УДК 94(47+57):32
И.Л. Кислицына Начальный период эволюции бакунизма
В статье анализируется содержание раннего бакунизма и устанавливается его соотношение с главными идеями анархической теории М.А. Бакунина. На основании этого сделан вывод, что бакунинское мировоззрение рассматриваемого периода представляет собой начальный этап генезиса революционного анархизма.
The content of early Bakunism is analyzed and its relation to main ideas of the anarchic theory of M.A. Bakunin is ascertained in the article. On that base it is concluded that Bakunin's views of the studied period were the beginning stage of genesis of revolutionary anarchism.
Ключевые слова: М.А. Бакунин, бакунизм, идеология революционного анархизма, теория свободы, развитие личности.
Key words: M.A. Bakunin, Bakunism, ideology of revolutionary anarchism, the theory of freedom, the development of a person.
Актуальность изучения бакунизма обусловлена решением в его теории вопросов сущности и назначения человека, отношения народа и власти, содержания и пути социальных преобразований в интересах народа, самоорганизации народа (общества) - главных в общественном развитии.
Решение проблемы периодизации бакунизма необходимо для исследования его теории и практики. Периодизация явлений, процессов - одна из важнейших научных проблем, изучение которой позволяет раскрыть сущность, эволюцию и значение исследуемых явлений, выявить закономерности их развития.
Вследствие того, что бакунизм традиционно рассматривался как антигосударственная идеология, «безвластие», периодизация его эволюции основывается на противопоставлении «доанархистского» периода (1830-е - начало 1860-х гг.) анархистскому (1864-1876). Традиция этой периодизации была заложена Ю.М. Стекловым [12] и В.П. Полонским [11] и сохраняется до настоящего времени [1; 5; 6]. Формирование бакунизма представлено в данной концепции как совокупность различных идейных влияний, теоретическое конструирование путем «уравновешивания» одних идей другими. При этом не раскрывается внутренний механизм эволюции бакунинского мировоззрения. Нерешенность этой проблемы доказывают не несущие конкретного содержания выводы. «... Анархизм Бакунина вовсе не
© Кислицына И.Л., 2014
вытекал из философии Гегеля, как считают на Западе..., - утверждал П.И. Моисеев. - Он возник много позже и из иных источников, хотя. философские идеи Бакунина не противоречили анархическим установкам 1870-х годов» [8, с. 30]. Современное исследование остается в рамках подобных представлений. «Нравственно ориентированная критичность укрепляется соединением философских воззрений деятельностного типа - гегельянства и фихтеанства», - характеризует ранний бакунизм В.М. Артемов [1, с. 27]. Традиционный подход, основанный на определяющей роли в эволюции бакунизма идейных влияний, не позволяет раскрыть процесс формирования, содержание и значение взглядов Бакунина.
Целью статьи является решение вопроса дефиниции раннего бакунизма на основе научного воссоздания его содержания. Задачи работы включают: определение основы и «движущей пружины» формирования бакунизма, анализ содержания взглядов Бакунина в начальный период их эволюции, установление степени их самостоятельности и соотношения со сложившейся теорией революционного анархизма. Хронологические рамки работы ограничены начальным этапом эволюции бакунизма: конец 1820-х - начало 1830-х гг. (до «интеллектуальной революции» Бакунина, которую он пережил на рубеже 1833-1834 гг.). Эта «революция» означала переход от детского, юношеского восприятия мира и самопознания -на уровне чувств, впечатлений и начала формулирования идей к теоретическому обобщению, сознательному созданию системы мировоззрения.
Исследование эволюции явлений (процессов) возможно только при понимании того, что именно формируется. В основе бакунинского анархизма была идея «уважения человеческой личности» как «высший закон человечества» [2, II, с. 195], главный социальный принцип, так как все другие положения (принципы) его теории были следствием, развитием этой идеи.
Представление о главном принципе бакунизма и о методе его создания было дано самим Бакуниным в работе «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867) - первом всестороннем изложении и обосновании сложившегося революционного анархизма.
