Научная статья на тему 'НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР ИНТЕГРАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ'

НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР ИНТЕГРАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ВООРУЖЕНИЕ / ВОЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачёв И.И., Ошкин А.А., Шурыгин С.В.

Статья посвящена современным интерактивным средствам обучения и инновационным разработкам филиала Военной академии материально-технического обеспечения в г. Пензе в области применения беспилотных летательных аппаратов в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грачёв И.И., Ошкин А.А., Шурыгин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A GOOD EXAMPLE OF INTEGRATION. MODERN INTERACTIVE LEARNING TOOLS AND PROMISING DEVELOPMENTS OF THE BRANCH

The article is devoted to modern interactive learning tools and innovative developments of the branch of the Military Academy of Logistics in Penza in the field of the use of unmanned aerial vehicles in the interests of the Armed Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР ИНТЕГРАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ»

И.И. ГРАЧЁВ, А.А. ОШКИН, С.В. ШУРЫГИН

I.I. GRACHEV, A.A. OSHKIN, S.V. SHURYGIN

наглядный пример интеграции

A GOOD EXAMPLE OF INTEGRATION

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ

MODERN INTERACTIVE LEARNING TOOLS AND PROMISING DEVELOPMENTS OF THE BRANCH

Сведения об авторах: Грачёв Иван Иванович - заместитель начальника филиала ВА МТО в г. Пензе по учебной и научной работе, полковник запаса, кандидат технических наук, доцент (г. Пенза. E-mail: palii@mil.ru);

Ошкин Александр Александрович - начальник отдела (организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров) филиала ВА МТО в г. Пензе, майор, кандидат технических наук, доцент (г. Пенза. E-mail: palii@mil.ru);

Шурыгин Сергей Владимирович - преподаватель кафедры (производства и эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения) филиала ВА МТО в г. Пензе, майор (г. Пенза. E-mail: palii@mil.ru).

Аннотация. Статья посвящена современным интерактивным средствам обучения и инновационным разработкам филиала Военной академии материально-технического обеспечения в г. Пензе в области применения беспилотных летательных аппаратов в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации.

Ключевые слова: инновации, вооружение, военная и специальная техника, интерактивные средства обучения, информационные образовательные технологии, технологии виртуальной реальности, беспилотный летательный аппарат, ракетно-артиллерийское вооружение.

Information about the authors: Ivan Grachev - Deputy Head of the branch of the VA MTO in Penza for educational and scientific work, Colonel of the Reserve, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Penza. E-mail: palii@mil.ru);

Alexander Oshkin - Head of the Department (Organization of Scientific Work and Training of Scientific and Pedagogical Personnel) of the branch of the VA MTO in Penza, Major, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Penza. E-mail:palii@mil.ru);

Sergey Shurygin - Lecturer of the Department (Production and Operation of Rocket and Artillery Weapons) of the branch of the VA MTO in Penza, Major (Penza. E-mail: palii@mil.ru).

Summary. The article is devoted to modern interactive learning tools and innovative developments of the branch of the Military Academy of Logistics in Penza in the field of the use of unmanned aerial vehicles in the interests of the Armed Forces of the Russian Federation.

Keywords: innovations, weapons, military and special equipment, interactive learning tools, information educational technologies, virtual reality technologies, unmanned aerial vehicle, rocket and artillery weapons.

Инновационный подход в подготовке военного инженера предполагает умелое использование в образовательном процессе как традиционных и проверен-

ных временем методов и средств обучения, так и возможностей современных научных, технических и педагогических инструментов, в частности, элементов информа-

ционно-образовательной среды и интерактивных тренажёров.

Примером такого инновационного подхода является интерактивная система подготовки

А

М АРМИЯ-2023

Схема экспозиции «Интерактивная система подготовки специалистов по эксплуатации РАВ»

специалистов по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения, демонстрация применения которой планируется на IX Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2023». Система предусматривает комплексное использование специального программного обеспечения управления образовательной деятельностью военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации и формирование информационно-образовательной среды военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации «Образование-МО», электронного учебника, разработанного в новой программной среде «Библио-ЭУ», виртуального тренажёра инженерно-технического состава службы ракетно-артилле-рийского вооружения (самоходного артиллерийского орудия 2С19М2 «Дилемма») и унифицированного компьютерного тренажёра вождения базовых машин самоходных артиллерийских орудий (2С3М, 2С4, 2С5). Особенностью системы подготовки является синтез традиционных и современных педагогических технологий при подготовке специалистов по эксплуатации самоходных артиллерийских орудий.

