The beginning of iron development in the Kazakh steppes in the Late Bronze Age (Alat production and metallurgical center in Saryarka)
Zhauymbay S. U.
Karaganda State University named after academician E. A. Buketov
Annotation: Archaeological research in Central Kazakhstan has revealed the source of prosperity and wealth of the tribes of the region - this is the richest copper ore raw material base, used by ancient metallurgists. Due to internal and external exchange, ore, metal and products made from it became the primary commodity, which largely determined the life support system and the way of life of the ancient metallurgists and cattle breeders.
A striking monument of ancient metallurgical production is the Alat complex of the Late Bronze Age. The materials of long-term studies of the residential and industrial sites of the settlement, where traces of bronze-casting and iron-smelting production were revealed in the chronological framework of the roller ceramics cultures, allow us to concretize and develop conceptual provisions on the role and significance of ancient metallurgy in the historical process. Here, for the first time in science, iron-welding furnaces of a rare degree of preservation were studied.
Keywords: Late Bronze Age, ancient metallurgists, furnaces, products
Казак даласында темiрдi игерудщ басталуы (Сарыаркадагы Алат енФрюлк-металлургиялык орталыгы)
Жауымбай С.У.
Академик Е. А. Бекетов атындагы Караганды университет
Ацдатпа: Орталыщ Каза^стандагы археологиялыщ зерттеулер айма^ тайпаларыныц еркендеу1 мен байлыгыныц ^айнар кез1н аны^тады - бул ежелп металлургтер ^олданган ец бай мыс рудасыныц шишат базасы. Руданыц, металдыц жэне одан алынган ешмдердщ шга жэне сырт^ы алмасуыныц ар^асында ежелп металлургтер мен малшылардыц ем1р1н ^амтамасыз ету жYЙесi мен ем1р салтын аны^тайтын алгаш^ы тауар болды.
Ежелг1 металлургия енд1р1с1н1ц жар^ын ескертк1ш1 кей1нг1 ^ола дэу1р1ндег1 Алат кешен болып табыла-ды. Кола ^ую жэне тем1р бал^ыту ендранщ 1здер1 аны^талган елд1 мекеннщ тургын жэне енд1р1ст1к алацдарын уза^ мерз1мд1 зерттеу материалдары ежелг1 металлургияныц тарихи процестеп релi мен мацызы туралы тужырымдамалыщ ережелерд1 на^тылауга жэне дамытуга мYмкiндiк беред1. Бул жерде гылымда алгаш рет тем1р ^айнататын пештердщ сирек санталу дэрежес1 зерттелд1. ТYЙiндi сездер: кей1нг1 ^ола дэу1р1, ежелп Металлургтер, пештер, буйымдар
Начало освоения железа в Казахских степях вэпоху поздней бронзы (производственно-металлургический центр Алат в Сарыарке)
Жауымбай С.У.
Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова
Аннотация: Археологические исследованияв Центральном Казахстане выявили источник расцвета и богатства племен региона - это богатейшая меднорудная сырьевая база, задействованная древними металлургами. Благодаря внутреннему и внешнему обмену руда, металл и изделия из него стали первостепенным товаром, что во многом определило систему жизнеобеспечения и образ жизни древних металлургов и скотоводов.
Ярким памятником древнего металлургического производства является комплекс Алат эпохи поздней бронзы. Материалы многолетних исследований жилой и производственной площадок поселения, где выявлены следы бронзолитейного и железоплавильного производства в хронологических рамках культур валиковой керамики позволяют конкретизировать и развить концептуальные положения о роли и значения древней металлургии в историческом процессе. Здесь впервые в науке были исследованы редкой степени сохранности железоварочные печи. Ключевые слова: эпоха поздней бронзы, древние металлурги, печи, изделия
УДК 902/904:669.1(574.3)1637!
Начало освоения железа в Казахских степях в эпоху поздней бронзы (производственно-металлургический центр Алат в Сарыарке)
С.У. Жауымбай
Введение
Эпоха поздней бронзы отмечается новой фазой культурогенеза на обширных пространствах Казахской степи. Имманентное развитие андроновских племён приводит к сложению валиковых комплексов под влиянием бегазы-дандыбаев-ского импульса, одним из ведущих направлений хозяйственной деятельности которых становится металлургия и металлообработка. Богатая рудная база Центрального Казахстана становится одним из главных центров металлургического производства, которое приводит к появлению крупных поселений металлургов [1].
Специфику всей совокупности орудий труда зоны степей Центрального Казахстана придают орудия горного дела и металлургии. Наличие многочисленных месторождений медной руды (вероятно, и олова), обеспечивающей металлургическое производство исходным сырьем, во многом определило и специфику общественно-экономического и культурного развития племен. Не случайно, именно в подзоне Центрального Казахстана, где при прочих равных, а во многом худших условиях с другими регионами, отмечены самые многочисленные могильники и значительные по площади поселения, и правомерно ставится вопрос о зарождении протогородской (местной) цивилизации, появляются мавзолеи бегазы-дандыбаевского типа, осуществляются многосторонние торговые обменные операции, как внутренние, так и внешние, значительно возрастает активность по освоению новых территорий.
В изучении горно-металлургического производства племен Сарыарки остается нерешенным ряд вопросов (технология выплавки бронзы в хронологическом разрезе), практически нет материалов по варке (сыродутный процесс) железа и времени зарождения производства железа и изделий из него, а главное - не разрабатываются, даже в теоретическом плане, глобальные проблемы значения производства металлов (бронзы, железа) и получения изделий из них, влияния металлургии на образ жизни племен Центрального Казахстана этого периода.
