Научная статья на тему 'Накосные украшения из погребений Киняминских могильников'

Накосные украшения из погребений Киняминских могильников Текст научной статьи по специальности «Археология»

1695
90
Поделиться
Ключевые слова
КИНЯМИНСКИЙ МОГИЛЬНИК / НАКОСНЫЕ УКРАШЕНИЯ / КОСТЮМНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Семенова Валентина Ивановна

Проведен анализ костюмных комплексов могильников Киняминских I, II (XIII первая половина XIV в.), реконструированы накосные украшения из женских погребений.Subject to analysis being costume complexes from Kinyamino I, II (XIIIth early XIVth cc.) burial grounds, reconstructing plait decorations from female burials.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Накосные украшения из погребений Киняминских могильников»

НАКОСНЫЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ ПОГРЕБЕНИИ КИНЯМИНСКИХ МОГИЛЬНИКОВ

В. И. Семенова

Проведен анализ костюмных комплексов могильников Киняминских I, II (XIII — первая половина XIV в.), реконструированы накосные украшения из женских погребений.

Могильники Киняминские I и II (Сургутский р-н Тюменской обл.) занимают два холма на левом берегу р. Малый Юган у хантыйских юрт того же названия. В ходе раскопок 1988-1989 гг. было исследовано 36 погребений (соответственно 11 и 25). Датировка обоих памятников укладывается в период XIII — первой половины XIV в.

Украшения содержались в 18 могилах: 10 женских (в Киняминском I — 3, Киняминском II — 7) и 4 мужских (по 2 в каждом могильнике), в остальных случаях пол не определен. В большей части могил взрослых кости были перемещены или не сохранились. В данной статье рассмотрены погребения с ненарушенным порядком костей и украшений, включая те, в которых возможна реконструкция первоначального положения последних.

На первом этапе исследования производился пространственный анализ размещения украшений и была получена общая картина их локализации — около черепа, в районе грудных, плечевых, тазовых и бедренных костей [Семенова, 2001. С. 125, 126]. Для данного исследования были отобраны 5 могил из могильника Киняминского I (№ 2, 3, 4, 7, 9) и 3 могилы (одна двойная) из Киняминского II (№ 2, 15, 19).

Могильник Киняминский I

Погребение 2 (взрослый). Пять фрагментов серебряной цепи с цилиндрическими окончаниями найдены в районе груди и нижней челюсти (рис. 1, 5). Длина цепи в собранном виде составляет около 46 см (рис. 2, 3). Две лапчатые подвески с разным орнаментом на лицевой стороне найдены у правого коленного сустава (рис. 1, 5; 2, 9, 10).

ПОЛ ЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ ?

Мог. Киняминский1 0 1 | 0 1 1 0 1 1 0 1 1 О

1 1 & ^ ^ / 11 < 1 1 V/ 1 \2 1 1 \ / 113 1 1 \ / 1 И 1 1 \ / / 1 м

Возраст До 30 лет 40-50 лет 25 лет 40-50 лет Взрослый

Мог. Киняминский II

ы \А/ 14« а о М 1 ц \ 4 II' ТТв д |! ![ 1 Ь

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

цепь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лапчатая подвеска

шумящая подвеска

а:

подвеска-рыбка»

ф крестовидная накладка

ж-образная подвеска

дуговидная накладка

° пронизи <5 зооморфные

сОу височное кольцо

подвеска ^ лунница

6 подвеска-колбочка

Рис. 1. Структура костюмных комплексов из могильников:

Киняминский I: 1 — погр. 3, 2 — погр. 4, 3 — погр. 7, 4 — погр. 9, 5 — погр. 2; Киняминский II: 6 — погр. 2«а», 7 — погр. 15, 8 — погр. 19, 9 — погр. 2«б»

Погребение 3 (женщина 20-30 лет). Парные шумящие бронзовые подвески с круглыми спиральными щитками найдены на уровне бедер по обе стороны от костяка (рис. 1, 1; 3, 3), две отдельные привески лежали на правом коленном суставе (рис. 2, 13).

