Научная статья на тему 'Начальная строка как сильная позиция лирического текста (на материале поэзии Е. А. Баратынского)'

Начальная строка как сильная позиция лирического текста (на материале поэзии Е. А. Баратынского) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1934
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зачин / первая строка стихотворения / Баратынский / поэтический синтаксис

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Патроева Наталья Викторовна

В статье анализируется структура, семантика и функции стихотворных зачиновЕ. А. Баратынского, выявляются образно-стилистические особенности начальных фраз,характер связи зачина с заглавием лирического текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальная строка как сильная позиция лирического текста (на материале поэзии Е. А. Баратынского)»

Н. В. Патроева

Начальная строка как сильная позиция лирического текста (на материале поэзии Е. А. Баратынского)

В статье анализируется структура, семантика и функции стихотворных зачинов Е. А. Баратынского, выявляются образно-стилистические особенности начальных фраз, характер связи зачина с заглавием лирического текста.

Ключевые слова: зачин, первая строка стихотворения, Баратынский, поэтический синтаксис.

Несмотря на то, что за последние десятилетия интерес к структурносемантической организации текста, к его категориям и свойствам заметно возрос, описание, классификация различных типов и средств «выдвижения» важнейших смыслов, образов, мотивов в текстовой системе - задача по-прежнему актуальная. Накопленный по этому вопросу в научной литературе материал еще невелик по объему и нуждается в дальнейшем расширении и систематизации. Основная задача предлагаемой статьи -наметить некоторые предпосылки для создания в будущем типологии начальных строк стихотворных произведений (на материале лирики «поэта мысли» Е. А. Баратынского), выявить значение лирических зачинов в «выдвижении» главных тем, ключевых мотивов и образов, в структурносмысловой и ритмо-мелодической организации поэтического текста.

В лирике, в отличие от других литературных родов, заглавие - не облигаторный, а факультативный элемент текста. В стихотворениях без заглавий функцию наименования выполняет первая строка, репрезентирующая произведение во внешнем мире, играющая важную роль в процессе декодирования художественного целого, управления читательским восприятием: «первая строка произведения задает жанр, размер, ритм, тему и очень часто отношение автора ко всему стихотворению», поэтому, очевидно, «относительная важность первой строки в поэзии выше, чем в прозе» [1, с. 28]. Само отсутствие заглавия является значимым, предоставляющим «большую свободу для интерпретации содержания стихотворения и может свидетельствовать о возможности его неоднозначного толкования» [6, с. 58]. Примечательно в связи с этим, что Баратынский, готовя к изданию второе собрание своих сочинений (1835 г.), которое, по замыслу автора, должно было являть собой некое лирическое единство, снял с подавляющего большинства стихотворений заглавия, известные читателю по прошлым публикациям.

Подобно заглавиям, первые строки стихотворений передают в концентрированной, сжатой форме главную тему, идею лирического произведения, эксплицируют центральное событие и называют героя, содержат сведения об экспозиции, передают авторскую оценку сообщаемого, задают «точку зрения» (в терминах Б. А. Успенского [5, с. 9]), наблюдателя, по-

199

этому типология стихотворных зачинов может быть основана на характере передаваемой ими информации, связанной с универсальными поэтическими смыслами (об универсальных смыслах в лирике см.: [6]) - «человек», «время», «пространство», «событие».

Большинство начальных строк в поэзии Баратынского определяют модальную рамку текста: содержат сообщение о состоянии или точке зрения лирического героя, вводя первый субъектный план, или указывают на внутреннего адресата стихотворения либо третье лицо, о котором далее пойдет речь: «Желанье счастия в меня вдохнули боги...», «Свободу дав тоске моей...», «Я безрассуден - и не диво!», «Поверь, мой милый друг, страданье нужно нам...», «Други! Радость изменила...», «Поэт Писцов в стихах тяжеловат...» и т.п. Преобладание зачинов, связанных с категорией «Человек», обусловлено жанровой природой лирики, где «все события реальной действительности... оказываются погруженными в недра чьего-то сознания, становятся материалом чьих-то мыслей и чувств» [4, с. 177].

Начало стихотворения может включать необходимые предварительные сведения не только о персонажах, но и о месте, времени лирического события, о предшествующем «положении дел». Но у Баратынского-психолога и философа, главная стихия лирики которого - не изображение, а выражение, первые строки, связанные с установлением хронотопа лирической ситуации, редки: «Вчера ненастливая ночь...», «На кровы ближнего селенья...», «В садах Элизия, у вод счастливой Леты...», «С восходом солнечным Людмила...», «Когда взойдет денница золотая...», «В стране роскошной, благодатной...», «Под этой липою густой...», «Близ Пизы, в Италии, в поле пустом...», «И вот сентябрь! Замедля свой восход...», «Опять весна; опять смеется луг...».

