Научная статья на тему 'Надзор и контроль в сфере образования как фактор эффективности реализации приоритетных направлений государственной образовательной политики в России на современном этапе: понятие, виды, правовая основа осуществления'

Надзор и контроль в сфере образования как фактор эффективности реализации приоритетных направлений государственной образовательной политики в России на современном этапе: понятие, виды, правовая основа осуществления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1570
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЗОР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смородникова Елена Юрьевна

В работе анализируются дискуссионные для науки вопросы соотношения категорий «надзор» и «контроль». При этом автор рассматривает контрольно-надзорную деятельность в области образования в качестве элементов государственного управления в данной области. Анализирует такие аспекты осуществления контрольно-надзорной деятельности в области образования, как проблемные аспекты взаимодействия нормативно-правовых актов, регламентирующих данный вид общественных отношений, особенности осуществления отдельных видов контрольнонадзорной деятельности в анализируемом сегменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPERVISION AND CONTROL IN THE AREA OF EDUCATION AS AN EFFICIENCY FACTOR FOR REALIZATION OF PRIORITY DIRECTION OF MODERN STATE EDUCATIONAL POLICY: CONCEPT, VARIETIES,LEGAL BASIS FOR MATERIALIZATION

In this work debatable in a science questions of balance of categories "supervision" and "control" are analyzed. Thus the author considers control and supervisory activity in a sphere of education as government elements in this area. The author analyzes such aspects of realization of control and supervisory activity in a sphere of education, as problem aspects of interaction of the regulatory acts regulating the given kind of public relations, features of realization of several kinds of control and supervisory activity in the analyzed segment.

Текст научной работы на тему «Надзор и контроль в сфере образования как фактор эффективности реализации приоритетных направлений государственной образовательной политики в России на современном этапе: понятие, виды, правовая основа осуществления»

УДК 342951: 371

Е. Ю. Смородникова1

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

В работе анализируются дискуссионные для науки вопросы соотношения категорий «надзор» и «контроль». При этом автор рассматривает контрольно-надзорную деятельность в области образования в качестве элементов государственного управления в данной области. Анализирует такие аспекты осуществления контрольно-надзорной деятельности в области образования, как проблемные аспекты взаимодействия нормативно-правовых актов, регламентирующих данный вид общественных отношений, особенности осуществления отдельных видов контрольнонадзорной деятельности в анализируемом сегменте.

Ключевые слова: надзор в сфере образования, контроль в сфере образования, формы контроля и надзора в сфере образования.

Актуальность проводимого нами исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в современном мире социальный прогресс возможен лишь при условии опережающего развития системы образования. Другими словами, образование стало основной ареной подготовки условий для достижения успеха в мировом сообществе. Грамотная государственная политика в сфере образования способна стать гарантом такого успеха.

В Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г сказано: «Наш приоритет - это производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит - достижение лидирующих

1 © Елена Юрьевна Смородникова, старший преподаватель кафедры Публичного права ИПУ Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г Владивосток, Приморский край, 690014, Е-mail: [email protected],

Elena. [email protected].

позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит -даже в непростые финансовые периоды»1. Таким образом, российская система образования как один из важнейших элементов социальноэкономического развития страны должна превратиться в сферу, привлекательную и открытую для инвестиций, обеспеченных эффективностью деятельности, прозрачностью финансовых потоков, участием общественности в управлении образованием, с независимой оценкой качества образования, осуществляемой в установленных законом формах соответствующими субъектами на всех уровнях образовательной системы, а государственное управление образованием как ключевой элемент успешной реализации государственной политики в данной области должно быть обеспечено комплексом эффективно работающих нормативно-правовых норм и компетентностью кадров. Одной из необходимых компетенций органов власти соответствующего уровня при осуществлении государственного управления образованием, естественно, является соблюдение государственного контроля и надзора в данной сфере.

В литературе длительное время существует дискуссия по проблеме определения основных понятий категориально-понятийного аппарата в указанной области2. Выделяются три основных точки зрения, связанных с обсуждением отношений между понятиями «контроль» и «надзор»:

1) контроль и надзор - это самостоятельные виды деятельности;

2) надзор является разновидностью контроля;

3) контроль и надзор - тождественные понятия.

