ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 268: 694-698
Наблюдения за гнездованием чернозобой гагары Gavia arctica на озёрах Полистовско-Ловатской болотной системы
М.С.Яблоков
Кафедра зоологии позвоночных, Санкт-Петербургский универститет,
Университетская набережная, 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 22 октября 2004
На Северо-Западе России и, в частности, в Псковской области чернозобая гагара Gavia arctica arctica L., 1758 очень редка на гнездовье и чаще встречается на пролёте, особенно на Псковско-Чудском озере, где её называли “бойница” (Зарудный 2003, с. 906). В конце XIX - начале XX в.
Н.А.Зарудному (Там же) были известны места регулярного гнездования гагары на Радиловском озере и озёрах Большое и Налица в бывшем Псковском уезде. Предположительно, она гнездилась также в южных частях нынешней Псковской области, например, на озёрах Большой и Малый Иваны (Федюшин 1926; Федюшин, Долбик 1967). Затем на протяжении большей части XX столетия о размножении чернозобой гагары в Псковской области не поступало никаких сведений. Полагали даже, что этот вид вообще перестал здесь гнездиться (Флинт 1982; Степанян 1990). Псковские орнитологи давно рассматривали чернозобую гагару лишь в качестве пролётного вида (Мешков и др. 1974; Урядова, Щеблыкина 1993).
Однако, скорее всего, многолетнее отсутствие данных о гнездовании гагары было связано с общим упадком интереса к орнитофаунистическим исследованиям в стране и на Псковщине в частности. Так получилось, что со времён Н.А.Зарудного, посетившего лишь небольшую часть интересующего нас региона, Псковская область долгие годы оставалась почти не обследованной в орнитологическом отношении.
О том, что чернозобая гагара всё же продолжает гнездиться в Псковской области, стало известно лишь в конце XX в., когда несколько гнездовых пар обнаружили при обследовании Полистовско-Ловатских болот с целью проектирования Полистовского заповедника (Мищенко и др. 1991).
С начала 1990-х петербургские орнитологи развернули широкие экспедиционные работы в Псковской области, вдохновителем и активным участником которых стал С.А.Фетисов. В результате удалось установить летнее пребывание чернозобых гагар в ряде районов области и даже найти их гнёзда и выводки на озере Белое в Пустошкинском районе, в Полистов-ском заповеднике и на озёрах Ремдовского заказника, расположенного на болотистом полуострове, с востока вклинивающемся между Псковским и Чудским озёрами (Фетисов и др. 1997; Фетисов, Ильинский 1997; Фетисов 1998, 2001).
В 2004 году мы проводили исследования в Полистовском и Рдейском заповедниках в Полистовско-Ловатской болотной системе. Удалось найти
три гнезда чернозобой гагары, а у одного — на Домшинском озере — провести специальные наблюдения.
Изучение гнездовой жизни гагар вели с начала мая по середину июня 2004. У гнезда на Домшинском озере установили небольшую палатку камуфляжной расцветки, расположив её в 20 м от гнезда за несколькими маленькими сосенками, растущими на берегу. Укрытие было установлено за сутки до начала наблюдений, чтобы птицы к нему привыкли. Как оказалось, на очередной сеанс наблюдений лучше всего приходить вдвоём, при этом один человек скрывается в палатке, а второй демонстративно уходит. В таком случае птицы намного быстрее успокаиваются и возвращаются к своим гнездовым делам.
Гнездо однаружено 9 мая 2004 на северном берегу Домшинского озера. Оно было устроено с восточной стороны небольшого заливчика в 27 см от воды. Координаты места находки: 57°10.71Г с.ш., 30°41.908' в.д. Высота гнезда над водой 4 см. Подъём берега плавный. С восточно-северо-восточной стороны гнездо прикрыто осоковой кочкой; несколько кочек окаймляют спуск в воду. Диаметр лотка гнезда 22 см, глубина лотка 5 см. Лоток выстлан мокрой растительной ветошью, поднятой, очевидно, со дна. Единственное яйцо в этой кладке имело размеры 84.4x51.0 мм. В двух других кладках чернозобой гагары, обнаруженных в 2004 году, также содержалось по одному яйцу.
