Научная статья на тему 'Налогообложение деятельности предприятий электроэнергетики'

Налогообложение деятельности предприятий электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1061
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ / TAX / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / PAYMENTS / НАЛОГОВЫЙ БЮДЖЕТ / TAX BUDGET / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / TAX PLANNING / ДОГОВОРНАЯ ПОЛИТИКА / CONTRACT POLICY / TAX BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадеева Елена Александровна, Малахова Юлия Владимировна

Актуальность статьи заключается в необходимости государственного регулирования в области налогообложения деятельности предприятий электроэнергетики в сложившихся кризисных условиях осуществления деятельности. Целью исследования является совершенствование системы налогообложения деятельности предприятий электроэнергетики на основе применения налоговой оптимизации. В статье использовались нормативные акты в области государственного регулирования деятельности предприятий электроэнергетики и налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxes imposed in the electricity sector

The paper examines the necessity to levy taxes on the enterprises of electricity sector under the conditions of crises and determines urgent regulation of this process by the state. The purpose of the rsearch is taxation optimization in the electricity sector. The authors analyze legeal acts regulating taxes imposed in the electricity sector

Текст научной работы на тему «Налогообложение деятельности предприятий электроэнергетики»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Налогообложение деятельности предприятий электроэнергетики

Бадеева

Елена Александровна

Кандидат технических наук, доцент кафедры бухгалтерский учет, налогообложение и аудит Пензенского государственного университета

Elena A. Badeeva

Candidate of technical Sciences, Associate Professor at the Department of Accounting, Taxation and Audit of Penza State University

e-mail: badeeva_elena@mail.ru Малахова

Юлия Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерский учет, налогообложение и аудит Пензенского государственного университета

Yulia V. Malahova

Taxes imposed in the electricity sector

Актуальность статьи заключается в необходимости государственного регулирования в области налогообложения деятельности предприятий электроэнергетики в сложившихся кризисных условиях осуществления деятельности. Целью исследования является совершенствование системы налогообложения деятельности предприятий электроэнергетики на основе применения налоговой оптимизации. В статье использовались нормативные акты в области государственного регулирования деятельности предприятий электроэнергетики и налогообложения.

Ключевые слова и словосочетания: налоговое бюджетирование, налоговые платежи, налоговый бюджет, налоговое планирование, договорная политика.

The paper examines the necessity to levy taxes on the enterprises of electricity sector under the conditions of crises and determines urgent regulation of this process by the state. The purpose of the rsearch is taxation optimization in the electricity sector. The authors analyze legeal acts regulating taxes imposed in the electricity sector.

Key words and word combinations: tax budgeting, tax payments, tax budget, tax planning, contract policy.

Candidate of economic Sciences, Associate Professor at the Department of Accounting, Taxation and Audit of Penza State University

e-mail: borisylka@mail.ru

УДК 336.21

Деятельность предприятий электроэнергетики направлена на создание благоприятных условий для существования и жизнедеятельности людей.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность предприятий электроэнергетики, является Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года. Согласно указанного закона электроэнергетикой признается отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе, производства в

режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

В связи с этим, необходима значительная государственная поддержка предприятий электроэнергетики.

В настоящее время разработаны и действуют следующие программы развития электроэнергетики:

- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ 1715-р от 13.11.2009 г.;

- О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 823 от 17.10.2009 г.;

- Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Пензенской области на 2016-2020 гг.: утверждена 30.04.2015 г.

Указанные государственные программы включают, как правило, только планы модернизации электрических сетей, ценовую политику на энергоресурсы, планы по инновационным процессам в электроэнергетике и т.д. На наш взгляд, в программы можно включить и налоговую политику государства в отношении предприятий электроэнергетики.

В настоящее время для предприятий электроэнергетики отсутствуют налоговые льготы, тем самым налоговая нагрузка на них является значительной. Это сказывается на недостатке средств на модернизацию изношенных электрических сетей. На данном этапе развития деятельности предприятий электроэнергетики необходимым является проведение качественной налоговой политики в отношении данных предприятий.

Налоговые платежи занимают особое место в структуре финансовых потоков предприятий электроэнергетики. Поэтому управление налоговыми потоками должно стать одной из важнейших целей экономического субъекта. В связи с этим на предприятиях электроэнергетики рекомендуется использовать такой инструмент, как налоговое бюджетирование.

Налоговое бюджетирование является функцией управленческого учета. Некоторая часть данных для целей налогового бюджетирования формируется в бухгалтерском (финансовом) и налоговом учете. К основным этапам налогового бюджетирования на предприятиях электроэнергетики относятся:

1. Оценка внешней и внутренней среды предприятий электроэнергетики.

2. Анализ эффиктивности налоговой политики.

3. Оценка налоговых рисков и возможности применения налоговых льгот.

4. Планирование налоговой базы с учетом оптимизации налоговой нагрузки.

5. Составление налогового календаря, сумм налогово по срокам уплаты.

