Научная статья на тему 'Налог на доходы физических лиц бюджетных учреждений'

Налог на доходы физических лиц бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мякинина Л. Н.

( Статья исправленная и дополненная). Налог на доходы физических лиц автор рассматривает в связи с тем, что бюджетные учреждения являются налоговыми агентами в отношении этого налога. Организации, от которых налогоплательщик получает доходы, обязаны при выплате этих доходов исчислить и удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет определенную сумму налога. В этих случаях бюджетные организации выступают в роли налоговых агентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налог на доходы физических лиц бюджетных учреждений»

Налогообложение

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ*

Л. Н. МЯКИНИНА, консультант по налогам ЗАО «ЕШ ИНТЕРКОМ-АУДИТ»

Налог на доходы физических лиц установлен гл. 23 второй части Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, в соответствии со ст. 207 НК РФ, являются физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Под физическим лицом понимается гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Доказательством принадлежности к гражданству Российской Федерации является наличие паспорта гражданина Российской Федерации, а до его получения — свидетельство о рождении, содержащее указание на гражданство лица.

Иностранными гражданами признаются лица, обладающие гражданством иностранного государства. Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом.

Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не преры-

* По недосмотру редактора в журнале БИНО № 1 — 2007 г. был опубликован устаревший вариант статьи Л. Н. Мякини-ной, не содержащий последних изменений. В публикуемой статье эти изменения выделены курсивом. Приносим свои искренние извинения.

вается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

(Введено Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-Ф3.)

Налог на доходы физических лиц мы рассматриваем в связи с тем, что бюджетные учреждения являются налоговыми агентами в отношении этого налога. Организации, от которых налогоплательщик получает доходы, обязаны при выплате этих доходов исчислить и удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет определенную сумму налога. В этих случаях бюджетные организации выступают в роли налоговых агентов. Налоговые агенты обязаны:

• правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности;

• вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществле-

ния контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; • вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику. Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации или физические лица, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, то есть от которых налогоплательщик получает доход в соответствии с законодательством о налогах и сборах. В частности, обязанности налогового агента не могут возлагаться на лицо на основании нормативных актов министерств и ведомств.

У налогового агента есть еще одна обязанность: постановка на налоговый учет. Согласно ст. 84 НК РФ организации — налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций- налогоплательщиков.

К доходам от источников в Российской Федерации, в соответствии со ст. 208 НК РФ, относятся следующие выплаты бюджетных учреждений:

1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;

2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством;

3) стоимости использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав;

4) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

При получении налогоплательщиком дохода от организации в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. В соответствии со ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки, если не доказано другое.

При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся:

1) оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;

3) оплата труда в натуральной форме.

Доходом налогоплательщика, полученным в

виде материальной выгоды, являются:

1) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций;

2) материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у организаций, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговой базы.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии со ст. 217 НК РФ следующие виды доходов физических лиц:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

• с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

• с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;

• с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

• с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

• с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

• с гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;

• с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

• с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Примечание ред. Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.01.2005 № 16141/04разъяснены положения п. 3ст. 217 НК РФ, касающиеся установления норм суточных, применяемых в целях налогообложения доходов физических лиц.

Обращаем внимание бюджетных учреждений на то, что, кроме суточных, их специфические нормы для целей уплаты данного налога не применяются, например не облагаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно;

4) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

• налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью;

• работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

• налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах);

• налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах);

• налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты;

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 257-ФЗ (п. 4) с 1 января 2008г. будет дополнен абзацем следующего содержания «работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50тыс. руб. на каждого ребенка;».

• вознаграждения, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации физическим лицам за оказание ими содействия федеральным органам исполнительной власти в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие акты, а также за оказание содействия органам федеральной службы безопасности и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (пункт введен Федеральным законом от 27.07.2006№ 153-Ф3);

5) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся

на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:

• за счет средств бюджетных учреждений, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога

на прибыль организаций;

• за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

6) суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в учреждениях банков;

7) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости;

8) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета госу-

дарственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу, — в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством об оплате труда работников;

9) суммы, выплачиваемые организациями детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям;

10) суммы оплаты за инвалидов организациями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;

11) доходы, не превышающие 4 000 руб. (в ред. Федерального закона от 01.07.2005 № 78-ФЗ), полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

• стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

• стоимость призов в денежной и натуральной фор -мах, полученных налогоплательщиками на конкур -сах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

• суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

• возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;

• стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);

• суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;

12) доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм,

получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов; 13) другие доходы.

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 — 221 НК РФ:

1) в размере 3 000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

• лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

• лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;

• лиц, принимавших в 1986 — 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);

• военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных,

призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ; лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986 — 1987 гг. службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 — 1990 гг. в работах по объекту «Укрытие»;

ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956гг., лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1959 — 1961 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957г., лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957г. из зоны радиоактивного загрязнения (при этом к выехавшим добровольно гражданам относятся лица, выехавшие в период с 29 сентября 1957г. по 31 декабря 1958г. из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк», а также лица, выехавшие в период с 1949 по 1956г. включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча), лиц, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957г.

