Научная статья на тему 'Находки изделий ананьинской культурно-исторической области на территории могильника и селища Такталачук в нижнем течении Р. Белой'

Находки изделий ананьинской культурно-исторической области на территории могильника и селища Такталачук в нижнем течении Р. Белой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нижняя Белая / Нижнее Прикамье / могильник / селище / ананьинская культурноисторическая область / пьяноборская культура / подвеска / звериный стиль / наконечники стрел / керамика. / Lower Belaya region / Lower Kama region / burial ground / ancient village / Ananyino Cultural and Historical Area / Pyanobor culture / pendant / animal style / arrowheads / ceramics.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лыганов Антон Васильевич, Морозов Виктор Владимирович, Смирнов Алексей Леонидович, Хуснутдинов Эмиль Азатович, Бакаев Сергей Евгеньевич

Могильник и расположенное здесь же селище Такталачук известны с 1956 г. Удобный уступ высокой террасы использовался людьми с эпохи поздней бронзы по позднее средневековье. На компактной территории известны поселения и стоянки срубной, пьяноборской культур. Здесь же расположены некрополи срубной, луговской, черкаскульской культур эпохи бронзы, кушнаренковской раннего средневековья, и чияликской позднего средневековья. Несмотря на находки характерной керамики на памятнике, исследователями не выделялся культурно хронологический горизонт, связанный с ананьинской культурной исторической областью. На сегодняшний день известны находки ананьинского времени на этой территории. Это керамика, бронзовые наконечники стрел, подвеска со скульптурным изображением головы хищной птицы, предметы быта. По аналогиям эти находки относятся к поздненананьинскому хронологическому горизонту и могут быть отнесены в рамки конца V – III/II вв. до н.э

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лыганов Антон Васильевич, Морозов Виктор Владимирович, Смирнов Алексей Леонидович, Хуснутдинов Эмиль Азатович, Бакаев Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOVERED ITEMS OF ANANYINO CULTURAL AND HISTORICAL AREA IN THE TERRITORY OF TAKTALACHUK BURIAL GROUND AND ANCIENT VILLAGE IN THE LOWER REACHES OF THE BELAYA RIVER

The burial ground and Taktalachuk village located at the site have been known since 1956. A convenient ledge of a high terrace was used by people since the late Bronze Age until the Late Middle Ages. Settlements and sites of Srubna and Pyanobor cultures have been identifi ed on the compact territory. It also features necropolises of Srubna, Lugovskaya and Cherkaskulskaya cultures of the Bronze Age, Kushnarenkovo culture of the Early Middle Ages, and Chiyalikskaya culture of the Late Middle Ages. Despite the discovered characteristic ceramic items at the site, the researchers have not distinguished a cultural and chronological horizon associated with the Ananyino cultural historical area. Presently, fi ndings of the Ananyino period have been discovered in the territory. These are ceramics, bronze arrowheads, a pendant with a sculptural image of the head of a bird of prey, and household items. By analogy, these fi ndings belong to the Late Ananyino chronological horizon and can be attributed to the time period between the late 5th and the 3rd/2nd centuries BC.

Текст научной работы на тему «Находки изделий ананьинской культурно-исторической области на территории могильника и селища Такталачук в нижнем течении Р. Белой»

УДК 903

НАХОДКИ ИЗДЕЛИЙ АНАНЬИНСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МОГИЛЬНИКА И СЕЛИЩА ТАКТАЛАЧУК В НИЖНЕМ ТЕЧЕНИИ Р. БЕЛОЙ

© 2020 г. А.В. Лыганов, В.В. Морозов, А.Л. Смирнов, Э.А. Хуснутдинов, С.Е. Бакаев

Могильник и расположенное здесь же селище Такталачук известны с 1956 г. Удобный уступ высокой террасы использовался людьми с эпохи поздней бронзы по позднее средневековье. На компактной территории известны поселения и стоянки срубной, пьяноборской культур. Здесь же расположены некрополи срубной, луговской, черкаскульской культур эпохи бронзы, кушнаренковской раннего средневековья, и чияликской позднего средневековья. Несмотря на находки характерной керамики на памятнике, исследователями не выделялся культурно хронологический горизонт, связанный с ананьинской культурной исторической областью. На сегодняшний день известны находки ананьинского времени на этой территории. Это керамика, бронзовые наконечники стрел, подвеска со скульптурным изображением головы хищной птицы, предметы быта. По аналогиям эти находки относятся к поздненананьинскому хронологическому горизонту и могут быть отнесены в рамки конца V - III/II вв. до н.э.

