Анализ таблицы 4 свидетельствует, что наибольшая бюджетная эффективность при разработке месторождений ОПИ и твердых полезных ископаемых достигнута при добыче гипса и ангидрита, строительного камня и известняка. За время действия лицензий, по состоянию на 01.01.2017 года от добычи этого сырья в бюджет района поступило в 3 раза больше НДПИ.
Для планирования перспектив освоения минерально-сырьевой базы ОПИ и твердых полезных ископаемых Мостовского района выполнен подсчет стоимости первого товарного продукта в недрах, разведанных для промышленного освоения (см. табл. 5).
Таблица 5
Суммарная стоимость первого товарного продукта общераспространенных полезных ископаемых в недрах на 01.01.2017 года для планирования налога на добычу полезных ископаемых
ПГС+КЧС+ПС* ГА+СК+Изв.*
Стоимость первого товарного продукта, (тыс. руб.) 6668100 12907350
НДПИ, (тыс. руб.) 366745 709904
Приведенные в статье расчеты эколого-экономической эффективности использования недр для бюджета не являются оконательными. В расчетах не учтены затраты на рекультивационные мероприятия и приведение участков открытой карьерной добычи в первоначальное природное состояние. Список использованной литературы:
1 Величко С.В. Система управления ресурсами недр Краснодарского края с применением современных информационных технологий. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. - 143 с.
2 Горобец А.В. Баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых Краснодарского края по состоянию на 1 января 2017 года. // А.В. Горобец, М.А. Яценко, О.С. Мартыновская - Министерство природных ресурсов Краснодарского края Краснодар, 2017. - 60 с.
3 Информация об итогах развития агропромышленного комплекса Краснодарского края за 2016 год: [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. Краснодар, 2011. URL: http://www.dsh.krasnodar.ru/ экономика/текущая %20на%201.04.12./(дата обращения 03.03.2018)
© Величко С.В., Кармадонова Я.А., 2018
УДК 502.56/.568
С.В. Величко
докт. техн. наук, канд. геол.-мин. наук, проф.
г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected] Я.А. Кармадонова студентка 2 курса магистратуры КубГУ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]
НАКОПЛЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ПРИ ДОБЫЧЕ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы накопления экологического ущерба (НЭУ) при добыче общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Предложены поправки в законодательство о
недропользовании для минимизации НЭУ при добыче ОПИ. С использованием информации статистической государственной отчетности рассчитан НЭУ по состоянию на 01.01.2017 года для муниципального образования Краснодарского края.
Ключевые слова:
накопленный экологический ущерб, невыполнение лицензионных обязательств, рекультивация карьеров, страхование ответственности за выполнение рекультивационных мероприятий.
В последние годы реализация крупных инвестиционных проектов в Краснодарском крае активизировала разработку открытых карьеров по добыче ОПИ в муниципальных образованиях. Недропользование после завершения строительства олимпийских объектов практически по всем лицензиям по добыче ОПИ характеризуется снижением годовых объемов добычи. Региональный рынок ОПИ характеризуется фискальными и неконкурентными чертами. На рынке ОПИ объективно сложились условия географической сегментации. Такие условия обусловлены тем, что стоимость продукции сектора сырья ОПИ сопоставима по ценам со стоимостью ее транспортировки к месту потребления.
Выполнен анализ годового поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в бюджет одного из районов за 2016 год при добыче ОПИ по объектам распределенного фонда недр. Из 10 предприятий добывающих песчано-гравийную смесь (ПГС) лишь 2 работали фактически. Общая сумма налоговых отчислений НДПИ составила 360,6 тыс. руб., или 3% от лицензионных ожидаемых поступлений в муниципальный бюджет.
Из 6 предприятий по добыче гипса и ангидрита фактически работали 3, в муниципальный бюджет поступило 17% от расчетных (лицензионных) налоговых поступлений.