«Вся человеческая нравственность - .мы постараемся доказать абсолютную истину этого принципа, развитие, объяснение и самое широкое применение которого составляет главную цель этого сочинения, - писал Бакунин, - всякая коллективная и индивидуальная мораль покоится главным образом на уважении к человеку (курсив Бакунина. - И.К.). Что подразумевается под уважением к человеку? - Признание человечности, человеческого права и человеческого достоинства в каждом человеке.» [4, с. 108]. Идеал об-
щественного устройства в теории Бакунина исходил из цели, «осуществленной полностью в каждом и во всех человечности» [2, II, с. 152]. Этим идеалом была абсолютная свобода личности и полное самоуправление народа (общества), правовое и фактическое равенство людей, основанное на коллективном владении землей и средствами производства работников. Следствием, необходимым условием утверждения идеала в теории Бакунина было отрицание всех исторических и существующих государств, самого «принципа Государства и государствования» как привилегии, монополии на власть, отделенной от народа, стоящей над народом, вне народа власти во всех ее формах, принципа управления народом «сверху», сущность которого состоит в господстве и угнетении.
Определение основного понятия бакунинской теории - свободы, объединяет внутреннюю и внешнюю свободу: «Мы понимаем под свободой, с положительной точки зрения, полное развитие всех способностей, которые находятся в человеке, с отрицательной же точки зрения, независимость воли каждого от воли других» [2, IV, с. 56-57], - утверждал Бакунин. В теории революционного анархизма утверждалась мысль о социальной природе и сущности человека, свободы, о единстве, взаимообусловленности свободы личности и свободы всех людей, образующих общество, - индивидуальной и коллективной свободы, о единстве свободы и борьбы за нее, необходимости борьбы за свободу, самопожертвования во имя идеала. Установление основных идей теории Бакунина позволяет перейти к анализу раннего бакунизма.
Создатель идеологии революционного анархизма происходил из родовитого русского дворянства, его отец - А.М. Бакунин был крупным помещиком, получившим образование в Италии. Рано оставив службу, А.М. Бакунин поселился в своем родовом имении Премухине (Тверской губернии, Новоторжского уезда), где занимался хозяйством, философией, историей, естественными науками. Его домашняя библиотека состояла из сочинений древних авторов, произведений западноевропейской и русской литературы, современных ему работ по философии и естествознанию. Большое внимание он уделял воспитанию своих одиннадцати детей. Воззрения А.М. Бакунина основывались на идеологии русского просвещения. В молодости он был близок ранним декабристским организациям, но будучи противником революционных преобразований, вскоре отошел от движения. Восстание 14 декабря 1825 г. вселило в него страх, и его политические взгляды стали полностью верноподданническими. В этом духе он старался воспитать детей.
Главным в системе воспитания и первоначального образования, полученного М.А. Бакуниным в доме родителей, было чувство и
сознание человеческого достоинства, понимаемое как всестороннее развитие личности, прежде всего нравственное, интеллектуальное, духовное. Домашнее образование в семье Бакуниных было направлено на формирование в детях потребности развития личности: нравственного и эстетического чувства, стремления к интеллектуальной деятельности, «жизни духа» и на воспитание патриотизма как любви к отечеству и государю.
В соответствии с просветительским идеалом А.М. Бакунин старался развить все разнообразные способности своих детей. Домашнее образование сестер и братьев Бакуниных включало изучение французского, немецкого и английского языков. Дети читали «во французских переводах Тита Ливия, Плутарха, в оригиналах Шекспира, Шиллера, Гете» [8, с. 15-16], имели доступ к библиотеке отца, который сам обучал их истории и началам естествознания. Михаил с раннего возраста любил математику и занимался ею под руководством дяди, офицера Генерального штаба в отставке. Дети «обожали» природу, поэзию, музыку, хорошо рисовали. Любовь к природе особенно сближала Михаила с сестрой Татьяной, Александр был «страстный танцор», Алексей сочинял музыкальные произведения. Для молодого Бакунина, обладавшего абсолютным слухом, музыка была сильнейшей страстью, одной из главных «стихий жизни», способом познания мира. Восприятие прекрасного, «гармонии» жизни, природы, музыки, поэзии сложилось у него в детстве. В это время в его душе сформировалась как главная, определяющая его внутренний мир, потребность духовного, интеллектуального развития, и появилось осознание жизненной необходимости для человека общества, ставшее основой «анархизма-коллективизма» Бакунина, разработки им проблемы социальной сущности человека, свободы. Возникновению «анархизма-коллективизма» способствовала его жизнь в наиболее важный для человека период - становления личности, протекавшая в идеальном для детского возраста обществе, среде духовно близких, равных ему по развитию людей - многочисленном семействе Бакуниных.
