Научная статья на тему 'Нагорный Карабах под углом Мадридских принципов'

Нагорный Карабах под углом Мадридских принципов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАДРИДСКИЕ ПРИНЦИПЫ / THE MADRID PRINCIPLES / НАГОРНЫЙ КАРАБАХ / ОБСЕ / OSCE / РЕЖИМ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОГНЯ / CEASEFIRE REGIME / NAGORNO-KARABAKH AUTONOMOUS OBLAST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евсеев Владимир Валерьевич, Арешев Андрей Григорьевич

В статье рассмотрена проблема Нагорного Карабаха и показана динамика урегулирования вооружённого конфликта. При этом подчёркнута роль ОБСЕ, что привело к возникновению Минской группы, сопредседателями которой выступили Россия, США и Франция. В рамках Минской группы ОБСЕ были разработаны и представлены противоборствующим сторонам предложения на основе предварительно согласованных основных принципов (ноябрь 2007 г.), которые получили название Мадридских принципов, их изменённый вариант был предложен американской стороной в мае 2014 г. Мадридские принципы фактически были отвергнуты обеими сторонами конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nagorno-Karabakh from a perspective of the Madrid Principles

The article is dedicated to Nagorno-Karabakh issue. The author shows the dynamics of the armed conflict settlement. The special attention is given to the OSCE`s role in the process, which led to the establishment of Minsk Group, co-chaired by Russia, the United States, and France. Within the framework of the OSCE Minsk Group the principles were worked out and presented to the opposing parties in November 2007. The principles are called Madrid Principles and the updated version was proposed by the American side in May 2014. It has been established that the Madrid principles were in practice rejected by both sides of the conflict.

Текст научной работы на тему «Нагорный Карабах под углом Мадридских принципов»

Нагорный Карабах под углом Мадридских принципов*

Владимир Евсеев Андрей Арешев

Градус эскалации в Нагорном Карабахе в 2015 г. не спадает.

Так, 19 марта 2015 г. представители Министерства обороны Азербайджана заявили, что в течение суток их позиции на линии соприкосновения были обстреляны со стороны Армении 58 раз [1].

Со своей стороны, в Нагорно-Карабахской Республике (НКР) проинформировали, что в этот день азербайджанский спецназ напал на армянские позиции в районе Гюлистана. После двух часов боя противник был вынужден отступить. При этом потери убитыми и ранеными составили: с армянской стороны - 7, а с азербайджанской - 12 военнослужащих [2].

ЕВСЕЕВ Владимир Валерьевич - кандидат технических наук, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, докторант Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН. E-mail: vlad.evseev@gmail.com. SPIN-код - 3792-0060

АРЕШЕВ Андрей Григорьевич - научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, эксперт неправительственной организации «Фонд стратегической культуры». E-mail: pravo5@zmail.com

Ключевые слова: Мадридские принципы, Нагорный Карабах, ОБСЕ, режим прекращения огня.

1 Азербайджан обвинил Армению в 58 обстрелах за сутки / / Информационный сайт «Кавказский узел». М., 2015. 19 марта // URL: http://karabakh.kavkaz-uzel.ru/articles/ 259127

2 На линии соприкосновения в Нагорном Карабахе погибли трое военнослужащих / / Информационное агентство Regnum. М. 2015. 19 марта // URL: http://www.regnum.ru/ news/polit/1906906.html#ixzz3VJB35LH1

* Мадридские принципы - условное название основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта, предложенных Азербайджану и Армении Минской группой ОБСЕ в Мадриде (ноябрь 2007 г.).

Причём на протяжении 2014 г. и в начале 2015 г. ситуация в зоне этого вооружённого конфликта неоднократно обострялась. Одним из наиболее резонансных происшествий на линии фронта стала гибель экипажа военного вертолёта Ми-24, сбитого 12 ноября прошлого года азербайджанской стороной. Оборонные ведомства Армении и Нагорного Карабаха заявляют о появившихся с начала 2015 г. новшествах в тактике азербайджанской стороны на линии фронта, включая проведение рейдов не только в ночное время суток, но и в дневные часы; применение гранатомётов и миномётов; использование в целях обнаружения любой движущейся цели приборов ночного видения. Имеются признаки появления у ВС Азербайджана современных средств обнаружения минных заграждений и их эффективного преодоления [3].

