УДК 165.18
В.Ю. ДАВЫДОВА
НАГЛЯДНОСТЬ КАК ФОРМА ОБЪЕКТИВАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Ключевые слова: наглядность, восприятие, познание.
Сущность проблемы наглядности заключается в установлении связей теоретических знаний с чувственным опытом. Наглядность - это искусственный образ, интегрированный на основе данных, хранящихся в памяти.
V.Yu. DAVYDOVA
VISIBILITY AS A FORM OF OBJECTIFICATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE
Key words: visibility, perception, cognition.
The essence of the problem of visibility is to establish links theoretical knowledge with sensory experience. Visibility - is an artificial way, which is integrated on the basis of data stored in the memory.
Специфика научного знания обусловлена многоэлементной структурой, в которую входят изучаемые явления, чувственные образы, понятия, мысли, теоретические высказывания.
Современная наука отличается высокой степенью абстрактности своих построений, что связано с познанием объектов, непосредственно недоступных чувственному восприятию, аналоги которых обладают рядом свойств, совершенно необычных с точки зрения существующего опыта. Широкий комплекс порождаемых при этом теоретико-познавательных трудностей вошел в литературу под названием «проблемы наглядности», сущность которой заключается в установлении связей теоретических знаний с чувственным опытом.
Согласно литературным данным содержание понятия наглядности состоит в необходимой связи теоретических знаний с чувственно воспринимаемыми вещами и процессами объективного мира. «Наглядные знания должны удовлетворять следующим двум условиям: 1) они должны прочно войти в общий логический строй мышления; 2) они должны быть «спроецированы» на пространственно-временной фон нашего макроопыта, т.е. быть соотнесены с соответствующей системой чувственных представлений, образующих эмпирический фундамент человеческого познания» [3, с. 203].
В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение, т.е. для эмпирического познания характерна факто-фиксирующая деятельность. На эмпирической стадии познания в науке вводятся понятия, которые обозначают либо непосредственно наблюдаемые предметы и их свойства и отношения, либо предметы и свойства, которые могут наблюдаться с помощью различных приборов, устройств и инструментов, являющихся продолжением и усилением органов чувств.
Наглядное представление объекта можно понимать в двояком смысле: как раскрытие внешней и внутренней структуры мысли и внутреннего механизма построения модели объекта.
С точки зрения научного материализма чувственный образ - субъективный образ, в котором отражается тот или иной существенный аспект реальности. Этот аспект не доступен непосредственному восприятию. Непосредственное чувственное познание дает целостный чувственный образ явления, но только с внешней стороны. Наблюдая цветок, мы можем обонять его запах, видеть цвет и форму (внешнюю сторону объекта), но в то же время мы не можем видеть клетки, составляющие растение. Образ такого объекта может быть получен только опосредован-
ным путем. Процесс анализа понятия завершается формированием представления. Причем под представлением понимается обобщенный чувственный образ, в котором то или иное явление отражается целиком в его существенных параметрах.
Наглядность - это искусственный образ, интегрированный на основе данных, хранящихся в памяти.
Так, например, электрический заряд не воспринимается органами чувств, однако его внутренняя сущность реальна. Электрический заряд, если он велик, способен порождать разряды (молнии) которые мы можем видеть и слышать. В общем случае мы получаем совокупность вещей различной природы, соединенных по определенным законам и играющих роль информатора об исследуемой вещи органам чувств.
Онтологический аспект проблемы наглядности проанализирован в монографии В.П. Бранского [1]. В связи с вопросами моделирования проблема наглядности обстоятельно рассмотрена В.А. Штоффом [4]. А.В. Славин [2, 3], решая проблему наглядности, проводит четкое различие между понятиями «наглядность» и «воспринимаемость» («наблюдаемость»). Если бы эти понятия были тождественны, то все объекты, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию человека, были бы ненаглядными и никакой проблемы наглядности в связи с новейшими открытиями науки (особенно физики) не существовало бы.
Воспринимаемость (наблюдаемость) и наглядность следует относить к различным психическим механизмам и формам отражения: первая осуществляется на основе механизма восприятия, а вторая - на основе представления, творческого воображения. Именно на основе механизмов взаимодействия теоретического мышления и образов воображения возможно реконструирование, наглядное воспроизведение непосредственно не воспринимаемых объектов. Своеобразие наглядного отражения чувственно не воспринимаемых объектов состоит в том, что оно опирается на оперативные образы памяти.
Наглядность не сводится ни непосредственно к наблюдаемости, ни к воспроизведению результатов наблюдения. Она неразрывно связана с конструированием воображаемых моделей из данных чувственного опыта, из чувственных элементов при ведущей роли мышления. Наглядность выступает необходимым компонентом отображения внутренних структур, которые принципиально недоступны органам чувств. По отношению к этим сторонам объекта конструируемые наглядные представления являются моделями, так как создаваемый образ воспроизводит существенные черты явления. В форме искусственной конструкции наглядное представление несет функцию замещения, репрезентации сущности. Специфическая особенность воображаемых моделей при отражении наблюдаемых структур состоит в том, чтобы выделить в объекте некоторые элементы и с их помощью воссоздать характер внутреннего строения объекта. Примером воображаемых моделей могут быть модели элементарных частиц, в частности модели атома и составляющих его компонентов.
