Научная статья на тему 'На пути к Цусиме. Русская эскадра на Суэцком канале'

На пути к Цусиме. Русская эскадра на Суэцком канале Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
839
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
Ключевые слова
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА / 2-Я ТИХООКЕАНСКАЯ ЭСКАДРА / "АВРОРА" / "АДМИРАЛ НАХИМОВ" / "ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ" / "СИСОЙ ВЕЛИКИЙ" / "НАВАРИН" / "СВЕТЛАНА" / "ЖЕМЧУГ" / "АЛМАЗ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляков Владимир Владимирович

Война с Японией, начавшаяся 110 лет назад, 10 февраля 1904 года, с самого начала для России не задалась. Еще до объявления войны, в ночь на 9 февраля, японский флот внезапно атаковал русскую Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. Несмотря на понесенные потери, русский флот сохранил боеспособность, однако оказался заперт в бухте Порт-Артура. Чтобы разблокировать его, было решено сформировать в Кронштадте 2-ю Тихоокеанскую эскадру и отправить ее на Дальний Восток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути к Цусиме. Русская эскадра на Суэцком канале»

-о£>

<$о-

В.В. Беляков

НА ПУТИ К ЦУСИМЕ Русская эскадра на Суэцком канале

Война с Японией, начавшаяся 110 лет назад, 10 февраля 1904 года, с самого начала для России не задалась. Еще до объявления войны, в ночь на 9 февраля, японский флот внезапно атаковал русскую Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. Несмотря на понесенные потери, русский флот сохранил боеспособность, однако оказался заперт в бухте Порт-Артура. Чтобы разблокировать его, было решено сформировать в Кронштадте 2-ю Тихоокеанскую эскадру и отправить ее на Дальний Восток.

Из Кронштадта 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского вышла лишь в начале октября. Самый короткий путь пролегал через Суэцкий канал, однако его максимальная глубина составляла в ту пору лишь 26 футов 2 дюйма1, то есть 8 метров. Для русских броненосцев и крейсеров этого было слишком мало. Поэтому 23 октября в Танжере эскадра разделилась. Рожественский с пятью самыми большими броненосцами и тремя крейсерами - «Аврора», «Адмирал Нахимов» и «Дмитрий Донской» - отправился в плавание вокруг Африки. А контрадмирал Д.Г. Фелькерзам с более мелкими судами отплыл в сторону Порт-Саида2. В составе его отряда были эскадренные броненосцы «Сисой Великий» и «Наварин» и крейсера «Светлана», «Жемчуг» и «Алмаз»3. Всего - семь военных судов и девять транс-портов4. Транспорты, пришедшие из черноморских портов, присоединились к отряду уже в Средиземном море. Договорились, что два отряда встретятся на Мадагаскаре.

Проход через Суэцкий канал имел свои сложности. Египет, формально вассал Османской империи, а фактически британский протекторат, был нейтральным государством, и суда воюющих держав не имели права задерживаться в его портах. По просьбе

российского дипломатического агента в Каире управляющий Морским министерством приказал Фелькерзаму: «Отряду в полном составе идти непременно соединённо через канал, в Порт-Саиде не стоять более 24 часов»5. На это командующий отрядом ответил, что черноморские транспорты привезли мало воды, в Порт-Саиде необходимо принять 3 000 тонн, на что одних суток может не хватить6.

Следовало также выбрать такое время для прохода отряда через канал, чтобы не мешать другим судам, особенно почтовым, следовавшим из Великобритании в Индию. «Во избежание нежелательности задержания почтовых пароходов, могущих протестовать, - советовали Морскому министерству российские дипломаты в Каире, - самые удобные дни прихода эскадры в Порт-Саид пятница и суббота»7.

И, наконец, проблема безопасности прохода через канал, весьма волновавшая Петербург. Там опасались, что отряд может стать легкой добычей японских диверсантов. Поэтому к российским дипломатам обратились с просьбой побудить местные власти усилить меры безопасности на канале, что и было сделано. Из Каира в Петербург сообщили, что при следовании Суэцким каналом приняты меры предосторожности: полиции предписано никого не подпускать к судам; отряд будет сопровождать катер с офицером-европейцем и полицией; в заливе два судна береговой охраны оберегают оба берега в три мили. И еще раз предупредили: во избежание нарушения нейтралитета стоянка на якоре в заливе не должна превышать 24 часа8.

24 ноября Фелькерзам телеграфировал из Порт-Саида в Петербург: «Прибыл с отрядом и транспортом»9. По-видимому, запастись водой удалось за одни сутки, поскольку на другой день командир отряда от-

правил в Морское министерство новую телеграмму: «Вышел со всеми судами по назначению. Фелькерзам»10. А еще через два дня, 27 ноября, он отправил телеграмму в Петербург уже из Суэца: «Вышел по назначению с отрядом и транспортами»11.

За проходом отряда через Суэцкий канал с волнением наблюдали российские дипломаты. 28 ноября дипломатический агент в Каире действительный статский советник Максимов отправил в Морское министерство такую телеграмму: «Отряд адмирала Фелькерзама прошел в полном составе с транспортами Суэцкий канал без малейшего затруднения и случаев»12. Прошел навстречу своей гибели в конце мая в неравном бою с японским флотом в Цусимском проливе.

Публикуемые фотографии отряда Фель-керзама на Суэцком канале, изданные в Египте в виде открыток - вполне возможно, последнее изображение входивших в отряд судов. Открытки любезно предоставил филокартист Юрий Мамонов (Новосибирск).

Русский крейсер на Суэцком канале.

Порт-Саид. Вид порта с русской эскадрой адмирала Фелькерзама, направляющейся к Цусиме. На штемпеле: «Порт-Саид, 20.VIII.07»

Примечания

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 417. Оп. 1. Д. 3129. Л. 79.

2 Грибовский В.Ю. Последний парад адмирала. М., 2013. С. 211-212.

10

РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 3129. Л. 59.

Там же. Л. 136.

Там же. Л. 103.

Там же. Л. 105.

Там же. Л. 79.

Там же. Л. 72.

Там же. Л. 132.

Там же. Л. 135.

Там же. Л. 144. Там же. Л. 147.

Русский флот входит в канал

3

5

8

с1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.