Детские годы теоретик анархизма называл «самым счастливым временем» премухинской жизни: временем «безграничного счастья», «блаженства», и часто обращался к анализу того, что' делало детей счастливыми. В январе 1836 г. он писал отцу о значении детского периода своей жизни: «Вы были нашим воспитателем; Вы пробудили в нас чувство добра, чувство прекрасного, любовь к природе и ту любовь, которая до сих пор еще нас всех, сестер и братьев, тесно и неразрывно связывает. ...Вы зажгли в наших сердцах
святую искру любви к истине, развили в нас чувство гордого достоинства и свободы» [3, I, с. 189].
В петербургском Артиллерийском училище Бакунин изучал математику, физику, химию, французский и немецкий языки, специальные военные и военно-инженерные науки. Большой интерес у него вызывали история и преподававшаяся в училище русская словесность. В это время он много читал, его восхищали «полные героического романтизма» и оказывавшие «облагораживающее влияние на читателей» романы Д.Ф. Купера [3, I, с. 446]. Особенно внимательно Бакунин следил за развитием русской литературы, любовь к которой у него была проникнута горячим чувством патриотизма. Он радовался возникновению новых жанров в русской литературе, сообщал родным о выходе романов Ф.В. Булгарина, М.Н. Загоскина, Н.И. Греча, И.Т. Калашникова, исторических повестей К. П. Массальского, переводах шиллеровских трагедий А. Г. Ротчева и т. д. и передавал свои впечатления об этих произведениях [3, I, с. 41-42]. Письма Бакунина отражают исключительное положение в русской литературе Пушкина, к творчеству которого он обращался постоянно. В порыве патриотического восторга, вызванного стихотворением «Клеветникам России», семнадцатилетний Бакунин провозглашал в письме к родителям (сентябрь 1831 г.) тираду, доказывающую не только его верноподданнические чувства, но и то, что любовь к отечеству была для него неразрывно связана с деятельностью, самопожертвованием [3, I, с. 52].
Юному кадету было трудно самостоятельно оценить одно из самых сложных по глубине освоения действительности произведений мировой литературы - «Бориса Годунова». Он писал родным в Премухино о противоположных взглядах на это «сочинение, соединяющее в себе черты трагедии и романа», которое «взбудоражило» все петербургское общество [3, I, с. 42]. В письме к сестре Любови (май 1832 г.) он, среди разных толков, выделял мнение своего учителя словесности, говорившего, «что Пушкин никогда еще так высоко не стоял, но что он также часто упадал, описывая характер Годунова по Карамзину» [3, I, с. 61]. Приводя все известные ему отзывы, Бакунин полагал, что они могут помочь сестре составить собственное представление.
В «Истории моей жизни» (не позднее 1871 г.) Бакунин определял значение поэзии Пушкина, выросшего в «великодушной и благородной среде» передового русского дворянства, которая образовалась в России после войны 1812 г. и стала проповедником «гуманности и свободы». « .Наш великий поэт Пушкин дал нам гуманную поэзию, - говорилось в работе. - Он окончательно преобразовал наш язык и стал могущественнейшим проповедником новой
цивилизации в России», поэтому имя Пушкина «осталось символом пробуждения русской жизни» [3, I, с. 36], - заключал он. Процесс пробуждения русской жизни, выразившийся в распространении идей гуманности и свободы, стал основой формирования взглядов Бакунина.
