Научная статья на тему '"НАЛОГ НА РОСКОШЬ" - КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА'

"НАЛОГ НА РОСКОШЬ" - КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГ НА РОСКОШЬ / ИСТОРИЯ НАЛОГА НА РОСКОШЬ / ВВЕДЕНИЕ НАЛОГА НА РОСКОШЬ / НДФЛ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / TAX / LUXURY TAX / HISTORY OF LUXURY TAX / THE INTRODUCTION OF A LUXURY TAX / PERSONAL INCOME TAX / SOCIAL INEQUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колупаева С.Р., Шамсутдинова В.Ф.

Проблема социального неравенства стала наиболее актуальна в России в последнее десятилетие. В связи с этим государство ищет пути решения данной проблемы. В статье рассматриваются опыт введения налога на роскошь в зарубежных странах и перспективы развития данного налога в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUXURY TAX" - AS A TOOL TO REDUCE SOCIAL INEQUALITY

The problem of social inequality has become the most pressing in Russia in the last decade. In this regard, the state is looking for ways to solve this problem. The article discusses the experience of introducing a luxury tax in foreign countries and the prospects for the development of this tax in Russia.

Текст научной работы на тему «"НАЛОГ НА РОСКОШЬ" - КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА»

УДК 33

Колупаева С.Р. студент 5 курса факультет филологии и истории кафедра всеобщей и отечественной истории

Шамсутдинова В. Ф. студент 5 курса факультет филологии и истории кафедра всеобщей и отечественной истории Елабужский институт КФУ научный руководитель: Сазанов О.В.

старший преподаватель Россия, г. Елабуга «НАЛОГ НА РОСКОШЬ» - КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА Аннотация. Проблема социального неравенства стала наиболее актуальна в России в последнее десятилетие. В связи с этим государство ищет пути решения данной проблемы. В статье рассматриваются опыт введения налога на роскошь в зарубежных странах и перспективы развития данного налога в России.

Ключевые слова: налог, налог на роскошь, история налога на роскошь, введение налога на роскошь, НДФЛ, социальное неравенство.

Kolupaeva S.R. student

5th course, faculty of Philology and history Department of General and Russian history Elabuga Institute of the KFU Russia, Elabuga Shamsutdinova V.F.

student

5th course, faculty of Philology and history Department of General and Russian history Elabuga Institute of the KFU Russia, Elabuga Supervisor: Sazanov O. V.

senior lecturer

"LUXURY TAX" - AS A TOOL TO REDUCE SOCIAL INEQUALITY

Annotation. The problem of social inequality has become the most pressing in Russia in the last decade. In this regard, the state is looking for ways to solve this problem. The article discusses the experience of introducing a luxury tax in foreign countries and the prospects for the development of this tax in Russia.

Key words: tax, luxury tax, history of luxury tax, the introduction of a luxury

tax, personal income tax, social inequality.

Согласно опросу, который был проведен институтом Геллапа в 2014 г. проблема бедности заняла в мире третье место. Данная проблема в России занимает первое место (19% голосов)280. Современное российское общество столкнулось с такой серьезной проблемой как социальное неравенство, бедность. Согласно Российскому статистическому ежегоднику за 2017 г. за период с 2000 по 2016 г. увеличилось количество населения, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, то есть возросло количество бедного населения281.

Распространённым в мире показателем, определяющим уровень социальной дифференциации в стране является коэффициент Джини. Так, по данным Росстата, максимальное значение коэффициента было в 2008 и 2010 годах, со значением 0,421. К 2016 году коэффициент Джини составил 0,412. Однако в период с января по сентябрь 2018 г. коэффициент Джини увеличился с 0,400 до 0,402282. Также по данным ВЦИОМ, приведенных в 2018 г., социальное самочувствие россиян ухудшилось за этот год. Своим материальным положением на сегодняшний день довольны лишь 14% граждан283. В 2015 г. ВЦИОМ проведя опрос населения, где одними из вопросов стали вопросы бедности и доходов граждан, приводит статистику изменений в обществе в сравнении с 1990 г. Так, 82% опрошенных россиян считали, что в государстве много бедных людей, в то время как в 1990 г. этот показатель составлял 69%. На вопрос «В чем вы видите несправедливость распределения доходов?», большинство (40%) ответили, что некоторые группы людей получают неоправданно высокие доходы, в 1990 г. этот показатель составил 15%; 27% ответили, что некоторые категории граждан получают неоправданно низкие доходы (пенсионеры, инвалиды и т.д.), в 1990 г. 23% россиян были согласны с данным утверждением284.

Таким образом, вышеперечисленные показатели свидетельствуют о том, что проблема социальной дифференциации актуальна в современной России. Поэтому важно найти пути решения данной проблемы. Одним из инструментов регулирования и решения данного вопроса является налоговая политика, в рамках которой в течение нескольких лет предлагаются проекты введения налога на роскошь.

Данный вид налога появился в Европейских странах уже в XVII-XVIII вв. В Англии XVIII в. министр Уильм Питт ввел налог на высшие классы.

