Научная статья на тему 'НАГРАДНОЙ ПОРТСИГАР ОТ РЕВВОЕНСОВЕТА 12-ОЙ АРМИИ КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ БИФУРКАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КУЛЬТУРЕ'

НАГРАДНОЙ ПОРТСИГАР ОТ РЕВВОЕНСОВЕТА 12-ОЙ АРМИИ КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ БИФУРКАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТСИГАР / СИСТЕМА САКРАЛИЗАЦИИ / РЕПРЕЗЕНТАНТ / БИФУРКАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлов Ашраф Борисович, Мостицкая Наталья Дмитриевна

Авторы подробно изучают семантическую составляющую уникального артефакта - золотого наградного портсигара с изображением первого советского герба работы С.В. Чехонина, который был вручен Н.В. Лисовским и С.И. Араловым от Реввоенсовета 12 армии участнику освободительных боев за Киев С. Беккеру в 1920 году. Артефакт рассматривается как памятный знак-подарок в контексте становления наградной системы как элемента сакрализации новой идеологии. Новизна исследования заключается в акцентировании внимания на философско-религиозном аспекте рассмотрения наградной системы как репрезентации сакральной символики новой религиозности. Используя в качестве методологической модели концепции Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.В. Луначарского, Д.В. Пивоварова о религиозной сущности культуры, авторы приходят к выводу, о том, что в период Гражданской войны происходило становление системы сакрализации рабоче-крестьянской идеологии как культовой идеи, которая впоследствии будет положена в основание культуры Советской России. Большинство артефактов, используемых в качестве наградных знаков, транслируют новую идеологию, что наиболее ярко представлено в семиотике наградного портсигара

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Михайлов Ашраф Борисович, Мостицкая Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

12TH ARMY REVVOENSOVIET AWARD CIGARETTE CASE AS AN EXAMPLE OF BIFURCATIONAL CHANGES IN CULTURE

The authors are studying in detail the semantic component of a unique artifact - a golden premium cigarette case with the image of the first Soviet coat of arms, work of Sergei V. Chekhonin, which was awarded to Nikolai V. Lisovsky and Semen I. Aralov by the Revolutionary Military Council of the 12th Army to S. Becker, a participant in the liberation battles for Kyiv in 1920. The artifact is being looked at as a memorable sign-gift in the context of the formation of the reward system as an element of the sacralization of the new ideology. The novelty of the study lies in the focus on the philosophical and religious aspect when investigating the reward system as a representation of the sacred symbolism of the new religiosity. Using the concepts of Nikolai A. Berdyaev, Sergei N. Bulgakov, Anatoly V. Lunacharsky, Daniil V. Pivovarov, about the religious essence of culture as a methodological model, the authors arrive at the conclusion that during the period of the Civil War, the formation of a system of sacralization of the worker-peasant ideology as a cult idea was taking place, which would later be laid at the foundation of the culture of Soviet Russia. Most of the artifacts used as the signal of rewarding convey a new ideology, which is most clearly manifested in the semiotics of a premium cigarette case.

Текст научной работы на тему «НАГРАДНОЙ ПОРТСИГАР ОТ РЕВВОЕНСОВЕТА 12-ОЙ АРМИИ КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ БИФУРКАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КУЛЬТУРЕ»

ИСКУССТВО, ОБРАЗОВАНИЕ,

НАУКА

RAR УДК 008 ББК 71.06

DOI 10.34685/HI.2022.39.4.005

НАГРАДНОЙ ПОРТСИГАР ОТ РЕВВОЕНСОВЕТА

12-ОЙ АРМИИ КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ БИФУРКАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КУЛЬТУРЕ

Михайлов Ашраф Борисович,

основатель коллекции ООО «Янгиль-Арт», ул. старая Басманная, дом 34, Москва, Россия, 105066, ORCID ID 0000-0001-6678-212X Researcher ID GQY-6760-2022 yangilart@list.ru