Рис. 2. Основные типы украшений: головные (без накосных) (1, 2), шейно-нагрудные (3), застежки (4), поясные (5-18):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Киняминский I: 5 — погр. 7, 2, 6, 12 — погр. 4, 3, 10 — погр. 2, 11, 18 — погр. 9, 13 — погр. 3;

Киняминский II: 1, 4, 7 — погр. 2«а», 8 — погр. 2«б», 9 — погр. 2«б» (подобная также в погр. 2 мог. Киняминский I), 14, 15 — погр. 2«б», 16, 17 — погр. 15

Погребение 4 (женщина 40 лет). Полые накладки в виде рыбок с позолотой были найдены под черепом (рис. 2, 2). Крестовидные накладки обнаружены — 1 с обломанным лучом у черепа, 2 справа и 3 слева от бедер (рис. 2, 6). Подвеска Ж-образная лежала в центре погребения на тазовых костях (рис. 2, 12). Парные шумящие бронзовые подвески найдены по обе стороны от бедер (рис. 3, 2).

Погребение 7 (мужчина 25 лет). Найден рассыпанный пояс из бронзовых накладок, собранный на кожаных шнурах (рис. 1, 3; 2, 5).

Погребение 9 (мужчина 40-50 лет). Две лапчатые бронзовые подвески лежали у правой бедренной кости (рис. 1, 4; 2, 11). Колоколовидная пронизь с прорезью лежала у левой бедренной кости (рис. 2, 18).

Могильник Киняминский II

Погребение 2 (двойное погребение женщин 20-25 лет («а») и 40-50 лет («б»)). В погребении 2«а» найдены: трехбусинное височное кольцо слева от черепа (рис. 1, 6; 2, 1); 3 пронизи с пятью вздутиями под нижней челюстью (рис. 3, 1); подвески в виде колбочек — 2 у черепа, по 1 у правого тазобедренного сустава и с внешней стороны левого бедра, 1 у коленных суставов, 1 меж бедренных костей (рис. 2, 4); крестовидные накладки — по одной по обе стороны бедер (рис. 2, 7); 2 шумящие подвески на уровне бедер (рис. 1, 6; 3, 1).

В погребении 2«б» найдены: 2 лапчатые подвески в районе черепа (потревожены) (рис. 1, 9; 2, 8, 9); 3 трубчатые пронизи (две с восемью вздутиями и одна с двумя вздутиями) вдоль левой плечевой кости (рис. 4, 1); 1 пронизь в районе правого плеча (рис. 1, 9); 2 лапчатые подвески (рис. 2, 8) и 2 пронизи с двумя вздутиями у левой бедренной кости (рис. 2, 14, 15); 4 лапчатые подвески — 2 у левого тазобедренного сустава, 2 потревожены — 1 меж бедер и 1 между костяками «а» и «б», можно предположить, что первоначально они были у правого тазобедренного сустава (рис. 2, 8).

Погребение 15 (женщина 20-30 лет). Шумящие подвески лежали на уровне плечевых костей по одной на каждой стороне. Крестовидные накладки находились попарно на уровне челюстей и на уровне пояса симметрично от продольной оси погребения, парные зооморфные пронизи — по одной симметрично у бедренных костей (рис. 2, 17; 4, 2). Трубчатая пронизь лежала у левой бедренной кости (рис. 1, 7; 2, 16; 4, 2).

Погребение 19 (определено как мужское (?), скорее, женщина 18 лет). Подвески-колбочки лежали по одной по обе стороны от черепа; 4 пронизи со вздутиями найдены — 2 с внешней стороны левой плечевой кости (были нанизаны на общий шнур) и 2 у правого локтевого сустава. Подвески-лунницы найдены — 2 на уровне рук по обе стороны, 2 — на уровне бедер, 4 — лежали вместе на уровне коленей. Трубчатая пронизь с одним вздутием находилась на левом

тазобедренном суставе рядом с шумящей подвеской; 2 пары привесок — с внешних сторон бедренных костей (рис. 1, 8; 4, 3).

Рис. 3. Реконструкция накосных украшений из могильников:

Киняминский I: 2 — погр. 4, 3 — погр. 3; Киняминский II: 1 — погребение 2«а»

Формальный анализ локализации украшений показывает, что для женских погребений характерно их расположение у пояса, головы, груди, для мужских — у головы и пояса. В женских погребениях преобладают украшения в районе груди-плеч и бедер, которые могут быть по своему назначению накосными. Только по локализации относительно костяка бывает трудно отличить накосные украшения от нагрудных и поясных.