Подтверждением горно-металлургического производства древних племен Сарыарки служат материалы исследований на производственно-металлургиче-скомкомплексеАлат.
Памятник находится в Каркаралинском районе Карагандинской области в 250 км от г. Караганды на территории Каркаралинского национального природного парка, и расположен на левобережной надпойменной террасе горной речки Кызылкеныш, где древние металлурги осваивали бронзолитейное и железоплавильное производство (рис.1). На поселении исследованы три жилища, производственная металлургическая площадка, на которой выявлены четыре жилища-мастерские, производственный комплекс, хозяйственная площадка, два производственных участка и хозяйственно-бытовые постройки (рис.2).
Условные обозначения: 1 < | Жилищная впадина | L-j | Каменная постройка
Рис. 1. Алат. Топографический план
Рис. 2. Алат. Исследованные сооружения
Непосредственно остатки металлургического производства были зафиксированы на жилище-мастерской 1. Очертания сооружения были видны по округлой западине,расположенной на западной периферии памятника.
После снятия дернового слоя и зачистки по контуру котлована, на квадратах линий 1,5 и Б, Е частично фиксировались первые очертания границ на уровне -0,2 метра.
Граница котлована по более темному цвету заполнения четко фиксировалась на квадратах Г, Е-5, Е-4,5, Б, В-4,5. В квадратах линий Г, Е-1,2 фиксация границ котлована в плане недостаточно четкая, что объясняется плавным пологим углублением дна котлована на этом отрезке пристенной части, но были выявлены контрольные точки в профилях стенок. С учетом общих очертаний контуров котлована на поверхности, находками керамики и костей животных, наличие отдельных столбовых ям, границы котлована сооружения, которое мы определяем как жилище-мастерская, были отмечены по всему периметру. Четко фиксировался
в плане и профиле выход на квадрате Ж-3, а также пристройка к жилищу на квадратах Б, В-4,5. В придонной части выборка велась зачистками, остатки сооружений (хозяйственные, столбовые ямы, остатки печи) фиксировались четко на светло-желтом дресвяно-песчанном подстилающем материковом слое (рис.3).
На дне котлована были зафиксированы 38 столбовых ям, 8 хозяйственных ям, кострище, две печи в помещении жилища-мастерской и печь (?) в пристройке. Вне жилища были отмечены одна хозяйственная яма, четыре столбовых и один зольник.
После снятия дернового слоя на квадратах Г-3, Д-4были зафиксированы отдельные каменные плиты на уровне 0,2-0,3 м.
Пшты, являвшиеся рис. з. Длат. Жилище мастерская 1.
частью сооружения, ^виднаяконструкция
стали фиксироваться на глубине 0,3 м, в центральной части жилища-мастерской. При этом в пристенных участках каменные плиты стали фиксироваться после неоднократного послойного снятия и зачисток.
В ходе последовательного и послойного снятия и зачисток была выявлена S-видная конструкция, состоящая из гранитных плит и камней. Она представляла собой вертикально стоящие камни, которые перекрывались сверху гранитными плитами, шириной от 30 до 54 см, длиной от 39 см до 84 см (рис.4).
Печь 1 представляет собой выкладку из гранитных плит, положенных поперек на камни, верхние плоскости которых фиксируются на глубине 0,6 м. Ширина каменных плит перекрытия варьирует от 0,4 до 0,42 м, длина от 0,45 см до 0,9 м. Длина топочной камеры (кв. Г-3) печи 1,86 м, ширина около 0,8 м (рис.5). К восточной поперечной стенке топочной камеры примыкает воздуховод. Данная часть сооружения представляет собой «каменную дорожку» длиной 17,3 м, из выложенных гранитных плит и камней, ориентированную по линии З-В и ведущую за границы жилища мастерской. Протяженность воздуховода вне жилищной части почти 12 м. От западной поперечной стенки топочной камеры идет S-образная дорожка - «дымоход», длиной более 5 м, заканчивающейся в пристройке. Функциональное назначение каменных «дорожек», являющихся остатками поперечного пере-Рис. 4. Алат. Жилище-мастерская крытия определено
1 Общий план раскопа. предварительно по
Условные обозначения: 1-развалы сосудов, 2-фраг- наличию или отсут-
менты костей, 3-керамика, 4-изделия из бронзы, ствию закопченности
5-руда, 6-столбовые ямы
на нижних плоскостях плит перекрытия - так плиты S-видной дорожки имеют четко фиксируемую закопченность, а плиты прямой, длинной дорожки без следов закопченности, т.е^-видная дорожка это дымоход, а прямая длинная дорожка это воздуховод. Окончательный вывод возможен при полной разборке конструкции печи и моделировании технологического процесса с привлечением аналогий.
Печь 2 рядом с воздуховодом печи 1 на квадрате Д-4. Верхние границы печи фиксируются на глубине 0,9 м от поверхности. Печь 3-х камерная, камеры расположены в ряд по одной осевой линии. Общая длина печи по осевой линии 2,52 м. Камеры вскрыты частично лишь на 0,25 м (из-за поднявшегося уровня грунтовых вод). Заполнение камер - темно-коричневый дресвяно-песчанный слой. По периметру стенок фиксируется сплошная полоса черного цвета с вкраплениями древесного угля. Наименьшая камера в плане подовальной формы размером 0,36х0,6 м, в заполнении, возле стенок, фиксируется несколько раздельно лежащих камней. Средняя камера в плане неправильно округлой формы, размерами 0,6х0,72 м. Третья, наибольшая по размерам камера имеет округлую в плане форму диаметром 0,78-0,84 м. Исследование печи не завершено из-за грунтовых вод (рис.6).