Современные вычислительные системы позволяют моделировать сложные явления природы и решать задачи, недоступные прямой экспериментальной проверке. Суперкомпьютеры позволяют достаточно полно и точно моделировать различные эксперименты и экстремальные ситуации, рожденные богатым воображением исследователей. Однако, огромные объемы данных, получаемые при моделировании сложных явлений, невозможно проанализировать, не прибегая к предварительному исследованию с помощью активного взаимодействия человека с компьютером. Сравнительно недавно сформировалась новая дисциплина -визуализация в научных исследованиях, имеющая своей целью использовать мощную человеческую способность видеть и понимать визуальные изображения для интерпретации больших объемов информации. Объединение достижений в визуализации с прогрессом в области человеко-машинного интерфейса привело
к появлению систем виртуальной реальности (или виртуального окружения), т.е. компьютерных систем, которые могут создавать пользователю убедительную иллюзию реальности.
Возникновение фундаментальной проблемы наглядности ставит ряд вопросов и перед философией. Они касаются как общей теории познания, так и фундаментальных аспектов, связанных с такими категориями, как материя и ее атрибуты. Возникновение новых теорий, вносимых физикой, коренным образом изменило философские представления об этих категориях, что является важным вкладом в философию.
Эмпирическое исследование, выявляя все новые данные наблюдения и эксперимента, ставит перед теоретическим мышлением каждый раз новые задачи, стимулируя его к дальнейшему совершенствованию: здесь срабатывает принцип обратной связи. Дело в том, что обогащающееся теоретическое знание, в свою очередь, ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи. Поэтому исследование структуры любой теории целесообразно начать с анализа ее основных понятий и установления различия и взаимосвязи между теоретическими и эмпирическими понятиями. В первом приближении отсутствие абсолютной границы между эмпирическими и теоретическими понятиями не исключает возможности и целесообразности установления относительного различия между ними. Однако это различие связано не столько с наблюдаемостью соответствующих объектов, сколько со степенью их зависимости от общих теоретических представлений. Хотя эмпирические понятия «нагружены» теорией и зависят от нее, их адекватность и обоснованность устанавливаются в значительной мере независимо от теории, в которой они применяются.
Ощущение отражает только отдельные свойства вещи. Встает вопрос о способе перехода от ощущений к чувственным образам. Для решения данного вопроса необходимо обратиться к тем субъективным образам, в которых отражаются моменты сущности. Такие образы называются концептуальными.
Чувственные образы в результате работы мозга через ряд этапов превращаются в понятия, но этим дело не заканчивается. В результате работы мозга понятия обратно (изнутри) превращаются в новые чувственные образы. Следовательно, мир субъективных образов человека независимо от его желания оказывается построенным из чувственных образов. Как известно, философы, занимавшиеся теорией познания, объясняли возникновение новых чувственных образов в мозгу новой комбинацией непосредственных показаний органов чувств. Они близки к истине.
Процесс целенаправленного исследования во многом зависит от степени умения применять логические средства абстрагирования, обобщения, анализа через синтез.
Сознательное владение методом абстракции позволяет исследователю более гибко производить отбор фактов, а в дальнейшем их систематизацию, классификацию, обобщение.
Любое познание (в том числе и научное) не стремится развертывать бесконечные ряды фактов, а устанавливает между отдельными фактами общие связи, которые их объединяют. Из этих связей выбираются наиболее существенные, которые и характеризуют достаточно полно внутренние закономерности объекта познания. Абстрагирование от второстепенных деталей и связей предполагает возможность построения визуального образа.
Логика науки гласит, что знание, начиная восхождение от неупорядоченного множества фактов, по мере углубления в сущность отражаемого предмета сводится к исследованию ограниченного числа существенных связей, фиксируемых мышлением в содержании определенных принципов, идей, из которых логически выводимы все многочисленные проявления предмета в форме его внешних проявлений.
Наглядные представления, выступающие в функции воображаемой модели, формируются из нескольких операций. Важнейшими процедурами являются операции абстрагирования и обобщения, анализа и синтеза, которые вырастают на базе практической деятельности и тесно связаны с опосредующей ролью слова, осуществляющего единство представлений с понятием. Абстрагирование и обобщение, анализ и синтез сами по себе не всегда ведут к созданию модели, для этого необходимо творческое воображение.
Набор не связанных между собой фактов, собранных для иллюстрации, должен предстать в виде четкой и стройной системы, выявляющей их отношения и взаимозависимости. Факты науки служат материалом для глобальных теоретико-познавательных обобщений. Научные факты и теоретические модели конкретных наук являются проверочной инстанцией для философских универсальных построений.
Философская гносеология стремится дать целостное понимание познавательного процесса, выполняя систематизирующую и обобщающую функции применительно к результатам, полученным в конкретных науках.
Литература
1. Бранский В.П. Философское значение проблемы наглядности в современной физике / В.П. Бранский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. 192 с.
2. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания / А.В. Славин. М.: Политиздат, 1971. 271 с.
3. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания / А.В. Славин. М.: Наука, 1976. 294 с.
4. Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. М.; Л.: Наука, 1966. 301 с.
ДАВЫДОВА ВЕРА ЮРЬЕВНА - соискатель ученой степени кандидата философских наук, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
DAVYDOVA VERA YURIEVNA - competitor of scientific degree of Philosophical Sciences candidate, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.