Научная статья на тему 'На пути к воспитанию космического сознания ребенка'

На пути к воспитанию космического сознания ребенка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
227
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Феодулова И. А.

Мы анализируем очень важное свойство человеческого сознания постоянное стремление к осознанию Космоса. Кратко коснувшись истории вопроса, рассматриваем определение и основные черты космического сознания в современную эпоху. Мы обсуждаем необходимость развития космического сознания в процессе воспитания и образования учащихся, формулируем цели и задачи космического воспитания и образования, а также обсуждаем влияние на подрастающее поколение такой ориентации мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTIVATION OF COSMIC CONSCIOUSNESS IN CHILDREN

We analyze a very important feature of human consciousness its persistent urge to cognize the Cosmos. We briefly outline the background of the issue and analyze the definition and principal features of cosmic consciousness in modern age. We discuss the need to develop cosmic consciousness in the process of upbringing and education of the pupils, formulate the goals and tasks of cosmic upbringing and education, and discuss the influence of such thought guidance on the rising generation.

Текст научной работы на тему «На пути к воспитанию космического сознания ребенка»

Бюлл. Спец. астрофиз. обсерв., 2007, 60-61, 274-279

© Специальная астрофизическая обсерватория РАН, 2007

На пути к воспитанию космического сознания ребенка

И. А. Феодулова

Московский городской дворец детского (юношеского) творчества

Мы анализируем очень важное свойство человеческого сознания — постоянное стремление к осознанию Космоса. Кратко коснувшись истории вопроса, рассматриваем определение и основные черты космического сознания в современную эпоху. Мы обсуждаем необходимость развития космического сознания в процессе воспитания и образования учащихся, формулируем цели и задачи космического воспитания и образования, а также обсуждаем влияние на подрастающее поколение такой ориентации мышления.

CULTIVATION OF COSMIC CONSCIOUSNESS IN CHILDREN, by

I.A.Feodulova. We analyze a very important feature of human consciousness — its persistent urge to cognize the Cosmos. We briefly outline the background of the issue and analyze the definition and principal features of cosmic consciousness in modern age. We discuss the need to develop cosmic consciousness in the process of upbringing and education of the pupils, formulate the goals and tasks of cosmic upbringing and education, and discuss the influence of such thought guidance on the rising generation.

1. Космическая основа мышления человека

Стремление в космическую Беспредельность — одно из самых лучших человеческих устремлений. Осознавая себя в окружающем мире, люди всегда связывали свое существование с жизнью Космоса. Таким образом, правомерно говорить о космическом сознании человека.

Термин “космическое сознание”, означающий понимание идеи связи человека с Космосом, часто встречается в литературе, но однозначного определения не имеет (Бекк, 1994; Вентцель, 1999; Гроф, 2001). Говоря о космическом сознании, мы будем иметь в виду ощущение человеком в той или иной форме своей сопричастности Космосу и потребность в его познании. Само понятие имеет множество толкований. Согласно “Большому толковому словарю русского языка” (2000) одно из его значений — “свойственное человеку восприятие и понимание окружающей действительности”. Исходя из этого определения сознания, мы можем определить понятие “космическое сознание” и как человеческое свойство воспринимать или осознавать Космос.

Какую же роль играет космическое сознание в жизни людей? Если взглянуть на известную нам историю человечества, то в какой-то мере ее можно представить как историю развития представлений о Вселенной, стремление все полнее осозна-

вать себя в ней, как историю развития сознания. Эту мысль высказывал французский биолог и философ Пьер Тейяр де Шарден (1987): “Эволюция — возрастание сознания”. Но если мы начнем глубже рассматривать этот вопрос, то увидим, что правомерно говорить и об эволюции космического сознания.

Очевидно, самым первым зародышем космического сознания было простое созерцание звездного неба еще в глубокой древности, которое затем перешло в его систематическое наблюдение и изучение. Попытка объяснить связи между земными и небесными явлениями привела к появлению системы астрологических знаний. Позже появилась астрономия — древнейшая из наук, свидетельствующая о том, что изучение неба было одной из самых первых интеллектуальных потребностей человека.

