Научная статья на тему 'Наблюдения за хищными птицами на юго-востоке Смоленской области'

Наблюдения за хищными птицами на юго-востоке Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наблюдения за хищными птицами на юго-востоке Смоленской области»

Выводы

1. Численность голубей в городе Иркутске зимой 1998/1999 оценена в 8300 особей. Из них около 5000 находилось в стаях.

2. Доля учитываемых голубей в этот учётный период составила 70%. Она минимальна для С. rupestris и их гибридов с С. livia, а максимальна для С. livia f. domestica.

3. Улетают голуби в места зимних скоплений быстрее (отлёт длится примерно 35 дней) и группами, а возвращаются на места гнездования чаще парами и в течение более длительного периода (53 дня).

Литература

Потапова Е.В. 1999. Численность голубей Columba livia и С. rupestris в городе Иркутске зимой 1997/1998 годовЦ Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 62: 3-8.

Ю OS

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2001, Экспресс-выпуск 132: 120-123

Наблюдения за хищными птицами на юго-востоке Смоленской области

В.Г.Виноградов

Российский Рамсарский комитет. E-mail: vavy@aha.ru Поступила в редакцию 24 января 2001

В настоящее время Смоленская область — одна из наименее изученных в орнитологическом отношении областей Центральной России. Поэтому собранные нами фрагментарные материалы представляют определённый интерес.

Наблюдения проводили в верхней части бассейна Десны, на границе Ельнинского и Рослевского р-нов во время отдельных выездов в апреле-ноябре 1992-1999. Отдельные выезды длились от 10 до 40 дней, в среднем — примерно месяц в году, лишь в 1993 — почти три месяца. Наблюдениями охвачен в основном небольшой район (около 100 км2), прилегающий с севера к Десногорскому водохранилищу и с обеих сторон к тракту Рославль—Ельня, от моста через водохранилище на востоке до с. Новоспасское на западе. Центр участка имеет координаты 54° 16' с.ш., 33°06' в.д.

Ландшафт в общем типичен для западной части Русской равнины — пологохолмистая равнина на суглинках с чередованием полей с перелесками и лесами послевоенного возраста. Доминируют мелколиственные породы (берёза), но имеются и участки широколиственного леса (дуб, липа), сосняки и ельники. Большая часть сосняков — искусственные насаждения. По крутым склонам бывшего коренного берега долины Десны (теперь водохранилища) и по долинам впадающих ручьёв с выходами ключей широко

1 ТЛ Рус. орнитол. журн. 2001 Экспресс-выпуск № 132

распространены черноолыианики. Долины ручьёв заняты крупноствольными ивняками, местами — заболоченными ивняками с влажными осоковыми лугами. Водоёмы представлены Десногорским водохранилищем, парой сильно заросших небольших прудов (в дер. Нешево и в карьере несколько северо-западнее) и ручьями. В составе посевов основную роль играют многолетние травы и лён. Злаки (пшеницу и овёс) сеют значительно меньше. В районе сохранились только три поселения вдоль тракта — деревни Нешево, Коситчино и село Новоспасское (с востока на запад). Все деревни в стороне от дороги (Замошье, Литвиновка, Пастушье) заброшены. Пастушье на картах обозначено как Новосельцы, но местные жители пользуются исключительно первым названием. На месте брошенных деревень среди полей сохраняются фрагменты садов, а в Литвиновке, которая окончательно заброшена лишь в 1996, — и зданий. С 1993 года идёт процесс заброса полей, начиная с наиболее удалённых от дороги и центра АО — с. Новоспасское. В 1999 подрост мелколиственных пород на заброшенных в 1993 полях местами достиг высоты 2 м при сомкнутости крон 0.5-0.7; появился подрост сосны.

В 1999, по-видимому, имела место глубочайшая за весь период наблюдений депрессия численности мышевидных грызунов. Во всяком случае, этим летом крестьяне жаловались на как никогда многочисленные нападения хорей на домашнюю птицу.

Pandion haliaetus. По-видимому, где-то ближе к плотине водохранилища гнездится одна пара скоп. Рыбаки и местные жители часто видят охотящихся птиц на водохранилище. Нами скопа встречена лишь дважды в 1999: 8 мая одиночная птица охотилась в течение 2 ч у Пастушьего, затем, ничего не поймав, улетела вниз по течению; 11 августа одиночная скопа встречена у моста через водохранилище.

Pernis apivorus. Осоед отмечен лишь в 1999, но зато на участке гнездилось сразу две пары. Мы специально не искали гнёзд, но во второй декаде августа чётко регистрировали два участка, где птицы беспокоились: у северного края поляны, на которой расположена Литвиновка, и у восточного края поляны, где было Пастушье. Над Нешевым нередко наблюдались стычки осоедов из этих двух пар, явно предпочитавших охотиться именно на поляне, где расположена эта деревня, особенно около развалин совхозной фермы.

Milvus migrans, в 1992-1994 коршун был самой многочисленной после пустельги хищной птицей. В разные годы на нашем участке гнездилось до 6 пар, но численность постоянно снижалась. В 1992-1993 встречался по всему участку (5-6 пар), позже держался только вдоль водохранилища (3 пары в 1994 и по 1 паре в 1995 и 1996). В 1997-1998 коршун встречался лишь очень редко на кочёвках в августе. В 1999 не встречен ни разу. В 1993 во второй декаде октября отмечен выраженный пролёт — в районе Литвинов-ки ежедневно наблюдали 4-8 особей, летящих вниз по течению вдоль берегов водохранилища. Падение численности чёрного коршуна отмечено не только на нашем участке, но практически всюду вдоль тракта до Рославля.

