Научная статья на тему 'Надежность профессиональной деятельности водителей экстремального профиля'

Надежность профессиональной деятельности водителей экстремального профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1007
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЕЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОШИБКА И ОТКАЗ / ПОДВИЖНОСТЬ И СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / КОРРЕЛЯЦИИ / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / RELIABILITY OF PROFESSIONAL COMPETENCY / FAILURE AND REJECTION / MOBILITY AND STRENGTH OF THE NERVOUS SYSTEM / CORRELATION / PERFORMANCE CRITERIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубихина Юлия Юрьевна, Гончарова Наталья Андреевна

В статье обсуждаются проблемы надежности профессиональной деятельности водителей-сотрудников полиции. Рассматриваются результаты анализа показателей подвижности и силы нервной системы, качеств внимания и иных особенностей водителей ГИБДД ДПС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голубихина Юлия Юрьевна, Гончарова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reliability of Extreme Driver’s Competency

The researchers focus on the problem of reliability of police drivers’ competency. The emphasis is given to the results of the examination of nervous system mobility and strength criteria, attention attributes and other peculiarities of traffic patrol police drivers.

Текст научной работы на тему «Надежность профессиональной деятельности водителей экстремального профиля»

МОРДЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

профессиональная подготовка и надежность

УДК 159.91, 159.937, 159.94

НАДЕЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Ю. Ю. Голубихина, Н. А. Гончарова

В статье обсуждаются проблемы надежности профессиональной деятельности водителей-сотрудников полиции. Рассматриваются результаты анализа показателей подвижности и силы нервной системы, качеств внимания и иных особенностей водителей ГИБДД ДПС.

Ключевые слова: надежность профессиональной деятельности, ошибка и отказ, подвижность и сила нервной системы, корреляции, эксплуатационные показатели.

Надежность профессиональной деятельности в современных условиях является одним из главных требований, предъявляемых к субъекту труда. В запросах к надежности сконцентрированы условия качества функциональной устойчивости профессионала, предполагающей наличие способностей обеспечивать динамическую активность в выполнении профессиональных обязанностей и адекватный деятельности уровень развития значимых функций и механизмов регуляции

Для выполнения обширных и ответственных функциональных обязанностей в деятельности, сопряженной с экстремальными дорожными ситуациями, субъект деятельности должен обладать совокупностью психодинамических характеристик, обеспечивающих быстрые и правильные реакции, хорошую координацию и согласованность действий, совершаемых одновременно, моторную ловкость и скорость, высокую пропускную способность зрительного анализатора, что особенно необходимо в опасных ситуациях. Это характеристики своего рода «профессиональной психики», которая, по мнению Ю. А. Шаранова, призвана обеспечить непрерывную и качественную реконструктивную активность психофизиологических систем 2. Поэтому исследование надежности деятельности сотрудников ГИБДД ДПС, как водителей экстремального профиля, является актуальной задачей, направленной на предупреждение ошибочных и непрофессиональных действий, приводящих к тяжким последствиям.

В нашем исследовании надежности профессиональной деятельности в качестве объекта изучения выступили сотрудники Дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного дви-

жения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Выборка была представлена лицами экспериментальной группы сотрудников — водителей ГИБДД ДПС и контрольной группы — водителей скорой помощи (СП) Сочи и Санкт-Петербурга.

В исследовании анализировались особенности психофизиологических показателей с помощью программного комплекса, используемого в профотборе и тренировке значимых профессиональных качеств водителя «ПАКПФ-02». Психодиагностический комплекс в работе представлен методиками определения подвижности нервных процессов, силы нервной системы, пропускной способности зрительного анализатора (методика Ландольта), «Красно-черные таблицы», методикой определения временных интервалов. Испытуемым предлагался комплекс заданий, в процессе выполнения которых исследовались значения показателей подвижности нервных процессов, выраженных в устойчивости внимания. Анализу подвергались также значения количества ошибок, а именно — их величина, отражающая количество ошибок. Значимые различия между группами определились только при частоте подачи стимула 90, 105 и 120 кадров в минуту. При частоте подачи стимула от 30 до 75 кадров в минуту значимых различий между группами не выявлено. Значения показателей водителей-сотрудников ДПС ГИБДД находятся на уровне высоких, что свидетельствует об устойчивости внимания и низком уровне ошибочности действий. Также они достоверно реже (при р < 0,001) совершали ошибки при выполнении заданий. На рисунке 1 отражены параметры, по ко-

