Научная статья на тему 'Наименования лиц обобщенной семантики в молодежной прессе (на материале Кировской городской газеты «СтудEnter»)'

Наименования лиц обобщенной семантики в молодежной прессе (на материале Кировской городской газеты «СтудEnter») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
160
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПРЕССА / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА / НАИМЕНОВАНИЯ ЛИЦ ОБОБЩЕННОЙ СЕМАНТИКИ / ДОМИНАНТНАЯ ЕДИНИЦА МОЛОДЕЖЬ / СЕМАНТИКА / СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ СЛОВА / YOUTH PRESS / THEME GROUP / NAMES OF PERSONS OF GENERALIZED SEMANTICS / DOMINANT LEXEME YOUTH / SEMANTICS / SYNTACTIC POSITIONS OF THE WORD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ван Чжи

В статье речь идет о молодежной прессе России как объекте лингвистической характеристики. В центре внимания - кировская городская газета «СтудEnter». Автор рассматривает наименования лиц обобщенной семантики, разделяя их на две группы: те, которые выражают значение множества вне контекста (молодежь, поколение, группа и т. п.), и те, которые приобретают обобщенное значение лишь в контексте (человек, победитель, участник и т. п.). Подробно анализируется слово молодежь. Характеризуются семантика и синтаксические позиции данного слова. Показывается, что молодежь на страницах газеты «СтудEnter» предстает как активный субъект и объект разных видов деятельности, осуществляющий эту деятельность под руководством Управления по делам молодежи Кировской области и Федерального агентства по работе с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The generalized names of persons in the youth press (on the material of kirov city newspaper “StudEnter”)

The question of the article is the youth press of Russia as an object of the linguistic characteristic. In the center of attention is Kirov city newspaper "StudEnter". The author considers the names of persons of generalized semantics, dividing them into two groups: what express the meaning of a set out of a context (youth, generation, group, etc.) and what get the generalized meaning only in a context (the person, the winner, the participant, etc.). The word youth is analyzed in detail. Semantics and syntactic positions of this word are characterized. It is shown that the youth on the pages of "StudEnter” newspaper appears as the active subject and object of different types of the activity, carrying out this activity under the direction of Management for youth of the Kirov region and Federal agency of work with youth.

Текст научной работы на тему «Наименования лиц обобщенной семантики в молодежной прессе (на материале Кировской городской газеты «СтудEnter»)»

filologiya: sb. nauch. rabot molodykh filologov Tartu - Russian philology: col. scientific works of young philologists of Tartu. Tartu: Tartu University. 1998. P. 269; Levina T. V. EHvolyutsionnye protsessy v or-foehpicheskoj norme slova sovremennogo anglijskogo yazyka [Evolutionary processes in orthoepic norms of a word of modern English]: textbook. Vladimir. VSPU. 2003.

3. Arnold I. V. Osnovy nauchnykh issledovanij v lingvistike [Basic research in linguistics]: textbook. Moscow. Vysshaya shkola. 1991. Available at: http://www. classes. ru/grammar/128. Arnold-research/html/3_8. html (date accessed: 06. 05. 2013).

4. Brown G., Curry KL, KenworthyJ. Questions of Intonation. Leningrad. Croom Helm. 1980; Carr Ph. English Phonetics and Phonology: An Introduction. - Oxford & Maiden, MA: Blackwell Publishers, 1999; Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English. Cambridge: Cambridge University Press, 1969; Roach P. Phonetics. Cambridge: Cambridge University Press, 2001; Bondarko L. V., Verbitskaya L. A., Gordina M. V. Osnovy ob-shchej fonetiki [Fundamentals of general phonetics]: textbook. St. Petersburg. St. Petersburg. University Press. 1991; Vishnevskaya G. M. Metodologiya i metodika ehksperimental'no-foneticheskikh issledovanij [Methodology and methods of experimental phonetic research]: textbook. Ivanovo. Ivanovo State University. 1990; Panov M. V. Sovremennyj russkij yazyk. Fonetika [Modern Russian language. Phonetics]. Moscow. Vysshaya shkola. 1979; Rabiner L. R., Schafer R. V. TSifrovaya obrabotka rechevykh signalov [Digital processing of speech signals]. Moscow. Radio and communication 1981; Sosnina N. I. Variativnost' aktsentuatsii binarnogo imennogo terminologicheskogo slovosochetaniya: Na materiale yazyka dlya spetsial'nykh tselej: dis. ... kand. filol. nauk [Variability of accentuation of binary nominal terminological phrases: On a material of language for specific purposes: dis... . Candidate Philology sci]. Ivanovo. 2006; Shevchenko T. I. Teoreticheskaya fonetika anglijskogo yazyka [Theoretical Phonetics of English]: textbook. Moscow. Vysshaya shkola. 2006.