Немногочисленны и начала, сообщающие о том или ином событии, послужившем основой для лирической медитации: «Расстались мы; на миг очарованьем...», «Сей поцелуй, дарованный тобой...», «И ты покинула семейный мирный круг!», «Завыла буря; хлябь морская...», «Я посетил пленительную сень...», «В своих листах душонкой ты кривишь...».

Не всегда типологическое разграничение зачинов возможно провести на чисто содержательной основе: многие начальные стихи соединяют сообщения как о точке зрения или состоянии героя, так и о пространственновременной локализации лирического события либо о ситуации и ее участниках. Поэтому классификация зачинов на основе универсальных текстовых смыслов должна быть дополнена структурно-грамматической типологией, учитывающей синтаксическое оформление первых строк, их лексико-морфологическое наполнение, взаимоотношения с целым текстом.

Как показывают наблюдения, около 36 % зачинов у Баратынского представляют собой в большей или меньшей степени структурно, семантически и интонационно законченные образования - простые предложения (8 %), части полипредикативных структур. Среди начальных стихов, входящих в сложные синтаксические конструкции, только 6 % открываются

200

подчинительными союзами (чаще всего временным по значению когда) или союзными словами («Когда Климена подарила...», «Когда, печалью вдохновенный...», «Когда твой голос, о поэт...», «Когда б вы менее прекрасной...», «Когда исчезнет омраченье...», «Хотя ты малый молодой...», «Пока человек естества не пытал...» и др.). Высокий удельный вес сочинительных и бессоюзных связей, объединяющих первую строку текста с последующими, обусловлен общей для лирики в целом синтаксической тенденции к паратаксическому нанизыванию стихов, преобладающему над гипотаксическим (как отмечает, со ссылкой на М. Л. Г аспарова, Н. А. Кожевникова, «стихотворное строение текста благоприятствует сочинительным конструкциям и не благоприятствует подчинительным» [3, c. 298]).

Первые строки, построенные по модели двусоставного предложения, обычно вбирают оба главных компонента. Хотя «общим местом» при характеристике поэтического хронотопа со времен А. А. Потебни стало утверждение о том, что лирика - это «презенс» переживания внутреннего субъекта, среди глаголов в зачинах Баратынского доминируют формы прошедшего времени, называющие событие, послужившее источником поэтической саморефлексии, предопределило то или иное состояние лирического персонажа, характер взаимоотношений лирических Я и ТЫ («Тебя я некогда любил...», «Я не любил ее, я знал...», «Мне о любви твердила ты шутя...», «Влюбился я, полковник мой...», «Ты распрощался с братством шумным...» и др.). Среди входящих в зачин глаголов довольно значительна и доля предикатов с семантикой настоящего неактуального, которые характеризуют типические для всего рода человеческого ментальные состояния, выражают некие сентенции, общие суждения о жизни («Напрасно мы, Дельвиг, мечтаем найти / В сей жизни блаженство прямое...», «Бежит неверное здоровье...», «Мы пьем в любви отраву сладкую...», «Люблю деревню я и лето...», «Старательно мы наблюдаем свет...» и т.п.). Не случайно некоторые из подобных зачинов звучат как афоризмы: «Альбом походит на кладбище...», «Наслаждайтесь: все проходит...», «Болящий дух врачует песнопенье...», «Век шествует путем своим железным...». Почти 10 % составляют зачины с глагольными формами будущего времени: «Я возвра-щуся к вам, поля моих отцов...», «Когда взойдет денница золотая...», «Она придет! К ее устам...», «Когда исчезнет омраченье...», «Мы будем пить вино по гроб...»., «чудный град порой сольется..» и др. По образному определению В. Б. Шкловского, «для поэта будущее - это надежда о еще не рожденном», поэтому «поэты как бы не помещаются в настоящем, не осуществляются в настоящем до конца», обращаясь к будущему «в минуту трудности» [7, с. 243].

Зачины с именными предикатами обычно служат для самооценки лирического героя либо характеристики иных персонажей: «Я безрассуден -и не диво!», «Мой дар убог, и голос мой не громок...», «Глупцы не чужды вдохновенья...», «Вы слишком многими любимы...», «Чувствительны мне дружеские пени...», «Не ослеплен я музою моею...», «Хотя ты малый моло-

201

дой...», «Толпе тревожный день приветен, но страшна...», «Еще, как патриарх, не древен я; моей главы...», «Полуразрушенный, я сам себе не нужен...», «Так, он ленивец, он негодник...», «Я из племени духов...», «Вы дочерь Евы, как другая...», «И ты поэт, и он поэт...».

