Научная статья на тему 'Нализ результатов реализации проектов модернизации нефтеперерабатывающих предприятий России'

Нализ результатов реализации проектов модернизации нефтеперерабатывающих предприятий России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
354
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / СТРУКТУРА ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Меркулов Дмитрий Владимирович

Рассмотрены вопросы, связанные с реализацией проектов модернизации российских нефтеперерабатывающих предприятий. Исследуются основные нормативные документы, регулирующие деятельность нефтеперерабатывающих предприятий в области качественных показателей выпускаемой продукции. Проводится анализ результатов завершенных программ модернизации нефтеперерабатывающих предприятий России и перспективных проектов в ввиду современной экономической и политической ситуации в стране и мире. Рассматриваются структура производимой продукции и ее качественные характеристики. Делаются выводы о результатах процессов модернизации нефтеперерабатывающих заводов и возможных перспективах реализации планов по реконструкции предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RESULTS OF MODERNIZATION PROJECTS THE OIL REFINERIES IN RUSSIA

The questions about implementation of projects of modernization Russian refineries are considered. The federal laws regulating the oil refineries in the field of quality indicators of products are investigated. The analysis of results complete programs of modernization oil refineries and perspective projects in economic and political situation in the country and the world is carried out. The structure of the made production and its qualitative characteristics are considered. Conclusions about results of processes of modernization oil refineries and possible prospects of implementation of plans for reconstruction of the enterprises are drawn.

Текст научной работы на тему «Нализ результатов реализации проектов модернизации нефтеперерабатывающих предприятий России»

УДК 338.45

Д-В- Меркулов АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТОВ МОДЕРНИЗАЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

Аннотация. Рассмотрены вопросы, связанные с реализацией проектов модернизации российских нефтеперерабатывающих предприятий. Исследуются основные нормативные документы, регулирующие деятельность нефтеперерабатывающих предприятий в области качественных показателей выпускаемой продукции. Проводится анализ результатов завершенных программ модернизации нефтеперерабатывающих предприятий России и перспективных проектов в ввиду современной экономической и политической ситуации в стране и мире. Рассматриваются структура производимой продукции и ее качественные характеристики. Делаются выводы о результатах процессов модернизации нефтеперерабатывающих заводов и возможных перспективах реализации планов по реконструкции предприятий. Ключевые слова: нефтепереработка, нормативные документы, модернизация, качество продукции, структура продукции.

Dmttriy MerMov ANALYSIS OF RESULTS OF MODERNIZATION

PROJECTS THE OIL REFINERIES IN RUSSIA

Annotation. The questions about implementation of projects of modernization Russian refineries are considered. The federal laws regulating the oil refineries in the field of quality indicators of products are investigated. The analysis of results complete programs of modernization oil refineries and perspective projects in economic and political situation in the country and the world is carried out. The structure of the made production and its qualitative characteristics are considered. Conclusions about results of processes of modernization oil refineries and possible prospects of implementation ofplans for reconstruction of the enterprises are drawn.

Keywords: oil refinery, modernization, federal laws, product quality, structure of the made production.

На протяжении последних семи лет в России активно ведется работа по модернизации нефтеперерабатывающих предприятий. Практически все крупные нефтяные компании осуществляют программы по модернизации своих нефтеперерабатывающих мощностей.

Толчком к началу активной модернизации стало принятие Правительством Российской Федерации постановления от 27 февраля 2008 г. № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» [8].

Принятый Технический регламент стал одним из наиболее важных нормативных актов, призванных регулировать качественные характеристики целого ряда нефтепродуктов и, в первую очередь, моторных топлив. Целью принятия Технического регламента стало стремление руководства страны к законодательному стимулированию российских нефтяных компаний модернизировать свои нефтеперерабатывающие предприятия.

Этот документ устанавливал требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту. Ввод в действие данного технического регламента обуславливал не-

© Меркулов Д.В., 2015

обходимость улучшения экологического состояния окружающей среды путем сокращения вредных веществ в выбросах автотранспорта. Однако можно сказать, что экологическая составляющая не была единственной причиной разработки регламента. По состоянию на 2008-2010 гг. структура выпускаемых нефтепродуктов и их качественные характеристики были далеки от того, чтобы полноценно конкурировать с нефтепродуктами (в первую очередь топливами), производимыми на европейских нефтеперерабатывающих заводах.

Согласно техническому регламенту были установлены конкретные сроки перехода на выпуск в обращение различных классов моторных топлив, в первую очередь автомобильных бензинов. Однако ввиду пожеланий и предложений со стороны нефтеперерабатывающих компаний эти сроки несколько раз пересматривались, поскольку последние не успевали к указанному сроку изменить качественные показатели выпускаемой продукции до требуемого уровня. В итоге было принято Правительством РФ новое Постановление от 07 сентября 2011 г. № 748 «О внесении изменений в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» [9 ].

