Научная статья на тему 'НА ПУТИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПЕДАГОГИКИ МЫСЛИТЕЛЕЙ РАННИХ ЭПОХ К СОВРЕМЕННЫМ ПОДХОДАМ (ЧАСТЬ 1, ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ)'

НА ПУТИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПЕДАГОГИКИ МЫСЛИТЕЛЕЙ РАННИХ ЭПОХ К СОВРЕМЕННЫМ ПОДХОДАМ (ЧАСТЬ 1, ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЫСЛИТЕЛИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА / ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ / ЖАН-ЖАК РУССО / РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATIONAL STANDARDS / INTERNATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS / THINKERS OF THE ANCIENT EAST / PEDAGOGICAL TEACHINGS OF ANCIENT GREECE AND ROMAN EMPIRE / JAN AMOS KOMENSKY / JEAN-JACGUES ROUSSEAU / RUSSIAN ENLIGHTENMENT / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ДЖОН ЛОКК / ЮНЕСКО / МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / RENAISSANCE / JOHN LOCKE / UNESCO / INTERNATIONAL STANDARD CLASSIFICATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев Юрий, Захаров Владимир

В Московском педагогическом государственном университете специалистами факультета регионоведения и этнокультурного образования разработана программа дисциплины «Международные стандарты образования», основная цель которой - формирование у студентов системных знаний об отечественных и международных правовых инструментах модернизации и интернационализации образования. Настоящая публикация подготовлена в соответствии с тематикой этой программы и контрольными вопросами для освоения данной дисциплины студентами бакалавриата, а также обучающимися магистратуры в рамках соответствующего образовательного модуля. Значительное внимание авторы уделяют освещению историко-культурных предпосылок формирования современных подходов кроли стандартов образования, в том числе ознакомлению с педагогическими учениями и практикой образования Древней Греции и Римской империи, эпохи Средневековья и Возрождения, с историей педагогической мысли в России. Раскрываются основные понятия «международных стандартов образования» в нормативно-правовых документах РФ и международном образовательном праве. Представлена роль ООН, ЮНЕСКО, других специализированных учреждений системы ООН и ряда региональных межгосударственных организаций в обеспечении прав граждан на образование, в разработке стандартов, классификации систем и уровней образования. В данном выпуске альманаха публикуется первая часть исследования, раскрывающая вклад мыслителей предшествующих эпох в развитие педагогики и основы для формирования национальных и международных стандартов качественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WAY TO INTERNATIONAL STANDARDS OF EDUCATION: FROM PEDAGOGY OF EARLY ERAS THINKERS TO MODERN APPROACHES

Specialists of the Faculty of regional studies and ethnocultural education of the Moscow Pedagogical State University have developed a program for the course «International standards of education». The main purpose of the course is to form students' systematic knowledge in domestic and international legal instruments used for the modernization and internationalization of education. This publication is focused on the subject of this program and test guestions prepared for both undergraduate and graduate students studying appropriate educational module. The authors pay considerable attention to historical and cultural background of modern approaches to the role of educational standards. Also well presented are pedagogical teachings and practices of education in the Ancient Greece and Roman Empire, the Middle Ages and Renaissance, the history of pedagogical thought in Russia. The main concepts of the «International Standards of Education» in the legal documents of the Russian Federation and international educational legislation are revealed. The article emphasizes the role of UNESCO and other specialized agencies of the United Nations, as well as a number of regional intergovernmental organizations in ensuring the citizens' rights to education, and development of standards, classification of systems and levels of education. The first part of the research that is published here presents the contribution of the thinkers of previous historical periods to the development of pedagogy and the basis for the formation of national and international standards of quality education.

Текст научной работы на тему «НА ПУТИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПЕДАГОГИКИ МЫСЛИТЕЛЕЙ РАННИХ ЭПОХ К СОВРЕМЕННЫМ ПОДХОДАМ (ЧАСТЬ 1, ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ)»

ВЕКТОР

Юрий Горячев, Владимир Захаров 001 10.37492/ЕТМ0.2020.61.3.001

На пути к международным стандартам образования: от педагогики мыслителей ранних эпох к современным подходам1

В Московском педагогическом государственном университете специалистами факультета регионоведения и этнокультурного образования разработана программа дисциплины «Международные стандарты образования», основная цель которой - формирование у студентов системных знаний об отечественных и международных правовых инструментах модернизации и интернационализации образования. Настоящая публикация подготовлена в соответствии с тематикой этой программы и контрольными вопросами для освоения данной дисциплины студентами бакалавриата, а также обучающимися магистратуры в рамках соответствующего образовательного модуля. Значительное внимание авторы уделяют освещению историко-культурных предпосылок формирования современных подходов к роли стандартов образования, в том числе ознакомлению с педагогическими учениями и практикой образования Древней Греции и Римской империи, эпохи Средневековья и Возрождения, с историей педагогической мысли в России. Раскрываются основные понятия «международных стандартов образования» в нормативно-правовых документах РФ и международном образовательном праве. Представлена роль ООН, ЮНЕСКО, других специализированных учреждений системы ООН и ряда региональных межгосударственных организаций в обеспечении прав граждан на образование, в разработке стандартов, классификации систем и уровней образования. В данном выпуске альманаха публикуется первая часть исследования, раскрывающая вклад мыслителей предшествующих эпох в развитие педагогики и основы для формирования национальных и международных стандартов качественного образования.

Ключевые слова: стандарты образования; международные образовательные стандарты; мыслители Древнего Востока; педагогические учения античной Греции и Древнего Рима; Ян Амос Коменский; Возрождение, Джон Локк; Жан-Жак Руссо; русское Просвещение; ЮНЕСКО, Международная стандартная классификация образования

1 Часть 1. Продолжение материала в следующем номере альманаха.

Горячев Юрий Алексеевич,

кандидат исторических наук, научный редактор альманаха «Этнодиалоги», ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, ипевсосИ а!г-дог@уапс1ех. г и

Захаров Владимир Федорович,

ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, у/гакЬагоу@таИ. ги

Введение

В предлагаемой вашему вниманию первой части публикации изложено представление о метрологическом определении стандарта как нормативного документа и излагаются исто-рико-культурные вехи педагогических учений Древнего Востока и античной цивилизации Древней Греции и Рима о передовых мыслителях Средневековья и эпохи Возрождения. Рассказывается о взглядах на воспитание и развитие образования основоположника научной педагогики Яна Амоса Коменского, о педагогическом наследии Джона Локка и особенностях творчества Жан-Жака Руссо, о роли видных государственных деятелей, ученых и педагогов русского Просвещения.

Последующая, вторая часть публикации будет посвящена международно-правовому наследию и факторам усиления роли образования в эпоху нового времени, причинам создания и специфике Лиги Нации, процессам развития и интернационализации образования в новейший период истории, учреждению Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО, их роли в формировании международно-правовых подходов в сфере образования. Публикация будет включать аналитический обзор отечественных и международных нор-мативно-правовых документов по воп-

росам формирования международных стандартов образования и перспектив развития единого образовательного пространства, с учетом суверенных прав и образовательной политики соответствующих государств.