Мостицкая Наталья Дмитриевна,

доктор культурологии, доцент, зав. аспирантурой Государственный институт искусствознания, пер. Козицкий, дом 5, Москва, Россия, 125375, ORCID ID 0000-0001-8774-0375 Researcher ID ABD-2486-2020 mozt@rambler.ru

Аннотация

Авторы подробно изучают семантическую составляющую уникального артефакта - золотого наградного портсигара с изображением первого советского герба работы С.В. Чехонина, который был вручен Н.В. Лисовским и С.И. Араловым от Реввоенсовета 12 армии участнику освободительных боев за Киев С. Беккеру в 1920 году. Артефакт рассматривается как памятный знак-подарок в контексте становления наградной системы как элемента сакрализации новой идеологии. Новизна исследования заключается в акцентировании внимания на философско-религиозном аспекте рассмотрения наградной системы как репрезентации сакральной символики новой религиозности. Используя в качестве методологической модели концепции Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.В. Луначарского, Д.В. Пивоварова о религиозной сущности культуры, авторы приходят к выводу, о том, что в период Гражданской войны происходило становление

системы сакрализации рабоче-крестьянской идеологии как культовой идеи, которая впоследствии будет положена в основание культуры Советской России. Большинство артефактов, используемых в качестве наградных знаков, транслируют новую идеологию, что наиболее ярко представлено в семиотике наградного портсигара.

Ключевые слова

Портсигар, система сакрализации, репрезентант, бифуркационные изменения, духовная связь.

В условиях современных глобальных преобразований в мире тема бифуркационных изменений в культуре становится одной из самых актуальных и обсуждаемых не только в научно-исследовательской коммуникации1, но и во многих СМИ, поскольку стремительные изменения политической и социокультурной ситуации требуют оперативного реагирования на новые «вызовы» истории. В этом контексте обращение к теме репрезентации исторического события продиктовано потребностью изучения опыта прошлых лет, получившего новое прочтение через призму современных трансформаций.

В истории человеческих сообществ яркими точками выделяются бифуркационные изменения, которые чаще всего связывают с революционными преобразованиями в государстве, социуме, когда происходит изменение в системе управления, во власти, формируются новые принципы иерархического устройства социальной системы и т.д. Так, в исследовании современного философа-культуролога Н.А. Хренова отмечено, что «смена культур развертывалась как бифуркация, т.е. взрыв, в результате которого произошло смешение разных тенденций и установок»2. В период октябрьских событий большевики внедрили идею социалистически-коммунистической утопии в сознание массы, но на уровне массового сознания эта утопия

трансформировалась в религиозную3. И в этой ситуации революционного хаоса, интерес к которому очень высок в современной науке4, произошла серьезная трансформация семиотической системы культуры. И как следствие, возникла потребность в создании сакральных символов и артефактов, необходимых для трансформации сознания человека в рамках новой культуры, поскольку новые символы «религии большевиков» должны были повлиять на процесс формирования индивидуальной семиосферы человека5.

В такие периоды истории появляются неожиданные артефакты, репрезентирующие сам процесс поиска новых форм, символов, знаков, отражающих сущностные идеи, лежащие в основе революционных преобразований6. Именно такого рода артефакт и является предметом исследования в данной статье. Предполагается рассмотреть формы репрезентации базовых ценностей революционного периода в семантике портсигара.

Наградной портсигар, датированный 1920 годом, представляет собой образец наградной

1 Гагкуев Р.Г., Ганин А.В., Голдин В.И., Кондрашин В.В., Михайлов В.В., Пученков А.С. Гражданская война в России спустя столетие// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 2020.№ 4. С.5-37; Голдин В.И.На путях познания Гражданской войны в России: ключевые проблемы и историческая память/ Новейшая история России. 2021. Т.11. № 2. С. 518-527.

2 Хренов Н.А. Визуальная коммуникация: культурологическое исследование. М.; СПб.: Центр гуманитарный инициатив, 2019. С134

3 Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность/ [ Составление и комментарии В. В. Сапова]. М.: Канон+, 1999.