Изучая прошлое, мы обнаруживаем присутствие космизма и в искусстве. В отдаленные тысячелетия уходят наскальные рисунки, изображающие небесные светила. Космические мотивы в виде ритмичного орнамента и солярных знаков присутствуют в прикладном народном творчестве. Большинство народных праздников, ритуалов и обрядов отображают именно космические явления. Одними из самых первых представлений человека о Космосе были космогонические мифы о Вселенной, мифы о богах, населяющих небо и управляю-

щих земной жизнью. Небо выступало перед человеком как направляющее начало. Космос помогал ориентироваться в пространстве и времени, организовывал повседневную жизнь.

Таким образом, начальное мировоззрение людей носило образно-мифологический характер, человек был глубоко уверен в своей неразрывной связи со Вселенной и свои земные дела оценивал с космических позиций. Уже на самых первых этапах развития человеческого мышления мы можем видеть его изначальную космичность.

Далее, к образно-мифологическому или религиозному пути познания мира, отражающему только одну очень важную духовную сторону реальности, прибавилось научное мышление, направленное на изучение не менее важной материальной стороны единой существующей реальности. В результате потерялась цельность восприятия мира. В далеком прошлом, по меньшей мере, начиная с Древней Греции, можно увидеть первые признаки, указывающие на такие изменения в мышлении. Каждое из этих мировоззрений — и религиозное, и научное — содержит в своей основе космичность, свое видение взаимосвязи человека и Космоса, хотя форма и качество проявления космизма у них различные. В последующие века грандиозные по масштабам открытия в изучении Космоса не раз меняли астрономическую картину мира.

Таким образом, кратко проследив историю вопроса, мы приходим к нескольким очень важным выводам.

1. Космический характер сознания — это коренная особенность человеческого интеллекта. В сознании человека всегда присутствовал элемент космизма. Можно предположить, что космическое сознание является частью нашей генетической программы. И это не случайно. Являясь частью Космоса и развиваясь по его законам, человек в своей основе имеет космическое происхождение. В этом убеждены многие ученые и исследователи. Так, например, А.Л.Чижевский утверждал: “Мы — дети Космоса” (Чижевский, 1987). Сегодняшние научные теории также говорят в пользу нашего космического происхождения. Астрономы представляют себе рождение Солнечной системы, а следовательно, Земли и впоследствии человека, из газопылевого облака в результате гравитационного сжатия. Это первичное облако состояло в основном из атомов водорода и гелия на начальных этапах существования Вселенной. Другие более тяжелые химические элементы в облаке составляли около 0.01 его массы. Они образовались в результате ядерных реакций внутри звезд ранних поколений и попали в межзвездную среду со звездным ветром или при взрывах сверхновых (Вуд,

2001). В конечном итоге, человек произошел из самых первичных атомов Вселенной и тяжелых элементов, синтезированных в звездах. Можно предположить, что, имея космическое происхождение, наше сознание содержит в закодированном виде информацию о Космосе, которая и побуждает человека к его изучению.

2. Эволюция космического сознания. Элемент космизма в сознании от эпохи к эпохе подвергался трансформации, принимая те или иные формы видения мира — от простого созерцания величественной картины звездного неба до религиозного верования в его высшую разумную силу или научного осмысления Космоса. В этой связи мы можем говорить об эволюции космического сознания, о том, что это сложный процесс, ведущий к постоянному углублению знаний о Вселенной, т.е. к расширению и качественному изменению космического сознания.

3. Космическое сознание тесно связано с мировоззрением. Оно формирует человека как мыслящее существо и играет важную роль в его жизни. От ответов человека на главные вопросы бытия, связанные со Вселенной, пониманием его места в ней, зависит качество его космического сознания, определяющее его жизненную позицию, а следовательно, и то, как сложится его дальнейшая судьба.

Таким образом, космическое сознание есть неотъемлемое свойство человеческого сознания в целом, оно подвержено эволюции и непосредственно связано с мировоззрением человека.