Метрологическое понятие и определение стандарта как нормативного документа

Стандарты во всем - потребность времени. Они базируются на историко-культурных достижениях мирового цивилизационного процесса. Согласно метрологическим определениям и понятиям, существует несколько определений стандарта:

Стандарт (от англ. standard — образец, норма) так и рассматривается как эталон, шаблон, образец, модель который берется как основа для сличения с ним других объектов или свойств.

Стандарт - это нормативный документ, который разработан на основе согласия сторон и утвержденный уполномоченным органом, в котором определяются для длительного и постоянного пользования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности или их результатов. Задача этого документа - достичь наилучшей степени упорядочения в заданной области. Стандарты основываются на обобщенных результатах научных знаний, изучения практического опыта, развития техники и направлены на достижение наибольшей выгоды для общества.

Предварительный стандарт (prestandard) — документ, который принят органом по стандартизации на определенное время. Его доводят до сведения заинтересованных пользователей с задачей получения опыта применения, для дальнейшей разработки стандарта.

Проект стандарта (draft standard) — версия стандарта, представленная для обсуждения всеми заинтере-

сованными сторонами, проведения голосования или утверждения уже как стандарта.

Выделяются несколько видов стандартов: международные, региональные, территориальные и др.

Применение в конкретной ситуации того или иного стандарта определяется характерными чертами и спецификой объекта стандартизации. Основополагающие стандарты - нормативные документы, утвержденные для определенных областей науки, техники и производства, содержащие в себе общие положения, принципы, правила и нормы для данных областей. Этот тип стандартов должен способствовать эффективному взаимодействию между различными отраслями науки, техники и производства, а также устанавливать общие нормы и принципы проведения работ в определенной области.

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т. д.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт.

Региональная стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях, задачи которых рассмотрены ниже.

Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае ит. п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.

Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Международные стандарты разрабатываются и принимаются международными организациями: ООН и ее специализированными учреждениями, в том числе ЮНЕСКО, а также другими международными организациями в сфере своей компетенции. Документы, определяющие региональные стандарты в области образования, применяются в частности Советом Европы, Европейским Союзом, Содружеством Независимых Государств, Шанхайской Организацией Сотрудничества и другими международными организациями в установленном порядке.

Понятие «международные стандарты образования» (МСО) включает в себя универсальные права на образование и комплекс обязательных требований к достижению качественного образования на национальном уровне, а также гарантии их соответствия международной системе оценки качества образования. Соответствующие национальные и международно-правовые акты регулируют эту область международного образовательного права. Так, текстом Конституции РФ (п. 5

ст. 43) предусмотрено: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержится ст. 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты», которая обеспечивает:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Положения этой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [14] в полном объеме коррелируют с положениями «Международной стандартной классификации образования (МСКО-11)», которая была принята на Зб-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 года [4].

Историко-культурные вехи педагогических учений

о воспитании и развитии образования

Древний Восток традиционно считается историческим центром рождения цивилизации и культуры,

в том числе развития письменности и многих отраслей

г х го а>

& 2

2 X

ГО X >> <0

01 01 2

V 01

й ^

о 1_

а. о

ГО I-

X (0

го ^

ГО 01

2 о

науки: астрономии, медицины, математики. Этот феномен тесно связан своим появлением с практическими потребностями ранних цивилизаций. С IV по II тысячелетие до н. э. на Востоке возникают четыре центра цивилизации: междуречье Тигра и Евфрата, долины Нила, Инда и Хуанхэ.

Древнейшая в мире цивилизация - Шумер - зародилась в Южной Месопотамии. Здесь по мере разви-тия земледелия, технологий и появления первых городов-государств зародилась письменность. Характерная для Шумера клинопись затем была заимствована вавилонянами, которые ее, в свою очередь, передали ассирийцам, а через них - древним персам.

Египетская цивилизация, образование государства и становление царской власти известны миру своей историей и культурными достижениями, самыми яркими древними сооружениями: пирамиды, Сфинкс, храмы Луксора и Карнака, скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.

Индская цивилизация - один из ранних центров цивилизации - образовалась в долине реки Инд на северо-западе полуострова Индостан. Ее история и культурные страницы, по мнению исследователей, заслуживают более глубокого изучения. Индская цивилизация была знакома с металлообработкой, здесь раньше, чем в Египте, в IV тысячелетии до н. э. научились выплавлять бронзу. Из меди и бронзы делали орудия труда, инструменты, утварь, украшения. В числе товаров на экспорт шли хлопковые ткани.

Китайская цивилизация складывалась во II тыс. до н. э. как самобытная культура, не имевшая контакта с другими государствами Древнего Востока. Предпосылками возникновения государства стало развитие земледельческой экономики. Специфика Китая проявилась в освоении сельскохозяйственных культур, впер-

вые начали выращивать чай. Были освоены долго не известные Западу технологии производства шелка и бумаги.

Одним из важнейших признаков цивилизаций Древнего Востока была письменность, позволившая в дальнейшем совершить качественный скачок в передаче информации и послужить основой закрепления научных и культурных ценностей. Заложенные основы письма и создание алфавита сыграли важнейшую роль в становлении образования как сферы государственной политики.

Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития - в эпоху античности, греко-римской древности. Территориально античный мир на разных ступенях своего развития охватывал земли трех материков - от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.

Античная цивилизация Древней Греции и Рима стала преемницей ранних культур и технических достижений, заимствованных из Египта и Малой Азии, и вместе с тем имела свои особенности становления и развития, превращения в великую империю «Римского мира» и его последующего падения. В числе ее особенностей — классическое рабство как основа производства, а также фактор стимулирования новых войн с целью пополнения дешевой рабочей силы. Среди примечательных достижений - военное дело и мореплавание, ремесла и технические изобретения, способствовавшие новым греческим завоеваниям, а впоследствии и военным успехам Римской империи.

Для древнегреческой истории VIII—VI вв. до н. э. интересно такое явление, как Великая колонизация, то есть выселение греков из городов Эгейского бас-

сейна в многочисленные колонии, расположенные по побережью Средиземного и Черного морей, в том числе формирование колонии Таврики (современный Крым), Херсонес (современный Севастополь), Горгип-пия (современная Анапа) и др. Взаимные контакты обогащали новыми идеями и знаниями, послужили развитию философии и литературы, рождению новой греческой культуры.

В условиях этой самобытной культуры уже в III тыс. до н. э. на Крите зародилось пиктографическое письмо, а в середине II тыс. до н. э. получает распространение слоговое письмо, которым владели служители царских дворцов, жрецы и богатые горожане. Отсюда ведут происхождение следующие педагогические понятия и термины: школа - буквально «досуг»; гимназия - общественная школа физического воспитания и др. Особенностью зарождения и развития античной науки была новая система государственного устройства - афинская демократия, которая способствовала, в частности, появлению науки общественного сознания как формы, в которой человек осознает себя человеком, то есть общественным существом, представляет себе природу и общество. В Афинах продолжительное время этому способствовало законодательство Солона (между 640 и 635 до н. э., — около 559 до н. э.) — политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Вводимые им реформы предусматривали демократические по тем временам принципы управления, направленные на укрепление государственного порядка. В его основе лежало участие всех граждан в общественной жизни, что уже как бы являлось народной школой. Воспитание было направлено на то, чтобы молодежь накапливала как можно больше новых научных сведений и развивала свои физические природные дарования. Согласно законам Солона, родители несли ответствен-

ность за обучение и воспитание детей. Пренебрежение родителями выполнения этой обязанности влекло за собой строгое наказание со стороны ареопага, то есть верховного совета (Ареопаг ~ греч. «холм Ареса», бога войны; афинский верховный совет заседал на холме, посвященном Аресу).

