Научная статья на тему 'На смену конной тяге (1917-1941)'

На смену конной тяге (1917-1941) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На смену конной тяге (1917-1941)»

_Лособ № 2Р/7_

Л- Л■ Фролова

На смену конной тяге (1917-1941)

Основными способами доставки пожарных, пожарного оборудования, инструментов и воды на пожар в течение долгого времени были лошади. Переход от конной тяги к автомобилю начался в пожарной охране в начале XX в. и коснулся в первую очередь столичных городов. В губернском городе Пскове этот процесс начался лишь во втором десятилетии 20-го столетия.

С началом Первой Мировой войны Псков стал ближайшим тылом Российской армии. В городе более чем вдвое увеличилось население, военными и общественными организациями возводилось много новых деревянных строений под госпитали, мастерские, склады с многомиллионным имуществом, расширилась деятельность промышленных предприятий — всё это создало то положение, при котором усиление противопожарных мер и средств являлось крайней и срочной необходимостью.

2 июля 1916 г. из Петрограда в Псков прибыла комиссия в составе помощника начальника главного Управления по делам местного хозяйства, действительного статского советника Евстифеева и брандмейстера Нарвской пожарной части Петроградской пожарной команды Требезова, которые, ознакомившись с противопожарными мерами в городе, признали необходимым «пополнить недостаток ручной силы механической и приобретение бензино-мотор-ной машины».

Для всестороннего обсуждения и решения данного вопроса по инициативе Совета вольного пожарного общества 28 января и 5 февраля 1917 г. в помещении Земского банка прошли совещания при участии представителей военного ведомства и общественных учреждений и организаций, а также полиции. Пришли к следующему заключению: «Настоятельно и безотлагательно сосредоточить при пожарной команде не менее двух автомобилей-грузовиков для подвоза на них воды к месту пожара; увеличить городскую пожарную команду на 20 человек и для немедленного прибытия их к месту возникшего пожара обеспечить соответствующим автомобилем; приобрести хотя бы один самодействующий двигатель, коим является бензино-моторная пожарная машина; на случай большого пожара военные и общественные организации должны присылать грузовые с бочками автомобили и легковые автомобили для подвоза членов пожарного Общества; восстановить сигнализацию, устроить артезианские колодцы и водоёмы при военных и общественных организация, где имеются мастерские, склады и другие огнеопасные постройки»1.

Документ, подтверждающий наличие автомобильной техники при Псковской пожарной организации, относится к 10 маю 1918 г. В штате городской пожарной команды на тот момент имелись семь шофёров: Андрей Чайко, Павел Александров, Андрей Арефьев, Иоким Макси-менко, Николай Олещенко, Эдуард Сабри, Семён Яблочкин и заведующий гаражом Евгений Башуцкий2. Следующим заведующим гаражом был, согласно документу 1920 года Андрей Чайко. Шоферами числились: с 16 июня 1918 г. —Пашковский Василий Игнатьевич, с 6 августа 1918 г. — Ястржембский Викентий, с 26 ноября 1918 г. — Чернышов Михаил Семёнович (уволился 2 июня 1920 г.), с 1 февраля 1919 г. — Алексеев Иван Алексеевич, с 1 марта 1919 г. — Пальчиков Александр Иванович3.

Фролова Любовь Александровна — ведущий специалист Центра противопожарной пропаганды и общественных связей ФГКУ «1 отряд ФПС по Псковской области».

На вооружении в апреле 1920 года упоминались: две цистерны, одна мотопомпа, автомобиль «Уайт» (бочка и машина), две паровые машины и два автомобиля, вновь полученные из ремонта4.

2 апреля 1920 г. Правление Псковского губернского отдела Всероссийского профсоюза пожарных сообщило, что в Псковской пожарной организации имеется два предприятия: 1) по пожаротушению — 59 чел.; 2) механические мастерские по ремонту пожарных автомобилей и машин — 8 чел.5 30 апреля 1920 г. было принято решение открыть губернскую мастерскую как для капитального ремонта пожарных машин и насосов, так и для производства инструментов и всевозможных орудий для пожаротушения, чтобы не обращаться в местную мастерскую г. Пскова6. В феврале 1921 г. она была организована при городской пожарной команде для починки пожарных труб, автомобилей, паровых машин. Заведующим мастерской был назначен Чайко Андрей Иоакимович (Екимович)7.

