УДК 37.091 DOI: 10.24412/2078-9661-2024-42-63-69
Ерофеевская А. В.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области», Иркутск, Россия
Начальная школа Восточной Сибири в конце XIX - начале
XX вв.: кадровый состав
Аннотация. Статья содержит анализ педагогического состава начальной школы Восточной Сибири в конце XIX - начале XX вв. Отмечен факт дефицита педагогических кадров в сравнении с другими регионами страны, находящимися западнее.
В статье детально освещено материальное положение учителей, отличающееся в зависимости от типа начальных учебных заведений. Сделан вывод, что более благоприятное финансовое содержание прослеживалось у учителей начальных школ повышенного типа, наиболее стеснённые материальные условия обнаруживались у учителей школ грамоты.
Уделено внимание тому, что трудности, встречающиеся на пути учителя начальной школы (светских, духовных ведомств), не послужили причиной равнодушного отношения к трудовой деятельности.
Ключевые слова: педагогический состав; кадровый состав; учебные заведения; Восточная Сибирь; начальная школа; конец XIX в.; начало XX в.
Erofeevskaya A. V.
Elementary school of Eastern Siberia in the late XIX - early XX
centuries: personnel
Abstract. The article contains an analysis of the pedagogical composition of the elementary school of Eastern Siberia in the late XIX - early XX centuries. The fact of a shortage of teaching staff in comparison with other regions of the country located to the west is noted. The article details the financial situation of teachers, which differs depending on the type of primary educational institutions. It was concluded that more favorable financial content was traced among teachers of primary schools of an increased type, the most constrained material conditions were found among teachers of literacy schools.
Attention is paid to the fact that the difficulties encountered on the way of an elementary school teacher (secular, spiritual departments) did not cause an indifferent attitude to work. Keywords: teaching staff; personnel; educational institutions; Eastern Siberia; a primary school; the end of the XIX century.; beginning of the XX century.
Своевременное обеспечение учебных заведений
квалифицированными педагогическими кадрами - одно из составляющих успешного функционирования образовательных организаций. В этом контексте учебные заведения Восточной Сибири по сравнению с другими регионами России, находящимися западнее, пребывали в конце XIX -начале XX вв. в невыгодных условиях.
Вакансии учителей учебных заведений губерний центральной части страны чаще всего заполнялись желающими, однако школы Сибири, пусть и недавно построенные, снабжённые всем необходимым и не испытывающие проблем с наличием средств на содержание, испытывали
кадровый голод [4, с. 10]. Проанализировав отчёты, подготовленные инспектором училищ Восточной Сибири, можно отметить рост количества вакансий в период с 1 января по 1880 1 января 1881 г. [5, с. 72]. Явнее указывает на проблему кадрового голода факт вакантной в течение 80 лет должности учителя рисования в Киренском уездном училище [1, с. 510]. Вследствие указанной проблемы в конце XIX в. (1880-е гг.) министерством народного просвещения было принято решение размещать в прессе информацию о вакантных должностях учителей, имеющихся в уездных училищах Восточной Сибири (например, в Нижнеудинском, Ачинском и проч.).
К учителю, планирующему преподавать в уездном училище, предъявлялись требования, касающиеся его образовательного уровня: окончание курса в среднем учебном заведении и сдача особого учительского экзамена. Ввиду дефицита педагогических кадров на момент 1 января 1881 г. из 22 учителей насчитывалось только 9 лиц, окончивших курс средних учебных заведений. Кроме того, выбывание из уездных училищ из-за стремления в высшие учебные заведения, низкая оплата труда преподавателей усугубляли ситуацию [4, с. 10].
Проблемы, связанные с острой нехваткой квалифицированных педагогических кадров, имелись и в городских училищах. Образовательного ценз учителей был снижен до уровня учительского института, не являющимся специальным средним учебным заведением. В кадровом составе городских училищ Восточной Сибири числились выпускники учительских институтов:
- Красноярское городское училище (1888 г.): учитель-инспектор (Казанский учительский институт); законоучитель (Иркутская духовная семинария); учителя 2-го и 3-го классов (Оренбургский учительский институт);
- Минусинское городское училище: 4 учителя (учительские институты) [5].
