Научная статья на тему 'Налоги как фактор формирования рыночной цены'

Налоги как фактор формирования рыночной цены Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2988
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вотчаев А. А.

Статья посвящена исследованию воздействия налогов на ценообразование в условиях рыночных отношений и включает в себя рассмотрение различных групп налогов с позиций степени их воздействия на цену, а также влияния существующего налогового законодательства на уровень цен и процесс потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXES AS FACTORS OF MARKET PRICE FORMATION

This article is dedicated to the research of the taxes' influence on pricing in the frames of the market relations. It includes consideration of different groups taxes from the point of view their impact on the price, as well as the influence of the existing tax legislation on the level of prices and process of consumption.

Текст научной работы на тему «Налоги как фактор формирования рыночной цены»

УДК 336.22

ГАЁТАЁ £А£ ОА£ОТо ОТ01Ё0ТААГЁВ оОГТхГТЁ ОАГО

Цена является принципиально значимой категорией финансовых отношений и рыночного хозяйства. С ней связаны все основные проблемы развития финансов, экономики и общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта и национального дохода. Действительно, важность цены как элемента жизнедеятельности человека в частности и общества в целом трудно переоценить. Участвуя в товарно-денежных отношениях, цена позволяет определить значимость тех или иных благ. С ее помощью под -вергаются оценке качественные и количественные характеристики овеществленного труда.

Цена - действительно сложная категория. Она актуальна практиче -ски для всех сфер жизнедеятельности человека. Но было бы неверно, на наш взгляд, сводить сущность цены к какому-либо одному знаменателю, при этом игнорируя другие, оказывающие непосредственное воздействие на формирование и динамику цен. Многообразие формулировок предопределено множеством школ и научных теорий. Однако неоднозначность экономического понимания феномена цены не способствует формированию концепции ценовой политики государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также коммерческих организаций. В конечном итоге это отрицательно сказывается на разработке единого подхода к регулированию цен и ценообразования.

Большинство исследователей по-разному трактуют цену, не прибегая при этом к какому-либо комментарию. Например, В.А. Мусин определяет цену товара как количество денежных единиц определенной валютной системы, которую покупатель должен заплатить продавцу за весь товар (или его единицу), доставленный продавцом на базисных условиях в указанный контрактом географический пункт. В.С. Мартемьянов, например, жестко не привязывает цены к категории денег. Он полагает, что цена выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работу, услугу). Таким образом, цена конкретизирует (уточняет) встречное предоставление, действующее в области возмездных договоров. Правда, цена может присутствовать и в безвозмездных договорах.

При определенных обстоятельствах цену можно отождествлять с эквивалентностью. Однако эквивалентность - это характеристика некоторого соотношения обмениваемых благ (эквивалентность следует относить к показателям состояния экономических отношений - эквивалентны или нет). В свою очередь, цена - средство установления данного соотношения в рамках конкретных актов обмена, происходящих между участни -ками гражданского оборота. Механизм действия цены заключается в указании на признаки, идентифицирующие предмет и его количество. Например, цена одной книги равна 10 руб. Цена, с одной стороны, называет предметы обмена (книга и рубль), с другой - определяет количество каждого из них: книга - одна, рублей - 10.

Необходимо отметить, что цена формирует эквивалентное соотношение обмениваемых благ при прочих равных условиях только в сбалансированных связях. Это правило не срабатывает в присутствии субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке (например, монополия, олигополия и т.д.). Здесь свободная цена однозначно «стремится» установить соответствующие пропорции в интересах экономически более сильной страны. Во избежание социального кризиса государство должно определить баланс интересов потребителей и монополизированных про -изводителей. Одним из способов уравнивания этих взаимонаправленных интересов (установление эквивалентного обмена) является государствен-

♦ _------------------

А.А. АТо+ааа,

пТепёаоаёи ёаоаади оё(а(пТа, ЫАЫУО

АА(ШЁ£. 2008. № 5(24)

ное регулирование цен. Следовательно, цена и эквивалентность - не совпадающие полностью, а пересекающиеся понятия.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) цена - это объективная экономическая категория, выражающая отношения по поводу реализации произведенного товара (работ, услуг);

2) цена является также финансовой категорией, так как ей присущ денежный характер;

3) особое влияние на цену оказывают государственное устройство и тип рыночных отношений.

Ценообразование же представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Принято говорить о двух системах ценообразования: 1) централизованной, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения, и 2) рыночной, основанной на базе взаимодействия спроса и предложения.

