Научная статья на тему 'Начальный этап истории собирания и публикации свадебного фольклора Прикамья (1840-1850-е годы)'

Начальный этап истории собирания и публикации свадебного фольклора Прикамья (1840-1850-е годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
280
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ / СВАДЕБНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ПРИКАМЬЕ / ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЯ / ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / HISTORY OF FOLKLORISTIC / WEDDING FOLKLORE / PRIKAMYE REGION / FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC DESCRIPTIONS / TEXT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щупак Галина Николаевна

Раскрываются малоизвестные страницы истории фольклористики, связанные с собирательской деятельностью в Прикамье в 1840-1850-е годы. Основное внимание уделяется характеристике опубликованных и рукописных источников, посвященных свадебному обряду и фольклору населения Прикамья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Initial Phase of the History of Collecting and Publishing of Wedding Folklore in Prikamye Region (1840s-1850s)

The article deals with the history of folkloristic and the corresponding activities in Prikamye in 1840s-1850s. The article focused on the characteristic of published and hand-written sources describing the wedding ceremony and folklore of Prikamye.

Текст научной работы на тему «Начальный этап истории собирания и публикации свадебного фольклора Прикамья (1840-1850-е годы)»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Г. Н. Щупак

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИСТОРИИ СОБИРАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ СВАДЕБНОГО ФОЛЬКЛОРА ПРИКАМЬЯ

(1840-1850-е годы)

Раскрываются малоизвестные страницы истории фольклористики, связанные с собирательской деятельностью в Прикамье в 1840-1850-е годы. Основное внимание уделяется характеристике опубликованных и рукописных источников, посвященных свадебному обряду и фольклору населения Прикамья.

Ключевые слова: история фольклористики, свадебный фольклор, Прикамье, фольклорно-этнографические описания, текстологический анализ.

G Shchupak

The Initial Phase of the History of Collecting and Publishing of Wedding Folklore in Prikamye Region (1840s-1850s)

The article deals with the history of folkloristic and the corresponding activities in Prikamye in 1840s-1850s. The article focused on the characteristic of published and hand-written sources describing the wedding ceremony and folklore of Prikamye.

Keywords: history of folkloristic, wedding folklore, Prikamye region, folklore and ethnographic descriptions, text analysis.

Свадебный обряд и фольклор Прикамья половине ХХ века и современных научных составляют одну из значимых областей ин- исследований.

тереса многочисленных краеведов и фольк- Появление публикаций, посвященных лористов-собирателей XIX-XX века. При- свадебному фольклору Прикамья, связано с

чина этого кроется, в первую очередь, в концом 1840-х годов. К числу первых при-

развитости обряда и в яркой самобытности надлежит статья смотрителя Чердынского

пермской свадьбы. Историю собирания и уездного училища Н. А. Корнаухова*, пред-

изучения прикамского свадебного фолькло- ставленная под заглавием «Этнографиче-

ра можно определить как историю форми- ские черты города Чердыни» в петербург-

рования научных методов исследования. В ском «учено-литературном» журнале «Оте-

самом обобщённом плане этот процесс чественные записки» в 1848 году [6, с. 49-

можно представить как путь от доминиро- 58]. Часть данной публикации составляет

вания этнографических публикаций описа- лаконичное описание свадебного обряда,

тельного характера на раннем этапе до соз- иллюстрированное двумя краткими поэти-

дания звуковых и рукописных коллекций ческими фрагментами песни («Синее море

музыкально-поэтических текстов во второй на волнах стоит») и «плача» («Ты пожа-

луй-ко, мила подруженька»). Известно, что в 1844 году Н. А. Корнаухов намеревался представить в печати ряд записанных им текстов свадебного фольклора, о чем свидетельствует следующая выдержка из его письма к издателю «Отечественных записок» А. А. Краевскому: «Поющиеся в здешнем городе на свадьбах девушками невесте плачи, или печальные песни, показались мне довольно замечательными. Собрав те из них, которые, по моему мнению, заслуживают более внимания, я прилагаю их при письме этом и прошу покорнейше Вас поместить их в издаваемом Вами журнале, если они по рассмотрению Вашему, заслуживают этого» [цит. по: 3, с. 285].