5. Kondrashov N. A. Istoriya lingvisticheskikh uchenij [History of Linguistic Studies]: textbook. Moscow. Prosvesheniye, 1979. Pp. 94, 127, 157, 200; Sokolova M. A. Teoreticheskaya fonetika anglijskogo yazyka (na anglijskom yazyke) [Theoretical Phonetics of English (in English)]: textbook for students of higher educational institutions. 3rd ed. Stereotype. Moscow. Humanitar. ed. center VLADOS. 2004. Pp. 54-58; Yudina N. V. Russkij yazyk v XXI veke: krizis? ehvolyutsiya? progress? [Russian language in the XXI century: crisis? evolution? progress?] Moscow. Gnosis. 2010. P. 173.

6. Arnold I. V. Op. cit.

7. Savenkova L. B. Sovremennyj russkij yazyk: fonetika, orfoehpiya, grafika, orfografiya, morfemika, slo-voobrazovanie [Modern Russian Language: Phonetics, orthoepy, graphics, spelling, morphemics, word formation]: the method. materials. Available at: http://sfedu. ru/lib1/filolog/021700/m9b_021700. htm (date accessed: 03. 05. 2013) (in Russ. ).

8. Zvukovaya forma russkoj rechi: ucheb. posobie - Sound form of Russian speech: textbook. 2002. Available at: http://www. speech. nw. ru/Manual/menu. html (date accessed: 21. 05. 2013) (in Russ. ).

9. Torsuev G. P. Voprosy aktsentologii sovremennogo anglijskogo yazyka [Questions of accentuation of modern English]. Moscow; Leningrad. USSR Academy of Sciences. 1960.

10. Shevchenko T. I. Op. cit. Pp. 75-76.

11. Rabiner L. R., Schafer R. V. Op. cit. P. 46.

12. Ibid. P. 76.

УДК 811.161.1'373.23:07

Ван Чжи

Наименования лиц обобщенной семантики в молодежной прессе (на материале кировской городской газеты «СтудEnter»)

В статье речь идет о молодежной прессе России как объекте лингвистической характеристики. В центре внимания - кировская городская газета «СтуцEnter». Автор рассматривает наименования лиц обобщенной семантики, разделяя их на две группы: те, которые выражают значение множества вне контекста (молодежь, поколение, группа и т. п.), и те, которые приобретают обобщенное значение лишь в контексте (человек, победитель, участник и т. п.). Подробно анализируется слово молодежь. Характеризуются семантика и синтаксические позиции данного слова. Показывается, что молодежь на страницах газеты «СтудЕП:ег» предстает как активный субъект и объект разных видов деятельности, осуществляющий эту деятельность под руководством Управления по делам молодежи Кировской области и Федерального агентства по работе с молодежью.

© Ван Чжи, 2014 122

The question of the article is the youth press of Russia as an object of the linguistic characteristic. In the center of attention is Kirov city newspaper "StudEnter". The author considers the names of persons of generalized semantics, dividing them into two groups: what express the meaning of a set out of a context (youth, generation, group, etc.) and what get the generalized meaning only in a context (the person, the winner, the participant, etc.). The word youth is analyzed in detail. Semantics and syntactic positions of this word are characterized. It is shown that the youth on the pages of "StudEnter" newspaper appears as the active subject and object of different types of the activity, carrying out this activity under the direction of Management for youth of the Kirov region and Federal agency of work with youth.

Ключевые слов: молодежная пресса, тематическая группа, наименования лиц обобщенной семантики, доминантная единица молодежь, семантика, синтаксические позиции слова.

Keywords: the youth press, theme group, names of persons of generalized semantics, dominant lexeme youth, semantics, syntactic positions of the word.

Объектом нашей характеристики является молодежная пресса. О. Е. Бородина пишет: «Молодежь - не только наша надежда и будущее, молодежь - решающая сила нашего сегодняшнего и завтрашнего дня... Круг молодежных СМИ постепенно развивается - сейчас в каждом вузе есть газета, а в некоторых их гораздо больше. На каждом факультете нужна регулярно выходящая учебная газета - все это способствует улучшению учебного процесса. Задача молодежной журналистики - увидеть эти и другие ростки, и уже не упускать их из поля зрения. Именно сейчас, в эти самые творческие годы, нужно ставить себе цели и стремиться к их достижению» [1]. Предмет непосредственной характеристики - городская студенческая газета г. Кирова «СтудEnter», объединяющая всю студенческую молодежь города.