Время кадетских отпусков и свободное от занятий, после перевода в офицерские классы, Бакунин проводил в свете, у своих многочисленных родных и знакомых, принадлежавших к высшему слою русского дворянства: С.Б. и К.М. Полторацких, Д.А. Державиной, Н.М. Мордвинова, в литературном салоне Е.М. и А.Н. Олениных, в течение тридцати лет бывшем одним из культурных центров Петербурга, и в другом «средоточии литераторов» того времени - доме писателя Д.М. Княжевича и т. д. Страстная любовь к музыке сделала его завсегдатаем родственной Бакуниным музыкальной семьи Львовых, у которых он бывал, при возможности, «почти ежедневно», наслаждаясь «чудесной», «божественной» музыкой в исполнении «лучших артистов» Петербурга [3, I, с. 79]. Он постоянно приносил и читал своим кузинам книги, на приемах «много танцевали» [3, I, с. 75]. Кроме танцев, молодой Бакунин регулярно занимался гимнастикой, его стремление к совершенствованию включало и физическое развитие.
С обретением большей свободы после производства в офицеры Бакунин разработал для себя программу самообразования. В письме в Премухино (10 февраля 1833 г.) он рекомендовал родителям книги, которые сам изучал в это время: курс чистой математики Белявеня в переводе Кушнакевича и Киндеева, Историю древнюю и среднюю Вознесенского, Русскую грамматику Греча [3, I, с. 74]. Интерес к последней важен тем, что показывал его пробудившееся стремление к изучению в совершенстве русского языка - восполнению недостатка своего домашнего «западного» образования. В офицерских классах, помимо артиллерии, фортификации, военного искусства, Бакунин изучал физику, механику, русскую литературу и немецкий язык [3, I, с. 70]. Его письма отражают горячее воодушевление перед поставленной им перед собой задачей самообразования.
В письме, датированном 8 марта 1833 г., пятью часами утра, когда после вечера, проведенного у Львовых, он находился под сильнейшим воздействием «чудной музыки», Бакунин заверяет сестер: «Теперь я буду вести серьезный образ жизни, возьму учителей немецкого и французского языка (он, действительно, через несколько дней выполнил свое намерение. - И. К.), буду заниматься истори-ею, литературою и русским языком, который я хочу знать в совершенстве, и вы увидите, что приехавши сюда, вы найдете очень образованного брата» [3, I, с. 88-89, 91]. В письме сестрам от
28 марта 1833 г. он продолжал: «Я буду учиться, все это время я употреблю на учение. ... я уже приступил к своим занятиям, постепенно в них втягиваюсь и нахожу в них удовольствие. Теперь я читаю очень интересную книгу: сочинение Адама Смита "Исследование о причинах и природе богатства наций"» [3, I, с. 96].
К начальному периоду формирования бакунизма относится не только зарождение положительного идеала свободы, но и начало его борьбы за свободу личности, человеческое достоинство, отрицания существующей действительности. Эта борьба заключалась во внутреннем отстаивании «человечности» - духовной, нравственной сущности человека, против внешнего, разрушающего воздействия общественных условий. Она выражалась в отрицании пошлости кадетско-офицерской среды, которой был чужд Бакунин, с ее «обычными занятиями» - картами, водкой и проч., несправедливостью, грубостью начальства в отношении подчиненных, унижением человеческого достоинства. Следствием неприятия молодым Бакуниным среды, в которой он находился, было его одиночество, от которого он постоянно страдал в период учебы и военной службы.
Мысль, что человек - существо общественное (социальное), была в буквальном смысле «выстрадана» Бакуниным. Он крайне тяжело переносил одиночество, ставшее для него самым большим мучением во время учебы, службы и многолетнего заключения в крепостях в конце 1840-х - 1850-е гг. Как спасения от одиночества он ждал поступления в Артиллерийское училище своего брата Николая [3, I, с. 53]. В письме к родным (январь 1833 г.) он выражал чувство благодарности к «тетушке» П.М. Ниловой за то, что она пригласила его поселиться в своем доме после того, как он был произведен в офицеры, и казарменное содержание закончилось: «.Если бы мне пришлось жить одному, то я умер бы с тоски, -писал он. - И я бесконечно признателен ей за то, что она меня приютила» [3, I, с. 71].