Чайко Андрей Екимович (встречаются также следующие написания: Акимович, Иоакимович), 1886 г. р., украинец, казак, б/п, окончил: городское училище, атаманскую школу. С 1 марта 1918 г. — шофёр-механник Псковской городской пожарной команды, с февраля 1920 г. заведующий губернской ремонтной мастерской. С 1 мая 1924 г. уволен по сокращению штатов. Состав семьи на 10 мая 1918 г.: сестра Домна Дембицкая (36 л.), дочь Антонина (7 л.). Проживал: г. Псков, ул. Великолуцкая, 23 (ныне Советская, 23), пожарное депо8.

Сводная ведомость служащих в Псковской губернской пожарной ремонтной мастерской, согласно положениям о премиальной системе для пожарных рабочих

за факторы: 1. Сокращение штата. 2. Успешность работы.

3. Образцовое содержание машины и ковку лошадей.

4. Аккуратную явку на работу. 5. Быстрые выезды на пожары.

За июнь 1921 г.9

Ф. и. о. Должность Группа Месяч. 1 в 2 в Зв 4 в 5 в Итог К выдаче

оклад % % % % % в% в руб.

Чайко Андрей Зав. мастерской I 5362 50 50 50 10 40 200 10724

Иванов Василий Ст. кузнец II 4433 50 50 50 10 20 180 7979

Лебедев Александр Слесарь II 3718 50 50 50 10 - 160 5948

Ярмолкович Слесарь II 3718 50 50 50 10 - 160 5948

Василий

Луха Оскар Слесарь II 3718 50 50 50 10 - 160 5948

Никитин Павел Пом. слесаря II 3003 50 50 - 10 - 110 3303

Белоусов Матвей Столяр II 3718 50 50 50 10 - 160 5948

В 1921 г. началось возрождение материально-технической базы пожарной охраны г. Пскова. Дело в том, что за годы немецкой оккупации и Гражданской войны, в связи с частой переменой власти на данной территории, пожарное имущество было расхищено, большая часть вывезена или разрушена на месте. В 1923 г. эстонское правительство вернуло Псковской ГПК 4 машины и один мотоцикл10. В Государственном архиве Псковской области сохранился следующий документ:

Сведения по Псковской городской пожарной команде на январь 1924 года А

1 паровая машина 1-цилиндровая до. 5 1/2 аршин, шир. 2 1/4 аршин, выс. 3 1/4 аршин, вес 70 пудов. 1 паровая машина 2-цилиндровая, 150 пудов.

1 паровая машина «Берлие» дп. 6 1/2 аршин, шир. 2 аршина 9 вершков, выс. 2 3/4 аршин, вес 130 пудов. 1 механическая лестница дп. 10 1/2 аршин, шир. 2 аршина 13 вершков, выс. 2 1/2 аршин, вес 60 пудов. Телеграфных и крупных установок сигнализации не имеется. В цейхгаузе разного имущества весом 150 пудов. В ремонтной мастерской: 1 точильный станок по металлу вес 8 пудов; 1 точильный станок по металлу вес 10 пудов. Остальное оборудование общим весом 120 пудов.

1 дымовая маска в сундуке дп. 1 аршин, шир. и выс.3/4 аршин, к ней катушка с рукавами всего весом до 3 пудов.

Б

1 автомобиль «Фиат» дп. 6 аршин 11 вершков, шир. 2 аршина 8 вершков, выс. 2 аршина 9 вершков, вес 110 пудов.

1 «Паккард» (цистерна) 150 пудов. 1 «Уайт» (цистерна) 140 пудов. 1 «Паккард» (линейка) 120 пудов. 1 «Паккард» (грузовая) 200 пудов. 1 «Даймлер» (линейка) 60 пудов. 1 «Студебекер» (легковой) 75 пудов.

1 линейка для людей дп. 6 аршин, шир. 2 1/2 аршин, выс. 2 1/2 аршин, вес 30 пудов. Трубно-линейный ход 50 пудов. 3 конных трубных хода летних 25 пудов каждая. 3 конных трубных хода зимних 17 пудов каждая. 8 бочечных ходов летних 40 пудов. 5 бочечных ходов зимних 17 пудов. 1 багровый ход летний до 50 пудов. 1 багровый ход зимний до 40 пудов. 19 лошадей.