Основные изменения коснулись установления новых сроков окончания выпуска одних классов топлив (относительно автомобильных бензинов и дизельного топлива) и переход на другие, более высокие, классы. Так, сроки выпуска ограничены документом следующим образом:

- выпуск топлив класса 2 - до 31 декабря 2012 г. (ранее - до 31 декабря 2010 г.);

- выпуск топлив класса 3 - до 31 декабря 2014 г. (ранее - до 31 декабря 2011 г.);

- выпуск топлив класса 4 - до 31 декабря 2015 г. (ранее - до 31 декабря 2014 г.);

- выпуск топлив класса 5 - срок выпуска в оборот, как и ранее, не ограничен.

После вступления данного документа в силу в 2008 г. российские вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) особенно активно начали модернизировать собственные нефтеперерабатывающие мощности с целью доведения качества выпускаемых топлив до уровня требований технического регламента.Тем не менее, Мировой финансовый кризис, начавшийся во второй половине 2008 г. стал причиной того, что многие компании сократили объемы финансирования в реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) или перенесли ее на более поздние сроки. Однако, начиная с 2010 г. объемы инвестиций постоянно росли и увеличились к 2014 г. более чем в 2 раза - с 201,3 млрд руб. до 439,4 млрд руб. [10, с. 553]. Это в целом свидетельствует об активизации процессов модернизации на российских НПЗ независимо от существующей микро- и макроэкономической ситуации в стране. ВИНКам необходимо осуществить проекты реконструкции НПЗ для того, чтобы качество нефтепродуктов соответствовало требованиям Технического регламента.

Теперь остановимся подробнее на том, какие результаты с начала процесса модернизации, получены к сегодняшнему дню и есть ли существенные изменения в структуре и качестве производимой нефтеперерабатывающими предприятиями продукции. Начнем с анализа одного из главных показателей, характеризующих эффективность деятельности отрасли в целом - глубине переработки нефти. На протяжении последних 10 лет показатель глубины переработки нефти практически не менялся. От года к году он колебался около 72 %. Наименьший показатель за этот период был в 2011 г. - 70,7 %, а наилучший - в 2006 - 71,9 % [10, с. 360]. Некоторые отраслевые издания дают несколько другие цифры [4, с. 67], однако в целом показатели практически одинаковы. Сравнивая с аналогичным показателем нефтеперерабатывающих предприятий в Европе и США. Следует отметить, что для западноевропейских НПЗ показатель глубины переработки нефти составляет 85-90 %, для нефтеперерабатывающих предприятий США - около 93 % [12]. Здесь следует отметить, что именного такого показателя как «глубина переработки нефти» в США и в западноевропейских странах не используют. В частности, в Соединенных штатах для характеристики выпускаемой продукции агентством U.S. Energy Information Administration используются показатели «refinery yield», которые можно охарактеризовать как выход продукции нефтепереработки и которые определяются по ряду продук-

тов нефтепереработки (нефтяные газы, моторное топливо, авиационное топливо, дистилляты и т.д.) [7]. Следует отметить, что показатель глубины переработки нефти в целом зависит от состава технологических процессов на предприятиях. Исходя из формулы расчета показателя [11], можно сделать вывод, что чем больше продукции первичной переработки нефти вовлекается во вторичную переработку с получением конечной продукции и чем меньше мазута и безвозвратных потерь образуется в ходе переработки нефти, тем выше будет этот показатель. Отсюда следует рассмотреть, какие проекты по вторичной переработке нефти реализованы и планируются к реализации на российских НПЗ.

По мощностям первичной переработки Россия в 2013 г. занимала третье место в мире с показателем 278,2 млн т перерабатываемой сырой нефти в год после США - около 820 млн т в г. и Китая - 580 млн т в г. [2; 13 р. 16]. Тем не менее, основную высококачественную продукцию дает вторичная переработка нефти, к которой относятся такие процессы, как деструктивные углубляющие процессы (каталитический крекинг, каталитический гидрокрекинг, замедленное коксование, висбре-кинг гудрона) и облагораживающие процессы (каталитический риформинг на производство бензина, каталитическая гидроочистка, алкилирование и ароматизация, изомеризация). При этом, только деструктивные углубляющие процессы могут способствовать переработке мазута и тяжелых фракций в качественные нефтепродукты, такие как моторные топлива и конечную продукцию в виде качественных битумов и подобной продукции. Облагораживающие процессы предназначены для улучшения качества выходящих прямогонных фракций. Отсюда, исходя из структуры всех вторичных процессов и их соотношения с объемами первичной переработки, можно говорить о качественных показателях производимой продукции и о ее структуре.

