Научная статья на тему 'Налог на прибыль и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы'

Налог на прибыль и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1655
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.

В статье рассмотрены расходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налог на прибыль и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы»

Налогообложение

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И РАСХОДЫ,

НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ

НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам

Целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Организации, признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль, определяя налоговую базу по налогу, уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов. Но помимо доходов и расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, российским налоговым законодательством определены перечни доходов и расходов, которые не могут быть учтены при налогообложении. Рассмотрим расходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Перечень таких расходов содержится в ст. 270 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Перечень этот достаточно большой и, к сожалению, в рамках одной публикации нет возможности подробно рассмотреть каждый из перечисленных в этой статье расходов, поэтому остановимся на наиболее распространенных.

Расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения (п. 1 ст. 270 НК РФ). Дивидендом в соответствии со ст. 43 НК РФ признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Вопрос учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с выплатой дивидендов, рассмотрен в письме Минфина России от 17.06.2011 № 03-03-06/1/355. В письме отмечено, что согласно п. 2 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ

«Об акционерных обществах» источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль), которая определяется по данным бухгалтерской отчетности.

Учитывая, что выплата дивидендов не является деятельностью, направленной на получение дохода, и осуществляется за счет чистой прибыли организации, сопутствующие расходы, связанные с выплатой дивидендов, в том числе расходы по оплате услуг банка, почтовые сборы за перечисление дивидендов и другие, по мнению Минфина России, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.

Расходы, осуществленные за счет чистой прибыли, не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций вне зависимости от характера таких расходов. Если, например, налогоплательщик осуществляет расходы на капитальный ремонт основных средств за счет сумм распределяемого дохода, т. е. за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, такие расходы на основании п. 1 ст. 270 НК РФ не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Такие разъяснения были даны в письме Минфина России от 27.04.2006 № 03-03-04/1/406.

Расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций (п. 2 ст. 270 НК РФ). Напомним, что ст. 176.1 НК РФ определен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость.

В письме Минфина России от 08.04.2009 № 0303-06/1/227 дан ответ на вопрос о том, могут ли быть учтены в целях налогообложения прибыли расходы в

виде сумм, взысканных по решению суда, в частности, сумм исполнительского сбора, предусмотренного ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В письме отмечено, что в соответствии с правовой позицией, высказанной в п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т. е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По мнению Минфина России, затраты в виде исполнительского сбора для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Вопрос признания в целях налогообложения расходов в виде санкций за несоблюдение лицензионных условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, рассмотрен в письме Минфина России от 18.04.2011 № 03-03-06/1/247. Пользование недрами с нарушением лицензионных условий и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 до 500 тыс. руб. Такая мера ответственности предусмотрена п. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в порядке, установленном ст. 46 Бюджетного кодекса РФ. Таким образом, штрафные санкции за нарушение лицензионных требований, начисленные в соответствии со ст. 7.3 КоАП РФ, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4 ст. 270 НК РФ). Негативное воздействие на окружающую среду является платным, что установлено ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Порядок определения платы и ее предельных размеров установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду является организация-природопользователь, в том числе осуществляющая хозяйственную деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды, на арендуемых площадях.

Организация-арендодатель, не являющаяся природопользователем и не загрязняющая окружающую среду, не является плательщиком экологических платежей и не вправе учитывать эти платежи за организацию-арендатора в пределах утвержденных лимитов в составе расходов, принимаемых в уменьшение облагаемых доходов при исчислении налога на прибыль организаций. Таково мнение сотрудников УФНС России по г. Москве, высказанное в письме от 28.07.2007 № 20-12/060976.

Напомним, что согласно подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах утвержденных лимитов могут включаться в состав материальных расходов.

Расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в п. 9 ст. 258 НК РФ (п. 5 ст. 270 НК РФ). Расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при налогообложении прибыли, поскольку стоимость амортизируемого имущества погашается посредством начисления амортизации.

Исключение составляют расходы на так называемую амортизационную премию: капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 % расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. Если основные средства относятся к 3—7-й амортизационным группам, размер амортизационной премии составит не более 30 %. Названные расходы включаются в состав расходов отчетного (налогового) периода.

По разъяснениям Минфина России, данным в письме от 27.01.2009 № 03-03-06/1/33, согласно п. 5 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения не

учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, включая нематериальные активы.

Расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255, 263 и 291 НК РФ (п. 6 ст. 270 НК РФ). В расходы организации на обязательное и добровольное страхование имущества в соответствии с п. 1 ст. 263 НК РФ включаются расходы в виде страховых взносов по всем видам обязательного страхования, а также по перечисленным в этом пункте видам добро -вольного страхования имущества. Перечень видов добровольного страхования имущества, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую прибыль, является закрытым.