Публикация поэтических текстов, записанных Н. А. Корнауховым около 1844 года и примерно в это же время пополнивших собрание П. В. Киреевского, состоялась по прошествии значительного периода — в 1911 году, когда Обществу любителей российской словесности при Московском университете удалось осуществить новое издание материалов из собрания П. В. Киреевского. В первый выпуск новой серии «Песен, собранных П. В. Киреевским», посвященной обрядовому фольклору, составители сборника включили 42 текста чердын-ских свадебных песен (.№ 67-93) и причитаний (.№ 94-108) с указаниями собирателя о том, для кого и в какой момент они исполнялись на свадьбе («жениху и невесте», «отцу», «священнику», «сватовщику и др.). Причитания приурочивались к кульминационным моментам довенечной части свадьбы

— обрядовой бане, чесанию волос невесты и ее прощанию с «красотой» [9, с. 28-42].

В 1848 году в петербургской «Иллюстрации» была опубликована статья М. И. Калинина, описывающая среди прочих и «сва-тебные» обычаи у «чердаков» — жителей г. Чердыни [5]. М. И. Калинин**, петербуржец, направленный на преподавательскую службу в Чердынское уездное училище, преподносит читателю этнографический материал с позиции в некоторой степени

иронично настроенного горожанина, наблюдающего за ходом крестьянской свадьбы. Наиболее ярко впечатления очевидца воплотились в красочном описании одного из важнейших этапов обрядового действа — оплакивания «дивьей красоты», сопровождаемого исполнением «песен плача», т.е. причитаний.

Следует заметить, что и Н. А. Корнаухов, и М. И. Калинин фиксировали городскую традицию свадебного обряда. Можно предположить, что в 1840-х годах она лишь в незначительной степени отличалась от традиций близлежащих к Чердыни сёл и деревень. Изданные в середине XIX века этнографические описания послужили началом целого ряда публикаций, посвященных чер-дынской свадьбе. Неугасаемый интерес к ней был обусловлен, в первую очередь, хорошей сохранностью ритуала и ярким своеобразием его деталей, что, в частности, отмечал Н. А. Корнаухов: «Нигде, мне кажется, не исполняются с такою точностию и неупустительностью все древние свадебные обряды, как здесь; они по своей национальности заслуживают подробного описания» [6, с. 53].

Важным событием, оказавшим значительное влияние на развитие отечественной фольклористики, стало создание в 1845 году Русского географического общества (далее — РГО). Одним из направлений деятельности РГО стала организация сбора сведений о различных сторонах духовной и бытовой жизни населения России, чему в большой степени способствовала составленная в 1848 году «Этнографическая программа» РГО. Одним из ее пунктов был сбор этнографических и фольклорных материалов. Распространение данной «Программы» привело к активизации собирательской деятельности жителей губерний, представителей разночинной интеллигенции.

В специальной статье, посвященной характеристике поступающей в адрес РГО корреспонденции, К. Д. Кавелин отмечал

обилие и разнообразие материалов по свадебным обычаям. «На сто номеров описаний, — резюмировал он свои наблюдения,

— более двадцати содержат подробные, тщательно составленные описания свадеб со всеми их обстановками, приметами, песнями, причитаниями и торжественными обрядовыми словами всех присутствующих лиц. Кроме того, как бы ни было скудно описание, каждое непременно сообщает что-нибудь о свадьбах. Это главный, важнейший из всех обычаев, изучение которого вводит нас в самое сердце нашего древнего быта и верований, и в историю их постепенного развития» [5, с. 336-337].

Рукописи, заключающие в себе фольклорно-этнографические материалы, поступали практически из всех уездов Пермской губернии, преимущественно от представителей православного духовенства. В большинстве случаев этот труд становился результатом выполнения предписаний со стороны епархиального начальства, которому РГО адресовало просьбу распространения этнографической программы. Известно, что в 1853 году по указанию архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита «лицам городского и сельского духовенства» в уезды Пермской губернии было разослано свыше 60 экземпляров второй редакции

«Программы для исследования русской народности» [1].