Ключевые слова: Нижняя Белая, Нижнее Прикамье, могильник, селище, ананьинская культурно-историческая область, пьяноборская культура, подвеска, звериный стиль, наконечники стрел, керамика.

Могильник и селище Такталачук расположены в 300 м к юго-западу от деревни Ураза-ево и в 2,3 км к востоку юго-востоку от д. Такталачук на уступе высокой террасы, разделяющем поймы по левому берегу р. Белой и правому берегу р. Шабыз. Самую высокую часть террасы занимает предположительное городище (по Е.П. Казакову, 1978, рис. 1). Ниже, к западу от вероятного городища, на широком уступе террасы и была выявлена группа разновременных поселений и некрополей (рис. 1).

Памятник был открыт А.П. Шокуровым в 1956 г. Тогда же были отмечены находки разновременной керамики. Первая группа -фрагменты керамики с примесью раковины в глиняном тесте с орнаментацией ямками, шнуровыми отпечатками и иногда зубчатым штампом (рис. 2). Эти фрагменты были отнесены А.П. Шокуровым к позднему бронзовому - раннему железному веку, без уточнения культурной принадлежности. Вторая группа керамики с примесью в тесте песка и с характерным орнаментом из рядов горизонтальных параллельных линий, мелкой гребенки, сетки была отнесена к кушнаренковской культуре (Шокуров, 1957, с. 58-64). Также А.П. Шоку-ровым было отмечено место возможного могильника в южной части уступа террасы. На этом месте в 1958 г В.Ф. Генингом было вскрыто два погребения, совершенные по мусульманскому обряду, в одном из которых были выявлены два медных колечка с двух сторон от черепа (Генинг, 1959, с. 87). Вероятнее всего, эти погребения относятся к чиялик-

скому некрополю (ХГГГ-ХГУ вв. н.э.), который позднее был изучен Е.П. Казаковым. Помимо этого экспедицией В.Ф. Генинга в раскопе и подъемном материале были зафиксированы фрагменты керамики эпохи бронзы, пьяноборской и кушнаренковской культур. Несмотря на то, что В.Ф. Генинг отметил находки керамики, украшенной шнуром с примесью в тесте раковины, весь этот комплекс был отнесен им к пьяноборскому времени (Генинг, 1959, с. 84-87; Генинг, 1971, с. 116-117, рис. 40).

В 1969-1972, 1976-1979 гг. отрядом Нижнекамской археологической экспедицией под руководством Е.П. Казакова на раскопах Г-ХГХ на площади около 4 тыс. кв. м было вскрыто свыше 330 погребений различных эпох. Это 5 срубных (XVШ-XVI вв. до н.э.) погребений в северной части террасы; 58 черкаскульских и лугов-ских (ХУГГ-ХУ вв. до н.э.) преимущественно в центральной части площадки могильника. В южной части площадки могильника выявлено 10 кушнаренковских (УГГ-УШ вв. н.э.) и 262 чияликских (мусульманских) погребения (ХГГГ-ХГУ вв. н.э.). В раскопах были зафиксированы остатки пьяноборского селища и срубной стоянки (Казаков, 1978, с. 67-69). Предметов ананьинского времени отмечено не было.

На сегодняшний день, благодаря находкам последних лет и пересмотру части старых коллекций, стало возможным выделить на могильнике и селище Такталачук культурно-хронологический этап, относящийся к

ананьинской культурно-исторической области (АКИО) раннего железного века.

Все известные на сегодняшний день находки АКИО из Такталачука относятся к подъемному материалу, выявленному на распахиваемой части уступа террасы.

