Научная статья на тему 'Надежность авиационного оборудования, предотвращение катастрофы'

Надежность авиационного оборудования, предотвращение катастрофы Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ / ELECTRICAL EQUIPMENT / КАТАСТРОФА / DISASTER / РИСК / RISK

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Анисимова А.А., Пашков Р.С.

С момента появления в нашей жизни авиации случилось много прорывов, но и не меньше падений. Во многом такой неблагоприятный исход событий случался по вине человека, введенного в стрессовую ситуацию. На это могло повлиять огромное множество факторов. Человечество стремится снизить риск угрозы для жизни, и во многом это удается, путем совершенствования техники, создания более надежной аппаратуры. Нам нужно понять не только, как от обычного оборудования на борту воздушного судна зависит полет и жизни пассажиров и экипажа, но и как следует поступить, что бы предотвратить возможный риск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Анисимова А.А., Пашков Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIABILITY OF AVIATION EQUIPMENT, DISASTER PREVENTION

Since the advent of aviation in our lives both many breakthroughs and a lot of downfalls happened. In many ways, such an unfavorable turn of events happened because of a person entered in a stressful situation. This could be affected by a great many factors. Mankind aims to reduce the risk of life-threatening, and in many ways it succeeds, by improving technology, creating more reliable equipment. We need to understand not only how the flight and the lives of passengers and the crew depend on the usual equipment on board the aircraft, but also what should be done to prevent the risks.

Текст научной работы на тему «Надежность авиационного оборудования, предотвращение катастрофы»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

УДК 629.735.064

НАДЕЖНОСТЬ АВИАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КАТАСТРОФЫ

А. А. Анисимова, Р. С. Пашков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: martovskayaeva@gmail.com

С момента появления в нашей жизни авиации случилось много прорывов, но и не меньше падений. Во многом такой неблагоприятный исход событий случался по вине человека, введенного в стрессовую ситуацию. На это могло повлиять огромное множество факторов. Человечество стремится снизить риск угрозы для жизни, и во многом это удается, путем совершенствования техники, создания более надежной аппаратуры. Нам нужно понять не только, как от обычного оборудования на борту воздушного судна зависит полет и жизни пассажиров и экипажа, но и как следует поступить, что бы предотвратить возможный риск.

Ключевые слова: электрооборудование, катастрофа, риск.

THE RELIABILITY OF AVIATION EQUIPMENT, DISASTER PREVENTION

A. A. Anisimova, R. S. Pashkov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: martovskayaeva@gmail.com

Since the advent of aviation in our lives both many breakthroughs and a lot of downfalls happened. In many ways, such an unfavorable turn of events happened because of a person entered in a stressful situation. This could be affected by a great many factors. Mankind aims to reduce the risk of life-threatening, and in many ways it succeeds, by improving technology, creating more reliable equipment. We need to understand not only how the flight and the lives of passengers and the crew depend on the usual equipment on board the aircraft, but also what should be done to prevent the risks.

Keywords: electrical equipment, disaster, risk.

По данным голландского Фонда безопасности полетов, по числу авиакатастроф 2012 год стал самым безопасным за всю историю гражданской авиации с 1945 года. За год случились 23 авиакатастрофы, унесшие 475 человеческих жизней. Из 23 катастроф 2012 года лишь одна произошла во время взлета, пять -сразу после взлета, три в полете, десять - при заходе на посадку, четыре при посадке.

По статистике, причины катастроф распределяются следующим образом:

- ошибки пилотов - 50 %:

o ошибки пилотов неспровоцированные - 29 %;

o ошибки пилотов, вызванные сложными метеоусловиями, - 16 %;

o ошибки пилотов, вызванные отказами техники, - 5 %;

- отказы авиатехники - 22 %;

- погодные условия - 12 %;

- терроризм - 9 %;

- ошибки наземного персонала (авиадиспетчеров, авиатехников и др.) - 7 %;

- другие причины - 1 %;

- одним из факторов, увеличивающих вероятность катастроф являются помехи навигационных приборов. Наиболее вероятной причиной специалистам представляется отказ приемного навигационного оборудования, возникающий из-за износа или внешнего воздействия [1].