4 Mann, Steven R. (1997). The Reaction to Chaos. Complexity, Global Politics, and National Securit. Washington: Edited by David S. Alberts and Thomas J. Czerwinski. National Defense University, D.C. С.62-69

5 Салихова Э.А., Мурсалимова Ю.Р. Коммуникативная актуальность фразеорефлексов в религиозной картине мира // Вестник славянских культур. 2021. №59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-aktualnost-frazeorefleksov-v-religioznoy-kartine-mira (дата обращения: 01.09.2022). С. 269.

6 Mostitskaya, N. (2020) Lockdown as a way to establish new cultural traditions in the context of the festive and the routine based on the Izoizolyacia facebook community. Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education "Advances in Social Science, Education and Humanities Research". 346-350.

системы, сложившейся в период революционных изменений в России в 1917-1922 годов. В исследованиях Запария В.В. и Шунякова Д.В. наградная система рассматривается как метод поощрения и управления или «высшая форма поощрения»7. То есть ценность награды определяется, прежде всего, посредством символики принадлежности к государственной общности, пассионарному ядру, близости к властным структурам. Более того, награда присуждается за единичный и яркий поступок или самоотверженный труд, который получает статус подвига и транслируется в качестве эталонного в целях укрепления общей идеологии. Человек через призму такого рода подвига идеализируется системой и становится новым «образцом», примером для подражания. При этом учтем замечание, высказанное В.М. Барановым в монографическом исследовании правовых форм поощрения о том, что поощрение призвано направить волю награжденного человека на выполнение общеполезного для социума дела, поощрение также рассматривается как стимул (О.Ю. Кокурина) и, фактически, мотивирует на служение новой власти. Можно сказать, что через действие поощрения происходит одобрение жизненного вектора человека, который видит смысл своей деятельности в служении общей идее. Момент награждения фактически конструируется как своеобразная праздничная синергия, усиливающая значимость коллективных ценностей для всех участников торжественного события8. Поэтому особый интерес могут представлять визуализированные в артефакте формы репрезентации такого рода синергии, как своеобразного резонансного события, в котором выстраиваются духовные связи одаривающих и одариваемого. В трудах Н.А. Хренова указано, что праздничный ритуал выстраивается вокруг некоторого жертвоприношения9, в центре кото-

7 Запарий В.В., Шуняков Д.В. Награды и наградная система: определения и характеристики//Ба-кунинские чтения. C.335. //URL: https://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/64199/1/ubich_2018_1_035.pdf

8 Смирнов, Е.А., Пигров К.С., Н.Л. Юдин К метафизике праздничности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, ЭЛИТ, 2011.

9 Хренов Н.А. Праздничный ритуал как архетип переходной ситуации в истории/ в кн. Социальная психология зрелищного общения: теория и история. М. Издатель-

ство Юрайт, 2019. С. 217

рого находится сакральный предмет или награда. На наш взгляд, такого рода праздник получает форму религиозного обряда, призванного создать общий коллективный дух, духовную связь участников события, по сути, его можно трактовать как политически-религиозное праздничное событие. Раскрывая понятие «сакральный» и «духовная связь», которыми предполагается оперировать в статье как методологически определяющими, обратимся к тексту Д.В. Пивоварова, В.И. Жуковского о концептах сакрализации10. Понятие «духовной связи» раскрывается в контексте определения религии, которая, по мнению исследователей, есть «восстановление духовной связи» с неким Абсолютным началом. При этом в качестве Абсолюта может выступать любой культ, в том числе культ избранного народа, культ избранного класса и т.д. В этом случае задачей культа становится создание целостной иерархической системы поклонения идеалообразующей идее или идеологии. Избирая идеологию, управляющая группа людей выстраивает систему сакрализации, благодаря которой популяризуется данная идеология и становится определяющей для процесса создания культурных ценностей и всей системы государственных взаимодействий. «Система сакрализации» — это, по сути, технология, позволяющая распространять влияние идеологической парадигмы на весь социум, тем самым создавать систему управления социумом. Структура системы сакрализации описывается Пивоваро-вым Д.В. и Жуковским В.И. как пятиэлементная модель, где каждый элемент конструкции ориентирован на тот или иной вид чувственного восприятия человека. При этом все пять технологических элементов, воспринимаемые человеком одновременно в своеобразном резонансе, способны кардинально менять его ценностные ориентиры. В эту модель входят: текстовое изложение идеологии; символически-знаковое изображение базовых идей; эмоционально-художественное воплощение идей в произведениях искусства; примеры эталонных личностей, совершающих подвиг самоотречения ради этих идей, некоторая коллективная общность людей, исповедующих общую идеологию и празднично-ритуальные, соборные встречи, где проявляется единодушие