Материалы любой газеты могут быть охарактеризованы по целому ряду параметров. Об аспектах описания молодежных изданий см., например: Арясова 2008; Аткина 2011; Биб-лиева 2007; Болкунов 2008; Гайдамак 2010; Жилякова 2012; Комарова 2011; Маслова 2012; Розанов 2009; Тулупов 2010 [2].

Среди возможных подходов к анализу молодежной газеты мы выбрали тот, который связан с изучением и описанием ее языка. На данном этапе работы нас интересуют нарицательные имена существительные, выступающие в качестве наименований лиц в студенческой газете «СтудEnter». Наш материал включает 3721 пример высказываний, содержащих наименования лиц. Этот материал был систематизирован нами по тематическим группам. Всего было выделено 14 групп, в каждой из которых основу анализа составили доминантные, наиболее частотные лексические единицы. На 1-м месте по количеству примеров оказалось группа под названием «Слова, являющиеся обобщенным наименованием лиц или групп лиц». Всего 1180 пример, 37 лексических единиц. Перечислим их, указывая количество словоупотреблений каждой единицы и располагая их по убывающей (от наиболее частотных к наименее частотным лексическим единицам).

Ср.: Человек (454), молодежь (149),участник (137), ребята (111), дети (81), активист (34), победитель (33), группа (25), гости (24), поколение (23), работник (23), специалист (13), команда (14), посетитель (10), народ (8), коллектив (6), детишки (5), вдохновитель (3), деятель (3), труженик (3), дежурный (3), современник (2), разработчик (2), кадр (2), практик (1), резидент (1), персона (1), комиссия (1), наблюдатель (1), идеолог (1), десант (1), игрок (1), любимчик (1), возлюблённый (1), помощник (1), электро-панк-ансамбль (1). Все перечисленные существительные можно разделить на две группы: те, для которых обобщенная семантика является основной, и те, которые приобретают обобщающее значение только в контексте.

К первой группе относятся слова молодежь (149), группа (25), поколение (23), команда (13), коллектив (6), народ (8), комиссия (1). Всего 225 примеров, семь лексических единиц.

Во вторую группу входят слова человек (454), участник (137), активист (34), победитель (33), гость (24), работник (23), специалист (13), посетитель (10), вдохновитель (3), деятель (3), труженик (3), дежурный (3), современник (2), разработчик (2), кадр (2), практик (1), резидент (1), персона (1), наблюдатель (1), идеолог (1), игрок (1), любимчик (1), возлюбленный (1), помощник (1). Всего 715 примеров, 24 лексические единицы.

Обратимся прежде всего к анализу тех лексических единиц, для которых обобщающая семантика является основной. Представим словарные дефиниции слов данной группы по «Толковому словарю современного русского языка» В. В. Лопатина, Л. Е. Лопатиной [3].

Ср.: Молодежь - собир. Молодое поколение. Молодые люди.

Поколение - 1. Родственники одной степени родства по отношению к общему предку. Семейная легенда передавалась из поколения в поколение. 2. Одновременно живущие люди близкого возраста. Наше поколение. Новое поколение ученых.

Группа - 1. Несколько человек, предметов или животных, находящихся вместе, расположенных близко друг от друга. Группа деревьев. Подошла группа школьников. 2. Совокупность лиц или предметов, объединенных по какому-нибудь признаку. Профсоюзная группа. Учебная группа.

Команда - 7. Группа лиц, объединенных общностью целей, задач, составляющая чье-нибудь ближайшее окружение (разг.). Команда президента. Подобрать команду реформаторов.

Коллектив - Группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами. Трудовой коллектив. Коллектив учителя.

Народ - 1. Население государства, все жители страны. Народ России. 2. Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Русский народ. Народ мира. 3. ед. основная трудовая масса населения страны. Трудовой народ. 4. (род. -а и -у), ед. Люди. Собиралось много народу.

Комиссия - 1. Группа лиц со специальными полномочиями, специальный орган в государственном аппарате или в международной организации.

Анализ словарных материалов показывает, что все перечисленные выше слова семантически связаны и имеют обобщающее значение, указывая на некое множество людей, о чем свидетельствуют их толкования: все рассматриваемые слова толкуются через такие языковые единицы, как несколько человек, люди (общность людей), лицо (группа, совокупность лиц). Обобщенность семантики других единиц подчеркивается именно соотнесенностью с указанными конкретизаторами их семантики. Помету собир. имеет только одно слово - молодежь.