Circus cyaneus. Обычный вид участка, численность очень устойчива. По-видимому, во все годы здесь гнездились 4 пары. Бросается в глаза консервативность охотничьих маршрутов полевого луня — перелески между полями всегда пересекаются в одних и тех же местах.

Circus pygargus. Луговой лунь отмечен лишь дважды, оба раза взрослые самцы наблюдались у водохранилища: 1 мая 1993 у Литвиновки и 14 августа 1999 у Пастушьего.

Circus aeruginosus. Видимо, болотный лунь гнездится где-то на водохранилище, т.к. охотящиеся птицы регулярно отмечались над противоположным от Литвиновки низком заболоченным берегом, где гнездятся утки и чомги Podiceps cristatus. Летом лунь изредка залетает в дер. Ненашево, где 10 августа 1999 на наших глазах поймал молодую камышницу Gallínula chloropus.

Accipiter gentilis. Обычный хищник лесов района исследования. На участке, по-видимому, гнездится 3-4 пары. 8 октября 1993 на опушке у Литвиновки мы наблюдали удачную охоту тетеревятника на зайца-беляка Lepus timidus (видимо, сеголетка). В 1996-1999 неоднократно наблюдали как удачные, так и неудачные попытки охоты на домашнюю птицу в дер. Нешево.

Accipiter nisus. Обычная хищная птица лесов района. На участке, по нашей оценке, гнездятся 4-6 пар. 20 июля 1997 на опушке в окрестностях Нешево наблюдали удачную охоту перепелятника на скворца Sturnus vulgaris, а 12 августа на наших глазах перепелятник взял дубоноса Соссо-thraustes coccothraustes прямо из стаи, кормившейся на рябине в огороде.

Buteo lagopus. В качестве довольно обычной пролётной птицы (2-6 встреч за день) зимняк отмечался в октябре-ноябре 1993.

Buteo buteo. Динамика численности канюка в районе зеркальна таковой коршуна. В 1992-1993 канюк отмечался лишь на кочёвках. С 1994 начал гнездиться, в первые два года лишь на водоразделах (1 и 2 пары). В 1996-1998 канюк стал самым многочисленным после пустельги хищником (4-7 пар) и занял всю территорию района. Рост численности канюка отмечен не только на участке наблюдений, но и практически всюду вдоль тракта до Рославля. В 1999 встречен лишь однажды, 17 августа.

Подорлик Aquila sp. Мы не берёмся определить вид подорликов, встреченных в районе, т.к. в руки они нам не попадали, а из общих соображений здесь могут гнездиться оба вида — A. clanga и A. pomarina. Одна пара ежегодно гнездится севернее тракта. Поляны вдоль тракта у Нешево — граница охотничьих угодий пары. В разные годы мы наблюдали здесь стычки подорликов с местными коршунами, канюками и осоедами. Кроме того, про поездках в Рославль мы каждый год отмечали охотящихся у тракта орлов примерно в 15 км от моста через водохранилище.

Aquila chrisaetus. 2 ноября 1993 одиночный беркут протянул над Литви-новкой на юго-восток.

Haliaeetus albicilla. 3 мая 1994 одиночный орлан-белохвост пролетел вниз по водохранилищу около Литвиновки.

Falco rusticolus. 30 октября 1993 два разных кречета (белой и серой фаз) отмечены вдоль опушек у Литвиновки и Замошья.

Falco subbuteo. В 1992-1994 чеглок регулярно встречался на берегу водохранилища у Литвиновки, где тогда располагалась небольшая (10-15 нор) колония береговушек Riparia riparia. Судя по всему, гнездился чеглок где-то у водохранилища ниже моста. Весной 1995 этот участок берега обвалился, колония исчезла, после чего чеглок на участке не регистрировался ни разу.

Falco columbarius. 19 октября 1993 одиночная самка дербника пыталась охотиться за стайкой щеглов Carduelis carduelis в бурьянах у Замошья.

Falco vespertinus. Встречен лишь однажды — 4 мая 1993 пара кобчиков кружилась вокруг трактора, пахавшего на другом берегу водохранилища напротив Литвиновки.

Falco tinnunculus. Самая многочисленная хищная птица района. Численность пустельги мы оцениваем примерно в 10-12 пар, и она медленно, но неуклонно растёт. В 1995, 1997 и 1999 по паре пустельг появлялось на новых участках и гнездились там в последующие годы, при этом старые гнездовые участки также сохранялись. В 1995 пара заняла часть поляны се-веро-восточнее Нешева, в 1997 — у Пастушьего, в 1999 — вдоль тракта у моста через водохранилище.

ю ся

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2001, Экспресс-выпуск 132: 123-124

Добыча тетеревятником Accipiter gentilis зайца-русака Lepus europaeus

Т.В.Плешак

Северный филиал ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства

им. проф. Б.М.Житкова, пр. Советских Космонавтов, д. 38, Архангельск, 163061, Россия Поступила в редакцию 23 января 2001

Пища тетеревятника Accipiter gentilis достаточно разнообразна и в основном состоит из теплокровных позвоночных. Значительное место в ней занимают птицы — чаще всего врановые, куриные, голуби, дятлы и пр., однако доля зверей тоже существенна — белки, мелкие грызуны, зайцы, куницы (Штегман 1937; Дементьев 1951; Птушенко, Иноземцев 1968; Мальчевский, Пукинский 1983 и др.). Заяц-русак Lepus europaeus является завидной добычей для тетеревятника. В отдельных регионах он составляет до 28% рациона ястреба по биомассе (Kaichreuter 1980). Жертвами хищника чаще становится молодняк (Воронин 1967). Есть указания о специализации отдельных особей, в особенности самок, на добывании зайцев (Graulich 1983). Во время охот в Поставском районе Витебской области Белоруссии

Рус. орнитол. журн. 2001 Экспресс-выпуск № 132 ПО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.