Научная статья на тему 'НА СТРАЖЕ ОТЕЧЕСТВА. (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК И ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ)'

НА СТРАЖЕ ОТЕЧЕСТВА. (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК И ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НА СТРАЖЕ ОТЕЧЕСТВА. (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК И ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ)»

НА СТРАЖЕ ОТЕЧЕСТВА

(К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК И ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ)

Генерал-майор ГОРЯИНОВ Игорь Олегович -начальник Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) ВА МТО им. генерала армии A.B. Хрулева

Подготовка офицерских кадров составляет неотъемлемую часть повышения обороноспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Главная роль в решении этой задачи отводится военным академиям, университетам, военно-научным центрам, в которых сосредоточены наиболее подготовленные военно-профессиональные кадры, научный потенциал, материально-техническая база, отвечающие современному уровню развития военной науки.

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева успешно осуществляет многоуровневую подготовку командных кадров, способных в сложных, быстро меняющихся условиях современного театра военных действий постоянно, целенаправленно, в установленные сроки вести непрерывное материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил

от тактического до стратегического уровня.

Одним из структурных подразделений академии является Военный институт Железнодорожных войск и военных сообщений, который вот уже 100 лет готовит офицерские кадры для железнодорожных войск и органов военных сообщений.

В настоящее время возросли роль и значение Железнодорожных войск Российской Федерации в общей системе решаемых государством задач. На Железнодорожные войска возложено техническое прикрытие большинства основных железнодорожных объектов в целях обороны и безопасности страны.

Техническое прикрытие железных дорог представляет собой комплекс инженерных, технических и организационных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время для всесторонней подготовки объектов, сооружений и устройств эксплуатируемой железнодорожной сети, а также восстановительных и эксплуатационных сил и средств ликвидации последствий воздействия противника на железные дороги.

Выполнение задач технического прикрытия - основа обеспечения программ национальной безопасности Вооруженных Сил и Железнодорожных войск в особый период. Для решения этих задач необходимы высококвалифицированные офицерские кадры. Подготовку таких кадров и осуществляет наш институт.

Отличительной особенностью института стало своеобразие решаемых им

учебно-практических задач: подготовка военных специалистов, способных обеспечивать живучесть сети железных дорог на театре военных действий, организация выполнения перевозок войск и грузов различными видами транспорта, прежде всего железнодорожного.

Выпускники института проявили высокий профессионализм и выучку при строительстве БАМа, обеспечении воинских перевозок и технического прикрытия железных дорог во время боевых действий в Чеченской Республике и Грузино-абхазского конфликта 2008 года. С честью выполнили задачи при строительстве железнодорожной линии Журавка - Миллерово в обход Украины.

Тысячи выпускников отмечены наградами Родины, 3 выпускника стали Героями Советского Союза, 21 - Героями Социалистического Труда, а капитан Т.Г. Сиразетдинов -Героем России.

В честь столетия образования института и в ознаменование боевых и трудовых побед Железнодорожных войск, органов военных сообщений и работников железнодорожного транспорта на территории института 1 сентября 2017 года был установлен «Паровоз-памятник ЭР-773».

С 2009 года наш вуз осуществляет подготовку специалистов в единой системе материально-технического обеспечения в составе Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева. Руководством вуза в лице начальника академии генерал-лейтенанта Топорова

Андрея Викторовича ведется большая работа по совершенствованию образовательной, методической, научно-исследовательской деятельности, по развитию учебно-материальной базы и инфраструктуры института.

Главная задача института в образовательном процессе - дать курсантам твердые знания и умения в вопросах проектирования,строительства и восстановления железных дорог, сделать их специалистами в области обеспечения движения поездов и организации воинских перевозок.

Для этих целей используются развитая, а во многом и уникальная учебно-лабораторная и тренажерная базы. На сегодняшний день в обеспечении образовательной деятельности задействованы 6 учебных корпусов, современные лекционные аудитории, более сотни учебных и компьютерных классов, а также других вспомогательных помещений, учебная и секретная библиотеки, спортивный комплекс, стрелковый тир, строевой плац, курсантский клуб, новый плавательный бассейн и многое другое.

