Научная статья на тему 'Наладка режимов работы противопожарного водовода в условиях крайнего севера'

Наладка режимов работы противопожарного водовода в условиях крайнего севера Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ / ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ЦИРКУЛЯЦИОННОЕ КОЛЬЦО / ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ВОДОПРОВОД

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сагидуллин А.М., Новоселов И.В.

В ходе пуско-наладочных работ по запуску пожарно-насосной станции и пожарного водовода на опорной базе промысла одного из нефтяных месторождений Тюменской области выявлены недостатки: низкое давление в трубопроводе в летний период; отсутствие запуска насосов по низкому давлению в противопожарном водоводе; отсутствие автоматизированного контроля работы насосов на насосной станции; несоответствие расчетных значений и схем установки контрольно-измерительных приборов автоматики рассчитанных и предложенных в научно-исследовательском проектном институте ХантыМансийского автономного округа. Для решения этих проблем предложена установка дополнительных контрольно-измерительных приборов для контроля и автоматизации режимов работы пожарно-насосной станции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сагидуллин А.М., Новоселов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наладка режимов работы противопожарного водовода в условиях крайнего севера»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070

отклонений от заданных стандартов на продукцию и услуги и способствовать уменьшению проблем, которые могут быть вызваны этими отклонениями на протяжении всего жизненного цикла продукции.

Так, на отечественных машиностроительных заводах статистические методы стали применяться примерно с 1943 г. Это заводы массового производства, такие как Московский автозавод имени Лихачева, Горьковский автозавод, заводы шарикоподшипниковой промышленности - 1-й ГПЗ и др. Наиболее активно статистические методы применялись в 50-е годы [10]. Практика показала, что везде, где внедрялись статистические методы, наблюдались важные положительные эффекты: снижался брак продукции и повышалось ее качество, уменьшался объем контрольной работы, происходила экономия материалов, повышалось качество наладки оборудования и сокращались его простои, повышалась выработка станочников.

Список использованной литературы:

1. Леонов О.А., Бондарева Г.И., Шкаруба Н.Ж., Вергазова Ю.Г. Качество сельскохозяйственной техники и контроль при ее производстве и ремонте // Тракторы и сельхозмашины. 2016. №3. С.30-32.

2. Леонов О.А, Шкаруба Н.Ж., Управление качеством метрологического обеспечения предприятий//Сборник научных докладов ВИМ. 2012.Т.2.С 412.

3. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж. Теория и практика оценки погрешностей средств измерений мощности и расхода топлива при ремонте двигателей внутреннего сгорания // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2004. № 1. С. 95-97.

4. Леонов О.А., Темасова Г.Н. Процессный подход при расчете затрат на качество для ремонтных предприятий // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2007. № 2. С.94.

5. Леонов О.А., Бондарева Г.И., Шкаруба Н.Ж., Вергазова Ю.Г. Динамика затрат на качество ремонтных предприятий/Символ науки.2015.№12-1.С.62.

6. Леонов О.А., Темасова Г.Н., Вергазова Ю.Г. Управление качеством. М.2015.

7. Леонов О.А., Шкаруб Н.Ж. Метрология и технические измерения. М. 2015

8. Бондарева Г.И., Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж., Вергазова Ю.Г. Эффективность внедрения системы качества на предприятиях технического сервиса АПК // Сельский механизатор. 2016. № 4. С. 34-35.

9. Леонов О.А., Бондарева Г.И., Шкаруба Н.Ж. Применение технико-экономических критериев при выборе средств измерений в ремонтном производстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 1. С. 53-55.

10. Солонин С.И. Статистические методы в технологии машиностроения. Екатеринбург 2016.

© Пчелкин А.А., 2017

УДК 614.841.345

А.М. Сагидуллин

магистр 2 курс кафедры «Промышленная теплоэнергетика» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

г. Уфа, Российская Федерация И.В. Новоселов

к.т.н., доцент кафедры «Промышленная теплоэнергетика» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

г. Уфа, Российская Федерация

НАЛАДКА РЕЖИМОВ РАБОТЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОВОДА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Аннотация

В ходе пуско-наладочных работ по запуску пожарно-насосной станции и пожарного водовода на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

опорной базе промысла одного из нефтяных месторождений Тюменской области выявлены недостатки: —низкое давление в трубопроводе в летний период;

—отсутствие запуска насосов по низкому давлению в противопожарном водоводе; —отсутствие автоматизированного контроля работы насосов на насосной станции; —несоответствие расчетных значений и схем установки контрольно-измерительных приборов автоматики рассчитанных и предложенных в научно-исследовательском проектном институте Ханты-Мансийского автономного округа.