Среди первых строк - односоставных предложений (15 % всех зачинов Баратынского) преобладают определенно-личные конструкции, которые в условиях лирической коммуникации получают переносное обобщенно-личное значение, поскольку акт личного переживания всегда возводится поэтом до значения всеобщего: «Живи смелей, товарищ мой...», «Притворной нежности не требуй от меня...», «Взгляни на лик холодный сей...», «Наслаждайтесь: все проходит!», «Люблю за дружеским столом...», «Хотите ль знать все таинства любви?», «Братайтеся, к взаимной обороне...». Актуализирующие процессуальную и модальнооценочную семантику неопределенно-личные, безличные и инфинитивные конструкции в качестве начальных строк Баратынским используются очень редко: «Любовь и дружбу различают...», «Не раз Гимена клеветали...», «Пора покинуть, милый друг...», «Чтоб очаровывать сердца...», «Когда б избрать возможно было мне...», «Когда придется как-нибудь...» и некоторые другие. Столь же нечасты в зачинах Баратынского номинативные структуры: «Весна, весна! Как воздух чист!», «И вот сентябрь! Замед-ля свой восход...», «Вот верный список впечатлений...», «Небо Италии, небо Торквата...».

Подчеркнуто эмоциональны восклицательные зачины, занимающие, однако, незначительное место в лирике «поэта мысли», главное место в которой принадлежит не самим «движениям» души, а их беспристрастному анализу: «Мечты волшебные, вы скрылись от очей!»; «И ты покинула семейный мирный круг!»; «Как ревностью ты сам себя дурачишь!»; «Хвала, маститый наш Зоил!». Ироническая интонация или окрашивающая мелодику коннотация одновременно сожаления и упрека выдают общий минорный лад поэзии Баратынского.

Степень «апеллятивности» стихотворного дискурса увеличивают такие средства коммуникативного контакта, как формы императива («Шуми, шуми, с крутой вершины...»), «Выдь, дохни нам упоеньем...», «Взгляни на звезды: много звезд...» и т.п.), личные местоимения 2-го лица («Тебе на память в книге сей...», «В свои расселины вы приняли певца...», «Твой детский вызов мне приятен...» и др.), обращения («Дай руку мне, товарищ добрый мой...», «Своенравная София!», «На что вы, дни! Юдольный мир явленья...», «Люблю я вас, богини пенья...», «Красного лета отрава, муха досадная, что ты...» и т.д.), вводные единицы («Итак, мой милый, не шутя...», «Поверь, мой милый друг, страданье нужно нам...», «Поверь, мой милый, твой поэт...», «Поверьте мне, Фиглярин-моралист...», «Он вам знаком. Скажите, кстати...», «Бывало, отрок, звонким кликом...»), междометия, в том числе этикетные формулы, утвердительные и отрицательные частицы («Простите, милые досуги...», «Так, любезный мой Гораций...»,

202

«Прости, поэт! Судьбина вновь...», «Прощай, отчизна непогоды...», «Нет! в одиночестве изнемогая...», «Нет, обманула вас молва...», «Увы! Творец не первых сил...», «Здравствуй, отрок сладкогласный!», «Простите, спорю невпопад...», «Прости, мой милый! Так создать...»). Иногда стихотворение открывается прямой речью лирического персонажа: «Что ни болтай, а я великий муж!», «Он вам знаком. Скажите, кстати...», «Дитя мое, - она сказала...». Вопросительные медитативные и риторические зачины также диа-логизируют лирический текст: «Тебя ль изобразить иль ты изобразима?»; «Незнаю? Милая Незнаю!»; «Где ты, беспечный друг? Где ты, о Дельвиг мой...»; «Зачем, о Делия! сердца младые ты...»; «Как сладить с глупостью глупца?»; «Что пользы вам от шумных ваших прений?»; «К чему невольнику мечтания свободы?» и др.

Чрезвычайно характерны для Баратынского первые стихи, содержащие отрицание (эти «необычные не заостряют», по выражению Ю. Иваска, поэтическую мысль Баратынского [8, с. 141]) и представляющие собой как будто бы реакцию лирического субъекта на ранее высказанную собеседником мысль («Нет, не бывать тому, что было прежде!», «Не трогайте парнасского пера...», «Не бойся едких осуждений...», «Не ослеплен я музою моею...», «Глупцы не чужды вдохновенья...», «Не искушай меня без нужды...», «Не подражай: своеобразен гений...», «Не славь, обманутый Орфей...», «Не растравляй моей души...» и др.).

