Научная статья на тему 'На родине Михаила Бакунина возрождается традиция вольномыслия (краткий обзор Прямухинских чтений 2001‒2018 гг.)'

На родине Михаила Бакунина возрождается традиция вольномыслия (краткий обзор Прямухинских чтений 2001‒2018 гг.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
168
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
История философии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
анархизм / М.А. Бакунин / свобода / Прямухино / самоорганизация / anarchism / Mikhail Bakunin / liberty / Pryamukhino / self-organization

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рябов Петр Владимирович

В статье рассказывается о конференциях, которые с 2001 г. проводятся каждое лето в селе Прямухино в Тверской области. Это родина известного анархиста Михаила Бакунина и значимое место в культурной жизни России и мира. Конференции проводятся на принципах самоорганизации, без участия государства. Темы конференций: история анархизма, биография и идеи Бакунина. Доклады, посвященные философским и историческим вопросам, способствуют развитию либертарной традиции мысли в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tradition of Free Thought is Reviving in the Birthplace of Mikhail Bakunin (a Brief Outline of the Pryamukhino Readings 2001‒2018)

The article presents the conference that is held every summer since 2001 in the village of Pryamukhino, the Tver Region. Being the birthplace of Mikhail Bakunin this village is remarkable for Russian and world culture. The conference is organized on principles of self-organization, without participation of the state. The main topics of the conference are history of anarchism as well as Bakunin’s biography and ideas. Being made on a wide range of philosophical and historical problems, presentations fuel the development of libertarian thought in Russia.

Текст научной работы на тему «На родине Михаила Бакунина возрождается традиция вольномыслия (краткий обзор Прямухинских чтений 2001‒2018 гг.)»

История философии

History of Philosophy 2019, Vol. 24, No. 1, pp. 135-140 DOI: 10.21146/2074- 5869-2019-24-1-135-140

2019. Т. 24. № 1. С. 135-140 УДК 172.1

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИИ

П.В. Рябов

На родине Михаила Бакунина возрождается традиция вольномыслия (краткий обзор Прямухинских чтений 2001-2018 гг.)

Рябов Петр Владимирович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии. Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета. Российская Федерация, 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 88.

В статье рассказывается о конференциях, которые с 2001 г. проводятся каждое лето в селе Прямухино в Тверской области. Это родина известного анархиста Михаила Бакунина и значимое место в культурной жизни России и мира. Конференции проводятся на принципах самоорганизации, без участия государства. Темы конференций: история анархизма, биография и идеи Бакунина. Доклады, посвященные философским и историческим вопросам, способствуют развитию либертарной традиции мысли в России.

Ключевые слова: анархизм, М.А. Бакунин, свобода, Прямухино, самоорганизация

Существуют такие географические названия в России, которые сразу вызывают узнавание и ассоциативный отклик в любом культурном человеке. Скажешь: «Ми-хайловское», «Коктебель» или «Абрамцево» - и сразу в памяти возникают образы Пушкина, Волошина, великих живописцев. К сожалению, название села Прямухино вряд ли из их числа. Я далеко не уверен, что любой читатель сразу скажет, с чем ассоциируется это географическое название. А между тем для судеб российской и мировой культуры, литературы, истории и философии село Прямухино, расположенное в глубине Тверской области недалеко от Торжка, на берегу речки Осуга, не менее важно и драгоценно.

На протяжении столетия это удивительное место и его владельцы притягивали многих выдающихся людей России. Здесь рождались идеи и выдающиеся произведения, этому месту и его обитателям посвящались знаменитые стихи и пьесы. Николай Станкевич в письме к члену своего философского кружка Я. Неверову категорически заявлял о Прямухино: «Нам надобно ездить туда исправляться...» [Станкевич, 2008, с. 215]. С конца XVIII в. и до революции селом Прямухино владели дворяне Бакунины, из рода которых вышли многие знаменитые люди: от сестры милосердия Екатерины Бакуниной до всемирно известного революционера и мыслителя анархиста Михаила Бакунина. Один перечень наиболее прославленных гостей прямухинской усадьбы занял бы несколько страниц. Среди них и талантливый архитектор Николай Львов (по его проекту, вероятно, была построена местная церковь) и писатель Лажечников, Виссарион Белинский, Василий Боткин, Николай

© Рябов П.В.