Отнесение перечисленных выше слов к лексико-грамматическим разрядам является дискуссионной проблемой. Если существительное молодежь с полной определенностью причисляют к собирательным существительным, то характеристика всех остальных слов из нашего списка (поколение, группа, команда, коллектив, народ, комиссия) является весьма неопределенной. Е. П. Калечиц, например, пишет: «Значение совокупности существительных полк, труппа, комиссия, стая и т. п. вполне естественно вводит их в разряд собирательных существительных» [4]. Л. В. Калинина считает собирательные существительные словами вышестоящего уровня, в отличие от конкретных. Ср.: «Собирательные существительные, в отличие от имен конкретных и вещественных, представляют в языке только категории вышестоящего уровня, ср.: посуда, мебель, человечество, живность, растительность, техника, тематика и др. ...Например, понятие человечество можно рассматривать как обобщающую категорию для таких собирательных же обозначений, как крестьянство, студенчество, духовенство, дворянство, интеллигенция, профессура, бабье, мужичье, старичье, солдатня, детвора, малышня, молодежь и подобных, называющих те или иные "части человечества" в зависимости от профессиональной, возрастной, половой и другой принадлежности. При этом название определенной "части человечества" может в свою очередь пересекаться с другими близкими собирательными понятиями и в каких-то ситуациях выступать для них как обобщающее. Если мы подвергнем собирательное понятие процедуре анализа, разложения на части, то в качестве таких частей будут выступать соответствующие конкретные существительные: зверье состоит из зверей, листва - из листьев, мебель - из столов, стульев, шкафов и т. д.» [5]. Учитывая сложность семантической интерпретации рассматриваемых слов с точки зрения «общее - частное», мы назвали тематическую группу в целом «Слова, являющиеся обобщенным наименованием лиц или групп лиц», включив в нее слова молодежь, поколение, группа, комиссии и др., с одной стороны, и слова человек, участник, победитель и др. - с другой. Целесообразность такого объединения слов доказывается их контекстуальным анализом. В настоящей работе мы ограничимся углубленной характеристикой самого частотного в составе 1-й подгруппы слов (слова, для которых обобщенная семантика является основной)

собирательного существительного молодежь, которое конкретизирует широкую обобщающую категорию человечество, обозначая часть целого. Целевая направленность газеты «СтудЕП;ег» обусловливает тот факт, что собирательное существительное молодежь соотносится прежде всего с конкретным существительным студент [6], обозначающим представителей такого сообщества разнохарактерных объединений лиц, как молодежь. Слово студенчество в нашем материале не зафиксировано.

Существительное молодежь реализует свое лексическое значение в определенных синтаксических позициях. Охарактеризуем эти позиции. Наши наблюдения обобщим в таблице.

Синтаксические позиции слова молодежь в газете«СтудEnter»

Молодежь (всего 149 примеров)

Определение (несогласованное) Дополнение (прямое и косвенное) Подлежащее Обстоятельство

81 39 20 1

Как видно из таблицы, чаще всего слово молодежь (81пример) занимает в высказывании позицию несогласованного определения. В учебном пособии Е. С. Скобликова несогласованные определения характеризуются следующим образом. Ср.: «Основной разряд несогласованных определений - определения, выраженные существительным, - одним или с зависящими от него словами. Эти определения выражают такой признак предмета, который устанавливается по соотношению его с другими предметами (разумеется, в широком -грамматическом понимании "предмета"). Различия в характере соотношения выражаются, как это всегда наблюдается при управлении, падежными и предложно-падежными формами существительных при поддержке лексических значений сочетающихся слов. Ср.: с одной стороны, подарок сестры - подарок для сестры, кувшин с цветами - кувшин для цветов -кувшин из-под цветов - кувшин без цветов и т. д., с другой стороны - радость командира -радость встречи; выступление брата - строгость брата - портфель брата;учитель Вити -учитель математики» [7].

Продемонстрируем лексическое наполнение подчиняющего компонента синтаксического модели «главное слово + зависимая форма слова молодежь».

Ср.: Федеральное агентство по делам молодежи и управление по делам молодежи (21), Дворец молодежи (7), День молодежи (5), Проблема молодежи (3), Культ молодежи (2), Материалы про молодежь (2), Совет молодежи (2), Поддержка молодежи (2).

Остальные словосочетания со словом молодежь представлены по одному примеру. Ср.: Миграция молодежи, группа молодежи, представители молодежи, жизнь молодежи, работа с молодежью, тяга молодежи, сотрудничество молодежи, гардероб молодежи, СМИ для молодежи, досуг молодежи, особенность молодежи, федерация молодежи, позиция молодежи, лагерь молодежи, общение молодежи, встреча молодежи, участие молодежи, активность молодежи, образ жизни молодежи, Союз молодежи, творчество молодежи, площадка для молодежи, форум молодежи, интерес молодежи, лидер молодежи, потенциал молодежи, мир для молодежи, «СтудEnter» для молодежи, страницы для молодежи, конкурс для молодежи, актив молодежи, фотография для молодежи.

