Научная статья на тему 'Наднациональные механизмы защиты прав человека'

Наднациональные механизмы защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2622
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИЯ / ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД / КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ООН / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ / ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ / ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ / ГОСУДАРСТВО / HUMAN RIGHTS / STATE / CONSTITUTION / UNIVERSAL DECLARATION OF HUMAN RIGHTS / INTERNATIONAL COVENANT ON CIVIL AND POLITICAL RIGHTS / EUROPEAN CONVENTION ON HUMAN RIGHTS / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / HUMAN RIGHTS COMMITTEE OF THE UNITED NATIONS / THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE SUPREME COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE SUPREME COMMERCIAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Патюлин Георгий Сергеевич

В статье рассматриваются такие наднациональные механизмы защиты прав и свобод человека, как Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека. Также затрагивается вопрос о соотношении национальной и наднациональной систем правовой регуляции общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supranational mechanisms of protection of human rights

The article considers such supranational mechanisms of protection of human rights and freedoms, as the Human Rights Committee of the United Nations and the European court of human rights. Also the question of the relationship between national and supranational systems of legal regulation of social life is raised.

Текст научной работы на тему «Наднациональные механизмы защиты прав человека»

Г. С. Патюлин

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ЧЕЛОВЕКА*

Права и свободы человека - высшая ценность человеческой цивилизации. Невозможно представить современный мир без естественных, прирожденных и неотчуждаемых прав, таких, как, например, право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу совести и многих других, основанных на принципах свободы, равенства и справедливости.

Не вызывает сомнений тот факт, что обязательным условием укрепления и развития современного государства и общества является соблюдение законов всеми участниками общественных отношений. Ответственность не только человека, но и государства -необходимый и неотъемлемый элемент формирования и гарантии существования подлинно правового государства, его социальных институтов. Возможность и реальные примеры безнаказанности представителей государственной власти ставят под сомнение принципы правового государства, особенно те, которые связаны с приоритетом прав и свобод человека и гражданина, их неуклонного соблюдения и обеспечения. Эффективное функционирование института ответственности государства перед гражданином представляет собой основную гарантию ограничения власти, которая не должна выходить за пределы, установленные обществом и закрепленные в форме закона.

В.М. Гессен писал о том, что правовое государство осуществляет двоякого рода функцию: с одной стороны, государство законодательствует, государственная власть является творцом положительного права. С другой - то же государство управляет, осуществляет свои функции в пределах им же самим создаваемого права. «Законодательствуя, государство свободно; оно не связано положительным - обычным и законодательным правом... Наоборот, то же государство, в лице своей правительственной власти, - правящее, а не законодательствующее государство, - ограничено дей-

* Статья рекомендована к печати членом-корреспондентом РАН, доктором юридических наук Е.А. Лукашевой.

7

Труды Института государства и права Российской академии наук. № 2/2014.

ствующим положительным правом. Издавая закон, государство связывает им не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем... и самое себя. Закон налагает известные обязанности на граждан, предоставляя соответствующие права правительству; но в то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя гражданам соответствующие права. Государство, в

лице своей правительственной власти, так же подчинено закону,

1

как каждый, в отдельности, гражданин» .

Приведенные слова справедливы в отношении и современного правового государства, однако сегодня их можно дополнить:

во-первых, правом связана не только правоприменительная деятельность, но и законодательная, что достигается требованием верховенства правового закона, нашедшего закрепление в международном законодательстве, действии политических прав граждан и демократических институтов народовластия (выборы депутатов и президента, референдум и др.);

во-вторых, источником власти признается не государство, а его народ.

Таким образом, принцип ответственности государства перед гражданином реализуется в наличии законодательно закрепленных в национальном и международном праве нормативных предписаний, предусматривающих основание, виды, конкретные меры и механизмы реализации ответственности государства и его представителей за нарушение прав и свобод человека и возможность их реального применения.

