ИСТОРИЯ РОССИИ
УДК 94(470):008:159.9
Е. В. Караваева, Л. Д. Волкова
НА СТЫКЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА: ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
Культура и менталитет любого народа определяются его историей. Авторов предлагаемой статьи как раз интересует проблема становления менталитета русского народа на протяжении многовековой истории в условиях взаимодействия с народами Востока, имеющими иранское происхождение. В древности соседями восточных славян были скифы, сарматы, аланы, которые оказали значительное влияние на формирование культурной матрицы древнерусского государства. Соседство это проявилось в образовании так называемых «ира-низмов» в русской культуре. Анализ ряда «иранизмов» стал содержанием данной работы. Опираясь на теории К. Г Юнга об архетипах, авторы выявляют в поведении русского человека общую с народами Востока «интро-вертность» мировосприятия, которая прослеживается на протяжении всей истории.
Ключевые слова: иранизмы, русская культура, российская история, интроверсия, космизм, Евразия.
Становление восточнославянских этносов на протяжении всей истории походило в процессе тесного взаимодействия с народами иранского происхождения. Северное Причерноморье, включая полуостров Крым, в древности являлось территорией расселения скифов. На месте современного Симферополя располагался своеобразный «скифский центр». Начиная с IV в. до н. э. скифов постепенно вытесняли с занимаемой ими территории народы другой иранской группы - сарматы. К концу II в. до н. э. сарматы заняли все Северное Причерноморье. Осваивали Причерноморье и аланы, предки современных осетин, населяющих современную Осетию. А по берегам Дона находились поселения салтов - еще одного иранского народа.
В более поздний период истории, уже в VII в. н. э., на южных рубежах расселения восточных славян образуется Хазарский каганат, основное население которого составляли народы тюркской и кавказской групп. Официальной религией каганата был иудаизм, однако на территории этого государства проживали также христиане и мусульмане. Особое значение для социально-экономического и культурного развития Хазарии имел портовый город Итиль. Это был торговый перекресток, центр взаимодействия людей различных культур и национальностей, прибывших по Каспийскому (в то время Хазарскому) морю. Таким образом, каганат являлся своего рода посредником между славянскими и восточными народами, что способствовало проникновению в славянскую среду элементов восточной культуры. Таким образом, историко-культурные связи славянского населения среднерусской равнины на протяжении тысячелетий строились на активном взаимодействии с восточными народами, прежде всего иранского проис-
хождения. Цель данной работы - выявить и опередить иранизмы в ментальности русского человека на широком историческом материале.
Проблема влияния скифо-сарматского мира на русскую культуру и ментальность отражена в многочисленных работах известных исследователей. Авторитетный историк-евразиец Г. В. Вернадский в книге «Начертание русской истории» писал: «Важную роль в этнической жизни Евразии вообще, а Евразии западной в частности, играли народы иранского корня, известные под классическими названиями скифов и сарматов» [1, с. 28]. Широко известные советские ученые Д. С. Лихачев [2] и Б. А. Рыбаков [3] также обращали внимание на наличие иранских элементов в русской культуре. А в работе историка и искусствоведа А. А. Лелекова следы «иранизмов» в русском искусстве были детально изучены и прослежены на разнообразном историческом материале [4].
Лингвистический анализ заимствований в русском языке провел историк-иранист В. Н. Топоров в работе «О происхождении нескольких русских слов». К таким ключевым словам были отнесены «Бог», «храм», «парень», «чаша», «истукан», «идол» [5, с. 23-37]. В частности, слово «Бог» восходит к индоиранскому «Бхага», что означает «дающий»; «храм» - «святое место», «парень» - это молодой еще не женатый человек; «чаша» происходит от слова «чашма», т. е. небольшое углубление с чистой водой; «рубашка» - от слова «рой», что значит лицо. В других русских словах «зарница», «зарево», «зерно», «сарафан» нетрудно проследить иранский корень «сар», что означает «золото». Названия предметов традиционной одежды - шаровары, халат, рубаха, сарафан - указывают на восточное происхождение.