В конце 1840-х — начале 1850-х годов из прикамских уездов материалы по свадебному обряду и фольклору были присланы священниками: Петром Первушиным (Верхний Чусовской городок Пермского у.), Николаем Поповым (с. Гаинское Чердын-ского у.), Иоанном Бердниковым (с. Спас-Бардинское Кунгурского у.), Василием Буд-риным (с. Большие Ключи Красноуфимского у.).

В ходе текстологического сличения двух источников удалось установить, что текст статьи священника И. Е. Бердникова*** "Этнографические сведения о жителях Кунгурского уезда" был переизложен С. П. Буевским**** и в 1858 году (к сожалению, без ссылки на автора) опубликован в «Учёных записках Казанского университета» [2, с. 141-165]. При этом С. П. Буевский отмечал, что местный свадебный обряд «мало отличается от совершаемого в великороссийских губерниях» [2, с. 155].

Для обнаружения единого содержания и различного изложения в рукописи И. Е. Бердникова и публикации С. П. Буевского, достаточно сопоставить два источника на примере краткого фрагмента описания, где речь идет о расплетении косы невесты:

Рукопись И. Е. Бердникова Публикация С. П. Буевского

«Обряды и обычаи пред самой свадьбой. В доме невесты отдается красота. Утром, в свадебный день, при зажженной пред иконою свече, мать невесты начинает расплетать ее косу, а с ней участвуют и все девицы, присутствующие на девичнике. В это время поют песню, в которой отдают честь целомудрию; а невеста, закрыв лицо руками, плачет» [1, л. 5]. «Перед самой свадьбой в доме невесты отдается красота. Утром в свадебный день, при зажженной пред иконами свече, мать невесты вместе с девицами, присутствующими на девичниках, начинают расплетать ее косу. В это время поют песню, в которой похваляют целомудрие невесты, а невеста, закрыв лицо руками, плачет» [2, с. 158].

Лишь малая часть материалов из Пермской губернии увидела свет на страницах изданий РГО. Стремясь опубликовать свои работы, авторы прибегали к сотрудничеству с другими издателями. В частности, некоторые материалы из ранее присланных в РГО, впоследствии размещались на страницах

«Пермских губернских ведомостей». Отдельные этнографические описания появлялись в центральных органах печати, например, в «Журнале министерства внутренних дел», где были напечатаны «Этнографические заметки о пермяках» священника Н. Попова из с. Гаинского Чердынского

уезда [10, с. 456-464]. Большое внимание в статье уделено свадебному обряду северной группы коми-пермяков. Достаточно подробно Н. Попову удалось описать обрядовую встречу свах во время приезда женихова поезда во двор дома невесты.

В петербургских изданиях — в 1849 году в «Географических известиях» (издание РГО) и в 1852 году в «Журнале министерства государственных имуществ» — публикуется материал В. Хлопина (Хлопова) о «пермяках» [12, с. 22-32; 13, с. 166-180]. Судя по всему, данному автору, написание фамилии которого в разных изданиях отличается, принадлежит еще одна, не авторизованная статья, напечатанная в журнале «Москвитянин» за 1847 год [8, с. 201-216]. Все три публикации содержат одинаковые, но представленные в вариативном изложении сведения о свадебных обычаях «пермяков», по указанию автора, «более или менее заимствованных» ими у русских [13, с. 174]. Автор упоминает о том, что в «доме невесты собираются все ее молодые и немолодые подруги, поют свадебные, обыкновенно печальные песни, пьют брагу и плачут» [13, с. 174], но сами песенные тексты не приводит.

