Научная статья на тему 'Нагойская конференция по образованию в интересах устойчивого развития'

Нагойская конференция по образованию в интересах устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нагойская конференция по образованию в интересах устойчивого развития»

ХРОНИКА

НАГОЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В 2014 г. закончилось Десятилетие образования для устойчивого развития ООН (ДОУР) — важнейший в истории глобальный образовательный проект. Его итоги были подведены на Всемирной конференции в Нагое (10—12 ноября 2014 г.), одном из крупнейших городов Японии, где ярко представлены особенности национальной модели устойчивого развития. В конференции приняли участие более 1000 человек, представлявших около 80 стран и профильные международные организации. Конференция подвела итоги ДОУР и определила перспективы деятельности в этой сфере на международной арене на последующий период.

В конференции участвовали руководители ЮНЕСКО, включая Генерального директора И. Бо-кову, а также министр образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии Х. Шимомура, губернатор префектуры Айчи Х. Омура, другие официальные представители Японии, министры и руководители профильных ведомств и иные представители стран и международных организаций. На церемонии открытия конференции присутствовал наследный принц Японии, обратившийся с посланием к участникам встречи. Тогда же было заслушано видеообращение Генерального секретаря ООН Пан Ги-Муна и директора ЮНЕП А. Штайнера.

Конференция стала важнейшим событием на международном уровне со значительным потенциалом повсеместного воздействия на образовательную политику на национальном уровне. Ее успех был предопределен участием в ней крупнейших специалистов в области образования, а также тщательной подготовкой как со стороны Японии, так и международных структур. Конференция смогла решить стоявшие перед ней задачи, важнейшими из которых были оценка современного состояния образования в мире и его мобилизация на решение проблем перехода цивилизации к устойчивому развитию.

Формальным итогом конференции стало принятие Нагойской декларации, нацеленной на усиление роли образования для устойчивого развития (ОУР) как важнейшего универсального инструмента обеспечения устойчивого развития в мире и одобрившей разработанную ЮНЕСКО Дорожную карту осуществления Глобальной программы действий в области ОУР. Эти и другие документы Нагой-ской конференции доступны на сайтах ЮНЕСКО и конференции1.

Основным неформальным результатом встречи в Нагое можно считать укоренение проблематики

ОУР в международной повестке дня в качестве одного из важнейших направлений мировой политики по обеспечению устойчивого развития в понимании Всемирного саммита "Рио+20". Другим важным ее результатом стала еще большая интеграция мирового образовательного сообщества на основе понимания своей ответственности перед лицом усиления глобальных вызовов современности и осознания роста реальной поддержки со стороны политических кругов и мировой общественности.

Конференция выявила лидеров в сфере ОУР, в числе которых чаще всего называли Японию, Германию, Швецию и Нидерланды. Именно в них ОУР стало реальным фактором устойчивого развития, что зримо способствует росту их международного авторитета. Впечатляющие достижения этих стран, а также Китая, Индии, ряда арабских стран, государств Северной Европы и некоторых других были представлены на выставке достижений в области ОУР, организованной в рамках конференции.

В целом на конференции доминировал дух оптимизма, основанный на признании успехов ДОУР, которые изначально отнюдь не были гарантированы. Вместе с тем конференция не игнорировала и проблем продвижения ОУР в мире. Так, в частности, в центре внимания многочисленных обсуждений были такие острые вопросы: почему при явном успехе ОУР в большинстве стран мира в некоторых странах эта образовательная парадигма оказалась невостребованной; как преодолевать недооценку возможностей ОУР и формальное отношение к нему со стороны политических и административных структур, характерное для ряда стран; как активизировать представителей сферы образования к более решительному использованию потенциала ОУР при решении наиболее актуальных проблем современности и пр.

Некоторое недоумение оставила позиция ряда наиболее развитых стран, успешно продвигающих у себя идеологию и практики ОУР, таких, в частности, как США, Канада, Великобритания и Австралия. Их представители участвовали в конференции, но масштаб этого участия был явно скромнее реального потенциала, накопленного в этих странах. Их достижения в ОУР известны профессионалам, они явно востребованы, но преимущественно внутри этих стран.

Конференция выявила и другие узкие места продвижения ОУР, в частности это касается компетенций специалистов в области образования2.

1 С Нагойской декларацией можно ознакомиться на сайте географического факультета МГУ.

2 Shaping the Future We Want. UN Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014). Final Report. Paris: UNESCO, 2014. 201 p.

Она отразила эти проблемы во множестве предложений по их преодолению. Для этого, в частности, будут использованы многочисленные документы и инструменты, подготовленные и обоснованные в рамках ДОУР.

Нагойская конференция полностью солидаризировалась с выводом конференции "Рио+20" в том, что устойчивое развитие — баланс экологических, экономических и социальных интересов социума. Это означает, что экологические проблемы продолжают оставаться в глобальной повестке дня человечества. В качестве важнейших были названы проблемы глобальных климатических изменений, сохранения биоразнообразия, а также проблемы устойчивого потребления и производства. Именно их видят профессионалы в центре изучения в сфере образования, прежде всего экологического образования. Разумеется, при этом не должны быть исключены из сферы внимания и другие более традиционные вопросы или направления экологического образования.

Итоговый документ конференции в Нагое при голосовании был поддержан единогласно. В этом проявилось признание мировым сообществом отсутствия у него видимых альтернатив ОУР, подобно тому, как на конференции "Рио+20" было зафиксировано отсутствие альтернативы устойчивому развитию. Нагойская декларация стала еще одной

важной формой поддержки института образования вообще и глобального проекта ОУР в частности. Это также несомненная форма поддержки экологического образования, относительно традиционного для ряда стран, но с одним важным уточнением: экологического образования как составной части ОУР, что ставит перед ним важные принципиальные задачи социализации и экономи-зации собственно экологического образования.

Разумеется, Нагойская декларация по правовому статусу — всего лишь рекомендательный документ. Не исключено, что где-то отнесутся к нему формально или даже проигнорируют, но очевидно, что это будет означать упущенные возможности для стран и народов, и наоборот, — загрузка потенциала ДОУР в национальные стратегии развития означает новые возможности приблизить будущее, которого мы хотим.

Наша страна была представлена на конференции в Нагое относительно небольшой по сравнению с другими странами группой специалистов. Они в полной мере осознают, что предстоит большая работа по осмыслению результатов ДОУР, а также Всемирной конференции и других мероприятий по подведению итогов названного десятилетия, предстоит ответственная и творческая работа по постановке новых задач продвижения ОУР в России.

Ю.Л. Мазуров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.