ПРОБА ПЕРА
НА ОБОЧИНЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ:
ИНДЕЙСКИЕ НАРОДЫ ЭКВАДОРА В БОРЬБЕ ЗА ПРИЗНАНИЕ
Бедини Эвис
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена особенностям индейского движения в Эквадоре на современном этапе в контексте признания мировым сообществом права народа на жизнь и достойное существование.
Открытие и колонизация Нового Света привели к крайним проявлениям дискриминации по отношению к индейским народам, что выразилось в массовых убийствах, принудительном выселении индейцев, смерти от голода и болезней. Подобные действия сегодня квалифицируются специализированными учреждениями ООН как «этнические чистки и геноцид» [6]. Коренное население подвергалось нещадной эксплуатации, находилось в подчиненном положении относительно белого населения, в чуждых социально-культурных условиях, которые поддерживали асимметричные отношения с властью внутри национального общества. В свою очередь характер этих отношений создавал такие экономические и социально-политические условия проживания индейцев, при которых они не признавались равноправными гражданами.
Международные организации периодически рассматривают конфликтные ситуации (например, конвенция № 169 МОТ 1989 г.), возникающие в связи с положением коренных народов в разных регионах мира и создающие угрозу миру и безопасности на региональном и мировом уровне. Немаловажно признание де юре индейских сообществ международным правом. Столь же важно участие авторитетных международных организации в обеспечении этих прав. Мировое сообщество должно принять тот факт, что индейцы представляют собой отличные в культурном плане сообщества, обладающие достаточной автономией для управления собственными делами. Международные организации призваны стать гарантами уважения культурной и социальной обособленности этих народов, особенно в условиях предоставления концессий на разработку полезных ископаемых, находящихся на их территории. Индейцы неустанно обращаются с этими требованиями в ООН, ОАГ, ЕС, Андское Сообщество наций, Всемирный банк, Межамериканский банк развития, в Международный суд по правам человека.
Эквадор является страной с высоким уровнем структурных различий как на территориальном и региональном, так и на экономическом, политическом, социальном и культурном уровнях. Исторически Эквадор формировался как многонациональная и многоязычная страна. Однако социальная разнородность сегодня объясняется наличием значительного процента индейского населения, которое составляет 35% от общей численности граждан Эквадора [5].
Дискриминация в Эквадоре не ушла в прошлое, ее отголоски проявляются и сегодня. Сохраняющаяся этническая дискриминация остается одной из главных причин неравного отношения к коренному населению в области здравоохранения, образования, трудоустройства. Национальные меньшинства зачастую проживают в худших социальных условиях, чем того требуют социально-гигиенические нормы. Среди основных факторов столь бедственной ситуации нужно отметить «ускоряющуюся утрату индейцами земли, a также миграцию населения, которое стало оставлять деревни в поисках работы и лучших условий проживания в городах и близких к ним территориях» [4].
Государственная политика, направленная на освоение и колонизацию новых земель, препятствовала улучшению социальных условий проживания индейцев. Ситуация все более обострялась, поскольку система колонизации узаконивала разделение между колонистами земель, где издавна проживали индейские народы, и безвозмездную эксплуатацию природных ресурсов. Это, в свою очередь, не позволяло индейцам вести свое традиционное хозяйство и обеспечивать себе достойную жизнь.
В основополагающих документах индейского движения отмечается: «Бедственная ситуация, в которой находится индейский народ, особого не интересовала правительство. Критическое положение индейцев не вызывало каких-либо адекватных мер. Вместо этого их лишали всех прав, позволяющих сохранить свои территории, традиции и культуру» [4]. Именно поэтому первым требованием индейцев стал призыв обратить внимание на законодательное закрепление земли и территорий, на которых они проживали веками. Земля стала тем условием, которое необходимо для выживания, для дальнейшего существования индейского народа и его развития. Без этой главной составляющей невозможно сохранить свои традиции, обучать детей, сохранять и развивать свою культуру. Индейцы выдвигали требование о праве на самоопределение, которое заключалось бы в создании системы самоуправления, позволяющей иметь законные полномочия на ведение дел внутри индейского сообщества в рамках национального Правительства. Для индейцев удовлетворение их требований о соблюдении прав человека, расширение их участия в политической жизни страны и признание полиэтничного характера Эквадора является единственной гарантией обеспечения мира, политической стабильности и демократии в регионе.