1,2

1,0

0,8 0,6 0,4 0,2 0,0

90 кадров в 105 кадров в 120 кадров в

мин.

мин.

мин.*

□ Норматив х Сотрудники ГБДД - Сотрудники СП

* значимость различий при р < 0,001

Рис. 1. Сравнение значений достоверных различий показателя устойчивости внимания

торым установлены достоверные различия между группами и произведено сравнение с нормативным показателем.

Стабильность коэффициента точности стереотипных движений в период смены частоты навязываемого ритма, особенно при приближении коэффициента загруженности работой к предельно допустимым значениям, равным 0,5-0,6, свидетельствует о высокой подвижности нервных процессов и высокой способности к перестройке навыков работы при внезапном изменении ситуации. Чем выше коэффициент загруженности, при котором сохраняется высокий коэффициент точности выполнения стереотипных двигательных операций, тем выше эффективность и надежность работы в экстремальных условиях, и наоборот.

При совершении стереотипных, однообразных движений в навязанном темпе, при усложнении условий, связанных с частотой ритма, показатели стабильности частоты совершения ошибок свидетельствуют о высоком уровне подвижности нервных процессов, выносливости, активной способности переносить неблагоприятные воздействия окружающей среды, в частности, при внезапном изменении обстановки. Данные результаты позволяют установить степень надежности деятельности водителей-сотрудников ДПС ГИБДД как высокую, что выражается в меньшем количестве ошибок и отказов и большей степени точности в совершении моторной деятельности, устойчивости внимания.

Полученные результаты можно отнести к качеству профессионального отбора, ориентированного на диагностику состояния здоровья. Как механизм профессионального отбора, он отсутствует у водителей скорой медицинской помощи. При этом их профессиональные нагрузки являются более монотонными, что может также негативно влиять на уровень устойчивости внимания.

Дальнейший анализ показателей свойств нервной системы позволил установить достоверно значимые различия между исследуемыми группами по параметрам «объем ошибок» и «затраченное время». На рисунке 2 приведены сравнения значимых различий между группами по параметру объема ошибок с нормативным показателем.

Количество ошибок значимо выше в группе сотрудников скорой помощи. При этом величина волевого усилия, которое они прилагают, также выше, чем в группе сотрудников ГИБДД. Коэффициенты вариации «60/10»

12 10 8 6 4 2

Нормативные Сотрудники Сотрудники СП

значения ГИБДД

и «60/50», находящиеся у обеих групп в значениях, близких к единице, свидетельствуют о сильной нервной системе либо о нервной системе средней силы выраженности. Таким образом, нервная система сотрудников ГИБДД отличается более выраженными значениями выносливости, работоспособности.

В ходе исследования были изучены показатели пропускной способности зрительного анализатора при помощи методики Ландольта. Выявлены достоверно значимые различия между группами в значениях «коэффициент успешности реагирования», «время поиска» — уровень достоверной значимости различий при р < 0,05; «чистой производительности», «коэффициента точности реакций» — уровень достоверности р < 0,01. В значениях группы сотрудников ДПС обнаруживается большое количество пропущенных и ошибочно учтенных колец, что свидетельствует о ненадежности качеств внимания. Устойчивость внимания падает с каждым новым предъявлением стимула. В группе водителей скорой медицинской помощи значения выше, и показатель устойчивости внимания свидетельствует о способности сохранять его активность на протяжении длительного времени. Водители-сотрудники ДПС ГИБДД склонны к работе в ущерб качеству, деятельность осуществляется «быстро, но нерезультативно».