В первом случае имеет место командно-административная система управления, при которой государство полностью контролирует все финансово-хозяйственные процессы и ценообразование на каждой стадии производства. Во втором случае цена формируется под воздействием рыночных законов спроса и предложения. Цена товара определяется двумя основными факторами - полезностью и издержками, т.е. степенью его полезности, а цена, которую устанавливает продавец, имеет в своей основе издержки. Отсюда следует, что цены образуются путем компромисса между покупателем и продавцом, т. е. с учетом спроса и предложения. Эти два фактора оказывают решающее воздействие на образование цены.

Кроме того, существуют внешние факторы формирования цены. Они отличаются от решений по продуктам и их продвижению, которые в наибольшей степени контролируются производителем и продавцом товара. К внешним факторам ценообразования можно отнести:

- потребителей. В данном случае имеется ввиду ценовая эластичность спроса;

- участие в каналах сбыта. Производитель может получить большой контроль над ценой, используя систему монопольного товародвижения, минимизируя сбыт через розничную торговлю или открывая собственные розничные магазины и пр.;

- конкуренцию;

- издержки на сырье, компоненты, рабочую силу, рекламу, транспорт и другие нужды, которые часто не могут контролироваться фирмой, однако данные виды расходов оказывают значительное влияние на уровень цены;

- правительство, правительственные меры, связанные с ценообразованием.

При рыночном механизме ценообразования государство может использовать различные косвенные способы и средства воздействия, которые способствуют расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию. Косвенное государственное регулирование цен может осуществляться в рамках следующих групп:

1) система налогообложения;

2) система кредитования;

3) субсидирование и дотирование из бюджета;

4) заключение органом власти с юридическими и физическими лицами договоров о внедрении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

Система налогов и сборов влияет на цены, а те, в свою очередь, определяют размеры налогов. Чрезмерные налоги приводят к чрезмерным ценам в самых разных отраслях и сферах экономики. Однако не все налоги оказывают одинаковое воздействие. Налоги, сборы, пошлины по-разному отражаются в составе цены. Некоторые из них входят в состав затрат предприятий; другие ограничивают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия (налог на прибыль); третьи представляют собой прямую надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы). Считается, что налоги, включаемые в затраты, оказывают меньшее воздействие на уровень цены, чем платежи из прибыли и косвенные налоги. В зависимости от этого налоги можно разделить на 5 групп.

Первая группа - налоги, включаемые в себестоимость продукции. Данная группа налогов затрагивает интересы товаропроизводителей с точки зрения повышения цен и тарифов на их продукцию и снижения из-за этого объемов продаж (земельный налог, ЕСН). Считается, что эти налоги оказывают меньшее влияние на уровень цен, чем платежи из прибыли и косвенные налоги, не превышая в общем уровне 15%. Правда, в структуре цен на продукцию отдельных предприятий, особенно добывающих отраслей, они существенны.

Вторая группа - налоги, включаемые в цены и тарифы, т.е. это группа косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы). Источником их уплаты служит выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг).

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС заметно воздействует на уровень цен. Причем этот налог применяется к потребителям, а не к предприятиям. Последние являются лишь его сборщиками. Поэтому по своей социальной сути НДС регрессивен для конечного потребителя. При отсутствии каких-либо скидок и льгот он вынуждает лиц с низкими доходами выплачивать больший по сравнению с более состоятельными слоями населения процент своих доходов. В настоящее время налоговая ставка дифференцирована с учетом прежде всего видовой принадлежности товара и места его реализации.

Акциз, как и НДС, является косвенным налогом, взимаемым с товаров и услуг в цене (тарифе). И хотя формально плательщиками (сборщиками) налога выступают предприятия, производящие подакцизную продукцию или оказывающие облагаемые услуги, в действительности же он оплачивается потребителем при покупке товара или получении услуги. Иначе говоря, акциз - ценообразующий фактор. Косвенные налоги - НДС, акцизы - также заметно действуют на уровень цен, выступая в роли ценообразующих факторов.

Третья группа - налоги и сборы, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налог на имущество). Данные налоги уменьшают величину валовой и балансовой прибыли, в связи с чем предприятия заинтересованы в снижении их количества и ставок.

Четвертая группа - налоги подоходного типа (налог на прибыль). Данные налоги непосредственно влияют на финансовое состояние хозяйствующих субъектов. При чрезмерно высоких ставках налогов возникает естественное стремление плательщиков снизить налоговую нагрузку путем обхода, переложения, уклонения и планирования налогов.