Подготовка военного специалиста с высшим техническим образованием многопрофильна и чрезвычайна трудоемка. Преподаватели кафедр на высоком теоретическом и практическом уровне с учетом современных достижений военно-технической мысли ведут обучение по строительству и восстановлению мостов, тоннелей, водопропускных труб и других сложных искусственных сооружений, устройству железнодорожного пути,систем централизации,блокировки, производству крупных земляных и геодезических работ.

По сути по всему комплексу строительно-восстановительных и монтажных работ на сети железных дорог.

На кафедрах института действует множество профильных лабораторий и специализированных аудиторий, которые помогают закрепить полученные теоретические знания и являются базой научно-экспериментальных работ.

В составе профессорско-преподавательского состава вуза

более 80 докторов и кандидатов наук (13 докторов и профессоров, 76 кандидатов наук и доцентов), 3 заслуженных

деятеля науки и техники, 4 заслуженных работника высшей школы РФ, 5 академиков и 2 член-корреспондента отраслевых академий наук.

Однако практическое обучение по-прежнему остается приоритетным. Ему отводится до 70 % от общего объема учебного времени. В структуре практического обучения важное место занимают полевые занятия, учения на местности и реальных объектах железнодорожного транспорта - им отводится 40-45 % учебного времени. Курсанты оттачивают свои навыки на учебно-тренировочных комплексах базы обеспечения учебного процесса, выездных практических занятиях. Школой проверки теоретических знаний будущих офицеров являются войсковая стажировка и производственная практика в железнодорожных войсках и органах военных сообщений,

на предприятиях железнодорожного транспорта, ведущих транспортных стройках страны. Курсанты под руководством своих командиров и преподавателей участвовали в строительстве таких железнодорожных линий, как Западно-Карельская магистраль, железных дорог Ки-зел - Пермь, Абакан - Тайшет, Ивдель - Обь, линий Морозовская - Цимлянская, в освоении целинных и залежных земель, сооружении Трансмонгольской магистрали и БАМа. Участие в строительстве этих важных объектов способствовало их становлению как будущих командиров подразделений, организаторов транспортного строительства и воинских перевозок в стране.

Курсанты института принимают участие в учениях военных округов, учатся организовывать живучесть военно-транспортных узлов и железнодорожных линий, участвуют в наводке наплавных железнодорожных мостов через водные преграды. В ходе таких занятий они изучают вопросы, связанные с эксплуатацией, хранением, ремонтом путей. Учатся применять специальную, инженерную и автомобильную технику. Решают практические задачи по техническому прикрытию, восстановлению, заграждению и строительству железных дорог. Разворачивают контактную сеть. Выполняют задачи на объектах транспорта по организации воинских перевозок.

Благодаря выполнению самых различных учебно-производственных задач, знанию особенностей устройства специальной техники и порядку организации технологических процессов и операций, выпускники института востребованы как на военной

службе, так и на должностях гражданского профиля. Ведь в военное время необходимо уметь прокладывать пути, возводить мосты в кратчайшие сроки и осуществлять оперативную переброску войск. А в мирное время -возводить объекты капитального строительства.

Институт готовит не только технических специалистов высокого класса, но и играет ведущую роль в тактической подготовке офицеров Железнодорожных войск и органов военных сообщений. Ведь недаром говорят, что «офицер -это, прежде всего, командир».

Выпускники института не понаслышке знакомы с основами ведения общевойскового боя, маскировки, разведки, минирования и разминирования железнодорожных объектов. С курсантами детально прорабатываются вопросы ведения антитеррористической деятельности, мероприятий службы войск и безопасности военной службы. Будущие командиры усердно осваивают вопросы управления повседневной деятельностью войск, войсковым хозяйством, занимаются боевой и мобилизационной подготовкой, знакомятся с навыками медицинского обеспечения, основами военной топографии, радиационной, химической и биологической защиты личного состава.

У вчерашних школьников, только что надевших погоны, необходимо развивать имеющуюся общеобразовательную базу, формировать инженерное, техническое мышление. На действующих стендах и макетах с применением приборов и измерительной аппаратуры курсанты успешно изучают вопросы электротехники, особенности устройства и эксплуатации различных энергетических установок, решают задачи по физике, химии и математике.