Сыновья свободных граждан афинян обычно воспитывались в семье до семи лет родителями и няней. В семь лет няню сменял педагог {греч. pais ~ дитя, aqo ~ веду, воспитываю). Школы в Афинах появились около VII в. до н. э., были частными, следовательно, платными. Обучение имело несколько ступеней: по окончании грамматического курса или одновременно с ним ученик проходил еще общий музыкальный курс, в состав которого входило также изучение стихосложения, ритмики и мелодики стиха. С 13-14 лет мальчики начинали заниматься гимнастикой в палестре - школе состязаний. В 18 лет подростков объявляли вступившими в юношеский возраст, называли эфебами, в 20 лет они получали звание граждан с правом голоса в народных собраниях. Более состоятельные юноши продолжали посещать гимнасии и по окончании палестры. В V-IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. Греческие гимнасии - это обширные огороженные пространства с аллеями, рощами, крытыми и открытыми галереями, купальнями. В гимна-сиях много занимались военно-гимнастическими упражнениями, проводили философские занятия и политические беседы.

Свой отпечаток на организацию обучения и воспитания наложили имевшие место различия между Афинами и Спартой. В период расцвета Эллады, в VI-IV вв. до н. э., ведущую роль среди составлявших ее мелких государств-полисов играли два города-государства: Афины в Аттике и Спарта в Лаконии с двумя различ-

г х го а>

& 2

2 X

(О =

X X

>> <0

а а.

£ >5

01 01 2

V 01

й ^

о 1_

а. о

ГО |_

X (0

го ^

ГО 01

2 о

ными образцами организации воспитания в древнегреческом мире. Аристотель считал, что основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартиаты (гражданское сословие Спарты) чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором. Напротив, в Аттике юношеству давалось универсальное по тем временам образование. Вместе с тем женщины здесь были ограничены в правах. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма.

Спарта имела свои особенности, поскольку представляла собой военный лагерь: победителей было меньше, чем побежденных (9 тыс. рабовладельцев и 250 тыс. рабов). Вся жизнь государства была подчинена строгой дисциплине, а быт спартанцев имел своеобразную военизированную форму. Каждый гражданин принадлежал государству и воспитывался сообразно его целям: он должен был защищать государство при нападении врагов. Отсюда цель спартанского воспитания - подготовка физически развитого, сильного духом, разбирающегося в военном деле человека. Женское воспитание в Спарте ничем не отличалось от мужского.

В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки - философии. Многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Основные педагогические идеи получили отражение в учениях таких античных мыслителей, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др.

Демокрит (460-370 гг. до и. э.) утверждал, что воспитание преобразует природу человека: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнений, нежели от при-

роды..., воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу». Также он советовал учителям развивать у детей стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности: «Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, ~ легкомыслие». В трактате «Благомыслие отца - лучшее наставление детям» философ придавал особое значение примеру взрослых, воспитанию трудом.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) считал, что человеческий разум по самой природе своей стремится к истине и добру. Чтобы познать их, нужно углубиться в себя. Старинное изречение «Познай самого себя» - его любимое в общении с учениками и собеседниками. Наиболее верный путь для проявления способностей человека он видел в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может».

Платон (428-347 гг. до н. э.) в своих трактатах «Государство», «Законы», «Диалоги» придает первостепенное значение воспитанию детей и юношества, которое строго контролируется государством. Знаменитая платоновская Академия в Афинах - первое высшее учебное заведение Западной цивилизации. Она просуществовала до самого конца античного мира, то есть почти тысячу лет. Согласно утверждению А.Ф. Лосева, в европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении - историко-религиозном, историко-литера-турном, историческом или социологическом [3].

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - ближайший ученик Платона, развивал идеи своего учителя, но вместе с тем во многом занимал противоположную этим идеям позицию. Известно его высказывание на этот счет: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель три

года был воспитателем Александра Македонского. Создал в Афинах учебное заведение Ликей (известное как школа перипатетиков, «прогуливающихся», название этих его учеников и последователей возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций), которым руководил в течение двенадцати лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками. К основным трудам относятся «Политика», «Поэтика», «Риторика», «Физика». Аристотель создал первую в истории педагогики возрастную периодизацию детей, указал особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Большое значение философ придавал воспитанию этических добродетелей и считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, через его деятельность: «Назначение человека в разумной деятельности». Творя справедливые дела, человек становится справедливым, поступая мужественно - становится мужественным, действуя умеренно - становится умеренным.

Именно в Греции появились первые научные программы. Пифагор (570—490 гг. до и. э.) - автор математической программы, позднее развитой Платоном в грандиозной картине «истинного мира» - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру.

Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Основателями атомизма стали Левкипп (500—440 гг. до и. э.) и Демокрит (460-370 гг. до и. э.). Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его ча-

стей. Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Он создает новую программу - в его «Метафизике» мир воссоздается как целостное, естественно возникшее образование, которое предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость.

Древнеримская цивилизация по праву считается одной из наиболее значимых в истории человечества. Рим поглотил эллинистический мир, усвоив и приспособив к своим ценностям его культуру, воспитание и обучение молодежи. Описание семейного римского воспитания нашло отражение в сочинениях Марка Порция Катона (234-149 гг. до н. э.). В его сочинении «Наставления сыну» обязательным условием воспитания указаны прямой здоровый ум, связанный с доблестью помыслов и благородством. С проникновением эллинистической культуры в Риме происходит становление организованной школьной системы: греческие учителя грамматики уже во П-1 вв. до н. э. чаще всего вели занятия не на дому, а в собственных школах. Существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке. Значительно позже, в IV в. н. э., римским грамматиком и ритором Элием Донатом была составлена классическая латинская грамматика - «Искусство грамматики» из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Древнеримские школы представляли собой три последовательные ступени образования. Начальная (тривиальная) школа - низшая ступень образования - предполагала обучение чтению, письму, счету, общее

знакомство с литературой. В ней дети обучались с семи до одиннадцати лет. Дальнейшее обучение (с 12 до 16 лет) происходило в грамматических школах. Воспитанники грамматических школ, принадлежавшие в основном к привилегированным слоям населения, изучали латинский и греческий языки, литературу. Для этих школ создавались пособия с отрывками сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона. Наряду с базовыми науками изучались также грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, музыка, астрономия. Учителя этих школ занимали более высокое положение в обществе, иногда они состояли на государственной службе и оплачивались государством.

Следующий этап связан со специальным образованием. Военное образование юноши получали в легионах. Ораторское воспитание было необходимо для успешной карьеры. В школьной риторике утвердилась структура образцовой речи: вступление, изложение существа дела, приведение доказательств, опровержение заключений противника, заключение. Классический риторический канон на пути от мысли к речи отмечает пять этапов: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное оформление), запоминание (речи заучивались наизусть), произнесение (речь не только произносится, но и разыгрывается) [5, с. 17].

Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до н. э.) были заложены теоретические основы воспитания оратора. Педагогические идеи отражены в его сочинениях «Об ораторе», «Оратор», «О природе Добра и Зла», «Об обязанностях». Цицерон описывал особенности воспитания в разные периоды развития ребенка, начиная с раннего детства. Смысл и историческое оправдание культуры мыслитель видел в выработке из индивида, жаждущего только «хлеба и зрелищ», сознательного гражданина, способного отстаивать интересы Римской

республики как на форуме, так и на полях сражений, готового пожертвовать своим благополучием во имя интересов Рима. Идеал человека для Цицерона был тождественен идеалу гражданина.

К I в. в Риме установился школьный канон, включавший в содержание образования логику и методы его освоения. Позднее в целях укрепления государственности грамматические школы и школы риторов также превращаются в государственные. Они должны были так же, как элементарные школы, воспитывать молодежь в духе преданности власти и готовить чиновников для огромной империи. Первым учителем риторики на государственном содержании был Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 - ок. 96 гг. н. э.). Обобщением его двадцатилетнего опыта педагогической деятельности стало «Наставление оратору» (12 книг).

В период Римской империи по-новому осмыслялся идеал человека в работах Луция Аннея Сенеки (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.). В своих трудах Сенека утверждает, что только нравственность превращает культуру в ценность и придает смысл образованию. Культурный человек, по мнению философа, - это прежде всего моральный человек. Сенека вводит в свое учение понятие совести, подразумевая под ней осознанную разумом и пережитую чувством нравственную норму. Именно нравственная норма помогает человеку избежать соблазнов беспринципного догматизма, вульгарного стремления к власти, богатству, чувственным наслаждениям, достигаемым любой ценой.

В Средние века (У-ХУП вв.) в связи с распространением религиозной идеологии христианства существенно изменился облик культуры западноевропейского общества, произошел упадок античного образования и школы. Римский народ, когда-то покоривший весь мир, растворился в новых народах европейских госу-

дарств, возникших после распада Западной Римской империи. Школьное дело раннего средневековья было нацелено на «спасение души». Церковные (и монастырские) школы служили основным инструментом религиозного воспитания. В то же время античные науки постепенно приспосабливались к нуждам религиозного образования. Польза грамматики виделась в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.

Обучение в школах повышенного уровня строилось с использованием достижений античной науки. Римский философ и политический деятель Северин Боэций (480-524) обосновал необходимость такого подхода в том числе потребностью объединения духовного и светского образования [11]. Он также определил различия между понятием «искусство», относимым им к гуманитарным наукам (тривиум), и понятием «дисциплина», относимым им к точным и естественным наукам (квадриум). Созданная им учебная программа объединяла науки, основанные на математических закономерностях: арифметику, геометрию, астрономию и музыку с предметами учебного цикла - грамматикой, риторикой и диалектикой. Вместе они составляли «семь свободных искусств». Сочинения Боэция, написанные им в переломный период разрушения античной эпохи и рождения средневекового мира, оказали впоследствии серьезное влияние на европейских мыслителей эпохи Возрождения и нового времени [13].

В ХП-ХШ вв. возникает необходимость в обосновании и систематизации христианского вероучения, подкреплении религии философией. Эту задачу выполняет схоластика (греч. - 8с1ю1а8исо8 - школьный), средневековая школьная философия, построенная в своей ос-

нове на идеях Платона и Аристотеля. Своего расцвета схоластика достигла в XIII веке. Центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики - Фома Аквинский (1225 или 1226-1274). Согласно его учению, между наукой и верой нет противоречия, так как истина откровения выше разума, но не противоречит ему. Человек представлялся ему как соединение души и тела. Душа «нематериальна» и получает свое «завершение» только через тело. Поэтому всякое пренебрежение к телесному вступает в противоречие с опытом и здравым смыслом. Фома Аквинский дополнил традиционные греческие добродетели (мудрость, отвага, умеренность и справедливость) ценностными добродетелями: верой, надеждой и любовью. Основные его работы, посвященные вопросам воспитания: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Способ писать письма», «О благовоспитанности детей». В педагогике и философии он выступал как христианский гуманист.

В ХП-ХУ вв. в системе западноевропейского школьного образования осуществлены значимые изменения - создаются светские городские школы и университеты, а также «цеховые школы» для детей ремесленников и «гильдейские» - для детей состоятельных купцов. В недрах церковных школ конца XI - начала XII вв. возникают университеты (от лат. итуегзказ - совокупность). Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутрен-

ней жизнью. Университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание; присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви); освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов; и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы. Хотя Ватикан и являлся официальным покровителем многих университетов, тем не менее университетские программы, организация и методы обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию и дали мощный толчок развитию мировой культуры, науки и просвещению.

Эпоха Возрождения (конец XIV - начало XVII вв.) или Ренессанс (итал. ШпаБсппепи)) проложила мост между античностью, средневековьем и Новым временем. Родиной Возрождения как следствия перемен в средневековом мировоззрении и восстановления античных традиций стала Италия, представлявшая собой государство с крупными городами, сосредоточием достижений политической, экономической, религиозной и культурной жизни. Проявлением нового понимания человека стало творчество Данте и Петрарки, Мике-ланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и др. Развитие искусства, литературы, научных знаний способствовали подъему педагогической мысли.

В этот период получают дальнейшее развитие педагогические идеи эпохи античности. Они получили отражение в трудах Витторино да Фельтре (1378-1446), Эразма Роттердамского (1466-1536), Франсуа Рабле (1494-1553), Мишеля Монтеня (1533-1592), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), находили широкое применение в педагогической действительности: возникали новые типы учебных заведений, пересматривались содержание, формы, методы обучения, создавались новые учебники и учебные пособия, пропитанные идеями гу-

манизма. По мнению А.Н. Джуринского, «педагогическая триада Возрождения (классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание) базировалась на трех основных слагаемых: античности, средневековье и идеях ~ предвестниках нового общества» [1, с. 123-124]. Впоследствии обоснованные перечисленными мыслителями Возрождения идеи были развиты в учениях Яна Амоса Каменского, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Иоганна Генриха Песталоцци.

Эразм Роттердамский (1466-1536) родился в Нидерландах, крупнейший ученый Северного Возрождения, считается основоположником гуманистической педагогики. Современники называли его «князем гуманистов». Образование Эразм получил в Парижском университете, преподавал в Кембриджском университете Великобритании, снискал высокий авторитет в других европейских университетах. В числе основных идей, на которых построена педагогика Эразма: людьми не рождаются, но делаются путем воспитания; человеком делает разум; человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность. Новым в понимании роли педагогического воспитания стала его позиция исходить из принципов защиты ребенка и защиты детства. Для него было характерным вполне безразличное отношение к этнической принадлежности. Он признавал себя «гражданином мира». В произведениях «Наставление христианского государя» и «Жалоба мира» им выражен протест против войн, завоевательной политики европейских государств, вражды между странами и народами, горячий призыв к миру.

