Научная статья на тему 'Наблюдение объекта как стратегия создания его образа'

Наблюдение объекта как стратегия создания его образа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ДИДАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / НАБЛЮДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подберезный Владимир Васильевич, Шимко Зоя Игнатьевна

В статье рассматривается метод наблюдения как часть учебного эксперимента и научного эксперимента. Автор приводит пример организации наблюдения учащихся начальных классов во время экскурсий и учебных прогулок, наблюдения как процесса формирования образа-представления в естественных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подберезный Владимир Васильевич, Шимко Зоя Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наблюдение объекта как стратегия создания его образа»

В.В. Подберезный, З.И. Шимко НАБЛЮДЕНИЕ ОБЪЕКТА КАК СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ ЕГО ОБРАЗА

Наблюдение (англ. - observation) - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Наблюдение как специфический человеческий акт принципиально отличается от различных форм восприятия у животных. Исторически наблюдение развивается как составная часть трудовой деятельности [2, 320].

Наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением. Наблюдатель делает выводы, осмысливает факты, явления, высказывает гипотезы, требующие проверки. Таким образом, наблюдение предусматривает не только непосредственное восприятие информации, но и ее переработку. Успех наблюдения в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных и более конкретных задач. Кроме того, для успешного наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, ознакомление с материалом, относящимся к объектам будущего наблюдения, прошлый опыт, знания наблюдателя. Активность наблюдения выражается как в мыслительной деятельности, осуществляемой при наблюдении, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, человек лучше познает их свойства. Существенное место в наблюдении занимает речь. Наблюдение предполагает словесную формулировку целей и задач. Результаты наблюдения, в свою очередь, обозначаются словом. Наконец, большую роль играет установка человека, его отношение к наблюдению [6, 320].

Наблюдение - метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и обществе в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию человека. От простого восприятия наблюдение, возникшее в процессе трудовой деятельности, отличается активным и целевым характером. Обычно человек наблюдает то, что представляет для него какой-либо практический или теоретический интерес. На основе данных наблюдения составляются обобщающие выводы [7, 372].

Наблюдение в дидактике, целенаправленное восприятие; одно из средств обучения. Цель наблюдения - накопление знания фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Наблюдение предусматривает умение группировать факты, свойства и явления, подмечать в них сходство и различие, классифицировать их и, если возможно, определять в естественных условиях зависимость хода процесса или явлений от тех или иных условий. Наблюдение нередко предусматривает не только восприятие, но и переработку информации, в процессе которой значительную роль играют такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение. Наблюдение широко применяется в обучении, особенно при изучении предметов естественнонаучного цикла. Наблюдения могут быть частью учебного эксперимента или используются наряду с экспериментом. Наблюдения могут проводиться на уроках, экскурсиях, при выполнении домашних заданий.

Наблюдение в педагогике и психологии - метод исследования, состоящий в целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. К процедуре получения и трактовки информации в наблюдении предъявляются следующие требования: 1) наблюдению доступны только внешние факты, имеющие речевые или двигательные проявления; 2) регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными; 3) для наблюдения должны быть выделены наиболее важные моменты поведения; 4) наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительное время; 5) надежность наблюдения повышается при совпадении показаний нескольких наблюдателей; 6) ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемым должны быть устранены; 7) оценки не должны быть подвержены субъективным влияниям. Результаты полученные в процессе наблюдения представляют собой эмпирические факты; установление закономерностей возможно лишь при их тщательном анализе. Этот метод более чем эксперимент нуждается в дополнении исследования того же объекта другими методами [8, 156].

Более общее определение наблюдению, как методу научного исследования, дает В.Л. Абушенко.

Наблюдение - метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Наблюдение включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) наблюдения, объект наблюдения и средства наблюдения. В качестве последних в развитых формах наблюдения используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает наблюдение в составную часть экспериментальной деятельности). Основные методологические требования к наблюдению следующие: 1) активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующегося исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах) [1, 452].

В процессе обучения и воспитания встает чрезвычайно важная задача - формировать у школьников умение наиболее объективно отражать окружающий мир. В поведении и деятельности человека восприятие необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде. Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Учитывая, что в педагогической деятельности более ценным является преднамеренное восприятие необходимо его связывать с постановкой определенной перцептивной задачи. В этом случае восприятие характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью, и выступает как познавательная перцептивная деятельность - наблюдение. Непреднамеренное восприятие выступает как компонент какой-либо другой деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом.

Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с особенностями ума, чувств, воли человека, поэтому может быть более выражена интеллектуальная, эмоциональная или волевая устремленность. Наблюдение начинается с постановки задачи и может распадаться на ряд мелких, постепенно решаемых задач. Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него определенных знаний, умений. Систематический характер наблюдений дает возможность рассматривать изучаемый объект в различных условиях, отмечать изменения, происходящие с ним в результате действия каких-либо причин.

Говоря о естественнонаучных наблюдениях, известные методисты-биологи Н.М. Верзи-лин и В.М. Корсунская пишут, что «наблюдение - это целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явлений природы в естественных условиях, без вмешательства в ход явлений или воспроизведение его в лабораторных условиях» [4, 148].

Выше было упомянуто, что наблюдение может быть частью учебного эксперимента и научного эксперимента или использоваться наряду с экспериментом. Их легко отличить тем, что наблюдение проводиться «без вмешательства в ход явлений», а «эксперимент проводиться в искусственно созданных условиях», как писал И.П. Павлов: «наблюдение собирает, то, что предлагает природа, опыт же [эксперимент - З.Ш., В.П.] берет у природы то, что хочет» [4, 148].

Приведем пример организации наблюдения учащихся начальных классов во время экскурсий и учебных прогулок, наблюдения как процесса формирования образа-представления в естественных условиях.

Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт детей, необходимо особое внимание придавать чувственным восприятиям, поэтому ознакомление учащихся с природой должно вестись при непосредственном контакте с нею, основным методом следует считать наблюдение. Использование естественных предметов (листьев, плодов, корнеплодов) или их изображений на уроках, в дидактических играх, в беседах и т. п. служит лишь уточнению и закреплению образующихся представлений.

Укажем некоторые приемы, которые целесообразно использовать при организации наблюдений с младшими школьниками.

Для активизации мышления детей следует обращать их внимание на связь названия животного или растения с некоторыми его особенностями: издаваемыми звуками (посвист - свиристель), способом передвижения (ползание - поползень), движением частей тела (постоянное помахивание длинным хвостиком - трясогузка), формой органов (короткий толстый клюв - дубонос), формой цветка (колокольчик), временем зацветания (раннецветущий - первоцвет, цветущий еще при наличии снега - подснежник), местонахождением (вблизи дорог - подорожник), рассечением листа на множество долек (тысячелистник).

Успешным методическим приемом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по сходству и противопоставление по различию. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнение по сходству обычно затрудняет детей, так как они не могут самостоятельно выделить существенные свойства сходных предметов, явлений. Учитель помогает выделить эти свойства, при возможности вводит третий предмет, отличающийся от обоих ранее сравниваемых. Например, при сравнении двух листьев сирени и березы дети замечают, что у сирени крупнее лист, чем у березы, сердцевидной формы, а у березы - треугольный, край листа у сирени ровный, у березы с зубчиками, верхушка листа у сирени клиновидная, у березы - заостренная. Сравнивая листья березы и сирени с листом, например, злака, учащиеся быстро замечают, что два первых в целом сходны по форме; сравнивая с листом клена, подмечают, что у сирени и березы листья целые, не поделены на доли, как у клена, а сравнивая с листом, имеющим опущения, как у сурепки, живучки, алтея, коровяка и др., отмечают, что у березы и сирени гладкие листья и т.д.

Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений на прогулках, экскурсиях можно использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки. Сжатое, но верное, образное описание растений в некоторых художественных произведениях может служить образцом описания растений для детей. Например, перед экскурсией или прогулкой поздней весной на цветущий луг можно прочитать учащимся рассказ М. Пришвина «Золотой луг», предложить детям найти карточку с изображением описанного растения, найти его затем в природе и пронаблюдать, когда же луг «золотой», когда и почему исчезает золотой наряд.

Обращая внимание учащихся на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных, необходимо с помощью вопросов помогать детям, устанавливать связь между изменениями в неживой и живой природе, подчеркивая первопричину, например: стало холодно - завяли цветы, исчезли насекомые, стало меньше птиц.