10 Zhukovsky, Vladimir I., Pivovarov Daniil V.(2014) Concept of sacral and system of sacralization // Journal of SFU. Humanitarian sciences. . №7. 1216-1221

всех членов группы, исповедующих данную идеологию. Так, об отдельных элементах целостной системы как части единого ритуала также говорит и В. Тернер11, фактически подтверждая идею создания сложно составного обряда, трансформирующего ценности человека. В структуре этой модели наградная система представляет собой систему знаков, необходимых для построения нового социального культа. В России этот культ был связан с рабоче-крестьянским классом, а значит и идея свободы, труда, революционной одержимости (в период революции) должна была, так или иначе, отразиться в наградных предметах. Обозначив в названии статьи понятие «бифуркации», мы, таким образом, указываем на гипотезу, полагая, что в переломные исторические эпохи наиболее очевидным становится процесс сакрализации новых ценностей, осуществляемый путем проб и ошибок.

Запарий В. В. и Шуняков Д. В. отмечают, что предметы, выполняющие функцию награды, приспособлены «для публичной демонстрации»12. Это замечание подтверждает наш тезис о том, что награда является сакральным знаком, указанием на торжественное событие политического празд-ника13, а соответственно данный знак должен быть активным, т.е. включенным в повседневную культуру14 .

Церемониал награждения, сопутствующий формированию новых ценностей и новых героев напоминает сакральное таинство, поскольку он строго ритуализирован и максимально тор-

11 Turner, Victor W. (1975) Dramas, fields, and metaphors: symbolic action in human society. Ithaca N.Y.: Cornell University Press .

12 Запарий В.В., Шуняков Д.В. Награды и наградная система: определения и характеристики//Ба-кунинские чтения. C. 336//URL: https://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/64199/1/ubich_2018_1_035.pdf

13 Лаврикова, И.Н. Политический праздник: культур-философская интерпретация. Научная монография. Saarbrücken, Germany: LAP, 2012.

14 Курбатов В. П., Верещагина И. М. Значение праздничной символики // Концепт. 2015. № 05 (май). С.91-95. // URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15147.htm.; Привалова

B.М. Ритуалы культуры как процесс знаково-симво-лической инициации сознания//Известия Самарского центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. т.19, № 4,

C. 104-112.

жественен15. При этом в современной практике присуждения государственных наград сформирован целый институт, обеспечивающий документальную процедуру, прописывающую все этапы подачи документов для награды и финальное удостоверение, сопутствующее наградному знаку. Не случайно многие исследователи (Гончаров А.И., Трофимов Е.В., Демин А.Л., Смыслов О. С.) сходятся во мнении, что наградная система это деятельность «уполномоченных органов публичной власти по учреждению и применению наград»16. В революционный период, конечно, такой формализации еще не существовало, поскольку шел процесс становления новой государственности, чем и ценны стихийные формы наград, которые репрезентируют динамику формирования базовых ценностей культуры и становления новой духовной общности.

