Научная статья на тему 'Наиболее характерные дефекты и повреждения металлических эксплуати- руемых подкрановых балок при проведении экспертизы промышленной безопасности'

Наиболее характерные дефекты и повреждения металлических эксплуати- руемых подкрановых балок при проведении экспертизы промышленной безопасности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1422
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПОДКРАНОВЫЕ БАЛКИ / ДЕФЕКТЫ / ПОВРЕЖДЕНИЯ / ЭКСПЕРТИЗА ПРО-МЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Выдрин Владимир Николаевич, Зубко Ольга Викторовна

В статье рассмотрены наиболее характерные дефекты и повреждения метал-лических подкрановых балок возникающие при эксплуатации, при экспертизе промышленной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Выдрин Владимир Николаевич, Зубко Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наиболее характерные дефекты и повреждения металлических эксплуати- руемых подкрановых балок при проведении экспертизы промышленной безопасности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Ерохин М.Н., Леонов О.А. Особенности обеспечения качества ремонта сельскохозяйственной техники на современном этапе // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2005. № 1. С. 9-12.

2. Леонов О.А. Взаимозаменяемость унифицированных соединений при ремонте сельскохозяйственной техники. М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003. 166 с.

3. Ерохин М.Н., Леонов О.А. Ремонт сельскохозяйственной техники с позиции обеспечения качества // Экология и сельскохозяйственная техника. Материалы 4-й научно-практической конференции. СПб. 2005. С.234-238.

4. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж., Темасова Г.Н. Курсовое проектирование по метрологии, стандартизации и сертификации. М.: МГАУ, 2011. 120 с.

5. Белов В.М. и др. Расчет точностных параметров сельскохозяйственной техники. М.: МИИСП, 1989. 125 с.

6. Вергазова Ю.Г. Влияние точностных и технологических параметров на долговечность соединения «вал-втулка» // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 3. С. 17-19.

7. Ерохин М.Н., Леонов О.А. Взаимосвязь точности и надежности соединений при ремонте сельскохозяйственной техники // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2006. № 2. С. 22-25.

8. Белов В.М. и др. Метрология, стандартизация, квалиметрия. Метрология. М.: МГАУ, 1997. 109 с.

9. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж. Алгоритм выбора средств измерений для контроля качества по технико-экономическим критериям // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ, 2012. № 2. С. 89-91.

10. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж. Исследование затрат и потерь при контроле шеек коленчатого вала в условиях ремонтного производства // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ, 2013. № 2. С. 71-74.

11. Леонов О.А., Темасова Г.Н. Экономика качества. Saarbrucken, 2015. 305 с.

12. Леонов О.А., Вергазова Ю.Г. Расчет посадок соединений со шпонками для сельскохозяйственной техники // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 2. С. 13.

13. Леонов О.А., Киселева Е.Н., Вергазова Ю.Г. Влияние шероховатости поверхности деталей на долговечность соединений при ремонте сельскохозяйственной техники // Международный технико -экономический журнал. 2014. № 5. С. 47-51.

© Ю.Г. Вергазова, 2015

УДК 69.05

Выдрин Владимир Николаевич

Эксперт по промышленной безопасности, директор ООО «ВВЗ» г. Тула

Зубко Ольга Викторовна

Эксперт по промышленной безопасности, производственно-коммерческий директор ООО «ВВЗ»

г. Тула wwztula@mail. т

НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ПОДКРАНОВЫХ БАЛОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ.

Аннотация

В статье рассмотрены наиболее характерные дефекты и повреждения метал-лических подкрановых балок возникающие при эксплуатации, при экспертизе промышленной безопасности.

Ключевые слова

Металлические подкрановые балки, дефекты, повреждения, экспертиза про-мышленной безопасности.

Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений, проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности [2] на основании требований статьи 13 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1].

Проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений, на которых эксплуатируются мостовые краны, регламентируется ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга техническо-го состояния» [3].

Каркасы промышленных зданий различных отраслей промышленности испы-тывают разные воздействия и интенсивность. Анализ состояния конструкций каркасов показывает, что наибольшее количество повреждений наблюдается в зданиях цехов черной и цветной металлургии, в зданиях с гальваническими производствами, открытыми крановыми эстакадами. Долговечность работы подкрановых конструкций в основном определяется интенсивностью работы мостовых кранов. Нагрузки от мостовых и подвесных кранов следует опреде-лять в зависимости от групп режимов их нагружения, устанавливаемых ИСО 4301/1-86, от вида привода и от способа подвеса груза [4].

Подкрановые балки являются наиболее повреждаемыми конструкциями в зда-ниях с мостовыми кранами тяжелого и весьма тяжелого режимов работы.

Основные дефекты и повреждения металлических подкрановых балок.

Усталостные трещины:

Группа 1- трещины в нижнем поясе балки. Наиболее опасные трещины разви -ваются в растянутой зоне разрезных балок.

\

TV

Фото 1. Группа 1 - трещина в нижнем поясе балки.

Группа 2 - трещины в верхнем поясе балки, поперечные или наклонные к оси пояса.

Фото 2. Группа 2 - трещина в верхнем поясе балки

Наиболее опасными с точки зрения влияния на несущую способность балки яв-ляются трещины, возникающие в растянутой части подкрановой балки разрез-ной - группы 1 и неразрезных балок группы 2 в приопорных участках. Трещины группы 1 и группы 2 воспринимают силовой фактор от поперечного изгиба. При обнаружении трещин данных групп необходимо выполнить капитальный ремонт.

