем + +

Занятые в общественных организациях, партийной работой Заработная плата, установленная работодателем + +

Граждане, занимающиеся домашним хозяйством - Имуществен ные налоги -

Безработные Государственное пособие Имуществен ные налоги -

Студенты, школьники и дети дошкольного возраста Государственны е и др. стипендии и государственное содержание - -

Пенсионеры Пенсии, выплачиваемые государством и организациями - -

Источник: составлено автором

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод о том, что не все категории могут себя обеспечить таким размером дохода, что он покрывает потребительский минимум, приходящийся на гражданина страны. В этой связи правомерным будет установление социальных гарантий для всех граждан, обеспечивающих им возможность получения дохода в размере прожиточного минимума. Для этого необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, месячный доход гражданина не должен быть ниже прожиточного минимума; во-вторых, доход, равный прожиточному минимуму, не должен облагаться налогом; в-третьих, должна быть оказана государственная помощь гражданам путем беспроцентного потребительского кредитования нуждающихся граждан на долгосрочной основе и освобождения их от уплаты налога в период возврата суммы кредита.

Существует и такое понятие, как необлагаемый минимум оплаты труда за месяц. На наш взгляд, в условиях, когда граждане не обеспечиваются доходом, размер которого ниже прожиточного минимума, вести речь о показателе «необлагаемый минимум оплаты труда за месяц» не имеет смысла, поскольку сумма дохода не обеспечивает гражданину социальный минимум для существования. В этих условиях налогообложение дохода гражданина будет социально не справедливым шагом [6].

Ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%, установленная в нашей стране, несомненно, самая минимальная в Европе. Однако даже она является для отечественного налогоплательщика большим налоговым бременем, именно поэтому, как было отмечено выше, эта ставка является социально несправедливой применительно к малообеспеченным гражданам страны.

В целях повышения эффективности налоговых инструментов сглаживания пространственной поляризации возникает необходимость либо освобождения от налога дохода гражданина, равного прожиточному минимуму, либо применения специального режима налогообложения, основанного на коэффициентах, которые снижают уровень налогообложения.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая). -М.: Юркнига, 2017. - 448 c.

2. Абдулгалимов, А.М., Сеферова З.А. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №8(49) - С. 42-45.

3. Абдулгалимов, А.М., Султанов, Г.С., Сеферова, З.А. Совершенствование системы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2014. №9(50) - С 37 - 40.

4. Лыкова, Л.Н. Налоговая политика и возможности экономического роста: региональный аспект // Федерализм. - 2016. - №1(81) - С. 107-120.

5. Распределение населения по размеру среднедушевых денежных доходов: [Электронный ресурс]// Федеральная служба государственной статистики.URL:http://www.gks.m/wps/wcm/connect/rosstat_mam/rosstat/m /statistics/population/level/.

6. Среднемесячная начисленная номинальная и реальная заработная плата в Российской Федерации в 2017 году: [Электронный ресурс]// Федеральная служба государственной статистики.иКЪ: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/.

УДК: 336 ББК: 65.262.6

Сеферова Зарина Агабалаевна - старший преподаватель кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

Абдулаев Магомед Алибегаджиевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

Seferova Zarina Agabalaevna - Senior Lecturer, Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy. Abdulaev Magomed Alibegadzhievich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy.

ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И

ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

INCREASE OF TAX ON ADDED COST AND ITS IMPLICATIONS

Раскрыто понятие налога на добавленную стоимость, доказана актуальность существующей проблематики налога на добавленную стоимость, проанализированы проблемы, связанные с повышением основной ставки НДС на два процентных пункта.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговая нагрузка, налоговый вычет, федеральный бюджет, налоговые доходы, продавец товаров, работ, услуг, потребитель.

The concept of value added tax is disclosed, the relevance of the existing value added tax problem is proved, problems associated with an increase in the basic VAT rate by two percentage points are analyzed. Keywords: value added tax, tax burden, tax deduction, federal budget, tax revenues, seller of goods, works, services, consumer.

В российской налоговой системе важную и основную роль играют налоги, плательщиками которых выступают конечные потребители товаров, одним из них является налог на добавленную стоимость (НДС).

НДС представляет собой федеральный косвенный налог, который взимается с добавленной стоимости изготовленных на каждой стадии процесса производства товаров, работ и услуг и уплачивается при их реализации. То есть сумма налога уже заложена непосредственно в самой стоимости товара (услуги, работы). Производителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.