По нашим наблюдениям, гагары всегда ныряют с гнезда и отплывают под водой, как в случае беспокойства, так и при обычных обстоятельствах, например, при смене насиживающего партнёра или уходе на отдых. Возвращаясь к гнезду они, наоборот, всегда плывут по поверхность воды. Возвращение — весьма длительная процедура, что связано с крайне осторожным поведением этих птиц у гнезда. Пара гагар подплывает к гнезду примерно на 15-20 м, затем птицы останавливаются и начинают оглядываться, плавая при этом кругами, и постоянно общаются друг с другом квохчущими звуками. Этот голосовой сигнал, который не приходится слышать в других ситуациях, по своему ритмическому рисунку напоминает спокойное квохтание домашней курицы, но более громкий, ниже тоном и с характерным гагарьим тембром, приближающим его к брачным “воющим” стонам. Удаляясь от гнезда, гагара плывёт открыто, перпендикулярно береговой линии, а приближается, сделав круг, под самым берегом. Примерно через 10-15 мин (в ветренную погоду быстрее, а в тихую, когда слышен каждый шорох — дольше), если всё спокойно, гагары подплывают вплотную к гнезду и по очереди “пробуют” выйти на берег, как бы проверяя наличие опасности. При этом одна из птиц отплывает назад метров на пять и наблюдает оттуда. Вторая птица, подплыв к кромке берега, резким толчком лап и вжав голову, буквально выкидывает грудь на сушу. В таком положении (задняя часть тела и лапы остаются в воде) она сильно вытягивает шею и секунд 20-30 рассматривает берег. Затем, оттолкнувшись ногами, отплывает к своему партнёру. Пообщавшись теми же квохчущими звуками, птицы повторяют описанную процедуру от 3 до 5 раз, причём партнёры могут меняться ролями. Если никакой опасности обнаружить не удалось, гагара садится на гнездо, совершая при этом уже описанные рывки: толкаясь лапами и вжимая голову, перебрасывает тело грудью вперёд сантиметров на 7-10.
Добравшись до яйца, птица резко поднимает переднюю часть тела, опираясь при этом на хвост, и согнув шею почти вертикально вниз, слегка приоткрытым клювом подкатывает яйцо под себя. После этого она буквально падает на яйцо и, вытянув шею, осматривает берег. Затем наседка, не отрывая тела от лотка, разворачивается на месте головой к воде.
Во всех случаях, прежде чем сесть на кладку, гагары переворачивали яйцо. Объяснить это можно следующим. Гнездо гагар располагается низко, около самой воды, поэтому подстилка в нём всегда мокрая. Во время отсутствия птицы яйцо сильнее всего охлаждается именно снизу, со стороны мокрого растительного материала. Регулярно переворачивая яйцо, птицы таким образом обеспечивают равномерное его прогревание. Также было замечено, что после посадки на кладку гагара несколько секунд перебирает под собой лапами. Это наводит на мысль, что во время насиживания птицы подкладывают под яйцо перепонки лап, чтобы уменьшить охлаждение яйца от мокрой гнездовой выстилки. Кроме того, перепонки лап, имеющие разветвлённую сеть кровеносных сосудов, сами по себе могут быть достаточно эффективными в качестве грелки.
Однажды удалось наблюдать интересное демонстративное поведение. После того, как одна гагара села на яйцо, вторая подплыла к гнезду и вылезла передней частью тела на берег. Затем обе птицы, вытянув шеи навстречу друг другу, начали синхронно тихо стучать клювами, приоткрывая их всего на 2-3 мм. После 45 сек такой демонстрации вторая птица отплыла от берега и стала нырять, очевидно, кормясь. Какую функцию выполняет подобный ритуал, сказать пока трудно.