Эразм Роттердамский выступал против жестокости средневековой школы, которую назвал «пыточной камерой», где ничего не услышишь, кроме шума розог и палок...Что другое может вынести ребенок отсюда,

кроме ненависти к науке? Протест Эразма против жестокости по отношению к детям положил начало поиску форм воспитания, исключающих насилие. Одним из первых Эразм заговорил о собственно народном образовании [2, с. 66]. Свои взгляды он сформулировал в трудах «О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма» и др.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения выделяется Томмазо Кампанелла (1568-1639), философ, автор известной классической утопии «Город Солнца», в которой дан образец общества экономического и политического равенства и изложены педагогические идеи, призывающие к отказу от узкой специализации, возвращению к природе и развитию универсального образования. В Городе Солнца девочки и мальчики учатся вместе, а глава государства - наиболее образованный гражданин. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и народных обычаев, прививают любовь к искусству, естественной красоте человека.

Описание системы школьного обучения напоминает античный опыт Афин. До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения, с семи до десяти лет к этому добавляется изучение естественных наук, с десяти лет они начинают овладевать математикой, медициной, географией, естествознанием и прочими науками. С ними занимаются также гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. В мастерских и на полях они получают практические навыки, работая вместе со взрослыми. Учебником служит пособие «Мудрость», где коротко и доступно излагаются все науки. Преуспевающие в науке и ремеслах пользуются большим почетом. Воспитываются они в духе религии «как закона природы». Их Бог - Солнце, Природа. Каждый вправе выбирать

любую конфессию. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью.

Основоположником научной педагогики принято считать Яна Амоса Коменского (1592-1670), выдающегося чешского педагога, философа - гуманиста и писателя, жившего в переходную эпоху от средневековья к новому времени. В бурный и противоречивый период Нового времени современники Коменского (Томмазо Кампанелла, Рене Декарт, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Френсис Бэкон, Бенедикт Спиноза и др.) совершали великие научные открытия, но еще и горели костры инквизиции, на которых сжигали еретиков. Именно в этот период педагогика выделяется в самостоятельную отрасль научного знания.

В детские годы Коменский прошел обучение в латинской школе. Когда ему было 12 лет, эпидемия унесла жизни отца, матери и двух братьев, и он был определен в школу общины «Чешские братья» изучать богословие. Затем община отправила самого способного ученика в Германию для получения высшего образования. Ян Амос Коменский окончил Герборнскую академию и 1ей-дельберский университет. После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство братской школой общины, был назначен протестантским проповедником, стал помощником епископа, женился. В 1612 г. мирная и счастливая жизнь была прервана разгромом движения чешских протестантов за независимость австро-венгерской империей Габсбургов. «Скорбной и героической» назвал жизнь Коменского один из исследователей его творчества. В огне войны сгорел его дом, чума унесла жизни его жены и детей. Официальной религией в Чехии было провозглашено католичество, а протестантам предлагалось покинуть страну. Коменский и его чешская община стали беженцами, получив

в итоге приют в польском городе Лешно. Коменский становится одним из руководителей общины, его избирают ректором гимназии. В 1628 г. именно здесь он написал на чешском языке известную книгу «Материнская школа (или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет)».

В годы обострившегося внутреннего противоборства и противоречий социальных слоев, свершения Английской буржуазной революции (1640—1660), известной также как Английская гражданская война, и усиления противостояния между народами и странами вновь стали популярными идеи преобразования мира через воспитание и образование. Особое внимание стали обращать на воспитание человека-гражда-нина. Этому посвятил свою жизнь Ян Амос Коменский. Сегодня он широко известен в мире сочинениями, направленными на всеобщее улучшение социальной жизни и устранение несправедливостей посредством воспитания и непрерывного процесса усовершенствования системы образования. Теория универсальности образования Я.А. Коменского содержит практическую направленность, ее реализация подробно разработана и описана им в «Великой дидактике», «Правилах хорошо организованной школы». Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». В четвертой части этого произведения («Пампедия») «ведется совет о всеобщем воспитании умов и о подчинении всех дел жизни такому порядку, чтобы ум каждого человека, в любом возрасте, имея увлекающее его занятие, мог стать садом радостей, и предлагаются образцы этого возвышенного и небезуспешно начатого предприятия» [6, с. 107]. Им впервые в истории разработана научно обоснованная целостная система школ в соответствии с возрастной периодизацией и намечено содержание обучения на каждой ступени образования с помощью

общешкольного плана, классно-урочной организации, учебников для каждого класса учебы, проверки знаний. Высшая ступень образования представлена им академией, в структуре которой выделены традиционные университетские факультеты.

Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и современное развитие теории и практики непрерывного образования. Высшая награда ЮНЕСКО - медаль за заслуги в области всеобщего просвещения - носит имя Яна Амоса Коменского. Помимо первого в истории руководства для семейного воспитания («Материнская школа»), среди наиболее известных педагогических трудов Коменского - первый в мире иллюстрированный учебник «Мир в картинках», учебники «Астрономия», «Физика», «Пути света». Он создал учебник нового типа - «Открытая дверь языков и всех наук», в котором явления окружающего мира давались в их целостности и единстве.

Коменскому современники обязаны изложением основных демократических представлений о всеобщем образовании. В его Хартии бесплатного и обязательного обучения отмечается: «В школу следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, девочек и мальчиков во всех городах и местечках, селах и деревнях. Всякий, кто родился человеком, должен получить образование».

В эпоху Просвещения, длившуюся в Западной Европе и Северной Америке с последней трети XVII до конца XVIII в., педагогическая мысль приняла эстафету Возрождения и стала частью нового интеллектуального движения, в основе которого лежали рационализм и свободомыслие. Оно было вызвано глубокими переменами в общественном настроении, связанными с кризисом феодальных отношений и развитием капи-

талистического производства. Основополагающие позиции эпохи Просвещения сложились в ходе Английской революции и послужили предпосылкой к началу Французской революции 1789 г., а впоследствии распространились на Германию, Россию, другие страны Европы и США.

Основные идейно-политические подходы преобразования государственного устройства в соответствии с принципами политико-правового учения о разделении властей (Джон Локк, Англия; Шарль Монтескье, Франция) и отцов-основателей Конституции США (Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон) положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина, а также других документов. Значимую роль имели научные труды Вольтера, Томаса Гоббса, Адама Смита, Дени Дидро, философские воззрения других именитых мыслителей этой эпохи. Идейные воззрения философов-просветителей были направлены на зарождение жизни нового разумного общества, развитие которого основывалось бы на науке и принципах справедливости. Идеи Просвещения оказались ориентиром для педагогических учений о реорганизации школы, необходимости изменения воспитания на основе реализации «естественных прав» человека - свободы, равенства, братства - путем просвещения.

Джон Локк (1632-1704), английский педагог, философ, общественно-государственный деятель и политический мыслитель, получил блестящее образование в Оксфорде. Основные постулаты его учения представлены в многочисленных памфлетах, трактатах и очерках, среди которых центральное место занимают «Два трактата о государственном правлении» (1690). В них изложены главные идеи эпохи Просвещения: о разделении властей, общественном договоре, суверенитете на-

рода. Неслучайно Джон Локк был признан отцом-основателем европейского Просвещения XVIII века [15]. Он выступал за установление в Англии конституционной монархии, ограничение влияния католицизма, расширение гражданских свобод, укрепление верховенства парламента в британской политической системе.