Спец. одежды 40 комплектов — на руках пожарных.

Брандмейстер: Синицин11

В связи с созданием нового государства — СССР — начались большие перемены и реформы как в стране, так и в пожарной охране, в частности: восстановление заводов по выпуску пожарной техники, в Ленинграде открылся пожарно-технический техникум, был утверждён Устав добровольных пожарных организаций. Вероятно, именно на Псковское добровольное пожарное общество была возложена задача ремонта пожарной техники, т. к. в последующие годы должность слесаря и заведующего мастерскими в штатах городской пожарной команды не прослеживается. В 1940 г. помещение мастерских добровольного пожарного общества (по Советской улице, дом № 23/25) с оборудованием, имуществом, средствами передали Управлению пожарной охраны УНКВД J10 для расширения на этой базе мастерских по ремонту пожарного инвентаря районов Псковского округа (см. приложение № 6).

Для простого обывателя была особенно важна денежная реформа. С января 1924 г. была введена зарплата в червонном исчислении. Если до 1928 г. зарплата старшего шофёра составляла 45 руб., шести шоферов и слесаря — по 41 руб., кузнец получал 38 руб., то с апреля планировали поднять старшему шофёру до 48 руб., шоферам — до 45 руб., слесарю — до 42 руб., кузнецу — до 40 руб.12 Это было в два-три раза меньше зарплаты шоферов на пром-предприятиях! Дело в том, что пожарная охрана промпредприятий была подчинена брандмейстеру Псковской городской пожарной команды, проводились совместные технические совещания. Началась текучесть работников, (см. приложение № 3). Возникла необходимость

_ЛЬ/д>е № 2 О/7_

подготовки кадров на своей базе, разработали программу обучения (см. приложение № 2). 4 мая 1931 г. на заседании Президиума Псковского горсовета начальник пожарной охраны города тов. Яковлев докладывал: «Автотранспорту требуется капремонт и замена новым, увеличить штат шоферов на 3 единицы, так как во время смены на 5 машинах доку рят только 2 шофёра, а во время отпусков — 1. Бывали случаи, что не было возможности доставить машину к месту пожара». Также начальник просил обеспечить команду двумя автонасосами, понимая, что это дефицитный товар13. Надо заметить, что ещё год назад комиссия по проверке пограничных районов докладывала: «По городу Пскову, ГПК имеет 5 автомашин: 3 автонасоса и 2 автоцистерны, из которых 4 машины нуждаются в замене, ввиду того, что имеют продолжительный срок службы, и к тому же собранные из старых частей военных машин, оставшихся от Гражданской войны»14. В 1938 г. на вооружении городской пожарной команды были следующие марки машин: цистерна-насос ЗИС-5 (3 тонны), два авто насоса ЗИС-11 (3 т), автонасос ГАЗ-АА (1,5 т), автонасос АМО-Ф-15 (1,5 т)15. По спискам на 29 октября 1937 г. числились шофера: Александров Илья Алексеевич (1909 г. р.), Алексеев Иван Алексеевич (1881 г. р.), Костинский Иван Савельевич (1911 г. р.), Крылов Иван Васильевич (1907 г. р.), Пушкин Евдоким Васильевич (1910 г. р.), Никитин Владимир Яковлевич (1907 г. р.), Пахомов Фёдор Петрович (1907 г. р.), Бароков Семён Петрович (1905 г. р.), Трифанов Василий Иванович (1900 г. р.), Зимин Алексей Александрович (1913 г. р.), Коренецкий Михаил Васильевич (1894 г. р.), Воробьёв Александр Семёнович (1909 г. р.)16. Есть сведения, что в 30-е гг. стали поступать пожарные автомобили в другие населённые пункты.

Приложение 1

К протоколу № 10 Пленума коммунальной секции. Февраль 1928 г.

Заслушав доклад городской пожарной команды, Пленум коммунальной секции констатирует некоторые ее достижения, как-то:

1. Механизация обоза и постепенный переход команды от конной тяги на автотягу дает значительную экономию средств. Конный состав доведен до минимума, т. е. для обслуживания во время снежных заносов в зимнее время.

2. Построена новая автотрубная вместимостью на 5 автомашин, двухэтажная, каменная, наверху помещается дежурная комната, которая также оборудована по последнему слову пожарной техники, чем достигнута быстрота выезда до 25 секунд.

