Научная статья на тему 'НА УДАЛЕНИИ НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

НА УДАЛЕНИИ НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ / ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УСТРОЙСТВА ПРИЁМА И ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Тарасов Александр Николаевич, Якимащенко Виктор Викторович, Андрющенков Евгений Евгеньевич, Ахмеджанов Александр Эркинович

В работе представлены предложения по проведению лабораторных исследований компьютерных моделей устройств приёма и обработки сигналов в условиях дистанционного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Тарасов Александр Николаевич, Якимащенко Виктор Викторович, Андрющенков Евгений Евгеньевич, Ахмеджанов Александр Эркинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEING REMOVED DOESN'T MEAN IT'S BAD SUGGESTIONS FOR THE USE OF COMPUTER MODELING IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

The paper presents proposals for conducting laboratory studies of computer models of signal reception and processing devices in the context of distance learning

Текст научной работы на тему «НА УДАЛЕНИИ НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

A.Н. ТАРАСОВ,

B.В. ЯКИМАЩЕНКО, Е.Е. АНДРЮЩЕНКОВ, А.Э. АХМЕДЖАНОВ

A.N.TARASOV, V.V. YAKIMASHENKO, E.E. ANDRUSHENKOV, A.E. AKHMEDZHANOV

НА УДАЛЕНИИ НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХО

BEING REMOVED DOESN'T MEAN IT'S BAD

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

SUGGESTIONS FOR THE USE OF COMPUTER MODELING IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

Сведения об авторах: Тарасов Александр Николаевич - старший преподаватель кафедры радиотехнических систем Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (ЯВВУ ПВО), кандидат технических наук, доцент (г. Ярославль. E-mail: yavvu_oni@mil. ru);

Якимащенко Виктор Викторович - преподаватель кафедры радиотехнических систем ЯВВУ ПВО (г. Ярославль. E-mail: yavvu_oni@mil. ru);

Андрющенков Евгений Евгеньевич - старший преподаватель кафедры радиотехнических систем ЯВВУ ПВО, подполковник, кандидат технических наук (г. Ярославль. E-mail: yavvu_oni@mil. ru);

Ахмеджанов Александр Эркинович - преподаватель кафедры радиотехнических систем ЯВВУ ПВО, подполковник, кандидат технических наук (г. Ярославль. E-mail: yavvu_oni@mil. ru).

Аннотация. В работе представлены предложения по проведению лабораторных исследований компьютерных моделей устройств приёма и обработки сигналов в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронная модель, лабораторные исследования, устройства приёма и обработки сигналов.

Information about the authors: Aleksander Tarasov - Senior lecturer of the Department of Radio Engineering Systems of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (YAVVU Air Defense), Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Yaroslavl. E-mail: yavvu_oni@mil. ru);

Viktor Yakimashenko - Lecturer of the Department of Radio Engineering Systems of Java Air Defense (Yaroslavl. E-mail: yavvu_oni@mil. ru);

Evgeniy Andrushenkov - Senior Lecturer of the Department of Radio Engineering Systems of the Air Defense Air Force, Lieutenant Colonel, Candidate of Technical Sciences (Yaroslavl. E-mail: yavvu_oni@mil. ru);

Aleksander Akhmedzhanov - Lecturer of the Department of Radio Engineering Systems of the Air Defense Air Force, Lieutenant Colonel, Candidate of Technical Sciences (Yaroslavl. E-mail: yavvu_oni@mil. ru).

Summary. The paper presents proposals for conducting laboratory studies of computer models of signal reception and processing devices in the context of distance learning.

Keywords: distance learning, electronic model, laboratory tests, signal reception and processing devices.

В чрезвычайных условиях, например в условиях пандемии, возникает необходимость перехода к дистанционному обучению. Техническими средствами, способствующими решению этой задачи, становятся информационные сети и компьютерные технологии, которые позволяют создавать компьютерные модели физических устройств, оборудования и измерительных приборов.

