Научная статья на тему 'Наблюдение за населением и народным хозяйством Беларуси центральными органами статистики БССР за 1919 - 1939 гг'

Наблюдение за населением и народным хозяйством Беларуси центральными органами статистики БССР за 1919 - 1939 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА / НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ПЛАНИРОВАНИЕ / БССР / ОРГАНЫ СТАТИСТИКИ / STATISTICS / NATIONAL ECONOMIC ACCOUNTING / HISTORICAL SOURCE / PLANNING / BSSR / STATISTICS BODIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Приборович А.А.

В методологию исторического исследования включен, ставший сейчас традиционным или специально-историческим, метод ретроспекции. Особенностью применения данного метода в изучении прошлого историком является то, что историческое время в нем рассматривается не по законам принципа историзма (от начала события / явления к его концу), а по правилам историографической ретроспекции. В данной статье автор дает попытку объяснить значимость довоенных материалов центральных органов статистики БССР как исторического источника. Отметим, что осенью 2019 г. в Республике Беларусь будет проведена третья по счету перепись населения, которая позволит руководству и гражданам страны получить важные сведения о темпах развития молодого по историческим меркам государства. В связи с этим у многих граждан нашей страны возникнет интерес о репрезентативности полученных сведений переписи, в том числе о возможности их сравнения с результатами прошлых переписей. Перепись как форма обследования населения известна нашему населению более ста лет. Так, с 1897 г. на территории Беларуси проводилось несколько переписей, результаты которых рассмотрены в десятках научных работ. Что же касается преемственности, то современные белорусские переписи (1999 г., 2009 г.) являются продолжением советских переписей, которые проводились на территории всего Советского союза (1926 г., 1937 г., 1939 г., 1959 г., 1970 г., 1979 г., 1989 г.). Начало недоверия к результатам переписи было положено в истории Беларуси в период проведения Всесоюзной переписи 1937 г., когда из политических предрассудков результаты переписи были скрыты от населения, а ее организаторы были репрессированы как враги народа. Интерес к этому факту продолжает существовать до сих пор в научных кругах. Последние работы российского историка И. А. Тропова [1] и французских историков А. Блюма и М. Меспуле [2] демонстрируют нам огромный пласт работы по восстановлению научной ценности или репрезентативности материалов центральных органов статистики БССР (СССР) как исторического источника.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the methodology of historical research, the method of retrospection is included, which has now become a traditional or a special-historical one. The peculiarity of using this method in the study of the past historian is that the historical time in it is not according to the laws of the right of historicism (from the beginning of the event / phenomenon to its end), but according to the rules of historiographical retrospection. In this article the author gives an attempt to explain the significance of pre-war materials of the central statistical bodies of the BSSR as a historical source. It should be noted that in autumn 2019 the third census will be held in the Republic of Belarus, which will allow the leadership and citizens of the country to receive important information about the pace of development of the young by historical standards of the state. Interaction with these problems with relativistic data, including the possibility of their comparison with the results of past censuses. The census is a form of population survey with a population of more than a hundred years, and since 1897 several censuses have been conducted on the forum's territory, the results of which have been examined in more than one dozen scientific papers. As for continuity, the modern Belarusian censuses (1999, 2009) are a continuation of the Soviet censuses that took place on the territory of the entire international union (1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 and 1989). The beginning of distrust of the results of the census was made in the history of Belarus during the All-Union Census of 1937, when from political prejudices the results of the census were hidden from the population, and its organizers were repressed as enemies of the people. Interest in this fact continues to exist until now in scientific circles. The last works of the Russian historian I.A Tropov [1] and the French historians A. Blum and M. Mespule [2] demonstrate to us a huge layer of work to restore the scientific value or representativeness of the materials of the central statistical bodies of the BSSR (USSR) as a historical source.

Текст научной работы на тему «Наблюдение за населением и народным хозяйством Беларуси центральными органами статистики БССР за 1919 - 1939 гг»

Я

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 930.2

А.А. ПРИБОРОВИЧ

старший преподаватель кафедры источниковедения исторического факультета Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь E-mail: priborovich@gmail.com

■hi

Статья поступила 5 октября 2017г.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕЛЕНИЕМ И НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ БЕЛАРУСИ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ СТАТИСТИКИ БССР ЗА 1919 - 1939 ГГ.