В качестве подчиняющего компонента чаще всего выступают словосочетания Управление по делам молодежи (Кировской области) (16 примеров) и Федеральное агентство по делам молодежи (5 примеров).

Ср., соответственно: а) Организаторами лагеря выступили: Управление по делам молодежи Кировской области, Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Кирова, Студенческий совет вузов Кировской области [2013. 10 окт.]. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что конкурс проводит Управление по делам молодежи Кировской области - а значит освещение реализации молодежной политики - тема приоритетная [2012. Май]. При активной поддержке Управления по делам молодежи Кировской области была сформирована делегация волонтеров, которые будут обслуживать спортивные мероприятия Универсиады в г. Казани. Также проведена встреча Эстафеты огня 27-й летней Универсиады 2013 года [2013. Июнь]. Сейчас финансирование

происходит за счет средств «Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства». Также помогают вузы, Управление по делам молодежи Кировской области и, конечно же, используются личные средства изобретателей [2013. 10 сент.]. Определиться с местом работы и не затягивать с созданием успешной карьеры тебе поможет ярмарка вакансий, которая организована Управлением по делам молодежи Кировской области [2013. 13 мая]. Самые сильные и отважные получат кубки, медали и дипломы как от Управления по делам молодежи Кировской области, так и от «Вятка-старт» [2013. 08 апр.]. Координация мероприятий Весенней недели добра будет осуществляться Региональным координационным комитетом (РКК), сформированным Управлением по делам молодежи Кировской области [2012. 15 марта]. В области также существует поддержка молодежных инициатив -грант губернатора, фонд которого составляет 5 000 000 руб. Оценку проектов проводило Управление по делам молодежи Кировской области [2013. 08 февр.];

б) Федеральным агентством по делам молодежи в рамках мероприятия международного автопробега были вручены ценные подарки (видеокамеры) активным участникам проекта «Наша общая победа» от Кировской области [2013. Июнь]. Основным событием в молодежной политике Кировской области Сергей Владимирович считает визит руководителя Федерального агентства по делам молодежи С. Ю. Белоконева [2013. Июнь]. Инициатор данного проекта - Федеральное агентство по делам молодежи [2013. 10 сент.]. В июле 2012 года назначается новый руководитель Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) С. Ю. Белоконев [2013. 08 февр.]. Этот проект реализуется с 2010 года Федеральным агентством по делам молодежи [2013. Декабрь].

Приведенные примеры свидетельствуют о положении дел в реальной действительности, а именно о том, какую работу проводят с молодежью Управление по делам молодежи Кировской области и Федеральное агентство по делам молодежи. Эти структуры выступают в качестве организаторов и координаторов различных мероприятий с молодежью: проводят конкурсы; организуют лагеря; формируют волонтерские группы; оценивают проекты, поданные на гранты; вручают награды; помогают карьерному росту молодежи; финансируют разного рода начинания.

Выделенные глаголы указывают на характер деятельности организаций по делам молодежи. В ряде случаев от имени Управления по делам молодежи выступает конкретное лицо - начальник управления, его заместитель или начальник отдела.

Ср.: Начальник Управления по делам молодежи С. В. Учаев отметил: «Атмосферу Парижа воплотить удалось, главное то, что ее создали люди, которые вдохновились этой идеей [2013. 08 февр.]. На тему молодежной политики и ее будущего участники лагеря говорили с начальником Управления по делам молодежи Кировской области Сергеем Учае-вым и начальником отдела по делам молодежи Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Кирова Алексеем Андреевым [2013. 10 окт.]. Первый день вводил студентов в тему молодежной политики, поэтому лагерную площадку посетили специально приглашенные гости - начальник отдела по делам молодежи Управления по делам молодежи, физической культуры и спорта администрации города Алексей Андреев и заместитель начальника Управления по делам молодежи Кировской области Жанна Зорина с лекционным занятием «Государственная молодежная политика на региональном и муниципальном уровне» [2013. 10 окт.].

Если обратимся далее к анализу других словосочетаний, в составе которых слово молодежь занимает позицию несогласованного определения, то можно констатировать, что эти словосочетания очень разнообразны.

Главным словом этих словосочетаний служит номинация а) характера деятельности молодежи (сотрудничество молодежи, миграция молодежи, общение молодежи, встреча молодежи, участие молодежи); б) разного рода объединений и отдельных представителей молодежи (группа молодежи, представители молодежи, федерация молодежи, совет молодежи, союз молодежи, форум молодежи, руководители молодежи, формирование молодежи); в) мест общения молодежи (Дворец молодежи, площадка молодежи); г) отношения молодежи к жизни, ее образа жизни, интересов, позиции, активности (проблема молодежи, жизнь молодежи, тяга молодежи, досуг молодежи, активность молодежи, образ жизни молодежи, творчество молодежи, потенциал молодежи).

