Вокруг бизнеса
контек ст
На прививку становись!
Пришло время очередной массовой вакцинации от финансовых «пирамид»?
Вадим Сосков
генеральный директор ООО «уК «КапиталЪ»
Без какого-либо стеснения признаюсь, что сам принадлежал к участникам МММ-движения еще первого призыва. Прекрасно помню, с каким судорожным ожесточением прорывался вместе с толпой других вкладчиков через заградительные кордоны к офису МММ на Варшавке, 26 в Москве в 1994-м. И как радовался, когда все-таки сумел вытащить оттуда свои деньги — буквально за три часа до того, как о крахе МММ объявили официально.
ЩЯ Дерзая построить новую
«великую пирамиду», Мавроди на удивление слабо продумал ее конструктивные особенности и детали
Последствий краха было не счесть. Меньше чем через два года в стране заложили законодательную основу для возникновения рынка коллективных инвестиций как альтернативы тем «пирамидам», в которых погибли накопления миллионов россиян в середине 1990-х. Население страны получило бо-
лезненную, но эффективную прививку — такую, что на протяжении десяти лет после истории с МММ о сколько-нибудь масштабных «пирамидах» не было слышно. А лично я настолько заинтересовался вопросом, как на самом деле должны работать деньги, что финансы и инвестиции сделались моей профессией.
И вот все мы видим возвращение Сергея Мавроди с проектом МММ образца 2011 года. На сей раз это не таинственный глава крупной финансовой корпорации, реклама которой бомбардирует зрителей федеральных каналов и которая временами спонсирует дни бесплатного проезда в Московском метрополитене. Теперь это скромный блогер, успевший отбыть четыре с половиной года за мошенничество в крупном размере (ст. 159, ч. 3 УК РФ). В своем видеоблоге он сидит, мечтательно закинув руки за голову, на фоне совершенно пустой комнаты с одиноким велотрена-жером в углу, всем своим видом показывая, что не заинтересован в личном обогащении: все равно каждый лишний рубль, появившийся у него в руках, заберут судебные приставы, поскольку общая сумма требований к нему по гражданским искам превышает миллиард рублей. Пребывая в столь стесненных обстоятельствах, Мавроди обращается к нам с «честным разговором» о новой «пирамиде»: он называет вещи своими именами, он говорит, что ничего не гарантирует, что участники могут проиграть все
вчистую и что даже свой выигрыш могут не получить. Денег вкладчиков бывший глава МММ обещает не касаться и пальцем: схема должна существовать на принципах самоорганизации — с выборными «десятниками», «сотниками», «тысячниками» и т. д. Себе Мавроди отводит скромную роль — назначать дважды в неделю котировки «ценных бумаг» (их он, не мудрствуя, назвал МММ-долларами). «Как работает все это, я и сам не знаю, и объяснить ничего не могу. Но в МММ, однако, работало!» — бесхитростно заявляет Мавроди. Как Емеля, который вдруг решил подарить народу пойманную волшебную щуку.
В отличие от прежнего Мавроди, нынешний даже не заикается о том, что «пирамида» будет инвестировать средства в какие бы то ни было активы, чтобы обеспечить обещанную доходность; стало быть, лишь приток вкладчиков способен обеспечить рост стоимости новых «ценных бумаг». В схеме не осталось даже намека на экономику — сплошная математика. «Штамм» жадности, который выделил Мавроди для своей новой массовой «вакцины», будет чистым, без примесей!