на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993г. свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности), лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20мая 1993г. свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

• лиц, непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 г.;

• лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

• лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации радиационных аварий, произошедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны;

• лиц, непосредственно участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 г.;

• лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;

• инвалидов Великой Отечественной войны;

• инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих;

2) налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

следующие категории налогоплательщиков:

Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии; участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан; лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. независимо от срока пребывания; бывших, в том числе несовершеннолетних, узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны;

инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;

лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

младший и средний медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г., а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;

• лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей;

• рабочих и служащих, а также бывших военнослужащих и уволившихся со службы лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получивших профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

• лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957 — 1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 гг.;

• лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также бывших военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957г. из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно лицам относятся лица, выехавшие с 29 сентября 1957г. по 31 декабря 1958г. включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 по 1956г. включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

• лиц, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения Чернобыльской атомной электростанции (именуемой в дальнейшем АЭС), подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;

• родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак;

• граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

3) налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в пп. 1 и 2, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется;

4) налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действуют до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000руб.. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей), установленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей, приемных родителей.

Указанный налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является

ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом Iили IIгруппы.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак.

Указанный налоговый вычет предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет. При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Под одиноким родителем для целей налогообложения НДФЛ понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей) или месяца, в котором установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, и сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, или в случае истечения срока действия либо досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или в случае смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Стандартный налоговый вычет на ребенка (детей) предоставляется независимо от предоставления других стандартных налоговых вычетов.

Установленные стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику (если он получает доход в нескольких организациях, работая по совместительству), одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его

письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода, по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом.

В случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей.

Социальные и имущественные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 219 и 220 НК РФ, производятся налоговыми органами на основании письменного заявления, при подаче налоговой декларации налогоплательщиком.

Право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) налогоплательщики, не являющиеся предпринимателями без образования юридического лица — в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов;

2) налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, — в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);

3) налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

Показатель Нормативы затрат (в процентах к сумме начисленного дохода)

Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка 20

Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна 30

Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально — и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике 40

Создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле — и кинофильмов) 30

Создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле — и видеофильмов и театральных постановок 40

других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию 25

Исполнение произведений литературы и искусства 20

Создание научных трудов и разработок 20

Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования) 30

Получение профессиональных налоговых вычетов происходит при подаче налогоплательщиком письменного заявления налоговому агенту.

При отсутствии налогового агента налогоплательщики, указанные в настоящей статье, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.

Налоговым периодом признается календарный год.

Дата фактического получения дохода определяется как день:

1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;

2) передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;

3) уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Налоговая ставка НДФЛ устанавливается в размере 13 %, если иное не предусмотрено НК РФ.

Статьей 224 НК РФ ставка налога на доходы физических лиц устанавливается в размере 35 % в отношении следующих доходов:

• стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях;

• страховых выплат по договорам добровольного страхования;

• процентных доходов по вкладам в банках;

• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств. Налоговая ставка устанавливается в размере

30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

В зависимости от того, является иностранное физическое лицо налоговым резидентом России или нет, его доходы облагаются по разным ставкам. Для доходов налоговых резидентов установлена ставка налогообложения 13 %, а для доходов нерезидентов — 30 %.

Как уже отмечалось, физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации — это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Соответственно физические лица, фактически находящиеся на территории России менее 183 дней в календарном году, являются налоговыми нерезидентами.

Календарный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря, при этом срок исчисляется, начиная со следующего дня после календарной даты прибытия физического лица в Россию, и включают день его отъезда. Резидентство устанавливается ежегодно и применяется с начала года.

Таким образом, согласно положениям НК РФ для исчисления НДФЛ по ставке 13 % необходимо, чтобы физическое лицо уже фактически находилось на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Вопрос относительно того, по какой ставке необходимо удерживать налог на доходы физических лиц до истечения 183 дней в году, на законодательном уровне не урегулирован.

В то же время, анализируя ст. 2, 5, 6 и 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 15.01.2007) можно сделать следующий вывод. Иностранные граждане, имеющие действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание (в них обязательно указывается срок их действия), либо миграционную карту, подтверждающую разрешенный органами внутренних дел срок временного пребывания, и состоящие на начало отчетного периода в трудовых отношениях с организациями, предусматривающих продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода.

При этом и в виде на жительство, и в разрешении на временное проживание, и в миграционной карте должна быть отметка о регистрации по месту жительства.

Кроме того, у иностранного гражданина на 1 января отчетного года должен быть заключен трудовой договор с российской организацией и предположительный срок трудовых отношений в текущем календарном году должен быть больше 183 дней.