Для решения этих проблем предложена установка дополнительных контрольно-измерительных приборов для контроля и автоматизации режимов работы пожарно-насосной станции.

Ключевые слова

Пожарно-насосная станция, противопожарное циркуляционное кольцо, противопожарный водопровод.

В районах, приравненных к районам крайнего севера, возникают проблемы при эксплуатации противопожарных систем в летний и зимний период. Согласно республиканским строительным нормам [1] противопожарный водопровод должен предусматриваться в виде кольцевой циркуляционной системы с постоянной циркуляцией в ней воды, при соответствующем обосновании подогретой до необходимой температуры. Рассматриваемый объект является опорной базой промысла для одного из нефтяных месторождений Тюменской области. На данной базе имеется центр инженерно-технической службы в виде двух административно бытовых комплексов, складов, здания ремонтно-механической мастерской нефтяного оборудования, зданий для межсменного отдыха персонала, столовой, автозаправочной станции и двух резервуаров для хранения топлива объемом 2000 и 1000 м3. Также имеются объекты инженерного обеспечения в виде котельной, водоочистных и канализационно-очистных сооружений, канализационно-насосных станций, дизельной электростанции. Часть базы составляет управление технологического транспорта с открытой стоянкой и генераторами для газолучистого обогрева автотранспорта, контрольно пропускным пунктом, ремонто-механическим мастерским и складами.

На противопожарной насосной станции установлены 2 группы насосов: два повысительных насоса и два циркуляционных. Циркуляционные насосы предусматриваются для поддержания постоянной циркуляции, а повысительные для работы в режиме «пожар». Для поддержания циркуляции работает 1 циркуляционный насос, а второй находится в резерве. Режим «пожар» подразумевает аварийный режим, при котором происходит водоразбор с пожарных гидрантов с обеспечением расхода на 1 пожарный гидрант не менее 40 л/с.

В таблице 1 представлены характеристики насосов.

Таблица 1

Сопоставление основных характеристик насосов противопожарной насосной станции

Тип повысительный насос циркуляционный насос

Марка 1Д315/71 1К80/50

Производительность 315 м3/ч 50 м3/ч

Напор 71м 50м

Потребляемая мощность 110 кВт 15 кВт

Число оборотов 2900 об/мин 2900 об/мин

Протяженность наружного противопожарного трубопровода составляет 2800м. Прокладка надземная, изоляция - прошивные маты из минеральной ваты, обернутые алюминиевыми листами. Обогрев осуществляется благодаря прокладке с тепловыми сетями и теплоспутниками. Пожарные гидранты выведены на отдельные участки для удобства подхода противопожарных расчетов. Количество пожарных гидрантов на всём объекте составляет 19 штук. Противопожарный водопровод спроектирован согласно СНиП 2.04.02-84 [2].

Схема противопожарно-насосной станции предложенной научно-исследовательским проектным институтом с установленными контрольно-измерительными приборами представлена на рисунке 1.

На схеме указаны направления движения жидкости в режиме циркуляции. При работе станции все задвижки без привода являются открытыми. В режиме циркуляции задвижки с электроприводом открыты: Э5, Э6, Э7. Задвижки Э1, Э2, Э3, Э4, Э8 являются закрытыми. Циркуляционный насос при температуре наружного воздуха выше 3 С, по предложению научно-исследовательского проектного института, не

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070

работает. Запуск производится автоматически при достижении температуры ниже 3 С.

Рисунок 1 - Предложенная схема противопожарно-насосной станции ПН - повысительный насос, ЦН - циркуляционный насос, Э -электрозадвижка, ЭКМ - электроконтактный

манометр, РВС -резервуар вертикальный стальной.

Рисунок 2 - Схема работы станции в аварийном режиме ПН - повысительный насос, Э -электрозадвижка, ЭКМ - электроконтактный манометр, РВС -резервуар вертикальный стальной.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

В аварийном режиме «пожар» при водоразборе через пожарные гидранты происходит открытие задвижек Э1, Э2, Э3, Э4, Э8 и закрытие Э5, Э6, Э7, при том что противопожарный водопровод становится не циркуляционным, а напорным тупиковым, где вода под давлением закачивается в обе трубы, которые являлись подающим и обратными трубопроводами при циркуляции. Работа станции в аварийном режиме показана на рисунке 2. Работает только один из насосов, второй находится в резерве.

