Научная статья на тему 'Надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства Российской Федерации'

Надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононенко О. В.

Основные положения Закона «Об организации страхового дела в РФ» и иных нормативных актов. Проведение на местах проверок деятельности субъектов страхового дела. Проверка достоверности отчетности. Надзор за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства Российской Федерации»

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СУБЪЕКТАМИ СТРАХОВОГО ДЕЛА СТРАХОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Кононенко О.В.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Основные положения Закона «Об организации страхового дела в РФ» и иных нормативных актов. Проведение на местах проверок деятельности субъектов страхового дела. Проверка достоверности отчетности. Надзор за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности.

Государственный контроль и надзор является непременным атрибутом любого государства. Необходимость государственного контроля за деятельностью субъектов страхового дела, доказана прямой зависимостью стабильности функционирования эффективного рынка страховых услуг от эффективности государственного контроля в области страхования.

Действующее сегодня законодательство в области страхования не разграничивает понятия «государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела» и «страховой надзор». Между тем, проведя анализ существующей в настоящее время правовой доктрины можно сделать вывод о том, что государственный контроль включает в себя контроль всех органов государственной власти: президентский контроль, контроль органов законодательной власти, контроль органов исполнительной власти и судебный контроль. Страховой надзор является видом административного надзора и осуществляется органами исполнительной власти специальной компетенции.

Страховой надзор - это административный надзор за деятельностью страховых организаций, осуществляемый специально уполномоченными органами исполнительной власти, в целях обеспечения стабильности страховых правоотношений, складывающиеся между страховщиками и страхователями.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Закона «Об организации страхового дела в РФ» [1] страховой надзор включает в себя:

1. лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2. контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъ-

* Ассистент кафедры Экономики и права, соискатель ученой степени кандидата юридических наук Тюменского государственного университета

ектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками финансовой устойчивости и платежеспособности;

3. выдачу разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

В рамках данной статьи будут рассмотрены только основные вопросы контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства. В соответствии с положениями Закона можно сделать вывод о том, что проверка соблюдения страхового законодательства субъектами страхового дела включает в себя:

- проведение на местах проверок деятельности субъектов страхового дела;

- проверку достоверности отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

- надзор за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности.

В первую очередь необходимо отметить, что в настоящее время вопрос проведения проверок достаточно полно освещены в действующем законодательстве. 18 июня 2009 года был принят Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах» [2], кроме того действуют и ранее принятые нормативные акты:

- Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» [3];

- Приказ Минфина РФ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению» [4];

- Приказ Минфина «О форме ведомственного государственного статистического наблюдения № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховых организаций» [5] и другие.

В юридической литературе должного освещения не получил ни один из указанных выше вопрос. Хотя достаточно подробно рассмотрены вопросы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков.

Итак, при осуществлении текущего надзора Федеральная служба страхового надзора, равно как и ее Инспекции осуществляют надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, путем проведения документальных проверок, проведения проверок на местах.

Проверка деятельности субъектов страхового дела на местах проводится с целью контроля и надзора за соблюдением ими действующих норм страхового законодательства Российской Федерации. Законодательством определен следующий порядок проведения проверки:

1. проверка проводится на основании годового плана проверок, утвержденного руководителем Федеральной службы страхового надзора;

2. в соответствии с данным планом ФССН (ее Инспекции) издает приказ о проведении проверки на месте. Приказ должен содержать: наименование проверяемого субъекта страхового дела; тему проверки; состав и руководителя рабочей группы, осуществляющей проверку; сроки проведения проверки; проверяемый период; программу проверки;

3. для проведения каждой проверки составляется ее программа, которая, как было указано выше, прилагается к приказу. Она должна содержать перечень основных вопросов, по которым проводится проверка;

4. проверка может быть комплексной и тематической;

5. в ходе проведения проверки рабочая группа проверяет документы и информацию, представленную субъектом страхового дела;

6. рабочая группа имеет следующие права:

- запрашивать и получать от руководителя и работников проверяемого субъекта страхового дела все документы за проверяемый период, а также объяснения в письменной или устной форме;

- получать копии необходимых документов;

- получать разрешение на доступ к информационным системам и документации субъекта страхового дела;

7. рабочая группа обязана уведомить субъекта страхового дела о предстоящей проверки, не позднее 3 рабочих дней до начала проверки. Приказ о проведении проверки и ее программа предъявляются руководителю субъекта страхового дела лично по прибытию рабочей группы на место проверки;

8. проверка может проводится сплошным или выборочным способом;

9. по результатам проверки составляется акт о соответствии либо несоответствии деятельности субъекта страхового дела страховому законодательству Российской Федерации. В случае выявления нарушений действующего законодательства, к субъекту страхового дела применяются меры государственного страхового надзора.

Документальная проверка включает надзор за предоставлением субъектами страхового дела бухгалтерской и статистической отчетности, иных документов и сведений, соответствием этих документов, требованиям

нормативно-правовых актов, а также надзор за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности.