Приходские училища испытывали дефицит правоспособных учителей. На основании изучения отчета главного инспектора (1880 г.) получена информация о количестве и уровне профессиональной подготовки 209 учителей обоего пола (кроме законоучителей):
- те, кто завершил курс учительской семинарии - 68 чел.;
- те, кто имеет свидетельство, подтверждающее звание начального учителя, но не проходил обучение в семинариях - 82 чел.;
- те, кто не имеет звание, но допущен к преподаванию ввиду неимения квалифицированных кадров - 59 чел. [5].
С течением времени кадровая обстановка обнаруживала некоторые незначительные улучшения [1, с. 524]. Например, прослеживалось повышение процента лиц, которые окончили учительскую семинарию;
уменьшение процента педагогов, которые не имели свидетельства, подтверждающее звание учителя/учительницы начальной школы. Так, благодаря росту числа учителей с аттестатом учительской семинарии, снизилось количество учителей, имеющих или не имеющих свидетельство на звание учителя.
Необходимо отметить тот факт, что педагоги, не завершившие курс в семинарии, благодаря усердности и упорству приходили к удовлетворительным результатам. Лица, окончившие учительскую семинарию, изначально находясь выше в части знаний, не посвящали работе в начальных школах много времени, чаще всего выдерживая обязательный срок (4 года) и затем отдавая предпочтение более выгодному месту.
Дефицит педагогических кадров имелся также из-за малочисленных выпусков из восточносибирских учительских семинарий, выбора другой деятельности. В период с 1895 по 1897 г. число педагогов, завершивших обучение в учительских семинариях, понизилось относительно всего количества учителей [4, с. 11]. Несмотря на имеющиеся трудности, большинство педагогов отличались добросовестным отношением к работе.
Церковно-приходские школы испытывали еще более острую нехватку преподавательских кадров. Отмечались случаи парализации школ в течение всего учебного года ввиду отсутствия педагогов.
В Иркутской епархии во время открытия церковно-приходских училищ среди педагогов наблюдалось кадровое непостоянство из-за того, что на должности учителей назначались лица, иногда не имеющие подготовку в части педагогической деятельности. Впоследствии всё это привело к сокращению численности учителей в губернии (в период с 1889 по 1891 гг. количество педагогов уменьшилось на 41 чел.) [5]. Енисейская епархия также обнаруживала увеличение количества учительских вакансий.
Образовательный уровень учителей обоего пола церковно-приходских училищ, вычлененный из документов конца XIX в., представлен в Таблице 1 [5].
Таблица 1
Полный курс среднего учебного заведения Неполны й курс среднего учебного заведения Наличие свидетельства на звание учителя (отсутствие обучения в средних учебных заведениях) Отсутствие свидетельства на звание учителя (недавно окончившие начальное училище) Отсутствие свидетельства на звание учителя (не окончившие курс начального училища) Наличие домашнег о образова ния
47 чел. 26 чел. 29 чел. 17 чел. 8 чел. 13 чел.
Данные представленной таблицы подтверждают то факт, что педагогическая подготовка имелась лишь у 29 из 140 чел.
Необходимо отметить внимание и усердие, демонстрируемое большинством учителей церковно-приходских училищ при выполнении своих обязанностей. Преподавание успешно осуществлялось по утвержденной программе, о чём свидетельствует информация о внушительном количестве учащихся, выдержавших экзамен, дающий право на получение льготного свидетельства по воинской повинности [3, с. 17-19].
По данным переписи, осуществлённой в 1894 г., в начальных школах Восточной Сибири насчитывалось 633 учителя (из них 414 учителей и 219 учительниц). В период с 1894 по 1911 гг. процент учительниц увеличился [2].