На втором этапе исследования учитывалось не только размещение украшений по отношению к костям, но и их соотношение друг с другом. Полученную модель мы обозначили как костюмный комплекс, который включает одну или несколько категорий украшений — головные, шейно-нагрудные, поясные, застежки. С головным убором можно связать накладки-«рыбки» (Киняминский I, погр. 4; рис. 2, 2) и височное трехбусинное кольцо (Киняминский II, погр. 2, костяк «а»; рис. 2, 1), к шейным украшениям бесспорно можно отнести цепь (Киняминский I, погр. 2; рис. 2, 3). Пояс, полностью собранный из бронзовых дугообразных накладок, нанизанных на кожаные ремни, был найден в мужском погр. 7 (Киняминский I) в виде нескольких разбросанных фрагментов (рис. 2, 5). Застежки представлены 6 подвесками-колбочками, найденными вдоль женского костяка «а» из погр. 2 (Киняминский II, рис. 2, 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шумящие подвески считаются накосными украшениями. Если учесть, что они происходят из женских погребений в сочетании с низками пронизей со вздутиями, крестовидными накладками и пр., то логично предположить наличие сложных ансамблей. Тем более, что в мужских погребениях ничего подобного нет. В погр. 3 и 4 (Киняминский I) шумящие подвески находились на уровне тазобедренного сустава, где вполне могли заканчиваться косы. То же можно предположить и для погр. 2«а» (Киняминский II), в котором шумящие подвески отмечены на середине бедер. В последнем случае косы, видимо, соединялись вверху тремя пронизями со вздутиями, нанизанными на кожаный шнур (его следы сохранились). Эта перемычка-обойма могла быть на затылке или под подбородком. Последний способ ношения описан в литературе [Клюева, Михайлова, 1988. С. 110; Крыласова, 2001. С. 62; Лукина, 2004. С. 222, рис. 66, 1]. В погребении 2«б» накосные украшения, возможно, заканчивались парными лапчатыми подвесками, а выше на шнуре были нанизаны пронизи со вздутиями.

В погр. 15, 19 (Киняминский II) шумящие подвески не завершали композицию. В погр. 15 они найдены у плеч посередине между парными крестовыми накладками. Первая пара накладок могла быть закреплена в начале кос (или на головной повязке), вторая пара находилась на их концах (рис. 4, 2).

Самое сложное накосное украшение реконструируется в погр. 19 (рис. 4, 3). В этом погребении его детали практически не были потревожены. В начале кос на шнуре были закреплены подвески-колбочки, ниже шли пронизи со вздутиями (по две с каждой стороны), далее — лунни-цы (также по две с каждой стороны). Ниже на левой стороне была закреплена бронзовая бусина-пронизь и шумящая подвеска (уровень левого тазобедренного сустава). Ниже накосник имел симметричные украшения — опять пара лунниц (по одной с каждой стороны) и по две привески. Завершался накосник перемычкой из четырех лунниц (уровень коленных суставов).

Рис. 4. Реконструкция накосных украшений из могильника Киняминского II:

1 — погр. 2«б»; 2 — погр. 15; 3 — погр. 19

Накосные украшения могут представлять собой несколько разновидностей, известных по этнографическим материалам. Во-первых, накосники, которые крепились к косам или головному убору, прикрывая их полностью или приматываясь к ним нитками. Во-вторых, ложные косы, которые крепились к волосам на затылке или головному убору и свисали наряду с настоящими

косами. В-третьих, украшения могли быть вплетены в косы, так называемые косоплетки. Косо-плетка определяется В. И. Далем как шнурок, тесьма, узенькая лента, вплетенная для закрепления в конец косы [1998. С. 173].

Накосные украшения из Киняминских могильников, скорее всего, представляли собой косоплетки, которые бытовали у народов Поволжья, Средней Азии и Сибири. У хантов косоплетки изготовляли из бечевок или веревочек, обычно с 3-5 низками бус, заканчивающихся металлическими жетонами (восточные ханты). На Васюгане использовали полоски ткани, расшитые бисером или бисерные ленты с бисерными костями на концах [Лукина, 1985. С. 229].

Известно, что костюм в традиционном обществе имеет функцию социального маркера. Элементы женского костюма в основном связаны с идеей плодовитости и отражали общественный статус женщины (девочка, подросток, невеста, замужняя женщина и пр.). Но в сфере ритуала социальные аспекты могут отходить на задний план, вплоть до их утраты [Новик, 2004. С. 71]. Из этнографии известно, что повседневный и ритуальный способ ношения косников разный. Во время свадьбы, траура и погребения косы (с соответствующими украшениями) перекидывались на грудь, при этом цепочки, соединяющие косы, распускались [Головнев, 1995. С. 287; Попова, 2003. С. 50]. Во время погребального обряда все действия связаны с космогоническими представлениями о мироустройстве и имеют космогонический смысл.

