Научная статья на тему 'Наглядность как форма объективации научного знания'

Наглядность как форма объективации научного знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
899
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ПОЗНАНИЕ / VISIBILITY / PERCEPTION / COGNITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Давыдова Вера Юрьевна

Сущность проблемы наглядности заключается в установлении связей теоретических знаний с чувственным опытом. Наглядность это искусственный образ, интегрированный на основе данных, хранящихся в памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISIBILITY AS A FORM OF OBJECTIFICATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

The essence of the problem of visibility is to establish links theoretical knowledge with sensory experience. Visibility is an artificial way, which is integrated on the basis of data stored in the memory.

Текст научной работы на тему «Наглядность как форма объективации научного знания»

УДК 165.18

В.Ю. ДАВЫДОВА

НАГЛЯДНОСТЬ КАК ФОРМА ОБЪЕКТИВАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Ключевые слова: наглядность, восприятие, познание.

Сущность проблемы наглядности заключается в установлении связей теоретических знаний с чувственным опытом. Наглядность - это искусственный образ, интегрированный на основе данных, хранящихся в памяти.

V.Yu. DAVYDOVA

VISIBILITY AS A FORM OF OBJECTIFICATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Key words: visibility, perception, cognition.

The essence of the problem of visibility is to establish links theoretical knowledge with sensory experience. Visibility - is an artificial way, which is integrated on the basis of data stored in the memory.

Специфика научного знания обусловлена многоэлементной структурой, в которую входят изучаемые явления, чувственные образы, понятия, мысли, теоретические высказывания.

Современная наука отличается высокой степенью абстрактности своих построений, что связано с познанием объектов, непосредственно недоступных чувственному восприятию, аналоги которых обладают рядом свойств, совершенно необычных с точки зрения существующего опыта. Широкий комплекс порождаемых при этом теоретико-познавательных трудностей вошел в литературу под названием «проблемы наглядности», сущность которой заключается в установлении связей теоретических знаний с чувственным опытом.

Согласно литературным данным содержание понятия наглядности состоит в необходимой связи теоретических знаний с чувственно воспринимаемыми вещами и процессами объективного мира. «Наглядные знания должны удовлетворять следующим двум условиям: 1) они должны прочно войти в общий логический строй мышления; 2) они должны быть «спроецированы» на пространственно-временной фон нашего макроопыта, т.е. быть соотнесены с соответствующей системой чувственных представлений, образующих эмпирический фундамент человеческого познания» [3, с. 203].

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение, т.е. для эмпирического познания характерна факто-фиксирующая деятельность. На эмпирической стадии познания в науке вводятся понятия, которые обозначают либо непосредственно наблюдаемые предметы и их свойства и отношения, либо предметы и свойства, которые могут наблюдаться с помощью различных приборов, устройств и инструментов, являющихся продолжением и усилением органов чувств.

Наглядное представление объекта можно понимать в двояком смысле: как раскрытие внешней и внутренней структуры мысли и внутреннего механизма построения модели объекта.

С точки зрения научного материализма чувственный образ - субъективный образ, в котором отражается тот или иной существенный аспект реальности. Этот аспект не доступен непосредственному восприятию. Непосредственное чувственное познание дает целостный чувственный образ явления, но только с внешней стороны. Наблюдая цветок, мы можем обонять его запах, видеть цвет и форму (внешнюю сторону объекта), но в то же время мы не можем видеть клетки, составляющие растение. Образ такого объекта может быть получен только опосредован-

ным путем. Процесс анализа понятия завершается формированием представления. Причем под представлением понимается обобщенный чувственный образ, в котором то или иное явление отражается целиком в его существенных параметрах.

Наглядность - это искусственный образ, интегрированный на основе данных, хранящихся в памяти.

Так, например, электрический заряд не воспринимается органами чувств, однако его внутренняя сущность реальна. Электрический заряд, если он велик, способен порождать разряды (молнии) которые мы можем видеть и слышать. В общем случае мы получаем совокупность вещей различной природы, соединенных по определенным законам и играющих роль информатора об исследуемой вещи органам чувств.

Онтологический аспект проблемы наглядности проанализирован в монографии В.П. Бранского [1]. В связи с вопросами моделирования проблема наглядности обстоятельно рассмотрена В.А. Штоффом [4]. А.В. Славин [2, 3], решая проблему наглядности, проводит четкое различие между понятиями «наглядность» и «воспринимаемость» («наблюдаемость»). Если бы эти понятия были тождественны, то все объекты, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию человека, были бы ненаглядными и никакой проблемы наглядности в связи с новейшими открытиями науки (особенно физики) не существовало бы.

Воспринимаемость (наблюдаемость) и наглядность следует относить к различным психическим механизмам и формам отражения: первая осуществляется на основе механизма восприятия, а вторая - на основе представления, творческого воображения. Именно на основе механизмов взаимодействия теоретического мышления и образов воображения возможно реконструирование, наглядное воспроизведение непосредственно не воспринимаемых объектов. Своеобразие наглядного отражения чувственно не воспринимаемых объектов состоит в том, что оно опирается на оперативные образы памяти.

Наглядность не сводится ни непосредственно к наблюдаемости, ни к воспроизведению результатов наблюдения. Она неразрывно связана с конструированием воображаемых моделей из данных чувственного опыта, из чувственных элементов при ведущей роли мышления. Наглядность выступает необходимым компонентом отображения внутренних структур, которые принципиально недоступны органам чувств. По отношению к этим сторонам объекта конструируемые наглядные представления являются моделями, так как создаваемый образ воспроизводит существенные черты явления. В форме искусственной конструкции наглядное представление несет функцию замещения, репрезентации сущности. Специфическая особенность воображаемых моделей при отражении наблюдаемых структур состоит в том, чтобы выделить в объекте некоторые элементы и с их помощью воссоздать характер внутреннего строения объекта. Примером воображаемых моделей могут быть модели элементарных частиц, в частности модели атома и составляющих его компонентов.