В статье рассмотрена организация централизованного статистического наблюдения за народным хозяйством и населением республиканским органом статистики БССР за период 1919 - 1939 гг. На примере основных сфер народного хозяйства, и в том числе населения, дано объяснение интереса государственной статистики к тем или иным объектам наблюдения, которые в силу политических, административных и экономических предпосылок рассматривались под разным набором показателей.

Ключевые слова: статистика, народнохозяйственный учет, исторический источник, планирование, БССР, органы статистики.

Введение. Формирование государственной статистики в БССР началось в условиях перестройки методологии ведения статистического описания, которая сложилась в период Российской империи. Предшествующий опыт проведения централизованного статистического наблюдения в БССР был продолжен в 1919 г. и к 1939 г. дополнен новыми особенностями организации советской государственной статистики. За 20 лет своей истории государственная статистика Беларуси претерпела значительные изменения, которые нашли свое отражение в реорганизации ее центральных органов, изменении перечня основных показателей наблюдения и в конечном итоге изменении учетно-статистических, а также печатных материалов, сохранившихся в архивах и библиотеках

Цель написания статьи - выделить основные объекты статистического учета в БССР, организованного центральными статистическими органами за 1919 - 1939 гг.

Научная новизна статьи раскрывается в самой постановке цели и полученными в ходе ее выполнения результатами. Автором статьи проводится исследование, посвещен-ное работе центральных органов статистики БССР. Ранее материалы органов статистики, как корпус источников по истории БССР, не изучались целиком. В отечественной и зарубежной историографии представлены только отдельные работы исследователей (М.А. Беспалая, Е.А. Василевская, А.И. Жовнерчик,

A.Г. Казачёнок, С.Н. Малинин, Л.М. Михневич, В.Д. Селеменев,

B.А. Петровская (Латышева), А.Н. Сорохин, Б.М. Фик, С.Н. Ходин и др.), посвященные узким проблемам применения статистиче-

ских источников в изучении отраслей народного хозяйства и населения БССР за 1919 -1939 гг.

Основная часть. Формирование сети органов государственной статистики в БССР было начато в условиях перестройки методологии ведения статистического обследования, сложившегося в Российской империи. Если в период империи статистика была в основном направлена на сбор и обработку статистических сведений о промышленности и сельском хозяйстве, то с приходом советской власти на статистику уже возлагался более широкий перечень задач. За время работы довоенной государственной статистики в БССР объектами наблюдения стали практически все ключевые отрасли народного хозяйства страны, в том числе и население.

В новых советских условиях, помимо регистрации статистических данных, статистика была подчинена задачам хозяйственного планирования. К 1931 г. в советской методологии статистического наблюдения были утверждены основные требования построения системы показателей социалистического учета народного хозяйства СССР. По мнению советского академика С. Г. Струмилина, «Хозяйственная статистика, ограниченная планом рыночной стихии, потеряла свою прежнюю специальность выявления социально-экономических закономерностей, вместо этого она стала средством контроля плановых заданий в масштабах народнохозяйственного целого и, пользуясь свойственными ей одной методами, служила наиболее ценным орудием экономического анализа технико-экономических связей и закономерностей планового хозяйства» [4]. Если кратко пояснить утверждение академика, то можно отметить, что в 30-е гг. XX в. статистика БССР была принудительно объединена с оперативно-производственным и бухгалтерским учетом. С точки зрения методологии, статистика должна была выиграть за счет междисциплинарного обновления, однако на практике это привело к неоправданному контролю работы статистики органами планирования.

Не углубляясь в особенности политического управления того периода, когда происходил значительный крен в сторону незаслуженного обвинения сотрудников органов статистики во враждебной работе, остановимся на сложившейся тогда системе показателей социалистического учета и сделаем это, рассмотрев по отдельности статистику 4

той или иной отрасли народного хозяйства и населения. Данный принцип изложения позволит продемонстрировать, каким же образом выполняемые задачи центральных органов статистики БССР по сбору статистических сведений о развитии народного хозяйства и населения позволили сохранить ценную для исследователей истории информацию о социально-экономическом положении Беларуси за 1919 - 1939 гг.