Законодатель в основополагающем для сферы контроля и надзора

Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исходит из тождества указанных понятий: «государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 года. -Режим доступа: http://arhive.kremlin.ru.

2 Подробнее см.: Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007; Габричидзе Б.Н. Административное право России. - М.: Проспект, 2009; Попов Л. Л. Административное право РФ: Учебное пособие. - М.: Высш. образование, 2010; Овсянко Д.М. Административное право. - М.: ИНФРА-М, 2004.

- 139 -

представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями» (ст. 2 закона № 294-ФЗ)1.

Однако в законодательстве об образовании, в частности, в законах «Об образовании»2 и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»3, такого четкого подхода не прослеживается. Не вносят нужной ясности в данный вопрос и подзаконные нормативные акты в области образования.

Отметит, что оба термина применяются законодателем, как в текстах законов, так и подзаконных нормативных актах, носят легальный характер, имеют смысловое юридическое значение. Поэтому, не умаляя иных подходов к данной проблеме, опираясь на достижения отечественной юриспруденции, проведя анализ текстов нормативных документов, придерживаемся мнения, что наиболее верно рассматривать контроль и надзор в сфере образования как связанные, но все же самостоятельные виды управленческой деятельности. Поэтому в дальнейшем будем руководствоваться следующими определениями.

Контроль представляет собой вид управленческой (правоприменительной) деятельности, который в соответствии с действующим законодательством проводят в соответствии с разграничением предметов контроля и надзора Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и орган

1 Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27 декабря 2009 года) // СЗРФ. - 2008. - №52 (ч.1). - Ст. 6249.

2 Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года (в ред. от 27 декабря 2009 года) // СЗРФ. - 1996. - № 32. - Ст. 1347.

3 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года (в ред. от 27 декабря 2009 года) // СЗРФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования (например, в Приморском крае - это Департамент образования и науки Приморского края). Главная цель контроля - обеспечить на правовой основе наиболее эффективное, результативное, целесообразное функционирование системы образования, как в целом в Российской Федерации, так и отдельного ее субъекта в интересах каждого отдельного жителя и всего населения в целом.

Контроль осуществляется в определенных формах (сбор, анализ, проверка и оценка информации) на подконтрольном объекте с целью оказания содействия, и образовательным учреждениям, и всем иным участникам образовательного процесса в полноценном использовании своих прав, соблюдении и исполнении обязанностей, а, в итоге, в профессиональном решении поставленных перед ними обществом и государством задач. Кроме этого, контроль должен помочь избежать ошибок, которые могут причинить ущерб образовательному учреждению в целом и отдельным участникам образовательного процесса, а при выявлении отступления от федеральных государственных образовательных стандартов, установленных лицензией условий осуществления образовательной деятельности, нарушения иных норм законодательства об образовании контролирующий орган вправе при осуществлении проверки непосредственно вмешаться в деятельность подконтрольных образовательных учреждений в пределах своей компетенции. К примеру, в соответствии с пунктом 14 статьи 33 Закона «Об образовании» орган, осуществляющий контроль в области образования, вправе направить обязательное для исполнения предписание, приостановить действие лицензии, аннулировать ее. Кроме того, он проводит анализ тех причин и условий, которые способствуют совершению нарушений, а также осуществляет выработку мер по предотвращению возможности совершения в дальнейшем новых нарушений в сфере образования.

Надзор в сфере образования является одной их предусмотренных законодательством форм административного надзора, который проводится в соответствии с разграничением полномочий федеральных и региональных органов государственной власти Рособрнадзором и органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в области образования только по вопросам, относящимся к его компетенции и только в сфере его деятельности. Надзор, как и контроль, представляет собой вид управленческой (правоприменительной) деятельности, но в отличие от контроля, главная цель надзора - обеспечить соблюдение Конституции РФ, федеральных и региональных законов, подзаконных нормативных актов в области образования. Кроме этого, любое подобное производство способствует выявлению случаев неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей, злоупотребления правами, т.е.

нарушений законности в деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, их руководителей и служащих.

Следовательно, если говорить о предмете надзорной деятельности, то в качестве такового выступает соблюдение и исполнение законодательства (в широком смысле слова) в сфере образования, то есть надзор направлен не только и не столько на выявление правонарушений, а на установление причин и условий, которые способствуют их совершению. Как указывает И.В. Потокин, именно это дает возможность разрабатывать необходимые мероприятия для предотвращения правонарушений в настоящем и будущем, способствует укреплению законности и правопорядка в образовательном пространстве, обеспечению прав граждан на обучение и воспитание1.