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 9 (174)
Результаты исследований В. Н. Топорова схожи с выводами Б. А. Рыбакова, который в книге «Язычество древних славян» также обратил внимание на индоиранское происхождение слова «Бог», находящееся в основе языческих покровителей природной стихии: Стрибог, Дажьбог. При этом особое внимание автор уделял солнечному богу Хорсу, имеющему несомненное персо-иранское происхождение [3, с. 438-445]. На фарси этот великий солнечный бог именуется Хуршид - «солнце в полном сиянии» и имеет однокоренные русские слова «хоругвь», «хоровод», «хоромы», «хорошо». Обращаясь к особенностям русской ментальности в работе «Слово о полку Игореве» и культура его времени», Д. С. Лихачев видит причину поражения войска Игорева половцами в характерных особенностях мировосприятия русских людей того времени [2]. Князь Игорь повел свои войска против великого Хорса, «спрятавшего» от него свой лик. Выражаясь современным языком, началось затмение солнца. Он не обратил внимания на предупреждающие крики бога Дева, именуемого в «Слове» Дивом. Поход закончился трагедией. Когда же Игорь возвращается, то Хорс, он же - Хуршид, ярко сияет на небе. Это свидетельствует о восстановлении мира между Хорсом и ослушавшимся его незадачливым полководцем.
Еще один интересный элемент русской культуры - это особое значение, которое придавалось красному цвету, символу солнца, огня и соответственно жизни. В русском доме, в любой крестьянской избе существовал «красный угол», где после принятия христианства помещались иконы и светилась лампада. Также особое значение имели красный сарафан или красная рубаха, хвалебные русские эпитеты «красна девица», то есть «прекрасная». Солнце ассоциировалось с огнем, символом жизни. Особую значимость придавали русские люди огню домашнего очага. Печь в русских избах занимала главное место. Около святого огня домашнего очага давались клятвы. Огонек из родного домашнего очага невеста несла в дом будущего мужа.
Еще один важный символ - Мировое дерево, оно же Древо Жизни, и птица Семург, восседавшая на его вершине. В русском изобразительном искусстве Семург варьировался с Семарглом - Сенмур-вом. Появление этого интересного персонажа, сочетавшего в своем образе крылья птицы и голову собаки, Б. А. Рыбаков считает свидетельством непосредственного контакта Киевской Руси с Персией [3, с. 624]. В представлении народов индоиранского происхождения это Дерево представляло собою своеобразную ось мира. В главе Видевдате священной книги персов Авесте, автором которой, согласно преданию, был Заратустра, живший на
рубеже 11-1 тыс. до н. э., говорится о том, что Дерево это растет на высокой горе Хара-Березаите, корни его уходят глубоко под воды мирового океана, а вершина соприкасается с небесным миром (Авеста. Видевдат, 2). Ствол Дерева проходит через три уровня мироздания: мир подводный, земной и небесный. О Дереве Брахмы также говорится и в Индийских Ведах [6, с. 125-127]. О Древе Жизни, произрастающем посреди Рая, упоминается и в Библии (Бытие. 2,9; 3.24). Не станем останавливаться подробно на описании Древа Жизни и так называемой бинарно-тринитарной символике, связанной с упомянутыми тремя уровнями мироздания, так как авторам настоящей публикации принадлежит статья, специально посвященная теме бинарности и тринитарности [7]. В данной статье прежде всего уделено внимание интерпретации Древа Жизни в национальном мировосприятии, нашедшем выражение в фольклоре. Само это Дерево в русском представлении находилось где-то в «ином мире», а на вершине его восседала Жар-птица, вариант персидского Семурга. На поиски этой чудесной птицы, как известно, отправляется Иван-царевич, герой «Сказки об Иван-царевиче, Жар-птице и Сером Волке»: «Жил-был царь и был у него сад, а в саду росла яблоня с золотыми яблоками...» - так начинается это повествование, заключающее в себе присущий русскому мировосприятию восточный космизм.
