«На наших глазах городище родится из воли Урала»
Белянкин Г.И.
Архитектура, как одна из важнейших форм деятельности человека, является отражением культуры нации, и кто в силу своей необразованности нарушает ее законы - идет против своего народа, прокладывая дорогу безнравственности.
Наполеон
Белянкин
Геннадий Иванович
Академик РДАСН, Народный архиток юр СССР. Заслуженный архитектор России, лауреат премии Татищева и де Геннина
Мы живем в момент рождения новой эпохи, когда рушатся мировые империи, переосмысляются ценности, гибнет старое устройство мира, рождается новое понимание времени и пространства. Сегодня остро стоит дилемма - строить новое, не разрушая прошлого, или взрывать посаженное прошлыми поколениями. Только осмыслив это. можно понять масштаб задам, которые поставило время перед российской архитектурой. От того, как мы сумеем организовать творчество, правильно оценить сложившуюся ситуацию. во многом зависит уровень жизни населения, ради которого и должны работать архитекторы.
Все настоятельнее и активнее общество ставит перед участниками градостроительного процесса - политиками, учеными. архитекторами - вопросы не только пользы, но и красоты, гармонии архитектуры как связи между миром природы, миром техники и миром социальным. Основная тяжесть решения проблемных вопросов падает преимущественно на крупные города.
Градостроительная власть обладает комплексом научно-разработанных положений, в т.ч. и академических, для проведения грамотной архитектурно-строительной политики. Это основы технологии реконструкции жилой и промышленной застройки зданий и сооружений: разработанные основы решения вопросов инженерной и транспортной инфраструк-
туры; принципы конструктивно-технических решений зданий и сооружений нового поколения: основы формирования современного комфортного экологически чистого жилища и сохранения экологического равновесия окружающей среды. Они дают возможность разработки новых архитектурно-строительных регламентов для нового строительства конкретных фрагментов города, которое, как правило, проходит в условиях реконструкции существующей системы, определяя взаимодействие новых форм архитектуры с исторически сложившимся окружением.
Сегодня крупные города мира наряду с решением пространства на основе линейных принципов постепенно переходят к обогащению пространства крупными сооружениями вертикальной структуры
- небоскребами. Это неизбежно и закономерно. Но. чтобы достигнуть положительного результата, следует учитывать ряд принципов.
1) Уплотняя кварталы в пределах существующих норм, как исключение, можно и нужно строить высотные дома, тем более небоскребы, но только, когда в городе действительно нет свободных территорий. Строительство зданий такого типа не должно нарушать уже сложившуюся объемно-пространственную структуру города. что особенно важно в центральных районах.
2) При резко возросшем уровне автомобилизации очень внимательно и осторожно нужно подходить к строительству
56
СН 112008
зданий на перекрестках основных магистралей, т. к. в будущем это неминуемо осложнит строительство транспортно-пешеходных развязок. Соблюдение этого правила особенно необходимо в условиях усложняющейся пешеходно-транспортной системы, стоящей на грани коллапса.
Полагаю, что только учет этих принципов обеспечит непрерывность развития городской застройки в равновесии материальной, экологической и нравственной составляющих как основе любого цивилизованного общества. Именно на них и должна основываться архитектурно-градостроительная теория и практика городов.
Тема, которую мы поднимаем, оказалась одной из главных на выставке, прошедшей в Каннах, в марте 2008 г. Впервые на Лазурный берег приехало более 7 тыс. россиян - четверть всех участников. Помимо показа проектов по освоению новых крупных территорий, особое внимание участников было приковано к неоднозначной, а в ряде случаев и спорной, теме небоскребов. В выступлениях подчеркивалось. что строительство высотных зданий можно рассматривать как имиджевый процесс, демонстрирующий мощь региона. С экономической точки зрения оно оправдано только в ситуации крайнего дефицита земли. При этом необходимо жестко соблюдать градостроительные нормативы.
Если рассмотреть ситуацию в Екатеринбурге, то. на мой взгляд, происходящий строительный бум имеет положительные и отрицательные стороны. Активно двигая город вперед, нужно помнить формулу «не навреди*. В современных российских экономических и политических условиях все большее значение приобретает власть денег. Но даже в градостроительной практике США. с их жесткопрагматичной идеологией, ведущие архитекторы делают все. чтобы вывести архитектуру из прямого подчинения этой системе. В качестве примера можно привести выступление одного из крупных архитекторов нашего времени Арнольда Смита, автора многих высочайших небоскребов планеты и автора самого высокого строящегося сегодня небоскреба в г. Дубай. Он считает, «что современное здание. в том числе и небоскреб, должен непременно соответствовать своей эпохе и местонахождению«« и подчеркивает, «что при всем этом самое главное, как это сооружение вписывается в окружающую культурную среду*. Конечно, любое архитектурное сооружение, если оно рождено самим городом, улучшает его. Либо разрушает, если оно инородно. Сумели же проектировщики под руководством архитектора М. Мотина создать прекрасный комплекс жилых домов на ул. Н. Никонова за кинотеатром «Космос*. На мой взгляд, это одно из самых удачных градостроительных решений, пример гармонии прошлого и настоящего небольшой, но убедительный ансамбль, раскрывающий новое понимание исторической ситуации. Но таких примеров, убедительных и профессионально грамотных, не так много.
