Маслова Ю. В.
Начётчики старой веры: историко-культурный аспект
32
Тот импульс, который задал русской культуре первый библиофил Руси князь Ярослав Мудрый, «засеяв книжными словами сердца верующих людей», позволил потомкам пожинать плоды учения книжного. Начётчики — усердные трудники книжной нивы, их главный отличительный признак — начитанность. В Древней Руси читали много, но немногие: «Этим чтением со строго-ограниченным содержанием и направлением вырабатывались мастера-начётчики, которые знали свою литературу, своё божественное писание, как они её называли, не хуже чем Отче наш или святцы. Такие начётчики не переводились у нас во весь XVIII век, не перевелись и доныне» 1.
Среди известных древнерусских начётчиков был святитель Геннадий Новгородский, составитель и редактор первой славянской Библии, и святитель Макарий, митрополит Московский, составивший Великие Четьи Минеи. Историк С. М. Соловьёв начётчиком-самоучкой называл Ивана Грозного, в отличие от его оппонента Андрея Курбского. Последний учился у Максима Грека, а потому имел «другие понятия о риторстве и словесной премудрости» 2. Начётчиком был вождь староверов протопоп Аввакум — один из самых начитанных людей своего времени. После церковного раскола XVII в. институт начётничества сохранился лишь у последователей старой веры.
В дореволюционной России не только дворяне и духовенство приобщались к чтению, но купцы и крестьяне. Речь в данной статье пойдёт о той части русского народа, которую в XVII-XIX вв. именовали «раскольниками», а после указа 1905 г. о веротерпимости стали называть
1 Ключевский В. О. Очерки и речи: второй сборник статей В. Ключевского. М., 1913. С. 250.
2 Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. СПб., 1896. С. 505.
«старообрядцами» 3. Любовь староверов к книге сегодня общеизвестна. В их среде начётчики — своеобразная элита, которая, наряду с попечителями и духовенством (в поповской ветви), составляла основную движущую силу староверия. В условиях противодействия властей открытому богослужению и проповеди старообрядческого священства, особое значение для старой веры приобрели Всероссийские съезды старообрядцев, где ведущую роль играли влиятельные купцы и начётчики.
Старообрядцы считают, что звание начётчика может носить не просто начитанный человек, а только тот, кто запоминает книги наизусть, умеет их правильно толковать и к месту цитировать: «Под старообрядческим начётничеством,— пишет духовный наставник Невской Поморской общины В. В. Шамарин,— следует понимать основательное, порой дословное знание апологетической литературы, в первую очередь, традиционной дониконовской книжности, свободное цитирование по обсуждаемым вопросам» 4. Цитирование духовных книг является выражением традиционного для средневековья преклонения перед авторитетом писателя — автора книги. По негласному этикету старообрядческих прений о вере, цитирующий должен был говорить не только по памяти, но раскрыв необходимую книгу на определённом месте. Так, даже слепой начётчик А. Коновалов, державший в памяти целую «библиотеку», приводил на прения своего ученика, открывавшего
3 Начётничество как явление имеет свои проекции в других культурах, о чём мы писали в отдельной статье: Маслова Ю. В. Начётничество как понятие // Историко-краеведческие и мемориальные музеи: история и перспективы развития. Тезисы докладов на науч.-практ. конф. Москва, 1 декабря 1999 г. М., 2000. С. 30-32.
4 Кожурин К. Я. Культура русского старообрядчества XVII-XX вв. Ч. II. Учебное пособие. СПб., 2010. С. 75.
нужные книги и читавшего вслух цитату, приводимую Коноваловым 5.
Староверы являются носителями традиционалистского мышления. Книга для такого типа мышления не источник знаний, а духовное лекарство. По словам А. М. Панченко, человек, читающий духовные книги, становится причастным вечной истине. Однако важен не только процесс чтения. «Его обязанность — делиться с другими, потому что человек не вправе претендовать на владение истиной» 6. По средневековым понятиям, человек и книга представляли своеобразное «двуединство», «при этом книга стояла выше, нежели человек» 7. Отсюда следует вывод: не книга была инструментом в руках начётчика, а начётчик орудием Божьим, тем инструментом, который с помощью книги врачевал души «болевших» неправой верой. Таково, в понимании староверов, апостольское служение каждого христианина.
