УДК 378.4(470.44-25)+929
А.Н. Галямичев
НАЧАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ В САРАТОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье рассматривается начальный период истории преподавания и изучения истории, языков и литератур зарубежных славянских народов в Саратовском университете с момента основания историко-филологического факультета в 1917 г. до выделения педагогического факультета в самостоятельный вуз в 1931 г. и временного ухода гуманитарного образования из СГУ.
Ключевые слова: А.Н. Сиротинин, Г.А. Ильинский, Н.И. Дурново, Саратовский университет, университетское славяноведение.
Саратовский университет принадлежит к числу тех вузов России, которые имеют основания считаться центрами славяноведения. Преподавание и изучение языков, истории и культуры зарубежных славянских народов опирается на прочные традиции, заложенные несколькими поколениями историков и филологов. История славяноведения в Саратовском университете заслуживает, на наш взгляд, монографического исследования, которое должно стать не только данью уважения
Галямичев Александр Николаевич - профессор кафедры всеобщей истории Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор исторических наук, [email protected]
трудам учёных и педагогов, но и обобщением исторического опыта, необходимым для дальнейшего развития этого важного направления гуманитарного знания.
В настоящем сообщении мы остановимся на начальном периоде истории славяноведения в Саратовском университете, который охватывает время с 1917 по 1931 гг. Эти хронологические рамки устанавливаются двумя важными рубежами в истории университета. Начальная веха определяется тем, что летом 1917 г. в соответствии с решением Временного правительства Саратовский университет приобрёл классическую для университетов тогдашней России структуру, и к медицинскому факультету, с открытием которого в 1909 г. было связано основание десятого университета Российской империи, присоединились юридический, физико-математический и историко-филологический. С первых дней существования последнего и ведёт свой отчёт история преподавания и изучения языков, истории и культуры зарубежных славянских народов в СГУ.
Первые шаги славяноведения в Саратовском университете вселяли надежды на превращение нашего города в один из крупных центров этой отрасли гуманитарных исследований, в которой русская наука прочно занимала в XIX - начале ХХ в. лидирующие позиции в мире. В 1918 г. ряды профессоров Саратовского университета пополнили два видных представителя русского славяноведения - воспитанник Петербургского университета Григорий Андреевич Ильинский (1876-1937), профессор Харьковского и Юрьевского (в 1916 г. эвакуированного в Воронеж) университетов [13, с. 167-168] и питомец Московского университета Николай Николаевич Дурново (1876-1937) [13, с. 150-151]. Оба они, в особенности Г.А. Ильинский, защитивший в 1911 г. докторскую диссертацию [4], успели заявить о себе успехами на научном и педагогическом поприще и вступали в пору золотой зрелости профессионального мастерства.
На историко-филологическом факультете было развёрнуто преподавание широкого цикла славистических дисциплин: Г.А. Ильинский преподавал курсы старославянского языка, истории сербского, болгарского и польского языков, курс сравнительной грамматики славянских языков и истории славянских литератур. Н.Н. Дурново читал лекции по введению в славяноведение, исторической морфологии и диалектологии,
руководил практическими занятиями по изучению языка памятников древнерусской и славянской литературы [10, с. 124]1.
Весомую лепту в историю саратовской университетской славистики внёс и Андрей Николаевич Сиротинин (1864-1922), известный переводчик произведений славянской литературы [11; 13, с. 306]. С Саратовом его связывали прочные связи. Племянница Андрея Николаевича, видная представительница саратовской лингвистической школы, профессор О.Б. Сиротинина пишет в своих воспоминаниях: «Андрей Николаевич -известный филолог, он был до последнего времени единственным переводчиком с древнегреческого Феокрита (так написано в литературной энциклопедии), знал 25 языков, автор целого ряда книг в нескольких дореволюционных изданиях: «Россия и славяне», переводы со всех славянских языков славянских поэтов «Цветы с родных полей». Он работал в Варшаве в гимназии и преподавателем Варшавского университета, а когда началась Первая мировая война, Варшавский университет был эвакуирован, он приехал в Саратов, к брату2. После открытия в нашем университете историко-филологического факультета Андрей Николаевич сразу же был избран доцентом» [12, с. 20-21].
По инициативе учёных-славистов при Саратовском университете было открыто Общество славяноведения, которое, «ставя своей целью сближение культурных сил на научной почве, занималось изучением жизни славянских народов, языков и литературы, переводами на русский язык замечательных произведений славянских литератур, организацией экскурсий в славянские страны, выпуском печатной продукции» [10, с. 124].
1 Например, в 1919-1920 учебном году Г.А. Ильинский преподавал курсы болгарского языка и истории болгарской литературы, а также вёл семинарий «Чтение и разбор избранных произведений болгарской литературы» [9, с. 3].