Индейцы также ставят вопрос о развитии культурных и образовательных программ, реализации программ двуязычного образования и контроле над ее реализацией со стороны индейских организаций. В течение последних десятилетий политики и государственные чиновники считали, что индейская проблема, традиционно отождествлявшаяся с крестьянской и аграрной, могла бы разрешиться в процессе аграрной реформы и развития интеграции. Именно поэтому «на молчание со стороны правительства индейские народы ответили различными формами борьбы: многочисленными восстаниями и всеобщей мобилизацией для объединения народа» [6]. Это содействовало формированию индейских организаций, которые появляются в период глубоких структурных изменений в эквадорском обществе. Разрушение системы крупного землевладения в 60-е годы и разрушение его отношений с индейским населением сопровождалось не только
утратой землевладельцами своего социального статуса, но и социальными сдвигами во всем обществе [1. С. 384].
В этот период создаются самые влиятельные индейские организации, такие, как КОНАИЕ (Конфедерация индейских национальностей Эквадора) и ЭКУАРУНАРИ (Ecuador Runacunapac Riccharimui — Индейская организация Сьерры). Выступления индейцев приобретали большую организованность и силу, вынудив Правительство упразднить первый Закон об Аграрной реформе от 1964 года, который не оправдал надежды крестьян. Политика правительства приобретала репрессивный характер, что проявилось в формировании «эскадронов смерти», т.е. групп землевладельцев, которые выступали в поддержку политики правительства [3. С. 35]. Индейцы-крестьяне начали объединяться в каждой провинции и в городах. Эти локальные организации стали основой для образования ЭКУАРУНАРИ. Главная цель ЭКУАРУНАРИ заключалась в оказании поддержки индейскому народу для возрождения его культуры, а также для социальной, экономической и политической организации их общества. Между 1980 и 1986 годами, когда была основана КОНАИЕ, индейцы Эквадора оставались на задворках политической жизни страны — они не участвовали в политических дебатах и дискуссиях, их проблемы не значились ни в одной из программ ведущих партий.
КОНАИЕ (Конфедерация индейских национальностей Эквадора) явилась результатом постоянной борьбы индейских племен и объединений в стране. Одна из главных целей КОНАИЕ — борьба за сохранение земельных владений за индейцами. Эта организация выдвинула собственную программу развития на основе традиционных форм хозяйствования и самоуправления, присущих индейцам [2. С. 90]. 13 ноября 1986 года был принят Устав КОНАИЕ, согласно которому формировался «собственный политический проект». Эта организация встала на защиту интересов индейцев Эквадора. КОНАИЕ выдвинула ряд альтернативных политических предложений, таких как проведение конституционной и экономической реформ, принятие законов, связанных с развитием культуры и образования для индейских народов.
Основные цели КОНАИЕ заключаются в укреплении взаимодействия индейцев в их борьбе за защиту земли, индейских территорий и природных ресурсов. КОНАИЕ выступает за укрепление и развитие двуязычного образования; сохранение культуры и индейской системы образования. Богатство культурного разнообразия Эквадора исчезает при существующей культурной и образовательной политике государства. Именно поэтому КОНАИЕ последовательно отстаивает идею необходимости сохранения индейской культуры и индейских языков. Также она выступает за совершенствование гражданского законодательства и развитие гражданского общества, за укрепление единства и формирование мультикультурного сообщества.