Станкевич, Иван Тургенев, Николай Ге, Лев Толстой, ключевые фигуры земского либерализма в России (от Унковского до Петрункевича).

А такие понятия, как «прямухинская гармония», «прямухинские романы» и «тургеневские девушки», прямо и непосредственно связаны с этим замечательным местом. Атмосфера природной красоты и гармонии, возвышенных разговоров о Фихте и Гегеле, мечтательной влюбленности и долгих прогулок по парку породили многие яркие явления российской и мировой культуры. (Достаточно вспомнить пьесу Дмитрия Мережковского «Романтики», посвященную атмосфере, царившей в семействе Бакуниных, или драматическую трилогию Томаса Стоппарда «Берег Утопии», действие многих сцен которой разворачивается именно в Прямухино, или прелестное стихотворение Ивана Тургенева «Утро туманное», посвященное пылко влюбленной в него Татьяне Бакуниной.)

На рубеже XIX и ХХ вв. Прямухино было центром земского движения и развития кооперации в Тверской губернии. Но в ХХ в. усадьба пришла в запустение, парк (насчитывающий полторы тысячи редких растений) зарос, село стало обезлюжи-ваться. Из нескольких тысяч жителей в нем осталось едва три-четыре сотни. Закрылась сельская больница. От помещичьего дома остался один полуразрушенный флигель. И только унылая полустершаяся табличка: «Усадьба Бакуниных. Здесь бывал Белинский. Охраняется государством», - точно в насмешку напоминала о культурном значении этого места.

Однако в перестроечные годы выдающийся историк анархизма [см., например: Пирумова, 1970], профессор Наталья Михайловна Пирумова стала инициатором попыток возрождения культурной жизни в селе Прямухино. С 1989 г. здесь начали регулярно проводить конференции, посвященные Михаилу Бакунину; позднее возник музей рода Бакуниных (сначала - как школьный музей, а потом - как муниципальный). С возрождением анархического движения в нашей стране на волне краха СССР его участники потянулись в Прямухино. В 1995-1996 и 1999-2001 гг. здесь летом проводились Прямухинские вольные артели: десятки юных (и не очень) почитателей и почитательниц Бакунина съезжались из разных городов и пытались своими скромными силами расчищать парк и заросшие илом пруды, работали в разрушающемся флигеле, а по вечерам читали своим товарищам по Вольной Артели лекции по различным гуманитарным наукам и по философии.

А с 2001 г. по настоящее время усилиями нескольких энтузиастов: местных жителей, краеведов, историков, философов, исследователей рода Бакуниных и анархистов в селе Прямухино ежегодно летом в выходные проводятся двухдневные Пря-мухинские чтения, ставшие важным и успешным социальным экспериментом и немалым событием в культурной жизни. И не только местной. О них я кратко и расскажу в этом обзоре.

Ежегодные Прямухинские чтения организуются неформальным Оргкомитетом: группой из семи-восьми друзей и единомышленников, исключительно по своему почину и своими усилиями - безо всякой помощи со стороны каких-либо бюрократических государственных инстанций, коммерческих или академических структур. Оргкомитет собирается ежемесячно; он готовит очередную конференцию, приглашает участников, договаривается об автобусе от Твери до Прямухино, собирает добровольные взносы (на оплату автобуса и питания), редактирует доклады и ежегодно выпускает и распространяет сборники материалов Чтений. С 2001 г. пока вышло 15 книг, поскольку материалы трех первых конференций (2001-2003) из-за малочисленности их докладчиков были собраны в одном объемном томе. Чтения проходят чаще всего в середине июля (время отпусков и каникул) и продолжаются два дня. Они совмещают широту тем и разнообразие участников с крайне неформальным характером. Участники и гости Чтений живут или в местной школе, или в доме председателя Оргкомитета местного жителя, режиссера и писателя Сергея