Таким образом, мы охарактеризовали словосочетания, в которых слово молодежь выступает в качестве несогласованного определения.

Далее обратимся к анализу слова молодежь в позиции дополнения. «Дополнение как выразитель объектных отношений, - пишет Е. С. Скобликова, - возможно далеко не при любом существительном. Оно может употребляться только при отвлеченных существительных, которые образованы от глаголов и прилагательных и поэтому связаны с обозначением действия или качественного признака» [8].

В нашем материале в большинстве случаев слово молодежь выступает в качестве присубстантивного дополнения. Употребляясь в газете «СтудЕ^ег» при отвлеченных существительных, слово молодежь в функции дополнения имеет объектное значение, то есть выступает как объект, на который направлены определенные действия. В функции дополнения оно выступает в следующих словосочетаниях. Ср.: воспитание молодежи (4), ставка на молодежи (3), поддержка молодежи (2), вовлечение молодежи (2), социальная информация для молодежи (1), защита молодежи (1), исследование молодежи (1), опрос молодежи (1), привлечение молодежи (1), работа с молодежью (1), мнение о молодежи (1), возможность для молодежи (1).

Реже в газете «СтудЕП;ег» встречается слово молодежь и как приглагольное дополнение (прямое и косвенное). При глаголах зафиксированы следующие формы дополнений, выраженных существительным молодежь. Ср.: привлечь/привлекать молодежь (2), объединить молодежь (2), узнать о молодежи (1), волновать молодежь (1), уделять внимание молодежи (1), вытащить молодежь(1), предоставить молодежи(1), заниматься молодежью (1), ориентироваться на молодежь (1).

Е. С. Скобликова отмечает, что «существительное-дополнение всегда выражается формой косвенного падежа - без предлога или с предлогом. В большинстве случаев дополнениям свойственна обязательность строго определенного грамматического оформления и жесткая зависимость от того, какое слово употреблено в качестве главного. Для них чужда "изменяемость" способов выражения, часто характерная для определений обстоятельств» [9].

В нашем материале, как видно из приведенных выше примеров, приглагольное дополнение, выраженное существительным молодежь, употребляется в формах дательного, винительного, творительного и предложного падежей.

Обратимся далее к особенностям функционирования слова молодежь в позиции подлежащего. В этой позиции слово молодежь обозначает активного субъекта какого-либо вида деятельности или носителя какого-либо положительно оцениваемого качества. Об этом свидетельствую сказуемые, выступающие при слове молодежь в функции подлежащего. Такие случаи представлены в нашем материале девятнадцатью примерами. В нашем материале слово молодежь сочетается со следующими предикатами.

Ср.: а) Молодежь предлагала проекты; Молодежь приходит на спектакль; Молодежь хочет заниматься любимым делом; Молодежь много читает: Молодежь хочет получать деньги; Молодежь объединяется под брендами интересных проектов; Молодежь имеет схожие увлечения и проблемы; Молодежь обладает потенциалом; Молодежь принимает участие в работе; Молодежь представила свой инновационный потенциал; Молодежь живет по принципу «Не откладывай на завтра то, что можно делать сегодня». б) Молодежь - участник фестиваля; Молодежь - это золотые кадры нашего века; Молодежь - наша аудитория.

Как видим, молодежь характеризуется в газете «СтудЕ^ег» как активный субъект, деятельность и качества которого получают положительную оценку.

Слово молодежь в позиции обстоятельства отмечено лишь в одном случае. Ср.: Состоится стол «Популяризация национальных культур среди молодежи» [2012. 05 ноября].

Таким образом, среди наименований лиц, для которых обобщающая семантика является основной, собирательное существительное молодежь занимает первое место по частотности употребления, что отвечает ориентации газеты именно на молодежную аудиторию. Молодежь на страницах газеты «СтудENTER» предстает как активный субъект и объект разных видов деятельности, осуществляющий эту деятельность под руководством Управления по делам молодежи Кировской области и Федерального агентства по работе с молодежью.

Характеристика наименований лиц в газете «СтудENTER» будет продолжена в наших последующих публикациях, что позволит получить представление о собирательном образе человека как субъекта и объекта молодежного издания и как жителя провинциального города [10].

Примечания

1. Бородина О. Е. Студенческие СМИ как способ реализации и развития внутреннего потенциала молодежи / / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 2. С. 355-356.

