Научная статья на тему 'Начало конца. Влияние нефтяного демпинга 1985—1986 гг. На экономику СССР'

Начало конца. Влияние нефтяного демпинга 1985—1986 гг. На экономику СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1638
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефтяной демпинг / Саудовская Аравия / нефтегазовый комплекс / перестройка / бюджетный дефицит / антиалкогольная кампания / “perestroika” / oil dumping / Saudi Arabia / oil and gas complex / budget deficit / anti-alcohol campaign

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чихичин Юрий Сергеевич, Цыплин Виталий Геннадьевич

В статье рассматривается влияние нефтяного демпинга 1985—1986 гг. на экономику СССР. Проводятся параллели между началом перестройки и падением цен на энергоносители. Кратко характеризуется экономическая политика Советского Союза во второй половине 1980-х гг. Изучается роль нефтяного кризиса в дестабилизации советской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BEGINNING OF THE END. THE IMPACT OF OIL DUMPING OF 1985—1986 ON THE ECONOMY OF THE USSR

The impact of oil dumping of 1985—1986 on the economy of the USSR is examined in the article. The links between the start of the «perestroika» and falling energy prices are established. The economic policy of the Soviet Union in the second half of 1980-s is briefly characterized. The role of the oil crisis in destabilization of soviet economy is studied.

Текст научной работы на тему «Начало конца. Влияние нефтяного демпинга 1985—1986 гг. На экономику СССР»

НАЧАЛО КОНЦА. ВЛИЯНИЕ НЕФТЯНОГО ДЕМПИНГА 1985—1986 ГГ. НА ЭКОНОМИКУ СССР

Чихичин Юрий Сергеевич

студент-бакалавр Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского,

РФ, г. Саратов E-mail: urchih@mail.ru

Цыплин Виталий Геннадьевич

профессор, кандидат исторических наук, кафедра международных отношений и внешней политики России, преподаватель Саратовского государственного

университета имени Н.Г. Чернышевского,

РФ, г. Саратов E-mail: v-tsyplin@ya.ru

THE BEGINNING OF THE END. THE IMPACT OF OIL DUMPING OF 1985—1986 ON THE ECONOMY OF THE USSR

Yuri Chikhichin

Undergraduate student of Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky,

Russia, Saratov

Vitali Tsyplin

Professor, candidate of historical sciences, chair of «international relationships and foreign policy of Russia», lecturer of Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky,

Russia, Saratov

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается влияние нефтяного демпинга 1985—1986 гг. на экономику СССР. Проводятся параллели между началом перестройки и падением цен на энергоносители. Кратко характеризуется экономическая

Чихичин Ю.С., Цыплин В.Г. Начало конца. Влияние нефтяного демпинга 1985-1986 гг. на экономику СССР // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2015. № 5 (15) URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2167

политика Советского Союза во второй половине 1980-х гг. Изучается роль нефтяного кризиса в дестабилизации советской экономики.

ABSTRACT

The impact of oil dumping of 1985—1986 on the economy of the USSR is examined in the article. The links between the start of the «perestroika» and falling energy prices are established. The economic policy of the Soviet Union in the second half of 1980-s is briefly characterized. The role of the oil crisis in destabilization of soviet economy is studied.

Ключевые слова: нефтяной демпинг, Саудовская Аравия, нефтегазовый комплекс, перестройка, бюджетный дефицит, антиалкогольная кампания.

Keywords: oil dumping, Saudi Arabia, oil and gas complex, "perestroika", budget deficit, anti-alcohol campaign.

Данная работа является третьей и завершающей частью исследования «Цены на энергоносители как элемент экономических войн», проводимого в рамках ОРФ. Первые две его части посвящены динамике развития советского НГК в 1965—1985 гг., а также изменениям в американо-саудовских отношениях в период 1973—1985 гг. соответственно. В нашу задачу входит выяснить, как повлияло падение цен на энергоносители в середине 1980-х гг. на экономику Советского Союза. Для того чтобы получить более ясную картину случившегося, сопоставим события.