280 Леконцев И.П. Бедность в России: официальная статистика и результаты социологических опросов ВЦИОМ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2016. - С.111-119.

281 Российский статистический ежегодник // http://www.gks.ru (Дата обращения: 14.12.2018).

282 Социальное неравенство в России устремилось вверх. Что дальше? // http://novosti24.su (Дата обращения:15.12.2018).

283 ВЦИОМ: бедность в России // https://mresearcher.com (Дата обращения: 15.12.2018).

284 Леконцев И.П. Бедность в России: официальная статистика и результаты социологических опросов ВЦИОМ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2016. - С.111 -119.

Налогами облагались выездные лошади, собаки, ружья, часы, золотая и серебряная посуда, парики и пудра, использовавшиеся аристократами285. В Великобритании, Италии, Греции, налог на роскошь, претерпев изменения существует до сих пор. В современной Англии налогом на роскошь является Гербовый сбор на недвижимость. Ставка налога зависит от стоимости покупки. Во Франции уже 30 лет существует налог на богатство, согласно которому налогом облагаются физические лица, которые владеют имуществом свыше 1,3 млн. евро. В соответствии с правилами, введенными в 2011 г., налог в размере 0,25% взимается с имущества на сумму от 1 до 3 млн. евро и 0,5% на имущества превышающего 3 млн.евро 286. Важно отметить, что налог на роскошь во многих странах имеет местный характер, связанный с определёнными ситуациями. Так, губернатором Сардинии был введен налог на владельцев мегаяхт, т.к. они приносят вред окружающей среде. Также в некоторых районах Италии введен налог на джипы, т.к. они влияют на окружающую среду.

Существуют примеры Западных стран, которые вводили налог на роскошь, но затем отменяли его в связи с экономической и политической ситуацией в стране. Так, в Испании в 2008 г. был отменен налог на роскошь, т.к. в стране наблюдался экономический нестабильностью на рынке испанской недвижимости, всвязи с чем важно было привлечь иностранных инвесторов287. Однако в 2012 г., когда упал уровень жизни населения страны, налог на роскошь был введен снова (на имущество свыше 700 тыс.евро), тем самым на плечи состоятельных членов общества легла поддержка национальной экономики. В Швеции налог на роскошь существовал до 2007 г. Им облагались одинокие люди, в размере 1,5%, чьи сбережение составляли более 1,5 млн. шведских крон и на семейные пары, чьи сбережения составляли свыше 3 млн.крон. Однако это спровоцировала отток капитала и снижение предпринимательской деятельности. Налог на роскошь существовал и в США, Японии, Ирландии, Финляндии, Германии, Дании, но был признан нецелесообразным и отменен.

Тема, касаемая налога на роскошь, является очень актуальной и довольно остро обсуждается в различных политических партиях РФ. По мнению многих депутатов Госдумы РФ, налог на роскошь - это эффективный метод корректировки всей налоговой системы, который

98Я

установит социальную справедливость в стране288.

Президент РФ В.В. Путин в авторской статье «О наших экономических задачах» отметил, что экономике нашей страны нужен определенный налоговый маневр, при котором налог на роскошь был бы увеличен. По

285 Анимица П.Е. Налог на роскошь: зарубежный опыт и российские перспективы // Управленец. - 2013. -№2. - С.4-8.

286 Там же.

287 Анимица П.Е. Налог на роскошь: зарубежный опыт и российские перспективы // Управленец. - 2013. -№2. - С.4-8.

288 Открытая трибуна: Налог на роскошь - шаг к социальной справедливости // https://er.ru/news/75103/ (Дата обращения: 15.12.2018 г.).

словам В.В. Путина должен быть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей. Но стоит заметить, что глава государства понимает, что увлекаться данными процессами не стоит, так как под эти меры могут попасть средние слои общества289.

Но прежде чем вводить налог на роскошь, нужно разобраться с реальными доходами населения страны. Директор Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская утверждает, что статистика доходов сильно преувеличена, а планка богатства занижена. В результате, в рамках системы налогообложения страны, богатые богатеют, а бедные беднеют290.

Экс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов, утверждает, что при подготовке налога на роскошь, в первую очередь необходимо ответить на ряд вопросов: кто его платит, за что, способно ли государство администрировать налог, сколько это будет стоить государству291. Кроме того, важным становится вопрос, действительно ли данный налог не коснется средние слоя общества, и поверят ли они в том, что собранные налоги будут потрачены в пользу неимущих?

Вышепредоставленные мнения исходят из представителей правящей партии «Единая Россия», по которым можно сделать вывод, что введение налога на роскошь на данный момент является достаточно дискуссионным.

Расмотрим позиции еще одной перспективной партии страны -Справедливая Россиия. Главной бедой России партия считает социальное неравенство. Для исправления ситуации предлагается ввести налог на роскошь. По их мнению, данный налог - это механизм уменьшения утечки капитала за рубеж292.