2 Николай Николаевич Сиротинин (1856-1921), отец знаменитого советского патофизиолога Николая Николаевича Сиротинина [8, с. 333], с 1889 г. жил в Саратове и, будучи секретарём городской думы, принимал деятельное участие в открытии Саратовского университета. Имея много друзей среди деятелей революционного движения, он работал после революции в статистическом бюро, которое возглавлял «его близкий друг Василий Иванович Серебряков - старый большевик, хорошо знакомый с Лениным» [12, с. 36].
В Государственном архиве Саратовской области хранится интереснейший документ - протокол 27-го заседания исторической секции Философско-исторического общества при Саратовском университете от 24 апреля 1921 г., на котором состоялось обсуждение книги профессора Московского университета Матвея Кузьмича Любавского (1860-1936) «История западных славян» [7]. С основным докладом выступил Г.А. Ильинский, а А.Н. Сиротинин принял самое активное участие в развернувшейся дискуссии, среди участников которой были работавшие тогда в Саратовском университете известные российские историки профессора В.И. Бутенко, П.Г. Любомиров, С.Н. Чернов, С.В. Юшков, а также выдающийся философ и публицист Русского Зарубежья Г.П. Федотов и сын Н.Г. Чернышевского - исследователь его наследия М.Н. Чернышевский [2, с. 3-6]. Протокол заседания Философ-ско-исторического общества является ярким свидетельством того, что в сложных условиях хозяйственной разрухи и надвигавшегося голода учёные Саратовского университета поддерживали лучшие традиции отечественной и мировой науки и высшей школы.
Многообещающее начало славяноведения в Саратовском университете не имело, однако, продолжения в 1920-1930-е гг. В ходе начавшихся уже в 1919 г. преобразований в системе образования в Советской России были упразднены историко-филологические факультеты. В Саратове филологическое отделение сохраняло самостоятельный статус как осколок историко-филологического факультета до 1921 г. (в отличие от исторического отделения, которое уже в 1919 г. вошло в состав вновь образованного факультета общественных наук), но в 1922 г., воссоединившись, оба отделения составили историко-словесное отделение многопрофильного педагогического факультета. В конечном итоге в Саратовском университете так и не была создана кафедра славянской филологии1, а сама возможность педагогической
1 Именно кафедры славянской филологии были главными очагами развития славяноведения (как филологического, так и исторического) в дореволюционной России: согласно университетскому уставу 1884 г. они должны были осуществлять преподавание славистических дисциплин, в том числе обязательного для историко-филологических факультетов курса истории славян, а их научные исследования нередко носили междисциплинарный характер [см.: 6, с. 69].
и научной работы славистов была обусловлена исключительно их высокой квалификацией в области изучения русского языка (с момента образования историко-филологического факультета они являлись работниками кафедры русского языка).
Время работы видных учёных-славистов в Саратовском университете оказалось непродолжительным. Уже в 1920 г. в поисках лучших условий для работы из Саратова уехал Н.Н. Дурново1. В 1922 г. оборвалась жизнь А.Н. Сиротинина, скончавшегося от тяжёлой формы туберкулёза [12, с. 36]. Дольше всех (до 1926 г.) продолжал работать в Саратове Г.А. Ильинский, который завершил здесь работу над капитальным исследованием «Введение в изучение русского языка»2.
После отъезда Г.А. Ильинского в Саратовском университете не осталось видных славистов. Жёсткую оценку состояния славистики и языкознания в целом, сложившуюся к концу 1920-х гг. в Саратовском университете, даёт в своих воспоминаниях О.Б. Сиротинина. Отметив «калейдоскоп известных учёных», работавших в Саратове в 1917-1920-е гг. (в том числе Н.Н. Дурново и Г.А. Ильинского), она замечает: «Ближе к тридцатым годам была какая-то совершенная серость, абсолютно никому не известные фигуры, которые и работали очень недолго, и никакого следа, конечно, оставить не могли» [12, с. 73].
Думается, что подобное положение вещей представляло собой закономерное, обусловленное особенностями того времени явление. Славяноведение оказалось мало востребованным в университетах в 1920-1930-е гг. направлением научно-педагогической деятельности. Как отмечала Л.П. Лаптева, «пришедшие к власти в результате революции представители общества негативно относились к славяноведению как к носительнице идеологии панславизма, которая якобы поддерживала реакционную политику царизма. Идея славянской
1 В 1924-1929 гг. Н.Н. Дурново являлся профессором университета в Брно (Чехословакия), затем вернулся в СССР и стал одной из жертв «Дела славистов» в 1937 г. [13, с. 150].
2 Рукопись этой работы была впоследствии утрачена [3, с. 31]. Г.А. Ильинский продолжил работу сначала в Казанском, а с осени 1927 г. - в I Московском университете. Как и Н.Н. Дурново, он был расстрелян в 1937 г. по «Делу славистов» [5, с. 20-21].