В БССР с 1919 г. по 1939 г. значительным образом изменилось содержание статистики, постоянной была лишь ее роль, которая, по мнению советского руководства, заключалось в том, что статистика является орудием (средством) социалистического строительства. В данном случае имелось ввиду, что государственная статистика БССР обеспечивала органы власти, государственные учреждения и население своевременной, а также исчерпывающей информацией о ходе выполнения планов развития народного хозяйства и о материальных, финансовых и трудовых ресурсах Советской Беларуси. Такого рода сведения центральные органы статистики получали за счет проведения собственными силами регулярных и единовременных мероприятий по статистическому обследованию тех или иных ключевых признаков (показателей), выполняющих роль описания состояния развития объектов народного хозяйства страны и населения.

Центральные органы статистики также получали необходимые им сведения в результате взаимодействия с государственными организациями, предприятиями и учреждениями, в которых для сбора и обработки статистических сведений работали отделы статистики. Статистические отделы (органы) предприятий, учреждений и др. вели статистическую работу только в пределах своей непосредственной деятельности, а центральные органы статистики по специальным формам сводили полученные от ведомственной статистики сведения в единый обзор. Осуществление такой процедуры стало возможным для центральных органов статистики БССР только благодаря организации единой системы учета, когда унификация учетных документов позволила проводить первичные обследования предприятий, учреждений и организации по одним типовым формам.

Отметим, что практически вся ведомственная статистика БССР к 1939 г. перешла к заполнению форм текущей отчетности,

разработанных центральным органом статистики. При этом возложение ответственности за текущую статистику предприятий, учреждений и организаций на центральные органы статистики не означало ликвидацию ведомственной статистики. В то время в БССР крайне не хватало квалифицированных специалистов в центральном аппарате органов статистики, поэтому ЦСУ (УНХУ) БССР придавало большое значение усилению роли статистического аппарата ведомств при проведении в стране регулярных статистических обследований. Так как на их уровне было проще свести сведения статистического описания однотипных единиц обследования, а затем на уровне территориальных подразделений центральных органов статистики привести к общему обзору, который был бы интересен органам власти, населению и другими государственным организациям.

Основным итогом работы ведомственной статистики была годовая отчетность, которая составлялась на основе первичного учета. Годовой отчет различных ведомств, как правило, включал ряд показателей, которые имелись в их текущей отчетности, однако перед подведением итоговых расчетов учетные данные всегда уточнялись. Помимо этих показателей годовой отчет содержал и более конкретную характеристику результатов работы отчитывающегося учреждения, предприятия или организации.

Годовая и текущая отчетность ведомств предоставляла центральным органам статистики значительный набор сведений о состоянии объектов народного хозяйства и населения. Однако скорость обработки таких сведений занимала значительное время, это, в свою очередь, приводило к тому, что некоторые показатели не включались в отчетность. Для более детального изучения разных сторон социально-экономической жизни БССР центральные органы статистики проводили специальные статистические обследования: единовременные учеты, выборочные обследования, переписи.

Во время переписи обследовались практически все единицы объекта статистического наблюдения, при этом каждая из них подлежала непосредственному изучению. Преимущество переписи заключалось в том, что она проводилась в строго определенное время на всей территории советской Беларуси. Результаты переписи позволяли получать больше сведений об объекте наблюдения, а также проверить общую закономерность раз-

вития его единиц за определенный промежуток времени. Правда сама организационная форма проведения довоенных переписей в БССР была «громоздкой», особенно прохождения переписных документов. Документы во время переписи проходили долгий путь по всей многозвенной сети статистических органов Советской Беларуси, что, в свою очередь, растягивало на несколько лет окончательное подведение итогов переписи.

Ряд явлений и процессов социально-экономической жизни в Советской Беларуси изучался центральными органами статистики на основе сведений единовременного учёта. Как и перепись, единовременный учёт представлял собой сплошное статистическое обследование. Однако в отличие от переписи, единовременный учёт в качестве основного источника получения данных использовал сведения первичного учёта, собранные на самом предприятии, учреждении или организации.

Отметим, что за 1919 - 1939 гг. центральные органы статистики БССР постоянно испытывали нехватку финансовых и трудовых ресурсов для проведения сплошных статистических обследований. В связи с чем в государственной статистики советской Беларуси широко использовался выборочный метод обследований. По мнению руководства центрального аппарата государственной статистики БССР, выборочное обследование отдельных единиц объектов учета позволяло рационально распространить получаемые сведения на всю изучаемую совокупность. Так в 20-е гг. XX в. основные статистические сведения о развитии с/х в советской Беларуси центральные органы статистики получали путем проведения следующих не сплошных статистических мероприятий: весенние и осенние выборочные опросы, гнездовая динамическая перепись, бюджетное обследование крестьянских хозяйств.