2. Космическое сознание в современную эпоху

В современную эпоху космическое сознание значительно углубилось и претерпевает существенные качественные изменения. Это связано с интенсивным освоением и изучением Космоса, а также с приближением человечества к критической точке своего развития, о чем свидетельствуют наступившие глобальные кризисы на Земле. Пытаясь их преодолеть, люди начинают задумываться об их причинах и о своей роли в общем мировом эволюционном процессе. Многие исследователи и мыслители предчувствуют надвигающиеся коренные преобразования. Они отмечают необычность современной эпохи, называя ее переходом в новое время, в новый мир.

“Мы живем в великое время пробуждения народного самосознания и духовности, в дни переустройства всей жизни. ... Все бури земных потрясений, свидетелями которых мы являемся, вовсе не случайны, ведь мы находимся на пороге

открытия Врат в Будущее” (Рерих, 1991).

Меняется мир, меняется сознание, изменяется и космическое сознание. Каковы же его основные черты в современную эпоху?

2.1. Стремительное расширение космического сознания

Прошедший XX век богат своими достижениями во всех областях знаний. Однако многие исследователи называют его веком Космоса. Ведь именно в этой области были сделаны потрясающие открытия, изменившие наше представление о Вселенной. В XX веке человек вышел за пределы родной планеты: сначала в ближайшее околоземное пространство, а затем и на соседние космические тела. Более того, четыре автоматические межпланетные станции сейчас уходят за пределы не только Земли, но и Солнечной системы — они несут в Космос информацию о нашей планете и человечестве. Важным событием в области изучения Космоса стало возникновение в середине прошлого века нового научного направления — SETI. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, человечество активно изучает всю Солнечную систему, Галактику и Метагалактику. Благодаря научным открытиям и развитию современных научных теорий сознание человека проникло в глубины Вселенной до расстояния почти в 14 млрд. световых лет! Благодаря интенсивному изучению Космоса земное, обособленное сознание человека постепенно расширяется до масштабов всей видимой Вселенной.

Таким образом, одним из наиболее заметных в настоящее время свойств космического сознания является его стремительное расширение. О закономерном расширении ноосферы писал величайший ученый и мыслитель XX века — В.И.Вернадский.

2.2. Научное осознание своей неразрывной взаимосвязи с Космосом

Изучение физики Солнца, гравитационных воздействий ближайших небесных тел, проблем астероидной и кометной опасности показало зависимость нашей планеты от ближайших космических объектов и навело на мысль о возможной зависимости от всего Космоса в целом. Об этом говорил А.Л. Чижевский (1976): “Жизнь... в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца — этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и пла-

нет.” Таким образом, именно сегодня человечество начинает осознавать реальный смысл космических влияний и свою неразрывную связь со Вселенной, свою зависимость от нее, а свои земные дела оценивать, соответственно, под космическим углом зрения.

В “Живой Этике” также говорится о взаимосвязи человека и Космоса: “И чем человечество обладает, оно черпает из сокровищницы космо-са"(Агни Йога, 1992).

2.3. Потребность осмысления своего места и роли во Вселенной

Происходит еще одно важное качественное преобразование сознания — изменяется смысл многих человеческих целеустремлений и творческих поисков. Это выражается в потребности понять и осмыслить свое место во Вселенной, а также свою роль в ее общем эволюционном развитии. Человеку стало важно не только изучать небесные тела сами по себе, ему важно знать, в каких отношениях он находится со Вселенной. Выразительны, в связи с этим, слова крупнейшего американского физика-теоретика Стивена Вайнберга (1981):

“Для человеческих существ почти неизбежна вера в то, что мы имеем какое-то особое отношение ко Вселенной и что человеческая жизнь есть не просто более или менее нелепое завершение цепочки случайностей, ведущей начало от первых трех минут, а что наше существование было каким-то образом предопределено с самого начала. ” (Вайнберг, 1981).