Весной могут быть, например такие наблюдения за неживой природой. В начале весны с ребятами можно наблюдать заход солнца, обратить внимание на окраску неба, отражение солнца в окнах домов, отметить, что весенний день все время прибывает; посмотреть, как высоко стало подниматься солнце, сравнить, где оно было в это время суток зимой. Отметить потепление, изменение снега, появление капели, сосулек. При появлении проталин показать их детям, вводя в их словарь это слово. По мере таяния снега предложить детям поискать, где еще не растаял снег и почему, понаблюдать, где дольше задержался снег: на пришкольном участке, на улице или в парке. Наблюдая с детьми за таянием снега, образованием луж и ручьев, нужно рассказать им, что из маленьких ручьев образуются большие, и они текут к рекам, озерам, наполняя их талой водой. Можно предложить детям сделать запруду на ручье и понаблюдать, как вода будет ее размывать. При возможности укрепить поперек ручья самодельное колесо и поставить игрушечную водяную мельницу. Наблюдая за движением воды и колес, дети получают представление о простейших физических явлениях. Если поблизости от школы имеется водоем, проследить за появлением трещин, разводий, ледоходом, разливом. Позднее весной обратить внимание на значительное потепление, удлинение светового периода, на изменение характера дождей (моросящие сменяются ливневыми), на первую грозу. Внимание детей обращают на небо перед грозой. Хорошо собрать детей у окна, чтобы они понаблюдали вспышки молний, послушали отдаленный гул грома, переходящий в раскаты; установили, что гром раздается после каждой вспышки молнии, после этих явлений идет ливневый дождь. Учитель может объяснить детям, сопоставляя электрические явления в быту, что молния - это большая электрическая искра, которая появляется между тучами или между тучей и

землей; гром - сильный треск от искры. Нужно научить детей, как вести себя во время грозы, чтобы избежать опасности. После грозы учащиеся наблюдают, как проясняется небо, бегут ручьи, играют солнечные лучи на деревьях, траве. Поздней весной хорошо пронаблюдать за движением облаков и изменением их формы; нужно заметить на ясном небе легкое облако и предложить детям следить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает». Можно пофантазировать со школьниками, предложив присмотреться к облакам, найти в них сходство с очертаниями животных, человека и т. п. Хорошо посмотреть на отражение в воде неба с облаками.

При проведении наблюдений за растениями учащимся показывают признаки какого-либо объекта или явления менее заметные, на которые не обращали внимание в детском саду. Например, при наблюдении листопада указывают на имеющиеся на побегах почки, остающиеся плоды. Ребят учат узнавать некоторые деревья, кустарники, травянистые растения на пришкольном участке или в ближайшем окружении.

На осенних прогулках и экскурсиях обращают внимание на изменение окраски листьев у деревьев и кустарников, на красивое сочетание золотистой окраски листьев с багряной, зеленой и голубым небом. Предложить учащимся понаблюдать, какие листья отрываются от веток, как они падают на землю, послушать, как листья шелестят, шуршат под ногами. Вспомнить стихи о листопаде, например, Некрасова, Баратынского. Можно собрать с детьми красивые листья для букетов, поделок. Наблюдают уменьшение количества цветущих растений, образование у них плодов, семян, осыпание, опадание последних. Хорошо остановиться на приспособлениях плодов и семян к распространению. Например, хохолки у многих сложноцветных: бодяка, татарника, осота и др., крылатки у кленов, ясеней, которые способствуют парению в воздухе плодиков, а, следовательно, и большему расселению по территории. У многих растений плоды цепляются за одежду человека, шерсть животных, такие плоды у широко распространенного щетинника, лопуха, череды и др.

Зимой, когда лиственные деревья обнажены, нужно направить внимание детей на те их признаки, которые были скрыты летним и осенним нарядом: на общую форму дерева, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры.

Наблюдения за животными несколько сложнее, чем за растениями, животные подвижны, скрытны, поэтому часто с учащимися можно наблюдать не самих животных, а следы их деятельности: передвижения, питания, ночевки, устройства жилища, находить потерянные перышки, оставленную шерсть, экскременты или слышать голоса животных, непосредственно не видя их. Здесь будет многое зависеть от того, в какой степени развита наблюдательность детей, как учитель способствует развитию наблюдательности.

На прогулках, экскурсиях с детьми наиболее вероятны встречи с такими животными: птицы, ящерицы, лягушки, жабы, рыбы, а из беспозвоночных - многочисленные насекомые, некоторые моллюски, дождевые черви. При наблюдениях за животными обращать внимание детей на величину, форму, окраску тела и отдельных органов, связывая все эти признаки с условиями жизни животного, на его действия, производимые в настоящий момент с учетом обстановки: какое время суток, какое место обитания, какая погода, на каких растениях живут, сидят, питаются животные и т.д.