Письма Бакунина, относящиеся ко времени его пребывания в училище, движения с армейской частью и в военных лагерях западных губерний, наполнены безграничной тоской по обществу, среде близких ему по развитию людей. Он чувствовал единство, солидарность с товарищами по училищу только в связи с их протестом против унижений начальством. «Некоторые несправедливости и грубость наших офицеров, - говорилось в его письме к родителям от 30 августа 1831 г., - возбудили ропот и недовольство школы, которая позволила себе поднять шум и крики против них». Бакунин был подвергнут аресту «для примера» на сутки «за то, что с улыбкой сказал «Ого», в то время как подполковник угрожал заслать» его товарищей «т у д а, к у д а М а к а р т е л я т н е г о н я л (Разрядка
114
М.А. Бакунина. - И.К.)» [3, I, с. 48-49]. По приказу начальника училища генерала И.О. Сухозанета был составлен «список недовольных и довольных поведением офицеров. Три четверти школы записалось в число недовольных.» [3, I, с. 49], - с удовлетворением сообщал он родным. Этот эпизод свидетельствует о том, что кадеты не были образцом покорности и повиновения. Протест против унижений, отстаивание человеческого достоинства в верноподданной кадетской среде - далеко не самой развитой части русского общества, в ряду других, более значительных явлений, мог способствовать выдвижению Бакуниным в 1840-е гг. поразившей его современников мысли о том, что настоящее состояние русского общества доказывает, что падение самодержавия в России неизбежно.
Первое упоминание о желании Бакунина оставить военную службу относится ко времени его обучения в училище. В письме к родителям (апрель 1832 г.) он опровергает сведения о своем намерении отказаться от военной службы, полученные ими от С.Н. Муравьева - его двоюродного дяди и друга, который был старше Бакунина на пять лет и способствовал его интеллектуальному развитию. В этом письме Бакунин заверял родителей в духе традиционных дворянских представлений, что не имеет намерения оставить военную службу, видит в ней «единственное средство честно прожить и стать полезным» отечеству и родным [3, I, с. 57]. Однако важна аргументация Бакунина, которой он стремился убедить себя и родителей в том, что военная служба соответствует его собственной воле и желанию. Свободный нравственный выбор (еще на «бессознательном», «полусознательном» уровне) являлся для него единственным основанием поступков человека. Он писал, что не говорил того, что не любит военной службы, а имел в виду, что «мелкие особенности военной службы и дисциплины службы неприятны, например, то, что на военной службе никогда не бываешь прав перед старшими, ученье также довольно трудно. Я ему (С.Н. Муравьеву. - И.К.) сказал даже, - продолжает Бакунин, - что когда буду офицером, то, может быть, переменю мнение о военной службе, что только теперь, когда я исполняю солдатскую службу, она представляется мне неприятной». Исчерпав аргументы и не чувствуя уверенности, что может полюбить военную службу в том виде, в каком знает ее, он делает вполне детское заключение, что у него «нет никакой охоты оставить военную службу, которая должна быть очень приятной во время войны» [3, I, с. 57].
В письме к родителям, написанном в военном лагере под Красным Селом в мае 1833 г., Бакунин обосновывал единство свободы и нравственности. Говоря о несправедливостях в отношении к нему П.М. Ниловой, Бакунин доказывал, что его нравственность не испорчена не вследствие «надсмотра тетушки» (внешних ограниче-
ний), но что его «собственное отвращение» и правила, «внушенные» ему отцом «с самого малолетства» (воспринятые им внутренне) удерживали его от дурных поступков [3, I, с. 112]. Ранее, в марте 1830 г., в связи с мелким инцидентом, произошедшем между кадетами, который разбирался при участии великого князя Михаила Павловича, и начальство предложило Бакунину назвать провинившихся товарищей, чтобы избежать наказания, он писал родным, что «.предпочел быть невинно наказанным, чем совершить низость» [3, I, с. 43].