Конечно, всё это не может не вызывать серьёзной тревоги. С заявлениями, призывающими к сдержанности и недопущению эскалации конфликта, выступили ведущие государства и авторитетные международные организации. Однако спустя несколько месяцев всё повторилось.

Краткая предыстория

Между тремя сторонами вооружённого конфликта: Азербайджаном, Арменией и НКР при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта (12 мая 1994 г.). В феврале следующего года удалось согласовать соглашение по укреплению режима прекращения огня в этом конфликте, которое вступило в силу 6 февраля 1995 г.

Его подписантами стали министры обороны Азербайджана и Армении и командующий Армии обороны Нагорного Карабаха.

В качестве посредников тогда выступили российский и шведский сопредседатели Минской конференции ОБСЕ В.Лозинский и Я.Элиассон.

Как считает армянский эксперт Д.Петро-сян, это «соглашение является одним из образ-

цов успешного взаимодействия в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта между российскими и западными дипломатами» [4].

При этом были поставлены следующие цели:

- урегулирование вооружённых инцидентов за счёт прямой связи между сторонами;

- предотвращение использования таких инцидентов в пропагандистских целях для разжигания вражды.

К сожалению, достичь этого не удалось.

Так, только в январе-мае 2014 г. было зафиксировано около 7 тыс. случаев нарушения режима прекращения огня в зоне Нагорного Карабаха [5].

3 Агаджанян М. Азербайджан и Турция сближаются на антиармянской военной платформе при молчаливом согласии НАТО // Научное общество кавказоведов. 2015. 9 февраля // URL: http://www.kavkazoved.info/news/2015/02/09/azerbajdzhan-i-turcia-sblizhajutsja-na-antiarmjanskoj-voennoj-platforme-pri-molchalivom-soglasii-nato.html

4 Petrosyan D. Again about Cease-fire Sustaining Measures in Nagorny Karabakh Conflict Zone // The Noyan Tapan Highlights. Nagorny Karabakh. 2012. № 8. March.

5 МИД НКР распространило заявление в связи с 20-летием соглашения о прекращении огня // Арцах-Карабах центр. Ереван. 2014. 12 мая // URL: http:// www.karabakhcenter.com/ru/news/294

Роль ОБСЕ в разрешении нагорно-карабахской проблемы

Следует заметить, что 30 января 1992 г. Армения и Азербайджан стали членами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)*, что позволило этой международной организации подключиться к разрешению нагорно-карабахс-кой проблемы.

Так, 24 марта 1992 г. на встрече в Хельсинки генеральный секретарь СБСЕ предложил созвать конференцию по Нагорному Карабаху под его патронажем. Участниками этой конференции стали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Германия, Италия, Россия, Словакия, США, Турция, Франция, Чехия и Швеция.

Тогда предполагалось добиться прекращения огня и начать политические переговоры об окончательном статусе Нагорного Карабаха. В качестве места для окончательных переговоров Белоруссия предложила свою столицу. В результате возникло название - Минская конференция или Минская группа.

6 декабря 1994 г. на встрече глав государств и правительств в Будапеште решили установить сопредсе-дательство при урегулировании на-горно-карабахской проблемы и развернуть многонациональные силы оБсЕ по поддержанию мира при условии принятия Советом Безопасности ООН соответствующей резолюции после заключения политического соглашения о прекращении вооружённого конфликта. Спустя ме-

сяц действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел Венгрии Л.Ковач назначил сопредседателями Минской конференции представителей из России и Швеции. Однако окончательно урегулировать рассматриваемую проблему так и не удалось. Поэтому указанное выше Соглашение по укреплению режима прекращения огня в нагорно-кара-бахском конфликте так и осталось, по сути, единственным реальным достижением ОБСЕ в этой сфере, несмотря на создание Группы планирования высокого уровня, а также назначения в августе 1995 г. посла С.Пржигодского (Польша) личным представителем председателя ОБСЕ по вопросам нагорно-карабахского конфликта [6].

С конца 1996 г. российский посредник получил пост постоянного сопредседателя Минской группы ОБСЕ. 1 января 1997 г. сопредседателем этой структуры была избрана Франция, что вызвало жёсткое возражение со стороны Азербайджана, считавшего её проармянски настроенным государством. В связи с этим Баку обратился с просьбой к ОБСЕ о пересмотре этого решения и назначении сопредседателем Минской группы американского представителя. В результате 14 февраля 1997 г. было принято компромиссное решение о трёх сопредседателях: России, Франции и США.