В ходе проведения документальной проверки у субъектов страхового дела запрашивается статистическая и бухгалтерская отчетность. Надзор за соответствием отчетности требованиям нормативно-правовых актов включает:

- надзор за комплексностью предоставленных документов;

- надзор за правильностью и полнотой заполнения показателей в предусмотренных формах бухгалтерской и статистической отчетности;

- контроль за соблюдением взаимоувязок показателей форм бухгалтерской и статистической отчетности.

В результате документальной проверки Федеральная служба страхового надзора или ее Инспекции составляют заключение.

В Соответствии с Приказом Министерства финансов РФ № 113н страховые организации обязаны представлять в Федеральную службу страхового надзора и ее территориальные органы годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность по формам, утвержденным данным Приказом.

Утверждены Указания об объеме бухгалтерской и статистической отчетности страховых организаций, Указания о порядке составления и представления этой отчетности, а также ее типовые формы. Кроме того, утверждена Инструкция об объеме форм отчетности страховых организаций, представляемой в порядке надзора [6].

В состав годовой отчетности в порядке надзора включаются:

- отчет о платежеспособности страховых организаций;

- отчет о размещении страховых резервов;

- отчет о размещении страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию;

- отчет о страховых резервах по страхованию иному, чем страхование жизни;

- отчет об использовании средств резервов предупредительных мероприятий;

- отчет об операциях перестрахования;

- информация по операционному сегменту, о дочерних и зависимых обществах страховой организации, о филиалах и представительствах;

- пояснительная записка.

Годовая отчетность в порядке надзора представляется страховыми организациями вместе с годовой бухгалтерской отчетностью в установленные сроки в Федеральную службу страхового надзора и ее территориальные органы, по месту нахождения страховой организации.

Основные требования при составлении отчета в порядке надзора -полнота его заполнения и своевременность представления, а также достоверность отчетных данных, которые должны соответствовать данным бухгалтерского учета и отчетности.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время достаточно подробно урегулированы вопросы, касающиеся проведения проверки на местах, проведения документальной проверки, предоставления субъектами страхового дела бухгалтерской и статистической отчетности. Появившиеся за последний год нормативные акты, регулирующие указанные вопросы полностью сформулировали механизм реализации права Федеральной службой страхового надзора и ее территориальных органов, на осуществление проверок деятельности субъектов страхового дела. Это способствует повышению эффективности работы указанных органов исполнительной власти и обеспечивает определенную защиту самих страховых организаций в ходе проведения проверок.

Одним из наиболее значительных вопросов в области страхового надзора является вопрос о надзоре за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков.

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 55 н контроль за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности включает в себя:

- контроль исполнения требований по формированию страховых резервов;

- контроль за соблюдением требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов;

- контроль за соблюдением требований к соотношению активов и принятых страховщиками страховых обязательств;

- контроль за соблюдением требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

- контроль за соблюдением требований по квотам на перестрахование;

- контроль за соблюдением требований к выдаче банковских гарантий.

Хотелось бы отметить, что законодатель еще никогда так четко не

формулировал содержание страхового надзора в сфере обеспечения финансовой устойчивости страховщиков. Однако в положениях данного Приказа также не разграничиваются понятия «контроль» и «надзор». Безусловно данный вопрос имеет теоретическое значение и не влияет на непосредственную деятельность органа страхового надзора или самой страховой компании. Тем не менее, целесообразно разграничить указанные понятия на законодательном уровне, что может облегчить толкование и понимание соответствующих норм права.

В соответствии с Законом «Об организации страхового дела», в качестве гарантий обеспечения финансовой устойчивости страховщика выступают: обоснованные страховые тарифы; страховые резервы; собственные средства; перестрахование.

С целью всестороннего освещения рассматриваемого вопроса, целесообразно раскрыть основные понятия гарантий финансовой устойчивости субъектов страхового дела, которые подлежат обязательному надзору:

- страховые резервы;

- собственные средства;

- перестрахование;

- банковская гарантия.

Понятие страховых резервов законодательно не закреплено. В Законе «Об организации страхового дела» сказано, что для обеспечения обязательств по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщики в порядке, установленном нормативным - правовым актом органа страхового регулирования, формирует страховые резервы.

Страховые резервы - это денежные фонды, формируемые за счет полученных страховых взносов, расходуемые на страховые выплаты при наступлении страховых событий [7, с. 22].

Страховые резервы - фонды, образуемые страховыми организациями для обеспечения исполнения своих обязательств [8, с. 683].

Итак, главным источником формирования страховых резервов являются страховые премии, которые получает страховщик от страхователя в качестве платы за страхование. Кроме того, могут использоваться и доходы страховых организаций, получаемые в результате размещения средств страховых резервов.