В послереволюционный период, когда ещё не сложилась единая наградная система Советского государства, за особые заслуги перед Родиной герои в виде поощрения получали оружие, ценные вещи и предметы личного пользования. Самыми популярными подарками было оружие, деньги, но также и зафиксирован случай, когда боец был поощрен штанами (этот реальный случай экранизирован в фильме «Офицеры»). Не менее популярной формой награды были портсигары с непременной дарственной надписью (документально подтверждены факты награждения портсигарами Николаем II особо активных работников). В основе практики поощрения также была идея «памятного подарка», при этом, как пишет американский исследователь Марк Фортни, в памяти сохранится именно то, что связано с воображением и другими памятными событиями, а, следовательно, награждение за определенное событие усилит значимость подарка для человека и станет частью его памяти и индивидуальной семиосферы. Более того, такое «интеллектуальное

15 Щедрина О.М. Модель семиотико-аффективной сакрализации в свете концепций Ю. М. Лотмана и С. Н. Зен-кина // Скиф. 2019. №7 (35). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/model-semiotiko-affektivnoy-sakralizatsii-v-svete-kontseptsiy-yu-m-lotmana-i-s-n-zenkina (дата обращения: 01.09.2022).

16 Запарий В.В., Шуняков Д.В. Награды и наградная система: определения и характеристика/Бакунинские чтения C. 340. //URL: https://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/64199/1/ubich_2018_1_035.pdf

восприятие»17 позволяет через взаимодействие с артефактом погружаться в хронотоп события, меняя для себя ход времени18. Согласно А. Генне-пу, такое мифологическое время можно назвать «обрядом перехода»19, или праздничным хронотопом, на который указывает символика наградного предмета.

Рассуждая о том, почему именно портсигар становится знаком отличия в период формирования наградной системы, рассмотрим данный предмет в контексте архаических традиций. Функционал портсигара предполагает хранение сигарет, сигар, предназначенных для, казалось бы, бытового «перекура», но, в то же время, истоки этой практики содержатся в древнейших религиозных ритуалах. Никотин, как основное содержимое табака, стимулируя нервную систему, вызывает эйфорию. Применение наркотических средств распространено в языческих архаических религиозных ритуалах для усиления коммуникативной синергии, объединения людей, способствующее укреплению духовной связи с некоторым условным Абсолютом как нематериальной сущностью. В данном случае правомерно рассматривать процесс курения как сакральный ритуал «трубка мира», стимулирующий духовное сближение курящих собеседников, сокращение коммуникативной дистанции между ними, и как следствие появление ощущения социального единства, сплоченности. Практики «воскурения» ароматических веществ известны и в христианской традиции, в частности одним из первых даров младенцу Христу преподнесли ладан. Восточные маги-волхвы в своем даре ладан соотносили с символом Первосвященства, в то время как золото символизировало дар Царю, а смирна (масло) — дар смертному Человеку20. Для поколения

17 Fortney, Mark (2022) Evans on intellectual attention and memory demonstratives. Analytic Philosophy, Volume 63, Issue2, С. 118. //https://doi.org/10.1111/phib.12222 (дата обращения: 30.08.2022)

18 Kristie, Miller, James, Norton (2021) If Time Can Pass, Time Can Pass at Different Rates. Analytic Philosophy, Volume 62, Issue 1 p. i-iv, 21-32

19 19.Gennep, Arnold van (1961) The Rites of Passage . Chicago: University of Chicago Press. С.15

20 Байбурова Р.М. Современное прочтение рождественского вертепа // Художественная культура. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-prochtenie-rozhdestvenskogo-vertepa

революционеров, воспитанных в христианской системе образования, в рамках которой изучение Библии было обязательно, данная знаковая символика была хорошо знакома. Любопытно, что в представленном нами портсигаре совмещена символика золота и аромата (запах никотина), т. е. символическая отсылка к статусам царя и священника. Конечно, здесь предлагается рассмотреть эту тему исключительно как гипотезу о заимствовании символических коннотаций, поскольку в обширной литературе, посвященной наградной системе данная тема не встречается. Но, фактически, золотой портсигар, является репрезентантом высокого государственного статуса владельца, свидетельствует о его принадлежности к малому кругу избранных — своеобразной «жреческой касте» новой государственности.