Более полная картина образовательного ценза учителей различных типов школ получена в рамках «Однодневной переписи начальных школ в империи, произведённой 18 января 1911 года». Согласно данным высшее учебное заведение окончили 2 учительницы (1 из Иркутской губернии, 1 из Забайкальской области), среднее учебное заведение - 647 учителей и 832 учительницы, низшее и домашнее образование получили 575 учителей и 493 учительницы. Сравнивая территориально, можно говорить о том, что процент учителей, которые окончили среднюю светскую общеобразовательную школу, выше в Якутской области. Учителей со средним специально педагогическим образованием больше всего насчитывалось в Енисейской губернии. В Якутской области также отмечалось больше учителей с низшим образованием (по сравнению с другими территориями Восточной Сибири) [2].
Материальный достаток педагогов в конце XIX - начале XX вв. в целом находился на низком уровне. Жалованье учителей зависело от стажа работы, уровня образованности и количества уроков.
По причине частого отсутствия оплаты законоучительского труда возникло множество вакантных должностей учителей Закона Божьего [1, с. 520].
В 1911 г., кроме того, что насчитывалось 913 священнослужителей, преподающих Закон Божий (из них 84 - бесплатно, остальные получали в среднем по 109 руб. в год), к преподаванию предмета привлекались учителя общеобразовательных предметов (1055 чел.), 141 педагог -бесплатно, остальные получали по 84 руб. в год, что также являлось недостаточным.
В дальнейшем (в конце 1880 - начале 1890-х гг.) в связи с повышением образовательного уровня, распространением надбавок за службу в Сибири и выслугу лет прослеживается изменение размера финансовой составляющей у учителей начальной школы. Также изредка материальную помощь оказывали меценаты, направляя средства в целях улучшения, повышения окладов жалования учителям.
Рассмотрим размеры годового жалования учителей в 1889 - 1896 (Таблица 2).
Таблица 2
Учителя различных учебных заведений Восточной Сибири Годовое жалование (руб. в год)
Учителя городских начальных училищ От 500 до 720
Народные учителя 300
Учителя трехклассных городских училищ 330
Учителя четырёхклассных училищ 390
Учителя уездных училищ 343
Учителя церковно-приходских школ От 60 до 500
Учителя школ грамоты От 30 до 120
Как видно из таблицы, размеры годового жалования сибирских учителей варьировались. Самая низкая оплата труда наблюдалась у учителей школ грамоты.
Необходимо отметить, что в указанный временной период при ежемесячных расходах 40-50 рублей учителя ощущали финансовые трудности. Особенно остро ощущали материальную нужду учителя уездных училищ, которые часто не могли оплатить долги городским торговцам и ремесленникам - отцам своих обучающихся, что отрицательно сказывалось на педагогической деятельности и статусе педагога из-за потери общественного уважения и лишения доли учительского влияния на учеников [4, с. 21-22].
Более детальная информация о среднем годовом содержании представлена в «Однодневной переписи начальных школ в империи, произведённой 18 января 1911 года» [2] (Таблица 3).
Таблица 3
Типы школ Годовое жалование в городах и селениях (руб.)
учителя учительницы
Приходские (2 кл.) 588 469
Приходские (1 кл.) 573 534
Министерские (2 кл.) 532 431
Министерские (1 кл.) 509 486
Городские нач. 1 кл. 702 624
Частные 1 кл. 720 465
Инородческие 554 544
Еврейско-общественные 793 710
Инославные 600 440
Церковно-приходские (2 кл.) 471 451
Церковно-приходские (1 кл.) 453 460
Миссионерские школы 338 400
Школы грамоты 240 255
Сравнительный анализ показал, что в период с 1889 по 1911 гг. размеры годового жалования учителей, трудящихся в различных типах школ, несколько изменяются, но по-прежнему самая низкая оплата труда прослеживается у учителей школ грамоты. Также благодаря однодневной переписи в 1911 г. есть возможность получения информации о том, что годовое вознаграждение учителей-мужчин было выше, чем учителей-
женщин. Наибольшее вознаграждение за учительский труд обнаруживается в городских начальных (1 кл.), частных (1 кл.), еврейско-общественных школах.