6 Ежегодный доклад за 1995 г. о деятельности ОБСЕ. Вена: ОБСЕ, 1995. С. 11-12.

* С декабря 1994 г. на базе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Мадридские принципы

В дальнейшем, вплоть до 2005 г., Минская группа ОБСЕ представила ряд предложений в качестве основы для переговоров, но это не привело к урегулированию рассматриваемого вооружённого конфликта. Поэтому в Баку и Ереване согласились с необходимостью обсуждения «смешанного» («пакетно-поэтапного») плана на основе предварительно согласованных основных принципов.

Исходя из этого в апреле-июле 2006 г. сопредседатели Минской группы ОБСЕ выдвинули предложения по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Они включали поэтапный вывод армянских вооружённых сил и демилитаризацию территорий, окружающих Нагорный Карабах, введение специального режима для Лачинского и Кельбаджар-ского районов, включая создание транспортного коридора между Нагорным Карабахом и Арменией, и проведение референдума, который должен был окончательно определить статус Нагорного Карабаха. Предполагалось также введение в зону конфликта миротворцев и оказание международной помощи в разминировании и восстановлении территорий Нагорного Карабаха, затронутых войной, и возвращение туда внутренне перемещённых лиц [7].

Указанные предложения в виде принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта были пред-

ставлены противоборствующим сторонам в Мадриде (ноябрь 2007 г.). Они получили название Мадридских принципов.

14 марта 2008 г. Генеральная Ассамблея Организации Объедтнён-ных Наций приняла Резолюцию «О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана», которая содержала требование «немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики» (за её принятие проголосовали 39 стран; 7 - против, 100 воздержались). Страны - сопредседатели Минской группы ОБСЕ высказались против принятия этой резолюции, которая, по их мнению, носила односторонний характер. Одновременно они признали территориальную целостность Азербайджана [8].

После этого (2 ноября 2008 г.) президентами Азербайджана, Армении и России была подписана Майен-дорфская декларация.

В ней, в частности, указывалось, что стороны «подтверждают важное значение продолжения сопредседателями Минской группы ОБСЕ посреднических усилий с учётом их встречи со сторонами в Мадриде 29 ноября 2007 г. и последующих дискуссий в целях дальнейшей разработки основных принципов политического урегулирования».

Таким образом, первоначальный вариант Мадридских принципов оказался нереализуем. Поэтому 10 июля 2009 г. в г. Аквила (Ита-

7 Nichol J. Armenia, Azerbaijan, and Deorgia: Political Developments and Implications for U.S. Interests. Congressional Research Service. Washington D.C. 2009. April 9. P. 11-13.

8 Сопредседатели Минской группы ОБСЕ: «Резолюция, принятая Генассамблеей ООН 14 марта, отражает интересы лишь одной из сторон» / / Информационный сайт Day.Az. Баку. 2008. 18 марта // URL: http://news.day.az/politics/111951.html

лия) на саммите «Большой восьмёрки» президенты стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ приняли совместное заявление, в котором поручили своим представителям представить в Баку и Ереван обновлённую версию Мадридских принципов. Это было осуществлено в период с декабря 2009 г. по январь 2010 г. [9]. В основном противоборствующие стороны их поддержали, однако это не привело к урегулированию рассматриваемой проблемы.

Основная причина состояла в том, что даже в период так называемой «переза-

грузки» российско-американских отношений Вашингтон не был заинтересован в успехе посреднических усилий Москвы.

Следствием вышеуказанного стала чрезмерно жёсткая азербайджанская позиция по проблеме Нагорного Карабаха, что не позволило добиться компромисса между Баку и Ереваном в Казани (июнь 2011 г.), Астрахани (октябрь 2010 г.), Санкт-Петербурге (июнь 2010 г.) и Сочи (март 2010 г.).

Изменённые Мадридские принципы

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Дж.Уор-лик 7 мая 2014 г. выступил в Фонде Карнеги за международный мир по вопросу об урегулировании нагорно-карабахского конфликта. От имени правительства США, стараясь подменить других сопредседателей Минской группы ОБСЕ, он представил шесть элементов такого урегулирования:

1. Окончательный статус Нагорного Карабаха определяется путём волеизъявления местного населения.

2. Территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), которые не контролируются Баку, получают временный переходный статус с гарантированной безопасностью и самоуправлением.

3. Оккупированные земли вокруг бывшей НКАО возвращаются Азербайджану, восстанавливается его суверенитет на этих территориях.