Сейчас многие специалисты приходят к выводу, что большинство глобальных проблем связано с человеческой личностью, с неправильным восприятием себя в окружающем мире. Поэтому человек должен изучать Космос, чтобы понять себя, свою роль в его развитии, свои истоки. Об этом писал В.И. Вернадский (1989):

“Это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе. ”

2.4. Целостный подход к пониманию мира

В “Живой Этике” сказано, что “Согласованность духа и материи — редчайшее космическое явление”. Сегодня на наших глазах происходит удивительное явление сближения точных наук и духовного знания, которое может полностью перевернуть наше представление о Вселенной и человеке и привести к формированию новой парадигмы в познании.

Важной тенденцией космического сознания являются поиски целостного подхода в видении мира. Многие великие ученые и раньше верили в возможность синтеза науки и религии. В качестве примера можно привести слова А. Эйнштейна: “Наука без религии неполноценна, а религия без науки слепа”.

2.5. Экологический и этический подходы в изучении Вселенной

Изучая Солнечную систему, человек узнал об уникальности своей планеты. В связи с этим люди все больше приходят к мысли о необходимости особенно ответственного подхода к сохранению природы и земной цивилизации. Человечество также начинает понимать необходимость осознания ответственности за возможные последствия своей деятельности и в масштабе всего Космоса. Таким образом, уже в наше время зарождается космоэкологическое мышление.

С другой стороны, может оказаться, что человеческая деятельность в Космосе не будет только технической. Сегодня ученые ведут поиски жизни и разума во Вселенной. Они надеются, что когда-нибудь предстоит встреча с представителями Внеземных Цивилизаций. И в основе таких отношений должны быть принципы взаимного сотрудничества и стремление к творческому осознанию Мира. Принципы сотрудничества с Дальними Мирами рождают Космическую Этику, о которой писал в начале XX века К.Э.Циолковский.

С этих позиций космическое сознание — это гармоничная форма взаимодействия человека со Вселенной, способствующая сохранению не только биосферы и ноосферы Земли, но также и всего Космоса. Это — осознание необходимости распространения принципов экологии и этики за пределами Земли в эпоху начавшейся экспансии человечества в Космос.

Таким образом, основными признаками космического сознания в современную эпоху являются: его стремительное расширение, научное осознание человеком своей взаимосвязи с Космосом, потребность научного осмысления своего места и роли в общей эволюции Вселенной, целостный подход к пониманию Мира, экологический и этический подходы в изучении Космоса.

3. Эволюционно неизбежный процесс, который необходимо учитывать в образовании

Из всего сказанного видно, что космическое сознание — это чрезвычайно важный элемент духовного начала человека, обращенного к общече-

ловеческим ценностям. Возрастание сегодняшнего космического сознания является эволюционнозакономерным процессом. Человечество стало мыслить космическими категориями. Космическое сознание начинает проявляться во всех сферах человеческой деятельности. Так, например, в литературе окончательно завоевал свое место и стал популярным отдельный жанр — космическая фантастика. Космическое творчество все чаще звучит в живописи и в музыке. На всех уровнях современной жизни — научном, культурном, бытовом

— мы наблюдаем возрождение в сознании человека древней идеи космизма. И это — естественно.

По словам выдающегося японского врача и философа Кацудзо Ниши, человек является существом не только земным, но и космическим. Он пишет, что на Земле грядут новые времена. И если раньше можно было обходиться только земным мышлением, “то новые времена требуют преображения человека, преображения его в частицу Вселенной... ” (Ниши, 2001).

Вот почему именно сегодня так необходимо учитывать в воспитании и в образовании космическое начало человека, его космическое сознание. Речь идет о космическом воспитании и космическом образовании.

Эти идеи для педагогики не новы. Еще в начале прошлого века их высказывал наш замечательный отечественный педагог Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

Он понимал личность как неотъемлемую часть всеобъемлющего Космоса, исходил из нерасторжимости и органического единства человека и Вселенной и ставил вопрос о воспитании ребенка как гражданина Вселенной.