Кирпично-черепичное сырье добывалось 1 предприятием из 2, лицензионные объемы годовой добычи не выполнены, в бюджет района поступило лишь 14% от ожидаемой суммы.
Добычу песка строительного фактически осуществляло 1 предприятие из 2, в муниципальный бюджет поступило 9,7% от ожидаемой суммы НДПИ.
Предприятия по добыче строительного камня и известняка не работали в 2016 году и в муниципальный бюджет не поступали средства НДПИ.
Выполнение объемов добычи ОПИ, в соответствии с лицензионными условиями, составило в 2016 году лишь 10,6 %. Бюджет района недополучил 24500 тыс. руб. Общий ожидаемый объем добычи в соответствии с действующими на 01.01.2017 года лицензиями составлял 9760 тыс.м3. Фактически добыто 1035 тыс.м3. Сравнительные показатели недропользования на примере муниципального образования за 2016 год приведены в таблице 1.
Региональное законодательство о недропользовании не предусматривает ответственность владельцев лицензий за невыполнение рекультивационных мероприятий и приведения участков размещения открытых карьеров в первоначальное природное состояние.
Таблица 1
Состояние недропользовании общераспространенных полезных ископаемых распределенного фонда недр
в муниципальном образовании (на 01.01.2017)
Наименование полезного ископаемого (ОПИ) Общая площадь лицензионных участков (га) Суммарный объем запасов по категориям А+В+С1+С1 (тыс. м3) Остаток балансовых запасов на 01.01.2017 год (тыс. м3) Суммарный объем добычи на 01.01.2017 год (тыс. м3) Объем добычи по лицензии (планируемый) на 2016 год (тыс. м3) Фактический объем добычи за 2016 год
(тыс. м3) %
Песчано-гравийная смесь (ПГС) 1240,2 141013,77 127116,7 17885,63 4350 131,14 3
Кирпично-черепичное сырье (КЧС) 57,68 2942,6 2732,38 210,22 85 19,97 23,5
Песок строительный (ПС) 130,07 3705,5 3512,9 193,41 210 20,43 9,7
Всего ПГС+КЧС+ПС 1427,9 147662 133362 18289,26 4645 171,54 3,7
Гипс и ангидрит (ГА) 419,2 247175,49 202530,85 19770,24 5000 863,46 17,2
Строительный камень (СК) 511,7 10472,7 10472,7 0 100 0 0
Известняк (Изв.) 19 46623,9 45143,8 1480,1 15,0 0 0
Всего ГА+СК+Изв. 949,9 304272 258147,3 21250,3 5115 863,46 16,9
Всего 2377,8 451934 391509,3 39539,6 9760 1035 10,6
Накопленный экологический ущерб - это выраженный в денежном выражении вред, причиненный окружающей среде или ее компонентам в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности, в том числе в результате нарушения природоохранного законодательства, а также убытки (затраты) на ликвидацию и предотвращение отрицательных последствий нанесенного вреда окружающей среде (Приказ Росприроднадзора от 25.04.2012 N 193) [2]. Пункты 4 и 6 ст. 1 Земельного кодекса предусматривают, что пользователь земельного участка (недропользователь) обязан ликвидировать загрязнение, рекультивировать участок [3].
По состоянию на 01.01.2017 года в муниципальном образовании накопленный объем добычи ОПИ составил 39539, 5 тыс. м3 (см. табл. 1). Исходя из опыта проведения рекультивационных мероприятий, примерные средние затраты на приведение открытых карьеров в природное состояние пригодное для дальнейшего землепользования составляют 90 руб./м3 добытой массы открытого карьера. Таким образом, общие затраты на рекультивацию отработанных карьеров в муниципальном образовании Краснодарского края по состоянию на 01.01.2017 года примерно составляют:
39539,5 тыс. м3 х 90 руб. = 3558564 тыс. руб.
Для уточнения этих затрат необходимо проведение топографической, маркшейдерской и геоэкологической съемок территории карьеров.