3. Снижение горимости по сравнению с прошлым годом доведено до 40 %, а также оборудована слесарно-механическая мастерская, которая производит ремонт и переоборудование как своего, так и сельского пожарного инвентаря, так же дает значительную экономию средств.

4. Произведено формирование полупрофессиональных дружин на фабриках и заводах города Пскова в количестве 221 человека, которые возглавляются специалистами пожарниками, чем достигнута противопожарная охрана промышленных предприятий.

5. Так же необходимо отметить передачу 2-х автомашин, вполне оборудованных, в железнодорожную команду, чем достигнут механизированный выезд последней, так как до передачи машин команда обслуживалась ручной тягой. Капитально отремонтирована и передана команде завода «Пролетарий» 1 автомашина и 3 конных дышловых хода. По настоянию пожарной команды приспособлено пожарное депо на фабрике «Шпагат» с жилыми помещениями и передано 2 конных дышла.

(ГАПО. Ф. Р-324. Оп. 1. Д. 49. Л. 293)

Приложение 2

Программа обучения ученика мастерской пожарной команды. 1928 г.

1 полугодие

1. Ознакомление с инструментами и машинами, находящихся в данной мастерской.

2. Правильная работа с инструментами.

2 полугодие

1. Заправка инструментов и обучение калке такового.

2. Обучение пайке как оловом, так и медью.

3 полугодие

1 .Теоретическое прохождение и изучение машин и взаимодействие частей машин, находящихся в данной мастерской.

2. Изучение токарного и сверловочного станков и частичная работа на таковых.

4 полугодие

1. Самостоятельное изготовление инструментов.

2. Пригонка частей к машинам, как-то: шабровка подшипников, притирка клапанов и остальных частей.

5 полугодие

1. Самостоятельная работа на токарном станке.

2. Понятие об управлении автомашинами.

3. Ознакомление с автонасосами и частичная работа при них.

6 полугодие

1. Практическая езда на автомобилях и самостоятельная работа по ремонту таковых.

2. Самостоятельная работа на автонасосах.

Ст. брандмейстер Безпрозванный

Председатель месткома Школиков

Псков, 31/У-28 г.

Программа обучения ученика в кузнице пожкоманды

1 полугодие

1. Ознакомление с инструментами и мотором.

2. Правильное битье молотом.

2 полугодие

1. Заправка инструментов, обучение калке такового.

2. Правильность держания железа в клещах, изготовление болтов и нарезка таковых.

3. Рассковка лошадей и изучение построения копыт лошадей.

3 полугодие

1. Изготовление мелких предметов.

2. Полурасчистка копыт, ознакомление со сваркой.

4 полугодие

1. Самостоятельное изготовление кузнечных инструментов и средних предметов.

5 полугодие

1. Изучение всевозможных работ данной кузницы.

6 полугодие

1. Самостоятельная работа.

Ст. брандмейстер Безпрозванный

Председатель месткома Школиков

Псков, 31/V-28 г.

(ГАПО. Ф. Р-225. Он. 1. Д. 21 Л. 283-284)

Приложение 3

У11-1930 № 14339

Председателю Псковского горсовета Начальнику пожарной охраны Псковского округа Председателю Псковского окрисполкома

Мы располагаем данными, говорящими о весьма неблагополучном положении с состоянием личного состава псковской городской пожарной команды, что весьма отражается на ее боеспособности. Последнее обстоятельство может иметь серьезные последствия, так как в Пскове имеется значительное количество промышленных предприятий, госсооружений и складов.

Объясняется это неблагополучие текучестью личного состава. Особенно это относится к шоферам команды, боеспособность коей исключительно рассчитана на автомашины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в команде имеется 5 автомашин, тогда как из штатных 7 шоферов осталось только 3 шофера, то есть по одному на смену. Отсюда, в случае пожарного вызова может выйти только одна автомашина.

Массовый уход шоферов объясняется весьма низкой оплатой их труда при большом спросе этой категории работников. Так, например, получают они 55 рублей в месяц, в то время как шофера заводских пожарных автомашин и вообще другие шофера получают от 100 до 120 рублей.

Кроме того, сейчас в пожарной команде остались шофера низкой квалификации, в то время как выезд на пожары сопряжён с повышенной опасностью для уличного движения.