4. Цели и задачи космического воспитания

На сегодняшний день главной задачей педагогики провозглашается воспитание свободной творческой личности, максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка.

Развитие личности происходит в процессе познания окружающего мира и расширения сознания. Чем шире будет мировоззрение ребенка, тем более полно и творчески разовьется его личность. Поэтому ориентация мышления ребенка на Космос, воспитание у него космического сознания может стать одним из средств максимального развития творческого индивидуального начала в ребенке. И это будет уже самое высокое творчество — Космическое творчество. Учитывая вышесказанное, можно сформулировать следующую цель Космического воспитания:

развитие творческого индивидуального начала в ребенке посредством воспитания у него космического сознания.

Космическое воспитание имеет свои специфические задачи. Попробуем сформулировать основ-

ТТЫ01

1. Согласно Н.К. Вентце, по главная задача космического воспитания — развитие в ребенке космического самосознания, т.е. осознания самого себя как неразрывной части беспредельного Космоса. Педагогу необходимо донести до сознания воспитанника мысль об общности его жизни с жизнью космической, .. что он со всем космосом составляет одно нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении, и что он, хочет ли этого или не хочет, так или иначе, принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни” (Вентцель, 1999).

2. Другой важной задачей космического воспитания могло бы быть формирование космоэкологического и космо-этического мышления как основ современной нравственности.

3. Развивать стремление творчески участвовать в жизни Космоса.

Творчество и самосовершенствование являются главной целью существования и развития человека. Поэтому изучение Вселенной должно помогать ребенку стать творческой личностью в максимально возможной для него степени.

Реализация этих задач привела бы к развитию личности ребенка, к глубокому осознанию им своего места в Космосе. Это не означает полного отрыва от жизненной реальности. Человечество только начинает выходить в Космос. И на данном этапе космическое сознание должно сочетать повседневное существование с космическим измерением человека и бытия. Задача состоит в том, чтобы правильно расставить приоритеты.

5. Что даст новый подход в мышлении

Космическое сознание — это не просто комплекс правил, это, скорее, система мышления и образ жизни, находящиеся в согласии с законами природы и эволюции. Космическое сознание поднимает нравственность, устремляет к духовному развитию, повышает культурный уровень ребенка.

Многие специалисты приходят к выводу, что большинство проблем подрастающего поколения связано с особенностями человеческой личности, с ее мировоззрением. В качестве примера можно привести тот факт, что многие молодые люди не видят, куда и зачем направлена их жизнь. Бесперспективность развития является причиной много-

численных случаев депрессии и последующего суицида среди молодежи. Рост таких явлений в последнее время подтверждает статистика. Поэтому для разрешения этих и других проблем необходима новая ориентация сознания подрастающего поколения. Таким жизненным ориентиром могло бы служить космическое сознание. Наш замечательный писатель-фантаст Иван Ефремов в своих произведениях утверждал, что человеку надо обязательно давать идеальное, конструктивное, позитивное, чтобы можно было устремляться, развиваться, к чему-то идти.

В Учении “Живой Этики” также говорится о необходимости переориентации сознания: “Новый мир имеет, новые условия и требует новых действий. Невозможно войти в Новый мир со старыми методами, потому так зову к перерождению сознания”.

Воспитывая космическое сознание, мы развиваем у ребенка систему духовных ценностей, которая основана на понимании Вселенского закона. Ребенок постигает, что является неотъемлемой частью беспредельного Космоса. Это порождает у него глубокое уважение к жизни и сочувствие ко всем живым существам, а следовательно, значительно уменьшает склонность к аморальному и антисоциальному поведению, учит его любви, состраданию и терпимости. Он начинает понимать, что является важной частью единого Целого и потому, вредя другим, он вредит себе. Такое поведение ребенок сознательно сделает исходной точкой и базисом всей своей последующей жизни.