Рассматривая вопросы организации статистического наблюдения центральными органами статистики БССР, важным является объяснение того, каким образом выбиралась единица наблюдения. Отметим, что объект статистического наблюдения представлял собой совокупность отдельных единиц, по которым определялся строгий набор показателей. Так заполнение данными тех или иных показателей в статистических формах позволяло в конечном итоге описывать единицу учета и в том числе ее объект. Отсюда получается, чтобы получить характеристику объ-

5

екта в целом и его составных частей, необходимо было заполнить сведениями каждую единицу в отдельности по тем показателям, которые были заранее определены в качестве элементов наблюдения.

Как правило, выбор тех или иных показателей (признаков) единицы наблюдения происходил в соответствии с релевантностью политических и социальных запросов, заданных на момент проведения центральными органами статистики статистических мероприятий. Т. е. выбор единицы наблюдения зависел от цели самого статистического наблюдения и его объекта. Например, при учете деятельности промышленной отрасли народного хозяйства БССР (рассматривается как объект) единицей наблюдения становилось предприятие с различными характеризующими его признаками, при этом единицей могло бы быть и любое структурное подразделение предприятия.

Выбор признаков единицы статистического наблюдения в БССР всегда сопровождался через корректировку государственного или общественного запроса. Органы власти, государственные организации и учреждения согласовали с центральными органами статистики условия проведения учетно-статистических работ. В 20-е гг. XX в. согласование статистических работ в БССР было крайне необходимым, так сбором и обработкой статистических сведений о социально-экономическом положении советской Беларуси занимались не только центральные органы статистики. ВСНХ, Народные комиссариаты, промышленные и общественные объединения проводили статистический учет своих объектов управления. Из-за этого в государственной статистике БССР с 1919 г. до середины 1930-х гг. частым явлением был параллелизм в сборе количественных сведений о темпах развития народного хозяйства и о положении населения страны.

Сама параллельность статистических работ исследователям социально-экономической истории советской Беларуси за 1919 - 1939 гг. может показаться осложнением, особенно того, что касается выбора наиболее репрезентативных статистических сведений. На взгляд автора диссертационного исследования, проблема первоначального отсутствия полного согласования статистических работ в БССР является преимуществом для исследователей истории. Ведь при таком положении выбор признаков единиц статистического наблюдения в 1919 - 1939 6

гг. происходил с учетом разных запросов, что само по себе доказывает определенную самостоятельностью принимаемых решений субъектами статистической работы. Наличие такой самостоятельности позволило сохранить различного рода материалы по статистическому обследованию БССР. Отсюда, изучив набор единиц статистического учета, проводимого государственными органами статистики и ведомствами, мы получили ту систему показателей учета народного хозяйства и населения советской Беларуси, которая на том момент была значима для органов власти и общественности. При этом в предлагаемом тексте диссертационного исследования показатели даны по разным группам: натуральные и стоимостные, количественные и качественные.

Итак, основными объектами статистического учета в БССР являлись: промышленность, труд, сельское хозяйство, население, транспорт, торговля, культура. Рассмотрим теперь отдельно каждый объект наблюдения и его показатели.

Промышленная статистика в БССР была ориентирована на изучение социально-экономических процессов, происходящих в промышленности. Основной единицей учета в промышленной статистике считалась производственная единица, т. е. предприятие (фабрика, завод, мастерская, торфяная разработка и др.).

Отметим, что наличие нескольких отраслей промышленности в БССР потребовало от государственного органа статистики разработки и использования классификации отраслей промышленного производства. Задача классификации заключалась в том, чтобы расчленив на элементы, можно было легко проследить экономическую связь между различными частями общественного производства, в первую очередь между двумя основными его подразделениями: средствами производства и средствами потребления.

Центральное же место в системе показателей статистики промышленности занимала отчетность предприятий. В ней отражались сведения, касающиеся производства промышленной продукции, себестоимости промышленной продукции и ее сбыт, труда в промышленности, внедрения новой техники, наличия и использования оборудования, сырья и материалов и др.