Анализ результатов исследования качеств внимания, в частности переключаемости, с помощью методики «Красно-черные таблицы» позволяет сделать вывод о том, что при необходимости совершения однотипных действий у водителей-сотрудников ДПС ГИБДД теряется способность комплексно воспринимать и анализировать ситуацию на дороге. Об этом свидетельствуют значения числа ошибочных действий, превышающие нормативные показатели в полтора раза (рис. 3).

В ходе выполнения заданий время принятия решения становится нестабильным, возрастает количество ошибок. Это является свидетельством включения механизма торможения нервно-мышечных процессов. По итогам тестирования водители скорой медицинской помощи показали более развитую профессиональную способность к ориентировке в сложной дорожной среде.

Число ошибочных действий*

Коэффициент вариации*

□ Норматив ^ Сотрудники ГБДД ~ Сотрудники СП

значимость различий при р < 0,001

Рис. 2. Сравнение достоверных различий между Рис. 3. Сравнение достоверных различий между

группами по параметру объема ошибок группами по параметру переключаемости внимания

0

3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5

СЬтрудщики ГИБДЦ СЬтрудщики СП

** значимость различий при р < 0,001

Рис. 4. Сравнение достоверных различий между группами по параметру «Уровень утомления»

В процессе исследования значений воспроизведения временных интервалов по обеим выборкам выявлены достоверно высокозначимые различия по параметру «уровень утомления» при вероятности ошибки р < 0,001. На рисунке 4 отражено положение более высоких значений показателя утомления в группе сотрудников ДПС.

Такие значения по данному параметру определяются более высоким уровнем психофизиологической активности, и это имеет большую степень выраженности. По результатам тестирования водители-сотрудники ДПС ГИБДД характеризуются повышенным уровнем тревожности, что проявляется в укорочении воспроизведения временного интервала относительно эталонного времени. Укорочение воспроизведенного временного интервала 15 секунд свидетельствует о возможности осторожного поведения при совершении маневров, например, при выезде на мигающий желтый цвет светофора («время проходит быстрее, можно не успеть совершить маневр»). При укорочении субъективно воспринимаемого промежутка времени, при подсчете 60 секунд, водитель увеличивает скорость движения своего транспортного средства в процессе поездки. Это дает возможность при управлении транспортным средством перейти на более стабильный и безопасный стиль управления, так как есть определенный временной резерв, и достичь пункта назначения в запланированное время. Укорочение временного интервала может быть обусловлено стрессогенностью профессиональной деятельности водителей-сотрудников ГИБДД: перехватами нарушителей, преследованиями-погонями.

При подсчете 60 секунд водители скорой медицинской помощи увеличивают индивидуальное время. Это обеспечивает более экстремальный стиль вождения и скоростной режим при планировании поездки, что обусловлено субъективным восприятием короткого промежутка времени как более длительного. Менее длительные промежутки времени (15 и 30 секунд) воспроизводятся ими приближенно к эталонному времени. Респонденты интерпретировали данную информацию как способность, приобретенную в процессе работы, развитый профессиональный навык, связанный с постоянной тренировкой оперативного маневрирования в условиях высоких психоэмоциональных и физических нагрузок. Водители с праворукостью (доминированием левого полушария) и леворукостью (доминированием правого по-

лушария) имеют достоверные различия по полученным психофизиологическим показателям. Результаты исследований показали, что водители с доминированием левого полушария (праворукостью) показывают более медленную реакцию, но более точно выполняют задания, чем респонденты с выраженной леворукостью.

Количественные значения показателей, полученных в ходе исследования психофизиологических характеристик личности сотрудников ГИБДД, были подвержены корреляционному анализу. Выявлены статистически достоверные корреляции (при р < 0,05) между числовыми выражениями психофизиологических показателей свойств нервной системы и значений экспертной оценки, что дает возможность прогностического предсказания количественных изменений значений актуального для коррекции признака на основе знаний величины другого. Так, установлены прямые положительные связи значений подвижности нервных процессов со значениями коэффициента утомляемости.