Печь 3 (кв. Б, В-4, 5) расположена в пристройке, и фиксируется по выкладке плит, вытянувшихся по линии ЗСЗ-ВЮВ на 3,3 м. Длина плит достигает 0,78 м, ширина 0,6. Находка массивного куска железной окисленной руды - единственное доказательство того, что камни выкладки являются остатками перекрытия печи.
Полное изучение конструкций жилища-мастерской и, в частности, печей было, как уже отмечалось выше, затруднено выступившими грунтовыми водами. Жилище расположено у подножия горы и вследствие непрекращающихся проливных дождей уровень вод начал подниматься. Исходя из этого, раскопки и расчистка конструкций были отложены до следующего полевого сезона.
Рис. 5. Алат. Жилище-мастерская 1. Топочная камера. Вид с севера
Рис. 6. Алат. Жилище-мастерская 1. Очертания печи 2 и часть каменного перекрытия воздуховода печи 1.
Вид с юга
Стоит отметить раскопки жилого помещения №3, расположенного в 20 м от производственной площадки площадью 95 кв.м.
Заполнение котлована жилища: дерновый слой 0,1-0,15 м; светло-серый су-песчано-дресвя-ный слой 0,1-0,3 м; темно-бурый супесчано-дрес-вяный слой 0,10,4 м; черный
супесчаный слой 0,1-0,3 м; подстилающий материковый слой - светло-желтый дресвяно-супесчаный слой.
При зачистке дна котлована жилища на квадратах Ах2,3 и Бх2,3 была выявлена глиняная обмазка пола (рис.7). Согласно этнографическим данным, при попадании песчаной линзы на полу котлована жилища она обмазывалась слоем глины. Обмазка пола жилища слоем глины отмечена А.А. Ткачевым в жилых помещениях Нуртайской культуры первых веков II тыс. до н.э. и в Петровском жилище пос. Конезавод III, исследованном В.В. Евдокимовым.
Разрез глиняной обмазки пола зафиксировал два слоя светло-серый супес-чано-дресвяный (верхний) и желтый супесчано-дресвяный слои (нижний).
На полу котлована зафиксированы бронзолитейная печь, глиняная обмазка
пола, 13 лунок, 12 хозяйственных и 5 столбовых ям.
Бронзоли-тейная печь 1 (кв.Б-Вх1, гл. -0,7 м) внешними размерами 0,6х0,5 м. Вокруг печи по темно-серому цвету фиксируется канавка шириной 0,1 м, глубиной 0,08 м. Бронзолитей-
Рис. 7. Алат. Жилище 3. Глиняная обмазка пола ная печь обмана
слоем глины толщиной 0,15 м. В боковой части глиняной обмазки фиксируется линза прокала толщиною 2-3 см. На поверхности печи обнаружены фрагменты керамического сосуда (рис. 8-9).
Рис. 8. Алат. Жилище 3. Бронзолитейная печь
Особый научный интерес представляет железоплавильная печь, выявленная на производственной площадке комплекса.
На уровне -0,35 м был зафиксирован развал камней стенок железоплавильной печи, завалившихся внутрь плавильной камеры и стока (рис. 11). Дно и стенки плавильной камеры и стока имеют стекловидный слой, образовавшийся от высокой температуры плавления. Печь имеет эллипсоидную форму, диаметром около 40 см, глубиной до 30 см. Стенки имеют треу-
Рис. 9. Алат. Жилище 3. Бронзолитейная печь
гольную форму и обложены камнями. У выхода имеется производственная яма из земли (рис.12). В заполнении печи были найдены сопло, маленькие кусочки железа, шлаки, руда, кости животных (рис.13).
Следует отметить, что радиоуглеродный анализ, расчистка объекта и описание печи принадлежит профессору университета Эхимэ (Япония) Ясуюки Мура-ками, который лично принимал участие в исследовании памятника.
№ Памятник Комплекс Культурная принадлежность Лабораторный номер Материал 14С-дата, л.н. Общие калиброванные значения, гг. до н.э. / н.э. б 13С,%%
1ст 2ст
1 Алат у очага бегазы-дандыбаевская культура IAAA-141035 уголь 3172±26 14951421 15011409 -24.72±0.44
2 Алат у очага бегазы-дандыбаевская культура IAAA-141036 уголь 3120±27 14291318 14911295 -21.84±0.65
Рис.10. Алат. Производственная площадка. Вид с запада
Рис. 11. Алат. Производственная площадка. Железоплавильная печь после расчистки
Рис. 12. Алат. Производственная площадка. Железоплавильная печь после выборки
Железная руда
Железистые шлаки
Фрагменты сопла Рис.13. Рис.13. Находки в заполнении железоплавильной печи
Вещевой инвентарь поселения представлен такими типами изделий, как бронзовые наконечники стрел, долота, стамески, секачи, шилья, проколки, пробойники, молотки, топоры-тесла, иголки, черешковые бритвы, пряжки, бляшки, заклепки, и пр., каменные литейные формы, песты, крышки, лощила, молотки, мотыги, плиты-наковальни, терочные плиты, оселки, костяные рукояти, штампы, псалии, совки, трепала, катушки, застежки. Найдено несколько оригинальных предметов, в том числе, бронзовый колокольчик, молоточек, черешковая бритва, костяная катушка, костяной орнаментированный псалий, кинжал с упором и др.