В 1920 году портсигар был вручен начальнику управления формирования 12-ой армии Семену Ивановичу Беккеру от имени Реввоенсовета 12-ой армии за блестяще проведенную военную операцию в Киеве. Этому предшествовали с 2017 года события острых конфликтов в борьбе за власть и изменение национально-государственного устройства между различными политическими, национальными и социальными группами. А в мае 1920 года РККА готовилась к проведению Киевской операции, целью которой было уничтожение главных сил Войска Польского. В ходе боевых действий советско-польской войны особенно сильно отличилась 12-ая армия. Она вела операции в населенных пунктах Мозырь, Ов-руч, Коростень и Белокоровичи. Во время Киевской операции 12-ая армия сначала форсировала Днепр, а затем заняла Киев и Коростень. События завершились установлением советской власти и образованием Украинской ССР на большей части территории современной Украины.

Несомненно, взятие Киева было бифуркационным переходом в ситуации ведения военных действий, направленных на создание новой государственности. Поэтому надпись на портсигаре, представляет собой важный исторический документ, репрезентирующий наиболее значимые моменты истории Советского государства. Во внутренней части портсигара имеется гравировка в виде личных (!) подписей члена Реввоенсовета 12-ой армии С. И. Аралова, командарма Н. В. Лисовского и выполнена дарственная надпись: «Научпроформу XII тов. Беккеру за умелое формирование и пополнение частей армии

в самые серьезные моменты переживания фронта от Реввоенсовета XII» (Илл. 1.).

Илл. 1. Золотой портсигар, 1910 г.

В первые годы Советской власти Реввоенсовет являлся высшим коллегиальным органом управления Вооружёнными силами РСФСР и СССР, объединившим в себе функции Высшего военного совета и Наркомвоенмора. Именно Реввоенсовет руководил боевыми действиями на всех фронтах, устанавливал и изменял структуры органов военного руководства и утверждал важнейшие документы, связанные с развитием Вооруженных сил. На портсигаре присутствует гравировка личных подписей военноначальни-ков — членов реввоенсовета, которые фактически входили в состав малой группы людей — первых лиц государства, от которых зависели серьезные решения и стратегические перспективы существования Советской государственности.

О военачальниках С.И. Аралове и Н.В. Лисовском подробный рассказ был представлен в газете «Слово» 11 и 13 выпуск за 2021 год журналистом-историком Никитой Сидоровым. Семён Иванович Аралов — выдающийся советский военный и государственный деятель, который имел опыт и в русской императорской армии. Родился Семён Иванович 30 декабря 1880 года в разорившейся купеческой семье, в возрасте 25-и лет был отправлен на русско-японскую войну, позднее активно

участвовал в жизни РСДРП. С началом Первой мировой войны был призван в армию, получив должность командира. Уже в 1915 году Аралов получил свой первый орден Российской Империи. В 1918 году Семён Иванович Аралов присоединился к красногвардейцам и в этом же году возглавил Регистрационное управление Полевого штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии — орган, ставший предшественником Главного разведывательного управления Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации — ГРУ.

Впоследствии Аралов рекомендовался на пост члена Реввоенсовета 12-ой армии, которая на момент его прибытия фактически существовала лишь на бумаге. С этого момента Аралов — непосредственный участник Гражданской войны на Украине, внёсший значимую роль в успех Киевской операции.

Николай Васильевич Лисовский, чья подпись также на гравировке портсигара, личность не менее выдающаяся. Советский военачальник, один из красных командармов Гражданской войны, родился он в семье священника, родителей потерял рано, сначала шёл по стопам отца, но отказался от сана священника и в 1905 году стал юнкером Виленского пехотного училища, начав свою армейскую карьеру. Будучи очень способным учеником, лучшим в своём выпуске Николай Васильевич был произведен в офицерский чин подпоручика указом государя-императора Николая II. Во время Первой мировой войны Лисовский воевал в должностях командира роты и батальона, старшего адъютанта штаба дивизии, а затем возглавил штаб 101-ой пехотной дивизии. С февраля 1918 года Николай Васильевич Лисовский служил в Красной армии. Во время советско-польской войны 1920 года он возглавлял штаб 3-й армии Западного фронта, участвовавшей в знаменитом походе войск Западного фронта Тухачевского на Варшаву. Во время Киевской операции командовал войсками 12-ой армии, за что Николая Васильевича очень ценили его соратники Семён Иванович Аралов и Михаил Васильевич Фрунзе, так как войска не только смогли взять Киев, но и заставили отступить польских интервентов.