Пятая группа - налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (плата за загрязнение окружающей среды). Также за счет данного источника вносятся штрафы, пени и другие финансовые санкции за нарушение налогового законодательства. Налог на прибыль и его ставки влияют на динамику производства: стимулируют и сдерживают его развитие.

Налоги каждой из групп воздействуют на уровень цен по-разному, однако чаще всего рассматривается совокупное воздействие налогов на формирование цены. Так, например, показатель налоговой нагрузки может служить отправной точкой.

В условиях чрезмерных налогов предприятия и индивидуальные предприниматели стремятся к значительному повышению цен на выпускаемую продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги). Так, чрезмерный рост цен на сырье, топливо, энергоресурсы и транспортные мощности влечет снижение рентабельности предприятий, а в конечном итоге - утрату их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Например, продолжается снижение спроса на продукцию черной металлургии на внутреннем рынке. На прокат черных металлов - в 3,4 раза; на сталь листовую горячекатаную - в 3,7 раза; на стальные трубы - в 2,5 раза. Аналогичная картина наблюдается и в других отраслях индустрии.

Более того, в отдельных случаях налоги выступают в качестве ограничителя потребления. Так, вводя определенные налоги, государство преследует не столько фискальные цели, сколько сокращение потребления из-за чрезмерно высоких цен. Закон спроса и предложения гласит, что чем дороже товар, тем меньше людей склонны его покупать. Несмотря на тот факт, что табак вызывает зависимость, как показывает практика, цена оказывает важное влияние на его потребление. Цель ценовой политики относитель -но табака или алкоголя состоит в таком повышении реальной цены этих изделий, которое бы опережало рост инфляции.

Эффект, к которому приводит повышение цены, измеряется в терминах эластичности цены. Эластичность спроса на алкоголь или табак колебалась между -0,2 и -0,9, и большая часть цен группировалась вокруг -0,5. Это означает, что в среднем потребление алкоголя и сигарет снижается на 0,5% на каждый 1% повышения реальной цены. Исследование, проведенное в США, показало, что подростки и молодежь более чувстви -тельны к цене, чем взрослые: показатели общей эла-

стичности спроса на сигареты среди студентов коллед -жа колебались от -0,9 до -1,3. Это объясняется тем, что среди студентов реже встречается зависимость, чем среди взрослых, а также в их распоряжении меньше денежных средств. В результате повышение налогов, а следовательно, и цены на сигареты, значительно снизит как количество курильщиков, так и среднее количество ежедневно потребляемых сигарет среди молодежи.

Для сохранения здоровья важно сделать так, чтобы все виды алкогольной продукции и табачных изделий становились менее доступными. Пропагандисты здорового образа жизни часто сосредотачивают свое внимание на налогообложении социально вредных товаров. Тем не менее важно сделать все необходимое, чтобы дешевая алкогольная и табачная продукция не заменила ту, которая подверглись налогообложению. В Канаде, Нидерландах и Норвегии многие курильщики стали курить самокрутки вследствие повышения налога на промышленные сигареты. Во всех странах Европейского союза (за исключением Ирландии и Великобритании) табак для самокруток облагается меньшим налогом, чем промышленные сигареты. Меньший уровень налогообложения привел в результате к увеличению разницы между продажной ценой табака для самокруток и промышленных сигарет. В России рост акцизов и, как следствие, рост цен на алкоголь влечет за собой автоматический рост контрафактной продукции и массовые отравления среди населения даже в условиях усиления контроля за данной продукцией.

Говоря о роли налогов в формировании рыночной цены, нельзя не упомянуть такой инструмент налогового регулирования, как предоставление налоговых льгот. С позиции налогоплательщика предоставление льгот по прямым налогам (например, по налогу на прибыль, налогу на имущество) ставит производителя в более выгодное положение и позволяет ему вести конкурентную борьбу путем снижения цены. Однако беспорядочное предоставление льгот и зачастую необоснованное их применение снижает поступления налогов в бюджет. В результате на сегодняшний день по налогу на прибыль организаций налоговых льгот практически не предусмотрено законодательством, а по налогу на имущество организаций они сведены к минимуму Льготы по косвенным налогам, т. е. в тех случаях, когда возникает процесс переложения налогов (НДС, акцизы), оказывают на налогоплательщика принципиально иное воздействие, чем, например, льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций. Действительно, косвенные налоги не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем предоставление льготы повышает конкурентоспособность производителя, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими производителями, а при равных условиях - получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).