Керамика (рис. 2). Как было отмечено выше, находки в подъемном материале керамики, орнаментированной шнуром, известны на могильнике и селище Такталачук еще с его открытия в 1956 г (Шокуров, 1957, с. 58-64). Эта керамика находит прямые аналогии в древностях АКИО. Орнаментальные мотивы ананьинской керамики с селища Такталачук наиболее близки комплексам постмаклашеев-ской культуры АКИО Удмуртского Прикамья (рис. 2: 4) (Марков, 2007, рис. 53: 9). Отдаленные параллели орнаментальные мотивы находят и в шнуровых керамических комплексах Среднего Прикамья (рис. 2: 3) (Марков, 2007, рис. 47: 5), однако они более просты, что не позволяет, все же, связывать керамику с территории памятника с ананьинской культурой шнуровой керамики. Вероятнее всего, на селище Такталачук проживали носители постмаклашеевских культурных традиций с сильным влиянием культуры шнуровой керамики. Это не удивительно, учитывая нахождение памятника на границе территории между постмаклашеевской и ананьинской классической (шнуровой керамики) культурами АКИО. Датировать сосуды со шнуровыми отпечатками селища Такталачук можно позднеана-ньинским временем, по некоторым наиболее близким аналогиям на Зуевоключевском городище (Ашихмина, 2014, рис. 47: 15). Керамику, только с ямочным орнаментом (рис. 2: 1, 2), не образующим на внутренней стороне выпуклин-жемчужин, можно соотнести как с позднеананьинским временем (конец V-III/II вв. до н.э.), так и со всем временем существования пьяноборской культуры (II в до н.э. - III в н.э.) (Ашихмина, 2014, рис. 49, 67, 72, 74: 6; Чижевский, 2017, рис. 8, 12, 14; Голдина, Красноперов, 2012, табл. 229-231).

Бронзовые наконечники стрел (рис. 3: 3-5). В подъемном материале последних лет с территории могильника и селища Такталачук присутствуют бронзовые трехгранные наконечники стрел - 3 экземпляра. Это два наконечника стрел без выделенной втулки, и еще один, мелкий, с выделенной втулкой. Отлиты они небрежно с браком - отверстиями во втулке. Два наконечника стрел без выделенной втулки (рис. 3: 3, 5) по С.В. Кузьминых можно отнести к КТР С-48 или, возможно, С-50. Распространение наконечников подобного типа в Прикамье по С.В. Кузьминых происходит в конце VI-V вв. до н.э. и связа-

но с ранними савроматами (Кузьминых, 1983, с. 109-110). При этом наконечники из Такта-лачука, скорее можно отнести к несколько более позднему времени (IV-III вв. до н.э.), так как у них нечеткое разделение втулки и лопастей, они исполнены в грубой манере и с более узкой базой. Подобные наконечники стрел характерны для кара-абызских памятников (Кузьминых, 1983, с. 110). Еще один наконечник с выделенной втулкой (рис. 3: 4) скорее относится к КТР С-40 (Кузьминых, 1983, с. 108-109). Появление их на р. Белой и в Нижнем Прикамье до р. Вятка следует относить к V-IV вв. до н.э. и также связывать с раннесарматским (прохоровским) миром (Кузьминых, 1983, с. 109).

В степном мире данные наконечники стрел имеют аналогии в древностях раннесармат-ской (прохоровской) культуры и встречаются в колчанных наборах курганных могильников Филипповка и Прохоровка (Яблонский, 2008, рис. 1; Яблонский, Мещеряков, 2008, рис. 20, 21). Это время соответствует в степи и лесостепи фазе «В» (вторая половина V - середина IV вв. до н.э.) и фазе «С» (середина IV-III вв. до н.э.) в Южном Приуралье по Н.С. Савельеву и Л.Т. Яблонскому (Савельев, Яблонский, 2014, с. 478). Данный промежуток времени соответствует позднеананьинскому времени в Прикамье по А.А. Чижевскому (Чижевский, 2017). Встречаются подобные наконечники стрел и в пьяноборской культуре (Генинг, 1970, рис. 17; Агеев, 1992, табл. 14: 1). Таким образом, бронзовые наконечники стрел с территории могильника и селища Такталачук следует отнести к позднему периоду АКИО (конец V-III/II вв. до н.э.) и, возможно, началу пьяноборского времени.

Бронзовая подвеска (рис. 3: 1, 2). Одним из наиболее интересных изделий, выявленных в последние годы на территории могильника и селища Такталачук, является подвеска с зооморфным скульптурным навершием в виде головы ушастой птицы (грифона). Высота подвески, обломанной с одной стороны, около 3 см. Прямых аналогий для определения функционального назначения изделия не найдено. Вероятно это подвеска, которая относится к конской упряжи, более определенно сказать, что то сложно. Основу изделия составляет бронзовый прут диаметром 0,4 см.