Изделия из камня.
Наконечник стрелы листовидной формы, подтреугольной в плане формы, с оформленным черешком, размерами 5,2 максимальной шириной под основанием 2 см, толщиной до 0,6 см. Поверхность наконечника покрыта негативами сколов, а края обработаны однорядной приостряющей ретушью
Лощило сделано из гальки бурого цвета прямоугольной формы, в сечении прямоугольное. Рабочей площадкой служила торцовая часть, размеры площадки 2,3х0,3 см. Размеры лощила 2,4х0,6х0,6 см.
Лощило сделано из гальки бурого цвета трапециевидной формы в сечении прямоугольное. Размеры рабочей площадки 3x0,6 см. Размеры лощила Зх1,8х0,6 см.
Молот усеченно округлой формы. Размеры обушковой части - высота 4,1 см, ширина 3,6 см, толщина 3,3 см. Общая длина равна 10,3 см. Рабочая площадка овальной формы, размером 5,8х7,2 см. В средней части орудия имеется «перехват» в виде желобка, шириной 2,7 см, глубиной 0,15 см. Одна из сторон сколота и прошлифована в виде площадки и служила упором. На остальной поверхности орудия фиксируются следы заглаженности.
Пест в разрезе подпрямоугольной формы углы округлены, изготовлен из прочной мелкозернистой породы камня. Высота 8,4 см, ширина 4,9-6,7 см, толщина 3,4-4,5 см. Рабочая площадка овальной формы с мелкими выщерблинами, размером - 3,3-5,2 см. Поверхность заглажена.
Каменный наконечник копья иволистной в плане формы, размерами 15,5 с максимальной шириной 4,7 в нижней части, толщина до 0,8 см. Поверхность орудия подработана поперечными сколами. Края подработаны однорядной при-остряющей ретушью, местами на поверхности изделия имеется естественная корка.
Литейная форма подтрапециевидной формы, длиной 6,2 см, с двумя рабочими площадками. На одной плоскости фиксируется рабочая площадка с округлой поверхностью, размером 5,5х2,3 см, с негативом для литья иволистной пластинки, размером 4,4х0,8х0,3 см. На другой плоскости размером 5,8х1-2,3 см, два негатива для отливки проколок - один негатив размером 4,4х0,5х0,2 см, второй негатив размером 3х0,2х0,1 см. С одного из концов на боковых гранях фиксируются желобки перехвата, на противоположном усечено-округлом в плане торце площадка, размером 2,4х2,6 см. Изготовлен из камня коричневого цвета (рис.14).
Наконечник стрелы
Наконечник копья
Наковальни
Песты
Литейные формы Рис. 14. Алат. Изделия из камня.
Изделия из бронзы
Втульчатое долото желобчатое, с петелькой. Длина 11,5 см, диаметр втулки по верху 1,8 см, ширина лезвия 1,3 см. Петелька, в верхней части расположенная перпендикулярно лезвию, в основании 1,6 см, ширина 0,4 см.
Долото с упором прямоугольной в сечении формы. Длина 8,6 см., длина лезвия 0,4 см. Длина черешка 0,55-0,6, толщина 0,4-0,5 см. Упор припаян, плохой сохранности, приблизительный диаметр 1,5 см, толщина в месте спайки достигает 0,2 см.
Стамеска с рукоятью из рога длиной 15,9 см. Рукоять овальной в сечении формы, размером 8,3х2,3х2 см. В нижней части имеет паз овальной в плане формы, размером 1,5х1 см, для закрепления стамески. С верхнего конца рукояти фиксируется углубление размером 1,1х0,9х0,6 см. На одной из сторон нижней части рукояти отмечены пересекающиеся насечки. Стамеска подтрапециевид-ной в плане подтреугольной в сечении формы. Размеры у рукояти 0,8х0,5 см. Ширина уплощенного лезвия 1,8 см. На одной из сторон лезвия фиксируются параллельные друг другу линии - следы от заточки изделия.
Бронзовый молоточек (предположительно ювелирной функциональности, но первоначально, имевший другое предназначение)- изделие, литое в двухсторонней форме. Общая длина - 11,2 см, максимальная ширина - 2,7см, толщина
- 2,2 см. Имеет боёк длиной - 5 см. В молоточке имеется проушина для крепления к рукояти. Размеры отверстия - 1,5*1,3см, По всей длине изделия имеется рельефный орнамент в виде линий в разных сочетаниях. Сохранность удовлетворительная.
Бронзовый двухперый втульчатый наконечник стрелы, втулка открытая, выступает над перьями на 0,1 см, длина 4,2 см, макс. ширина в срединной части 1,6 см, диаметр втулки 0,6 см. Ударные грани и края лопастей приострены, ширина перьев до 0,6 см, в нижней части втулки имеются 14 валиообразных поперечных утолщений.
Бронзовый кинжал - двулезвийный нож, с кольцевым упором. Длина орудия
- 23,1 см. Лезвие, длиной до 16 см, с максимальной ширины в центральной части до 5 см, имеет вытянуто ромбовидную в сечении форму, с максимальной толщиной в центральной части - до 0,4 см. По всей длине рабочей части проходит нервюра. С помощью двух полуциркулярных выемок оформлено перекрестие орудия, ниже которого расположен кольцевой упор. Черешок прямой, плоский, длиной до 5 см, шириной до 1,6 см. Пятка орудия скруглена. Сохранность удовлетворительная.