Использование компьютеров в информационных сетях позволяет проведение различного вида учебных занятий. Учебными заведениями страны в 2020 году накоплен значительный опыт дистанционного проведения конференций, лекций, семинаров и ряда других видов занятий. Трудности возникают в организации проведения лабораторных работ и практических занятий. Поэтому некоторые вузы пошли по пути переноса таких занятий на более поздние сроки, а другие вообще отменили.

Авторы данной работы, являющиеся специалистами дисциплин профессионального цикла и в частности «Устройств приёма и обработки сигналов», считают, что при дистанционном обучении подготовка специалистов по эксплуатации радиотехнических систем будет достаточно полноценной только при выполнении лабораторных работ. В силу невозможности проведения работ на физических установках они могут проводиться с использованием компьютерных моделей физических устройств приёма и обработки сигналов, соответствующего оборудования и измерительных приборов.

Авторы предлагают опыт проведения лабораторных работ, в которых эксперименты на физических моделях элементов радиолокационных приёмников заменены на исследования их виртуальных моделей, созданных с помощью ПЭВМ, которые включены в информационные сети: локальные сети кафедры, вуза. При необходимости (при возможности) могут

быть задействованы сети внешнего контура (интернет).

Для выполнения таких лабораторных исследований предлагается использовать:

- персональные компьютеры, для них авторами разработаны с использованием пакета прикладных программ Electroniks Workbench компьютерные модели устройств приёма и обработки сигналов: транзисторного преобразователя частоты (ПЧ), трёх типов усилителей промежуточной частоты (УПЧ-I, УПЧ-П-2 УПЧ-11-3), трёх типов детекторов (амплитудного (АД), частотного (ЧД) и фазового (ФД)), инерционной автоматической регулировки усиления (АРУ) и супергетеродин-

ного приёмника. Все модели многократно опробированы на занятиях (см. фото 1);

- изданы учебно-методические пособия (УМП) по выполнению лабораторных работ на ПЭВМ. В них изложены описания лабораторных моделей и порядок выполнения работ. Доступ к этим УМП свободный в общей библиотеке;

- разработаны с использованием программ конструктор АСТ-Test и SunRav тесты. Тесты используются для систематической проверки достижения обучающимися обязательных результатов обучения по дисциплине;

- изданы журналы отчётов о выполненных лабораторных работах.

Рис. 1. Принципиальные схемы исследуемых компьютерных моделей детекторов: а - АД, б - ЧД, в - ФД

Ниже предложены два наиболее конструктивно сложных примера компьютерных моделей, которые предлагается исследовать в ходе лабораторных работ.

1. Пакет из 3-х схем моделей детекторов (см. рис. 1), выполненных на базе программ электронного моделирования Electronics Workbench, в которых все компоненты физической аналоговой установки представлены электронными моделями.

Персональный компьютер (ПЭВМ) с пакетом из 3-х схем моделей детекторов, выполненных на базе программ электронного моделирования Electronics Workbench (EWB), позволяет исследовать три виртуальные модели детекторов АД, ФД и ЧД. При этом обучаемому предоставляется возможность использовать «готовую» электронную модель схемы (см. рис. 1) или собрать её самому.

Важно отметить, что процесс моделирования максимально приближен к физической модели и сводится к сборке электронной схемы исследуемого устройства.

Каждая схема компьютерной модели имеет в своём составе виртуальную лабораторию контрольно-измерительных приборов, что позволяет производить эксперименты в реальном масштабе времени при широком диапазоне изменений значений параметров схем.

Предметно-ориентированный интерфейс программы создаёт иллюзию реальности эксперимента и порождает чувства любопытства и желания поэкспериментировать не только в рамках учебных заданий. Интерфейс EWB подобен реальному рабочему месту исследователя электрических и электронных схем.

Для наглядности того, что процесс моделирования максимально приближен к физической модели и сводится к сборке приведённой электронной схемы исследуемого устройства, приведен на рис. 2, где показаны фрагменты натурных исследований АД и фрагменты исследований в компьютерной лаборатории.