В правовом обществе гражданин должен обладать такой же возможностью принуждения должностных лиц к точному исполнению правовых норм, какой обладают должностные лица в отношении граждан. Данной позиции придерживается и Конституционный Суд РФ, признающий принцип взаимной правовой и юридической ответственности государства и личности и паритетных начал в их взаимоотношениях. «Гражданин и государство Российской Федерации связаны взаимными правами, ответственностью и обязанностями»2. Следовательно, содержание юридической ответственности государства проявляется в правоотношении между государством, с

1 ГессенВМ. О правовом государстве. СПб., 1912. С. 11-12.

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 54.

одной стороны, и частным лицом, права которого нарушены, - с другой.

Кроме того, ответственность государства, его обязанности регламентируются международными публичными отношениями, принципами взаимоотношения человека с публичной властью, сформулированными в основных документах по правам человека. Такая «наднациональность» этого вида ответственности позволяет защитить человека, чьи права окажутся нарушенными, при помощи (в том числе) институтов международной юрисдикции.

Особенность наднационального правового регулирования «заключается в том, что правовые нормы, установленные наднациональными органами, адресуются государствам - членам соответствующей организации, но вместе с тем непосредственно создают права и обязанности для частных лиц, находящихся под их юрисдикцией, которые могут ссылаться на них в национальных судах и наднациональных судебных органах»3.

Так, принципы Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Организацией Объединенных Наций, являются непременной частью всех демократических конституций, в том числе и Конституции РФ. Хотя сама Декларация имеет лишь статус рекомендации, но на ее основании были приняты два договора, обязательных для участников: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Следует также иметь в виду, что сама Всеобщая декларация прав человека, не являясь международным договором, в настоящее время получила широкое распространение и признание, в силу обычая приобрела обязательную силу.

Положения Декларации получили дальнейшее развитие в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., в которой не только провозглашаются основополагающие права и свободы человека, но и закрепляется особый механизм их защиты, который является наиболее прогрессивной системой в мире .

3 Варламова Н.В. Универсализация социального порядка и гармонизация правового регулирования в условиях глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. 2007. № 4. С. 16. Подробнее о феномене надгосу-дарственности см.: Моисеев А.А. Надгосударственность в современном международном праве. М., 2007.

4 См.: Гомиен Д. Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав чело-

Кроме того, особенность применения наднациональных институтов защиты прав и свобод человека выражается в том, что государство, выступая в них в роли ответчика, несет международно-правовую ответственность даже в тех случаях, когда разбирательство инициировано частным лицом. Данное положение следует из общего принципа, положенного в основу права международной ответственности государств (ст. 1 Статей Комиссии международного права ООН об ответственности государств за международно-противоправные деяния), согласно которому любое деяние государства, нарушающее принятое им на себя международно-правовое обязательство, влечет за собой международную ответственность.

Одним из наднациональных механизмов защиты прав человека, которые будут рассмотрены в данной статье, является Комитет по правам человека ООН (далее - Комитет), образованный в 1976 г. в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее - Пакт)5. В качестве второго механизма рассмотрим Европейский суд по правам человека (далее -ЕСПЧ).

Комитет по правам человека ООН не был автоматически наделен правом рассматривать индивидуальные жалобы на действия властей - основными его функциями были рассмотрение докладов государств-участников «о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав» (п. 1 ст. 40 Пакта) и представление замечаний общего порядка, содержащих толкование отдельных статей Пакта и меры, рекомендуемые государствам для исполнения указанных статей. Также Комитет наделен правом рассматривать жалобы участников Пакта на невыполнение принятых на себя другими участниками обязательств.

века. Страсбург, 1994. С. 5.

«Ценность Конвенции, - пишет французский ученый К. Васак, - определяется фактически ее механизмом, а не правами, которые она защищает. Впервые в истории человечества существует международный механизм, который функционирует вне государства и «выражает общие ценности всего человечества»» (Vasak С. The Council of Europe // The International Dimensions Human Rights. Vol. 2. Paris, 1982).

5 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. 10

Возможность рассмотрения индивидуальных жалоб была закреплена за Комитетом Факультативным протоколом, принятым вместе с Пактом в 1966 г.

Для подачи жалобы в Комитет необходимо, чтобы государство, под юрисдикцией которого находится лицо, желающее подать жалобу, являлось участником Пакта и признало данную компетенцию Комитета. Кроме того, Комитет не рассматривает жалобу в случае неисчерпания внутригосударственных средств защиты, или если данный вопрос уже стал предметом разбирательства на наднациональном уровне по какой-либо иной процедуре международного разбирательства. При этом надо отметить, что решения и замечания Комитета не носят юридически обязывающего характера.