В результате этого с пожарными автомашинами бывают частые аварии, последняя из которых вывела из строя лучшую машину «Фиат», стоявшую на 1-м выезде.

Доводя об изложенном до Вашего сведения, просим принять срочные меры к упорядочению этого вопроса и о принятом Вами решении нас уведомить.

Начальник окротдела ОГПУ Поличкевич

Ст. уполномоченный ЭКО Бальцевич

(ГАПО. Ф. Р-324. Оп. 1. Д. 329. Л. 764)

Приложение 4

Политико-экономическое и географическое описание г. Пскова, составленное в августе 1934 г.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Пожарная охрана

Всего В т. ч. коммунал. пож. ком.

Начальствующий состав ирофес. иожарн. организаций 21 10

Рядовой состав профессион-ых организаций 189 39

Добровольцев 115 -

Автоходов 9 6

Конных ходов 7 7

Лошадей 7 7

Профессиональных пожарных команд в городе две: городская и железнодорожная. Профессиональных пожарных команд при предприятиях 7, смешаных и добровольных пожарных дружин 6, пожарных караулов на предприятиях и складах 29. Личный состав и пожарный транспорт по состоянию на 1/1-34 г.

(ГАПО. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 27. Л. 27)

Приложение 5

Сведения о наличии пожарных автомашин в организациях города Пскова, списки шоферов за август 1938 г.

Список имеющихся автомашин в Псковской городской пожарной охране

№№ машин Наименование и марка машины Тоннаж машины (т) Категория Примечание

ЛО-19-49 Цистерна-насос ЗИС-5 3 1 На ходу

ЛО-19-36 Цистерна ЗИС-5 3 1 II-II

ЛО-19-39 Автонасос ЗИС-11 3 1 II-II

ЛО-92-34 Автонасос ЗИС-11 3 1 II-II

ЛО-19-50 Автонасос ГАЗ-АА 1,5 1 II-II

ЛО-19-48 Автонасос АМО-Ф-15 1,5 1 II-II

Начальник пожарной охраны г. Пскова /Вознесенский/

Список имеющихся пожарных машин во 2-й пожарной команде 7 отряда стрелковой охраны

Октябрьской железнодорожной ст. Псков

№№ машин Наименование и марка машины Тоннаж машины (т) Категория Примечание

ЛО 57-52 Специальная пож. АМО-4 3 3 На ходу

ЛО 57-53 Спец. пож. АМО-Ф-15 1,5 3 II-II

Руководитель организации /Куранов/

Список имеющихся пож. машин на Псковской льночесальной фабрике

№№ машины Наименование и марка машины Тоннаж машины (т) Категория Примечание

ЛО 20-57 Спец. пож. ГАЗ-АА 1 На ходу

Начальник спецсектора

Список имеющихся пожарных машин на заводе «Пролетарий» Служебный адрес: з-д «Пролетарий»

№№ машины Наименование и марка машины Тоннаж машины (т) Категория Примечание

20-95 Автонасос 1,5 1 На ходу

Зам. директора Начальник спец. части /Алексеев/ /Мордвинов/

Список имеющихся пожарных машин при шпагатной фабрике им. Калинина

№№ машины Наименование и марка машины Тоннаж машины (т) Категория Примечание

20-52 ЗИС-5 3 1 На ходу

Зам. директора фабрики /Рябов/

Нач. спецотдела /Арсеньев/

Псковская городская пожарная охрана Именной список шоферов Служебный адрес: Псков, ул. Советская, д. 23

Фамилия, имя, отчество Год рождения Отношение к воинской повинности Домашний адрес

