Научная статья на тему 'На образовательном рынке'

На образовательном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На образовательном рынке»

ональной деятельности по ее результатам, то в настоящее время она не регламентирована и во многом зависит от квалификации непосредственного руководителя на производстве.

Ныне существующие в вузах диагностические системы позволяют оценивать только часть условий подготовки специалистов, но не саму подготовку. Разработка и внедрение компьютеризированных тестовых систем контроля знаний по конкретным дисциплинам должны осуществляться с учетом структуры будущей деятельности специалистов. Учитывая показатели качества подготовки специалистов, определенные экспертами, можно значитель-

но расширить возможности диагностической системы и более объективно его оценивать.

Литература

1. ДавыдовВ.В. Теория развивающего обу-

чения. - М.,1996.

2. Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т.3. Мо-

делирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ. Часть 1. Модели психической деятельности. - М., 1991.

3. Дьяков А.Ф. Методы и технические сред-

ства подготовки персонала. - М., 1996.

4. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек в энергетике. - СПб., 1993.

М. ЛИСАУСКЕНЕ, кандидат философских наук Иркутский государственный университет

Реформирование системы образования происходит в регионах с разными стартовыми позициями. Иркутская область, наряду с Самарской, Новосибирской, Омской, Кемеровской областями и Красноярским краем, относится к группе со средними показателями по России. В демографическом и социокультурном отношении она не является благополучной: низкая рождаемость, исторически сложившийся слабый культурный фонд, невысокий уровень жизни, значительно отличающийся от регионов европейской части страны.

С августа 1995 года высшие учебные заведения Иркутска буквально захлестывает поток абитуриентов, что свидетельствует о повышении престижа высшего образования. Характерной

На образовательном рынке

становится ориентация молодежи на приобретение «рыночных» специальностей. Наряду с этим активно идет процесс элитаризации и прагматизации высшего образования. «Рыночные» специальности, за получение которых надо платить большие деньги, становятся доступными только людям с высоким жизненным уровнем. Абитуриенты с низким и средним доходом выбирают в основном традиционные факультеты, не требующие оплаты за обучение.

С введением рыночной экономики начинает активно развиваться рынок образовательных услуг, на который настойчиво прорываются филиалы вузов из центра России. Происходит изменение социального статуса и типа вузов. Большая часть иркутских инсти-

тутов - политехнический,педагогичес-кий, медицинский, иностранных языков - становятся университетами. Экономический и сельскохозяйственный институты - академиями. К 2000 году Иркутскую область можно отнести к числу регионов, обладающих мощным образовательным потенциалом.

После принятия закона «Об образовании» в области формируется сеть негосударственных вузов и их филиалов. В 1995 году был создан Сибирский институт права, экономики и управления

- единственный самостоятельный негосударственный вуз, имеющий лицензию и прошедший в 2000 году государственную аттестацию. Еще четыре негосударственных вуза из-за трудностей с получением лицензии вошли в состав Иркутского государственного технического университета с сохранением прав юридического лица и хозяйственной самостоятельности.

Государственные вузы сосредоточены в основном в Иркутске - 12 из 14, по одному государственному вузу в Братске и Саянске. Филиалы негосударственных вузов открыты в Иркутске, Братске, Ангарске, Усть-Илимске, Са-янске. Обращает на себя внимание широкая экспансия филиалов государственных и негосударственных вузов из других регионов России в г. Усть-Илим-ске. За последние 5 лет здесь созданы и ведут образовательную деятельность 6 филиалов государственных и негосударственных вузов на договорной основе с полным возмещением затрат на обучение. (В 2000 году обучалось около 2750 студентов, из них порядка 1600 человек

- на коммерческой основе.)

В течение последних лет наблюдается рост числа студентов, обучающихся в вузах области. Численность студентов в 1998 году составила 69 500 чел., в 2000 г. - 97 234 чел. Это происходит в основном за счет обучающихся на коммерческой основе (в 1999 году их чис-

ло составило 39,4%, к 2000 г. оно увеличилось до 46,6% , то есть на 7%). Данная тенденция будет сохраняться и в будущем за счет роста количества студентов, обучающихся на платной основе в государственных вузах.