В идеальной модели свободной экономики государство должно как можно меньше вмешиваться: «невидимая рука рынка» сама все наладит. Но в реальности ни одно государство не придерживается модели !а1ззе1

fair («самотек»). При этом оно влияет или на конкурентную среду (сооружает барьеры в виде лицензирования для своих и не пускает на рынок чужих), или на экономику предприятия (устанавливает предельные цены, размеры наценок и нормы рентабельности), определяет налоговые ставки и вводит налоговые льготы.

С другой стороны, потребитель и производитель заинтересованы в косвенном государственном регулировании. Это должно приводить к стабильности экономики, рентабельности производства и устойчивости цен. Но если государство вмешается и установит предельную цену ниже обоснованной (по которой производители готовы продавать, а потребители - покупать), возникнет дефицит: всем дешевого не хватит. В итоге производитель недозаработает, государство недополучит налогов, а потребители - товаров. Эти явления чаще наблюдаются в социально-критических сферах (медикаменты, коммунальные услуги).

Налоговое законодательство предоставляет налоговым органам контролировать правильность применения цен только по следующим видам сделок:

- между взаимозависимыми лицами;

- по операциям с субъектами предпринимательской деятельности, чьи объекты налогообложения определены налоговыми органами расчетным методом в соответствии с законодательством;

- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых субъектами предпринимательской деятельности по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в течение непродолжительного периода времени;

- при значительном превышении (более чем на 20%) уровня цен на импортируемые товары (работы, услуги), оказываемые (выполняемые) нерезидентами, по сравнению с уровнем рыночных цен на идентичные (однородные) товары (работы, услуги);

- при совершении сделок с лицами, зарегистрированными (проживающими) или имеющими банковские счета в иностранных государствах, законодательство которых не предусматривает раскрытие и предоставление информации при осуществлении финансовых операций либо по месту регистрации (проживания) которых применяется льготный режим налогообложения, включая оффшорные зоны;

- при совершении сделок с юридическими лицами, которые имеют льготы по налогам или для них установлена ставка, отличная от ставки, установленной налоговым законодательством РБ.

В перечисленных случаях налоговые органы имеют право выносить мотивированное решение о доначислении налогов и других платежей, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги). Кроме того, существуют моменты, когда сделка не подпадает под включенные в ука-

занный перечень, однако становится объектом пристального контроля со стороны налоговых органов. Например, предоставление скидки на товары, работы и услуги.

Предоставление скидки - это обычай делового оборота. Термин «скидка», как правило, означает изменение условий оплаты по сравнению с теми, что были предложены продавцом первоначально. Цена на продукцию при этом уменьшается. Но необходимо отметить, что несмотря на понижение первоначальной стоимости материальных ценностей цена на них все равно остается рыночной. Этот момент не зависит от способа предоставления скидок. Налоговое законода -тельство не регулирует хозяйственную деятельность организаций, это прерогатива гражданского права. Однако, предоставив скидку, одна сторона получает убыток, а другая (покупатель) - экономическую выгоду, а это уже будет объектом налогообложения. Соответственно с нее необходимо уплатить налог на прибыль, поскольку список внереализационных доходов открыт (ст. 250 НК). Но это лишь в том случае, когда товар продают по заниженным ценам (т. е. при отклонении стоимости более чем на 20%). При таком расхождении у налоговых органов есть право проверить обоснованность рыночной цены, в том числе надбавок и скидок (ст. 40 НК).

Налоговая система оказывает значительное влияние на уровень и динамику цен. От размера налогов напрямую зависит динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, тем шире инфляционный размах. Любой производитель старается перенести налог через цену товара на потребителя. Одновременно государство, получая большие доходы , увеличивает и свои расходы. Регулирующая роль государства и нормативно-правовых актов заключается в установлении оптимальных ставок, чтобы сгладить их негативное влияние на цену. Значит, для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшать налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена в сторону снижения налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она до последнего времени составляла около 20%. Последние мероприятия Правительства РФ направлены на уменьшение налогового бремени прежде всего для производителей товаров. И хотя мы рассматриваем налоги лишь как косвенный фактор воздействия на цену в системе рыночных отношений, трудно недооценить их влияние на процесс ценообразования. Более того, с усилением роли государственного вмешательства в экономику даже при рыночном условии хозяйствования налогам как инструментам воздействия на экономические процессы вообще и на ценообразование в частности отводится одно из первых мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.