Шутиков Иван Иванович 1908 Военнообязанный Псков, ул. Советская, д. 23

Никитин Владимир Яковлевич 1907 II-II Ул. Лесная, д.7, кв. 8

Александров Илья Алексеевич 1909 II-II Ул. Советская, д. 23

Бороков Семен Петрович 1905 II-II Ул. Советская, д. 23

Крылов Иван Васильевич 1907 II-II Ул. Советская, д. 23

Костинский Иван Савельевич 1911 II-II Ул. Конная, 14-1

Трифонов Василий Иванович 1900 II-II Ул. Советская, д. 23

Лушкин Евдоким Васильевич 1910 II-II Ул. Р. Люксимбург, д. 9, кв. 3

Алексеев Иван Алексеевич 1881 Снят по возрасту Ул. Советская, д. 42

Пахомов Федор Петрович 1907 Военнообязанный Ул. Советская, д. 23

Зимин Алексей Александрович 1913 II-II Ул. Советская, д. 50

Коренецкий Михаил Васильевич 1894 Снят по возрасту Д. Митрохово Сосновского с/с

Воробьев Александр Семенович 1909 Военнообязанный Ул. Черехинская, д. 24, кв. 1

Иванов Федор Иванович 1910 II-II Д. Алмазово Сосновского с/с

Начальник пожарной охраны г. Пскова /Вознесенский/

Наименование организации: 2-я пожарная команда 7 отряда стрелковой охраны Октябрьской железнодорожной ст. Псков Служебный адрес: Псков, ул. Вокзальная, д. 64 Именной список шоферов

Фамилия, имя, отчество Год рождения Отношение к воинской повинности Домашний адрес

Пашковский Василий Игнатьевич 1891 Не состоит на воин, учете Псков, ул. Вокзальная, д. 4, кв. 8

Соколов Семен Ерофеевич 1895 шофер Ул. Ротная, д. 9

Иванов Михаил Иванович 1910 шофер Ж. д. дом № 28

Маркелов Василий Иванович 1906 шофер Ул. Баториевская, д. 3, кв. 2

Сергеев Иван Алексеевич 1911 Ком. отделения связи Ул. Крестьянская, д. 34, кв. 6

Иванов Дмитрий Иванович 1905 Ком. отделения пулеметчиков Ул. Привокзальная, д. 5, кв. 1

Руководитель организации /Куранов/

Именной список шоферов Псковской льночесальной фабрики Служебный адрес: автогараж фабрики

Фамилия, имя, отчество Год рождения Отношение к воинской повинности Домашний адрес

Иванов Иван Иванович 1910 Военнообязанный Рабочий городок, 4-5

Семенов Николай Иванович 1910 II-II Рабочий городок, 3-7

Яйцов Михаил Иванович 1919 Нет Д. Алмазово Сосновского с/с

Иванов Игнатий Иванович 1903 Военнообязанный Верхняя набережная р. Великой, 19-3

Советников Владимир Семенович 1914 II-II Ул. Советская, 15-3

Васильев Петр Васильевич 1903 II-II Ул. Л. Поземского, 73-2

Васильев Михаил Васильевич 1909 II-II Ул. Л. Поземского, 71-2

Именной список шоферов пож. машины завода «Пролетарий»

Фамилия, имя, отчество Год рождения Отношение к воинской повинности Домашний адрес

Платонов И. Ф. 1904 в/о Рабочии городок, общежитие пожарных

Воробьев Т. И. 1899 снят с учета

Жгут И. Аф. 1899 II-II

Зам. директора /Алексеев/

Начальник спец. части /Мордвинов/

Именной список шоферов шпагатной фабрики им. Калинина Служебный адрес: шпагатная фабрика, ул. Л. Поземского, д. 28

Фамилия, имя, отчество Год рождения Отношение к воинской повинности Домашний адрес

Танага Николай Корнеевич 1909 в/о Ул. Л. Поземского, 102-2

Петров Петр Александрович 1905 в/о Ул. Крестьянская, 21-2

Козлов Петр Иванович 1909 в/о Ул. Баториевская, 7

Кузнецов Петр Васильевич 1912 в/о Американская набережная, № 27

Зам. директора фабрики /Рябов/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нач. спецотдела /Арсеньев/

(ГАПО. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 42. Л. 72, 73, 82, 83, 97, 98, 101, 103, 104, 106)

Приложение б

Протокол № 11 Заседание исполкома Псковского окружного Совета депутатов трудящихся от 19 мая 1940 г.

§11.0 состоянии Центральной добровольной пожарной дружины г. Пскова.

Исполком Псковского окружного Совета устанавливает, что ЦДПД гор. Пскова по существу развалилась. Никакой массовой противопожарной пропаганды среди населения не проводила и не проводит. Имеющиеся мастерские по ремонту пожарного инвентаря не используются, а между тем, во многих городских пожарных командах и ДПД колхозов пожарные ручные насосы, автонасосы и другой мелкий пожарный инвентарь требует ремонта.