Проект КОНАИЕ носит социальный и политический характер, поскольку выдвигает требование объявить Эквадор многонациональным государством, и выступает за официальное признание существования в стране разных этнических групп и национальностей. Индейское движение постоянно требовало принятия закона об мультикультурном обществе. Современное же общество Эквадора не при-
знавало историю индейцев, отказывалось замечать характерные различия и признавать существование индейских социальных структур, их культуры и мировоззрения, которые не вписываются в однородную и унифицированную модель, созданную эквадорским обществом.
В апреле 1990 года на Конгрессе КОНАИЕ принимается решение поднять восстание индейских племен, и даже определяется его дата — 6 и 7 июня того же года. Восстание 1990 года стало важным шагом в борьбе за права индейцев. Оно должно было показать, насколько отлажена и организована структура КОНАИЕ, насколько хорошо налажены каналы внутреннего взаимодействия. КОНАИЕ должна была заявить о себе и заставить общество обратить внимание на те проблемы, которые они обозначили в своих требованиях. Это восстание положило начало процессу признания индейцев как социального субъекта. Появление индейцев в общественной и политической жизни страны вынудило правительство более серьезно отнестись к рассмотрению основных принципов формирования эквадорского государства: его официальной истории, культуры, системе демократии мононационального государства. Эти требования и были изложены в основных пунктах программы восстания 1990 года.
Начиная с 1994 года, КОНАИЕ участвует в обсуждении нового аграрного закона, а также поднимает вопрос о необходимости внесения поправок в действующий закон о воде от 1972 года. В документах КОНАИЕ отмечается, что для начала необходимо ограничить монополию на воду у тех, кто приватизировал землю, предоставляя государству власть и на землю, и на природные ресурсы, которые хранятся в недрах. В 1994 году происходит очередное восстание, причиной которого стал аграрный вопрос. Индейцы требовали защитить право на общинные земельные владения. Однако государство воспринимало индейцев как крестьян, но не как отдельную прослойку общества. Процесс развития индейских организаций шел параллельно с отсутствием всякого интереса, которое проявили политические партии к проблемам индейцев. Это безразличие заставило индейское движение предпринять значительный шаг и образовать собственную политическую организацию.
Таким образом, в 1995 году было создано «Многонациональное движение единства Пачакутик — Новая страна» (MUPP, Пачакутик: «Пача» — время, а «Кутик» — процесс, вместе эти слова обозначают непрерывность, постоянство и изменения, но также значат и возвращение добрых времен, коренные изменения в жизни общества, людей, государства и самой жизни). Его основные положения — противостояние неолиберальным реформам и строительство национальной альтернативы, которая обеспечила бы возможность существования для различных форм экономического, политического, общественного и культурного развития, основанного на соблюдении прав человека и на защите его права на жизнь. Движение «Пачакутик» взяло за основу важные этические принципы, позаимствованные из «Кода Жизни» своих предков индейцев.
Период президентства Абдалы Букарама, избранного в 1996 году от Рольдо-систской партии (PRE), был отмечен рядом реформ, которые привели к тяжелым экономическим и социальным последствиям, в частности, сокращению экономической помощи для бедных, повышению цен на газ, топливо, транспорт и продук-
ты питания. Национальный кризис углубился, продемонстрировав необходимость реформ в административной структуре государства. Различие во взглядах правительства и индейского движения привело к созыву двух конституционных собраний: Конституционной национальной ассамблеи народа, созванной КОНАИЕ, и Народной конституционной ассамблее. Первая ассамблея собралась в октябре 1997 года и повлияла на принятие нескольких важных решений другой ассамблеей, в состав которой вошли 70 делегатов от КОНАИЕ. Принятая в 1998 году Конституция впервые в истории Эквадора признала существование индейских народов. Так, статьи 83 и 84 новой Конституции признавали самоопределение индейских и афро-эквадорских народов как народов с древними корнями, обладающими равными правами.