2. Арясова А. Ю. Информационно-политические интересы молодежи: формы и степень реализации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2008. № 3. С. 34-39; Аткина А. М. Молодежь белгородской области как аудитория региональных СМИ / / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2011. Т. 10. № 12. С. 192-204; Библиева О. В. Молодежный сленг как форма репрезентации молодежной культуры в средствах массовой информации // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 304. С. 62-65; Болкунов А. Н. Возникновение и развитие студенческой периодики в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. «Филология». Журналистика. 2008. Т. 8. № 2. С. 74-82; Гайдамак Д. А. PR-сопровожде-ние молодежных СМИ Санкт-Петербурга: теоретико-методологические основы исследования // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 85. № 6-2. С. 154-161; Жилякова Н. В. Особенности первых студенческих изданий Сибири (на примере газетно-журнальных проектов Томска начала XX века) / / Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. «История, филология». 2012. Т. 11. № 6. С. 5-10; Комарова Н. С. Роль СМИ в социализации молодежи в современном обществе // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2011. № 1. С. 43-53; Маслова И. А. СМИ как фактор политической социализации молодежи // Теории и проблемы политических исследований. 2012. № 1. С. 95-106; Розанов К. А. Молодежная пресса как составляющая студенческой жизни / / Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. «Филология. Журналистика». 2009. Т. 9. № 2. С. 81-87; Тулупов В. В. Газета в вузе: и сфера журналистики, и сфера PR // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Проблемы высшего образования». 2010. № 1. С. 129-132.

3. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Толковый словарь современного русского языка. М., 2009.

4. Калечиц Е. П. Переходные явления в области частей речи. Свердловск, 1977. С. 60.

5. Калинина Л. В. Лексико-грамматические разряды имен существительных как пересекающиеся классы слов (когнитивно-семасиологический анализ). Киров, 2009. С. 65-66.

6. Ван Чжи. Существительное студент: семантика и синтаксические позиции (на материале региональной газеты «СтудЕП:ег») // Рациональное и эмоциональное в русском языке: междунар. сб. науч. тр. М., 2013. С. 25-27; Ван Чжи. Слово студент в синтагматическом ряду (на материале кировской газеты «СтудЕП:ег») // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. науч. тр. Киров, 2013. С. 109-113.

7. Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: учеб. пособие. М., 2006.

8. Там же.

9. Там же.

10. Чернова С. В. Концепт «жизнь города» как основа для создания собирательного образа горожанина // Интерпретация образа человека. Опыт лингвистического описания собирательного образа горожанина (образ жителей города Кирова) / науч. ред. Л. В. Калинина, С. В. Чернова. Киров, 2011. С. 8-22.

Notes

1. Borodina O. E. Studencheskie SMI kak sposob realizatsii i razvitiya vnutrennego potentsiala molodezhi [Student Media as a way of implementation and development of the internal potential of the youth] / / Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk - Actual problems of the humanities and the natural sciences. 2009, № 2, pp. 355-356.

2. Aryasova A. Y. Informatsionno-politicheskie interesy molodezhi: formy i stepen' realizatsii [Information and political interests of young people: the form and degree of implementation] // Kaspijskij region: politika, ehkonomika, kul'tura - Caspian: politics, economy, and culture. 2008, № 3, pp. 34-39; Atkina A. M. Molodezh' belgorodskoj oblasti kak auditoriya regional'nykh SMI [Youth of Belgorod Region as regional media audience] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific sheets of Belgorod State University. Ser. "Humanities". 2011, vol. 10, № 12, pp. 192-204; Biblieva O. V. Molodezhnyj sleng kak forma reprezentatsii molodezhnoj kul'tury v sredstvakh massovoj informatsii [Youth slang as a form of representation of youth culture in the media] / / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Tomsk State University. 2007, № 304, pp. 62-65; Bolkunov A. N. Vozniknovenie i razvitie studencheskoj perio-diki v Rossii [Emergence and development of student periodicals in Russia] / / Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. «Filologiya». ZHurnalistika - News of Saratov University. New series. Ser. "Philology". Journalism. 2008, vol. 8, № 2, pp. 74-82; Gaydamak D. A. PR-soprovozhdenie molodezhnykh SMI Sankt-Peterburga: teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya [PR-support of youth media in St. Petersburg: the theoretical and methodological bases of research] / / Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury - News of Ural Federal University. Ser. 1: Problems of Education, Sci-