Средства страховых резервов имеют целевой характер и предназначены для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, и используются только для осуществления страховых выплат.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона «Об организации страхового дела» страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы РФ. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, налог на страховые резервы не установлен. Однако, согласно п. 2 ст. 293 НК страховые премии по договорам страхования относятся к доходам, подлежащим налогообложению [9]. Кроме того, отчисления в эти фонды из других доходов страховщика могут производиться лишь после прохождения стадии налогообложения этих доходов. То есть, в данных случаях облагаются налогом не сами страховые резервы, а доходы страховщиков, до поступления в резерв.

Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать страховые резервы в порядке, установленном нормативными актами органов страхового надзора.

В настоящее время данный вопрос всесторонне регулируется Приказом Министерства финансов РФ «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов» [10].

Размещение средств страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Принцип диверсификации заключается в том, что страховые резервы должны размещаться в активах различных видов: банковские вклады, доля в уставном капитале ООО, стоимость ценных бумаг.

Принцип возвратности заключается в возможности возвратить денежные средства, размещенные в активах.

Ликвидность означает возможность быстрого обращения неденежных активов в денежные средства без существенной потери в стоимости.

Принцип прибыльности заключается в том, что страховщик, при размещении страховых резервов надеется не только сохранить денежные средства, но и приумножить их.

Правильное формирование и размещение страховщиками страховых резервов является важным объектом надзора, поскольку имеет огромное значение как для защиты прав и законных интересов страхователей, так и для экономики страны (в процессе размещения резервов инвестируются в те или иные области очень значительные денежные средства).

Собственные средства страховщиков включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

В соответствии с Законом «Об организации страхового дела», страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного минимального размера.

Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и установленных коэффицентов, зависящих от вида страхования.

Внесение в уставной капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.

Безусловно, наличие у страховщика значительного уставного капитала очень важно, поскольку позволяет судить о возможностях страховщика при осуществлении страховых выплат. Однако правовой статус уставного капитала установлен в действующем законодательстве Российской Федерации весьма расплывчато.

Действующее законодательство в области страхования, равно как и литература по страховому праву не дает определение понятий резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль, и тем более не раскрывают их сущности.

Данные понятия закреплены в Приказе Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [11].

Резервным капиталом признается резервный фонд, созданный для покрытия убытков предприятия.

Добавочный капитал составляют суммы дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше года, а также суммы полученные сверх номинальной стоимости размещенных акций акционерного общества.

Нераспределенная прибыль - это финансовый результат отчетного периода, включающий в себя конечный финансовый результат деятельности предприятия за минусом налоговых и иных аналогичных обязательных платежей.

Еще одной гарантией обеспечения финансовой устойчивости страховщика выступает перестрахование.

В соответствии с п. 1. ст. 13 Закона «Об организации страхового дела» перестрахование - это деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятием последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате.

Пункт 1 ст. 967 Гражданского кодекса РФ устанавливает: риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.

Хотелось бы отметить, что институт перестрахования регулируется в первую очередь нормами гражданского законодательства. В нормах административного права закреплены лишь общие положения о перестраховании. Такое положение весьма логично. Однако административное законодательство не регулирует и вопрос об организации надзора в области перестрахования, равно как и в области банковских гарантий. Что, безусловно, является серьезным упущением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вообще вопрос о надзоре за соблюдением требований к выдаче банковских гарантий впервые установлен Административным регламентом 2009 г.

Банковская гарантия представляет собой самостоятельный способ обеспечения исполнения обязательств, неизвестный российскому законодательству до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации [12, с. 156].

В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате (ст. 368 ГК РФ).

Таким образом, исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, что полномочия надзорного органа в области обеспечения финансовой устойчивости впервые закреплены в регламенте 2009 года. Однако в указанном регламенте не определен порядок и схема проведения подобного рода надзора. Действующее административное законодательство в области обеспечения финансовой устойчивости страховщиков вообще не регламентирует вопросы административного статуса уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала и нераспределенной прибыли, не регламентируются и вопросы перестрахования и банковских гарантий.

В связи с тем, что рассматриваемые вопросы имеют важное экономическое значение, целесообразно их урегулировать на высоком законодательном уровне, путем принятия Закона об основных гарантиях финансовой устойчивости страховщиков, и надзоре за ними.

Список литературы:

1. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. № 4015-1 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ Министерства финансов РФ от 18 июня 2009 г. № 55н «Об утверждении Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Приказ Министерства финансов РФ от 08.12.2003 № 113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ Министерства финансов РФ от 28.01.2003 № 7н «О форме ведомственного государственного статистического наблюдения № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховых организаций».

6. Приложение № 5 к Приказу Министерства финансов РФ от 08.12.2003 № 113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Покровская Н. Государственный надзор за страховой деятельностью: правовые проблемы // Страховое право. Научно аналитический журнал. - 2003. - № 1.

8. Худяков А.И. Страховое право. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - С. 234.

9. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая): по состоянию на 01.10.2009 года. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2009.

10. Приказ Министерства финансов РФ от 08.08.2005 г. № 100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Гражданское право: учебник / Под ред. С.П. Гришаева. - М.: Юристъ, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.