Нижняя часть подвески воспроизводит ложновитой рельеф с помощью витого стержня, намотанного на прут основу. Этот элемент имеет некоторые аналогии с рельефом на удилах раннеананьинского времени (Кузьминых, Чижевский, 2014, рис. 6: 8). Есть изделия с фактурой отдаленно напоминающей витой

рельеф и в позднеананьинское время (Чижевский, рис. 3: 10).

В средней части подвески, на пруте расположена поперечная плоская петля-ушко для подвешивания. Известны аналогии таким изделиям с подобными петлями в ананьин-ском мире. Это ложка со стилизованной головой лошади на окончании рукояти из д. Тюлькой Канашского района Чувашии (Мясников,

2014, с. 276-277, рис. 1: 2). Петля на ложке расположена так же, как и на подвеске из Такталачука, на рукояти, ниже скульптурного зооморфного изображения. По аналогиям ложка относится к позднеананьинскому времени (Чижевский, 2017, с. 228, рис. 17: 5).

Наконец навершие подвески составляет объемная скульптурная голова хищной ушастой птицы (или же грифона) длиной около 1,3 см. Голова грифона объемная с изображением с двух сторон глаз, выступающих сверху ушей и выделенного клюва. На одной из сторон видно, что глаз, выступающее над головой ухо и изгиб клюва моделированы с помощью тонкого дрота, свернутого в виде восьмеркообразной фигуры, которая, возможно, отливалась отдельно и в дальнейшем приливалась к основе головы (рис. 3: 1, 2). С другой стороны головы подобная техника передачи изображения глаза не просматривается. Окончание клюва загнуто вниз. Орнито-морфный образ точно передает особенности головы хищной птицы.

Изображение ушастой хищной птицы (грифона) весьма характерно для скифского звериного стиля. Н.Н. Погребова, выделившая канон «скифского грифона», отмечала, что в большинстве случаев он оказывается просто головой хищной птицы (Погребова, 1948, с. 65). От мифологического грифона зачастую остаются только уши, нереальные с точки зрения биологии хищной птицы (Канторович,

2015, с. 120). Поиск прямых аналогий изображения ушастой хищной птицы (грифона) на подвеске из Такталачука в скифском зверином стиле степной части Восточной Европы не увенчался успехом. При всем разнообразии вариаций образов грифонов и хищных птиц в скифском искусстве, скульптурные изображения голов всегда более качественно прописаны, или же наоборот выделяются некоторой фантастической схематичностью (см. Канторович, 2010; 2015). Некоторое сходство можно увидеть в изображениях голов грифонов скифских памятников лесостепной

части Подонья конца УГ - первой половины У вв. до н.э. (Алексеев, 2003, рис. 26: 2, 3). Наибольшее сходство изображению головы ушастой хищной птицы на подвеске из Такта-лачука прослеживается именно среди аналогичных изображений, выявленных на памятниках АКИО (Васильев, 2002, с. 201, 218, Чижевский, 2017, рис. 2: 6; 5: 2; 9: 8; 11: 6). Изображения хищной птицы в ареале АКИО схожи по загнутому вниз, закрытому клюву, крупным выделенным глазам, которые зачастую выступают выше головы, образуя, таким образом, уши. Для изображений хищной птицы в ананьинском искусстве характерна точная передача и отсутствие фантастических черт, которые присущи скифскому звериному стилю. Изображения хищной птицы в АКИО относятся к позднеананьинскому времени конец У-Ш/ГГ вв. до н.э. (Васильев, 2002, с. 201, 218, Чижевский, 2017, рис. 2: 6; 5: 2; 9: 8; 11: 6).

Среди прочих вещей следует выделить железный нож с горбатой спинкой (рис.3: 7) характерный для культур АКИО и в меньшей степени для пьяноборской культуры (Хали-ков, рис. 53, 64; Агеев, 1992, табл. 16: 1, 2; Генинг, 1970, табл. ХХУ: 10, 12). Глиняное напряслице (рис. 3: 6), которое также характерно не только для ананьинского времени, но и для пьяноборской культуры (Ашихми-на, 2014, рис. 53; Агеев, 1992, табл. 19: 2). Проколки (рис. 3: 8, 9) могут быть отнесены также к самому разному времени от эпохи бронзы (бронзовая четырехгранная проколка) до раннего железного века и раннего средневековья (железная проколка).