Российская Федерация приняла на себя обязательства по Пакту и Факультативному протоколу к нему от 1 октября 1991 г., однако ни одного дела против Российской Федерации Комитетом до сих пор рассмотрено не было.

Другой наднациональный механизм защиты прав и свобод человека - Европейский суд по правам человека - был создан в 1959 г.

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г. Тогда же была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - ЕКПЧ), которая начала действовать на территории РФ 5 мая 1998 г. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»6 Россия признала юрисдикцию ЕСПЧ обязательной по вопросам толкования и применения норм, закрепленных в Конвенции и Протоколах к ней, в случае предъявления обвинения в нарушении указанных норм. Таким образом, Конвенция и Протоколы к ней стали, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы России.

Об эффективности данного средства защиты прав и свобод человека можно судить по статистическим данным - ежегодно в ЕСПЧ подается более 10 тыс. жалоб только в отношении предполагаемых нарушений прав и свобод со стороны РФ. За прошедшее время ЕСПЧ установил более 3 тыс. случаев нарушения Конвенции

6 СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.

со стороны России (надо отметить, что большая часть жалоб отклоняется Судом ввиду несоответствия критериям приемлемости)7.

Инкорпорирование ЕКПЧ в правовую систему Российской Федерации и необходимость применения национальными судами как положений самой Конвенции, так и прецедентной практики ЕСПЧ подтверждается постановлениями высших судов РФ. Прежде всего это многочисленные постановления и определения Конституционного Суда РФ8, в которых нашла отражение практика применения Конвенции по самому широкому спектру правовых проблем9.

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 20 декабря 1999 г. и в ряде своих постановлений обязал арбитражные суды принимать во внимание требования ст. 6 ЕКПЧ (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 1 Протокола 1 (защита собственности) при рассмотрении исков10. Тем самым в системе арбитражных судов был последовательно закреплен принцип правовой определенности путем построения четкой системы апелляционных и кассационных судов, а также установления единственной надзорной инстанции - Высшего Арбитражного Суда, что позволило ЕСПЧ признать арбитражный надзор в России эффек-

7 Статистика приводится на основании данных официального сайта ЕСПЧ (URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/Pages/search.aspx#{"fulltext":["russia"], "respondent":["RUS"],"documentcollectionid2":["JUDGMENTS","DECISIONS"]})

8 См.: Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Ю.Ю. Берестнев. М., 2003; Зорькин В.Д. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в реализации Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1; Витрук Н.В. Практика Конституционного Суда Российской Федерации в контексте действия Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Российское правосудие. 2006. № 3; Бурков А.Л. Конституционный Суд Российской Федерации и прецедентная практика Европейского суда по правам человека // Права человека. Практика Европейского суда по правам человека. 2009. № 3.

9 См.: Ковлер А.И. Россия и Европейская конвенция // Роль верховных судов в имплементации Европейской конвенции по правам человека на национальном уровне. Материалы региональной конференции. Страсбург, 2008. С. 6.

10 См.: Нешатаева Т.Н. О компетенции Европейского суда по правам человека в отношении имущественных прав // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. № 4; она же. Уроки судебной практики о правах человека: европейский и российский опыт. М., 2007.

тивным средством правовой защиты в смысле статьи 35 Конвен-

11

ции .

Пленум Верховного Суда, в свою очередь, указал судам общей юрисдикции, что применение ими Конвенции обязательно и должно осуществляться с учетом практики Европейского суда во избежание любых нарушений Конвенции12.

Представляется важным отметить, что и ЕСПЧ учитывает в своих постановлениях и решениях по жалобам против России правовые позиции Конституционного Суда РФ13.

Однако, как справедливо пишет В.В. Лапаева, «процессы формирования наднационального правового регулирования... не могут не сталкиваться с серьезными проблемами, особенно там, где они связаны с необходимостью гармонизации существенно разных правовых систем». Одной из наиболее значимых проблем подобного рода, возникающих в правовом пространстве Совета Европы, В. В. Лапаева называет поиск концепции соотношения юридической силы ЕКЧП и национальных конституций14. Более того, обозначенная проблема имеет следствием определенные трудности в вопросе соотношения юридической силы решений ЕСПЧ и национальных конституционных судов.