Следует отметить, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно (получивших вид на жительство) или временно (получивших разрешение на временное проживание) проживающих в Российской Федерации. Соответственно, в дополнение к вышеизложенным документам наличие разрешения на работу необходимо только для иностранного гражданина, находящегося в Российской Федерации по миграционной карте.

Таким образом, налоговый агент имеет право удерживать НДФЛ по ставке 13 % с начала 2004 г. в случае соблюдения указанных выше условий. Иностранные граждане и лица без гражданства — налоговые резиденты Российской Федерации имеют право на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов по доходам, облагаемым по ставке 13 %.

Если в течение отчетного года налоговый статус иностранного работника изменился, то налог с его доходов удерживается по общей ставке 13 % с предоставлением налоговых вычетов. При этом по ранее полученным доходам суммы налога пере-считываются с начала года. Излишне удержанный налог зачитывается в счет последующих удержаний или возвращается налогоплательщику на основании его письменного заявления.

Уточнение налогового статуса физических лиц производится:

• на дату фактического завершения пребывания иностранца на территории Российской Федерации в текущем календарном году;

• на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в России иностранного специалиста.

Следует учитывать, что отдельные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, могут быть освобождены от налогообложения или иметь льготы и вычеты по правилам устранения двойного налогообложения. Для этого они должны представить в налоговые органы документы, официально подтверждающие то, что они являются резидентами государства, с которым Россия заключила соглашение об избежании двойного налогообложения.

В случае, если иностранный работник увольняется из организации и фактически будет находиться на территории России в текущем году менее 183 дней, налоговый агент (работодатель) должен произвести перерасчет налога по ставке 30 % и удержать из дохода доначисленную сумму.

Если документы, подтверждающие пребывание иностранного специалиста в России в течение 183 дней, заранее представить нельзя, то налог надо удерживать по ставке 30 % без предоставления налоговых вычетов.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы дохода, в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13 %, подлежащего налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 %, подлежащих налогообложению, не переносится.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется конкретная налоговая ставка, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Сумма налога, исчисленного с оплаты труда в натуральной форме, удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы выплаты.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика,

в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом. Для этого налогоплательщик должен представить налоговому агенту соответствующее заявление.

Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, подлежат взысканию ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в судебном порядке.

Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.

Налоговый учет по налогу с доходов физических лиц — это предусмотренная законодательством о налогах и сборах процедура учета и представления сведений о доходах и удержанных суммах налогов налоговыми агентами налоговым органам или налогоплательщикам.

Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц», установленной приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год».

Сведения о доходах и суммах налогов налоговые агенты обязаны представлять не только налоговым органам, но и налогоплательщикам. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной МНС России. Сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов представляются в налоговый орган по месту учета налогового агента ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица».

Примечание ред. Приказом ФНС РФ от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ утверждена новая

форма № 2-НДФЛ, рекомендации по заполнению сведений по данной форме, а также «Формат сведений о доходах по форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год» в электронном виде (на основе XML)».

Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Поскольку форма отчетности, по которой налоговый агент обязан сообщать о сумме задолженности налоговому органу, законодательно не утверждена, налоговый агент вправе применять либо произвольную форму, в которой должен быть указан источник выплаты дохода, причины невозможности удержания и сумма неудержанного налога, либо справку по форме № 2-НДФЛ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы в случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и вы можете доказать факт предъявления налоговым органам.

Поскольку в отношении налога на доходы физических лиц бюджетные учреждения являются налоговыми агентами, то они не представляют в налоговые органы налоговой декларации. Это делают сами налогоплательщики.

Налоговый агент должен правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выпла-

чиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.

Если удержание налога невозможно по объективным причинам, например при выплате доходов в натуральной форме, акциями, продукцией, товарами, услугами, а также при совершении бартерных сделок и зачете взаимных требований, у налогового агента обязанностей по удержанию и перечислению налогов не возникает, поскольку отсутствуют необходимые для этого денежные средства. Вместе с тем у него имеется обязанность сообщить в месячный срок в налоговый орган о невозможности удержать суммы налогов и о суммах возникшей задолженности.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты удержанного налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках, а также путем взыскания пени за несвоевременную уплату налога.

Статья 123 НК РФ устанавливает ответственность налогового агента за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов в виде штрафа в размере 20 % суммы, подлежащей перечислению.

Следовательно, налоговые органы имеют право взыскивать с налогового агента сумму не-удержанного и неперечисленного налога, пени за задержку перечисления удержанных налогов в бюджет и штраф в размере 20 % суммы, подлежащей перечислению в бюджет.

В соответствии со ст. 46 НК РФ недоимка и пени взыскиваются с налогового агента в бесспорном порядке, а штраф — в судебном порядке, предусмотренном ст. 104 НК РФ.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:\\www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.