Исходя из анализа действующего законодательства и различных мнений специалистов, освещающих в литературе данную проблематику, можно выделить несколько видов контроля и надзора в сфере образования.

1. Контроль исполнения предписаний.

В случае, когда уполномоченным органом РФ или ее субъекта в области образования выданы предписания об устранении нарушений в сфере образования, самостоятельным предметом контроля является контроль исполнения предписаний, которые могут приниматься только по результатам проверок (выездных и документарных), проведенных лишь в отношении подконтрольных (поднадзорных) компетентному органу субъектов (образовательных учреждений и органов управления образованием), лишь по предмету контроля (надзора) компетентного органа и лишь в случаях, указанных в законе.

В наиболее общем виде эти случаи установлены в статье 17 Закона № 294-ФЗ, а конкретизированы в пункте 3 статьи 37 закона «Об образовании». Как следует из указанных законов, в случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) устава образовательного учреждения органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в пределах своих полномочий выносят предписание об устранении данного нарушения. Законом «Об образовании» установлен перечень случаев издания (принятия) предписаний компетентным органом,

осуществляющим контрольно-надзорную деятельность в сфере образования:

1 Потокин И.В. Административно-правовой статус государственных органов административного надзора и контроля: автореф. дис. канд. юр. наук: 12.00.14. -Белгород, 2008. - С. 12.

А) несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам,

федеральным государственным требованиям и самостоятельно устанавливаемым (в силу пункта 2 статьи 7 закона «Об образовании») рядом образовательных учреждений образовательным стандартам и требованиям (прежде всего, это Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-петербургский государственный университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана1), а также несоответствие реализуемых образовательных программ их уровню и направленности, которые были выявлены уполномоченным органом;

1) в результате проверки содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях и их филиалах;

2) по факту наличия решения общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращения органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение (возможно лишь в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей);

3) по факту наличия решения общего собрания обучающихся,

обращения органа государственной власти или органа местного

самоуправления, на территориях которых находится данное

образовательное учреждение, представления органа службы занятости населения (только в отношении образовательного учреждения,

реализующего профессиональные образовательные программы);

Б) нарушение образовательным учреждением условий лицензии и (или) законодательства Российской Федерации в области образования, выявленное компетентным органом в ходе проверки соблюдения

образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий и (или) исполнения законодательства Российской Федерации в области образования (пункт 14 статьи 33 закона «Об образовании»).

2. Контроль качества образования.

1 Указ Президента РФ от 09.09.08 № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализации ими образовательных программ высшего профессионального образования» // СЗРФ. - 2008. - № 37. - Ст. 4184.

Анализируя действующее законодательство можно сделать вывод, что качество образования - это соответствие получаемого обучающимися образования определенному эталону, установленному государством (федеральному государственному образовательному стандарту). Подобным мерилом качества образовательных услуг того или иного учебного заведения выступает комплекс следующих показателей:

1) Соответствие уровня подготовки выпускников и обучающихся обязательным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. При этом законодатель четко разграничил полномочия по контролю за качеством образования между федеральными (Рособрнадзором) и региональными органами, опираясь на следующие критерии: тип подконтрольного учреждения образования; вид

подконтрольного учреждения образования; место нахождения образовательного учреждения; тип реализуемых образовательных программ.

Так, согласно п. 23 ст. 28, пп. 1 п. 1 ст. 28.1 закона «Об образовании» региональные уполномоченные органы осуществляют контроль качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением контроля качества. К таким образовательным учреждениям относятся:

я) высшие учебные заведения по всем реализуемым ими образовательным программам;

b) научные организации и образовательные учреждения

дополнительного профессионального образования по программам

послевузовского профессионального образования и программам

дополнительного профессионального образования;

c) федеральные образовательные учреждения среднего

профессионального образования, реализующие программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонных производств, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемких производств по

специальностям, перечень которых утверждается Правительством

Российской Федерации;

ё) расположенные за пределами территории Российской Федерации российские образовательные учреждения и филиалы российских образовательных учреждений по всем реализуемым ими образовательным программам;

2) Соответствие образовательных программ обязательным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Таким образом, законодательно закреплено положение о том, что именно федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

3. Контроль (надзор) за соблюдением и исполнением законодательства Российской Федерации в области образования.