Производство продукции являлось основным показателем работы промышленного предприятия в БССР. Наиболее частным спо-

собом учета производимых предприятиями советской Беларуси продукции был учет в натуральном выражении. Показатель производства включал итоговые сведения как готовой продукции, так и полуфабрикатов незавершенного производства.

Важнейшим показателем качества работы объектов промышленности БССР считалась себестоимость производства. Поэтому учет себестоимости производимой предприятием продукции проводился по пути организации ежемесячного текущего учета и путем составления годовых отчетов по специальным статистическим формам, отдельно созданным для каждого Народного комиссариата промышленности.

Важной составляющей статистики промышленности следует считать статистику материального снабжения. В БССР статистика снабжения была направлена на изучение распределения и использования материально-технического обеспечения (сырье, материалы, топлива и др.) в народном хозяйстве. Основными показателями этой отрасли статистики были: показатель поставки, характеризующий распределение средств производства в народном хозяйстве; показатель поступления средств производства, характеризующий фактическое прибытие сырья, материалов, топлива и оборудования на предприятиях и стройки; показатель общего и удельного расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии в народном хозяйстве, обеспеченность ими предприятий и строек для осуществления непрерывного процесса производства, а также сверхнормативные запасы средств производства.

Обратившись к печатным изданиям центральных органов статистики БССР за 1919 -1939 г. мы выявили дополнительный перечень показателей учета предприятий советской Беларуси, которые на тот момент отражали основные задачи государственной статистики по учету промышленности. К числу этих показателей отнесем: ход выполнения плана производства; показатели качества продукции; расходы элементов производства; основные фонды; состав и движение силовых установок; состав и движение производственного оборудования; работа силовых установок; работа производственного оборудования; балансы сырья, материальных мощностей, топлива, электроэнергии.

Развитие промышленной статистики в БССР происходило синхронно со статистикой труда. В советском руководстве труд ра-

бочих считался одним из основных объектов учета и контроля. Поэтому уже в первые годы существования БССР органы государственной статистики тесно сотрудничали с профильными отделами учета труда предприятий, промышленных союзов и в том числе с Народным комиссариатом труда. Организация учета труда в БССР была налажена в разных отраслях народного хозяйства: сельском хозяйстве, строительстве, образовании, культуре. Общими показателями учета труда в советской Беларуси были: размер заработной платы трудящихся; количество и состав трудовых ресурсов страны; распределение рабочих по регионам и предприятиям; квалификация рабочих и служащих; состав фондов заработной платы; средняя заработная плата; оборот рабочей силы; потери рабочего времени и др.

Статистика сельского хозяйства в БССР имела большое значение. Доказательством важности работ центральных и местных органов статистики по изучению состояния аграрного сектора страны может служить тот факт, что во всех территориальных органах ЦСБ, ЦСУ, УНХУ БССР существовали отдельные подразделения (отделы, сектора, секции) по статистике сельского хозяйства.

Отметим, что развитие сельскохозяйственной статистики в БССР было обусловлено перенятым опытом ведения земской статистики, сложившимся в центральном регионе Российской империи. В самой же Беларуси, в период ее нахождения в составе России, такой опыт не был полностью накоплен из-за позднего формирования земского управления и из-за событий Первой Мировой войны.

Органы статистики БССР с 1919 г. регулярно стали собирать и обрабатывать сведения объектов сельского хозяйства (государственных и частных). Статистика сельского хозяйства в БССР была направлена на организацию систематического учета следующих единиц и их показателей:

• земельного фонда (сбор данных о размерах земельного фонда по отдельным видам угодий и по землепользователям, а также данных о ходе выполнения плана по улучшению продуктивности использования земель);

• посевных площадей (сбор данных о площади посевов под разные виды сельскохозяйственных культур);

• агротехнических мероприятий (сбор сведений о мероприятиях по сопровождению посева или сбора урожая);

• урожайности сельскохозяйственных культур - один из самых важных показателей сельскохозяйственного производства. В нём находят отражение результаты всех проведённых мероприятий по улучшению организации земледелия. Отметим, что урожайность наряду с посевной площадью -необходимый элемент для исчисления общей продукции растениеводства;

• численности и состава скота, его воспроизводства и продуктивности. Важнейшими показателями, характеризующими состояние и развитие животноводства, являются показатели численности животных по видам: крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, лошади, птица и др.;

• механизации сельского хозяйства (сбор сведений о наличии технических средств ведения земледелия и животноводства);

• обеспеченности основными средствами производства и трудовыми ресурсами (сбор сведений о наличии сельскохозяйственного инвентаря, средств технического обслуживания, а также рабочей силы).