11 марта 1985 г. генеральным секретарем КПСС стал М.С. Горбачев. 23 апреля 1985 г. на Апрельском пленуме ЦК КПСС им был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны и перестройку. Первыми ее проявлениями в экономике стала программа ускоренного развития машиностроения, которое по объему производимой продукции должно было превышать другие отрасли в 1,7 раза, и знаменитая антиалкогольная кампания, о которой мы поговорим отдельно.

Однако именно тогда, в сентябре 1985 г., Саудовская Аравия и начала свой нефтяной демпинг. Фактически, саудиты просто вернулись на свой прежний уровень нефтедобычи, однако сделали это в течение нескольких месяцев. В результате на мировой рынок попало огромное количество нефти. Достойно внимания, что, несмотря на это обстоятельство, на заседании министров нефти ОПЕК в декабре 1985 г. было принято решение отказаться от принципа квотирования, что значительно усугубило ситуацию. Не сдерживаемые больше рамками квот, остальные экспортеры стали также наращивать добычу, дабы компенсировать потери. Результатом такой политики стало падение цен на черное золото ниже отметки 10 $ за баррель в июне 1986 г. и плавание их в низком ценовом диапазоне вплоть до начала XXI века.

Какими последствиями обернулся нефтяной демпинг Саудовской Аравии для Советского Союза?

Наиболее бесспорным представляется сокращение объемов валютной выручки. Показателен в этом плане секретный доклад ЦРУ под названием «СССР: проблема дефицита твердой валюты», где, в частности, говорилось:

«Резкое падение мировых цен на нефть в этом году существенно снизило доходы Москвы... Как и в 1985 году, при общем спаде производства, главный удар примет на себя экспорт нефти в страны, способные заплатить твердой валютой. При невозможности в короткое время ограничить потребление нефтепродуктов или перейти на их заменители, снижение энергопоставок на внутренний рынок вызовет спад производства именно в тот момент, когда Горбачев возлагает большие надежды на ускорение экономического роста» [15, с. 138]. Согласно подсчетам американских аналитиков из ЦРУ, только снижение цен на нефть на 1 $ приносило Советскому Союзу убытки в размере от 500 млн до 1 млрд $ [15, с. 138].

Параллельно с коллапсом нефтяных цен упали и цены на природный газ. Внесла свою лепту и заранее проведенная девальвация доллара, которая обходилась стране в 2 млрд $ ежегодно [15, с. 138]. Наконец, еще одним следствием нефтяного демпинга 1985—1986 гг. стало сокращение доходов

от поставок оружия на Ближний Восток. Увеличившись за 1970-е годы в 5 раз, они являлись одной из важных статей советского экспорта. Однако многие импортеры вооружений попутно являлись экспортерами нефти и, начиная с 1985—1986 гг., были вынуждены сократить объемы закупок. В результате доходы от поставок советского оружия сократились на 20 %, то есть на 2 млрд $ [15, с. 139]. По данным ЦРУ, годичные суммарные потери от нефтяного демпинга 1985—1986 гг. составили 13 млрд $ [15, с. 138].

Сокращение валютной выручки вынудило советское руководство отказаться от закупок зарубежного оборудования и заморозить ряд совместных проектов. Согласно П. Швейцеру, «... пришлось отменить запланированную сделку с фирмой «Рено», объемом в 1,2 миллиарда долларов, на реконструкцию и модернизацию автомобильных заводов. В угледобывающий бассейн Нерюнгри в Сибири резко прекратились поставки японского и американского оборудования, поскольку платить за него было нечем. Отменено строительство двух химических заводов стоимостью в миллиард долларов, которые должны были возводиться британскими компаниями "John Brown PLC" и "Chemical Industries PLC" [15, с. 139].