Выставочную экспозицию (её схема представлена выше) предлагается разделить на 3 зоны, на каждой из которых будет демонстрироваться определённый уровень подготовки обучающегося

(на примере изучения дисциплины «Эксплуатация ракетно-артилле-рийского вооружения):

• на первом уровне (в первой зоне) демонстрируется процесс обучения, заключающийся в изучении материальной части с использованием эксплуатационной документации, обучающих фильмов, технологических карт, электронных образовательных ресурсов. Здесь показывается работа обучающихся с электронным учебником и другими методическими материалами, загруженными в электронный учебно-методический комплекс дисциплины в специальном программном обеспечении «Образование-МО»;

• на втором уровне (во второй зоне) демонстрируется процесс обучения с использованием тех-

нологии виртуальной реальности, в которой обучающийся выполняет различные сценарии, которые назначает ему преподаватель. В качестве критериев оценивания выступают встроенные в тренажёр виртуальной реальности алгоритмы, учитывающие количество ошибок при выполнении сценария, а также временные нормативы. Оценка за выполнение норматива в автоматическом режиме отражается в электронном журнале учебной группы в специальном программном обеспечении «Образование-МО»;

• на третьем уровне (в третьей зоне) демонстрируется процесс обучения эксплуатации самоходного артиллерийского орудия на реальном образце вооружения с применением экшн-камер, ис-

Занятие с использованием комплексного виртуального тренажёра ИТС службы РАВ

пользование которых позволяет демонстрировать в учебную аудиторию в режиме реального времени выполнение операций внутри боевого отделения образца самоходного артиллерийского орудия, при этом преподаватель руководит действиями расчёта или обучающегося, находящегося внутри боевого отделения, контролирует правильность выполнения операций и отвечает на возникающие вопросы. В этой зоне экспозиции предлагается использовать унифицированный компьютерный тренажёр вождения базовых машин самоходных артиллерийских орудий (2С3М, 2С4, 2С5), в котором будет находиться обучающийся с закреплённой на шлемофоне экшн-камерой.

Данный тренажёр предназначен для обучения механиков-водителей управлению машинами на гусеничном ходу, поддержания профессиональных навыков и совершенствования мастерства вождения машин, а также оперативного объективного контроля за деятельностью обучающегося и анализа уровня его подготовленности.

Практика преподавания модуля специальной военной подготовки свидетельствует о продуктивности рассмотренной системы инструментов и технологий их применения при формировании навыков решения задач профессиональной деятельности в области эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения.

На втором стенде выставочной экспозиции филиалом планируется продемонстрировать возможности использования в образовательном процессе тактического электронного стрелкового тренажёра «ТЭСТ-МО», разработанного АО «Научно-производственное объединение «Русбитех» (г. Москва).

Тренажёр предназначен для обучения военнослужащих стрельбе из стрелкового оружия и гранатомётов по неподвижным (появляющимся) и движущимся целям

Унифицированный компьютерный тренажёр вождения БМ САО (2С3М, 2С4, 2С5) вид 3

с применением правил стрельбы самостоятельно или в составе боевых групп (подразделений) в различных условиях обстановки(при выполнении оперативно-служебных задач).

Особенностью «ТЭСТа» является работа на различных операционных системах, в том числе на отечественной операционной системе специального назначения Астра Линукс. Ещё одной особенностью является использование системы трёхмерной визуализации «Ирис-Т», предназначенной для создания высокодетального бесшовного трёхмерного изображения виртуального боевого про-

странства на основе геопространственных данных и трёхмерных моделей объектов с использованием специальных графических эффектов и анимаций.

Тренажёр работает на электронной карте местности, в том числе незнакомой, позволяет тренировать обучающихся в определённых метеоусловиях. Имеется возможность создания ветра, любого направления, давления, температуры, которые программное обеспечение будет учитывать при построении баллистических траекторий полёта пуль или гранат.

Программное обеспечение тренажёра позволяет строить балли-

Тактический электронный стрелковый тренажёр 9Ф6022 (ТЭСТ-МО)

стические траектории, показывает линии прицеливания, свала, завала оружия, что необходимо для разбора действий обучающихся.

«ТЭСТ» работает по бессекторной технологии, что позволяет при проведении занятий с несколькими обучающимися анализировать их действия в тех или иных ситуациях в целом или по каждому выстрелу за каждого стреляющего. В комплектацию входят имитаторы снайперской винтовки, автомата, пулемёта, ручного и автоматического гранатомёта. Имитаторы оружия повторяют форму и массогабаритные характеристики соответствующих реальных образцов и оборудуются исполнительными механизмами и подачей сжатого воздуха для

Бронированная установка для специальной обработки БПЛА вертолётного типа

большей реалистичности отдачи от оружия.

В процессе выполнения упражнения тренажёр реализует формирование ведомости успеваемости и обеспечивает контроль работоспособности имитаторов в процессе выполнения упражнения. При анализе выполнения упражнения тренажёр обеспечивает автоматический расчёт суммарного количества баллов за выполнение упражнения, показателей результативности стрельбы (количество поражённых мишеней, боеприпасов, непопаданий), а также экспорт информации в текстовый редактор для печати.