Государственная статистика сельского хозяйства БССР помимо вопросов полеводства и скотоводства занималась исследованием лесоводства, луговодства, огородничества, садоводства. К статистике сельского хозяйства относилась статистика заготовок сельскохозяйственных продуктов. Она была направлена на учёт ресурсов, которые использовались для снабжения населения продуктами питания, для переработки сырья промышленностью, для экспорта и других государственных нужд. В составе товарной продукции сельского хозяйства учитывалась продажа продукции в счёт плана государственных закупок, а также другие виды реализации: продажа торгующим организациям, продажа на колхозном рынке, продажа санаториям, больницам и т. д.

Важнейшим направлением работы центральных статистических органов статистики БССР был учёт населения. За первых 20 лет работы госстатистики БССР были проведены три всесоюзные переписи и одна городская. Кроме этого работа ЗАГСов с местными органами статистики позволила накопить цен-

ные первичные сведения о состоянии народонаселения БССР. К основным задачам госстатистики населения БССР относились: подсчёт численности населения, анализ размещения населения в пределах регионов страны; учёт национальных групп населения, анализ возрастного состава населения, учёт естественного и механического движения населения.

С развитием статистики населения в БССР к 1939 г. все большее значение приобрела статистика здравоохранения, незаслуженно забытая в начале 20-х г. XX в. Статистика здравоохранения в БССР была направлена на изучение заболеваемости населения, санитарного обеспечения населения, развития сети учреждений здравоохранения и обеспечения граждан первой медицинской помощью. Также статистика здравоохранения собирала и разрабатывала сведения о естественном движении заболеваний у населения, о численности медицинского персонала, о количестве больничных учреждений.

Отметим, что система показателей учета здравоохранения БССР включала прежде всего разделы по отдельным видам обслуживания, построенные по организационно-типовому признаку: здравпункты (число обслуживаемых предприятий, количество пунктов медицинского осмотра и др.); амбулаторное врачебное обслуживание (число посещений у врачей, число медицинских учреждений, пропускная способность и др.); амбулаторное фельдшерское обслуживание (число посещений, число фельдшерских амбулаторий, объем проделанной работы и др.); помощь на дому (число врачебных посещений, число больных и др.); скорая помощь (число выездов, число больных и др.); стационарное врачебное обслуживание (число коек, число больных, обеспеченность оборудованием и лекарствами); ясельное обслуживание (число детей, число постоянных яслей и др.).

Статистика транспорта имела большое значение в советской статистике. Это было обусловлено тем, что развитие промышленности, в том числе и торговли, требовало от руководства БССР постоянного отслеживания транспортной инфраструктуры страны. Особенно это касалось изучения количества и производительности транспортного состава (автомобильного, железнодорожного, водного и гужевого), а также стоимости доставки грузов по стране и за рубеж. Основными же показателями учета транспорта БССР были:

среднесуточная грузовая работа; скорость доставки грузов; грузооборот и пассажиро-оборот; работа складов; количество и состав транспортных происшествий; балансы затрат на топливо; качество дорог; себестоимость транспортных тарифов и др.

Развитие народного хозяйства БССР, даже в условиях строительства социализма, не могло не происходить без внутренней и внешней торговли. Поэтому уже в первые годы советской власти органы статистики проводили учет торговой сети страны. Статистика торговли БССР была направлена на изучение уровня биржевого и розничного товарооборота, объемов товарных запасов и скорости их обращения, розничных цен как государственной, так и кооперативной, колхозной торговли и прочее.

Одной из обширных сфер государственной статистики БССР являлась статистика культуры. Объектом советской статистики культурного строительства были все виды воспитательных, учебно-образовательных и культурно-просветительных учреждений и мероприятий по народному образованию, печать, наука, искусство. Содержание учета и статистики культурного строительства в БССР определялось показателями разработанного властями плана развития культуры в Беларуси и оперативными запросами органов, руководящих соответствующими отраслями культурного строительства. Отметим, что учет и статистика культурного строительства в БССР разделялись на ряд специальных отраслей в зависимости от содержания объектов наблюдения.