В январе 2000 года началась национальная дискуссия о проведении политической реформы в Эквадоре. Когда в январе 2000 года индейское движение вынудило Ямиля Махуада покинуть пост президента Эквадора, первоначальное требование КОНАИЕ заключалось в том, чтобы внести изменения в законодательную, исполнительную и судебную власти. Очередное восстание 2001 года было вызвано ростом безработицы в стране и высоким уровнем бедности. В январе 2001 года индейцы выступили против экономических реформ, которые были проведены правительством в декабре 2000 года.
С этого момента индейское движение заметно укрепило свои позиции, направленные против неолиберальной модели развития. Много внимания уделяется укреплению индейского движения изнутри, усилению его организованности и сплоченности. В ноябре 2002 года формируется альянс «Многонационального движения единства Пачакутик — Новая страна» и «Патриотического общества», в состав которого вошли представители нескольких сторонников «левых», одержавших победу на выборах в парламент. Впервые в истории индейские народы при содействии КОНАИЕ получили возможность избираться в органы власти и участвовать в работе правительства наравне с другими партиями, как левыми, так и представителями правительственных кругов.
Правительство бывшего полковника Гутьересса в диалоге с индейцами открывает новый период в политической истории Эквадора. В феврале 2005 года эквадорское бедное население захватило нефтяные скважины в эквадорском секторе бассейна Амазонки. В дальнейшем перед правительством поднимается вопрос о положении бедных, подавляющее большинство среди которых составляют индейцы. Индейские народы начинают объединять свои усилия в борьбе против экономических мер ВМФ, заключающихся в снятии субсидий на газовое топливо и бензин, что привело к увеличению цен на топливо в два раза. С января 2006 года индейцы вместе с рабочими и студентами во главе с КОНАИЕ организовали мирные демонстрации против экономической программы правительства, которое послало против них войска. Попытки наладить диалог между индейскими лидерами и правительством не дали результата. Правительством было объявлено чрезвычайное положение, которое временно отменяло права на свободу собраний и демонстраций. Однако 7 февраля коалиция профсоюзов и профессиональных ассоциаций объявила общенациональною забастовку в поддержку требований индейцев.
В ноябре 2006 года на президентских выборах кандидат от Альянса «Страна» Рафаель Корреа при поддержке со стороны индейского движения Пачакутик одержал победу над банановым магнатом Альваро Нобоа. Тяжелое экономическое положение страны требовало принятия продуманных мер, поскольку в результате либерализации торговли и финансового сектора в Эквадоре возросла концентрация производительных ресурсов в руках монополистов. Это привело к росту безработицы, падению уровня жизни бедных слоев населения, прежде всего индейцев. Неспособность прежних правительств Эквадора решить накопившиеся за последние десятилетия проблемы, связанные с индейским движением и строительством мультикультурного гражданского общества, а также признанием прав индейцев, привела к росту и развитию индейского движения. Несомненным достижением индейского движения стало принятие новой Конституции страны и формирование своей политической партии, увеличение своего веса в политической жизни Эквадора и в регионе в целом.
Мировое сообщество должно не только признать де юре гуманитарные и экономические права коренных народов, но и на деле способствовать обеспечению их достойного существования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Almeida I., Almeida J., Bustamante S., etc. Indios. — Quito, 1991.
[2] America indigena. — 1989. — № 1.
[3] Orbe, Gonzalo Rubio. Los indios ecuatorianos: Evolucion histórica y politicas indigenistas. — Quito, 1987.
[4] Rodas, Nidia Arrobo. Fundación Pueblo Indio del Ecuador: La discriminación en el Ecuador. — Quito, 2007.
[5] www.conaie.org
[6] www.unicef.org
ON THE WORLD POLITICS CURB: AMERICAN INDIANS OF ECUADOR IN THE STRUGGLE FOR RECOGNITION
Bedini Evis
Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya St., 10а, Moscow, Russia, 117198
The article deals with the contemporary peculiarities of American Indians movements in Ecuador in the context of recognition of their rights for life and wellbeing by the world community.