О возможности включения в состав расходов в целях налогообложения затрат на добровольное страхование ответственности в письме Минфина России от 17.03.2008 № 03-03-06/1/181 сказано, что если добровольное страхование ответственности не является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями, то расходы на добровольное страхование ответственности не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

Страховые премии, уплачиваемые по договору страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, не могут быть учтены в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку перечень добровольных видов страхования, приведенный в ст. 263 НК РФ, не содержит такого вида страхования (письмо Минфина России от 22.01.2008 № 03-03-06/1/28).

Не учитываются при налогообложении прибыли расходы банка в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования физических лиц — клиентов банка от несчастных случаев и болезней, а также от финансовых рисков при поездках за рубеж (письмо Минфина России от 21.01.2008 № 03-03-06/2/3).

Расходы на страхование жилья сотрудников, а также на оплату социального страхования сотрудника за рубежом, если они не соответствуют критериям ст. 255, 263, 291 НК РФ, для налогообложения прибыли не учитываются (письмо Минфина России от 28.10.2010 № 03-03-06/1/671).

В письме УФНС России по г. Москве от 03.09.2009 № 16-15/091866 обращено внимание, что страхование коммерческих (торговых) кредитов не

относится ни к обязательным, ни к добровольным видам страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. Таким образом, расходы в виде страховых взносов по договорам страхования коммерческих (торговых) кредитов не учитываются в составе расходов организации для целей налогообложения прибыли.

Расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 НК РФ (п. 7 ст. 270 НК РФ). В письме Минфина России от 21.11.2007 № 03-03-06/2/219 рассмотрен вопрос учета для целей налогообложения расходов в виде взносов в негосударственный пенсионный фонд с целью пенсионного обеспечения сотрудников. Как сказано в письме, расходы в виде взносов организации на корпоративные именные пенсионные счета (солидарный счет корпоративного участника) расходами в целях налогообложения прибыли организаций не признаются.

Расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров (п. 9 ст. 270 НК РФ). В письмах Минфина России от 14.02.2011 № 03-03-06/1/100, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/494 сказано, что учет расходов, осуществленных в счет оплаты затрат, произведенных комиссионером за комитента (агентом за принципала), предопределяется условиями заключенного договора комиссии (агентского договора).

В письме Минфина России от 17.05.2006 № 0303-04/1/463, а также в письме УФНС России по г. Москве от 25.01.2011 № 16-15/006151 отмечено. что НК РФ предусмотрен следующий порядок учета расходов агента по агентскому договору:

— расходы агента, совершенные им в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, если такие затраты подлежат включению в состав расходов принципала, не учитываются в составе расходов агента. Также не учитываются расходы, осуществленные агентом за принципала, если такие расходы отражаются в налоговом учете принципала;

— если же агент осуществляет расходы, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, которые не возмещаются принципалом и, соответственно, не отражаются в налоговом учете принципала, агент вправе включить указанные расходы в состав расходов, учитываемых при налогообложении его прибыли.

Разъяснения о порядке налогообложения возмещения на территории РФ убытков по страховым случаям по выданным за рубежом сертификатам «Зеленая карта», осуществляемого российскими страховыми организациями или российским бюро от имени и (или) по поручению иностранных страховщиков или соответствующего иностранного бюро, приведены в письме Минфина России от

11.07.2008 N° 03-03-06/4/46. Расходы, осуществленные в рамках международной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которой присоединилась РФ, российским страховщиком или российским бюро, связанные с урегулированием претензий по страховому случаю по сертификату «Зеленая карта» на территории РФ и подлежащие впоследствии компенсации иностранным страховщиком, выдавшим страховой сертификат, или иностранным бюро, по мнению Минфина России, для налогообложения прибыли не учитываются.

Расходы в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления (п. 14 ст. 270 НК РФ). В целях налогообложения прибыли платежи в виде аванса (предварительной оплаты), даже на предоставление технического доступа к системе безналичных расчетов SWIFT, расходами не признаются, о чем сказано в письме Минфина России от 17.07.2007 № 03-03-06/2/131.