Сложившаяся в Иркутской области за последние пять лет система высшего профессионального образования в полной мере удовлетворяет потребности области в специалистах гуманитарного и экономического профилей. Учитывая, что в негосударственных вузах и их филиалах не готовят технических специалистов, а ведут прием в основном по экономическим и юридическим специальностям, что не требует больших затрат, не следует ожидать появления большого числа новых негосударственных вузов и их филиалов в Иркутской области. Это также связано с совершенствованием законодательной базы высшего профессионального образования и повышением роли субъекта федерации, контролирующего создание филиалов высших учебных заведений на местах.

Особенности рынка высшего образования

Нами было проведено изучение различных сегментов рынка образования Иркутской области. Маркетинговый анализ потребовал выделения трех отдельных видов рынка: рынка высших учебных заведений, рынка специальностей и рынка труда специалистов с высшим образованием.

Анализ рынка образовательных услуг свидетельствует как о неравномерности формирования его сегментов, так и о разных маркетинговых стратегиях, используемых учебными заведениями. Рынок реализует «паутинообразную модель », для которой характерно взаимодействие относительного спроса и относительного предложе-

ния, то есть демонстрирует наличие определенного лага между изменениями в спросе на характер образовательных услуг и замедленной реакцией предложений. О его неоднородности свидетельствует и то, что ряд учебных заведений лишь начинает разработку маркетинговой стратегии, другие находятся в рамках традиционной маркетинговой концепции производителей (предложение определяет спрос), ориентируясь на получение прибыли. Лишь небольшое количество высших учебных заведений ориентировано на изучение, прогнозирование и удовлетворение запросов потребителей и использует современную стратегию и тактику маркетинга.

Процесс диверсификации (создания разных типов учебных заведений), характерный для первых лет рыночной экономики, постепенно сменяется оптимизацией - переходом ряда негосударственных учебных заведений под крышу традиционного государственного вуза. Об этом свидетельствует включение в Иркутский государственный технический университет Русско-Азиатского института бизнеса и права, Института бизнеса и политики, Института экономики, Байкальского института экологии и природопользования.

В 1998 году данный рынок можно было охарактеризовать как типично «дикий» рынок производителей, ориентированный на «сбытовую» маркетинговую концепцию.

Анализ состояния современного рынка высшего образования свидетельствует о стремлении ряда его субъектов перейти к более перспективному рынку потребителей.

Для него характерны:

- более жесткая конкуренция вузов в борьбе за потребителя;

- широкий выбор вузов и видов образовательных услуг, предлагаемых абитуриентам;

- изменение поведения на рынке наиболее продвинутых вузов (ИГЭА, ИГУ, ИрГТУ) и их стремление учитывать запросы предприятий;

- возвращение к организации производственной практики и трудоустройства выпускников;

- локальные маркетинговые исследования, проводимые некоторыми вузами.

Вместе с тем рынок образования области еще не достиг цивилизованного состояния, хотя потребитель все больше становится главным источником финансирования образовательных услуг и диктует свои условия.

Появление на региональном рынке новых государственных и негосударственных вузов из-за Урала поставило местные учебные заведения в условия конкурентной борьбы. Наряду с этим, стремление институтов приобрести статус университетов заставило открывать нехарактерные для них экономические, юридические специальности, что еще более усилило конкуренцию между ними.

Характерно соотношение вузов области в зависимости от статуса. Если в областном центре преобладают государственные вузы - 54%, то в остальных городах заметно засилье филиалов. Так, в Усть-Илимске они составляют абсолютное большинство, при этом большая часть - не регионального подчинения: присутствуют вузы таких городов, как Москва, Красноярск, Новосибирск, Улан-Удэ. Из 4-х вузов Ангарска два являются филиалами Московского и Уфимского вузов. В Братске образовательную деятельность ведут вузы из Москвы, Орла, Новосибирска, Курска, Томска. В то же время «заморские гости» не в состоянии конкурировать с местными вузами по количеству студентов. Например, в Ангарске в региональных вузах их обучается в 5,5 раз больше. В целом в об-

ластных вузах обучается 8 426 человек, что составляет 91,9%. Лишь 7,1% получают образовательные услуги в филиалах вузов других регионов России.