Гавриловича Корнилова, или даже в палатках, поставленных во дворе его дома. В течение двух дней (значительная часть которых: утро субботы и вечер воскресенья - уходит на дорогу до Прямухино), наряду с заседаниями - докладами, дискуссиями, кинопоказами и представлением литературы по анархизму - остается время и для экскурсий по прямухинскому парку и музею Бакуниных, а также для общения участников и совместных песен под гитару. Важной отличительной особенностью сборников (наряду с изысканным оформлением и обширными иллюстративными материалами) является то, что, помимо самих докладов, прозвучавших на конференциях, в них публикуются расшифровки записи обсуждения этих докладов, вопросы и реплики участников (зачастую не менее интересные, чем сами доклады), что, по многочисленным отзывам, создает у читателя эффект живого присутствия на чтениях. Таким образом, Прямухинские чтения, проводимые не в столицах, а в тверском селе, не по приказу «сверху», а по инициативе «снизу», всецело на началах самоуправления, личной активности и самоорганизации, служат хорошей иллюстрацией жизненности анархических идеалов Михаила Бакунина - главного героя Чтений.

Кто участвует в Чтениях и какова их проблематика? За почти 20 лет проведения конференций число участников резко выросло. В первые два года все ограничивалось четырьмя-пятью докладами при двух десятках слушателей, но очень скоро достигло предельного числа в 20-25 докладов, тщательно и придирчиво отбираемых Оргкомитетом из числа предлагаемых (максимально возможного, учитывая двухдневность конференции, время, выделяемое на обсуждение, а также то, что значительное время уходит на дорогу до Прямухино и обратно). Сейчас на Чтениях ежегодно собирается 70-80 человек - докладчиков и участников обсуждений. Многие из них приезжают каждый год, но все время появляются и но -вые. География и состав участников чрезвычайно разнообразны. Преобладают, конечно, жители Москвы, Питера, Твери и Торжка, однако также приезжают и участники из Польши, Франции, Германии, Бразилии, США, Японии, Чехии, Бельгии, Швейцарии, Испании, Сербии, Швеции, Беларуси, Украины, Израиля и из полутора десятков городов России: Тюмени, Барнаула, Иркутска, Иваново, Нижнего Новгорода, Волгограда, Воронежа, Дмитрова, Чебоксар, Саратова, Владивостока, Череповца...

Проблематика конференции: биография и идеи Михаила Бакунина, история рода Бакуниных и усадьбы Прямухино и перспективы возрождения этой усадьбы как культурного центра, история, философия и современное развитие анархической мысли и либертарного движения - привлекает в Прямухино людей совершенно различных сред и возрастов. Историки, писатели, художники, философы, краеведы, представители рода Бакуниных, анархисты и исследователи анархизма, пожилые почтенные профессора и энергичные юные социальные активисты и представители молодежных субкультур встречаются на общей гостеприимной площадке Чтений и с интересом и пользой совместно и плодотворно обсуждают волнующие их вопросы. В этом отношении (как и в многолетней длительности проведения и в либертарных способах организации) опыт Чтений уникален. За 18 лет на Прямухинских чтениях были сделаны (и потом опубликованы в сборниках) более 310 докладов на разнообразные исторические, историографические, философские, социологические, культурологические и политологические темы, представлено почти 100 новых книг об анархизме и М.А. Бакунине (к большинству из которых причастны участники Чтений).