Основное место среди отраслей статистики культуры занимала школьная статистика. Ее единицами наблюдения являлись школьное учреждение в целом, учащиеся, преподавательский штат, школьно-педагогический процесс, материальная база. Формирование в 20-е гг. XX в. в БССР методологической базы школьной статистики способствовало формированию в начале 30-х гг. статистики подготовки кадров профессионального образования, для которой был характерен учет всей системы учреждений подготовки кадров (ВУЗы, техникумы, школы и др.). В рамках школьной статистики к концу 30-х гг. XX в. сложилась дошкольная статистика, которая вобрала в себя методы и технику учета, применявшихся в школьной статистике.

Кроме школьной статистики, специальными отраслями учета учреждений культуры в БССР относились также библиотечная ста-

тистика, которая была направлена на учет количества библиотек, размера библиотечного фонда, числа сотрудников библиотек; статистика клубных учреждений, учитывающая их количество и плотность размещения в разных регионах страны, а также их материально-техническое обеспечение; статистика грамотности населения, которая в советской методологии являлась частью статистики населения, поскольку важнейшим источником изучения грамотности являлись на тот момент переписи населения; статистика искусства, которая занималась учетом театров, кино, радио; статистика науки, проводившая учет сети научно-исследовательских учреждений (институты, академии, научные станции и лаборатории).

Заключение. Подводя итог статьи, отметим, что анализ архивных материалов и печатных изданий позволил выделить основные объекты статистического учета органов государственной статистики БССР за 1919 - 1939 гг. Этими объектами являются: промышленность, сельское хозяйство, труд, транспорт, торговля, культура, население. Изучение органами статистики того или иного объекта было вызвано реальной социально-политической и экономической ситуацией в стране. Слияние в начале 30-х гг. XX в. органов статистики с органами планирования привело к большей синхронизации государственного учета и статистики, что, в свою очередь, позволило сохранить разнообразные материалы, содержащие описание социальной и экономической жизни населения БССР.

Отметим также, что круг показателей довоенного статистического учета народного хозяйства и населения БССР был широк и многообразен. Число показателей учета с 1919 г. по 1939 г. постоянно увеличивалось вместе с ростом экономики советской Беларуси, усложнением задач управления народных хозяйством, развитием внутриведомственных отношений между государственными организациями, учреждениями и предприятиями. К концу 1939 г. применение тех или иных показателей в статистическом учете объектов народного хозяйства и населения БССР зависело от соответствующих показателей народнохозяйственного планирования. Так, неразрывное единство показателей статистики и планирования позволило руководству советской Беларуси обеспечить сопоставимость отчетных сведений объектов народнохозяйственного наблюдения с государственными плановыми заданиями. Отсюда

9

публикуемые в 30-е гг. XX в. сборники по планированию народного хозяйства БССР с учетом использования отчетов их выполнения могут быть задействованы исследователями истории как источник получения сведений по организации статистического учета в советской Беларуси.

Список литературы

1. Тропов, И.А. Национализация информации: политическая власть и ЦСУ в послереволюционной России / И.А. Тропов. - СПб.: ГУАП, 2007. - 171 с.

2. Блюм, А. Бюрократическая анархия: статистика и власть при Сталине / А. Блюм, М. Меспуле. - М.: РОССПЭН, 2006. - 328 с.

3. Приборович, А.А. Архивные материалы государственных органов статистики БССР за 1919 - 1939 гг. / А.А. Приборович // Вестник ПолесГУ. Серия общественных и гуманитарных наук. -2016. - № 2. - С. 42- 51.

4. Струмилин, С.Г. К перестройке советского учета / С.Г. Струмилин. - М.: В/О «Союзоргучет», 1936. - С. 8.

Резюме. В методологию исторического исследования включен, ставший сейчас традиционным или специально-историческим, метод ретроспекции. Особенностью применения данного метода в изучении прошлого историком является то, что историческое время в нем рассматривается не по законам принципа историзма (от начала события / явления к его концу), а по правилам историографической ретроспекции.

В данной статье автор дает попытку объяснить значимость довоенных материалов центральных органов статистики БССР как исторического источника. Отметим, что осенью 2019 г. в Республике Беларусь будет проведена третья по счету перепись населения, которая позволит руководству и гражданам страны получить важные сведения о темпах развития молодого по историческим меркам государства. В связи с этим у многих граждан нашей страны возникнет интерес о репрезентативности полученных сведений переписи, в том числе о возможности их сравнения с результатами прошлых переписей.