Группа 3 - трещины в верхнем поясном шве и околошовной зоне подкрановых балок. Эти трещины носят, как правило, усталостный характер. Появлению их способствуют некачественно выполненные сварные швы, эксцентриситеты рас-положения рельса по отношению к оси подкрановой балки, динамические уда-ры колес мостового крана на стыках рельсов, зазоры по высоте расположения рельсов. Трещины группы 3 являются наиболее распространенными.

Фото 3. Группа 3 - трещина в верхней зоне стенки балки.

Группа 4 - трещины в нижней зоне балки, как правило, в зоне опорного узла, в зоне заводского и монтажного стыков. Группа 5 - трещины в швах приварки, околошовной зоне и в основном металле опорных и промежуточных попе-речных ребер жесткости к верхнему поясу.

Фото 4. Группа 4 - трещины в нижней зоне балки.

Фото 5. Группа 5 - трещина в шве приварки опорного ребра к верхнему поясу.

Группа 6 - трещины в швах приварки опорных ребер подкрановой балки к ни-жнему поясу. Возникновение и развитие усталостных трещин в верхней зоне стенки -сложный многофакторный процесс. Они возникают и развиваются в ус-ловиях циклического воздействия местных напряжений, вызванных подвижно-сосредоточенной нагрузкой катков крана, общих напряжений от поперечного изгиба балки и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

остаточных сварочных напряжений, обусловленных системой сварных швов (поясных, стыковых пояса и стенки, приварки ребер и т.п.) [5].

Фото 6. Группа 6 - трещина в шве приварки опорного ребра к нижнему поясу балки.

При выполнении экспертизы промышленной безопасности часто наблюдается некачественно выполненное закрепление подкрановой балки на опоре, трещи -ны в сварных швах подкрановых балок и тормозных конструкциях. Характерные дефекты, в подкрановых балках возникающие при этом:

- незакрепленный верхний пояс подкрановой балки к колонне, непроектное зак-репление подкрановой балки к колонне (фото 7). Причиной возникновения дан-ных дефектов является низкое качество монтажа.

Фото 7. Незакрепленный верхний пояс подкрановой балки к колонне. Непроектное закрепление подкрановой балки к колонне.

Отрыв закладных деталей крепления тормозных конструкций к подкрановой балке (фото 8). Причиной возникновения данного дефекта является значи-тельная деформативность конструкций каркаса открытой крановой эстакады.

Фото 8. Отрыв закладных деталей крепления тормозных конструкций к подкрановой балке.

Отрыв крепления верхнего узла крепления подкрановой балки к колонне (фото 9). Причиной возникновения данного дефекта является низкое качество монтажа и сварки.

Фото 9. Отрыв крепления верхнего узла крепления подкрановой балки к колонне.

Отсутствие болтового соединения в опорном узле подкрановых балок (фото10). Причиной возникновения данного дефекта является низкое качество монтажа.

Фото 10. Отсутствие болтового соединения в опорном узле подкрановых балок.

Разрушение элементов рихтовки подкрановых балок, ослабленный узел скрепления подкрановых балок в опорном узле (фото 11).

Фото 11. Разрушение элементов рихтовки подкрановых балок, ослабленный узел скрепления

подкрановых балок в опорном узле.

Выполнение работы по обследованию подкрановых конструкций в общем случае включает следующие этапы:

-подготовительные работы;

-натурное освидетельствование конструкций, в том числе, разработка экстренных противоаварийных мероприятий (при необходимости);

- определение механических свойств сталей и их химического состава;

- уточнение крановых нагрузок и воздействий; определение индивидуальной нагруженности подкрановой балки;

-выполнение проверочных расчетов, учитывающих их фактическое состояние;

- анализ и оценка технического состояния подкрановых конструкций;

- определение индивидуального ресурса подкрановых балок; -оформление отчетных материалов с составлением технического заключения. Список использованной литературы:

1.Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных произ-водственных объектов». Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года №116-ФЗ.

2.Федеральные нормы и правила в области «Правила проведения экс -пертизы промышленной безопасности». Утверждены приказом Феде-ральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013года №538.

3.ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и монито-ринга технического состояния».

4. ИСО 4301/1-86 Краны и подъемные устройства. Классификация. М.: Изд-во стандартов, 1986, 8с.

5.СТО 22-05-04 Руководство по определению индивидуального ресурса стальных подкрановых балок с усталостными трещинами в стенках для допу-щения их временной эксплуатации.

© В.Н. Выдрин, О.В. Зубко, 2015

УДК 69.05

Выдрин Владимир Николаевич

Эксперт по промышленной безопасности, директор ООО «ВВЗ» г. Тула

Зубко Ольга Викторовна

Эксперт по промышленной безопасности, производственно-коммерческий директор ООО «ВВЗ» г.

Тула

wwztula@mail. т

ПРОБЛЕМЫ ФЛАНЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЫМОВЫХ ТРУБ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Аннотация

Рассматриваются вопросы фланцевых соединений при проведении экспертизы промышленной безопасности дымовых труб, указываются характерные проблемы фланцевых соединений.

Ключевые слова

Дымовые трубы, фланцевые соединения, экспертиза промышленной безопасности.

Для защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий аварий Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». На основании п.1 ст.13 этого закона для определения соответствия опасных производственных объектов, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности проводится экспертиза промышленной безопасности [1].

Чаще всего за время проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб на объектах теплоснабжающих предприятий, встречались металлические дымовые трубы, выполненные на вантовых оттяжках, высотой 20-45 метров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.