Семен Иванович Беккер — советский военачальник, дивинтендант, родился в декабре 1894 года в еврейской семье. Во время Первой мировой войны, в 1914 году, был призван в Русскую Императорскую армию. В октябре 1917 года вступил

в ВКП(б), а в 1918 добровольно пошел в Красную армию. В ходе Гражданской войны Семён Иванович проявил себя, выполняя функции начальника команды разведчиков 1-ого Интернационального батальона, командира роты и батальона, коменданта города Клинцы, начальника экспедиционного отряда 12-ой армии, коменданта города Гадяч и уезда. В 1920-ом году он комендант Киева, начальник отряда частей особого назначения, командир сводной бригады Управления формирований 12-ой армии, комендант города Конотопа и уезда, начальник Управления формирований 12-ой армии. Именно за успехи в формировании 12-ой армии и впоследствии блестяще проведенную Киевскую операцию Семён Иванович Беккер и был награжден золотым портсигаром.

Своеобразная «сакральность» портсигара проявилась и в том, что на его крышку поместили изображение первого герба молодого Советского государства (единственный на сегодняшний момент сохранившийся экземпляр) (Илл. 2.).

член Геральдического совета при Президенте РФ Левин С.С. , проводя экспертизу предмета, отметил, что «образец герба РСФСР 1918-1920 гг., помещённый на портсигаре киевской работы и врученный начальнику управления формирований XII армии С. И. Беккеру от имени Реввоенсовета XII армии 21 ноября 1920 г., представляет собой уникальный источник для изучения первого герба Советской России 1918-1920 гг.».

Символика серпа и молота непосредственно свидетельствует о зарождающейся сакральной знаковой системы, отражающей идею избранности рабоче-крестьянского класса, культивируемую Советской властью.

Но есть и еще важный момент, который раскрывает нюансы процесса формирования сакральной символики. Сам портсигар был предположительно выполнен в 1910-х годах лучшими киевскими ювелирами рубежа ХК-ХХ веков. Поверхность портсигара имитирует золотой самородок, декорированный вставками драгоценных камней. (Илл. 3.)

Илл. 2. Золотой портсигар, 1910 г.

Серп и молот на фоне красного щита, обрамлённого золотыми колосьями: изображение этого варианта герба было разработано Сергеем Васильевичем Чехониным — известным художником, разделявшим большевицкие взгляды и способным передать через символику дух и идеи молодого государства. Эксперт по культурным ценностям, уполномоченный Министерством культуры,

Илл. 3. Золотой портсигар, 1910 г.

По мнению российского эксперта ювелирных предметов искусства, старшего научного сотрудника музеев Кремля — Т.Н. Мунтян, этот предмет создан мастером, по уровню искусности превосходящего творения мастерской гениального Фаберже. Следовательно, здесь речь идет о предмете, который был изначально выполнен

для очень состоятельных персон, относящихся к элите Имперской России, а поэтому он и был выбран членами Реввоенсовета как основа для создания новой знаковой системы, которая свидетельствовала о победе новой идеологии. Таким образом, символическая репрезентация победы Советской армии над армией Царской России и союзников нашла место и в выборе предмета, который изначально свидетельствовал об избранности и богатстве приближенной к власти персоны, теперь становится знаком победителя в борьбе с империей.

Резюмируя основные тезисы, отметим, что представленный в статье наградной портсигар является уникальным предметом искусства, имеющим историческое и мемориальное значение. Именно в бифуркационный период истории очевидной становится технология сакрализации новой знаковой системы Советской государственности, которая впоследствии стала основанием для формирования наградной системы. Поиск новых знаков отчетливо можно наблюдать на выборе предметов, используемых в качестве подарков, наград и поощрений. А данный золотой портсигар помимо «сакральности», а, как следствие и «легитимности» новой власти еще репрезентирует идею элитарности новой «касты» управленцев, новых героев и эталонных личностей, своей жизнью демонстрирующих принципы новой ценностной системы (культово-религиозной рабоче-крестьянской), новой социальной синергии, которая была положена в основу построения Советской культуры.