Немаловажен для будущих специалистов и гуманитарный компонент образования. Будущему командиру необходимо уметь грамотно излагать свои мысли, владеть иностранным языком. Знать основы философского мировоззрения, психологии, педагогики. Быть духовно и нравственно воспитанным, пользоваться авторитетом в коллективе, а главное - быть патриотом своей Родины. Без этих принципов немыслима профессия офицера!

За 100 лет своего существования в институте создавались, упразднялись, объединялись дисциплины, циклы, кафедры. Однако, несмотря на все эти перипетии, неизменным оставалось высокое качество образования. На кафедрах института постоянно ведутся научные исследования и проводятся педагогические эксперименты. Их результаты наглядно прослеживаются в большом объеме разработанных учебников, учебных пособий, проведенных научно-исследовательских работах, подготовленных кадрах высшей квалификации.

Одним из важнейших направлений деятельности института является выполнение научно-исследовательских ра-

бот в интересах Железнодорожных войск и Департамента транспортного обеспечения Тыла ВС РФ. Институт - головная организация по исследованию основ применения Железнодорожных войск в военное время, тактики их соединений и воинских частей; дальнейшему развитию теории зернистых сред; разработке научных основ и внедрению в практику разрядно-импуль-сной технологии укрепления земляного полотна.

Научно-исследовательская работа направлена на разработку научных и методологических основ военно-транспортной науки, внедрение их в практику Тыла Вооруженных Сил, Железнодорожных войск и учебный процесс транспортных вузов России.

Концепция развития системы высшего военного образования в Вооруженных Силах Российской Федерации определила одним из направлений реформирования военного образования повышение статуса военно-учебных заведений, создание крупных учебно-научных центров по подготовке офицерских кадров. Причем главный упор всегда был на практическую составляющую, благодаря которой обеспечивается транспортная безопасность. Поэтому многие

из исследовании, выполненные преподавателями кафедр института, активно применяются при выполнении задач по штатному предназначению подразделении Железнодорожных воИск и органов военных сообщении.

ВысокиИ уровень преподавания в институте не остался незамеченным и руководством военных ведомств иностранных государств. Ежегодно на обучение в наш вуз поступают зарубежные военные специалисты. География абитуриентов самая широкая: здесь курсанты как из бывших союзных республик, так и из стран дальнего зарубежья - Африки, Ближнего Востока и Монголии. В стенах вуза они обучаются бок о бок с российскими военнослужащими, в едином этнокультурном пространстве.

Современные задачи модернизации образовательной деятельности потребовали взвешенных и продуманных управленческих решений и комплексной программы развития всей системы подготовки военных кадров для ЖДВ и ВОСО. Главной целью является обеспечение целостности и фундаментальности подготовки военных кадров по всем уровням непрерывного военного образования в соответствии с современными требованиями и задачами, решаемыми Железнодорожными войсками и органами военных сообщений. Эта цель

достигается с учетом современных достижений военной науки, техники, передового опыта войск, полученного в ходе учений и тренировок, мобилизационного развертывания войск (сил), особенностей боевого применения и обеспечения боевых действий при проведении специальных операций за пределами РФ, результатов анализа отзывов на выпускников института.

Одним из приоритетных направлений развития вуза является внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий, новых типов систем вооружений и техники.

Для достижения указанный целей командование института, преподавательский состав последовательно и настойчиво работают над активным внедрением инновационных обучающих технологий, результатов педагогических (методических) экспериментов, электронного контента учебников и учебно-методических материалов, средств интенсификации учебно-познавательной деятельности курсантов. Эта работа проводится в тесном взаимодействии с научными исследованиями, современным опытом действия войск, передовым педагогическим опытом профильных образовательных организаций.

Одним из перспективных, на наш взгляд, направлений

является организация работы Центра исследований технологий обучения и внедрения образовательных инноваций в составе: группы курсантских олимпиад, группы дистанционного обучения, центра речевого воспитания военнослужащих (совместно с Военной академией связи имени С.М. Буденного).

В целях расширения возможности влияния обучаемых на содержание и качество образовательного процесса, создания наиболее благоприятных условий учебы и службы создана система общественного контроля образовательной деятельности, проходит формирование и организация работы группы образовательного аудита.