На осенних экскурсиях и прогулках обращают внимание детей на собирание птиц в стаи, можно предложить понаблюдать в ближайшем окружении: есть ли теперь ласточки, скворцы, какие птицы стали чаще появляться в поселке, в городе (синицы, галки); иногда можно увидеть стаи птиц, улетающих к югу. Предложить детям прислушаться к голосам птиц, научиться узнавать их. Несколько минут постоять тихо и послушать, поют ли птицы, отметить, что пения не слышно, потому что птиц стало мало, а главное потому, что осенью птицы не поют вообще, пение птиц - не для наслаждения человека, а выполняет важную роль в охране места гнездования, а осенью этой необходимости уже нет.

В начале осени на степных участках можно встретить греющуюся на солнце ящерицу, притаиться и понаблюдать, сколь долго можно оставаться незамеченными животным, ни в коем случае не разрешать детям ловить ящерицу; и лишь после того, как она скрылась, обсудить увиденное: размер, форму тела, окраску, расположение лапок, особенности хвоста.

Интересными могут быть наблюдения за беспозвоночными. Обратить внимание на уменьшение количества насекомых бабочек, жуков, а также их численность в зависимости от состояния погоды. Даже в октябре в теплые солнечные дни можно увидеть немало летающих насекомых: крапивниц, голубянок, лимонниц.

В ясные теплые осенние дни случается наблюдать, как в воздухе плывут тонкие и нежные нити паутины. Если летящую паутинную нить осторожно подцепить на палку, то можно обнаружить на ней маленьких паучков. Для паука, лишенного крыльев, паутина служит летательным аппаратом.

Интересными могут оказаться любые наблюдения, даже за обыкновенными воробьями: их стайность зимой, исчезающая к весне, постоянное движение в поисках корма, борьба за найденный корм, купание в зимних лужах и т. д.

«Наблюдения не только укрепляют и расширяют познания детей, но развивают чувство природы - интерес и любовь к ней» [3, 185].

Если ученик систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность -это умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Высоко ценил наблюдение в своей работе один из величайших изобретателей современности Ростислав Алексеев, главный конструктор быстроходных судов на воздушной подушке, создатель экраноплана, способного передвигаться по суше, по воде и по воздуху. Он считал, что источником изобретения может быть только наблюдение явлений природы и подчеркивал, что «читая книги, мы усваиваем чужие мысли, а наблюдая - вырабатываем свои».

Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержание психических процессов человека. Наблюдательность развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования восприятия. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности, как свойства личности. Таким путем наблюдение из неустойчивого, дискретного (непостоянного) переходит в одно из устойчивых, постоянных качеств личности, привычных для личности. Наблюдательный человек видит больше, понимает глубже, так как улавливает малозаметные, но существенные признаки предметов, явлений, событий. Такой человек имеет возможность делать более правильные выводы, тоньше осмысливать происходящее.

О значении наблюдательности говорил и Чарльз Дарвин, отвечая на вопрос анкеты: «Главнейшие недостатки вашего воспитания?» - «Отсутствие руководства в деле выработки наблюдательности» [3, 184].

Развитие наблюдательности школьников - одно из необходимых условий овладения ими системой знаний и в то же время важная самостоятельная задача воспитательной работы учителя. К.Д. Ушинский отмечал, что учение должно упражнять способности наблюдения. Развитие наблюдательности - необходимое условие всестороннего и гармоничного формирования личности.

Пожалуй, никто не станет возражать, что в результате наблюдений объекта в сознании формируется представление об объекте, или образ объекта, можно сказать, образ-представление. «Представление» - общенаучный термин, имеющий широкое употребление в психологии, в теории познания, в педагогике, в дидактике.

В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению.

Исключительная роль представлений в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями представления составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Однако представления не проникают в сущность предмета. Для формирования и функционирования представления необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего

представление не может быть выражено в речи и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные движения и др.). Слово и знак позволяют углубить представления о действительности.

Представления подразделяются на зрительные, слуховые, двигательные и др. У разных людей преобладают разные виды представлений, что связано с характером практического опыта и особенностями психического склада человека. Представления различаются также по яркости, отчетливости.

Поскольку представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены; в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в представлении может быть разной; в связи с этим различают единичные и общие представления: единичные представления более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, чем общие, но в единичных представлениях содержится известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В тоже время представление отличается от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятия закономерные связи и отношения, как это имеет место в абстрактных понятиях. Произвольное оперирование представлениями в процессе памяти, воображения и мышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы. Вместе с тем посредством языка происходит дальнейшая переработка представлений в абстрактные понятия.