ЦДПД вместо организации, призванной оказывать помощь в укреплении колхозных ДПД, занимается несвойственными ей делами - содержит кустарные мастерские и трубочистов. Исполком окружного Совета депутатов трудящихся решает:

1. Центральную добровольную пожарную дружину, как организацию, занимающуюся не свойственными ей функциями, ликвидировать.

2. Предложить исполкому Псковского райсовета создать комиссию по ликвидации ЦДПД.

3. Помещение, занятое под мастерские ЦДПД (по Советской улице, дом № 23/25) с оборудованием, имущество, принадлежащее ЦДПД, и средства передать Управлению пожарной охраны УНКВД ЛО для расширения на этой базе мастерских по ремонту пожарного инвентаря районов округа.

Трубочистов передать в ведение Псковского горкоммунотдела.

4. Часть помещения, занятого под мастерские (комнату отдыха и инструментальную) передать Псковскому гортрамваю.

5. Предложить исполкому Псковского горсовета пересмотреть решение от 20ДУ-40 г., протокол №13,о передаче помещения мастерских Псковскому гортрамваю.

Председатель исполкома Псковского окружного

Совета депутатов трудящихся /И. Ковров/

За секретаря — зам. председателя исполкома

Псковского окружного Совета депутатов трудящихся /А. Калинин/

(ГАПО. Ф. Р-324. Оп. 1. Д. 473. Л. 162-163)

Примечания

1. Фролова Л.А. В случае пожара быть... Псков, 2005. С. 279-284.

2. ГАПО. Ф. Р-590. Оп. 1. Д. 23. Л. 165.

3. ГАПО. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 6. Л. 3.

4. ГАПО. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 1. Л. 44.

5. ГАПО. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 3. Л. 34.

6. ГАПО. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 1. С. 69 об.

7. ГАПО. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 58. Л. 17. Д. 14. Л. 35.

8. ГАПО. Ф. Р-590. Оп. 1. Д. 378. Л. 311. Р-429. Оп. 1. Д. 155. Л. 27. Ф. 116. Оп. 1. Д. 110.

9. ГАПО. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 77. Л. 5.

10. ГАПО. Ф. Р-590. Оп. 1. Д. 980.

11. ГАПО. Ф. 701. Оп. 1. Д. 8. Л. 26.

12. ГАПО. Ф. Р-225,Оп. 1. Д. 21. Л. 2.

13. ГАПО. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 12а. Л. 91-93. Д. 12. Л. 126-128.

14. ГАПО. Ф. Р-324. Оп. 1. Д. 329. Л. 802-807.

15. ГАПО. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 42. Л. 83.

16. ГАПО. Ф. Р-128. Оп. 1. Д. 12. Л. 219.

Лс/сав М </7 20/7

Псковская городская пожарная команда у здания театра (угол Пушкинской и Ленина). 1924 г.

Пожарно-сторожевая охрана завода «Пролетарий». Псков, 1930-е гг.

ТГское М> 1Г/ 2 О Г/

Пожарный автомобиль Порховской пожарной команды. 1930-е гг.

Пожарный автомобиль Славковской пожарной команды. 1941 г.

Леков М Ч? 20/7

Пожарный автомобиль Невельской пожарной команды. 1931 г. Шофёр Казимир Шутов работал в пожарной охране г. Невель 1931-1967 гг.

Личный состав Псковской городской пожарной команды. 1938 г. Слева направо. Верхний ряд: 1.-; 2. Иванов Яков Иванович; 3.-; 4.-; 5. Костинский Иван Савельевич; 6. Крылов Иван Васильевич; 7. Цветков Иван Фёдорович. Средний ряд: 1. Гущин Владимир Алексеевич; 2. Калинин Пётр Михайлович; 3. Синицын Дмитрий Герасимович; 4. Фёдоров Иван Фёдорович; 5. Андреев Михаил Никандрович; 6. Александров Илья Алексеевич. Нижний ряд: 1. Смирнов Иван Яковлевич; 2. Михайлов Иван Михайлович; 3. Егоров Никита Иванович; 4. Ефимов Константин Семёнович.

Зимин Алексей Александрович, Бароков Семён Петрович,

шофёр Псковской ГПК в 1937-1973 гг. шофёр Псковской ГПК с 1932 г.

Погиб в 1941 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.