Атмосфера духовной борьбы приверженцев «древлего благочестия» с господствующей церковью, и борьбы согласий старообрядчества между собой, была умственно-напряжённой. Недаром Н. И. Костомаров отмечает развившуюся в среде староверов «страсть к диспутам». Постоянно проходившие «соборы или съезды и сходки» заставляли их съезжаться издалека: «тут мудрецы, начётчики и остроумцы щеголяли своей находчивостью, ловкостью, учёностью, красноречием» 8. М. Е. Салтыков-Щедрин, в силу службы чиновником особых поручений при МВД, сталкивался со старообрядцами. В рассказе «Мелочи жизни» он утверждал: «Старообрядцы — это цвет русского простолюдья. Они трудолюбивы, предприимчивы, трезвы, живут союзно, и, что всего важнее, имеют замечательную способность к пропаганде» 9. Иначе описывает староверов Ф. М. Достоевский: «сильно развитой народ, хитрые мужики, чрезвычайные начётчики и буквоеды и по-своему сильные диалектики; народ надменный, заносчивый, лукавый и нетерпимый в высочайшей
5 См.: Старообрядчество: иллюстрированная энциклопедия. М., 2005. С. 113.
6 Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. М., 1996. Том III (XVII — начало XVIII века). С. 206.
7 Там же. С. 207.
8 Костомаров Н. И. Исторические монографии и исследования Николая Костомарова. СПб., 1872. Т. 12. С. 404.
9 Салтыков-Щедрин М. Е. Мелочи жизни // Собрание
сочинений в десяти томах. М., 1988. Т. IX. С. 67.
степени» 10. Столь полярные характеристики сходятся в одном — оба писателя признают незаурядную способность староверов к полемике.
В словаре В. И. Даля слово «начётчик» определяется не как полемист, а как «церковный чтец, особ. из прихожан. Грамотей, промышляющий по деревням обучением грамоте» 11. Конечно, начётчик мог стать учителем — это один из аспектов его «служения». Ситуация, когда невозможно было получить систематическое образование в государственных гимназиях и университетах, ставила староверов в особые условия: они поневоле делались самоучками и учили других. Это не значит, что старообрядцы не предпринимали попыток учредить свои школы. Например, известна школа Выго-Лексинского общежительства, учившая грамоте староверов «по деревням». Но для ХУШ-ХК вв. такого типа школа скорее исключение из правил. Учителя старообрядческих школ должны были опасаться преследования со стороны полиции, т. к. их деятельность приравнивалась к «распространению раскола» и «совращению из православия».
Идеологическими противниками начётчиков выступали миссионеры синодальной церкви. В отличие от староверов, до 1905 г. не имевших духовных учебных заведений, они специально готовились церковью для ведения полемики с иноверными, в том числе старообрядцами. Со стороны господствующей церкви на диспуты приходили не только обученные полемике миссионеры. Иногда против начётчиков выступали бывшие старообрядцы, перешедшие в православную церковь. Наряду с этим, старообрядцы учились полемике по учебникам риторики, изучавшимся в среде миссионеров 12. Отсюда некоторая схожесть (но не тождество) полемических приёмов обеих сторон.
Помимо защиты веры и обучения грамоте, звание начётчика предполагало способность к проповеди. Ф. И. Масленников даёт такое определение: «Начётчик — это человек, глубоко преданный своей религии, прекрасный знаток 33 учения своего упования (старообрядческого согласия. — Ю.М.), неутомимый проповедник,
10 Достоевский Ф. М. Записки из Мёртвого дома // Собрание сочинений в двенадцати томах. М., 1982. Т. III. С. 41.
11 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.-М., 1905. Том II. С. 1295.
12 См.: Понырко Н. В. Учебники риторики на Выгу // ТОДРЛ. Т. XXXVI. Л., 1981.
стойкий борец за свои убеждения, готовый пожертвовать за них своею жизнью, если это потребуется» 13. Однако открытая проповедь старообрядцам, как уже говорилось, долгое время была запрещена. В 1905-1914 гг. разгорелись дебаты по поводу думского законопроекта о старообрядческих общинах. Речь шла и о разрешении старообрядцам открыто проповедовать старую веру 14. Свобода проповеди должна была стать естественным дополнением к принятой уже свободе совести, предохраняя староверов от произвола администрации 15.