4. Остаётся транспортный коридор между Арменией и Нагорным

Карабахом, но он не может включать весь Лачинский (Бердзорский) район.

5. Признаётся право перемещённых лиц на возвращение в свои дома.

6. Урегулирование обеспечивается международными гарантиями, в том числе на основе соответствующей миротворческой операции.

По мнению посла США в Армении Дж.Хефферна, такое заявление было обусловлено наступлением 20-й годовщины подписания Соглашения о прекращении огня, отсутствием прогресса в переговорах и желанием придать им новый импульс. Однако в действительности за этим видно настойчивое стремление США вытеснить Россию с Южного Кавказа.

Фактически посол Дж.Уорлик предложил лишь подправленный вариант Мадридских принципов, которые были отвергнуты обеими сторонами конфликта.

9 Саргсян и Алиев получили обновлённый вариант Мадридских принципов // РИА Новости. 2010. 22 января.

Реакция на американские предложения

Очевидно, что в рамках американской инициативы никакой гарантированной безопасности для НКР в составе Азербайджана обеспечено быть не может. Подтверждением этого служит хотя бы то обстоятельство, что до сих пор полностью не работает даже режим прекращения огня. А посредники не могут добиться от Азербайджана отвода снайперов с линии боевого соприкосновения.

Невозможно также и разграничить статус самого Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий. Для местных жителей это единая земля, которую они готовы защищать до последнего. В данных условиях никакого обмена территориями между НКР и Азербайджаном на практике реализовать невозможно.

Согласно Конституции Нагорно-Карабахской Республики она разделена на Степанакерт и 7 районов: Аскеранский, Мартунинский, Каша-тагский, Мартакертский, Шаумя-новский, Шушинский и Гадрутский. Пять из них - Аскеранский, Гадрут-ский, Мартакертский, Мартунинс-кий и Шушинский - располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за её пределами. Кроме того, заявленные земли Шаумяновского района НКР располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского районов Азербайджанской ССР. Кашатагский район находится на территории бывшего Лачинского района Азербайджанской ССР. Наконец, части Мартакерт-ского, Мартунинского и Шаумянов-ского районов контролируются со стороны Азербайджана и считаются

в НКР оккупированными территориями. Не следует также забывать о судьбе почти полумиллиона армян, бежавших в Армению и другие страны (включая Россию и США) после трагических событий в Сумгаите и Баку на рубеже 80-х - 90-х годов.

Представляется, что дальнейшие переговоры должны вестись с обязательным участием представителей властей Нагорно-Карабахской Республики. Учитывая это, МИД НКР отверг американскую инициативу, которая не учитывала существующие реалии. При этом было заявлено, что «независимость и безопасность НКР являются исключительными ценностями, не подлежащими какому-либо торгу».

Такая позиция была поддержана местным населением. Так, во время визита в Степанакерт сопредседателей Минской группы ОБСЕ (18 мая 2014 г.) в НКР прошли протестные акции молодёжных организаций Ар-цаха (НКР). Показательно, что с момента образования Минской группы ОБСЕ это была первая публичная акция протеста против сделанных этой организацией предложений. В частности, жители НКР были возмущены предложением отдать часть территории в отсутствие эффективных мер по демилитаризации, налаживанию доверия, экономических контактов, свёртыванию враждебной пропаганды и т.д., которые должны быть ключевым условием любого подлинного урегулирования конфликта, а не его имитации.

При этом для отвлечения внимания общественности (как в самой Армении, так и многочисленной ар-

мянской диаспоры) был организован процесс признания независимости НКР наиболее крупным по количеству выборщиков штатом США - Калифорнией. Она стала пятым штатом США, который наряду с Род-Айлендом, Массачусетсом, штатами Мен и Луизиана признал независимость Нагорного Карабаха.

С юридической точки зрения это довольно бессмысленный акт, но политически он содержит в себе опре-

делённое послание армянской диаспоре и лоббистским организациям в США. С другой стороны, принятие подобного акта законодателями Калифорнии весьма выгодно Вашингтону, ибо демонстрирует официальному Баку возможности армянского политического лобби. Как представляется, в перспективе возможны и другие резонансные акции в США и за их пределами со ссылкой на усилия армянских организаций.