Бритва черенковая длиной 12,5 см. Лезвийно-клинковая часть размером 5,8х1,7х0,05 см. Черенок бритвы стержневидно заостренный, длиной 6,7 см, толщиной 0,15 см. Клинковая часть бритвы дугообразно изогнута.
Шило стержневидное с упором, в сечении квадратной формы, длиной 9,7 см. Длина рабочей части 5,8 см, толщина 0,3-0,8 см. Длина черешка 3 см, толщина 0,3-0,8 см. Упор припаян, плохой сохранности, подквадратной в плане формы, шириной 0,85 см. Поверхность сильно патинизирована (рис.15).
Ювелирный молоточек
Стамеска с рукоятью Черешковая бритва
Рис.15. Алат. Изделия из бронзы
Археозоологический материал памятника можно подразделить на три группы: изделия и заготовки; утильсырье; кости животных.
Изделия и заготовки:
Роговой трехдырчатый псалий вытянутой формы длиной 20,5см. В верхней четверти нанесен циркульный волютообразный орнамент. На конце псалия выделены три овальные площадки, на плоскости которых нанесено по четыре циркульных кружка, конец псалия конусовидно заостренный, на конце нижнего утолщенного конца нанесен циркульный круг диаметром 4мм. Диаметр в верхней части псалия 1см. В средней утолщенной-уплощенной части шириною 2,1см вырезаны 3 продольных прямоугольных отверстия, крайние размером 1х0,5см, центральное 1,5х0,5см. В боковине крайних отверстий просверлен паз для костяного шпенька, предназначавшегося для жесткой фиксации нащечных ремней узды (шпеньки сохранились). Поверхность псалиязалощеная, что свидетельствует о долговременном использовании.
Рукоять длиной 11,6 см овальной в сечении формы, размером 3х2,1 в верхней части и 3,5х2,3 см на нижней. Рукоять имеет сквозное отверстие с нижнего конца овальной формы, размером 1,8х1,3 см, с верхнего круглой формы, диаме-тром-1,2 см. По всей поверхности фиксируются следы сработанности. Изготовлена из средней части рога.
Рукоять длиной 24,5 см овальной в сечении формы, размером 5х3 см. Две-трети поверхности рукояти заглажены. Рукоять имеет сквозное отверстие овальной формы, размером 2,7х1,4см. Изготовлена из цельного рога;
Заготовка рукояти в верхней части в сечении овальной, в нижней круглой формы, размером 12,7х3,5х2,6 см. Изделие имеет сквозное отверстие размером в нижней части 2х1,5 см и диаметром 0,8 см в верхней. Изготовлена из средней части рога;
Заготовка изделия в плане полукольцевой, в сечении сегментообразной формы. Длина изделия по окружности 11,8 см, длина хорды 8 см, ширина заготовки 0,85 см, толщина 0,5 см. По всей поверхности фиксируются следы за-глаженности.
Утильсырье (отработанные орудия):
Фрагмент трепала размером 21,6х2,4х3,8 см. В 5 см от одного края фиксируется паз, края которого сильно сработаны и залощены. По всей поверхности отмечены следы залощенности;
Фрагмент изделия стержневидной в плане, сегментовидной в сечении формы. Длина изделия 13,3 см, ширина 0,8 см, толщина 0,3 см. Поверхность заглажена.
В отдельную группу - пищевые отходы, выделены кости домашних (КРС, МРС, лошадь) и диких животных (более 30 кг).
Псалий
Рога марала с обозначением тамги
Фрагмент рога марала с вырезанным солярным знаком
Заготовки рукоятей из рога
1,3,5,6 - отработанные орудия; 2,4,7-9 - заготовки изделий из кости и рога
Рис. 16. Алат. Изделия из кости и рога
Керамическая коллекция
Технико-технологический анализ керамики производственного центра Алат был проведен методом бинокулярной микроскопии по системе А.А. Бобринского, для чего было отобрано 400 экземпляров, подходящих по размерам.
В коллекции учтены 400 фрагментов керамических сосудов. Из этого количества для получения статистических данных по фрагментам (размеры фрагментов не менее чем 3х3 см) было выделено 112 сосудов. По формальным признакам эта выкладка была разбита на три группы: 1 - посуда валикового типа; 2 - керамика типа андроноидных культур Западной Сибири; 3 - посуда, изготовленная с применением гончарного круга. Подсчет количества сосудов в группах вели только по венчикам и шейкам.
Соотношение групп керамики:
- Группа 1 - 358 (91%);
- Группа 2 - 30 (6,5);
- Группа 3 - 12 (2,5);
Всего - 400 (100%).
Посуда группы 1 лепилась вручную, поверхности сосудов без лощения, представлена преимущественно горшечными формами - 358 экземпляров, выделено 102 сосуда типа банок. Банки не орнаментированы, горшки украшались налеп-ным или формованным валиком и орнаментом, резным или, реже, гребенчатым.
Наиболее популярные элементы орнамента - наклонные отрезки и вдавле-ния, вертикальный зигзаг, «елочка», защипы пальцами, вертикальные отрезки и вдавления, иногда сетка и равнобедренные треугольники. Из других орнаментальных сюжетов представлены наклонные «лесенки», пересекающиеся отрезки, бессистемные оттиски ногтя, налепные шишечки.