В 1688 г. в Англии свершилась бескровная «Славная революция» - король Яков II был свергнут с престола. Новым правителем был избран Вильгельм Оранский, установлено верховенство парламента в государственном устройстве Англии. В принятом в 1689 г. новым парламентском «билле о правах» говорилось, что без согласия парламента король не может приостанавливать законы, собирать налоги, созывать армию в мирное время, вмешиваться в дела парламента и правосудия. Джон Локк был провозглашен вигами (одной из политических партий Великобритании) своим интеллектуальным лидером, наделен многочисленными административными должностями и включен в активную государственную деятельность. Джон Локк первым из мыслителей утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием. В своих сочинениях он убедительно обосновывал природное равенство людей, полагая, что именно воспитание формирует характер и личностные качества человека: «Девять десятых людей становятся тем, что они есть, благодаря своему воспитанию». Концепция воспитания и образования Дж. Локка изложена в его трактате «Мысли о воспитании», содержащем программу всестороннего развития джентльмена и делового человека. Настоящий джентльмен, по его определению, - тот, кто умеет достичь собственного счастья, не препятствуя в этом другим джентльменам. Локк видел главную цель воспитания в подготовке человека

к счастливой, свободной и разумной жизни без ущемления свободы других. Локк стал первым разработчиком научно-психологических основ воспитания как единства физического, нравственного и умственного развития. Физическое здоровье и трудовое воспитание необходимо для личного успеха и выполнения гражданских функций. Религиозное воспитание, по мнению Локка, следует направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви к Богу и его почитания.

Приоритетным для Локка является нравственное воспитание, главной задачей которого выступает выработка характера. К положительным качествам он относил сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность, щедрость, хорошие манеры. Воспитанник должен быть подготовлен не только к ведению коммерческих дел, но и к осознанию своей гражданской ответственности. Определяя содержание умственного воспитания, Локк исходил из принципа, что джентльмену нужно давать знания, необходимые для «деловых занятий в реальном мире», включая чтение, письмо, родной язык, арифметику, географию, финансы, право, историю, астрономию, французский язык, бухгалтерию, танцы, верховую езду. Кроме этого, хорошие манеры вырабатываются на основе обучения музыке, танцам, этикету, фехтованию; практическая направленность обучения требует знания ремесел и легкого труда, что формирует личность и делает человека независимым. В числе основных научных трудов Джона Локка -«Опыт о человеческом разуме» в трех книгах, «Два трактата о государственном правлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства» и философские «Письма о веротерпимости».

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - французский писатель, философ, композитор и теоретик педагогики XVIII столетия. Руссо внес вклад в самые разные от-

расли человеческого знания, самостоятельно изучал историю, философию, математику, ботанику, искусство и музыку. Входил в круг просветителей и сотрудничал в «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», для которой опубликовал ключевые статьи по музыкальной культуре. Известен призывами к установлению полного социального равенства. Его даже называли предвестником Великой французской революции. Наибольшую славу Жан-Жаку Руссо принес его трактат « Об общественном договоре, или Принципы политического права», в котором философ обосновал необходимость заключения договора между людьми во время перехода от естественного состояния к общественному. Теория общественного договора Ж.-Ж. Руссо имела множество отличий от взглядов английских философов Томаса Гоббса (1588-1649) и Джона Локка (1632-1704). Руссо предлагал не договор правителя с подданными, но соглашение равных лиц общества как целого: «Все они принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях и все должны пользоваться одинаковыми правами».

Эммануил Кант считал Руссо «Ньютоном нравственности», Л.Н. Толстой признавал, что находился под сильным впечатлением от его идей. Примечателен отзыв A.C. Пушкина: в романе «Евгений Онегин» он именует Руссо «красноречивым сумасбродом», «защитником вольностей и прав». Противоречивость характера и воззрений известного мыслителя отражена в рецензиях Дидро и суждениях других современников Руссо из числа старших энциклопедистов. Известно, что после охлаждения взаимных отношений Руссо выступал против своих коллег-энциклопедистов. Исследователи усматривают в этом различия «философско-историче-ских позиций» и взглядов. Так, в разрез с традицией Просвещения Руссо считает причиной и сутью нера-

венства не невежество, а социальное и имущественное неравенство в частной собственности, которая отсутствовала в «естественном состоянии». В своих ранних публикациях о происхождении и неравенстве между людьми Руссо приходит к выводу: «имущественное неравенство, в свою очередь, закрепляется в неравенстве политическом, наиболее ярким выражением которого является деспотизм...» [10]. Если энциклопедисты оценивали науку, литературу и искусство как основу исторического прогресса, то Руссо придерживался противоположной позиции. Согласно его теории, чем дальше развивается человеческая цивилизация, тем стремительнее человек уходил от своего «естественного состояния». По образному сравнению Руссо, наука и искусство служили «гирляндой цветов на цепях, опутывающих народ». В работе «Рассуждения о науках и искусствах» он высказывает свое видение и желаемые ожидания их роли: они должны развиваться так, чтобы не приводить к обнищанию населения и порче нравов [9].

Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания. Он исходил из того, что первой стадией человечества было «состояние естественное»: в период «золотого века человечества» и отсутствия частной собственности люди жили свободно, в согласии с природой, человек по природе добр, люди равны, в их среде нет ни зависти, ни насилия, ни других негативных нравственных качеств. Руссо был убежден, что люди смогли бы воссоздать подобие естественного порядка, если бы установили подлинное равноправие. Он резко осуждал предрассудки, пороки и социальную несправедливость, порожденные феодальным строем. По мнению Ж.-Ж. Руссо, изменить общественный порядок возможно через просвещение. В то же время учению Руссо был свойственен политический радикализм, следуя которому он допускал возмож-

ность насильственного ниспровержения деспотизма, революцию и даже диктатуру, в качестве необходимых для спасения отечества мер, однако считал их крайними и кратковременными средствами.

Руссо был убежден, что воспитание - опора любой формы правления: от правильного воспитания зависит благополучие государства и отдельного индивида. Согласно его педагогической теории, на воспитание человека воздействуют три силы: природа, вещи (в широком понимании - окружающая среда) и люди. Природа наделяет ребенка способностями, окружающий мир влияет на его сознание через ощущения и опыт, а люди помогают или препятствуют раскрытию природных задатков. Природа ребенка, по мнению Руссо, идеальна, прекрасна, он рождается свободным, любознательным, правдивым, добрым и отзывчивым. Окружающая же среда несправедлива, уродлива, противоречива. Воспитание, утверждал Руссо, будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер. При этом понимание им природосообразного воспитания отличается от трактовки Я.А. Коменского [7]. По мнению Руссо, роль воспитателя - предоставлять ребенку возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и не навязывать ему свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила. Необходимо только позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться.