До недавнего времени в вопросе соотношения российской Конституции и ЕКПЧ ученые-юристы не усматривали серьезной теоретической проблемы, указывая, что в них «закреплен, по сути

11 См. решения: Kovaleva Е.А. v. Russia, № 6025/09, 25.06.2009 г.; ООО Link Oil SBP v. Russia, 42600/05, 25.06.2009 г.

12 См.: Постановление от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.

13 Пыриков Е.В., Мусукаев БX. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в постановлениях и решениях Европейского суда по правам человека // Права человека. Практика Европейского суда по правам человека. 2009. № 6.

14 См.: Лапаева В.В. Проблема соотношения юридической силы Конституции РФ и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (по материалам дела «К. Маркин против России») // URL: http://www.igpran.ru/articles/2957.

дела, совпадающий каталог основных прав и свобод»15. Кроме того, в отечественной конституционно-правовой доктрине провозглашен приоритет Конституции РФ перед международным договором РФ16.

Однако данное положение начинает утрачивать свою безусловность с развитием наднационального правового регулирования (что подтверждается недавней практикой - см. анализ дела «К. Маркин против России»17). И хотя, как пишет М.А. Филатова, на пространстве Совета Европы «сложно найти пример прямого признания приоритета Конвенции над положениями национальной конституции», все большее влияние получает «особый подход к соотношению международного и национального права в области защиты прав человека. ...Де-факто состоявшееся изменение миссии Европейского Суда (а также понимание им этой миссии) и его новая функция по осуществлению нормоконтроля были в целом приняты национальными правовыми системами»18. М. де Сальвиа в связи с этим указывает, «что компетенция Суда как суда международного со все более выраженным наднациональным характером является, по сути дела, предоставленной, поскольку эту компетенцию государства - участники Конвенции согласились ему предо-

19

ставить» .

Таким образом, можно говорить о расширении компетенции ЕСПЧ и усилении роли наднациональных механизмов защиты прав и свобод человека. Однако «судейский активизм», как назвал данное явление в своем докладе на II Международном юридическом форуме В. Д. Зорькин, присущ не только наднациональным, но и национальным судам. Подобная ситуация приводит к столкнове-

15 Зорькин В.Д. Диалог Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека в контексте конституционного правопорядка / URL: ksrf.ru>News/Speech/Pages/ViewItem.aspx).

16 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. М., 2011. С. 163.

17 См.: ЛапаеваВ.В. Указ. соч.

18 Филатова М.А. Страсбургский суд: есть ли путь между «суверенизмом» и «активизмом» // Судья. 2011. № 10. С. 59-60.

19 Де Сальвиа М. Действительно ли Европейский суд по правам человека является в силу природы своих постановлений судом полноценной юрисдикции? // Права человека. Практика Европейского суда по правам человека. 2006. № 3. 14

нию толкований одних и тех же, по сути, норм, и о споре о пределах вмешательства в сферу государственного суверенитета.

При этом данная тенденция не должна рассматриваться как вторжение в сферу государственного суверенитета и его ограничение - необходимо помнить о том, что «участие России в системе Европейской Конвенции призвано совершенствовать на национальном уровне механизмы защиты элементарных прав и свобод