Сад - это вариант микрокосма, а яблоня - своеобразная ось этого микрокосма. Иван-царевич, младший из сыновей, так называемый «последыш», отправляется на поиски Жар-птицы, похищавшей яблоки с яблони. В руках его оказывается перо из хвоста этого странного крылатого существа, прилетевшего из какого-то неведомого потустороннего мира. Птица сияет золотом, излучает сияние, потому и именуется Жар-птицей. В национальном переосмыслении поиски пера Жар-птицы это поиски Истины. Сам же Иван-царевич представляет собою русский образ Ивана-дурака. Но этот «дурак» наделен той духовной силой, которой лишены его старшие братья, умные с точки зрения житейского практицизма. Помогают Ивану-царевичу странные существа, обитающие в ином мире, называемом Зазеркальем и недоступном «умным» людям. Въезжает в этот иной мир наш герой на Сером Волке. Все существа там «серые», неприметные. Что касается Серого Волка, то нельзя забывать, что собака, вариант Серого Волка, пользовалась особым уважением у персов, исповедовавших учение великого Заратустры [8, с. 204.].
Сюжет сказки хорошо известен: получив доступ в иной мир, Иван-царевич, он же Иван-дурак, поднимается с помощью своего ближайшего друга все выше и выше, пока не достигает вершины Дре-
ва Жизни, соприкасающейся с солнечным небесным миром. Он добывает клетку с Жар-птицей, являющейся символом Счастья и Истины. Волк помогает ему похитить Елену Прекрасную. Однако перед тем как выйти из мира Зазеркалья, Ивану приходится пройти через ряд искушений. Напомним, что перед тем, как возвратиться в мир живых людей, герой должен умереть. Его убивают родные братья, позарившиеся на похищенную Елену Прекрасную и Жар-Птицу в клетке. На помощь приходит Серый Волк, послав Вороненка, обитателя царства мертвых за живой и мертвой водой, и Иван-царевич оживает. Все кончается хорошо и справедливость побеждает.
Содержание сказки следует напомнить в связи с тем, что Иван-царевич является наглядным примером так называемых «дураков», людей «не от мира сего», составляющих суть духовной жизни Востока. Речь идет об особенностях интровертивного мировосприятия, свойственного представителям Востока. Согласно теории К. Г. Юнга об интровер-тивных и экстравертивных психологических типах, начало их складывается еще в глубокой древности, в период «коллективного бессознательного» [9, с. 455-492]. Как раз у интровертов вся жизнь сосредотачивается в самой глубине мира духовного. Какое-либо личностное начало, ярко выраженное социальное «Я», свойственное представителю культуры Запада, экстраверту, у восточного человека отсутствует. Интроверту свойственен космизм, он чувствует себя не социальной единицей гражданского общества, а частью космоса. Отсюда берет начало русский космизм, имеющий много общего с космизмом Востока, являющийся духовным содержанием как русской культуры, так и культуры Востока.
Наиболее ярко восточный космизм выразился в суфизме, мистико-религиозном учении, получившем распространение на территории мусульманского Востока, включая персидское и арабское население [10]. Возникнув в VП-VШ вв. н. э., в XI-XII вв. суфизм приобрел особую популярность. Суть учения суфиев сводилась к мистическому познанию Бога и отрешенности от всех мирских благ. Суфизм был своеобразной реакцией на официальный ислам и, самое главное, на неограниченную власть обожествленных восточных правителей шахов и эмиров. Лучше всего космизм суфийского мировосприятия можно понять из рубаи великого персидского мыслителя и поэта Омара Хайяма, жившего на рубеже Х!-ХП вв.:
«Океан, состоящий из капель, велик.
Из песчинок слагается материк.
Твой приход и уход не имеет значения.
Просто муха в окно залетела на миг» [11, с. 116].
Все шахи, эмиры и им подобные «великие» властители только «мухи», случайно залетевшие в этот мир. Все живые существа представляют собою крошечные составные части великого космоса, пребывающего в бесконечном круговращении. Сами же дервиши, такие же «мухи», выглядевшие жалкими бродягами в рубище, играли добровольно взятую на себя роль пресловутых «дураков».