Августовское (2014 г.) обострение вооружённого конфликта

За последнее время наиболее серьёзное противостояние в зоне Нагорного Карабаха произошло в августе 2014 г. Согласно имеющейся информации, это обострение было инициировано азербайджанской стороной. Фактически была проведена разведка боем по всей линии фронта, что привело к существенным жертвам с обеих сторон, но не позволило азербайджанцам закрепиться на территории НКР, или в так называемой зоне безопасности вокруг неё. И для этого были серьёзные причины.

Во-первых, армия НКР и Армении, укомплектованная в основном солдатами срочной службы (солдаты-контрактники проходят службу в условиях высокогорья на ротационной основе), имеет исключительно высокую степень боевой готовности. Этому способствует то обстоятельство, что срок призыва составляет два года, а частота дивизионных учений при одновременном задействовании двух полков составляет два раза в год. Однако, наверное, самое главное - это боевой дух. Он ярко проявился во время указанных событий,

когда со стороны Азербайджана было совершено не менее 1500 нарушений границы, включая её многочисленные обстрелы и рейды разведывательно-диверсионных групп.

При этом потери армянских солдат срочной службы были в несколько раз меньше, чем хорошо подготовленных представителей азербайджанского спецназа. Это говорит также о профессиональной выучке армянских военнослужащих и высокой квалификации офицерского состава. Причём ни разу азербайджанцы не смогли не только прорвать первую линию обороны, но даже удержать какой-либо опорный пункт.

Следует заметить, что армянская сторона крайне дозированно использовала свои вооружения и не поддавалась на многочисленные провокации. Так, в ходе этого конфликта артиллерия, танки и боевые машины пехоты не использовались (максимум - крупнокалиберные пулемёты). Когда азербайджанская сторона начала демонстративные полёты вдоль границы самолётов-штурмовиков Су-25, армянская сторона, располагающая превосходством в средствах

противовоздушной обороны, ограничилась перебазированием на аэропорт вблизи Степанакерта эскадрильи аналогичных самолётов. Их ответные полёты вдоль границы сняли излишнюю напряжённость и позволили исключить использование боевой авиации во время имевшего тогда обострения вооружённого конфликта.

Во-вторых, в условиях обострения ситуации были достаточно быстро сформированы отряды армян-добровольцев.

Только Бердзор (Лачин) сразу выставил 250 добровольцев и обеспечил их ротацию. Представители указанной категории населения, большинство из которых имели боевой опыт, заняли позиции на первой линии обороны и поддержали солдат срочной службы.

В целом на территории НКР даже в условиях обострения вооружённого противостояния не чувствовалось никакого страха, а тем более паники. Совершенно иная ситуация наблюдалась на сопредельной азербайджанской территории. Там, в частности, имели факты бегства населения из близлежащих населённых пунктов.

Особую выдержку армяне проявили в Карвачаре (ныне Шаумяновский район НКР), куда из Азербайджана прорвалась бандгруппа в составе трёх человек. Достаточно быстро она была ликвидирована, но это не позволило избежать жертв среди местного населения*.

В связи с этим рассматривался вопрос о раздаче основной части

мужского населения района автоматического оружия.

И при всём этом экономика НКР постепенно укрепляется.

В частности, расширяются посевные площади. Во всех районах созданы государственные центры, которые предоставляют фермерам трактора и другую сельскохозяйственную технику по лизингу или путём прямой продажи. Ведутся, хотя и не так быстро, работы по орошению земель, что в перспективе позволит укрепить продовольственную безопасность не только Нагорного Карабаха, но и Армении.

Успешно развивается горнорудная промышленность, включая добычу и обогащение руд цветных металлов.

Значительные успехи достигнуты в сфере гидроэнергетики.

Учитывая малочисленность местного населения (порядка 150 тыс. чел.), это позволяет увеличивать валовый внутренний продукт (ВВП) на 8% в год. Но изначальный уровень ВВП (на момент 1994 г.) был крайне низок. Как следствие, в НКР средний уровень пенсии составляет всего 50-70 долл., а зарплаты -200 долл. При таком уровне доходов местное население выживает за счёт подсобного хозяйства и денежных переводов из-за границы от своих родственников (в основном из России).

С другой стороны, заселение зоны безопасности вокруг НКР идёт крайне медленно.

Так, в удалённых селениях Лачин-ского района проживает от 2 до 5 семей, хотя и достаточно многочисленных. Длительное время жители ряда небольших населённых пунктов существовали в достаточно экстремальных условиях, так, например, 13 лет у них не было электричества.