ence and Culture. 2010, vol. 85, № 6-2, pp. 154-161; Zhilyakova N. V. Osobennosti pervykh studencheskikh izdanij Sibiri (na primere gazetno-zhurnal'nykh proektov Tomska nachala XX veka) [Features of the first student publications Siberia (for example, newspaper and magazine projects of Tomsk in the beginning of XX century)] / / Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. «Istoriya, filologiya» - Herald of the Novosibirsk State University. Ser. "History, Philology". 2012, vol. 11, № 6, pp. 5-10; Komarova N. S. Rol' SMI v sotsializatsii molodezhi v sovremennom obshchestve [The role of media in the socialization of young people in today's society] / / Vestnik Ural'skogo instituta ehkonomiki, upravleniya i prava - Herald of Ural Institute of Economics, Management and Law. 2011, № 1, pp. 43-53; Maslova I. A. SMI kak faktor politicheskoj sotsializat-sii molodezhi [Media as a factor of political socialization of youth] // Teorii i problemy politicheskikh issledo-vanij - Theory and Problems of Political Studies. 2012, № 1, pp. 95-106; Rozanov K. A. Molodezhnaya pressa kak sostavlyayushchaya studencheskoj zhizni [Youth Press as part of student life] / / Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. «Filologiya. ZHurnalistika»- News of Saratov University. New series. Ser. "Philology. Journalism". 2009, vol. 9, № 2, pp. 81-87; Tulupov V. V. Gazeta v vuze: i sfera zhurnalistiki, i sfera PR [Newspaper in high school: both the world of journalism and the world of PR] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. «Problemy vysshego obrazovaniya» - Herald of the Voronezh State University. Ser. "The problems of higher education. " 2010, № 1, pp. 129-132.

3. Lopatin V. V., Lopatinfi L. E. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka. [Explanatory dictionary of modern Russian]. Moscow. 2009.

4. Kalechits E. P. Perekhodnye yavleniya v oblasti chastej rechi [Transient phenomena in the field of parts of speech]. Sverdlovsk. 1977. P. 60.

5. Kalinina L. V. Leksiko-grammaticheskie razryady imen sushchestvitel'nykh kak peresekayushchiesya klassy slov (kognitivno-semasiologicheskij analiz) [Lexical-grammatical level of nouns as intersecting word classes (cognitive semasiological analysis)]. Kirov. 2009. Pp. 65-66.

6. Wang Zhi. Sushchestvitel'noe student: semantika i sintaksicheskie pozitsii (na materiale regional'noj ga-zety «StudEnter») [Noun "student": semantics and syntactic position (on the basis of the regional newspaper "StudEnter")] / / Ratsional'noe i ehmotsional'noe v russkom yazyke: mezhdunar. sb. nauch. tr - Rational and emotional in the Russian language: Intern. col. of scientific proc. Moscow. 2013. Pp. 25-27; Wang Zhi. Slovo student v sintag-maticheskom ryadu (na materiale kirovskoj gazety «StudEnter») [Word "student" in the syntagmatic series (based on the Kirov newspaper "StudEnter")] // Semantika. Funktsionirovanie. Tekst: mezhvuz. sb. nauch. tr - Semantics. Functioning. Text: Intercollege col. of scientific proc. Kirov. 2013. Pp. 109-113.

7. Skoblikov E. S. Sovremennyj russkij yazyk. Sintaksis prostogo predlozheniya [Modern Russian language. The syntax of the simple sentence]: textbook. Moscow. 2006.

8. Ibid.

9. Ibid.

10. Chernova S. V. Kontsept «zhizn' goroda» kak osnova dlya sozdaniya sobiratel'nogo obraza gorozhan-ina [Concept "city life" as a basis for creating a collective image of the citizen] // Interpretatsiya obraza cheloveka. Opyt lingvisticheskogo opisaniya sobiratel'nogo obraza gorozhanina (obraz zhitelej goroda Ki-rova) - Interpretation of the image of man. Experience of linguistic description of the collective image of the citizen (Image of Kirov residents) / scientific ed. L. V. Kalinina, S. V. Chernova. Kirov. 2011. Pp. 8-22.

УДК 812

С. В. Шабардина

Особенности системной организации английских терминов права

судебной системы Англии

В данной статье обсуждаются особенности организации терминологической лексики современного английского языка, выражающей понятия судебной системы Англии. В опоре на существующую иерархию понятий в этой сфере предпринята попытка выявить те структурные связи судебных терминов английского права, которые, с одной стороны, обеспечивают внутреннюю организацию и устойчивость судебной терминологии, а с другой - присущи системе в целом.

The given article describes peculiarities of organization of legal terminology in the modern English language, expressing notions of the judicial system in England. On the basis of the existing hierarchy of notionsand concepts in this sphere there is an attempt made to determine those main structural links among judicial

© Шабардина С. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.