20 -т

человека и гражданина» . Государство, выполняя свою конституционную обязанность по признанию, соблюдению, гарантированию и защите прав и свобод человека, должно ориентироваться на те положения, закрепленные в его Конституции и (или) в Конвенции, которые гарантируют более высокий уровень обеспечения и защиты прав и свобод. Именно такая позиция должна лежать в основе алгоритма решения конфликтов толкований норм о правах человека между национальными и наднациональными судами. Конечно, государство может полагать, что нормы национальной Конституции в интерпретации Конституционного Суда лучше обеспечивают права человека. Однако в таком случае оно должно быть в состоянии доказать это не только гражданам, но и международному сообществу. Ситуация же, когда в одном и том же городе один районный суд, не желая подчиняться предписанию ЕСПЧ о применении «неотложных мер» (правило 39 Регламента ЕСПЧ), может постановить, что «Российская Федерация как особый субъект международных отношений обладает иммунитетом от иностранной юрисдикции, не связана мерами обязательного характера, предписываемыми иностранными судами, и не может подчиняться этим мерам без своего согласия...»21, а другой, ссылаясь на положения ст. 5 ЕКПЧ в условиях отсутствия норм национального права, не предусматривающих продления сроков содержания под стражей и изменения меры пресечения в виде заключения под стражу на иную, не связанную с лишением свободы, и признавая ЕКПЧ составной частью российской правовой системы, не находит оснований для дальнейшего содержания под стражей лица, подлежащего выдаче иностранному государству, является недопустимой. По сути, речь идет не просто о разном понимании и толковании норм

20 См.: Ковлер А.И. Указ соч. С. 11.

21 Shtukaturov v. Russia, 44009/05, Judgment 27.03.2008, § 38.

ЕКПЧ, а о столкновении противоположных систем ценностей и правовых идеологий.

Учитывая приведенный выше пример, трудно не согласиться с В. Д. Зорькиным, полагающим, что «особая роль в процессе развития права, определении его основных направлений, принадлежит, безусловно, конституционным судам, деятельность которых, выходя за рамки классической теории разделения властей, направлена на выстраивание системы правовых координат, отвечающих конституционным представлениям о должном во всех сферах норма-

22

тивного регулирования общественной жизни» .

Задачей национальных судов, и, в первую очередь, Конституционного Суда, должно стать способствование построению такой системы национального права, которая наилучшим образом обеспечивала, гарантировала и защищала права человека. Конечно, при этом должны учитываться и правовые позиции наднациональных органов защиты прав и свобод.

Данный процесс позволит добиться действительно универсального характера прав и свобод человека, единого их понимания мировым сообществом. В то же время нельзя не учитывать, что изменение изначально заложенных концепций защищаемых «универсальных прав» порой приводит к их инфляции - конкретное содержание современных прав человека иногда определяется на основе «субъективных воззрений, отражающих взгляды тех или иных политических или социальных групп, групп государств по географическому признаку или даже групп отдельных персона-

~ 23

лий» .

Во избежание подобных ситуаций национальные суды (в первую очередь, суды конституционные) должны вести конструктивный диалог по вопросам понимания и толкования прав и свобод человека, и, в случае необходимости, отстаивать наиболее приемлемую для данного общества трактовку прав и свобод, позволяющую наилучшим образом гарантировать их соблюдение и защиту.

22 Зорькин В.Д. Взаимодействие национального и наднационального правосудия: новые вызовы и перспективы // URL: http://www.ksrf.ru/ru/News /Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=53.

23 Там же.

Сближение национальной и наднациональной систем правового регулирования общественной жизни должно служить цели установления наиболее надежных гарантий обеспечения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Наднациональная система защиты прав и свобод призвана лишь дополнять, или, в необходимых случаях, исправлять национальную, но при этом не быть способом оказания политического давления на то или иное государство.

В.В. Харченко

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ РОССИИ И ПОЛЬШИ*

После распада Союза Советских Социалистических Республик в декабре 1991 г. на постсоветском пространстве образовалось 15 независимых суверенных государств. В каждом из них была принята новая Конституция, установившая президентскую, парламентскую либо смешанную форму государственного правления. К последним странам можно отнести Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. Одновременно во всех бывших социалистических государствах Восточной Европы был взят курс на демократизацию общественного строя с переходом от советской модели правления к парламентской либо смешанной республике. Ко второй группе стран принадлежат Польша, Словакия и Румыния.

Однако при наложении в целом классической конституционной модели французской полупрезидентской республики на существующую постсоциалистическую действительность она претерпела значительные изменения, эволюционировав в современные вариации рассматриваемой формы правления. При этом, несмотря на внешнюю схожесть, механизмы сдержек и противовесов между главой государства и институтами публичной власти в каждой из перечисленных стран выстроены по-разному - баланс политических сил может быть смещен как в сторону парламента, так и в сторону президента.

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором Ю.Л. Шульженко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.