За годы проведения Чтений сложились многие полезные традиции. Доклады (с вопросами и обсуждениями) чередуются с кинопоказами, представлением новой литературы об анархизме, дискуссиями. Так, вся конференция 2011 г. прошла в формате огромного Круглого стола: сначала следовали короткие установочные

доклады, после чего все присутствующие по кругу высказывались по предложенным к обсуждению темам. Как правило, Оргкомитетом заранее обозначается главная тема очередной конференции (нередко приуроченная к важным юбилейным датам). Доклады на эту тему имеют приоритет и произносятся в первый день Чтений, а прочие выступления на традиционную для Прямухино тематику делаются потом, в конце или даже просто публикуются в разделах приложений к сборникам (если их не успевают представить во время конференции).

Для того чтобы читатель этого обзора мог составить хотя бы самое общее представление о проблематике Чтений, перечислю основные темы Прямухинских чтений, начиная с 2005 г., когда впервые возникла традиция делать какую-либо из них приоритетной.

2005 г.: «Анархия, государство и революция».

2006 г.: «А. Герцен, М. Бакунин и И. Тургенев в истории русской общественной мысли».

2007 г.: «Современный российский анархизм: историография и судьбы». (Конференция посвящена памяти выдающегося историка анархизма Н.М. Пирумовой и первого анархиста новой, позднесоветской генерации, публициста и активиста И.Ю. Подшивалова из Иркутска.)

2008 г.: «Будущее человечества: государство или анархия? Выживет ли человечество, если развитие цивилизации будет происходить так, как шло до сих пор?»

2009 г.: «Самоорганизация и самоуправление населения в России: исторический опыт и современные проблемы». (Эта конференция была также отчасти посвящена памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки-анархистки Анастасии Бабуро-вой, многократно участвовавших в Прямухинских чтениях и застреленных в Москве в январе 2009 г.)

2010 г.: «Анархизм и мировая культура».

2011 г.: «Анархисты "против" анархии и анархизма» (конференция прошла в форме общей дискуссии, но, к сожалению, значительная часть ее диктофонной записи не сохранилась и в сборнике вышла лишь малая часть материалов в виде небольшой стостраничной брошюры).

2012 г.: «Анархизм: от теории к движению, от движения к обществу».

2013 г.: «Четверть века современного российского анархизма».

2014 г.: «Человек из трех столетий (к двухсотлетию Михаила Бакунина)». (Эта-конференция проводилась на двух языках (русском и английском), была наиболее грандиозной и масштабной; она была посвящена исключительно фигуре Михаила Бакунина и, в частности, помимо россиян, собрала участников и докладчиков из Италии, Бразилии, Японии, США, Польши, Франции, Болгарии, Сербии и Германии.)

В 2015 г. в первый день Чтений прошел Круглый стол, посвященный вопросам сохранения и развития усадьбы Прямухино; второй день был отдан различным аспектам истории и философии анархизма.

2016 г.: «80 лет Великой Испанской Революции: память, люди, уроки». (Конференция также была отчасти посвящена памяти талантливого московского анархиста, писателя и художника Николая Муравина и была приурочена к двадцатилетию со дня его гибели.)

2017 г.: «Великая Российская Революция 1917-1921 годов: либертарный взгляд».

2018 г.: «Революция и Культура» (сборник материалов еще не опубликован). (Чтения посвящены, в частности, пятидесятилетию Революции 1968 года и юбилею известного писателя-анархиста Михаила Осоргина.)

Среди выступавших за эти годы на Прямухинских чтениях: крупнейший в мире современный биограф Михаила Бакунина, издавший два огромных тома его биографии и работающий над третьим, философ из Польши Антони Камински,

популярный писатель и автор прекрасных книг о Несторе Махно и революционном повстанчестве Василий Голованов, известные общественные деятели Сергей Юшенков, Павел Кудюкин и Станислав Маркелов, замечательные историки, московские профессора, ведущие в России и мире исследователи анархо-синдикализма, Великой Испанской Революции и Великой Российской Революции Вадим Да-мье, Александр Шубин и Ярослав Леонтьев, тверской краевед, автор многих фундаментальных книг о роде Бакуниных, а также биографии А.П. Керн, вышедшей в серии ЖЗЛ, Владимир Сысоев, правнук известного анархокооператора, друга Кропоткина, А.М. Атабекяна и собиратель писем Кропоткина Андрей Бирюков, крупнейшая в России исследовательница толстовского движения и пацифистского движения в СССР историк Ирина Гордеева. Этот перечень имен далеко не полон, но все же и он дает какое-то представление о составе и круге участников Чтений.