Таким образом, на территории селища и могильника Такталачук выявлен культурно-хронологический горизонт, относящийся к позднеананьинскому времени. Судя по керамике, здесь на протяжении позднего периода существования АКИО (конец У-ГГГ/ГГ вв. до н.э.) обитали носители постмаклашеевской культуры. Ряд вещей датируется широко от позднеананьинского времени до раннепьяно-борского. Другие вещи, например подвеска с головой хищной птицы (грифона), позволяют определенно относить время появления здесь людей уже в ананьинское время. Остается открытым вопрос существовало-ли на данной территории только селище или здесь находится не выявленный ранее могильник раннего железного века.

ЛИТЕРАТУРА

Агеев Б.Б. Пьяноборская культура. Уфа: БИЦ УрО РАН, 1992, 140 с.

Алексеев А. Ю. Хронография Европейской Скифии УГГ-ГУ веков до н. э. СПб: ГЭ, 2003. 416 с. Ашихмина Л.И. Генезис ананьинской культуры в Среднем Прикамье (по материалам керамики и жилищ) / Археология евразийских степей. Вып.19 Казань: ИА АН РТ, 2014. 300 с.

Васильев Ст. А. Искусство древнего населения Волго-Камья в ананьинскую эпоху (истоки и формирование). Дисс. ... канд. ист. наук. СПб.: СПбГУ, 2002. 513 с. № 61:03 - 7/198-3.

Генинг В. Ф. Отчет об археологических разведках в низовье левобережья р. Белой, произведенных II отрядом археологической экспедиции ИЯЛИ КФАН СССР летом 1958 г. С. 68-133 / Отчет о полевых работах археологической экспедиции ИЯЛИ КФАН СССР за 1958 г. / Архив ИА РАН. Р.1. №1771. 1959.

Генинг В. Ф. История населения удмуртского Прикамья в пьяноборскую эпоху. Ч. I: Чегандинская культура (III в. до н. э. — II в. н. э.) / ВАУ Вып. 10 / Отв. ред. В.А. Семенов. Свердловск-Ижевск: Первоуральская типография, 1970. 257 с.

Генинг В. Ф. История населения Удмуртского Прикамья в пьяноборскую эпоху. Ч. II: Археологические памятники егандинской культуры (III в. до н. э. — II в. н. э.) / ВАУ Вып. 11. / Отв. ред. В.А. Семенов. Свердловск-Ижевск: Первоуральская типография, 1971. 190 с.

Голдина Р.Д., Красноперов А.А. Ныргындинский I могильник II-III вв. на Средней Каме / МИ КВАЭ. Т. 22 / Отв. ред. Л.И. Липина. Ижевск: УдГУ 2012. 364 с.

Казаков Е.П. Погребения эпохи бронзы могильника Такталачук // Древности Икско-Бельского междуречья / Отв. ред. О.Н. Бадер. Казань: КФАН СССР, 1978. С. 67-108.

Канторович А.Р. Истоки и вариации образов грифона и грифоноподобных существ в раннескифском зверином стиле VII-VI вв. до н.э. // Археологический альманах. № 21 / Гл. ред. А.В. Колесник. Донецк: ООО "Лебедь", 2010. С. 189-224.

Канторович А.Р. Образы синкретических существ в восточноевропейском скифском зверином стиле: классификация, типология, хронология, иконографическая динамика // Исторические Исследования. Журнал Исторического факультета МГУ 2015. № 3. С. 113-218.

Кузьминых С.В. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке: (медь и бронза). М.: Наука, 1983. 257 с.

Кузьминых С.В., Чижевский А.А. Хронология раннего периода ананьинской культурно-исторической области // Поволжская археология. 2014. №3 (9). С. 101-37.

Марков В.Н. Нижнее Прикамье в ананьинскую эпоху (Об этнокультурных компонентах ананьинской общности) // Археология евразийских степе. Вып. 4. Казань: ИИ АН РТ, 2007. 136 с.

Мясников Н.С. Новые находки ананьинского времени с территории Чувашии // Ананьинский мир: истоки, развитие, связи, исторические судьбы / Археология евразийских степей. Вып. 20. Казань: Отечество, 2014. С. 276-280.

Погребова Н.Н. Грифон в искусстве Северного Причерноморья в эпоху архаики // КСИИМК. Вып. XXII. 1948. С. 62-65.

Савельев Н.С., Яблонский Л.Т. Степь и лесостепь на начальном этапе раннесарматской культуры Южного Приуралья // Ананьинский мир: истоки, развитие, связи, исторические судьбы / Археология евразийских степей. Вып. 20. Казань: Отечество, 2014. С. 478-504.