Отдельные авторы в рамках проводимых ими исследований выделяют данный вид контрольно-надзорной деятельности как

самостоятельный, обращая внимание на тот факт, что круг

подконтрольных субъектов по данному предмету контроля несколько

отличается от субъектов при контроле качества образования1.

Так, к числу контролируемых субъектов кроме тех, что указаны при контроле качества образования, включаются органы местного

самоуправления, осуществляющие деятельность в сфере образования. При этом следует отметить, что до внесения изменений в закон об образовании Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-Ф3 подконтрольными субъектами были муниципальные органы управления образованием, а с внесением указанных изменений формулировка, указывающая на круг подконтрольных субъектов, скорректирована следующим образом: теперь это органы местного самоуправления, осуществляющие деятельность в сфере образования. В данном варианте значительно расширяется круг подконтрольных субъектов: он содержит не только муниципальный орган управления образованием (например, районное управление образованием), но и иные органы местного самоуправления (например, администрация, глава муниципального образования), если их деятельность осуществляется в сфере образования.

4. Контроль (надзор) за соблюдением и исполнением образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий в тех случаях, когда лицензия получена им в уполномоченном органе РФ или ее субъекта (лицензионный контроль).

Данный вид контрольно-надзорной деятельности выделяют в отдельный, мотивируя его спецификой, которая связана с соблюдением важнейшего в деятельности любого образовательного учреждения документа- лицензии, предоставляющей право на осуществление

1 См, например: Квасницкий В.Н., Журавлева Т.Н. Государственное регулирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием // Экономика образования. - 2008. - №4. - С. 7 -11.

образовательной деятельности. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что в соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 № 56-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (вступил в силу с 06.05.2007)1 выстроен иной механизм реагирования на нарушения учреждением лицензионных условий, включающий в себя три стадии:

a) направление в образовательное учреждение или научную организацию обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения и установление срока его устранения в случае, если было допущено нарушение условий лицензии и (или) законодательства Российской Федерации в области образования;

b) приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения в случае неисполнения указанного предписания;

c) аннулирование лицензии в случае неустранения нарушения в установленный срок соответствующим органом исполнительной власти, который имел полномочия по ее выдаче.

При этом никто не лишает субъектов образовательной деятельности реализовать свое право на судебную защиту в случае несогласия с действиями соответствующих органов исполнительной власти как РФ, так и ее субъекта.

И в заключение подчеркнем, что своевременный и эффективный надзор и контроль в совокупности с другими факторами способствует повышению качества, доступности образования, его непрерывному и инновационному характеру, росту социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды, что делает систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.

Библиография

Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007.

1 Федеральный закон от 20 апреля 2007 года № 56-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // СЗРФ. - 2007. - № 17. - Ст. 1932.

Габричидзе Б.Н. Административное право России. - М.: Проспект, 2009. Квасницкий В.Н., Журавлева Т.Н. Государственное регулирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием // Экономика образования. - 2008. - №4.

Овсянко Д.М. Административное право. - М.: ИНФРА-М, 2004.

Попов Л. Л. Административное право РФ: Учебное пособие. - М.: Высш. образование, 2010.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 года. - Режим доступа: http://arhive.kremlin.ru.

Потокин И.В. Административно-правовой статус государственных органов административного надзора и контроля: автореф. дис. канд. юр. наук: 12.00.14. - Белгород, 2008.

Указ Президента РФ от 09.09.08 № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализации ими образовательных программ высшего профессионального образования» // СЗРФ. - 2008. - № 37. - Ст. 4184.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27 декабря 2009 года) // СЗРФ. - 2008. - №52 (ч.1). - Ст. 6249.

Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года (в ред. от 27 декабря 2009 года) // СЗРФ. - 1996. - № 32. - Ст. 1347.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года (в ред. от 27 декабря 2009 года) // СЗРФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

Федеральный закон от 20 апреля 2007 года № 56-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // СЗРФ. - 2007. - № 17. -Ст. 1932.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.