Педагогические воззрения Руссо наглядно изложены в его произведении «Эмиль, или О воспитании», в котором он в противовес книжному светскому воспитанию предлагает главному герою особую систему формирования «сердца», а не «ума» посредством труда и общения с природой. Идеальными качествами совершенного че-

г х го а>

& 2

2 X

ГО X >> <0

01 01 2

V 01

й ^

о 1_

а. о

ГО I-

X (0

го ^

ГО 01

2 о

ловека он видел обладание разумом мудреца, силой атлета, трудолюбием, навыками полезного ремесла, невосприимчивостью к соблазнам цивилизации, предрассудкам и дурным влияниям, умение владеть собой, соразмерять желания с возможностями. Каждый человек обладает неповторимыми качествами, требующими от педагога индивидуального подхода, поэтому у каждого ребенка должен быть собственный наставник, яв-| £ ляющийся и воспитателем, и учителем.

Ж.-Ж. Руссо предлагал перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок должен был приобретать знания по географии, знакомясь с окрестностями той местности, в которой он живет, изучать астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца, овладевать физикой, ставя опыты. Воспитанник превращался в исследователя, который открывает научные истины: «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял». Руссо выдвигал три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Он призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина.

Русское Просвещение. В ХУП-ХУШ вв. во многих странах ускорилось формирование новых общественных и духовных ценностей, пересматривалась концепция отношений человека и мира. В эпоху позднего Возрождения и возникшего в XVIII веке движения Просвещения сословная школа подверглась критическому осмыслению, был придан новый импульс разработке прогрессивных педагогических идей. Педагогическая

проблематика становится одним из приоритетов научных исследований и выявления закономерностей воспитания и обучения, вытекающих из объективных условий состояния природы и развития общества. Эти процессы сказались и на России. Русское Просвещение в эти годы сделало шаг вперед к формированию новой национальной культуры в целом и во взглядах на воспитание в частности. По мнению исследователей, нравственным идеалом, к которому стремились русские просветители, стал «новый человек, светски образованный, обладающий широким взглядом на мир, сохраняющий в то же время национальные традиции, готовый на подвиг ради процветания Отечества» [2, с. 60].

В эпоху Петра I (1689-1725) школы и академии отражали тенденцию приобщения России к западноевропейской секуляризованной культуре, науке и образованию. Трансформировалось и первое в стране высшее учебное заведение - Московская славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 г. под названием эл-лино-греческой академии. Пронизанная атмосферой образованности европейских просветителей академия готовила учителей практически для всех типов зарождавшейся государственной светской школы. Из ее стен вышли видные деятели отечественного просвещения, в их числе - М.В. Ломоносов (1711-1765) и Л.Ф. Магницкий (1669-1739).

Реформаторы представляли императору Петру I разные проекты, направленные на распространение грамотности среди населения, создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений. Сам государь видел необходимость в создании различных по содержанию обучения школ — гарнизонных, русских, цифирных, артиллерийских, адмиралтейских, горнозаводских, медицинских, разноязычных или переводческих, архиерейских, типографских и других.

По указанию Петра I создавались школы для солдатских детей при полках русской армии, адмиралтейские школы. В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили «грамоте и цифири». Образцом для большинства «петровских школ» служила Школа математических и навигационных наук, открытая в 1701 г. в Москве. Здесь же по распоряжению Петра I преподавал Л.Ф. Магницкий, написавший в 1703 г. первую в России учебную энциклопедию по математике. М.В. Ломоносов называл «Арифметику» Леонтия Магницкого и «Грамматику» Мелетия Смотрицкого «вратами своей учености».

С именем Михаила Васильевича Ломоносова, уче-ного-энциклопедиста, первого крупного русского уче-ного-естествоиспытателя, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения, неразрывно связано развитие педагогической мысли и школы в России 1740-1760-х гг. По проекту Ломоносова был открыт Московский университет, ставший центром отечественной науки, культуры, просвещения и педагогической мысли. Ломоносов - автор учебников для гимназии при Университете и Академии наук: «Риторика», «Российская грамматика», «Экспериментальная физика». В подготовленном им «Регламенте академической гимназии» он развивал идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. По точному определению A.C. Пушкина, «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II - он один является самобытным сподвижником Просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» [8].

Начало профессиональному образованию в России положил Василий Никитич Татищев (1686—1750) — автор многотомной «Истории Российской» [12], историк, философ, составитель энциклопедического

словаря «Лексикон Российский». Им впервые в отечественной педагогике было оценено значение личности учителя в процессе становления и развития ребенка. По мнению В.И. Татищева, образование не должно быть узкоспециальным: профессиональные умения и навыки должны выстраиваться на ранее заложенной базе общего образования.

Временем дальнейшего развития школьного дела в России стала вторая половина XVIII в., эпоха Екатерины II (1762-1796). Если в 1782 г. в стране было всего восемь народных школ, то в конце века — 288 школ; народные училища были открыты в 25 губернских городах. Печатались книги — учебные пособия по народному просвещению, переводы западной литературы, периодические издания. Императрица считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения, состояла в личной переписке с Вольтером, Дидро, Д'Аламбером. В общеевропейскую полемику о воспитании включились со своими сочинениями представители российского просвещения: Е.Р. Дашкова — «О смысле слова "воспитание"»; A.A. Прокопо-вич-Антонский — «О воспитании»; М.М. Снегирев — «Слово о пользе нравственного просвещения». Почти все авторы отвергли тезис о преимущественном «естественном воспитании» Ж.-Ж. Руссо и настаивали на приоритете общественного воспитания. В 1764 г. Екатерина II утвердила «Генеральноеучреждение о воспитании обоего пола юношества», было открыто Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), положившее начало женскому среднему образованию.

В процессе просветительских преобразований у императрицы Екатерины II были оппоненты и противники. В их числе Николай Иванович Новиков (1744-1818)—издатель, мыслитель, филантроп, представитель либерального крыла российского просвещения, высту-

павшии с резкой критиком крепостничества и «погрязшего в праздности дворянства». В 1792 г. он был арестован, осужден и на 15 лет заключен в Шлиссельбургскую крепость. Типографии его были закрыты, книжные лавки разгромлены. Второй жертвой стал писатель и мыслитель Александр Николаевич Радищев (1749-1802) — автор «Путешествия из Петербурга в Москву. Радищев связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он считал необходимым покончить с сословностью в образовании и сделать его доступным для крестьян, настаивал на гражданском воспитании, формировании патриота — «сына и дочери отечества». За вольнодумство он был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость.

В годы царствования Александра I (1777-1825) правительство намеревалось провести реформы в духе Просвещения. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, в 1802-1804 гг. произошла реформа народного образования. Новая система включала четыре ступени образования: университеты (высшая ступень); гимназии (средняя ступень); уездные училища (промежуточная ступень); приходские школы (низшая ступень). Создавались шесть округов, в каждом из которых должны были находиться университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения; было разрешено открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий. Были учреждены лицеи — государственные закрытые учебные заведения для дворянства, в их числе - Царскосельский лицей. Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Из стен Лицея вышли великий русский поэт A.C. Пушкин, крупный дипломат A.M. Горчаков, декабристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер.

Реформы Александра II (1818-1881) в 1860-1870-е гг. значительно изменили все сферы российской жизни. В области образования был опубликован университетский устав 1863 г., предоставлявший самоуправление профессорской корпорации, в гуманитарных гимназиях внедрена классическая система обучения, а технические гимназии заменили реальными училищами. Получило развитие женское образование, в Петербурге были открыты Высшие женские курсы. В сфере народного образования появился новый тип светской начальной школы, были открыты десятки тысяч таких школ.