Рассматривая среднее годовое вознаграждение преподавателей светских предметов, можно сделать вывод о том, что наибольшая сумма отмечается у учителей Иркутской губернии (536 руб.) и Забайкальской области (561 руб.).
Основываясь на вышесказанных исторических фактах, можно сделать следующие выводы. В конце XIX - начале XX вв. в Восточной Сибири обозначилась явная проблема - недостаточное обеспечение начальных учебных заведений педагогическими кадрами. Все типы начальных училищ ведомства министерства народного просвещения обнаруживали кадровый дефицит имеющих должное образование учителей. Однако на рубеже XIX-XX вв. отмечались улучшения в плане кадрового наполнения народной школы всех типов: в учебные заведения поступили на работу выпускники женских гимназий, учительских институтов и семинарий. Но в связи с малым количеством выпусков из данных учебных заведений, а также в связи со сменой деятельности выпускников кадровый дефицит в начальной школе Восточной Сибири давал о себе знать. В начальных школах духовного ведомства, на учительских должностях которых часто пребывали люди, не имеющие должной подготовки для осуществления педагогической деятельности, имела место большая текучесть учительских кадров.
Независимо от трудностей, с которыми сталкивались учителя начальных школ светских и духовного ведомств, большинство педагогов добросовестно относились к выполнению своих обязанностей: предоставляли знания в достатке, оказывали благотворное влияние на учеников.
В целом финансовое положение народных учителей было неустойчивым, особенно тяжелые материальные условия наблюдались у учителей школ грамоты. Незначительное повышение жалования учителей в дальнейшем было связано с ростом образовательного уровня, а также с распространением надбавок за службу в Сибири и выслугу лет. Более благоприятное финансовое содержание прослеживалось у учителей начальных школ повышенного типа.
Библиографический список
1. Линьков, А.И. Рост учебного дела в Восточной Сибири / А.И. Линьков // Сибирский архив. - 1912. - № 7. - С. 505-534.
2. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведённая 18 января 1911 года // [Электронный ресурс]. - 1913. URL: https://archive.org/details/shkolnaia_perepis_1911/0днодневная%20перепись%20начальных% 20школ%2019%20января%201911 %20года%20%28выпуски%2012-
2024, №4, часть 2
ISSN 2078-9661
15%2С%20Сибирь%2С%20Приамурский%20край%20и%20Турекестан%29%20-%20RAW/page/n37/mode/2up (дата обращения: 11.12.2024).
3. Отчет о состоянии церковно-приходских и грамотности школ Енисейской епархии за 1894-1895 учебный год // [Электронный ресурс]. - 1898. URL: https://biblio.kraslib.ru/?id=GunbEC&lf=1&rc=20&base[]=ESVODT&allowHumanSaveSrc=1& fmt=fuUGunb&term=&query=%22TOLLT%3Devent-
B886373%24%22&simples[I%3D]=5102dac877b44a349075188acc90d218&o=Search&prefixD ebilSubSearch=K%3D (дата обращения: 11. 12.2024).
4. Куломзин, А.Н. Потребности начального образования в Сибири : всеподданнейший доклад статс-секретаря Куломзина по поездкам в Сибирь 1896-1897 годов / А.Н. Куломзин. - Санкт-Петербург : [Государственная типография], 1898. - 143 с.
5. Шилов, А. И. Кадровый состав начальной школы Восточной Сибири последней трети XIX в. / А. И. Шилов, П. С. Филиппова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - № 7. - С. 71-77.
Информация об авторе:
Ерофеевская Анастасия Валерьевна, старший методист лаборатории развития управленческих кадров государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области», Иркутск, Россия
Erofeevskaya Anastasia Valeryevna, senior methodologist of the laboratory for the development of managerial personnel of the state autonomous institution of additional professional education of the Irkutsk region "Institute for the Development of Education of the Irkutsk Region",Irkutsk, Russia