В методической деятельности осуществляется переориентация системы работы межкафедральных предметно-методических комиссий на компетентностный подход в организации деятельности по принципу логичности освоения компетенций. Создан и успешно работает новый совещательный орган института -Совет учебно-методического отдела. В работе этого совещательного органа принимают участие офицеры управления Железнодорожных войск, военных округов, представители вузов Санкт-Петербурга.

В институте традиционно уделяется большое внимание физической подготовке и спорту. Спорт всегда служил и служит хорошей основой для воспитания физически закаленных и выносливых командиров, становясь надежным союзником в успешном решении задач боевой подготовки и подготовки квалифицированных военных кадров в стенах нашего института.

Обеспечение всеми видами довольствия, удовлетворение транспортных, бытовых и материальных потребностей лич-

ного состава являются немаловажным фактором успешной реализации образовательной деятельности. В системе материально-технического обеспечения большое внимание уде-

ляется вопросам качественного и своевременного питания.

Минуло 100 лет со дня образования нашего военно-учебного заведения. Преодолен вековой рубеж.

Мы уверены, что наш совместный труд по подготовке офицерских кадров будет развиваться и крепнуть на благо нашей Родины - Российской Федерации! "

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВИ (ЖДВ И В0С0)

Свою историю ВИ (ЖДВ и ВОСО) ведет с 28 марта 1918 года, когда в городе Торжке Тверской губернии были созданы Первые советские военно-железнодорожные курсы.

В условиях гражданской войны Совнарком принимает к реализации «Положение об организации военно-железнодорожных частей и призыве железнодорожных служащих по мобилизации». Параллельно с железнодорожными войсками воссоздаются и органы военных сообщений молодой Республики. Для подготовки военных железнодорожников 17 июля 1918 года в городе Торжке открываются 1-е Советские инструкторские военно-железнодорожные курсы и ряд других военно-учебных заведений.

26 сентября 1920 года приказом Реввоенсовета Республики № 1956 Торжокские курсы были переведены на положение школы командного

состава РККА и переименованы в Первую советскую военно-железнодорожную школу командного состава РККА.

Окончание Гражданской войны и сокращение численности армии повлекли за собой преобразования в подготовке военных кадров. На основании приказа Реввоенсовета Республики № 1070 от 28 апреля 1922 года Первая советская военно-железнодорожная школа была переведена из Торжка в Петроград, объединена со Второй военно-железнодорожной школой для подготовки командиров железнодорожных войск.

В апреле 1923 года приказом Реввоенсовета СССР объединенной школе было присвоено наименование «Петроградская военно-железнодорожная школа для подготовки командного состава».

Серьезной проверкой боевой и морально-психологической подготовки личного состава вуза стало участие в

подавлении Кронштадтского мятежа в марте 1921 г. По словам командующего группировкой М.Н. Тухачевского, в которую входил личный состав вуза, «задача на долю Северной группы выпала почти невыполнимая. Ей предстояло взять открытой силой пять неприступных фортов, обнесенных колючей проволокой и фугасами, и после этого ворваться в цитадель Кронштадта... Северная группа действовала с какой-то стальной отчетливостью. Атака фортов курсантами почти беспримерна по своей смелости, натиску и единству действий». Дорогой ценой далась эта победа школе. В ознаменование успешного штурма Кронштадта ВЦИК наградил школу Почетным Революционным Красным Знаменем.

С 1925 года военно-железнодорожная школа стала называться школой военных сообщений, так как при ней были открыты и курсы усо-

вершенствования командного состава этапно-транспортных частей.

В межвоенный период заслуги школы, объявившей себя «ударной» в деле подготовки военных кадров, были по достоинству оценены Правительством страны. В 12-ю годовщину Красной Армии 23 февраля 1930 г. Центральный Исполнительный Комитет СССР наградил личный состав вторым Революционным Красным Знаменем.

16 марта 1937 года приказом Народного Комиссара обороны СССР № 36 школа была переименована в Ленинградское Краснознаменное училище военных сообщений имени М.В. Фрунзе.