Следует отметить, что процесс освоения российскими вузами сибирских рынков носит естественный характер и является неотъемлемой частью любого бизнеса. Можно выделить следующие типы филиалов на областном рынке образования:

- «Ведомственный». К этому типу относятся московские филиалы Российской международной академии туризма, университетов коммерции, физической культуры и филиалы некоторых юридических вузов. Они придерживаются политики головного вуза, узко ориентированы на определенный сегмент рынка, недостаточно мобильны, не всегда учитывают региональный компонент.

- «Авантюрный». Представляют новые, чаще негосударственные вузы, стремящиеся «урвать» на конъюнктуре малых рынков. Используя имеющиеся денежные ресурсы населения территории, они не всегда заботятся о качестве предоставляемых услуг. Часть работает без лицензии, с разрешения городской администрации. Для потребителя привлекательны престижным дипломом и «брэндом», то есть маркой столичных или центральных вузов, а также возможностью обучаться, не выезжая в другую местность. Однако, как показал опрос работодателей, дипломы подобных вузов не котируются на рынке труда.

Поведение лидеров рынка

Анализ рынка областного центра, на котором ведут образовательную деятельность 22 вуза, показывает, что в Иркутске обучается основная масса студентов - 78024 человека, или 90,2%, из них на коммерческой основе - 35313

человек, или 45,2%. Основная конкурентная борьба ведется между тремя традиционными вузами: ИГУ, ИГЭА и ИрГТУ, каждый из которых до перемен стабильно занимал свою нишу.

Первым реформатором образования в Иркутске выступил Иркутский государственный университет, создав Сибирско-Американский факультет. Сегодня САФ лидирует по внедрению современных концепций образования, но его маркетинговая конкурентная стратегия направлена на производство дорогого (цена за обучение - $2000 в год) и элитного продукта - специалиста с двумя дипломами: российским и американским. В целом ИГУ привлекает потребителя университетскими традициями, базовым классическим образованием, стремлением встроиться в мировую систему образования, развитыми научными школами.

Следующим лидером рынка является Иркутская государственная экономическая академия. Ее маркетинговая стратегия ориентирована на массовый охват конъюнктуры рынка. Это так называемая стратегия «на гребне волны», то есть мобильная реакция на развитие жизненного цикла образовательного продукта. С этим связан захват нехарактерных для экономических вузов сегментов рынка - таких модных специальностей, как юриспруденция, психология, журналистика и информатика. Следует отметить, что образовательная политика ИГЭА отличается мобильностью, стремлением к инновациям, а руководство данного вуза не боится вкладывать деньги в образовательные и культурные программы, но проигрывает Иркутскому государственному университету в глубине и фундаментальности подготовки, наличии научных школ и здорового консерватизма. В 90-е годы академия оказалась в привилегированном положении: резко возрос спрос на экономические

специальности, в то время как он упал на специальности гуманитарного, инженерно-технического и естественнонаучного профилей. Несмотря на стремление во что бы то ни стало получить статус университета, ей недостает университетского духа, традиций и культуры.

Поведение ИГЭА на рынке - это стратегия ценового лидера. Сегодня она первой подняла цены на большинство специальностей в вузе до 30000 рублей в год и активно наращивает количество студентов. Руководство вуза расширяет и видоизменяет свою нишу рынка, открывая новые специальности, углубляя специализации и завоевывая новые региональные рынки. Экономическую академию можно назвать лидером рынка, стремящимся к его монополизации.

Иркутский государственный технический университет до 80-х гг. занимал традиционную нишу, поставляя на рынок труда специалистов инженернотехнического профиля. С начала 90-х гг. он предпринимает попытки сделать у себя образование более классическим. По сравнению с ИГЭА он не имеет четко разработанной стратегии маркетинга и менеджмента и ориентируется на открытие большого количества социально-экономических, юридических и гуманитарных специальностей. Основная ошибка его стихийной маркетинговой политики - отсутствие собственных кадров для преподавания дисциплин на уровне университета; попытка объять необъятное путем включения в структуру вуза Русско-Азиатского университета, Института бизнеса и политики, Института права, Байкальского института экологии и природопользования привела к созданию внутренней конкуренции между факультетами и институтами. Например, сегодня подготовка по таким специальностям, как «Мировая экономика», «Юриспруден-

ция», «Психология», одновременно ведется в трех-четырех структурных подразделениях вуза. Новое руководство ИрГТУ предпринимает попытки внутренней реорганизации структуры факультетов и институтов, которые наталкиваются на активное сопротивление как студентов, так и преподавателей. Таким образом, маркетинговая стратегия и конкурентная стратегия ИрГТУ пока не определена.