Назначение авиационных приборов состоит в обеспечении надежного контроля за текущими значениями параметров, характеризующих режимы полета самолета, работу двигателя и отдельных систем. Полет в сложных метеорологических условиях и ночью немыслим без приборов, показывающих положение самолета в воздухе и направление его полета. Устанавливая наиболее рациональные режимы работы двигателя и режимы полета, можно увеличить срок службы двигателя, сделать полет более экономичным, увеличить дальность и продолжительность. При точных показаниях авиационных приборов, надежной их работе и правильном пользовании ими обеспечивается безопасность полета. Пилот, в совершенстве владеющий навыками полетов по приборам, может вывести самолет из любого сложного положения. Это значит, что все приборы на борту воздушного судна должны быть надежными, безотказными, долговечными, ремонтопригодными и могли сохранять все эти свойства в период эксплуатации. В этом случае снижается риск возникновения катастрофы [2].

Надежность любого электрооборудования и аппаратуры существенным образом зависит от условий эксплуатации. Условия эксплуатации в производственных помещениях характеризуются климатическими и электромеханическими воздействиями, режимами работы и отсутствием рационального технического обслуживания. Надежность всех объектов также зависит от коэффициента нагрузки: чем он больше,

Решетневскуе чтения. 2013

тем надежность объекта меньше. Решить эту проблему можно либо путем уменьшения коэффициента нагрузки для этого же объекта, либо заменой этого объекта объектом большей мощности при том же коэффициенте нагрузки, но это сопряжено с увеличением экономических затрат, объемов, веса, габаритов, затрат электроэнергии. Поэтому находят такую структуру, которая в условиях экономических ограничений обладает наибольшей надежностью, или находят такой вариант структуры, для которого при ограничении на надежность стоимость затрат наименьшая.

Чаще всего отказы электрооборудования объясняются простейшими причинами, такими как повреждение коррозией либо ослабление крепления клеммных соединений, выход из строя предохранителя или плавкой вставки, отказ реле и т. п. Кроме проблем, связанных с нарушением качества электрических соединений, к числу наиболее вероятных и часто происходящих отказов электрических контуров следует отнести обрывы и короткие замыкания в цепи. Поэтому следует тщательнее делать технический осмотр на борту самолета, это может спасти многие жизни и технику тоже. Своевременный качественный техосмотр и своевременная замена устаревшего оборудования могут сни-

зить риск возникновения катастрофы, ведь от оборудования во многом зависит безопасность полета.

Библиографические ссылки

1. Рамсден Д. М. Анализ причин аварий самолетов на этапах захода на посадку и приземления : перевод № 20/77 // Flight international. 1985. Vol. 107. № 3437. Р. 107-112.

2. Бортовые радиоустройства посадки самолетов / И. А. Хаймович, П. А. Иванов, Ю. Е. Устроев и др. М. : Машиностроение, 1980. 382 с.

References

1. Ramsden D. M. Analiz prichin avarij samoletov na jetapah zahoda na posadku i prizemlenija : perevod № 20/77 // Flight international. 1985. Vol. 107. № 3437. R. 107-112.

2. Bortovye radioustrojstva posadki samoletov / I. A. Hajmovich, P. A. Ivanov, Ju. E. Ustroev i dr. M. : Mashinostroenie, 1980. 382 s.

© Анисимова А. А., Пашков Р. С., 2013

УДК 629.7/621.01

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

В. Ю. Афанасьев, К. Н. Марков, П. С. Чупряков, К. Н. Винокуров, Е. А. Фурманова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: furmula@mail.ru

Рассмотрена возможность оценки состояния системы технической эксплуатации воздушных судов применением аппарата полумарковских процессов. Результаты оценки состояния системы могут быть использованы для организации эффективного управления поддержанием летной годности.

Ключевые слова: поддержание летной годности, техническая эксплуатация, марковский процесс, эффективность.

MODELLING AIRCRAFT TECHNICAL MAINTANANCE PROCESS TO ESTIMATE

CONTROL EFFECTIVENESS

V. Y. Afanas'ev, K. N. Markov, P. S. C huprjakov, K. N. Vinokurov, Y. A. Furmanova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: furmula@mail.ru

The possibility of aircrafts technical maintenance system condition estimation is considered. Also the usage of semi-Markov processes apparatus is considered. The results of system condition estimation may be used for organizing effective flightworthiness maintenance control.

Keywords: flightworthiness maintenance, technical maintenance, Markov process, effectiveness.

Проблема поддержания летной годности (ПЛГ) воздушных судов (ВС) в современных условиях работы отрасли находится в центре внимания авиационной администрации, специалистов научно-исследовательских организаций, предприятий авиационной промышленности и гражданской авиации [1].

Основные требования и рекомендации по ПЛГ ВС содержатся в международных стандартах и руководствах ИКАО, в нормативных документах МАК и Российской Федерации, в опубликованных материалах научно-исследовательских работ в области ПЛГ ВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.