Вопрос о введении в России налога на роскошь обсуждается ещё с 2001 года. В 2010 году был подготовлен специальный законопроект, согласно которому в число объектов налогообложения попадали такие предметы роскоши, как яхты, автомобили дороже 2 миллионов рублей, земля и элитные дома и квартиры стоимостью более 15 миллионов рублей, а также ювелирные украшения общей стоимостью 300 000 рублей. Однако тогда законопроект так и не был принят293.

Налог на имущество физических лиц с налоговой базой инвентаризационная стоимостью жилья, ставка налога которого увеличивается в зависимости от увеличения налоговой базы. Согласно статье 406 НК РФ294:

289 Путин: О наших экономических задачах // https://er.ru/news/73145// (Дата обращения: 15.12.2018 г.).

290 Открытая трибуна: Налог на роскошь - шаг к социальной справедливости // https://er.ru/news/75103/ (Дата обращения: 15.12.2018 г.).

291 Там же.

292 Ввести налог на роскошь! // http://www.km.ru/ (Дата обращения: 15.12.2018 г.).

293 Налог на роскошь // https://utmagazine.ru/posts/13305-nalog-na-roskosh // (Дата обращения: 14.12.2018 г.).

294 Налоговый кодекс РФ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.12.2018 г.).

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) Ставка налога

До 300 000 рублей включительно До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

В 2014 году в стране начали облагаться налогом автомобили, стоимость которых выше 3 миллионов рублей, что является элементом введения налога на роскошь. Однако окончательного перехода на данный налог в России так и не произошло295.

Сторонники нововведения утверждают, что это повлечет за собой множество благоприятных последствий для экономики, в том числе:

1) Сократится разрыв между богатыми и бедными;

2) Изменится характер денежных трат состоятельных людей, которые теперь будут вкладывать средства не на излишнее потребление, а на инвестирование в важные отрасли российской экономики;

3) Снизится социальная напряженность;

4) Возрастет совокупный спрос, в связи с тем, что налоговое бремя переместится с бедных слоев населения на более состоятельных граждан. Несмотря на все приведенные выше преимущества введения налога на роскошь в России остается неосуществленной.

Таким образом, создание эффективной системы налогообложения не всегда выражается во введении новых налогов. Что же касается налога на роскошь, то его сущность и вовсе весьма противоречива. В современных условиях этот сбор может оказаться дополнительным налоговым бременем и вызвать социальное недовольство и отток капиталов за рубеж. Кроме того, вопросы, касающиеся администрирования данного налога, установления его объекта, порядок расчета стоимости имущества остаются невыясненными, что ещё раз доказывает несвоевременность перехода к данному налогу.

Использованные источники:

1. Леконцев И.П. Бедность в России: официальная статистика и результаты социологических опросов ВЦИОМ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2016. - С.111-119.

2. Социальное неравенство в России устремилось вверх. Что дальше? // http://novosti24.su (Дата обращения:15.12.2018).

3. Российский статистический ежегодник // http://www.gks.ru (Дата

295 Налог на роскошь // https://utmagazine.ru/posts/13305-nalog-na-roskosh // (Дата обращения: 14.12.2018 г.).

обращения: 14.12.2018).

4. ВЦИОМ: бедность в России // https://mresearcher.com (Дата обращения: 15.12.2018).

5. Анимица П.Е. Налог на роскошь: зарубежный опыт и российские перспективы // Управленец. - 2013. - №2. - С.4-8.

6. Открытая трибуна: Налог на роскошь - шаг к социальной справедливости // https://er.ru/news/75103/ (Дата обращения: 15.12.2018 г.).

7. Путин: О наших экономических задачах // https://er.ru/news/73145// (Дата обращения: 15.12.2018 г.).

8. Ввести налог на роскошь! // http://www.km.ru/ (Дата обращения: 15.12.2018 г.).

9. Налог на роскошь // https://utmagazine.ru/posts/13305-nalog-na-roskosh // (Дата обращения: 14.12.2018 г.).

10. Налоговый кодекс РФ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.12.2018 г.).

УДК 004

Кочкарова П.А., к.ф.-м.н.

доцент СевКавГГТА Россия, г. Черкесск ЛИЦЕНЗИОННОЕ И СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ Аннотация. В статье определяются понятия лицензионного и свободного программного обеспечения. Производится обзор широко используемых программных средств.

Ключевые слова: лицензия, проприетарная, shareware, free software, freeware.

Kochkarova P.A. candidate of physical and mathematical sciences

associate Professor

North-Caucasian state humanitarian-technological Academy

Russia, Cherkessk LICENSED AND FREE SOFTWARE

Annotation. The article defines the concepts of licensed and free software. The widely used software tools are reviewed.

Keywords: license, proprietary, shareware, free software, freeware.Keywords: project, project management, network graph, Gantt chart.

Программы по своему правовому статусу делятся на лицензионные и свободные.

Лицензия на программный продукт (лицензионное соглашение) - это свод правил, регулирующих права на использование данного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.