Список использованной литературы

1. Gennep, Arnold van (1961) The Rites of Passage . Chicago: University of Chicago Press.

2. Turner, Victor W. (1975) Dramas, fields, and metaphors : symbolic action in human society. Ithaca

N.Y.: Cornell University Press .

3. Zhukovsky, Vladimir I., Pivovarov Daniil V.(2014) Concept of sacral and system of sacralization // Journal of SFU. Humanitarian sciences. . №7. 1216-1221

4. Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность/ [ Составление и комментарии В. В. Сапова]. М.: Канон+, 1999.

5. Запарий В. В., Шуняков Д. В. Награды и наградная система: определения и характе-ристики//Бакунинские чтения. С.333- 345// URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/64199/1 / ubich_2018_1_035.pdf

6. Привалова В.М. Ритуалы культуры как процесс знаково-символической инициации со-знания//Известия Самарского центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. т.19, № 4, С. 104-112

7. Смирнов, Е.А., Пигров К. С., Н.Л. Юдин К метафизике праздничности. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, ЭЛИТ, 2011.

8. Хренов Н.А. Визуальная коммуникация: культурологическое исследование. М.; СПб.: Центр гуманитарный инициатив, 2019.

9. Хренов Н. А. Праздничный ритуал как архетип переходной ситуации в истории/ в кн. Социальная психология зрелищного общения: теория и история. М. Издательство Юрайт, 2019.

10. Щедрина О.М. Модель семиотико-аф-фективной сакрализации в свете концепций Ю.М. Лотмана и С.Н. Зенкина // Скиф. 2019. №7 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ model-semiotiko-affektivnoy-sakralizatsii-v-svete-kontseptsiy-yu-m-lotmana-i-s-n-zenkina (дата обращения: 01.09.2022).

12TH ARMY REVVOENSOVIET AWARD CIGARETTE CASE AS AN EXAMPLE OF BIFURCATIONAL CHANGES

IN CULTURE

Mikhailov Ashraf Borisovich,

Founder of the Yangil Art collection, St. Staraya Basmannaya, 34, Moscow, Russia, 105066, ORCID ID 0000-0001-6678-212X Researcher ID GQY-6760-2022 yangilart@list.ru

Mostitskaya Natalya Dmitrievna,

DSc, Associate Professor, Head. Postgraduate Federal State-Financed Scientific Institution «State Institute for Art Studies», per. Kozitsky, house 5, Moscow, Russia, 125375,

ORCID ID 0000-0001-8774-0375 Researcher ID ABD-2486-2020 mozt@rambler.ru

Abstract

The authors are studying in detail the semantic component of a unique artifact - a golden premium cigarette case with the image of the first Soviet coat of arms, work of Sergei V. Chekhonin, which was awarded to Nikolai V. Lisovsky and Semen I. Aralov by the Revolutionary Military Council of the 12th Army to S. Becker, a participant in the liberation battles for Kyiv in 1920. The artifact is being looked at as a memorable sign-gift in the context of the formation of the reward system as an element of the sacralization of the new ideology. The novelty of the study lies in the focus on the philosophical and religious aspect when investigating the reward system as a representation of the sacred symbolism of the new religiosity. Using the concepts of Nikolai A. Berdyaev, Sergei N. Bulgakov, Anatoly V. Lunacharsky, Daniil V. Pivovarov, about the religious essence of culture as a methodological model, the authors arrive at the conclusion that during the period of the Civil War, the formation of a system of sacralization of the worker-peasant ideology as a cult idea was taking place, which would later be laid at the foundation of the culture of Soviet Russia. Most of the artifacts used as the signal of rewarding convey a new ideology, which is most clearly manifested in the semiotics of a premium cigarette case.

Keywords

Cigarette case, sacralization system, representative, bifurcation changes, spiritual connection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.