По всей вероятности, к концу 1850-х следует отнести фольклорно-этногра-

фические материалы, собранные в Суксун-

ском заводе Красноуфимского уезда одним из корреспондентов В. И. Даля и поступившие затем к П. В. Киреевскому. Рукопись «Свадебные обряды в горных заводах <Урала>» содержит изложение хода свадебного обряда, бытовавшего среди рабочего населения демидовских заводов, и 76 текстов свадебных песен и причитаний, в которых «слышны отголоски нашей старины» [11, с. 450]. Наше предположение о возможном составлении данного описания в 1850-е годы основано на том, что его развернутость, многочисленность и полнота включенных поэтических текстов характерны для работ, выходивших с этого времени. Ценность поэтических текстов свадебных причитаний, приводимых в данной рукописи, тем более велика, что в корпусе современных материалов причётная традиция этой местности практически не представлена.

Материалы, собранные в 1840-1850-е годы, являются уникальным свидетельством, позволяющим судить, с одной стороны, о своеобразии местных фольклорных традиций, а с другой, — об особенностях их восприятия представителями образованных кругов сельских и городских жителей. Фольклорно-этнографические источники

этого времени представляют большой интерес для современных исследований.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Корнаухов Николай Афанасьевич — прикамский краевед, собиратель фольклорно-этнографических

материалов, корреспондент Русского географического общества. В 1827-1838 гг. преподавал в Чердын-

ском уездном училище; там же, в период с 1831 по 1844, исполнял должность штатного смотрителя. В

1845-1848 гг. служил штатным смотрителем в Соликамском уездном училище, в 1850-1863 — в той же должности — в Шадринском уездном училище.

** Из биографии Михаила Ивановича Калинина удалось выявить лишь тот факт, что в 1839-1842 го-

дах он состоял учителем русского языка в Чердынском уездном училище. В своей статье М. И. Калинин упоминает об учёной экспедиции Русского географического общества, «в руках которой много средств»

и которая «познакомит русских с этим далеким краем [Чердынским. — Г. Щ.], не лишённым примеча-

тельностей во многих отношениях» [6, с. 216]. Исходя из данной отсылки к РГО, можно предполагать, что М. И. Калинин был осведомлён о деятельности данной организации и мог быть связан с нею каким-либо образом.

*** Бердников Иван Евдокимович (в монашестве — архимандрит Исаакий) (ок. 1810 — после 1886) — собиратель фольклорно-этнографических материалов в Пермской губернии. Родился в семье поно-

маря Крестовоздвиженской церкви с. Арийского Красноуфимского уезда. В 1830 окончил Пермскую духовную семинарию, в том же году был рукоположен в священники к Спасской церкви с. Бардинского Кунгурского уезда Пермской губернии. На момент сотрудничества с РГО исполнял должность наставника в Спасобардинском приходском училище.

**** Буевский Савва Петрович (1792-1879) — выпускник Вятской духовной семинарии, штатный смотритель Кунгурского уездного училища, коллежский асессор; наряду со служебными обязанностями занимался научной и краеведческой деятельностью; изучал фольклор, историю, географию, статистику местного края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердников И. Этнографические сведения о жителях Кунгурского уезда // Архив РГО. Р. 29. Оп. 1. № 75.

2. Буевский С. Жители Кунгурского уезда // Ученые записки, издаваемые имп. Казанским университетом. Казань, 1858. Кн. 1. С. 141-165.

3. Ганина М. А. У истоков уральской фольклористики (собирание и публикация фольклора Пермской губернии в 1840-1850-е гг.) // Учен. зап. Перм. гос. ун-та. 1968. № 193: Литературоведение. С. 278-305.

4. Кавелин К. Д. Некоторые извлечения из собираемых в имп. Русском Географическом Обществе этнографических материалов о России, с заметками о их многосторонней занимательности и пользе для науки // Географические известия. 1850. Вып. 3. С. 323-339.

5. Калинин М. Чердынь. (Статья восьмая и последняя) // Иллюстрация. 1848. Т. 7. 23 окт., № 38. С. 212-216.

6. Корнаухов Н. Этнографические черты города Чердыни Пермской губернии // Отечественные записки. 1848. Т. 57. Отд. 8. С. 49-58.