Примером ведомственной маркетинговой стратегии является поведение на рынке Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта. Ее можно назвать стратегией региональной направленности с правильным выбором узкого сегмента рынка, который обоснован экономическим развитием Восточно-Сибирской железной дороги, что дает возможность эффективного развития вуза и повышает спрос на его специальности. Руководство действует, не выходя за рамки четко очерченной ведомственной ниши, при этом внося необходимые коррективы в программы подготовки специалистов и ориентируясь на актуальные потребности отрасли.

В ходе исследования была отмечена характерная тенденция, присущая всему рынку образовательных услуг Иркутской области. Динамика областного рынка запаздывает и отстает от московского, рассматриваемого в качестве эталонного. Специальности, пользующиеся популярностью в центральных вузах,

- маркетолог, специалист по связям с общественностью, логистик, социолог, специалист по экспертизе товаров - не имеют массового спроса на рынке.

Рынок специальностей - соотношение спроса и предложения

Характер образовательного рынка приобретает более четкие контуры, если уменьшается лаг между спросом

и предложением. Насколько профиль предлагаемых вузами специальностей и количество подготавливаемых специалистов соответствуют потребностям региональной экономики? Чтобы выяснить это, была собрана и проанализирована статистика по каждой из 174 специальностей, предлагаемых вузами на рынке. Как известно, в качестве наиболее престижных в массовом сознании устойчиво закрепились три специальности - юрист, экономист, менеджер. Именно они имеют спрос среди абитуриентов, и на их подготовку сориентирована большая часть высших учебных заведений региона. Анализ статистического маркетингового и социологического материала позволил выделить 29 наиболее перспективных для Иркутской области специальностей, составить их рейтинг и сравнить его с потребностями работодателей.

Выявлено и мнение руководителей предприятий и учреждений области о спросе на данных специалистов на рынке труда региона и на конкретных предприятиях. (Табл. 1, 2).

Ниже представлен сравнительный анализ по ряду специальностей.

«Юриспруденция»

Количество обучающихся по данной специальности в вузах Иркутской области - 12224 человека (12,5%). Таким образом, каждый восьмой выпускник будет юристом. Большинство студентов

- 20% - обучается в Иркутском государственном университете. В Восточно-Сибирском институте МВД - 18,4%, в ИГЭА - 15%, в ИрГТУ - 14,5%. Практически каждый второй вуз области готовит юристов.

Что же думают работодатели по этому поводу? 40,6% опрошенных руководителей заявили о спросе на данных специалистов в областной экономике, однако на юриспруденцию как специальность, актуальную для рынка труда через 3-5 лет, указывает втрое меньшее число респондентов. Потребность в юристах на своем предприятии испытывают 20% работодателей, в основном из периферийных городов области: в первую очередь Магистрального, Усть-Илимска, Байкальска, Саянс-ка. Следует отметить, что в Иркутске в 2000 году руководство Восточно-Сибирского института МВД испытывало

Таблица 1

Рейтинг специалистов в зависимости от их востребованности на рынке труда

(% от числа ответивших)

Какие специалисты пользуются сегодня спросом на рынке труда? Ранг Потребуются через 3-5 лет? Ранг

Экономисты 44, 5 1 18, 7 2

Юристы 40, 6 2 13, 5 4

Программисты, специалисты по комп. технике 18, 0 3 11, 8 5

Инженерно-технические специалисты 18, 0 3 40 1

Менеджеры 17, 9 4 14, 4 3

Финансисты 7, 4 5 5, 9 6

Маркетологи 4, 2 6 3, 6 5

Психологи 3, 8 7 4, 2 9

Учителя 3, 6 8 5, 1 7

Врачи 2, 5 9 4, 9 8

Социологи 1, 7 10 2, 3 12

Технологи 1, 33 11 3, 6 10

Специалисты по связям с общественностью 1, 0 12 1 12

Социальные работники 1, 0 13 1, 3 13

Специалисты по рекламе 1, 0 14 1 14

Экологи 0, 6 15 2, 65 11

Таблица 2

Мнение работодателей о том, какие специалисты требуются на их предприятиях (% от числа ответивших)