Среди накосных украшений из киняминских погребений выделяются косоплетки с разными завершениями, в виде шумящих подвесок (рис. 3), лапчатых подвесок (рис. 4, 1), крестовидных накладок (рис. 4, 2) и лунниц (рис. 4, 3). Все накосные украшения найдены в могилах взрослых женщин, самое богатое принадлежит молодой женщине 18 лет (Киняминский II, погр. 19). Данное накосное украшение имеет ряд особенностей. Во-первых, перемычка-обойма из лунниц найдена поверх коленных суставов (что объясняется ритуальным перебрасыванием кос вперед, о чем было сказано выше). Во-вторых, его левая и правая части асимметричны, так как слева зафиксированы дополнительные подвески, нарушающие закон симметрии.

Асимметричные накосники отмечены в могильниках Прикамья [Крыласова, 2001. С. 79]. Современные восточные ханты украшают женские саки бисерными лентами по подолу и полам. При этом полосы бисера на правой и левой полах отличаются. На левой стороне полоса тоньше, орнамент и цвет проще [Лукина, 1985. С. 175]. Но есть и другие примеры. В Дагестане бытовал женский головной убор — чухта (чохто), представляющий собой чепец, покрытый нашитыми бусинами, цепочками, монетами. Слева размещали крупные монеты в 5-6 рядов, а справа мелкие в 2-3 ряда. Смысл такой композиции утрачен. Записана явно поздняя версия, о том, что Ева была создана из левого ребра Адама, в память об этом и следовало закрывать левую щеку. Тем не менее сохранилась память, что раньше женщины спали в чухте, лежа на правом боку, обратив серебряное нащечное украшение в сторону лежащего рядом мужа. П. Р. Гамзатова нашла аналоги этому в археологических материалах Бежтинского могильника VIII-X вв. Там было найдено платье, сплошь покрытое бусинами, металлическими бляшками, трубочками. На левой стороне бляшки располагались в 3 ряда, меньшее количество — справа [Гамзатова, 2002. С. 90-91]. Также П. Р. Гамзатова приводит распространенное народное представление о том, что левая грудь женщины считается божественной и предназначена для вскармливания детей, а правая — для эротики [Там же. С. 93].

Таким образом, можно сделать вывод, что отмеченная нами асимметрия отражает определенные воззрения, связанные с подчеркиванием противопоставления правого и левого. При этом предпочтение отдавалось левой стороне. Та же ситуация отражена в синхронных погребениях могильника Усть-Балык [Семенова, 2006. С. 39-40].

Головной убор в целом — важный элемент одежды, имеющий утилитарное и сакральное значение. С одной стороны, он помогает поддержанию определенной прически, является социальным маркером, отражает эстетические представления и пр., с другой — волосы и манипуляции с ними находятся в сфере священного и связываются с плодородием, процветанием, жизнью и смертью. В традиционной культуре охранялся и транслировался порядок. Усилия древних были направлены на поддержание стабильности, которая материально отражалась в универсальном принципе симметрии. Нарушение последнего можно объяснить только важностью заложенного в нем глубокого смысла, а именно представлением о левой стороне как солнечной, жизнедательной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

Гамзатова П. Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве: (К проблеме культурного архетипа). М.: Едиториал УРСС, 2004. 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Головнев А. В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. Т. 2. 380 с. Клюева Н. И., Михайлова Е. А. Накосные украшения у сибирских народов // МАЭ. 1988. Т. 42. С. 105-128. Крыласова Н. Б. История прикамского костюма. Пермь, 2001. 228 с.

Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов. Томск: Изд-во ТГУ, 1985. 364 с. Лукина Н. В. Ханты от Васюганья до Заполярья. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. 336 с. Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. М.: Вост. лит. 2004. 304 с.

Попова С. А. Обряды перехода в традиционной культуре манси. Томск: Изд-во ТГУ, 2003. 180 с. Семенова В. И. Средневековые могильники Юганского Приобья. Новосибирск: Наука, 2001. 296 с. Семенова В. И. Мировоззренческие истоки погребальной обрядности в культуре народов Западной Сибири в эпоху средневековья: Автореф. дис. ... д-ра культурологии. Кемерово, 2006. 48 с.

Тюменская государственная академия культуры и искусств

Subject to analysis being costume complexes from Kinyamino I, II (XIIIth — early XIVth cc.) burial grounds, reconstructing plait decorations from female burials.