Нефтяной демпинг 1985—1986 гг. нанес сильнейший удар по советскому НГК. С падением цен на нефть разведка и добыча значительной части советской нефти стала нерентабельной. В свою очередь, это обусловило сокращение объемов ее добычи. Достигнув своего пика в 1987 г. (624 млн т. нефти и газового конденсата) [10, с. 122], в 1990 г. они составили уже только 571 млн т. и в дальнейшем продолжили снижаться. Параллельно падали объемы продаж продукции НГК: в 1987 г. СССР экспортировал 196 млн т. [10, с. 603] нефти и нефтепродуктов, в 1988 г. — 205 млн т. [11, с. 637] (пик экспорта), в 1989 г. — 184,4 млн т. [12, с. 644]. При этом, несмотря на увеличение объемов добычи и экспорта продукции НГК вплоть до 1988 г., их удельная доля в советском экспорте неуклонно снижалась: в 1986 г. она составила 43,7 % (нефть и нефтепродукты — 32,9 %, природный газ — 10,8 %) [5, с. 19], в 1987 г. — 42,9 % (33,5 % и 9,4 % соответственно) [6, с. 19], в 1988 г. — 38,2 % (29,4

и 8,8 % соответственно) [7, с. 19], в 1989 г. — 36,0 % (27,1 % и 8,9 % соответственно) [1, с. 19]. Резко сократились масштабы разведочного бурения на нефть и газ: достигнув своего пика в 1988 г. и превысив 6 млн м2., к 1991 г. они сократились почти на треть.

По свидетельствам ряда современников, нефтяной демпинг 1985—1986 гг. стал крайне неприятной неожиданностью для советского руководства. Тогдашний председатель Совета министров СССР Н.И. Рыжков вспоминал:

«Как будто специально, нарочно, именно в 1986 году на мировом рынке произошло резкое снижение цен на нефть и газ, а ведь у нас чуть ли не весь экспорт строился на продаже энергоносителей» [14, с. 48].

Еще более категорично высказывался бывший член ЦК Е. Новиков: «Снижение цен на нефть было для нас сокрушительным ударом, просто сокрушительным. Это была катастрофа. Мы потеряли десятки миллиардов» [15, с. 128].

И все же мы попытаемся задаться вопросом: действительно ли был нефтяной демпинг Саудовской Аравии таким сокрушительным ударом по советской экономике, каким его пытаются представить?

Безусловно, потери в валютной выручке были довольно существенными. Однако динамика доходов от экспорта не является главным показателем, особенно учитывая тот факт, что советская экономика носила довольно закрытый характер и изначально строилась на том расчете, чтобы свести зависимость от внешних факторов к минимуму. Поэтому для полной картины происходящего, сопоставим доходы от продажи продукции НГК с доходной частью советского бюджета.

Как известно, после энергетического кризиса 1973 г. СССР стал резко наращивать объемы поставок углеводородов на мировой рынок, вследствие чего доходы от их продажи стали занимать значительную часть всего советского экспорта. Пиковым показателем здесь является 1984 г., когда удельная доля продукции НГК достигла 51,6 % (нефть и нефтепродукты — 41,6 %, газ — 10 %) [3, с. 19]. В стоимостном выражении это составило

38,3 млрд р. [3, с. 25]. В то же время доходы советского бюджета за тот же год исчислялись 376 млрд р. [8, с. 5]. То есть экспорт энергоносителей не превышал

10.1 % от доходной части бюджета СССР. В результате ценового обвала 1985—1986 гг. произошло снижение доходов: в 1985 г. они составили 35,9 млрд р. [4, с. 25], в 1986 г. — 29,8 млрд р. [5, с. 25], в 1987 г. —

29.2 млрд р. [6, с. 25], в 1988 г. — 25,6 млрд р. [7, с. 25], в 1989 г. — 24,7 млрд р. [1, с. 28], в 1990 г. — 21,9 млрд р. [2, с. 29]. Применительно к доходной части советского бюджета, соотношение выглядело следующим образом: 1985 г. — 9,2 %, 1986 г. — 8,1 %, 1987 г. — 8 %, 1988 г. — 7 %, 1989 г. — 6,4 %, в 1990 г. — 5,3 %. То есть за 1984—1990 гг. ежегодная доля поступлений от продажи энергоносителей в бюджет уменьшилась на 4,8 %. Разумеется, такое сокращение приятным не назовешь, однако было ли оно смертельным? И можно ли вообще говорить о нефтяной зависимости СССР, если даже в пиковые годы выручка от продажи продукции НГК составляла не более 10 % доходной части советского бюджета?