7. О напечатании и рассылке этнографической программы // Архив РГО. Ф. 1-1852. Оп. 1. № 5. Л. 162-164 об.

8. О пермяках // Москвитянин. 1847. Ч. 1. С. 201-216 / Авт.: В. А. Хлопин (Хлопов).

9. Песни, собранные П. В. Киреевским: Новая серия / Изд. О-вом любителей российской словесности при Императорском Московском университете / Под ред. В. Ф. Миллера, М. Н. Сперанского. М., 1911. Вып. 1. (Песни обрядовые). [1], 12, LXXIV, 356 с.

10. Попов Н. Этнографические заметки о пермяках // Журнал мин-ва внутр. дел. СПб., 1852. Ч. 39. С. 456-464.

11. Свадебные обряды в горных заводах <Урала> // Песни, собранные писателями: Новые материалы из архива П. В. Киреевского. М.: Наука, 1968. С. 450-504 (Литературное наследство. Т. 79).

12. Хлопин В. Несколько слов о пермяках // Географические известия. СПб., 1849. Вып. 1. С. 22-32.

13. Хлопов В. А. Хозяйственный и нравственный быт пермяков // Журнал мин-ва гос. имуществ. СПб., 1852. Т. 44. № 8. С. 166-180.

REFERENCES

1. Berdnikov I. Etnograficheskie svedenija o zhiteljah Kungurskogo uezda // Arhiv RGO. R. 29. Op. 1. №

75.

2. Buevskij S. Zhiteli Kungurskogo uezda // Uchenye zapiski, izdavaemye imp. Kazanskim universitetom. Kazan', 1858. Kn. 1. S. 141-165.

3. Ganina M. A. U istokov ural'skoj fol'kloristiki (sobiranie i publikatsija fol'klora Permskoj gubernii v 1840-1850-e gg.) // Uchen. zap. Perm. gos. un-ta. 1968. № 193: Literaturovedenie. S. 278-305.

4. Kavelin K. D. Nekotorye izvlechenija iz sobiraemyh v imp. Russkom Geograficheskom Obwestve jet-nograficheskih materialov o Rossii, s zametkami o ih mnogostoronnej zanimatel'nosti i pol'ze dlja nauki // Geograficheskie izvestija. 1850. Vyp. 3. S. 323-339.

5. Kalinin M. Cherdyn'. (Stat'ja vos'maja i poslednjaja) // Illjustratsija. 1848. T. 7. 23 okt., № 38. S. 212216.

6. Kornauhov N. Etnograficheskie cherty goroda Cherdyni Permskoj gubernii // Otechestvennye zapiski. 1848. T. 57. Otd. 8. S. 49-58.

7. O napechatanii i rassylke etnograficheskoj programmy // Arhiv RGO. F. 1-1852. Op. 1. № 5. L. 162-164

ob.

8. O permjakah // Moskvitjanin. 1847. Ch. 1. S. 201-216 | Avt.: V. A. Hlopin (Hlopov).

9. Pesni, sobrannye P. V. Kireevskim: Novaja serija / Izd. O-vom ljubitelej rossijskoj slovesnosti pri Impera-torskom Moskovskom universitete / Pod red. V.F. Millera, M. N. Speranskogo. M., 1911. Vyp. 1. (Pesni obr-jadovye). [1], 12, LXXIV, 356 s.

10. Popov N. Etnograficheskie zametki o permjakah // Zhurnal min-va vn. del. SPb., 1852. Ch. 39. S. 456464.

11. Svadebnye obrjady v gornyh zavodah <Urala> // Pesni, sobrannye pisateljami: Novye materialy iz arhiva P. V. Kireevskogo. M.: Nauka, 1968. S. 450-504 (Literaturnoe nasledstvo. T. 79).

12. Hlopin V. Neskol'ko slov o permjakah // Geograficheskie izvestija. SPb., 1849. Vyp. 1. S. 22-32.

13. Hlopov V A. Hozjajstvennyj i nravstvennyj byt permjakov // Zhurnal min-va gos. Imushchestv. SPb., 1852. T. 44. № 8. S. 166-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.