Поэтому следующим вопросом, на котором следует остановиться, является структура производимой российскими НПЗ продукции и оценка того, насколько она изменилась после активизации процессов модернизации НПЗ с 2008 г. Так, в 2009-2010 гг. был введен ряд установок вторичной переработки нефти, в частности ОАО «Роснефть» завершила реконструкцию установок изомеризации, вибрекинга и риформинга, а также ввела в строй 2 установки изомеризации и 2 установки гидроочистки бензина [5]. Крупнейшим из проектов модернизации стало введение в строй нового комплекса каталитического крекинга на НПЗ ОАО «Лукойл» в г. Кстово, Нижегородской области. Другие ВИНК не так активно проводили модернизацию в эти годы. Начиная с 2011 г. активнее начинают реконструироваться существующие и вводится новые установки первичной переработки нефти. Так, в 2011 г. было реконструировано всего 4 установки первичной переработки нефти - 3 каталитического риформинга и 1 гидроочистки дизельного топлива. Но уже в 2012 г. были введены в строй 7 новых установок: 1 каталитического риформинга, 1 - изомеризации, 3 - очистки дизельного топлива и 2 -гидроочистки бензина и реконструированы 5: 2 - каталитического риформинга и 3 гидроочистки дизельного топлива. В 2013 г. среди новых 6 установок вторичной переработки нефти были 2 установки изомеризации, 1 - гидрокрекинга, 2 - гидроочистки бензина и 1 - гидроочистки дизельного топлива. В этом же году были реконструированы 3 установки гидроочистки дизельного топлива [2, с. 25].

Как видно, среди приведенных мощностей можно выделить три значимых деструктивных углубляющих процесса - реконструкция установки висбрекинга ОАО «Роснефть», гидрокрекинг, введенный на нефтеперерабатывающем заводе в г. Кириши, комплекс каталитического крекинга на ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез». Поскольку деструктивные процессы переработки нефти больше не были введены, структура выпускаемой продукции в целом по отрасли практически не изменилась. В 2009 г. структура была следующей: 15,2 % - автомобильный бензин, 28,6 % - дизельное топливо, 27,2 % - мазут топочный, 3,6 % - авиационный керосин, 25,4 % - прочие нефтепродукты. В 2013 г.: 14 % - автомобильный бензин, 26 % - дизельное топливо, 28 % - мазут, 32 % - прочие нефтепродукты. Как видно, структура выпуска продукции практически не изменилась [3]. Однако в ближайшие пять лет - к 2020 г. - планируется ввод достаточно большого количества установок как по облагораживающим процессам, так и по деструктивным углубляющим [2, с. 4]. В случае реализации

этих проектов нефтяными компаниями можно будет говорить об изменении структуры производимой продукции в сторону сокращения производства топочного мазута как конечной продукции и увеличении производства светлых нефтепродуктов. Как следствие должна увеличиться и глубина переработки нефти. По словам министра энергетики А.В. Новака к 2020 г. глубина переработки должна повыситься до 92 % [6]. Ввиду того, что за период 2008-2013 гг. в строй был введен ряд установок облагораживающих процессов, качество выпускаемых нефтепродуктов, и в первую очередь моторных топлив, в целом улучшилось. Со слов Президента Союза нефтегазопромышленников России Г. Шмаля в 2014 г. завершится переход на выпуск топлив класса 3 и 4. При этом уже в 2012 г. ряд НПЗ имеет возможность выпускать топливо класса 5 [1]. Как видно процессы модернизации предприятий все же дают ощутимые положительные результаты.

Подводя итог, можно сделать вывод, что начатая модернизация пока не дала значительных улучшений в показателях, как глубины переработки нефти, так и в структуре производимой продукции. Однако ввод в действие ряда установок вторичной переработки нефти позволил значительно поднять качество выпускаемой продукции и в случае реализации запланированных проектов модернизации НПЗ российская нефтеперерабатывающая промышленность может выйти на качественно новый уровень и составить конкуренции наиболее развитым американским и западноевропейским производителям нефтепродуктов.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/192858/ (дата обращения: 26.01.2015).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 748 «О внесении изменений в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/187571 (дата обращения: 26.01.2015).

3. Григорьев, Л. Бензин дорос до евронормы / Л. Григорьев, И. Фурсова // Российская газета. - 2014. ». -[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/14/motor.html (дата обращения 14.04.2015).

4. Модернизации НПЗ: в тисках санкций и налогового маневра // Нефтегазовая вертикаль -Технологии. -2015. - № 4. - С. 1 - 8.

5. Нефтепереработка в России : курс на модернизацию. «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.», 2014. - 28 с.

6. Нефтепереработка: так жить нельзя // Нефтегазовая вертикаль. 2010. - № 5. - с. 62 - 69.

7. Официальный сайт ОАО «Роснефть» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosneft. ru/news/news_about/14072011.html (дата обращения 13.04.2015).

8. Официальный сайт РИА Новости - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/ economy/20141120/1034319461.html (дата обращения 14.04.2015).

9. Официальный сайт Администрации по энергетической информации США. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eia.gov/dnav/pet/pet_pnp_pct_dc_nus_pct_m.htm (дата обращения 13.04.2015).

10. Российский статистический ежегодник 2014.- Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 813 с.

11. Туманян, Б. П. Материалы XV Ежегодного круглого стола «Нефтепереработка и нефтехимия в России и странах СНГ» / Б. П. Туманян Женева, Швейцария, 2011.

12. Чичкин, А. Почему нефтепереработка в России - одна из самых отсталых в мире / А. Чичкин // Столетие: интернет-газета. 2012. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stoletie.ru/ (дата обращения 10.04.2015).

13. BP Statistical Review of World Energy, June 2014. - 48 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.