Теория обучения, какой бы она ни была, не может обойтись без использования понятия «представление» в терминологическом дидактическом смысле.

«Представление как форма знания позволяет находить сходные, совпадающие, «важные» признаки в группе предметов, отчленять их от индивидуальных, «второстепенных» признаков. Однако в этой форме обобщение и отвлечение осуществляются без достаточной четкости и далеко не полностью. Необходимые (существенные) признаки могут здесь переплетаться с отдельными и индивидуальными, могут выступать в частной и случайной форме, не имея должной соподчинен-ности и общности» [5, 26-27].

В процессе преподавания необходимо проводить особую и трудоемкую работу на специально подобранном учебном материале, чтобы учащиеся точно отдифференцировали в нем основное от второстепенного, существенное от внешней формы его проявления, действительно общие элементы от случайных и отделимых. При этом происходит упорядочение выделенных признаков, их обозначение особыми терминами или целыми словесными формулировками, совокупность которых вполне точно и однозначно определяет содержание результата проведенного обобщения - понятия.

Сравнивая образ представление с образами ощущения и восприятия можно сказать, что представление - вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти. Представление это во-первых обобщенный образ предмета, итог чувственного познания человеком мира. Во-вторых, представление - необходимый содержательный компонент речевого отражения мира.

«Представления - это процессы возникновения образов предметов, сцен и событий на основе их припоминания или продуктивного воображения. Эти образы мы исследуем мысленным взором или мысленным прослушиванием, мысленным ощупыванием. Наиболее изученными являются зрительные представления» [9, 139].

В начальном естествознании важными и в свою очередь трудноформируемыми являются пространственные и временные представления. Они являются необходимым элементом познания и практической деятельности, позволяют оперировать мысленными схемами и моделями. Это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их движении, направлении, сроках, длительности и т.п. Этими представлениями должны овладеть младшие школьники при усвоении географических понятий таких как: масштаб, план, карта, формы земной поверхности, Земля - шар,

глобус - как модель Земли, вращение Земли, год, месяц, сутки; а также естественнонаучных понятий таких как: развитие, длительность процессов, явлений, размерность объектов и т.п.

Пространственные и временные представления отражают наши субъективные представления об окружающем мире и мире в целом.

Представления занимают промежуточное положение между эмпирическими познавательными процессами (ощущениями и восприятием) и абстрактно-логическими (мышлением). Для возникновения образов-представлений не требуется непосредственное воздействие раздражителей на органы чувств - они подсказаны памятью и воображением. На них влияет индивидуальный практический опыт человека, а также социально-историческая ситуация и существующие традиции.

Таким образом, наблюдение объектов и явлений имеет большое познавательное значение в обучении младших школьников естествознанию. Наблюдение способствует накоплению учащимися знаний о конкретных фактах, которые в свою очередь определяют формирование естественнонаучных представлений и понятий. Наблюдения влияют не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную и волевую формирующейся личности младшего школьника. И учащийся начальной ступени обучения всегда проявляют позитивное отношение к проводимым наблюдениям объектов и явлений природы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абушенко В.А. Наблюдение // Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. С. 452.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм ЕВ-РОЗНАК, 2003. 672.

3. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974. 224 с.

4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студ. биол. фак. пед. ин-тов. 3-е изд. М.: Просвещение, 1976. 384 с.

5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.

6. Зинченко Т.П. Наблюдение (доб. ред.): Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2003. С. 178.

7. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 717 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 452 с.

9. Тутушкина М.К. Современная практическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.К. Тутушкина и др.; под ред. М.К. Тутушкиной. М.: Академия, 2005. 432 с.

М.А. Пуйлова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

В научных исследованиях (философских, педагогических, социологических) отмечается духовный кризис в нашем обществе: утрата прежних нравственных ценностей, обретение новых (жестокость, вещизм, наркомания, проституция).

В настоящее время явно проявляется болезнь духа нации, распространяется пессимизм, отчаяние, безысходность. И в школе такие явления налицо. У детей, особенно это касается детей «социально запущенных», нет веры ни во что, они не знают своих корней, вытравлено чувство коллективизма, с уходом коммунистической идеологии, у детей нет стремления помочь друг другу, нет доброты сострадания к товарищу, много «отвергнутых детей», особенно из малообеспеченных семей, по отношению к ним проявляется жестокость, нежелание дружить с ними.

Академик Б.С. Гершунский в статье «Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры» отмечает, что «образование в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества» [1, 50].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.