солидарности и славянской общности, питавшая практически всё славяноведение с начала его зарождения, считалась измышлением идеологов империалистической буржуазии и заменялась принципом пролетарского интернационализма» [6, с. 811]1. В учебных планах университетов славистические дисциплины не находили места, да и увлечь проблемами славистики студентов 1920-х гг., ориентированных на решение актуальных вопросов современной действительности, было непросто.
На пороге 1930-х гг. очередная реорганизация Саратовского университета обозначила рубеж, завершающий начальный этап истории славяноведения в Саратовском университете: в 1931 г. педагогический
1 Справедливости ради надо отметить, что ректор Саратовского университета, выдающийся хирург С.Р. Миротворцев высоко ценил Г.А. Ильинского как учёного и педагога, и даже после его отъезда из Саратова не оставлял надежд на возможное возвращение учёного в СГУ. В личном деле Г.А. Ильинского, хранящемся в архиве Саратовского университета, сохранилось письмо С.Р. Миротворцева в отдел ВУЗов Главпрофобра от 27 декабря 1926 г., в котором отмечалось: «Правление Саратовского Государственного Университета на основании договорённости с проф. Г.А. Ильинским просит не отчислять его от должности профессора Саратовского Университета, несмотря на утверждение его профессором Казанского Восточного Педагогического Института. Г.А. Ильинский является высококвалифицированным научным работником, и окончательный выход его из состава профессоров поставил бы Педагогический факультет Саратовского Университета в невозможность проводить надлежащую подготовку студентов по нескольким важным дисциплинам лингвистического отделения. Одной из причин предполагавшегося перевода Г.А. Ильинского в Казань служит желание его осуществить ряд научных работ, пользуясь исключительной по своей возможности библиотекой, имеющейся в Казани. Принимая во внимание, что Г.А. Ильинский в течение ряда лет не пользовался научными командировками, Правление Саратовского Государственного Университета постановило предоставить ему шестимесячную командировку без сохранения содержания с 1 января 1927 г. Оставление Г.А. Ильинского в составе профессоров Саратовского Университета при таких условиях обеспечивало бы возвращение к его прежней работе на Педфаке на тот случай, если бы по разным обстоятельствам более продолжительное пребывание в Казани оказалось бы для Г.А. Ильинского нежелательным» [1, л. 22].
факультет выделился из университета в самостоятельный педагогический институт, после чего гуманитарное образование как таковое (до 1935 г., когда был создан исторический факультет) полностью ушло из СГУ.
Таким образом, начальный этап истории славяноведения в Саратовском университете составляет замкнутое целое, ярко отразив судьбы славяноведения и университетского образования в нашей стране. Он оставил свой неповторимый след в истории университета и оказал влияние на дальнейшее развитие гуманитарного образования, вернувшегося в СГУ в 1935 г. с открытием исторического факультета, в рамках которого в 1941 г. было открыто филологическое отделение (с 1944 г. - самостоятельный факультет)1. Некоторые из воспитанников первых профессоров (наиболее яркий пример этого рода - творческий путь видного фольклориста Т.М. Акимовой) приняли непосредственное участие в возрождении оборвавшихся на рубеже 1920-х -1930-х гг. традиций.
Список использованных источников и литературы
1. Архив Саратовского государственного университета. Личное дело Г.А. Ильинского.
2. Галямичев А.Н. Протокол одного заседания (Из истории славяноведения в Саратовском университете) // Славянский сборник. Саратов, 2008. Вып. 7.
3. Журавлёв В.К. Григорий Андреевич Ильинский. М., 1962.
4. Ильинский Г.А. Грамоты болгарских царей. М., 1911.
5. Лаптева Л.П. Г.А. Ильинский как исследователь средневековой истории и культуры Болгарии // Славянский сборник. Саратов, 2013. Вып. 11.
6. Лаптева Л.П. История славяноведения в России в конце XIX - первой трети ХХ в. М., 2012.
1 Наиболее наглядный пример - пополнение фондов Научной библиотеки СГУ, в которых хранится немало ценных для учёных-славистов изданий, переданных из личных библиотек профессоров 1920-х гг. О.Б. Сиротинина вспоминает, например, что А.Н. Сиротинин сумел совершить специальную поездку в Варшаву после завершения Гражданской войны для того, чтобы вывезти в Саратов свою личную библиотеку [12, с. 21].
7. Любавский М.К. История западных славян (прибалтийских, чехов и поляков). М., 1917. 2-е изд. М., 1918.
8. Менделиев А.М., Соловьёва И.В. Н.Н. Сиротинин: личная одарённость в контексте семейной // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 2.
9. Обозрение преподавания на историко-филологическом факультете Саратовского университета в 1919-1920 учебном году. Саратов, 1919.
10. Саратовский университет. 1909-1959. Саратов, 1959.
11. Сиротинин А.Н. С родных полей. Не свои стихи. Пг., 1916.
12. Сиротинина О.Б. Жизнь вопреки, или Я счастливый человек. Воспоминания. Саратов, 2009.
13. Славяноведение в дореволюционной России. Биобиблиографический словарь. М., 1979.