Очевидно, насиживающие гагары сильно страдают от жары. Такой вывод был сделан на основе следующих наблюдений: насиживающая птица каждые
1.5-2 мин приоткрывает клюв и интенсивно дышит в течение нескольких секунд.
Во время насиживания гагары чутко реагируют на малейшее нарушение спокойствия. При беспокойстве с воды (например, при всплеске кормящейся щуки Ебох Іисіт), а также далеко с берега, гагара вытягивает шею, поворачивая голову в сторону источника беспокойства (в спокойном состоянии сидящая на гнезде птица держит голову низко, примерно как на воде, скрываясь за куртинками прибрежных осок). На пролетающих мимо крупных птиц, особенно подающих голос, гагара реагирует вытягивая шею и наклоняя голову набок, глядя вверх одним глазом. В нашем случае нарушителями спокойствия были серые вороны Согуыб сотіх, гнездящиеся неподалёку в болотном сосняке, и средние кроншнепы Штетш рИаеорт, прилетающие кормиться на берег озера. Наибольшую опасность для насиживающих гагар, по-видимому, представляют наземные хищники, так как при малейшем шорохе или хрусте веточки насиживающая птица моментально ныряет в воду, возвращаясь в гнездо минимум через 20 мин. Однажды во время наблюдений по сосняку метрах в ста от берега прошёл лось Аісєб аІсвБ, причём с берега его видно не было. Тем не менее, гагара нырнула при первом же звуке его шагов.
При подходе человека к гнезду вдоль береговой линии гагара ныряет, когда до него остаётся метров сто, при этом лишь точно зная место расположения гнезда можно заметить мелькнувшую чёрно-белую спину ныряю-
щей птицы. Выныривает она метрах в двадцати и, продолжая работать лапами, отплывает примерно на 50 м. Как правило, рядом сразу появляется второй партнёр, если только он в это время находится на гнездовом озере. Если подходить к гнезду перпендикулярно берегу, из леса, то гагара отплывает на безопасное расстояние почти полностью погрузившись в воду. При этом над водой изредка показывается её голова, затем снова скрывается, но птица не ныряет, а демонстрирует свою способность легко регулировать плотность своего тела за счёт изменения количества воздуха в воздушных мешках и плотности оперения.
Каждый вечер один из членов наблюдавшейся пары покидал гнездовое озеро, улетая, скорее всего, на кормёжку в направлении озёр Межницкое и Русское. Причём перелёты были строго приурочены к определёному времени. Например, 1 июня 2004 гагара улетела в 20 ч 30 мин, а вернулась в 23 ч 15 мин; 2 июня улетела в 20 ч 30 мин и вернулась в 23 ч 10 мин.
Перед тем, как обе птицы взлетали и покидали водоём, дважды приходилось слышать ещё один уникальный звук. Крик, который можно передать как “оа ”, был очень громким, продолжался не более 1 с, с резким повышением тона к концу. На слух разница высоты звука между “о ” и “а ” составляла почти октаву. Издав подобный звук несколько раз, гагары разбегались против ветра и взлетали. В первом случае это удалось наблюдать 21 апреля на озере Круглое (Псковская обл.), где гагары кормились, а улетали на расположенное в километре озеро Долгое, к гнезду. Во втором случае — здесь, на Домшинском озере, когда гагары улетели к Межницкому озеру. В тех случаях, когда взлетала одна птица, никаких звуковых сигналов слышно не было.
При посадке на воду летящая гагара садится грудью, вытянув лапы назад, помогая торможению крыльями. После посадки, как правило, птицы поднимаются в воде почти вертикально и, расправив крылья, отряхивают их. Интересно наблюдать за поведением чернозобых гагар во время отдыха на воде, к примеру, после насиживания кладки или кормёжки. Птица может повернуться набок и, положив одно крыло на воду (нижней стороной вверх) и подняв вверх лапу, клювом приводить в порядок оперение на брюшке. Затем, перевернувшись в воде через спину, повторить эту процедуру на другой стороне тела.