Какие специалисты необходимы сегодня вашему предприятию? Ранг Потребуются через 2 года? Ранг

Специалист в области комп. техники 24, 5 1 25, 5 1

Инженерно-технические специалисты 22,0 2 24, 3 2

Юрист 20,3 3 18, 6 3

Менеджер, организатор производства 15, 6 4 16, 0 5

Экономист 15, 4 5 17, 0 4

Психолог 13, 8 6 13, 6 7

Специалист по рекламе и связям с общественностью 12, 3 7 11, 6 8

Коммерсант, менеджер по продажам 12, 0 8 14, 0 6

Менеджер по работе с персоналом 9,5 9 10, 8 9

Лингвист 6, 6 10 4, 7 12

Социолог 5, 5 11 7, 4 10

Эколог 3, 5 12 6, 4 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маркетолог 3, 1 13 3,0 3

Регионоведы 3, 0 14 6, 6 11

Учителя 1, 4 15 1,0 14

Социальные педагоги 1, 0 16 1,0 14

трудности с распределением выпуска курсантов. При этом предпочтения работодателей отдаются выпускникам ИГУ - 21%, и в незначительной мере ИГЭА - 2,5%. Абсолютно не котируются дипломы юристов, полученные в негосударственных вузах.

«Экономика»

Для анализа было выделено два блока экономических специальностей. При этом экономика и управление в отраслях производства занимает второе место в рейтинге. В 2000 году по данной специальности обучалось 3124 человека, что составило 3,2% от всех студентов Иркутской области. По другим экономическим специальностям («Экономика», «Экономическая теория», «Экономика труда») обучается еще 1833 студента, или 1,9 % студентов, по специальности «Мировая экономика» - 2415 студентов (2,5%). По данным специальностям ведут подготовку 9 вузов. Интересно, что самое большое количество специалистов по мировой экономике готовят в ИрГТУ, который ведет под-

готовку не только в Иркутске, но и силами своих представительств - в Усо-лье-Сибирском, Черемхово, Бодайбо, Железногорске. При этом больше половины (58%) студентов обучаются на коммерческой основе.

Следует обратить внимание на новую специальность - «регионоведе-ние», введенную для подготовки специалистов по региональной экономике. Отношение к ней у работодателей противоречивое. Некоторые из них считают подобное выделение некорректным; по их мнению, специалист должен разбираться в экономике в целом. В то же время удачным они считают сочетание управленца и экономиста в одной специальности.

По данной специальности ведут подготовку три иркутских вуза: ИГУ, ИГЛУ, СИПЭУ. Количество обучающихся небольшое - 443 человека, из них 63% - на платной основе. Общая потребность в данных специалистах составляет 3% в настоящий момент и 6,6% через 2 года. В 2000 году состоялся первый выпуск регионоведов ИГУ. О них

можно говорить как о «штучном товаре», потребность в котором хоть и незначительно, но возрастает. При этом именно в Иркутске, где планировался наибольший спрос на специалистов-регионоведов, пока сохраняется самое настороженное отношение к ним, а потребность остается удивительно малой

- от 1% сегодня до 8% через 2 года.

По мнению работодателей, спрос на экономистов через 2-3 года упадет в 2,4 раза. Так что те, кто поступил на экономические специальности в 2000 году, имеют небольшой шанс получить работу. Сегодня экономисты нужны 14% работодателей, большей частью на периферии области. На рынке труда наибольшим спросом пользуются выпускники ИГЭА.

Специальности в области компьютерных технологий («Информационные системы», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Математические методы исследования операций в экономике».) Потребность в специалистах данного профиля является самой высокой на рынке труда (ее отметили 24,5% респондентов) и, по мнению работодателей, будет продолжать расти. Даже в Иркутске, где в основном и обучаются по данным специальностям, работодатели прогнозируют этот рост.

Как реагируют вузы? Эти специальности занимают в рейтинге 17, 20 и 24-е места. Самое большое количество специалистов готовят по специальности «Информационные системы» в 5-ти вузах области - 1013 человек, или 1% от общего количества студентов. Особым спросом у работодателей пользуются выпускники Института математики и экономики ИГУ и ИрГТУ.