Например, для исследования амплитудного детектора в компьютерной лаборатории необходимо собрать схему амплитудного детектора согласно рис. 1, а или открыть готовый файл «A^ewb». Проверить исходные данные и значения элементов схемы в соответствии с карточкой рабочего места.

Для того чтобы снять семейство детекторных характеристик амплитудного детектора I0 = f (UBX) при СН = const, необходимо выставить параметры генератора G1 в соответствии с карточкой рабочего места. Подать с генератора G1 колебания промежуточной частоты на вход амплитудного детектора. Для этого ключ S1 («1» - клавиша управления

переключателем) поставить в верхнее положение.

С помощью ключей S4 и S5 подключить сопротивление нагрузки R1 и выполнить измерения значений тока детектора I0 по амперметру при определённых значениях амплитуды напряжения генератора G1. Диапазон изменения амплитуды напряжения генератора G1 указан в карточке рабочего места.

Описанные измерения повторить для значений сопротивлений нагрузки R2 и R3, используя ключи S4 и S5 («4», «5» - клавиши управления переключателями). При этом значение ёмкости нагрузки Сн не изменять.

Полученные значения UBX и I0 занести в таблицу 1 журнала отчётов.

По полученным данным построить семейство детекторных характеристик I0 = f(UBX) для трёх значений сопротивлений нагрузки R1-R3 при СН = const.

По построенным характеристикам на основании формулы определить экспериментальные значения коэффициентов передачи детектора на линейном участке вольт-амперной характеристики для каждого значения RH.

По формуле, где Ri = 120 Ом, получить расчётные значения коэффициента. Полученные данные занести в таблицу 2 журнала отчётов.

а б

Рис. 2. Фрагмент натурных исследований (а) и компьютерных исследований (б)

амплитудного детектора

Полученные экспериментальные значения Кд сравнить с расчётными и сделать выводы.

Для исследования фильтрующих свойств АД отключить генератор G1 (ключ S1 поставить в нижнее положение). На вход АД с выхода умножителя будут поступать импульсно-модулированные сигналы.

Выставить параметры генераторов G2 и G3 в соответствии с карточкой рабочего места. Подключить сопротивление нагрузки R1 и в дальнейшем его не отключать. Используя ключи S2 и S3 («2», «3» - клавиши управления переключателями) и подключая поочередно конденсаторы С1, С2, С3, снять осциллограммы напряжений в канале В на выходе АД.

Измерить амплитуду переменной составляющей в верхней части импульсов (проникающего сигнала промежуточной частоты). Для этого осциллограф перевести в развёрнутое состояние, активировав кнопку EXPAND и остановив процесс моделирования. Используя измерительную линейку по каналу В, снять минимальное и максимальное значение амплитуды в окне VB1. Полученные осцил-

лограммы зарисовать в журнале отчётов.

Рассчитать коэффициент фильтрации Кф для каждого случая, который определяется как отношение амплитуды напряжения на входе детектора UmBX к амплитуде радиоколебания, «просочившегося» на выход детектора U'mBBIX, т.е.:

КФ = UmBX/U'mBblX.

В выводах сравнить значения коэффициента фильтрации и их зависимость от ёмкости СН.

Кроме представленных выше исследований АД в задании на лабораторную работу предусмотрено исследование ЧД и ФД.

2. Модель супергетеродинного приёмника выполнена на базе программ электронного моделирования Electronics Workbench, в которой все компоненты физической аналоговой установки представлены электронными моделями.

ПЭВМ с моделью супергетеродинного приёмника, выполненной на базе программ электронного моделирования Electronics Workbench, позволяет исследовать компьютерную (виртуальную) модель супергетеродинного приёмника. При этом обучаемому предоставляется возможность использовать «гото-

вую» электронную модель схемы (см. рис. 3) или собрать её самому.

Также важно отметить, что в случае исследований компьютерной модели супергетеродинного приёмника процесс моделирования максимально приближен к физической модели и сводится к сборке электронной принципиальной схемы супергетеродинного приёмника, в состав которого входят: транзисторный преобразователь частоты, многокаскадный УПЧ, система АРУ, амплитудный детектор АД и усилитель низкой частоты.