Для проектной схемы работы был проведен эксперимент по имитации аварийного режима «пожар». Результаты эксперимента показали, что статическое давление в трубопроводе в летний период на уровне насосной станции составляет около 40 кПа. Это обеспечивалось благодаря свободному напору от резервуаров запаса воды РВС-400 .№1 и №°2 возле станции. По причине перепада высот на концевых участках с пожарных гидрантов не обеспечивался необходимый расход в 40 л/с согласно техническим требованиям на проектирование. Также, невозможно было определить подключение потребителя в противопожарном водопроводе для перехода в аварийный режим и обеспечения необходимого расхода через пожарные гидранты. Установленный электроконтактный манометр ЭКМ1 с нижними значениями параметров под запуск повысительного насоса не чувствовал изменения перепада давления.

Для решения этих проблем была предложена установка дополнительного электроконтактного манометра ЭКМ2 на участке обратного трубопровода циркуляционного контура. Также было принято решение для включения в постоянную работу циркуляционного насоса на насосной станции в летний период. Проведенные эксперименты показали, что при работе одного из циркуляционных насосов давление за насосом достигает 0,35 МПа, давление на обратном трубопроводе - 0,18 МПа. При открытии гидранта на концевом участке происходило падение давления на обратном трубопроводе до 0,08 МПа. Согласно этим значениям были подобраны параметры для запуска повысительных насосов в пределах 0,15 МПа. При работе повысительного насоса избыточное давление воды в подающем трубопроводе достигало 0,68 МПа, что обеспечивало необходимый расход в 40 л/с на один пожарный гидрант. После закрытия гидрантов для остановки повысительного насоса на ЭКМ1 было задано верхнее значение параметра в 0,7 МПа под выключение.

Рисунок 3 - Усовершенствованная схема противопожарной насосной станцииПН - повысительный насос, ЦН - циркуляционный насос, Э -электрозадвижка, ЭКМ - электроконтактный манометр, РВС -резервуар вертикальный стальной, АИР-10 - датчик давления серии АИР.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070

Кроме того, на насосной станции были установлены преобразователи давления АИР-10 для выведения состояния насосной станции на автоматизированное рабочее место мастера эксплуатирующей структурной организации. Также были выведены уровни и температуры воды в резервуарах, состояние электрозадвижек, состояние электродвигателей насосов. Усовершенствованная схема насосной станции показана на рисунке 3.

Опыт показывает, что сложность наладки оборудования напрямую зависит от поставленной задачи для проектирования противопожарного водопровода в летний и зимний период в условиях крайнего севера. В ходе работ и внесения небольших изменений была увеличена надежность систем ликвидации возможных аварий на объекте нефтегазовой отрасли без колоссальных экономических затрат. Список использованной литературы:

1 РСН 68-87 «Республиканские строительные нормы. Проектирование объектов промышленного и гражданского назначения западно-сибирского нефтегазового комплекса»

2 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»

© Сагидуллин А.М., Новоселов И.В., 2017

УДК 514.853

Скуднева О. В., ст.

преподаватель кафедры «Вычислительная математика и математическая физика»

МГТУ им. Н. Э. Баумана Дубограй И. В.,

доцент кафедры «Вычислительная математика и математическая физика»

МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, РФ.

ПРИМЕНЕНИЕ АФФИННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПРОСТРАНСТВА В МОДЕЛИРОВАНИИ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ РАСЧЁТА НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ

Аннотация

В статье рассматривается применение аффинных преобразований трёхмерного пространства для расчёта навигационных параметров гироскопических приборов. Дан краткий обзор областей использования аффинных преобразований,. Подробно рассматривается метод составления матриц ортогонального преобразования поворота для систем координат, в которых производится счисление навигационных параметров на борту летательного аппарата. Показаны мнемонические правила и возможности математического аппарата линейной алгебры и аналитической геометрии в навигационных расчётах. Приведены примеры расчёта кинематических и динамических параметров гироскопических приборов. Кратко затронут вопрос перехода из ортонормированных систем координат в косоугольные.

Ключевые слова Аффинные преобразования, матрица преобразования пространства, направляющие косинусы, навигационные параметры.

Введение. В настоящее время в составе летательных аппаратов (ЛА) широко используются инерциальные навигационные системы, определяющие пространственную ориентацию ЛА. Достоинствами таких систем является их полная автономность и способность определять текущие параметры в любых условиях полёта с высокой динамической точностью. Автономные данные о движении летательного аппарата поступают в бортовые вычислительные машины (БЦВМ) от акселерометров, установленных на платформе, не изменяющей своей ориентации относительно инерциальной системы отсчёта. Эти данные необходимо связать с системой координат самого летательного аппарата, а также определить положение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.