Минфин России в письме от 30.06.2011 № 07-

02-06/115 рассмотрел вопрос об учете в целях налога на прибыль перечисленных авансов при создании резерва по сомнительным долгам, возникшим в связи с реализацией товаров. В письме сказано, что на основании ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в установленном порядке. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в установленные договором сроки и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Таким образом, независимо от вероятности осуществления поставки товаров перечисленные авансы при создании резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения не учитываются.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ). При налогообложении не учитываются расходы в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, использующими метод начисления. В то же время, как сказано в письме Минфина России от 18.01.2008 № 03-03-06/1/12, при прекращении обязательства до начала его исполнения, согласно нормам гражданского законодательства, возникает ситуация, когда задаток перестает быть авансом. В частности, если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. В письме также отмечено, что в этом случае сумму задатка следует рассматривать как безвозмездно переданное имущество у организации-заказчика. По мнению Минфина России, организация-заказчик должна рассматривать уплаченный задаток как безвозмездно переданное имущество и, следовательно, не может учитывать его в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

В случае передачи сотрудникам по договорам дарения жилищного фонда, принадлежащего организации, получение организацией каких-либо доходов не предполагается. По мнению УФНС России по г. Москве (письмо от 13.11.2006 № 20-12/99668.2), такая передача может рассматриваться не иначе как безвозмездная передача имущества. Расходы, связанные с передачей сотрудникам организации принадлежащих ей объектов жилищного фонда (включая их стоимость), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В письме УФНС России по г. Москве от

15.01.2009 № 19-12/001789 также указано, что организация при безвозмездной передаче амортизируемого имущества не получает экономической выгоды, в связи с чем в соответствии со ст. 41 НК РФ у нее не возникает доход, учитываемый для целей налогообложения прибыли. При этом расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации), а также расходы, возникшие в связи с передачей имущества, не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы.

По мнению Минфина России (письмо от

31.05.2007 № 03-04-06-01/166), такой подход можно применить и в случае безвозмездной передачи ценных бумаг. При дарении ценных бумаг у организации-дарителя дохода в виде рыночной стоимости безвозмездно передаваемых бумаг, учитываемого для целей налогообложения прибыли, не возникает. При этом расходы в виде цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение) организация-даритель не вправе учитывать для целей налогообложения прибыли организаций.

В письме Минфина России от 10.09.2007 № 03-

03-06/1/655 рассмотрена возможность признания затрат на размещение рекламы на квитанциях по оплате квартир расходами на рекламу. Учитывая то, что реклама на квитанциях по оплате квартир предназначена для конкретных лиц, затраты налогоплательщика, связанные с ее размещением, не признаются расходами на рекламу и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

Об отсутствии оснований для учета в составе расходов затрат, связанных с безвозмездным оказанием услуг по созданию и трансляции телевизионной и радиорекламы организациями, осуществляющими телевизионную и радиовещательную деятельность, а также расходов заказчиков на социальную телевизионную и радиорекламу при исчислении налога на прибыль сказано в письме Минфина России от 26.12.2008 № 03-03-05/187.

Социальной рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ (п. 19 ст. 270 НК РФ). В письме Минфина России от 17.07.2007 № 03-0306/1/498 отмечено, что в случае неподтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС в установленные сроки налог подлежит уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров. Налогоплательщик имеет право на возврат уплаченных сумм налога на добавленную стоимость (НДС) в течение 3 лет со дня возникновения обязанности

по уплате налога при представлении в налоговые органы необходимых документов. Таким образом, сумма уплаченного НДС как возмещаемого налога не может быть включена при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно п. 19 ст. 270 НК РФ. Иной порядок ст. 170 НК РФ не предусмотрен.

Уплаченная в бюджет сумма НДС относится на расходы организации, не учитываемые в целях налогообложения прибыли.

Налоговый агент суммы НДС, уплаченные им за счет собственных средств за иностранную организацию, не состоящую на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика, не вправе учитывать в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, на это обращено внимание в письме УФНС России по г. Москве от

05.07.2007 № 20-12/064127.

Расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (п. 21 ст. 270 НК РФ). В составе расходов, учитываемых в целях налогообложения, могут приниматься выплаты любых видов вознаграждений и компенсаций, предоставляемых руководству или работникам, только в том случае, когда такие выплаты предусмотрены законодательством РФ, коллективным и (или) трудовым договорами. Таким образом, расходы налогоплательщика — акционерного общества на выплату вознаграждений членам совета директоров, производимых не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров с обществом, а на основании устава общества, не могут быть отнесены в уменьшение налоговой базы при исчислении налога на прибыль. Такое мнение подтверждается письмами Минфина России от 10.07.2007 № 03-03-06/1/475, от 31.05.2007 № 03-03-06/1/355, письмами УФНС России по г. Москве от 26.12.2007 № 21-11/124242@, от 13.11.2006 № 21-11/99713@.

При квалификации начисляемых в пользу работников сумм в качестве расходов на оплату труда следует исходить из того, что размер оплаты труда считается установленным, если из условий трудового договора можно достоверно определить, какая сумма заработной платы причитается ему за фактически выполненный объем работы. Кроме того, размер оплаты считается установленным, если работник, не получив причитающуюся по условиям трудового договора оплату труда в денежном или

натуральном выражении, может, исходя из условий трудового договора, потребовать от работодателя выплатить за выполненный объем работ конкретную сумму денежных средств.