Интерес представляют корреляции значений признака «профессионализм» со значениями признака «объем ошибок», полученного по тесту определения силы нервной системы. Корреляции достоверно значимы и положительны по знаку (г = 0,34). Эти корреляции весьма противоречивы в силу того, что не позволяют с достоверностью определить возможность развития и коррекции исследуемого качества. Однако как психодинамическая характеристика личности сила и подвижность нервной системы не могут быть изменены прямыми методами воздействия и, по всей вероятности, требуют опосредованного развития и компенсации за счет других психофизиологических и личностных параметров. Установлены достоверные корреляции значений того же признака «объем ошибок» со значениями признака «аккуратность вождения». Корреляции отрицательные, средней силы связи, что позволяет разработать необходимые коррекционные мероприятия, направленные на повышение степени надежности водителей.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что поддержание параметров надежности деятельности водителей экстремального профиля базируется на основных свойствах нервной системы, обеспечивая «оперативную надежность», что, по мнению В. Д. Небылицына, выражается в способности к устойчивому сохранению оптимальных рабочих параметров и является основным формирующим компонентом надежности.

Анализ значений психофизиологических показателей водителей экстремального профиля показал, что надежность обеспечивается совокупностью показателей, системно включенных в деятельность в виде интегральных звеньев, которые контролируют и регулируют психодинамические и личностные реакции. Наиболее значимым интегральным звеном являются показатели значений силы и подвижности нервных процессов. Обе группы респондентов в нашем исследовании обладают сильной нервной системой и нервной системой средней степени выраженности, что позволяет констатировать наличие общей потенциальной психодинамической надежности.

4,5

4

4

3.1

0

Глубокий анализ показывает, что данная группа респондентов сотрудников ГИБДД в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций будет более надежной в силу обладания выраженными адаптивными функциями. Проявляются такие качества в стабильности психических процессов и выраженном точном и оперативном реагировании на возникшую экстремальную ситуацию.

Исследование силы нервных процессов позволило установить, что качества внимания сотрудников ДПС ГИБДД наиболее близки к нормативным показателям, для них характерны высокая точность в совершении моторной деятельности и достоверно более выраженная устойчивость внимания. Это позволяет определить их степень надежности в деятельности как высокую. Соответственно в экстремальных условиях это будет выражаться в меньшем количестве ошибок и отказов.

Подвижность нервных процессов водителей ГИБДД определенным образом отражается на значениях пере-ключаемости внимания, что проявляется в ситуациях совершения однотипных действий. В данных условиях у водителей-сотрудников ДПС ГИБДД теряется способность комплексно воспринимать и анализировать ситуацию на дороге, что приводит к увеличению числа ошибочных действий и нарастанию состояний утомления. Исследование значений воспроизведения временных интервалов также подтверждает данный вывод: выявлены достоверно высокозначимые различия по параметру «уровень утомления».

Возможности коррекционного воздействия определяются совокупностью выявленных статистически значимых корреляций между значениями показателей силы и подвижности нервных процессов, качеств внимания, показателями объема ошибок, а также определением интегральных комплексов, в наибольшей степени обеспечивающих надежность деятельности сотрудников.

1 Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. 176 с. ; Крук В. М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста: монография. М., 2012. 404 с. ; Васильев В. Л. Юридическая психология: учебник для вузов. 6-е изд. СПб., 2009. 608 с. ; Крук В. М., Караваев А. Ф. Совершенствование психологической работы с личным составом в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: актуальные вопросы и пути решения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 74-78 ; Евтихов О. В., Караваев А. Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 128-131 ; Крук В. М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 100-105.

2 Шарапов Ю. А. Психолого-юридический взгляд на современную стратегию развития правоохранительной деятельности в свете реформы органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3 (55). С. 215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.