С точки зрения актуального членения зачин по самой своей сути содержит лишь рему, являясь носителем новой информации, открывая читателю художественную систему стихотворения, а значит, способствует развертыванию текста, осуществляя функцию прогрессии. Однако взаимоотношения зачина и целого лирического макроконтекста связаны не только с его тема-рематической организацией, но касаются всех сторон и уровней текстовой системы. Первая строка стихотворения имеет левый контекст - заглавие (факультативно) и правый контекст - следующий за ним текст (обязательно). Синтаксическое строение, фонетическая последовательность и лексическое наполнение зачина могут предопределять смысловую и грамматическую структуру всего лирического сообщения: обозначенная в начальном стихе тема произведения развивается в посттексте, содержащееся в зачине наименование предмета речи повторяется далее или заменяется контекстуальным синонимом или антонимом, грамматическая структура первого стиха задает ритм и синтаксис следующих строк, например, стихотворения «Надпись»: Взгляни на лик холодный сей, / Взгляни: в нем жизни нет; / Но как на нем былых страстей / Еще заметен след! / Так ярый ток, оледенев, / Над бездною висит, / Утратив прежний грозный рев, / Храня движенья вид [2, с. 129].

Особенно экспрессивны начальные строки, содержащие яркие образы-тропы: метафоры, перифразы, сравнения, эпитеты, метонимии (Мы пьем в любви отраву сладкую...», «В своих стихах он скукой дышит...», «Смерть дщерью тьмы не назову я...», «Полуразрушенный, я сам себе не

203

нужен...», «Мила, как грация, скромна...», «Желтел печально злак полей...», «Всегда и в пурпуре и в злате...», «Спасибо злобе прихотливой...»), иронический подтекст («Тщетно меж бурною жизнью и хладною смертью, философ...», «Увы! Творец не первых сил!», «Грузинский князь, газетчик русской...», «В руках у этого педанта...»), различные фигуры речи, чаще всего повтор, инверсию, риторическое обращение («Враг суетных утех и враг утех позорных...», «Рассеивает грусть пиров веселый шум...», «Венчали розы, розы Леля...», «Убог умом, но не убог задором...», «Мой старый пес! Ты псом окончил век!» и т.п.), мифологические, фольклорные, библейские, литературные аллюзии и реминисценции, формирующие категорию интертекстуальности («В садах Элизия, у вод счастливой Леты...», «Не раз Гимена клеветали...», «Не славь, обманутый Орфей...», «Влага Стикса закалила...», «Так, любезный мой Гораций...», «Усопший брат! кто сон твой возмутил?», «Наслаждайтесь: все проходит!», «Благословен святое возвестивший!», «Царь небес! Успокой...»), элементы, «остраняющие» текст непривычным смыслов и сочетаемостью, необычностью своей грамматической формы или словообразовательной структуры («Тебя ль изобразить иль ты изобразима?», «Незнаю? Милая Незнаю!», «Храни свое неопасенье...», «Прощай, отчизна непогоды...», «Окогченная летунья...», «Откуда взял Василий непотешный...»).

У каждого талантливого писателя есть в запасе свой менее или более устойчивый, излюбленный тип организации макроконтекста, в том числе зачина стихотворной миниатюры или прозаической строфы, тесно связанный с художественным методом познания мира, мироощущением и психологическим складом автора. Структурно-смысловая организация первых строк не может не отражать особенностей идиостиля и жанровой специфики произведения. Создание типологии «сильных позиций текста, исследование их функций и взаимодействия внутри художественного целого -одна из насущных задач лингвистической теории текста.

Список литературы

1. Арнольд И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. - 1978. - № 4.

2. Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений. - Л., 1989.

3. Кожевникова Н. А. Конструкции перечисления // Поэтическая грамматика. -М., 2005. - С. 298 - 327.

4. Сильман Т. И. Заметки о лирике. - Л., 1977.

5. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. - М., 1995. - С. 7 - 218.

6. Чернухина И. Я. Общие особенности поэтического текста (лирика). - Воронеж, 1987.

7. Шкловский В. Б. О теории прозы. - М., 1983.

8. Ivask Ju. Baratynskij // Novyi zurnal. - New York. - 1957. - B. 50. - P. 135 - 156.

204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.