Исходя из изложенного, для учета сумм премий в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли необходимы:

— документы, подтверждающие отношение выплат в виде премий к системе оплаты труда в организации;

— документы, подтверждающие достижение работниками конкретных показателей оценки труда (фактически отработанное время, количество созданных трудом материальных ценностей, суммы полученных с привлечением труда доходов и пр.);

— первичные документы о начислении конкретных сумм выплат в пользу работников по действующей в организации системе оплаты труда, оформленные в соответствии с законодательством.

Таким образом, если в трудовом договоре закреплено, что работнику полагается денежная премия в рамках системы оплаты труда, т. е. соблюдены все перечисленные условия, то такая премия учитывается в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли.

Если же премия не является составной частью заработной платы, а выплачивается по иным основаниям, то подобные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, на что указано в письме ФНС России от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165.

Расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей (п. 24 ст. 270 НК РФ). Согласно ст. 116 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска работникам, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Тем не менее, как считает Минфин России (письма от 29.12.2007 № 03-03-06/1/900, от 17.12.2008 № 03-03-06/1/689), организация не может отнести к расходам для целей налогообложения прибыли организаций расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам, осуществляющим работу в многосменном режиме.

Расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным

транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (п. 26 ст. 270 НК РФ). Расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования рассматриваются в налоговом законодательстве в качестве расходов, уменьшающих размер налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если такие расходы являются частью системы оплаты труда.

Это связано с тем, что включение сумм в состав расходов на оплату труда, а также иные начисления по оплате труда дают возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника.

В случае отсутствия такой возможности расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования для налогообложения прибыли организаций не учитываются в составе расходов на оплату труда. Иного порядка учета таких выплат в пользу работников в налоговом законодательстве не предусмотрено, о чем сказано в письме УФНС России по г. Москве от

02.09.2008 № 21-11/082829@.

Расходы в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством РФ (п. 37 ст. 270 НК РФ). Размеры возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 187.

Статьей 169 ТК РФ определено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.

В письме Минфина России от 20.07.2007 № 03-

04-06-01/255 обращено внимание на то, что НК РФ ограничивает данный вид расходов для всех категорий налогоплательщиков. Таким образом, организации, не финансируемые за счет средств федерального бюджета, до утверждения соответствующих норм, по мнению Минфина России, должны признавать затраты на возмещение расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность в пределах размеров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального

бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность».

Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, на оплату суточных, полевого довольствия и рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов сверх норм таких расходов, установленных Правительством России (п. 38 ст. 270 НК РФ). Нормы компенсации за использование личного транспорта утверждены постановлением Правительства России от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Рационы питания утверждены постановлением Правительства России от 07.12.2001 № 861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов».

Представительские расходы в части, превышающей их размеры, предусмотренные п. 2 ст. 264 НК РФ (п. 42 ст. 270 НК РФ). Специфика налогового учета представительских расходов состоит в том, что гл. 25 НК РФ относит их в состав нормируемых расходов. В течение отчетного (налогового) периода они включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

В части превышения предельного размера, установленного НК РФ, представительские расходы следует относить в состав расходов, не учитываемых в целях исчисления налога на прибыль организаций, на что указывает п. 42 ст. 270 НК РФ.

Расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком и принятые к вычету в соответствии со ст. 343.1 НК РФ, за исключением расходов, предусмотренных п. 5 ст. 325.1 НК РФ (п. 48.13 ст. 270 НК РФ). Напомним, что согласно п. 1 ст. 343.1 НК РФ налогоплательщики по своему выбору могут уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом

периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном ст. 343.1 НК РФ, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Порядок признания расходов, о которых идет речь, должен быть отражен в учетной политике для налогообложения. Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в 5 лет.

Данная норма установлена Федеральным законом от 28.12.2010 № 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 Налогового кодекса Российской Федерации» и действует с 01.04.2011.

В налоговый вычет на основании п. 5 ст. 343.1 НК РФ включаются, в частности, материальные расходы налогоплательщика, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком и связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (по Перечню видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 № 455), определяемые в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.

Материальные расходы в целях налогообложения прибыли определяются в соответствии с положениями ст. 254 НК РФ.

Таким образом, если налогоплательщик не применяет налоговый вычет по налогу на добычу полезных ископаемых, то и нормы п. 48.13 ст. 270 НК РФ применению не подлежат.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

5. О внесении изменений в главы 25 и 26 Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от

28.12.2010 № 425-ФЗ.

6. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

7. Письмо Минфина России от 17.06.2011 № 03-

03-06/1/355.

8. Письмо ФНС России от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165.

9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.