При этом у меня есть стойкое ощущение, что найдется немало людей, которые решительно пойдут записываться в новую «пирамиду», если Мавроди таковую все-таки запустит. И людей не обязательно глупых и финансово дремучих. Мавроди в определенном смыс-
12
Бизнес-журна л ФеВралЬ #2 2011
Вокруг бизнеса контекст
г
ле — финансовый бренд, причем в обывательском сознании не обязательно с приставкой «анти». Все эти годы он упорно эксплуатировал идею, что если бы не вмешательство властей в 1994-м, то он смог бы обеспечить благоденствие миллионам своих вкладчиков. Даже такой слегка потраченный молью бренд теоретически способен обеспечить его новому проекту определенную массовость. И кому-то может показаться, что если не сидеть в «пирамиде» слишком долго, до обрушения, то можно ускользнуть из нее с прибылью. Скажем, «скромно» заработав вожделенные 40% за пару месяцев. Примерно так будут рассуждать все, решившие вновь сыграть в МММ. Стало быть, «пирамида» будет рушиться быстро и дружно. Предрекаю, что такой проект в нынешней России сможет прожить не более 2-3 месяцев.
Надо отдать Мавроди должное: пиар-навыки у него по-прежнему на высоте. Он вбросил в информационное пространство идею создания нового МММ сразу же после новогодних каникул, когда в стране царил новостной вакуум, а затем умело подогревал интерес к теме постами и видеообращениями. Телевидение и пресса интервьюировали его наперебой, интернет-пользователи взахлеб обсуждали тему, а власти никак не могли толком сообразить, что с этим делать.
Есть только одна неувязочка. Дерзая построить новую «великую пирамиду», Мавроди на удивление слабо продумал ее конструктивные особенности и детали. Он то и дело обращался на своем форуме за помощью к «залу» (интернет-сообществу), то консультируясь по поводу функционала различных платежных систем, которые предполагалось использовать, то прося совета, как обустроить работу «десятников» и «сотников». Попутно всплывала масса других «мелочей», о которых стоило бы позаботиться: например, вдруг выяснилось, что понадобится создавать специальный софт, который станет формировать из вкладчиков десятки по территориальному признаку. Получилось некое всенародное реалити-шоу по строительству «пирамиды», в ходе которого Мавроди
то и дело поправлял сам себя, чтобы не попасть под какую-нибудь статью и не дать властям формального повода задавить «проект» в зародыше. Сначала обещал ежемесячную доходность в 20% простым вкладчикам и 30% — пенсионерам и инвалидам, потом уточнял, что речь идет о «до 20%» и «до 30%», чтобы ФАС носу не подточила. «По ходу дела посмотрим!» — так лихо отвечал Мавроди на многие вопросы своих интернет-собеседников. «Не успеваю я сегодня открыться, к сожалению, как бы мне ни хотелось: опять целый день провел на съемках, на телевидении», — сетовал он то и дело, обращаясь к своим апологетам.
Все это скорее напоминает экспромт, а не хитроумный план человека с репутацией «математического гения», не правда ли? Зачем это нужно самому Мавроди? Версия о том, что шумиха вокруг МММ-2011 — не более чем своеобразная рекламная кампания, предваряющая выход на экраны фильма «ПираМММида» по книге Сергея Мавроди, мне кажется наиболее убедительной. Вся эта спонтанная лихорадочная деятельность, в которую Мавроди окунулся в начале
ЩЩ Это скорее экспромт,
а не хитроумный план человека с репутацией «математического гения». Остается понять: зачем это нужно самому Мавроди?
года, выглядит логичной и продуманной, только если воспринимать ее как пиар фильма. Полагаю, сам Мавроди не ожидал такого мощного эффекта. Если он все-таки запустит свою «пирамиду», та просуществует, вероятнее всего, как раз до апреля-мая, когда фильм выйдет в прокат. Обрушить ее в нужное время одним мановением курса вниз, да еще обвинить власти в том, что те спровоцировали панику среди участников схемы, — это будет для Мавроди делом техники. И повторится все, как встарь: скандал, обманутые «вкладчики», возмущение в СМИ — «Как власти допустили этот ужас?!» И тогда фильм посмотрит даже молодежь — те, кто никогда в принципе не слышал про МММ. Для закрепления эффекта от «вакцины». ■
Бизнес-журна л ФеВралЬ #2 2011
13