По результатам наблюдений и на основе литературных данных можно выделить критерии, по которым чернозобые гагары выбирают место для гнезда. Во всех случаях они предпочитают северные и западные берега озёр. Во-первых, это уменьшает вероятность заливания гнезда волнами, так как в нашем регионе господствуют северо-западные ветры. С этой же целью гагары часто селятся на берегах небольших заливчиков. Во-вторых, суммарная солнечная радиация со стороны открытой воды всегда выше, чем со стороны прибрежной растительности. При этом необходимо помнить, что во время отсутствия наседки кладка достаточно быстро охлаждается от мокрой подстилки, поэтому солнечное тепло, скорее всего, играет не последнюю роль в поддержании оптимальной температуры кладки.
Следующий критерий — наличие открытого пространства берега, лишённого высокой растительности хотя бы метров на пятнадцать. Это связано с тем, что по суше гагары передвигаются достаточно неуклюже и, как
отмечено выше, наибольшую опасность для них представляют наземные хищники. Поэтому важно заблаговременно увидеть врага, не дать ему возможности скрытно подобраться под защитой растительности.
Третий критерий — берег должен иметь плавный спуск к воде, чтобы при любом уровне воды птица могла залезать в гнездо. Известно, что кладки гагар могут гибнуть в засушливые вёсны, когда уровень воды в болотных водоёмах опускается настолько, что птицы не в состоянии добираться до гнезда.
Четвёртый критерий — необходимость маскировки гнезда. Почти во всех случаях гнездо чернозобой гагары было прикрыто осоковыми кочками, растущими у воды, в одном случае — кустарничком болотного мирта Myrica gale. Такая маскировка, с одной стороны, должна скрывать достаточно крупную и яркую чёрно-белую птицу, с другой — не препятствовать хорошему обзору прилегающего к гнезду участка берега.
Литература
Зарудный Н.А. 2003. Птицы Псковской губернии И Рус. орнитол. журн. 12 (233): 903-913 (1-е изд. в 1910).
Мешков М.М., Гальцова М.З., Урядова Л.П., Копыткин С.И. 1974. Позвоночные животные ИПрирода Псковской области. Псков: 139-158.
Мищенко A.JL, Суханова О.В., Николаев В.И., Авданин В.О. 1991. К оценке орнитологического значения Полисто-Ловатской болотной системы ИМатериалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 2: 84085.
Урядова Л.П., Щеблыкина Л.С. 1993. Наземные позвоночные животные Псковской области //Краеведение и охрана природы. Псков: 137-144.
Федюшин А.В. 1926. Материалы к изучению птиц Белоруссии (О птицах Витебщины) //Бюл.
МОИП. Отд. биол. 35, 1/2: 112-168.
Федюшин А.В., Долбик М.С. 1967. Птицы Белоруссии. Минск: 1-520.
Фетисов С.А. 1998. Новые сведения о чернозобой гагаре Gavia arctica в Псковской области// Рус. орнитол. журн. 7 (42): 3-5.
Фетисов С.А. 2001. Случаи гнездования чернозобой гагары Gavia arctica в водно-болотном угодье “Псковско-Чудская приозёрная низменность” ИРус. орнитол. журн. 10 (154): 663-666. Фетисов С.А., Ильинский И.В. 1997. Летние встречи чернозобой гагары Gavia arctica в Псковской области ИРус. орнитол. журн. 6 (24): 14-16.
Фетисов С.А., Ильинский И.В., Головань В.А., Хааре А.О. 1997. Встречи редких птиц в Псковской области в 1997 году//Рус. орнитол. журн. 6 (23): 10-12.
Флинт Е.В. 1982. Отряд Гагарообразные //Птицы СССР: История Изучения. Гагары, Поганки, Трубконосые. М.: 244-288.
Степанян Л.С. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-727.
Ю 03