В ходе демонстрации тренажёра в рамках «цифрового полигона» будет показано не только выполнение упражнений стрельб, но и, что немаловажно, процесс выверки и приведения оружия к нормальному бою.

Наряду с инновациями в образовательной деятельности филиал планирует продемонстрировать на Форуме и передовые научные разработки в области применения беспилотных летательных аппаратов. Новые технические и технологические решения разработаны научно-педагогическим составом и курсантами филиала,

и каждое из них заслуживает особого внимания.

Первым экспонатом является бронированная установка для специальной обработки беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА) вертолётного типа.

Бортовой бронированный модуль предназначен для полной дегазации, дезактивации и дезинфекции БПЛА вертолётного типа, выполнявшего задачи в условиях радиационного, химического и биологического заражения, а также для защиты БПЛА от пуль стрелкового оружия и осколков боеприпасов.

Принцип его функционирования заключается в следующем: после посадки заражённого БПЛА на решётчатое основание камеры обеззараживания происходит закрытие люка бронекупола. Затем, в зависимости от вида заражения, блок управления подачей раствора посредством электронасоса производит подачу обеззараживающей среды из определённой секции тороидальной ёмкости по трубопроводам к распылителям камеры обеззараживания, в результате чего происходит нанесение обеззараживающей среды на БПЛА.

Обеспечение защиты БПЛА от пуль и осколков в процессе обез-

Двойная система сброса ВОГ-17 с малогабаритного БПЛА

зараживания, транспортировки и хранения, в условиях боевых действий, реализуется посредством бронекупола, изготовленного из высокомодульного арамидного материала.

Особенности установки:

• возможность размещения бронированного модуля на корпусе боевой машины;

• обеззараживание БПЛА вертолётного типа в автоматическом (полуавтоматическом) режиме без выхода экипажа из боевой машины;

• возможность реализации высокоэффективных способов и методов специальной обработки «чувствительного оборудования» БПЛА (орошение мелкодисперсными аэрозолями, парогазовый способ, обработка пенными рецептурами);

• обеззараживание БПЛА вертолётного типа «на ходу», без необходимости остановки (стоянки) боевой машины;

• обеспечение защиты БПЛА от пуль и осколков при эксплуатации в условиях боевых действий.

Наряду с этим на Форуме впервые будет продемонстрирована двойная система сброса ВОГ-17 с малогабаритного беспилотного летательного аппарата.

Одной из главных военно-технических особенностей специальной военной операции, проводимой на Украине, стало массовое применение коммерческих малогабаритных беспилотных летательных аппаратов (далее - МБЛА). Без них уже невозможно представить выход разведывательных групп

и работу артиллерии. Это явление оказалось настолько массовым, что сегодня МБЛА можно встретить там, где раньше их никогда не было. МБЛА, которые раньше служили для воздушных съёмок, сейчас выполняют боевые задачи в зоне проведения специальной военной операции и могут комплектоваться системой сброса, позволяющей доставлять боеприпасы непосредственно до цели. Практика применения малой беспилотной авиации на Донбассе изменила ход спецоперации.

Предлагается использовать двойную систему сброса МБЛА, использование которой позволит последовательно проводить сброс двух гранат ВОГ-17.

Система сброса состоит из основной части, крепления типа «ласточкин хвост», коробки, крышки, правого (левого) лепестков, правого (левого) рычагов. Все детали изготовлены на 3Б-принтере. При использовании лепестков, которые работают по принципу защёлки, к системе сброса крепятся две гранаты ВОГ-17. Экспериментальные исследования работы системы сброса показали положительные результаты.

Граната, предназначенная для сброса с МБЛА, оснащается стабилизатором (хвостовиком), который служит мощным аэродинамическим тормозом, придаёт устойчивость боеприпасу на баллистической траектории и уменьшает его рассеивание. Отсутствие же этого конструктивного элемента приводит не только к уменьшению устойчивости боеприпаса на бал-

Разработанные аэродинамические стабилизаторы ВОГ-17

листической траектории, но и его вращению в вертикальной плоскости при сбросе с МБЛА. Кроме того, касание земли средней или хвостовой частями резко снижает поражающее действие боеприпаса, что также может привести к несрабатыванию взрывателя нажимного типа.

В филиале были исследованы различные формы стабилизаторов к ВОГ-17. По результатам вычислительного эксперимента был выбран оптимальный стабилизатор по критерию «стоимость - качество», который был запущен в мелко-серийное производство.

Экспонаты, планируемые к демонстрации филиалом в 2023 году, -это положительные примеры интеграции образования с информационными технологиями, позволяющие качественно видоизменить учебную деятельность курсантов. Они являются результатом работы педагогического состава в области совершенствования методик преподавания и развития изобретательской активности обучающихся и направлены на повышение качества военно-профессиональной подготовки будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.