Иные элементы хотя и вписываются в традиционный набор орнаментации, однако не имеют большого удельного веса: это зигзаги, линии и каннелюры, уголковые и подтреугольные вдавления, ряды круглых вдавлений. Такие знаки, как заштрихованные треугольники с шишечками на вершинах, свастические символы, и другие узоры встречались лишь единожды. Валик на сосудах покрывался насечками, пальцевыми защипами, оттисками палочки. Гладкий валик встречается редко. Зона орнаментации -узкая полоса по шейке, плечику или в верхней части тулова. Придонная часть сосуда не орнаментировалась.
Технические приемы украшения поверхности сосудов довольно вариабельны: плоский штамп, в том числе и различные вдавления, нарезка применялась реже, использовалась техника гребенчатого штампа, в основном крупного. Сосуды - широкогорлые горшки плавных пропорций с округлыми венчиками, орнаментированные, начиная от венчика, по шейке, плечику и верхней части туло-ва желобками и каннелюрами в сочетании с мелкими треугольниками, горизонтальной «елочкой», оттисками уголка палочки. Некоторые сосуды имеют широкий плоский налепной валик на шейках горшков. Валик орнаментирован рядом наклонных отрезков или горизонтальной «елочкой», часто дополнен нижней и верхней каннелюрами.
В этой подгруппе выделена серия фрагментов горшков, орнаментированных только рядами каннелюр шириной 3 мм, расположенных в верхней трети сосудов.
К группе 2 керамики отнесены фрагменты 8 горшков - 6,5% выделенных сосудов. Сосуды горшечных форм небольших размеров, крупные горшки редки. Днища плоские, имеются экземпляры на поддонах или с уплощенным днищем. При нанесении орнамента применялись техники: гребенчатый штамп, фигурный и плоский штамп, нарезка. Орнамент на сосудах группы 2 весьма индивидуален, а повторение декора допускалось очень редко. Господствует геометрический стиль орнаментации - сочетания треугольников, меандровидные узоры или заштрихованные полосы.
Несколько раз встречались шахматный орнамент, желобки на шейке, очень аккуратная сетка. Посуда этой подгруппы довольно тонкостенная (толщина стенок 3 мм). Для улучшения функциональных и эстетических качеств сосудов часто применялось лощение. Поиск аналогий посуде этой группы приводит к андроно-идным комплексам Западной Сибири. Наиболее отчетливо видны близость группы 2 и керамики еловской и ирменской культур.
Группа 3 - самая малочисленная, к ней отнесены 4 сосуда (2,5 %). Это горш-
ки, изготовленные на гончарном круге, или лепные, но подправленные на круге. Черепки плотные, звонкие, тесто хорошо отмучено, мелких фракций. Цвета поверхности - желтый, красный, серый, черный. Посуда не орнаментировалась. Выделены два типа форм: узкогорлые и широкогорлые горшки. Эта керамика близка к посуде земледельческих оазисов Средней Азии.
По результатам анализа фрагментов с венчиками выявлено три вида исходного сырья:
1) слабоожелезненная глина - 1,3%;
2) среднеожелезненная глина - 87%;
3) сильноожелезненная глина - 11,7%.
Кроме того, в среднеожелезненных глинах выделяются глины с естественной примесью бурого оолитового железняка (13,4%). По пластичности все глины в большинстве среднепластичные, но в среднеожелезненных 16,4% образцов изготовлены из пластичных глин.
Отмечено пять рецептов формовочных масс:
1) глина + дресва + навоз - 61%;
2) глина + шамот + навоз - 19,5%;
3) глина + дресва + шамот + навоз - 16,9%;
4) глина + дресва + дроблёная кость + навоз - 1,3% (1 экз.);
5) глина + песок + навоз - 1,3% (1 экз.).
При выявлении связи дресвы с её концентрацией обнаружилось, что по частоте применения лидирует дресва крупной размерности (55,7%) в концентрациях от 1:3 до 1:5, за ней следуют средняя (42,7%) и мелкая (1 экз. -1,6%). С учетом всех типов размерности предпочитались концентрации 1:4 (36,1%) и 1:5 (54,1%). В одном из фрагментов выявлена дресва средней размерности, добавлявшаяся в концентрации 1:2. Единственный сосуд с искусственной добавкой песка в формовочной массе (средняя размерность, концентрация 1:4) был, очевидно, привозным. Исходное сырье шамота в 85,7% случаев было среднеожелезненным, в 14,3% - сильноожелезненным. Шамот в основном добавляли средний (71,4%), а также крупный (28,6%) в концентрациях 1:4 и 1:5. Предпочиталась концентрация 1:5 (89,3%).
Зафиксированные по фрагментам верхних частей сосудов способы конструирования полого тела относятся к трем видам:
1) лоскутно-комковатый (53,0%). Варианты: а) из одного слоя лоскутов (80%); б) из двух слоев лоскутов (20,0%);
2) спирально-лоскутный (9,1%);
3) спирально-жгутовой (37,9%).
Выявлено несколько групп сосудов, каждая из которых могла быть изготовлена своим мастером:
- среднеожелезненная глина с примесью крупной дресвы в концентрации 1:4 + навоз + спирально-жгутовое полое тело;
- среднеожелезненная глина + крупная дресва в концентрации 1:5 + средний шамот в концентрации 1:5 + навоз + спирально-лоскутное полое тело;
- среднеожелезненная глина с естественной примесью оолитового бурого железняка + крупная дресва в концентрации 1:5 + крупный шамот в концентрации 1:5 + навоз + спирально-жгутовое полое тело;
- среднеожелезненная глина + средняя дресва в концентрации 1:4 + средний шамот в концентрации 1:5 + навоз + спирально-жгутовое полое тело;
- среднеожелезненная глина с примесью крупной дресвы в концентрации 1:4
+ навоз в большой концентрации + лоскутно-комковатое полое тело.