На Руси традиции восточных «дураков» продолжали странствующие монахи-схимники, юродивые, монахи-отшельники, обитающие в «пустынях». В государстве с теократической абсолютистской системой управления, где власть принадлежала обожествленному монарху, правду о настоящем положении дел в стране мог изрекать только мудрейший человек, выступавший в облике «дурака». В Московской Руси, возникшей после ужасов монголо-татарского нашествия, произошло укрепление великокняжеской власти в государстве, а Русская православная церковь оказалась в полном подчинении правителю. В 1472 г. Московский князь Иван III сочетался брачными узами с племянницей последнего византийского императора Константина XI Па-леолога Софьей Палеолог. Образно говоря, с этого времени начался «новый отсчет» нашей истории -история Москвы - Третьего Рима. Брак Ивана III с родственницей византийского императора дал основу для идеи о наследовании всеми московскими правителями власти византийских императоров. Это было воплощением типичного восточного абсолютизма, поскольку Византия всегда была частью Востока с неограниченной властью всесильного «богоподобного» монарха. Шел процесс становления монархической системы будущей Российской империи. Укреплению государственной мощи сопутствовало жесточайшее закрепощение крестьян. Чем больше укреплялась власть в руках царя, поддерживаемого зависимой от него церковью, тем больше людей уходило в монастыри, расположенные в глуши лесной, подальше от греховной «жизни мирской» и гнева всесильных бояр. На Севере возникали монастыри, где находили прибежище люди из разных слоев общества. В XV в., например, создается Соловецкий монастырь, расположенный на Соловецком острове, окруженном Белым морем. Основателями его стали монахи-отшельники Герман, Савватий и Зосима. Пришедшие сюда люди обретали душевный покой и посильную работу на территории монастыря.
Странники, прозывавшиеся в народе «блаженными», бродили по просторам государства и впоследствии продолжали пришедшие с Востока на Русь традиции дервишей, искателей Истины и обличителей всех человеческих пороков. В сознании этих «блаженных» все живые существа были равными перед Богом и, выражаясь словами Омара
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 9 (174)
Хайяма, казались всего лишь «мухами, случайно залетевшими в окно». Так называемые юродивые никого не боялись. Они смело блуждали по русской земле, обличая как общечеловеческие пороки, так и преступления бояр, князей и самого «батюшки царя». Примером может послужить Василий Блаженный, не боявшийся обвинить в самоуправстве и жесткости самого Иоанна Грозного. Блаженный Иоанн, страдающий от больных ног, не побоялся назвать Бориса Годунова убийцей царевича Дмитрия.
Исторические обстоятельства сложились так, что российское государство, оказавшись между Востоком и Западом, обусловило возникновение понятия «Евразия» - пространство, где произошло соприкосновение восточной и западной ментально-сти и постепенное формирование собственной национальной русской культуры. Духовной основой русской культуры Руси Киевской, Руси Московской и Российской империи стало пришедшее из Византии православие. Исследователь М. И. Кокаревич в статье «Религия в контексте культуры и цивилизации» отмечает: «Несомненная роль православной церкви заключалась в том, что православие стало основой формирования великого русского православного этноса и, соответственно, единого государства» [12, с. 69]. Не случайно в нашей стране идет усиленное возрождение православия после многих
лет так называемого «воинствующего атеизма». Что касается западной культуры, то ее проникновение в так называемую «Евразию» было естественным, учитывая общность границ нашего государства с западноевропейским миром. Восемнадцатый век ознаменовался реформами Петра I, имеющими решающее значение для истории России. Петр I положил начало «европеизации» России.
Космизм, генетически заложенный в русском менталитете, помогал русскому человеку выстоять в самые тяжкие периоды истории нашего Отечества, включая и драматические события XX в. - Первая мировая и Гражданская войны, когда «брат убивал брата», годы политических репрессий. Все пережитое наложило отпечаток на характер и судьбу нашего народа, но не сломало его духовный стержень. Когда началась Вторая мировая война, все народы, населявшие наше евразийское государство, стали единой мощной силой, которая «снесла с лица земли» полчища фашистов. Ценой миллионов жизней от фашизма была освобождена Европа. Противостояние злу в «космическом масштабе» является отличительной особенностью русского менталитета. Отечественная история доказала, что наделенный от природы глубокой духовной силой русский человек преодолевает все невзгоды, оставаясь при этом Человеком с большой буквы.
Список литературы
1. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. СПб.: Лань, 2000. 320 с.
2. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. М.: Наука,1978. 358 с.
3. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. 782 с.
4. Лелеков Л. А. Искусство Древней Руси и Восток. М.: Советский художник, 1978. 157 с.
5. Топоров В. Н. О происхождении нескольких русских слов (К связи с индоиранскими источниками) // Этимология. М.,1972. С. 23-37.