Личный состав училища принял непосредственное участие в Советско-финской войне. В ходе нее курсанты, командиры и преподаватели были откомандированы в распоряжение фронтового командования для выполнения специальных заданий.

С самого начала Великой Отечественной войны училище находилось в состоянии боевой готовности. В действующую армию были направлены лучшие питомцы училища из числа постоянного состава. А курсантская рота под командованием лейтенанта П.Г. До-донова в течение нескольких дней держала оборону на переднем крае Лужского оборонительного рубежа вместе

со стрелковыми подразделениями.

Находясь в эвакуации в Ярославле в 1943 г., за заслуги в деле подготовки специалистов военного времени училище Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1943 г. удостоено высшей правительственной награды - ордена Ленина. Здесь наряду с учебой личный состав участвует в реконструкции железнодорожных линий, ликвидации последствий налетов вражеской авиации, строительстве народнохозяйственных объектов. Особенно большая работа была проделана по развитию Ярославского железнодорожного узла и по обеспечению нормальной деятельности оборонных предприятий города. За годы войны училище провело 9 наборов, было подготовлено 5091 офицер. Прошли переподготовку на курсах усовершенствования командного (офицерского) состава 1075 офицеров. За вклад в подготовку офицерских кадров в годы войны 26 офицеров училища были награждены орденами. Офицерский, преподавательский состав училища внес большой вклад в дело победы, вписал в историю училища одну из самых ярких страниц.

В послевоенные годы выпускники училища ускоренными темпами восстанавливали и развивали железные

дороги на просторах нашей необъятной страны.

Особый вклад в совершенствование учебного процесса, развитие учебно-материальной базы, организацию быта и культурно-воспитательной работы внесли начальники училища генералы Г.П. Гапо-ненко (1942-1949), В.П. Тис-сон (1949-1960), Ф.И. Прибов (1960-1967) и П.М. Байдаков (1967-1976).

27 июня 1969 года на основании Постановления Совета Министров СССР и приказа Министра обороны СССР Ленинградское училище военных сообщений переводится в разряд высших военно-учебных заведений. Оно стало именоваться «Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознаменное командное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе».

В сентябре 1975 года в жизни училища произошло очередное важное событие - из командного оно было переведено на новую организационно-штатную структуру и стало именоваться «Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознаменное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе». Вместо батальонов были сформированы командные и инженерный факультеты, созданы отделение заочного обучения офицерского состава и специальное отделение для подготовки иностранных военнослужащих. Срок обучения на командных факультетах устанавливался 4 года, на инженерном факультете - 5 лет.

На основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1072 от 23 октября 1993 года и приказа Министра обороны РФ № 603 от 28 декабря того же года училище преобразовано в Воен-

но-транспортныи институт железнодорожных воИск и военных сообщении в качестве государственного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации со сроком обучения 5 лет.

Военно-транспортный институт просуществовал всего лишь 3 года. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1342 от 22 октября 1997 года и приказом директора Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации - командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации № 332 от 3 ноября того же года институт был преобразован в Военно-транспортный университет Железнодорожных войск Российской Федерации.

В конце 2008 года на базе Военной академии тыла и транспорта началось создание крупного учебно-научного центра, который был призван обеспечить целостную по направленности, фундаментальную по содержанию и методологии систему не-

прерывного военного образования офицерских кадров тыла Вооруженных Сил по всем уровням, профилям и специальностям. В ходе реализации этой масштабной задачи Военно-транспортный университет ЖДВ и ВОСО в октябре 2009 года был реорганизован в Военно-транспортный институт ЖДВ и ВОСО, а с ноября этого же года, на основании распоряжения Правительства РФ, был включен в состав академии в качестве филиала.

В марте 2012 года приказом Министра обороны РФ № 545 филиал был переименован в структурное подразделение -«Военный институт (Желез-

нодорожных войск и военных сообщений) ВА МТО».

Боевые и трудовые заслуги школы, училища, института отмечены правительственными наградами: Почетными Революционными Красными Знаменами, орденом Ленина и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

За 100-летнюю историю института подготовлено более 45 тысяч высококвалифицированных офицеров. Институт гордится своими выпускниками, среди них 25 Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда, а капитан Тимур Сиразетдинов посмертно удостоен звания Героя России. "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.