ХаликовА.Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII-VI вв. до н.э.). М.: Наука. 1977. 264 с.

Чижевский А.А. Памятники позднего периода ананьинской культурно-исторической области // Археология Евразийских степей. 2017. № 4. С.196-256.

Шокуров А.П. Отчет об археологической работе летом 1956 г 3-го отряда Башкирской археологической экспедиции ИИМК. Т.2 / Архив ИА РАН. Р.1. №1245а. 1957. 120 с.

Яблонский Л.Т. Новые раскопки Филипповского могильника и проблема формирования раннесарматской культуры Южного Приуралья // Ранние кочевники Волго-Уральского региона / Отв. ред. Л.Т. Яблонский. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. С. 170-177.

Яблонский Л.Т., Мещеряков Д.В. Доследование курганного могильника у д. Прохоровка // Ранние кочевники Волго-Уральского региона / Отв. ред. Л.Т. Яблонский. Оренбург: ОГПУ, 2008. С. 177-205.

Информация об авторах:

Лыганов Антон Васильевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); [email protected]

Морозов Виктор Владимирович, ведущий специалист-археолог, ООО «Техстройпроект» (г. Москва, Россия); [email protected]

Смирнов Алексей Леонидович, младший научный сотрудник, Институт археологии Российской академии наук (г. Москва, Россия); [email protected]

Хуснутдинов Эмиль Азатович, младший научный сотрудник. Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); [email protected]

Бакаев Сергей Евгеньевич, помощник нотариуса Набережночелнинского нотариального округа РТ (г. Набережные Челны, Россия)

DISCOVERED ITEMS OF ANANYINO CULTURAL AND HISTORICAL AREA IN THE TERRITORY OF TAKTALACHUK BURIAL GROUND AND ANCIENT VILLAGE IN THE LOWER REACHES OF THE BELAYA RIVER

A.V. Lyganov, V.V. Morozov, A.L. Smirnov, E.A. Khusnutdinov, S.E. Bakaev

The burial ground and Taktalachuk village located at the site have been known since 1956. A convenient ledge of a high terrace was used by people since the late Bronze Age until the Late Middle Ages. Settlements and sites of Srubna and Pyanobor cultures have been identified on the compact territory. It also features necropolises of Srubna, Lugovskaya and Cherkaskulskaya cultures of the Bronze Age, Kushnarenkovo culture of the Early Middle Ages, and Chiyalikskaya culture of the Late Middle Ages. Despite the discovered characteristic ceramic items at the site, the researchers have not distinguished a cultural and chronological horizon associated with the Ananyino cultural historical area. Presently, findings of the Ananyino period have been discovered in the territory. These are ceramics, bronze arrowheads, a pendant with a sculptural image of the head of a bird of prey, and household items. By analogy, these findings belong to the Late Ananyino chronological horizon and can be attributed to the time period between the late 5th and the 3rd/2nd centuries BC.

Keywords: Lower Belaya region, Lower Kama region, burial ground, ancient village, Ananyino Cultural and Historical Area, Pyanobor culture, pendant, animal style, arrowheads, ceramics.

About the Authors:

Lyganov Anton V. Candidate ofHistorical Sciences. Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. Butlerov St., 30, Kazan, 420012, Republic of Tatarstan, Russian Federation; [email protected]

Morozov Victor V. Leading Archaeologist, Tekhstroiprojekt LLC (Moscow, Russian Federation); [email protected]

Smirnov Aleksey L. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. Dmitry Ulyanov St., 19, Moscow, 117036, Russian Federation; [email protected]

Khusnutdinov Emil A. Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences. Butlerov St., 30, Kazan, 420012, Republic of Tatarstan, Russian Federation; husnutdinov.e.a@mail. ru

Bakaev Sergey E. Assistant Notary of the Naberezhnye Chelny Notarial District of the Republic of Tatarstan (Naberezhnye Chelny, Russian Federation).

Рис. 1. План могильника и селища Такталачук с нанесенными раскопами.

Рис. 3. Находки раннего железного века могильника и селища Такталачук 1-2 - Подвеска со скульптурным изображением головы хищной птицы (1-фото, 2-прорисовка); 3-5 - бронзовые наконечники стрел; 6- Фрагмент напрясла (глина); 7-железная проколка; 8-бронзовая проколка; 9-железный нож.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.