Возмещение экологического ущерба осложняется тем, что в России отсутствует единая методика расчета ущерба, утвержденная на федеральном уровне, большинство методик не учитывают динамику накопленного экологического ущерба, платежи и штрафы не соответствуют реальной величине причиненного ущерба.
Отсутствие специального правового регулирования вопросов накопленного экологического ущерба препятствует решению таких задач, как привлечение инвесторов для ликвидации и рекультивации ущерба; своевременная ликвидация ущерба и привлечение к ответственности.
Законодательство о недрах в полной мере не рассматривает ответственность недропользователей за накопление экологического ущерба при добыче ОПИ и полномочия органов государственной власти регулирующих отношения в области недропользования и лицензирования ОПИ по принятию решений минимизирующих условия для накопления экологического ущерба.
В последние годы активно обсуждается вопрос страхования ответственности недропользователей за выполнение рекультивационных мероприятий как неотъемлемой части лицензионных условий [1]. Следует обсудить и внесение изменений в региональное законодательство в части ответственности за невыполнением лицензионных обязательств по объёмам ежегодной добычи полезного ископаемого и выполнения рекультивационных мероприятий.
Отсутствие геолого-экономического и геоэкологического обоснования целесообразности выдачи конкретных лицензий на установленный срок, учитывающих расчётные потребности регионального рынка ОПИ, приводит к накоплению экологического ущерба и нерациональному использованию недр.
Список использованной литературы 1. Пинаев В.Е., Чернышёв Д.А. Анализ отечественной нормативно-правовой базы, регулирующей сферу
экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №5 (24). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/anaHz-otechestvennoy-normativno-pravovoy-bazy-reguliruyuschey-sferu-ekologicheskogo-uscherba-ot-proshloy-hozyaystvennoy (дата обращения: 14.04.2017)
2. Приказ Росприроднадзора от 25.04.2012 N 193 Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба [Электронный ресурс]: Приказ Росприроднадзора от 25.04.2012 N 193 // Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=532522#07530086699362353 (дата обращения 20.05.2017)
3. Суздалев И.В. Перспективы правового регулирования прошлого экологического ущерба в Российской Федерации // Правовые вопросы строительства. - М.: Юрист, 2013, № 2. -С. 6-8
© Величко С.В., Кармадонова Я.А.,2018
УДК556.3
С.В Величко,
д-р тех. наук, проф. КубГУ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected] Э.К. Акатнов, студент 2 курса магистратуры КубГУ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]
ДЕПРЕССИОННЫЕ ВОРОНКИ КРУПНЫХ ВОДОЗАБОРОВ КАК ФАКТОР ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРЕСНЫХ ПОДЗЕМНЫХ ВОД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Аннотация
В результате антропогенной деятельности наблюдаются загрязнения химическими элементами грунтовых вод Краснодарского края. Существует вероятность загрязнения питьевых пресных подземных вод на участках незащищенных горизонтов, либо на действующих водозаборах, где уровни напорных водоносных горизонтов изменены сформированными воронками депрессииями. Необходима разработка мероприятий по предотвращению загрязнения химическими элементами пресных подземных вод на участках активного техногенного воздействия.
Ключевые слова
Загрязнение грунтовых вод, пресные подземные воды, загрязнение подземных вод,
депрессионные воронки.
В результате сельскохозяйственной деятельности в лиманно-плавневой зоне Краснодарского края наблюдаются загрязнения химическими элементами медицинской опасности грунтовых вод. на участках сформированных воронок - депрессий. Существует вероятность загрязнения пресных питьевых подземных вод на участках сформированных воронок-депрессий. Участки загрязнения грунтовых вод выявлены и наблюдаются по результатам выполнения гидрогеологического мониторинга состояния недр в Краснодарском крае [1].
Участки загрязнения грунтовых вод с чрезвычайно опасным содержанием химических элементов медицинской опасности приведены на рисунке 1.
Аномально высокое загрязнение грунтовых вод химическими элементами медицинской опасности