В истории развития педагогической мысли в России широко известны имена В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.А. Добролюбова (1836-1861), Н.Г. Чернышевского (1828-1889). Они подходили к воспитанию и образованию с демократических позиций, подчеркивали важную цель педагогических преобразований в России, утверждение справедливости и равного доступа к образованию, независимо от сословных, религиозных и национальных признаков.

Значимый вклад в педагогическое наследие внесли Н.И. Пирогов (1810-1881) и Л.Н. Толстой (1828-1910). Н.И. Пирогов продвигал идеи самопознания посредством общечеловеческого воспитания и общечеловеческого образования, а идеал нравственного воспитания видел в христианской религии, был сторонником женского образования. Главный пункт педагогической концепции Л.Н. Толстого - идея «свободного воспитания», прежде всего саморазвитие. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

К.Д. Ушинский (1824-1871) известен как основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции - принцип народности, который

5 x го a>

6 2

2 X

(0 x

X X

>> <0

а а.

X >s

01 01

2

V Ol

Й s

о 1_ а. о

го i-

X (0

го ^

ГО 01

2 о

должен был реализовываться через приоритет родного языка и внимания к трудовому воспитанию. В организации процесса обучения Ушинский придерживался классно-урочной системы Я.А. Коменского и его дидактики в организационной структуре урока, особенно в методике начального образования. Основополагающий тезис Ушинского - двуединство обучения и воспитания.

На рубеже XIX—XX вв. в России полностью сложилась национальная система образования, состоящая из учебных заведений различных уровней, имеющих разное ведомственное подчинение. Были созданы и проверены на практике различные типы государственных светских школ, послуживших основой создания и дальнейшего развития централизованной государственной системы образования; разработана система идей о воспитании и обучении человека - гражданина своего Отечества.

В годы советской власти широкое распространение получили идеи A.C. Макаренко (1888-1939), Н.К. Крупской (1869-1939) и В .А. Сухомлинского (1918-1970).

A.C. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Н.К. Крупская провозглашала право всех граждан на образование на родном языке, независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.А. Сухомлинский занимался вопросами теории и методики воспитания детей, акцентируя особое внимание на «воспитании личности в советской школе». Российские исследователи [1] выделяют несколько периодов в истории советской педагогики, отмечая при этом, что становление педагогической науки происходило

в «жестких» условиях и развивалось «вопреки всему по восходящей линии». В советский период сформировалась определенная система воспитания, которая на протяжении длительного времени доказывала свою эффективность.

В начале 1920-х гг. Россию вынуждены были покинуть многие ученые, составлявшие цвет отечественной педагогической науки. В их числе В.В. Зеньковский (1881-1962) - автор глубоко содержательных теоретических работ о воспитания, основанной на православной философии; выдающийся мыслитель И.А. Ильин (1883-1954), чьи идеи актуальны до сих пор; Н.А. Бердяев (1874-1948) - великий русский философ, выдвинувший множество педагогических идей. Наиболее важными для современной педагогики являются созданные в зарубежье труды мыслителей С.И. Гессена (1887-1950), С.Л. Франка (1877-1950), Н.О. Лосского (1870-1965) и других известных философов и деятелей русской зарубежной педагогики. Их идеи, взгляды, теории до сих пор изучаются в педагогических учебных заведениях России, ложатся в основу новых концепций.

Продолжение публикации в следующем номере альманаха «Этнодиалоги».

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Владос, 2000. 432 с.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Сфера, 2001. 512 с.

3. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Комментарии к диалогам Платона. Киев, 2015. URL: http://psylib.org.ua/books/losew06/ (дата обращения: 26.06.2020)

4. Международная стандартная классификация образования 2011. Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО, 2013. 89 с. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/ files/documents/isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 26.06.2020)

5. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов. Учебник для среднего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 332 с.

6. Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1989. 416 с.

7. Поздняков А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. Саратов: Наука, 2009.143 с.

8. Пушкин A.C. 0 народном воспитании // Собр. соч. в 10 тт. Т. 7. Под общ. ред. Д.Д. Благого, С.М. Бонди, В.В. Виноградова, Ю.Г. Оксмана. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1962. С. 355-361.

9. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах// Избр. произведения: В 3 т. Т. 1. М.: Гос. издательство худ. литературы, 1961. С. 41-64.

10. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и неравенстве между людьми / Пер. с фр. А.Д. Хаютина / Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. М.: КАН0Н-пресс, Кучково поле, 1998. 416 с. (Малая серия «CIVITAS TERRENA: Социальная теория, политика и право» в серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»). С. 51-150.

11. Средневековая педагогика в лицах и текстах. URL: https://bookitut.ru/Sredne-vekovaya-pedagogika-v-liczakh-i-tekstakh.64.html (дата обращения: 24.06.2020)

12. Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым. В 5 кн. М.: Императорский Московский Университет, 1768—1843. URL: https://runivers.ru/lib/ Ьоок3073/ (дата обращения: 24.06.2020)

13. Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М.: Наука, 1987.160 с. (Сер. «Из истории мировой культуры»).

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (25.05.2020) «Об образовании в Российской Федерации». Гл. 2. Система образования. Ст. 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты // Консультант. URL: http://www.consul.tant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.06.2020)

15. Шарифжанов И.И. Роль Джона Локка в формировании политической культуры просвещения XVIII века // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1. С. 76-79.

Yury Goryachev,

Ph.D. in History, Scientific editor of the almanac «Ethnodialogy», Leading specialist, Faculty of regional studies and ethnocultural education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University, unescochair-gor@yandex. ru

Vladimir Zakharov,

Leading specialist, Faculty of regional studies and ethnocultural education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University, vfzakharov@mail. ru

On the way to international standards of education: from pedagogy of early eras thinkers to modern approaches

Specialists of the Faculty of regional studies and ethnocultural education of the Moscow Pedagogical State University have developed a program for the course «International standards of education». The main purpose of the course is to form students' systematic knowledge in domestic and international legal instruments used for the modernization and internationalization of education.

This publication is focused on the subject of this program and test questions prepared for both undergraduate and graduate students studying appropriate educational module.

The authors pay considerable attention to historical and cultural background of modern approaches to the role of educational standards. Also well presented are pedagogical teachings and practices of education in the Ancient Greece and Roman Empire, the Middle Ages and Renaissance, the history of pedagogical thought in Russia. The main concepts of the «International Standards of Education» in the legal documents of the Russian Federation and international educational legislation are revealed.

The article emphasizes the role of UNESCO and other specialized agencies of the United Nations, as well as a number of regional intergovernmental organizations in ensuring the citizens' rights to education, and development of standards, classification of systems and levels of education. The first part of the research that is published here presents the contribution of the thinkers of previous historical periods to the development of pedagogy and the basis for the formation of national and international standards of quality education.

Keywords: educational standards; international educational standards; thinkers of the Ancient East; pedagogical teachings of Ancient Greece and Roman Empire; Jan Amos Komensky; Renaissance, John Locke; Jean-Jacques Rousseau; Russian Enlightenment; UNESCO, International standard classification of education.

Part 1. To be continued in the next issue of the Almanac.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.