По результатам анализа фрагментов придонных частей также выявлено три вида исходного сырья:
1) слабоожелезненная глина - 10,8%;
2) среднеожелезненная глина - 73%;
3) сильноожелезненная глина - 16,2%.
Отмечено три рецепта формовочных масс:
1) глина + дресва + навоз - 62,2%;
2) глина + шамот + навоз - 18,9%;
3) глина + дресва + шамот + навоз - 18,9%.
При установлении связи дресвы с её концентрацией обнаружилось, что по частоте применения лидирует дресва крупной размерности (53,3%) в концентрациях 1:4 и 1:5, с преобладанием (66,7%) последней, за ней следуют средняя (43,4%) и мелкая (3,3%, обнаружена в одном образце в концентрации 1:3). Исходное сырье шамота в 71,4% случаев было среднеожелезненным, в 28,6% - слабоожелезненным. Шамот добавляли средний (57,1%), а также крупный (42,8%) в концентрациях 1:4 и 1:5. Предпочиталась концентрация 1:5 (78,6%).
Выделено пять технологических схем, по которым конструировались сосуды:
1) донно-емкостный лоскутно-комковатый начин с лоскутно-комковатым полым телом (43,3%). Варианты: а) из одного слоя лоскутов (68,8%). Первоначально округлые днища пяти сосудов были уплощены внешним глиняным диском; б) из двух слоев лоскутов (31,2%). Первоначально округлое днище одного сосуда было уплощено внешним глинянымдиском;
2) донно-емкостный спирально-лоскутный начин со спирально-лоскутным полым телом (2,7%);
3) донно-емкостный спирально-жгутовой начин со спирально-жгутовым полым телом (16,2%);
4) емкостный начин с лоскутно-комковатым полым телом (32,4%). Один из сосудов этой схемы имел днище, сконструированное из лоскутов по спиральной траектории;
5) донный жгутовой начин со спирально-жгутовым полым телом (5,4%).
Техника обработки поверхности определена по 22 экземплярам венчиков.
Сосуды заглаживались пальцами (5 экз.), травой (7 экз.), тканью (1 экз.), щепкой (4 экз.), деревянным ножом (1 экз.), кожей (3 экз.), подвергались лощению (7 экз.). На внешней поверхности одного из сосудов зафиксирован тонкий слой глиняной обмазки.
Группы 2 и 3. Технико-технологический анализ был проведен по фрагментам с венчиками от 10 сосудов и придонных частей от 2 сосудов.
По фрагментам с венчиками выявлено четыре вида исходного сырья:
1) слабоожелезненная глина - 3,5%;
2) среднеожелезненная глина - 75,8%;
3) сильноожелезненная глина - 17,2%;
4) смесь среднеожелезненной влажной глины с сильноожелезненной сухой -3,5%.
Отмечено пять рецептов формовочных масс:
1) глина + дресва + навоз - 44,8%;
2) глина + песок + навоз - 7%;
3) глина + шамот + навоз - 27,6%;
4) глина + дресва + шамот + навоз - 10,3%;
5) глина + песок + шамот + навоз - 10,3%.
Дресва использовалась мелкая (43,7%) в концентрациях 1:4 (71,4%) и 1:5 (28,6%), средняя (31,3%) в концентрации 1:5, крупная (25%) в концентрациях 1:4 и 1:5. Шамот применялся мелкий (21,4%) в концентрации 1:5, средний (71,4%) в концентрациях 1:4 и 1:5, крупный (7,1%) в концентрации 1:5. С учетом всех типов размерности шамота преобладала концентрация 1:5 (92,9%). Песок встречался мелкий (1 экз.) и средний (4 экз.) в концентрациях 1:4 и 1:5.
По 18 фрагментам были определены следующие способы конструирования полого тела:
1) лоскутно-комковатый (54,1%). Варианты: а) из одного слоя лоскутов (61,5%); б) из двух слоев лоскутов (38,5%);
2) лоскутно-спиральный (16,7%);
3) спирально-жгутовой (16,7%);
4) ленточный кольцевым налепом (12,5%).
Выявлено несколько групп сосудов, каждая из которых могла быть изготовлена своим мастером:
- среднеожелезненная глина + мелкая дресва в концентрации 1:5 + навоз + лоскутно-спиральное полое тело;
- среднеожелезненная пластичная глина + среднеожелезненный шамот средней размерности в концентрации 1:5 + лоскутно-комковатое полое тело;
- среднеожелезненнаявысокопластичная глина + среднеожелезненный шамот средней размерности в концентрации 1:5 + полое тело из лент.
Технику обработки поверхности удалось определить по девяти экземплярам: семь их них покрыты лощением по подсушенной основе, один был обработан травой, один - деревянным ножом.
Анализ придонных частей показал наличие следующих технологических схем:
- среднеожелезненная глина с естественной примесью слюды + мелкая дресва в концентрации 1:4 + навоз и емкостный начин с лоскутно-комковатым полым телом из двух слоев лоскутов (1 экз.);
- смесь неожелезненной влажной глины со среднеожелезненной сухой + средняя дресва в концентрации 1:4 + навоз и донно-емкостный начин с лоскут-но-комковатым полым телом из двух слоев лоскутов (1 экз.).