Схема компьютерной модели супергетеродинного приёмника имеет в своём составе виртуальную лабораторию контрольно-измерительных приборов, что позволяет производить эксперименты в реальном масштабе времени при широком диапазоне изменений значений параметров сигналов и компонентов схем.

Например, можно контролировать параметры и форму напряжений в контрольных точках схемы, как показано на рис. 4.

Для этого выставить параметры генератора G1, выполняющего роль источника входного ампли-

Рис. 3. Принципиальная схема исследуемой компьютерной модели супергетеродинного приёмника

■jfOsrilkjscope щ

Р=1кГц

> i ►

*» гбв"» л* i «б hw |

a веое

(В 2S87 95 Э*9в fU | 19 <1099

0 000 4900 »9118

а б

Рис. 4. Параметры и форма напряжения в контрольной точке УПЧ (а) и в контрольной точке АД (б) исследуемой компьютерной модели супергетеродинного приёмника

тудно-модулированного сигнала, и гетеродина G3 в соответствии с карточкой рабочего места.

На вход приёмника подать ам-плитудно-модулированный сигнал от генератора G1 с помощью переключателя S1.

Включить систему АРУ. Для этого переключатель S4 установить в положение «разомкнуто» (отключить резистор РРУ).

С помощью переключателя S5 подключить вход I осциллографа к выходу генератора G1 амплитуд-но-модулированного сигнала (контрольная точка КТ1).

Запустить процесс моделирования.

Снять осциллограмму напряжения входного амплитуд-но-модулированного сигнала на контрольной точке КТ1. Для этого осциллограф перевести в развёрнутое состояние, активировав кнопку «EXPAND», и остановить процесс моделирования. Настроить развертку по первому каналу и выставить коэффициенты усиления осциллографа. Убедиться по внешнему виду осциллограммы напряжения входного сигнала о соответствии с выставленным на генераторе значением входного сигнала. Амплитуды измеряются при помощи вертикальных визирных линий (красного и синего цвета), которые за треугольные ушки (они обозначены также цифрами 1 и 2) могут быть курсором уста-

новлены в любое место экрана. При этом в индикаторных окошках под экраном приводятся результаты измерения напряжений.

Полученную осциллограмму зарисовать в журнале отчётов по 2-3 периодам отчёта.

Установить длительность развертки осциллографа такую, чтобы был виден период колебания входного сигнала. Используя измерительную линейку, снять период колебания сигнала по показаниям окна Т2-Т1. Рассчитать частоту сигнала и записать в журнал отчётов.

По аналогичной методике выполнить повторное снятие осциллограмм на выходе гетеродина (КТ3), на выходе УПЧ (КТ4) и на выходе детектора (КТ5). Для подключения к контрольным точкам использовать переключатель S5. Полученные осциллограммы зарисовать в журнале отчётов по 2-3 периодам отчёта. Для каждого сигнала рассчитать частоты и занести в журнал отчётов.

В выводах сравнить формы сигналов и частоты напряжений в указанных контрольных точках.

Чтобы исследовать амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) усилителя промежуточной частоты приёмника, необходимо на вход УПЧ подать смодулированный сигнал от генератора G4 с помощью переключателя S6. Выставить параметры генератора 04

в соответствии с карточкой рабочего места.

Подключить мультиметр к выходу УПЧ (КТ4) с помощью переключателей S2 и S3.

Выключить систему АРУ. Для этого переключатель 84 установить в положение «замкнуто» (подключить резистор РРУ).

Для снятия АЧХ УПЧ изменять частоту генератора 04 в пределах, установленных в карточке рабочего места.

Запустить процесс моделирования.

Измерить все максимальные значения выходного напряжения иВЫХ для каждой фиксированной частоты мультиметром. Результаты измерений иВЫХ и соответствующие им значения частоты генератора ГО занести в таблицу 2 журнала отчётов. Рассчитать и занести в таблицу 2 нормированные значения выходного напряжения иВЫХ НОРМ.