При явном преобладании исторической и отчасти политологической и культурологической проблематики на Прямухинских чтениях значительное место на них уделяется и философским проблемам теории и истории анархизма и попыткам либертар-ного осмысления современного общества. Назову лишь некоторые имена и доклады по этой тематике. Питерский философ Мария Рахманинова в нескольких докладах интересно размышляет об «утопии как горизонте этического и условии политического» (реабилитируя понятие утопии как ценное и плодотворное) и о перспективах появления «революционного субъекта после постмодерна». Михаил Мартынов из Чебоксар в ряде докладов анализирует связь языковых анархических практик с русским художественным авангардом и другие важные, но неочевидные философские аспекты языка анархизма. Тверской профессор Вячеслав Войцехович в нескольких выступлениях исследовал близость анархической мысли и столь ныне популярной синергети-ческой парадигмы междисциплинарных исследований. Москвичи Алексей Бородкин и Святослав Сидоров в своих интересных докладах раскрыли анархический потенциал философии Мишеля Фуко. Автор этого обзора (а также член Оргкомитета Чтений и их постоянный участник) в своих выступлениях, в частности, подробно продемонстрировал актуальность и оригинальность философского наследия Михаила Бакунина и его отголоски у различных мыслителей ХХ в. (от Анри Бергсона и Пола Фейера-бенда до Альбера Камю и Франкфуртской школы), а также многократно обращался к исследованию полузабытого наследия выдающегося анархического мыслителя первой трети ХХ века Алексея Алексеевича Борового...

Разумеется, в рамках небольшой обзорной статьи невозможно даже просто перечислить, а тем более подробно охарактеризовать и осмыслить те сотни докладов -очень часто весьма содержательных, неординарных и новаторских, которые были сделаны за 18 лет на Прямухинских чтениях. Можно лишь указать на эти Чтения как на важный, живой, ценный, творческий и уже обросший за почти 20 лет традициями опыт коллективного осмысления, изучения и развития либертарной мысли в России. Чтения давно стали не только интересным социально-культурным экспериментом, но и полем для конструктивного диалога академической исторической и философской мысли с современными продолжателями дела великого вольнодумца Михаила Александровича Бакунина.

Список литературы

Пирумова, 1970 - Пирумова Н.М. Бакунин. М.: Молодая гвардия, 1970. 400 с.

Станкевич, 2008 - Станкевич Н.В. Избранное / Вступ. ст. и примеч. Б.Т. Удодова. Воронеж: Центр духовн. возрождения Чернозём. края, 2008. 304 с.

The Tradition of Free Thought is Reviving in the Birthplace of Mikhail Bakunin (a Brief Outline of the Pryamukhino Readings 2001-2018)

Pyotr V. Ryabov

Institute of Social and Humanitarian Sciences of Moscow State University of Education. 88 Vernadskogo str., 119571, Moscow, Russian Federation.

The article presents the conference that is held every summer since 2001 in the village of Pryamukhino, the Tver Region. Being the birthplace of Mikhail Bakunin this village is remarkable for Russian and world culture. The conference is organized on principles of self-organization, without participation of the state. The main topics of the conference are history of anarchism as well as Bakunin's biography and ideas. Being made on a wide range of philosophical and historical problems, presentations fuel the development of libertarian thought in Russia.

Keywords: anarchism, Mikhail Bakunin, liberty, Pryamukhino, self-organization

References

Pirumova N.M. Bakunin. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 1970. 400 p.

Stankevich N.V. Izbrannoe [Selected Works], preface and comments by B.T. Udodov. Voronezh: Tsentr dukhovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya, 2008. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.