Внешне вся керамика мастерской 2 поселения Алат имеет большое сходство, однако, судя по количеству технологических схем и рецептов формовочных масс, на поселении одновременно существовало несколько групп гончаров с разными традициями изготовления керамики. По наиболее представленным технологическим схемам можно сказать, что этих групп было не менее трех-четырех, а разные программы конструирования начинов являются свидетельством глубоких различий в их происхождении.
Между данными группами и, следовательно, между теми коллективами, к которым они относились, проходили процессы смешения, приведшие к внешнему культурному сходству керамических сосудов.
Опираясь на количественное преобладание тех или иных технологических признаков, можно составить представление о культурных традициях гончаров, относившихся к основному населению Алата с посудой саргаринско-алексеев-ского облика (группа 1).
Саргаринско-алексеевское население состояло из потомков носителей ала-кульской и федоровской культур, с которыми смешались представители при-
шлых инокультурных групп. Если обратиться к немногочисленным работам по гончарной технологии срубной культуры, то можно узнать, что её керамика изготавливалась на основе донных и донно-емкостных начинов с применением спирально-жгутового способа конструирования. Скорее всего, саргаринско-алек-сеевская керамика с донными и донно-емкостными спирально-жгутовыми начинами появилась именно благодаря переселению на территорию Казахстана значительного количества поздних срубников.
Дополнительным свидетельством в пользу этого могут служить данные последних палеоантропологических исследований, говорящие о значительном сходстве саргаринско-алексеевских краниологических материалов со срубного лесостепного Поволжья. По всей вероятности, основные черты общего облика валиковой посуды финальной бронзы первоначально сложились на территории срубной культурно-исторической общности, а затем посредством межплеменных контактов и миграций населения распространились в родственной среде андро-новских потомков.
Суперстратная лепная керамика (группа 2) выделена по небольшому количеству фрагментов, происходящих примерно от 15 сосудов. Все они принадлежали различным культурным образованиям, которые, судя по аналогиям, располагались на территории Западной Сибири. Разнообразие их культурной принадлежности не позволяет рассматривать данную группу керамики как единое целое в технологическом смысле.
Керамики южного происхождения (группа 3) насчитано около 3 фрагментов от сосудов с признаками машинного профилирования, что говорит о применении при их изготовлении гончарного круга. Среднеазиатское происхождение керамики, изготовленной с помощью гончарного круга, несомненно. Данная керамика обнаруживает сходство с посудой некоторых среднеазиатских культур конца эпохи бронзы, например, поздней фазы Намазга^! Таджикистана и сапалитепа Южного Узбекистана.
Рис. 17. Алат. Среднеазиатская станковая керамика
Заключение
Евразийская металлургическая провинция, в которую входила Казахстанская горно-металлургическая область, сформировалась в начале II тыс. до н.э. Именно тогда были отмечены миграции и передвижения крупных групп населения с запада на восток и с востока на запад, именно тогда были открыты богатейшие месторождения, в том числе и в степном Казахстане. Это был «взрыв» горно-металлургической активности, пришедшийся на эпоху поздней бронзы.
Основным сырьевым источником племен Центрального Казахстана эпохи бронзы явились богатейшие залежи медной и железной руд, послужившие основой для специального производства - горно-металлургического, конечным продуктом которого являлись медь, бронза, железо и изделия из них. Металл в слитках, полуфабрикаты, готовые изделия из самородной и выплавленной меди и бронзы, такие, как двулезвийные ножи, кинжалы, наконечники стрел, копий и дротиков, серпы-косари, проколки и шилья, вислообушные топоры, стамески, долота, возможно, некоторые категории украшений, посредством натурального обмена, распространялись внутри андроновской общности и среди племен Западной Сибири, Поволжья, Средней Азии. Рудокопы и металлурги, в широком значении, получали в обмен жизненно необходимые натуральные товары и, прежде всего, зерно, скот и пр., восполняя недостающие продукты, материалы и изделия. Торговый обмен дорогостоящего, имеющего большой спрос металла, обеспечил племенам Сарыарки высокий жизненный уровень, прирост населения.
Металлургический комплекс Алат - уникальный специализированный археологический объект древнего производства на территории Центрального Казахстана. Впервые выявлены археологически полноценные металлургические печи для выплавки медной руды (жилища-мастерская 1) и для плавки железа (производственная площадка). S-видной комплекс по своей конструкции и монументальности не имеет аналогии с известными науке печами эпохи бронзы Евразии, но необходимо провести ряд лабораторных анализов для конкретизации ее функционального назначения. Железоплавильная печь является единственным объектом такого рода в Казахстане.
Согласно серии радиоуглеродных AMS-дат, памятник датируется XIII в. до н.э., что позволяет пересмотреть начальный период эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана, в том числе и производства железа [2].
Список литературы
1. Жауымбаев С.У. Горное дело и металлургия бронзового века Сарыарки.- Караганда: Изд-во КарГУ, 2001.
2. Жауымбаев С.У. Древняя металлургия Центрального Казахстана. / Истоки большого металла Центрального Казахстана. - Караганда: «Tengri Ltd» ЖШС, 2019.
References
Zhauymbaev, 2001 - Zhauymbaev S.U. Gornoe delo i metallurgiia bronzovogo veka Saryarki.-
Karaganda: Izdatel'stvo KarGU, 2001. [in Rus.] Zhauymbaev, 2019 - Zhauymbaev S.U. Drevniaia metallurgiia Tsentral'nogo Kazakhstana. / Istoki bol'shogo metalla Tsentral'nogo Kazakhstana. - Karaganda: ZhShS "Tengri Ltd', 2019. [in Rus.]