Современные вычислительные системы позволяют моделировать сложные явления природы и решать задачи, недоступные прямой экспериментальной проверке. Суперкомпьютеры позволяют достаточно полно и точно моделировать различные эксперименты и экстремальные ситуации, рожденные богатым воображением исследователей. Однако, огромные объемы данных, получаемые при моделировании сложных явлений, невозможно проанализировать, не прибегая к предварительному исследованию с помощью активного взаимодействия человека с компьютером. Сравнительно недавно сформировалась новая дисциплина -визуализация в научных исследованиях, имеющая своей целью использовать мощную человеческую способность видеть и понимать визуальные изображения для интерпретации больших объемов информации. Объединение достижений в визуализации с прогрессом в области человеко-машинного интерфейса привело

к появлению систем виртуальной реальности (или виртуального окружения), т.е. компьютерных систем, которые могут создавать пользователю убедительную иллюзию реальности.

Возникновение фундаментальной проблемы наглядности ставит ряд вопросов и перед философией. Они касаются как общей теории познания, так и фундаментальных аспектов, связанных с такими категориями, как материя и ее атрибуты. Возникновение новых теорий, вносимых физикой, коренным образом изменило философские представления об этих категориях, что является важным вкладом в философию.

Эмпирическое исследование, выявляя все новые данные наблюдения и эксперимента, ставит перед теоретическим мышлением каждый раз новые задачи, стимулируя его к дальнейшему совершенствованию: здесь срабатывает принцип обратной связи. Дело в том, что обогащающееся теоретическое знание, в свою очередь, ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи. Поэтому исследование структуры любой теории целесообразно начать с анализа ее основных понятий и установления различия и взаимосвязи между теоретическими и эмпирическими понятиями. В первом приближении отсутствие абсолютной границы между эмпирическими и теоретическими понятиями не исключает возможности и целесообразности установления относительного различия между ними. Однако это различие связано не столько с наблюдаемостью соответствующих объектов, сколько со степенью их зависимости от общих теоретических представлений. Хотя эмпирические понятия «нагружены» теорией и зависят от нее, их адекватность и обоснованность устанавливаются в значительной мере независимо от теории, в которой они применяются.

Ощущение отражает только отдельные свойства вещи. Встает вопрос о способе перехода от ощущений к чувственным образам. Для решения данного вопроса необходимо обратиться к тем субъективным образам, в которых отражаются моменты сущности. Такие образы называются концептуальными.

Чувственные образы в результате работы мозга через ряд этапов превращаются в понятия, но этим дело не заканчивается. В результате работы мозга понятия обратно (изнутри) превращаются в новые чувственные образы. Следовательно, мир субъективных образов человека независимо от его желания оказывается построенным из чувственных образов. Как известно, философы, занимавшиеся теорией познания, объясняли возникновение новых чувственных образов в мозгу новой комбинацией непосредственных показаний органов чувств. Они близки к истине.

Процесс целенаправленного исследования во многом зависит от степени умения применять логические средства абстрагирования, обобщения, анализа через синтез.

Сознательное владение методом абстракции позволяет исследователю более гибко производить отбор фактов, а в дальнейшем их систематизацию, классификацию, обобщение.

Любое познание (в том числе и научное) не стремится развертывать бесконечные ряды фактов, а устанавливает между отдельными фактами общие связи, которые их объединяют. Из этих связей выбираются наиболее существенные, которые и характеризуют достаточно полно внутренние закономерности объекта познания. Абстрагирование от второстепенных деталей и связей предполагает возможность построения визуального образа.

Логика науки гласит, что знание, начиная восхождение от неупорядоченного множества фактов, по мере углубления в сущность отражаемого предмета сводится к исследованию ограниченного числа существенных связей, фиксируемых мышлением в содержании определенных принципов, идей, из которых логически выводимы все многочисленные проявления предмета в форме его внешних проявлений.

Наглядные представления, выступающие в функции воображаемой модели, формируются из нескольких операций. Важнейшими процедурами являются операции абстрагирования и обобщения, анализа и синтеза, которые вырастают на базе практической деятельности и тесно связаны с опосредующей ролью слова, осуществляющего единство представлений с понятием. Абстрагирование и обобщение, анализ и синтез сами по себе не всегда ведут к созданию модели, для этого необходимо творческое воображение.

Набор не связанных между собой фактов, собранных для иллюстрации, должен предстать в виде четкой и стройной системы, выявляющей их отношения и взаимозависимости. Факты науки служат материалом для глобальных теоретико-познавательных обобщений. Научные факты и теоретические модели конкретных наук являются проверочной инстанцией для философских универсальных построений.

Философская гносеология стремится дать целостное понимание познавательного процесса, выполняя систематизирующую и обобщающую функции применительно к результатам, полученным в конкретных науках.

Литература

1. Бранский В.П. Философское значение проблемы наглядности в современной физике / В.П. Бранский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. 192 с.

2. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания / А.В. Славин. М.: Политиздат, 1971. 271 с.

3. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания / А.В. Славин. М.: Наука, 1976. 294 с.

4. Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. М.; Л.: Наука, 1966. 301 с.

ДАВЫДОВА ВЕРА ЮРЬЕВНА - соискатель ученой степени кандидата философских наук, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

DAVYDOVA VERA YURIEVNA - competitor of scientific degree of Philosophical Sciences candidate, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.