По полученным значениям иВЫХ НОРМ построить амплитудно-частотную характеристику УПЧ, определить полосу пропускания и занести в журнал отчётов.

В выводах отметить форму АЧХ и размер полосы пропускания УПЧ и сравнить их с АЧХ и полосой входной цепи.

Для настройки приёмника на рабочую частоту надо выставить параметры генераторов 01 и 03

в соответствии с карточкой рабочего места.

На вход приёмника подать ам-плитудно-модулированный сигнал от генератора G1 с помощью переключателя S1.

Запустить процесс моделирования.

Изменяя частоту гетеродина, настроить приёмник по наличию неискажённого сигнала на выходе приёмника в контрольной точке КТ5 на экране осциллографа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снять осциллограммы напряжений входного сигнала и гетеродина в контрольных точках КТ1 и КТ3 соответственно. Измерить частоту сигнала и гетеродина и записать в таблицу 3 журнала отчётов.

По вышеприведённой методике провести измерения для других значений частот входного сигнала, указанных в карточке рабочего места. Полученные результаты записать в таблицу 3 журнала отчётов.

По полученным данным определить значение промежуточной частоты : Г-:С|) и записать в таблицу 3. Сравнить полученные результаты и сделать необходимые выводы.

Кроме представленных выше исследований приёмника в задании на лабораторную работу предусмотрено:

- исследование АЧХ входной цепи;

- определение избирательности приёмника по зеркальному каналу;

- исследование амплитудной характеристики приёмника.

Предметно-ориентированный интерфейс программы создаёт иллюзию реальности эксперимента и позволяет производить эксперименты в реальном масштабе времени при широком диапазоне изменений значений параметров сигналов и компонентов схем. Интерфейс EWB подобен реальному рабочему месту исследователя электрических и электронных схем.

Таким образом, использование виртуальных моделей УПОС, созданных с помощью компьютеров, которые подключены в информационные сети: локальные сети кафедры, вуза, а при необходимости в сети внешнего контура, позволяют:

- организовать дистанционное выполнение лабораторных работ по учебной дисциплине «Устройства приёма и обработки сигналов»;

- реализовать достаточно высокий обучающий эффект;

- при необходимости заменить или дополнить лабораторные исследования на физических установках;

- приобретать навыки в освоении приёмов электронного проектирования устройств приёма и обработки сигналов;

- приобретать навыки в поиске «неисправного» или «вышедшего из строя» компонента принципиальной схемы;

- производить эксперименты в реальном масштабе времени при широком диапазоне изменений значений параметров компонентов принципиальных схем и исходных данных;

- развивать у обучаемых чувство любознательности и желания поэкспериментировать в рамках учебных заданий.

Выполнение дистанционного компьютерного эксперимента остаётся творческим процессом, обеспечивающим углубленное изучение узлов и устройств, используемых в реальной технике; открывает широкие возможности для совершенствования своих знаний, освоения новых методов экспериментального исследования электрических и электронных схем с использованием богатой библиотеки отечественных и зарубежных пакетов прикладных программ, моделей компонентов принципиальных схем и измерительных приборов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Якимащенко, ВВ., Лаврентьев, А. М, Амелько, А. В. Устройства приёма и обработки сигналов: учебное пособие / ЯВВУ ПВО.-Ярославль, 2015. 294 с.

2. Карлащук, В. И. Электронная лаборатория на IBM PC. Программа Workbench и её применение. - М.: Солон-Р, 1992.

^КХАЛЛОйСХЛЛ МЕИк^Я ■VNUUlEPuHCbVl AJC41£Mlifl

конструктор

ЭЛЕКТРОННЫХ учебников

i l' иногоцелезой

!янтг?а*г/.вный обучающий программный комплекс {миопк}

НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

И.М. Мотолыцкая

Многоцелевой интерактивный обучающий программный комплекс (МИОПК)

Конструктор электронных учебников «МИОПК - многоцелевой интерактивный обучающий программный комплекс» предназначен для обучения курсантов и слушателей Михайловской военной артиллерийской академии на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.