6. Космическое сознание — базис воспитания

Поскольку космичность мышления есть изначальное свойство человеческого сознания, а эволюция человека, как мы видели, связана с ростом космического сознания, то очень естественно было бы сделать его фундаментом воспитания и образования учащихся. В последнее время многие исследователи делают вывод о мировом кризисе в образовании. Космическое сознание — это идея, на которую могла бы ориентироваться новая модель воспитания и образования. Об этом писал педагог Н.К.Вентцель (1999):

“Только космическая культура человечества может вы,вест,и его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она приведет к исчезновению всех тех отрицательных явлений, которые были порождены культурою прошлого, только она поведет к исчезновению войн и всяких антагонизмов между народами, объединит людей в

одно солидарное целое... ”

7. Возможные проекты

Одним из этапов формирования космического сознания может стать работа с подрастающим поколением в области проблемы SETI. Сейчас большинство ученых считают, что SETI — это сложная проблема, в которой тесно переплелись научные, философские и духовные искания человечества. Поэтому SETI — не только техническая и даже не только научная проблема, а проблема всей человеческой культуры. Ведь контакт с внеземными цивилизациями — это не просто передача и прием радиосообщения, это взаимодействие космических культур, очень разных по своему характеру и уровню развития. Поэтому человечество должно проявить готовность к контакту и понимание, что в его основе должны лежать сотрудничество и высокая нравственность. Это означает, что сознание людей должно измениться и расшириться, стать поистине космическим.

Занимаясь проблемой SETI, учащиеся получают возможность посмотреть на свою планету как бы со стороны и оценить все происходящее на ней. И это особенно важно для подрастающего поколения, так как от его мировоззрения будет зависеть дальнейшая судьба планеты. Занимаясь проблемой SETI, ребенок смог бы почувствовать себя Гражданином Космоса и осознать свою ответственность за судьбу планеты и Вселенной.

8. Космическое будущее человечества

Космическое сознание заложено в каждом, оно имеет всеобщий, универсальный характер. Космическое сознание — это более прогрессивный способ мышления, так как он ведет к объединению со всей Вселенной, любой элемент которой может развиваться и расти лишь в связи со всеми другими ее элементами.

Развивающееся космическое сознание человека есть единственный возможный способ мышления,

который приходит на смену земному и дает человеку возможность полноценно жить и развиваться. Эволюция способствует развитию космического мышления. Как писал К.Э.Циолковский: “Земля — это только колыбель человечества, и оно не останется вечно на Земле”.

“Космичностпъ жизни утверждаем, как принцип беспрерывный” (Агни Йога, 1992). “...три четверти надо отдавать Небу, и только одну

— земле. Человек, живущий в соответствии с этим законом, однажды ощутит внутри себя великолепную гармонию и равновесие" (Айванхов, 2000).

“Проблема космического воспитания стучится в двери. Откроем двери настежь и займемся ею вплотную... ” (Вентцель, 1999).

Список литературы

Агни Йога, 1992, Беспредельность, том 1, Самара Агни Йога, 1992, Мир Огненный, том 1, Самара Вентцель М.К., 1999, Антология гуманной педагогики, М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили Айванхов О.М., 2000, Полное собрание сочинений, том 17, Издательство “Просвета”

Бекк P.M., 1994, Космическое сознание. М.: Ассоциация духовного единения “Золотой век”

Вайнберг С., 1981, Первые три минуты, М: Энергоиз-дат

Вернадский В.И., 1989, Начало и вечность жизни, М.: Советская Россия, с. 50 Большой толковый словарь русского языка, 2000, Санкт-Петербург, “Норинт”

Вуд Джон, 2001, Рождение солнечной системы, Звездочет, N2715

Гроф С.,2001, Космическая игра, М.: ООО “Издательство ACT” и др.???

Ниши Кацудзо, 2001, Энергетическое питание, Санкт-Петербург, Издательская компания “Невский проспект”, с.28

Рерих Н.К., 1991, Врата в Будущее, Рига, “Виеда” Тейяр де Шарден Пьер, 1987, Феномен человека, Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства “Наука”, Москва Чижевский А.Л., 1976, Земное эхо солнечных бурь, М.: Мысль

Чижевский А.Л., 1987, Стихотворения, М.: Современник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.