6. Составление бюджета расходов по налогам и сборам.

7. Контроль за исполнением бюджета.

При составлении налогового бюджета важное значение имеет разработка налогового календаря, который необходим для расчета периодичности уплаты налогов и взносов на год, квартал и месяц. Данный расчет служит одной их составляющих бюджета денежных потоков в организации. Налоговый бюджет и налоговый календарь, в свою очередь, послужат также основой для составления бюджета доходов и расходов организации, прогнозного баланса, отчета о финансовых результатах.

Таким образом, бюджетирование налогов играет ключевую роль в системе информационного обеспечения управления экономическим субъектом, позволяя трансформировать стратегические цели и ключевые показатели в планы и бюджеты налогов, что обеспечивает стратегическую ориентацию деятельности компании. Данный вид финансового планирования влияет на эффективность деятельности организации, позволяет оптимизировать денежные потоки, управлять затратами и прибылью.

В дополнении к налоговому бюджетированию на предприятиях электроэнергетики рекомендуется ввести систему налоговой оптимизации. В процессе налоговой оптимизации большое внимание должно уделяться модернизации методологических подходов использования налогового инструментария в деятельности предприятия.

На предприятиях электроэнергетики для оптимизации налоговых платежей необходимо применять ряд новых инструментов:

1. Разработка учетной политики организации в целях налогообложения.

Socio-Economic Development of the Areas

Статьи 313-333 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают, как вести налоговый учет. Он необходим для того, чтобы на основе данных первичных документов определить налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

2. Использование договора для целей налогового планирования.

Необходимо определить налоговый статус организации, а именно, используемый режим налогообложения; выявить, пользуется ли организация льготами по налогам, имеет ли она право на освобождение от уплаты.

3. Правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков.

В статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. [1]

Особое внимание при налоговой оптимизации следует уделять договорной политике предприятия. Предприятия электроэнергетики ежедневно заключают со своими партнерами большое количество договоров. Но не всегда удается проработать все детали сделки, поскольку финансовые директора не учитывают, что на налогообложение сделки оказывает влияние множество самых разнообразных рыночных внутренних и внешних факторов, которые необходимо проанализировать еще до заключения сделки. Поэтому необходимо провести оценку основных рыночных факторов, оказывающих влияние на налоговое планирование сделки в деятельности хозяйствующего субъекта. В связи с этим предлагается осуществлять договорную политику в несколько этапов.

1. Предварительный этап.

Производится мониторинг законодательства, изучаются налоги, с которыми придется столкнуться в процессе ведения бизнеса, их ставки; вся эта информация обобщается, и принятое управленческое решение заносится в соответствующие документы, например, в учетную политику организации.

2. Основной.

В процессе этого этапа изучаются договорные отношения и определяется совокупность договоров, которые будут применяться при взаимодействии с партнерами и клиентами.

3. Оценочный.

Заключается в определении основных налоговых инструментов, которые можно использовать в процессе оптимизации налогообложения. Сюда относят налоговые льготы, специальные режимы налогообложения, зоны льготного налогообложения

4. Итоговый.

В процессе реализации этого этапа происходит создание схемы оптимального налогообложения и осуществление хозяйственной или коммерческой деятельности в соответствии с разработанной схемой. [2]

К одному из способов налоговой оптимизации можно отнести пользование налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В частности, налоговые льготы для предприятий электроэнергетики могут быть установлены по региональным и местным налогам.

Так, предприятия электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа пользовались льготой по налогу на имущество в размере 50 процентов от суммы налога, подлежащего зачислению в бюджет округа, при условии своевременной и полной уплаты текущих налоговых и других обязательных платежей в бюджет округа и при отсутствии задолженности в бюджет округа пеней, штрафов в течение всего периода предоставления льготы.

В Пензенской области в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, ставка налога на имущество предприятий в 2015 году равна 1,0 проценту, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.

Земельный налог является местным налогом. Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Предлагается ввести налоговую льготу в виде освобождения от уплаты земельного налога по земельным участкам, на которых расположены объекты, занятые линиями электропередачи, трансформаторными

подстанциями, силовыми трансформаторами, высоковольтными линиями электропередач. Установление налоговой льготы по земельному налогу в муниципальных образованиях может носить рекомендательный характер. Каждое муниципальное образование должно учитывать особенности своей структуры поступления местных налогов в бюджет. Тем самым, возможно применение дифференцированных ставок по земельным участкам, на которых располагаются высоковольтные линии электропередач, трансформаторные подстанции и т.д.

Таким образом, рационализация системы налогообложения предприятий электроэнергетики требует принятия мер не только со стороны государства в виде налоговых льгот, но и вызывает необходимость налоговой оптимизации внутри предприятий электроэнергетики.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ // Справочно - правовая система «Гарант».

2. Самсонов Е.А. Модернизация развития методологических подходов использования инструментария в налоговом планировании в организации // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.