* Впоследствии уцелевшие участники бандгруппы, Шахбаз Гулиев и Дилхам Аскеров, были осуждены в Степанакерте, после чего стали объектом «трогательной» заботы со стороны представителя американского госдепа Виктории Нунанд.

Только последние три года ситуация существенно улучшилась, что привело, например, к подключению населения к сети Интернет. Эти территории постепенно осваиваются. Хуже

дело продвигается в отношении г. Аг-дам и расположенных вокруг него населённых пунктов, где раньше проживало исключительно азербайджанское население.

Можно предположить, что в целом, несмотря на крайне высокую степень напряжённости между крупными игроками, формат Минской группы ОБСЕ как главной переговорной площадки по урегулированию нагорно-карабахс-кого конфликта сохранится. События вокруг Украины продемонстрировали, что ОБСЕ, несмотря на очевидные проблемы в деятельности этой структуры, пока остаётся единственной региональной организацией, в рамках которой можно искать подходы к урегулированию этого многолетнего конфликта [10].

Вместе с тем «обновлённые» Мадридские принципы, не учитывающие в должной мере как обстоятельства возникновения карабахского конфликта, так и актуальные реалии, вряд ли могут быть положены в основу урегулирования проблемы Нагорного Карабаха.

Возможные дискуссии относительно концепции «Всеобъемлющего мирного соглашения», в которую предполагается включить основные элементы Мадридских принципов, также могут оказаться, мягко говоря, малопродуктивными.

Только сохранение статус-кво (для чего необходимо предпринять значительные усилия) в состоянии обеспечить некоторую стабильность при одновременном отведении из зоны боевого соприкосновения снайперов и тяжёлое вооружение (в первую очередь - реактивные системы залпового огня).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

Агаджанян М. Азербайджан и Турция сближаются на антиармянской военной платформе при молчаливом согласии НАТО // Научное общество кавказоведов. 2015. 9 февраля // URL: http://www.kavkazoved.info/news/2015/02/09/azerbajdzhan-i-turcia-sblizhaj utsj a-na-antiarmjanskoj -voennoj -platforme-pri-molchalivom-soglasii-nato. html

Азербайджан обвинил Армению в 58 обстрелах за сутки // Информационный сайт «Кавказский узел». М., 2015. 19 марта // URL: http://karabakh.kavkaz-uzel.ru/ articles/259127

Ежегодный доклад за 1995 г. о деятельности ОБСЕ. Вена: ОБСЕ, 1995. С. 11-12.

МИД НКР распространило заявление в связи с 20-летием соглашения о прекращении огня // Арцах-Карабах центр. Ереван. 2014. 12 мая // URL: http:// www.karabakhcenter.com/ru/news/294

10 Петросян Д. К вопросу об актуальной динамике в процессе урегулирования нагор-но-карабахского конфликта // Научное общество кавказоведов. 2015. 20 марта // URL: http: //www.kavkazoved.info/news/20 15/03/20/dinamika-v-processe-uregulirovania-nagorno-karabahskogo-konflikta.html

На линии соприкосновения в Нагорном Карабахе погибли трое военнослужащих // Информационное агентство Regnum. М. 2015. 19 марта / / URL: http://www.regnum.ru/ news/polit/1906906.html#ixzz3VJB35LH1 Петросян Д. К вопросу об актуальной динамике в процессе урегулирования нагорно-ка-рабахского конфликта // Научное общество кавказоведов. 2015. 20 марта // URL: http://www.kavkazoved.info/news/2015/03/20/dinamika-v-processe-uregulirovania-nagorno-karabahskogo-konflikta.html Саргсян и Алиев получили обновлённый вариант Мадридских принципов / / РИА Новости. 2010. 22 января.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ: «Резолюция, принятая Генассамблеей ООН 14 марта, отражает интересы лишь одной из сторон» / / Информационный сайт Day.Az. Баку. 2008. 18 марта // URL: http://news.day.az/politics/111951.html Nichol J. Armenia, Azerbaijan, and Deorgia: Political Developments and Implications for U.S.

Interests. Congressional Research Service. Washington D.C. 2009. April 9. P. 11-13. Petrosyan D. Again about Cease-fire Sustaining Measures in Nagorny Karabakh Conflict Zone // The Noyan Tapan Highlights. Nagorny Karabakh. 2012. № 8. March.

r

л

Подписка на 2015 г.

на журнал «Обозреватель-ОЬвегоег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 — на полугодие 36789 — на год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.