Перепись как форма обследования населения известна нашему населению более ста лет. Так, с 1897 г. на территории Беларуси проводилось несколько переписей, результа-10

ты которых рассмотрены в десятках научных работ. Что же касается преемственности, то современные белорусские переписи (1999 г., 2009 г.) являются продолжением советских переписей, которые проводились на территории всего Советского союза (1926 г., 1937 г., 1939 г., 1959 г., 1970 г., 1979 г., 1989 г.).

Начало недоверия к результатам переписи было положено в истории Беларуси в период проведения Всесоюзной переписи 1937 г., когда из политических предрассудков результаты переписи были скрыты от населения, а ее организаторы были репрессированы как враги народа. Интерес к этому факту продолжает существовать до сих пор в научных кругах. Последние работы российского историка И. А. Тропова [1] и французских историков А. Блюма и М. Меспуле [2] демонстрируют нам огромный пласт работы по восстановлению научной ценности или репрезентативности материалов центральных органов статистики БССР (СССР) как исторического источника.

Abstract. In the methodology of historical research, the method of retrospection is included, which has now become a traditional or a special-historical one. The peculiarity of using this method in the study of the past historian is that the historical time in it is not according to the laws of the right of historicism (from the beginning of the event / phenomenon to its end), but according to the rules of historiographical retrospection.

In this article the author gives an attempt to explain the significance of pre-war materials of the central statistical bodies of the BSSR as a historical source. It should be noted that in autumn 2019 the third census will be held in the Republic of Belarus, which will allow the leadership and citizens of the country to receive important information about the pace of development of the young by historical standards of the state. Interaction with these problems with rela-tivistic data, including the possibility of their comparison with the results of past censuses.

The census is a form of population survey with a population of more than a hundred years, and since 1897 several censuses have been conducted on the forum's territory, the results of which have been examined in more than one dozen scientific papers. As for continuity, the modern Belarusian censuses (1999, 2009) are a continuation of the Soviet censuses that took place on the territory of the entire international

union (1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 and 1989).

The beginning of distrust of the results of the census was made in the history of Belarus during the All-Union Census of 1937, when from political prejudices the results of the census were hidden from the population, and its organizers were repressed as enemies of the people. Interest in this fact continues to exist until now in scien-

tific circles. The last works of the Russian historian I.A Tropov [1] and the French historians A. Blum and M. Mespule [2] demonstrate to us a huge layer of work to restore the scientific value or representativeness of the materials of the central statistical bodies of the BSSR (USSR) as a historical source.

PRYBAROVICH Artem A.

Senior Lecturer in the Faculty of History of Sources Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus E-mail: priborovich@gmail.com

OBSERVATION OF THE POPULATION AND NATIONAL ECONOMY OF BELARUS BY THE CENTRAL STATISTICAL AGENCIES OF THE BSSR FOR 1919 - 1939

The article deals with the organization of centralized statistical observation of the national economy and the population of the republican parts of the BSSR statistics for the period 1919-1939. On an example of the basic spheres of a national economy and including the population which are discussed in statistical reports.

Keywords: statistics, national economic accounting, historical source, planning, BSSR, statistics bodies.

References

1. Tropov I.A. Nacionalizacija informacii: politicheskaja vlast' i CSU v poslerevoljucionnoj Rossii [Nationalization of Information: Political Power and Central]. Sankt-Peterburg, GUAP Publ., 2007, 171 p.

2. Bljum A., Mespule M. Bjurokraticheskaja anarhija: statistika i vlast' pri Staline [Bureaucratic Anarchy: Statistics and Power under Stalin]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2006, 328 p.

3. Priborovich A.A. Arhivnye materialy gosudarstvennyh organov statistiki BSSR za 1919 - 1939 gg [Archival Materials of the

State Statistics Agencies in the BSSR from 1919 - 1939]. Vesnik Paleskaga dzjarzhaynaga yniversitjeta. Seryja gramadskih i gumanitarnyh navuk [Bulletin Of Polessky State University. Series In Social Sciences And Humanities], 2016, no. 2, pp. 42- 51.

4. Strumilin S.G. K perestrojke sovetskogo uchjota [On the Restructuring of Soviet Accounting]. 4-e izd., pererab. i dop. Moscow, Sojuzorguchjot Publ., 1936, pp. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 5 October 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.