В связи с этим интересно свидетельство оперного певца
B. П. Шкафера, оставившего свои воспоминания. В них, в частности, говорится о подготовке оперы «Хованщина». По предложению
C. И. Мамонтова молодые режиссёры и некоторые артисты театра, дабы проникнуться духом старой веры, пошли в село Преображен-ское. На Преображенском кладбище располагались беспоповцы и единоверческий храм, куда они и вошли. Шкафер описывает «типичные фигуры и лица», которые ассоциируются у пришедших с не-стеровскими персонажами. Артистам видится «Постриг», «В скиту», «начётчицы и начётчики, в длинных, до полу кафтанах». «Вот они и есть эти люди, религиозные фанатики, они ещё живы,
Боткин М.
13 Масленников Ф. И. О значении начётчиков // Старообрядческий вестник. 1905. № 9. С. 598.
14 В то время как староверам открытая проповедь запрещалась законом, синодальные проповедники пользовались полной свободой. Любопытно упоминание одного случая, виденного И. Е. Репиным. В письме В. В. Стасову (от 27 мая 1872 г.) он пишет: «В первый же вечер моего
34 приезда в Москву я был удивлён сценой в Кремле: стол-
пившийся народ слушал на дворе проповедь попа. Усердие слушать заставило некоторых взлезть на железную решётку ограды и везде, где слово слышнее, ближе к попу, который стоял на ступеньках лестницы и рассуждал, очень театрально позируя и изо всей мочи стараясь блеснуть схоластической учёностью».
15 Подробнее: Селезнёв Ф. А. Судьба законопроекта
о старообрядческих общинах (1905-1914) // Вестник Ни-
жегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Исто-
рия. 2008. № 1.
П. Старовер. 1877г.
в них не погасла глубокая вера в свои догматы. Какие лица!» 16 — восклицает автор. К артистам подошёл старик-сторож, который заговорил с ними о старой вере, о том, что в религиозных спорах они, старообрядцы, «никогда не были биты и что их вера правильней, за то-де их и гонят, и преследуют». «Диспуты эти, — замечает мемуарист, — тогда действительно происходили, а преследованию старообрядцы подвергались неоднократно, и храмы их опечатывались велением полицейских властей. В словах старика была та правда, за которую он крепко стоял и которой стойко держался» 17. Мнение В. П. Шкафе-ра ценно тем, что певец знал те места, о которых писал. Он родился в семье помощника лекаря Московской психиатрической Преображенской
16 Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930 гг. Л., 1936. С. 153.
17 Там же. С. 153-154.
больницы, находившейся недалеко от старообрядческого Преображенского кладбища.
Симптоматично, что у Андрея Белого термин «начётчик» плавно перетекает из религиозной сферы в область русской философии. В воспоминаниях поэт говорит, что его отец одно время был «начётчиком позитивистов», а он сам «ходил в начётчиках В. Соловьёва» 18. «Начётчик» у Белого — это начитанность. Термин в устах поэта нейтрален. В староверской среде понятие «начётничество» обладало позитивным значением. Для миссионеров оно имело явно негативный характер, понималось как «приверженность мёртвой букве». Это свидетельствует о сосуществовании в отечественной культуре двух параллельных, принципиально разных религиозных мировоззрений и методов работы
18 Белый А. Н. На рубеже двух столетий. М.-Л., 1931. С. 364.
с книгой и словом 19. Со временем двойственная оценка начётничества полностью утрачивает положительный смысл, став однозначно негативным символом в русской культуре. Слово «начётничество» начинает выступать общим понятием формального отношения к тексту и устной речи, излишнего догматизма 20. Парадокс заключается в том, что обязательное цитирование классиков марксизма-ленинизма в советское время — это ни что иное, как вульгаризированный метод цитирования святых отцов, употребляемый у начётчиков староверия, востребованный в новой культурной реальности советского государства.
19 Киселёва М. С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII — начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учёности. М., 2011.
20 Известен сборник В. И. Ленина с характерным названием: «Против догматизма и начётничества».
35