«Менеджмент»

Специальность занимает 6-е место по количеству обучающихся (2615 человек,

или 2,7%) в рейтинге специальностей, и 4-5-е места у работодателей. Сегодня уже не требуются менеджеры вообще, идет спрос на топ-менеджеров высокого класса среди ведущих фирм области, менеджеров по персоналу и в конкретной области экономики. Следует отметить, что конъюнктура рынка зафиксирована вузами области, выпускники которых специализируются, исходя из направленности конкретного производства. Первое место среди выпускников по данной специальности занимает ИГЭА, далее следуют ИГУ и ИрГТУ.

Сравнительный анализ потребности на рынке труда и реальной необходимости в данных специалистах на предприятиях показывает, что в ряде городов прогноз работодателей близок к реальности. Более всего нуждаются в этих специалистах предприятия Бай-кальска, Усть-Илимска, Магистрального и Саянска. В крупных индустриальных городах области - Иркутске, Ангарске, Братске - потребность в управленцах идет на снижение, то есть происходит насыщение рынка труда. Именно здесь выше требования к данным специалистам, жестче отбор.

Следует отметить достаточно стабильную потребность в менеджерах по продажам товаров и услуг, которых готовят по специальности «Коммерция». По данному профилю обучается 1289 человек - 1,3% от общего количества студентов, при этом платят за образование 74%, то есть три четверти учащихся.

Инженерно-технические специальности

Спрос на них возвращается, и поэтому в подготовке лидирует технический университет. В рейтинге работодателей инженерно-технические специальности твердо занимают 2-е и 3-е места. Вузовский ранг ниже, хотя специальность «Электроснабжение» занимает

4-е место, и набор на нее растет. Сегодня по ней обучается 2834 человека, или 2,9%, из них 1190 - на коммерческой основе. Таким образом, по количеству обучающихся среди инженерно-технических специальностей вперед вырываются специальности, связанные с энергетикой, - 3,4% от общего количества студентов, популярны также специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» - 1428 человек (1,5%), «Промышленное и гражданское строительство» - 1402 человека (1,4%).

Работодатели отмечают, что у инженерно-технических специальностей большое будущее, но сегодня они не нужны в массовом количестве. Ротация кадров произойдет не раньше, чем через 5 лет. По мнению экспертов

- проректоров вузов Иркутского и Братского технических университе-

тов, даже в самые тяжелые времена вузы имели стабильный целевой заказ на подготовку специалистов от Иркутского авиазавода, крупнейших предприятий целлюлозной, алюминиевой, химической промышленности. Уже идут заказы на подготовку специалистов для газо- и нефтедобывающей промышленности. Работодатели прогнозируют возрастание потребности в инженерах через 2 года в Иркутске, Братске, Черемхово, Усть-Илимске.

Для крупных предприятий характерна ориентация на выпускников не только местных, но и центральных вузов. Наряду с этим растут требования к специалистам, которые должны иметь не только узкоспециальную подготовку, но и владеть экономическими и юридическими знаниями.

Учебно-методический кабинет Министерства путей сообщения Российской Федерации предлагает учебники и учебные пособия

Заявки на приобретение с указанием своего почтового адреса направляйте в УМК МПС России: 107078, г. Москва, Басманный пер., д. 6, тел./факс 262-12-47.

E-mail: umkmpsros@mtu-net.ru www.umkmps.da.ru

Ерохин В.Г. Экологические основы природопользования. Учебное наглядное пособие. - 14 с.

В красочном альбоме приводятся схемы, диаграммы и статистические данные, которые помогут углубленному усвоению программы по дисциплине «Экологические основы природопользования». Даются схемы геосфер Земли и границы биосферы. Приводятся основные параметры Земли и приблизительный состав атмосферы. Дана схема экологических компонентов биогеоценоза и трофические уровни (цепи питания) в экосистеме. Дается классификация природных ресурсов Земли и основные направления рационального использования. Перечисляются источники загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы. Приводится схема потребления продуктов и энергии городом с населением 1 млн. человек и соответствующие выбросы. Изложены общие данные по вопросу влияния железнодорожного транспорта на окружающую среду. Рассмотрена зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и других факторов. Приведены конституционные основы экологического законодательства. Даны материалы по вопросу международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды.

Альбом предназначен для студентов всех специальностей вузов, техникумов, лицеев, будет полезен учащимся общеобразовательных школ и работникам, занимающимся экологическими вопросами. Цена - 220 руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.