Юношеские письма Бакунина отражают развитое в нем чувство справедливости и, соответственно, острое восприятие несправедливости в жизни.
Молодой Бакунин пережил внутренний разрыв не только с военной средой, но со светским обществом с его лицемерием, мелкими, не достойными назначения человека интересами. Его поведение в свете воспринималось как необычное, потому что отличалось «прямотой», тем, что он всегда говорил правду [3, I, с. 76]. Это вызывало симпатии одних людей и отталкивало других. С начала появления в свете Бакунин ощущал дискомфорт и не чувствовал это общество «своим». С целью самопознания он окунулся в светские развлечения и полностью убедился, что эта жизнь слишком пуста, чтобы приносить удовлетворение.
К концу рассматриваемого периода начинается борьба Бакунина за личную свободу близких ему людей. Первым его делом на этом поприще стало «освобождение» старшей сестры Любови от навязываемого ей брака с бароном Ренне. Позиция в этом вопросе родителей, добивавшихся согласия дочери вопреки ее чувствам и воле, вызвала разочарование Бакунина в отце. Деятельная настойчивость молодого бунтаря, привлечение им на свою сторону сестер и братьев, привели к тому, что родители отступились. С начала формирования бакунизма проявилась черта его создателя вести за собой окружающих его людей, стремление «приносить пользу» отечеству, людям.
Таким образом, основополагающие идеи анархизма Бакунина: идеал всестороннего развития личности и представление об общественной сущности человека возникли на начальном этапе формирования его взглядов и были результатом не книжного восприятия, заимствования чужих теорий, а прямо «взяты из жизни», прочувствованы, продуманы им самим, что доказывает самостоятельность взглядов молодого Бакунина. К первому этапу эволюции бакунинского мировоззрения относится и начало его борьбы за свободу личности, человеческое достоинство.
В основе эволюции бакунизма был принцип уважения личности, свободного следования человеком своим внутренним чувствам и
убеждениям, представление о единстве человеческого достоинства и развития личности, человеческого достоинства человека и свободы. На первом этапе формирования взглядов Бакунина это представление, определявшее его внутренний мир, выступает и как «бессознательное» стремление и начало осмысления, сознательного отношения к действительности. Единство основ бакунинского мировоззрения на начальном и завершающем этапах его эволюции заставляет признать рассмотренный период началом генезиса анархизма Бакунина. Формирование бакунизма представляло собой органический, обусловленный внутренней логикой процесс, а не заимствование («уравновешивание» и т. п.) чужих идей. Взгляды Бакунина эволюционировали от идеала развития личности (первоначально личность рассматривалась им в рамках социальной среды, к которой он принадлежал, и как абстрактный образ человека), представления о единстве свободы и нравственности к идеалу свободы, развития каждого человека, живущего в обществе, всех людей. Механизмом эволюции бакунинского мировоззрения было установление условий осуществления идеала свободы, развития личности в реальной жизни людей, обществе.
Список литературы
1. Артемов В.М. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1999.
2. Бакунин М.А. Избранные сочинения. - Пг., 1919-1921. - Т. !-У.
3. Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем. 1828-1876. - М.-Л., 19341935. - Т. МУ.
4. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика: сб. - М., 1989.
5. Бокучава Г.Ш. Политическая философия М.А. Бакунина и современность. - М., 1999.
6. Камынин И.А. Государство и революция в политической теории народничества (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев): автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2008.
7. Кондратьева Т.А. Проблема социального идеала в русском классическом анархизме: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Чита, 2006.
8. Королева-Конопляная Г. И. Анархизм. Утопия и реальность (Политическая теория и политическая практика анархизма в свете современности): авто-реф. дис. ... д-ра полит. наук. - М., 1995.
9. Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. - Иркутск, 1981.
10. Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. - М., 1990.
11. Полонский В.П. Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление. Т. 1. Бакунин - романтик. 2-е изд., испр. и доп. - М.-Л., 1925.
12. Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность (1814-1876): в 3-х ч. Ч. 1 (1814-1861). - М., 1920.
13. Ямамото К. Политическая философия Бакунина (концепт исследования). - М., 2001.