Ситуацию проясняет сравнение доходной и расходной частей бюджета СССР. Как уже было сказано выше, нефтяной демпинг Саудовской Аравии начался в 1985 г. Именно в этом году советский государственный бюджет стал разбалансированным. В дальнейшем бюджетный дефицит продолжал увеличиваться: если в 1985 г. он составлял 18,3 млрд р. (доходы — 367,7 млрд р., расходы — 386 млрд р.), то в 1986 г. — уже 49,6 млрд р. (366,0 млрд. р. и 415,6 млрд р.), в 1987 г. — 69,2 млрд р. (360,1 млрд р. и 429,3 млрд р.), а в 1990 г. — 75,5 млрд р. (410,1 млрд р. и 485,6 млрд р.) [9]. То есть высокие доходы от продажи энергоносителей были одним из факторов, позволяющих поддерживать бюджет в сбалансированном виде; снижение цен в 1985—1986 гг. стало одним из факторов его разбалансировки.

Но одного падения цен было недостаточно, чтобы привести к такой плачевной ситуации. Как уже было сказано выше, годичный ущерб от нефтяного демпинга Саудовской Аравии 1985—1986 гг. составил 13 млрд $. Мы же видим, что к концу 1980-х гг. бюджетный дефицит Советского Союза

многократно превышал годичные потери валютной выручки. То есть коллапс цен на черное золото был не единственной причиной ухудшения положения. И здесь, помимо неблагоприятной ситуации на внешнем рынке, важную роль сыграла и внутренняя политика Советского Союза, а именно — антиалкогольная кампания, о которой пойдет речь ниже.

17 мая 1985 г. были изданы постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», постановление Совета министров «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренения самогоноварения» и указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством». Эти документы стали итогом заседания Политбюро от 4 апреля 1985 г., где радикально настроенные «реформаторы» (М. Горбачев, Е. Лигачев и др.) взяли верх над «консерваторами» (Н. Байбаков и др.). Между тем опасения последних имели под собой веские основания: продажа алкогольной продукции являлась не последней доходной статьей советского бюджета. Тогдашний глава Госплана Н. Байбаков предупреждал:

— Товарищи, не торопитесь — разбалансируем бюджет. Ведь речь идет все-таки о 25 миллиардах рублей...

— Нет, — заявил Лигачев, — давайте вначале резко сократим производство спиртных напитков, а потом введем сухой закон» [16, с. 631].

Антиалкогольная кампания закончилась в 1988 г., не дав ощутимого положительного эффекта. Вместе с тем она имела множество негативных последствий, из которых особенно следует отметить сокращение доходной части бюджета. В 1985 г. в Советском Союзе было произведено спирта на 60,7 млрд р. В 1986 г. этот показатель снизился до 36,8 млрд р., а в 1987 г. — до 36,5 млрд р. И только в 1988 г. по завершении кампании производство спиртного снова выросло до 42,6 млрд рублей [16, с. 637]. Согласно данным некоторых исследователей, за 1985-1988 гг. только из-за антиалкогольной кампании бюджет недополучил порядка 100 млрд р. [14, с. 30], что, наряду с падением цен на энергоносители, положило начало финансовой дестабилизации. Ситуацию также усугубляли авария на Чернобыльской АЭС

и продолжающаяся война в Афганистане. Нарастающие трудности стали причиной изменений во внутренней и внешней экономической политике государства. В первом случае это выразилось в проведении реформ 1987—1988 гг., предусматривающих введение рыночных элементов в советскую экономику. Во втором — в расширении кредитования со стороны развитых стран в обмен на односторонние внешнеполитические уступки.