6. Альбедиль М. Ф. Индуизм. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 253 с.
7. Караваева Е. В., Волкова Л. Д. Бинарно-тринитарная символика в русской духовной и материальной культуре // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 108-115.
8. Крюкова В. Ю. Зороастризм. СПб.: Азбука-Классика, 2005. 282 с.
9. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы / пер. с. нем. Т. А. Ребека. М.: Академ. проспект, 2009. 302 с.
10. Шах И. Суфизм. М.: Клышников, Комаров и Ко,1994. 445 с.
11. Омар Хайям. Рубаи. М.: Эксмо-Маркет, 2000. 224 с.
12. Кокаревич М. И. Религия в контексте культуры и цивилизации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 68-72.
Караваева Е. В., ст. преподаватель.
Сибирский государственный медицинский университет.
Московский тракт, 2. Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]
Волкова Л. Д., кандидат философских наук.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.01.2016.
E. V. Karavaeva, L. D. Volkova RUSSIA AND THE EAST. AT THE JUNCTION OF CIVILIZATIONS
Culture and mentality of any nation are determined by its history. The authors of the article are interested in the history of the relationship and the formation of the mentality of the Russian people since ancient times. Neighbours of our ancestors of the Eastern Slavs, were known to be people of Iranian origin: Scythians, Sarmatians, Alans. This neighborhood is manifested in the formation of the so-called "Iranisms" in the Russian culture. The analysis of some of these "Iranisms" is the content of the work. Relying on the theory of Carl Gustav Jung's archetypes, the authors found in the general behavior of the Russian people the "introvertiveness" of the worldview common among the peoples of the East.
Key words: iranism, horse, tree of life, the firebird, Ivan the Fool, introversion, space art, Eurasia.
References
1. Vernadskyy G. V. Nachertaniye russkoyistorii [Inscription of Russian history]. St. Petersburg, Lan' Publ., 2000. 320 p. (in Russian).
2. Likhachev D. S. "Slovo opolkuIgoreve"ikul'turaego vremeni["The Lay of Igor regiment' and the culture of his time]. Moscow, Nauka Publ., 1978. 358 p. (in Russian).
3. Rybakov B. A. Yazychestvo DrevneyRusi[Paganism of Ancient Russia]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 782 p. (in Russian).
4. Lelekov L. A. Iskusstvo Drevney Rusi i Vostok [The Art of Ancient Russia and the East]. Moscow, Sovetskiy khudoznik Publ., 1978. 157 p. (in Russian).
5. Toporov V. N. O proiskhozhdenii neskol'kikh russkikh slov [On the origin of a few Russian words (relation with Indo-Iranian sources)]. Etimologiya [Etymology]. Moscow, 1972. Pp. 23-37 (in Russian).
6. Al'bedil' M. F. Induizm [Hinduism]. St. Petersburg, Petersburgskoye Vostokovedeniye Publ., 2000. 253 p. (in Russian).
7. Karavaeva E. V., Volkova L. D. Binarno-trinitarnaya simvolika v russkoy dukhovnoy i material'noy kul'ture [Binary and trinitary symbolics in Russian material and intellectual culture]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 7 (148), pp. 108-115 (in Russian).
8. Kryukova V. Yu. Zoroastrianism. St. Petersburg, Azbuka-Klassika Publ., 2005. 282 p. (in Russian).
9. Jung C. G. Strukturapsikhikii arkhetipy[The structure of the psyche and the archetypes (trans. from German. Rebeca T. A.)]. Moscow, Akadem. Prospekt Publ., 2000. 302 p. (in Russian).
10. Shakh I. Sufizm. Moscow, Klyshnikov, Komarov and Co Publ., 1994. 445 p.
11. Omar Khayyam. Rubaie. Moscow, Eksmo-Market Publ., 2000. 224 p. (in Russian).
12. Kokarevich M. N. Religiya v kontekste kul'tury i tsivilizatsii [Religion in the context of culture and civilization]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 7 (148), pp. 68-71 (in Russian).
Karavaeva E. V.
Siberian State Medical University.
Ul. Moskovskiy trakt, 2, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]
Volkova L. D.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634060. E-mail: [email protected]