МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №08/2017 ISSN 2410-6070
Игра «Ладошки»
Список использованной литературы
1. Астрахан Д.Х., Полякова С.Г. Клинико-психологический анализ готовности к школьному обучению детей, страдающих церебральными параличами / Вопросы диагностики и коррекции развития детей с ограниченными возможностями: сб. науч. тр. - Иркутск: ИГПУ, 2007.
2. Борисенко В. Н. Использование игровых технологий обучения в специальной (коррекционной) школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014.
© Анохина Л.В., Бессонова Т.В.,2017
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Р.А.Нартдинова воспитатель детсада №23 г. Нефтекамск, Российская Федерация
НАЧАЛА ЭЛЕМЕНТАРНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация
Рассмотрены элементы дидактики и методики обучения основам элементарного математического моделирования действительности воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова Элементарная математика, основы математического моделирования
В умственном развитии дошкольников постановка и решение простейших задач элементарной математики, выделяемые дидактикой и методикой обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях последних десятилетий, играет важную роль [1,2].
Информационное моделирование действительности, имеющее ядро математического моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной реальности, начинается на учебных занятиях воспитанников старших групп детского сада и продолжается в собственном развитии более высокого уровня в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах [3,4].
На наш взгляд [5], наивысшую дидактическую эффективность постановка и решение учебных задач элементарной математики в начальной школе и в дошкольном образовательном учреждении имеют при соблюдении воспитателем и воспитанниками всех основных этапов - элементов математического
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №08/2017 ISSN 2410-6070_
моделирования действительности: 1) постановка задачи; 2) построение модели; 3) разработка алгоритма; 4) исполнение алгоритма; 5) анализ результатов и формулировка выводов; 6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.
Воспитателю детей старших групп детского образовательного учреждения следует себе четко представлять нижеследующие понятия математического моделирования фрагментов действительности.
Математическая модель - это упрощенное описание объекта, процесса или явления действительности на языке знаков, символов и операций, образующих элементы математического языка [6].
Математический объект - это созданный абстрагирующим умом человека и существующий лишь в его сознании и мышлении в специальных знаках, символах и операциях объект, отражающий предмет, процесс или явление окружающего нас мира.
Имеющими непосредственное отношение к содержанию обучения старших дошкольников основными математическими объектами выделяются число, величина и геометрическая фигура,
Число - это математический объект, используемый для количественной характеристики, сравнения или нумерации объектов и их частей.
Величина - это математический объект, описывающий предметы, для которых можно определить отношение неравенства и смыл арифметической операции сложения.
Геометрическая фигура - это математический объект, определяемый совокупностью точек, линий, поверхностей или тел, расположенных на плоскости, поверхности или в пространстве.
Дидактический опыт свидетельствует о том, что систематическая и регулярная постановка и решение со старшими дошкольниками учебных задач элементарной математики на число, величину и геометрическую фигуру методом математического моделирования фрагментов действительности соблюдением требований методологических и дидактических принципов постепенного движения от конкретного к абстрактному, перехода от чувственного познания к логическому рассуждению обеспечивает детям развитие в направлении от эмпирического освоения к научному изучению объектов, процессов и явлений окружающего нас мира.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное проектирование и реализация начал элементарного математического моделирования фрагментов природной, технической и социальной действительности в дошкольном образовательном учреждении открывают перед старшими дошкольниками первые ступени перехода от эмпирического познания к научному изучению существующих и развивающихся в окружающем нас мире объектов, процессов и явлений.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.
2. Каримов М.Ф., Султанахметова И.Г. Информационное моделирование действительности в дошкольном образовательном учреждении // Сборник научных трудов по материалам Международной научно -практической конференции «Наука и образование в XXI веке».- М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 97 - 99.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
5. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции «Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития».- М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 118 - 120.
6. Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р. Математический язык и его освоение учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 6 (11). - С. 78 - 79.
© Каримов М.Ф., Нартдинова Р.А., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №08/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация В.Л.Степаненко
воспитатель дошкольной группы Осиновской СОШ Бирского района с.Осиновка Бирского района Башкирии, Российская Федерация
НАЧАЛА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация
Выделены элементы дидактики и методики обучения основам элементарного геометрического моделирования действительности воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова Элементарная геометрия, основы геометрического моделирования
Дидактика и методика обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях последних десятилетий выделяет важную роль постановки и решения простейших задач элементарной геометрии в умственном развитии старших дошкольников [1].
Элементарное геометрическое моделирование объектов природной и технической действительности, начала которого осваиваются на учебных занятиях воспитанников старших групп детского сада, ориентировано на ознакомление детей с основными геометрическими понятиями, на выделение малышами геометрических образов или моделей в окружающей их обстановке и на приобретение мальчиками и девочками дошкольного возраста знаний и умений ориентироваться в простейших геометрических ситуациях [2].
Наш многолетний педагогический опыт, накопленный в детских садах и начальной школе [3], свидетельствует о том, что наивысшую дидактическую эффективность постановка и решение учебных задач элементарной геометрии в дошкольном образовательном учреждении имеют при соблюдении воспитателем и воспитанниками всех основных этапов - элементов геометрического моделирования действительности: 1) постановка задачи; 2) построение модели; 3) разработка алгоритма; 4) исполнение алгоритма; 5) анализ результатов и формулировка выводов; 6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.
Успешное проектирование и реализация учебного элементарного геометрического моделирования фрагментов действительности в дошкольном образовательном учреждении возможно при условии четкого представления себе воспитателем старших групп детского сада нижеследующих понятий элементарной геометрии.
Геометрическая модель - это упрощенное представление о внешних признаках реального объекта природной или технической действительности.
Математический объект - это созданный абстрагирующим умом человека и существующий лишь в его сознании и мышлении в специальных знаках, символах и операциях объект, отражающий предмет, процесс или явление окружающего нас мира.
Геометрическая фигура - это математический объект, определяемый совокупностью точек, линий, поверхностей или тел, расположенных на плоскости, поверхности или в пространстве.
Непосредственное отношение к содержанию обучения старших дошкольников элементарному геометрическому моделированию действительности имеют такие геометрические фигуры на плоскости, как точка, прямая линия, отрезок, луч, ломаная линия.