Подробное изучение экономической политики СССР в эпоху перестройки не входит в нашу задачу. Однако следует отметить, что меры, предпринятые Горбачевым и его командой, в большинстве своем отнюдь не способствовали улучшению ситуации. Создание частного сектора за счет государственного и либерализация экономического законодательства привели к внутренней дестабилизации, подтверждением чего стали падение темпов производства, а также сокращение поступлений от предприятий в бюджет. Ликвидация нормативов на заработную плату привела к росту денежной массы, которая за 1985—1991 гг. увеличилась с 70,5 до 136,1 млрд р. [14, с. 272]. Внутренний долг за 1985—1990 гг. вырос в 4 раза и составил 566,1 млрд р. [14, с. 273].

Не лучше обстояли дела и на внешнем фронте. Кредиты не помогли решить экономические проблемы, а резко возросшая задолженность привела к тому, что западные банки стали отказываться от предоставления кредитов Советскому Союзу. Все вышеперечисленные факторы привели к тому, что к 1991 г. экономическая ситуация в СССР стала катастрофической.

Таким образом, нефтяной демпинг Саудовской Аравии в 1985—1986 гг. не был первопричиной экономического коллапса Советского Союза. Однако сокращение доходов от продажи продукции НГК вкупе с неоднозначной внутриэкономической политикой советского руководства привело к росту бюджетного дефицита и ряду других проблем, которые в конечном счете привели к дестабилизации и экономической катастрофе. Падение цен на энергоносители стало одним из звеньев в цепи событий, приведших в итоге к распаду СССР.

Список литературы:

1. Внешние экономические связи СССР в 1989 г.: Стат. сб. / М-во внешних экономических связей СССР. — М., Госкомстат СССР, 1990.

2. Внешние экономические связи СССР в 1990 г.: Стат. сб. / М-во внешних экономических связей СССР. — М., Госкомстат СССР, 1991.

3. Внешняя торговля СССР в 1984 г.: Стат. сб. / М-во внешней торговли. — М.: Финансы и статистика, 1985.

4. Внешняя торговля СССР в 1985 г.: Стат. сб. / М-во внешней торговли. — М.: Финансы и статистика, 1986.

5. Внешняя торговля СССР в 1986 г.: Стат. сб. / М-во внешней торговли. — М.: Финансы и статистика, 1987.

6. Внешняя торговля СССР в 1987 г.: Стат. сб. / М-во внешних экономических связей СССР. — М.: Финансы и статистика, 1988.

7. Внешняя торговля СССР в 1988 г.: Стат. сб. / М-во внешних экономических связей СССР. — М.: Финансы и статистика, 1989.

8. Государственный бюджет СССР 1981—1985: Стат. сб. / Министерство финансов СССР. — М.: Финансы и статистика, 1987.

9. Консолидированный бюджет СССР и России: бюджетная система Российской Федерации (21.04.2012) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.webcitation.org/675R7ourx (дата обращения: 04.05.2015).

10. Народное хозяйство СССР в 1987 г.: Стат. сб. / М-во внешней торговли. — М.: Финансы и статистика, 1988.

11. Народное хозяйство СССР в 1988 г.: Стат. сб. / М-во внешней торговли. — М.: Финансы и статистика, 1989.

12. Народное хозяйство СССР в 1989 г.: Стат. сб. / М-во внешней торговли. — М.: Финансы и статистика, 1990.

13. Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Стат. сб. / М-во внешней торговли. — М.: Финансы и статистика, 1991.

14. Островский А.В. Глупость или измена? Расследование гибели СССР. — М.: Крымский мост-9Д — ФОРУМ, 2011.

15. Швейцер П. Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря. — Минск, 1995.

16. Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917—1985 гг. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.