К сожалению, основные постулаты градостроительства нарушаются, а это неминуемо ведет к деградации ряда районов центра города. За отрицательными примерами далеко ходить не надо. Это уже неоднократно осужденное общественностью
строительство бездарных по архитектуре и масштабам небоскребов в районе Оперного театра, высотный дом за уникальным памятником эпохи конструктивизма на углу пр. Ленина и ул. Луначарского. Это высотный дом. подавивший масштаб кафедрального собора и здания Атриум Палас Отеля. и стеклянный «столб* за зданием мэрии. «Последний взлет* непродуманной градостроительной мысли - строящийся дом на ул. Первомайской, уничтоживший с отдельных видовых точек важнейшую домннату исторического Екатеринбурга
- колокольню Вознесенского собора. Конечно, такого рода досадные ошибки были и раньше: высотные здания «Бухара-Урал*. здание управления на ул. Вайнера, высотный корпус УПИ. Однако сегодня эти ошибки увеличились в разы и превратились почти в правило. Если вчера строительство крупных высотных объектов в центре города вызывало неподдельный интерес, то сегодня, в свете резкого уплотнения территории, тяжелой транспортной и экологической ситуации, оно приводит, скорее, к обостренному беспокойству: каждым непродуманно построенным новым высотным зданием в центре мы «убиваем» город и. как ни странно, опережаем в этом даже Москву. В связи с этим актуализируется тема экологической безопасности, резко возрастающего психологического воздействия среды на человека. Градостроительные власти, чрезмерно уплотняя территории центра, сооружая рвущиеся вверх этажи, мечтают, видимо, удивить мир. Полагаю. что это временное и жалкое заблуждение, хотя бы потому, что весь цивилизованный мир идет другим путем, а ссылка на Китай. Японию и ОАЭ не правомерна, т.к. в этих странах другие условия. Куда как не вверх поднимать свои города японцам, если их территория лишь в два раза больше Свердловской области, и 70% из этой территории - горы, непригодные для строительства, а население равно населению всей России. Градостроительная политика нации в данном случае закономерна. Тогда как у нас градостроительные решения и архитектура отдельных узлов города, подаваемые как имиджевые. не отражают природную и территориальную ситуацию. Демонстрация мощи региона и города, к сожалению, у нас на глазах превращается в свою противоположность. Россия стремится попасть в Евросоюз, но именно он поддерживает идею ограничения масштабов высотных зданий.
Рассмотрим еще одну проблему, связанную с этой же темой - дороги. Человеку, искушенному в градостроительстве, многое здесь кажется спорным. Рядом с городом, например, в направлении Первоуральска или на Кольцовском дублере, можно увидеть экологически чистые территории, застроенные гигантскими магазинами с многогектарными территориями, занятыми одноэтажными парковками. Почему пустующие гектары, на которых могла бы разместиться не одна городская площадь, используются так нерационально? Почему нельзя было воспользоваться опытом молла Park House или многоэтажными парковками мебельного магазина на ул. Студенческой? А ведь на этих нерационально и расточительно используемые пригородные территорях мог бы разместиться не один район типа парижского Del’ance. И не это ли расточитсльс-
АКАДЕМИЧЕСХИЙ ВЕС !НИ*ч УУАЛНИИ! i“Ot<! НААСн 112008
57
тво заставляет чрезмерно уплотнять кварталы многих районов города, создавая невозможные условия для жизни?
Нельзя не остановиться еще на одной важной теме - это сохранение исторической среды, сохранение не только зданий уникальных, но. на первый взгляд, скромных и незаметных. Именно они в большей степени обладают эмоциональной выразительностью, влияют на сохранение души, культуры, истории города в самом широком смысле этого слова. История и наш опыт говорят о том. что жизнь любого города - это непрерывное движение, непрекращающийся диалог прошлого с настоящим и с будущим. Сегодня Россия постепенно снова и снова возвращается к своей истории и осмысливанию тех дорог, по которым она должна двигаться к своей вековой славе и величию. Как переломить невежественность и заставить уважать, защищать и сохранять святое для каждого города - культуру и историю? На эту тему были опубликованы громкие статьи Н. Курашовой, Б. Рябинина. Ю. Лииатникова. выходящего на политическую арену Г. Бурбулиса, молодого тогда еще архитектора Луканнна. Скандальная по тем временам книга «Архитектура и человек*. которая запомнилась резкой критикой сноса ряда памятников архитектуры, привела к постановке вопроса не только об осуждении, но и наказании «виновников» редакции «Уральский рабочий» и авторов книги. Однако Б.Н. Ельцин, будучи первым секретарем обкома КПСС, не только не осудил, но и активно поддержал «виновников» книги и проблемы. поставленные в ней. После этого многие пересмотрели свое отношение к сохранению памятников архитектуры и культуры, благодаря чему многое удалось сохранить.
Крупный ученый, человек-легенда, академик Дмитрий Лихачев, много сделавший для сохранения памятников Петербурга. Великого Новгорода. Ростова. в очерке «Образ города* определил историю как память города, а память, утверждал он. это не просто сохранение прошлого, но забота о вечности. Понимание этого постулата - высший показатель цивилизованности. Обидно и горько, что мы сегодня не обращаем внимания на эти простые человеческие истины и забываем об ответственности.
Недавно мне попала в руки книжечка очерков одного из замечательных людей нашего города, посвятившего жизнь нравственному и духовному воспитанию молодого поколения. Он пишет: «Ломают крепкое красивое любимое мной здание. Трещина на подоконнике становится причиной сноса. Зачем ломать старое здание? Когда новые еще не могут с ним соперничать ни в красоте, ни в крепости. Я стоял, как вкопанный, слезы наворачивались на глаза - стоит техника, как палач перед жертвой. и я как будто смотрел не на гибель дома, а на свое собственное избиение, на свою казнь, на свою смерть*. Эти эмоциональные фразы полны боли за судьбу человека. Но город - тоже живой организм. Сохранение природы города - основа сохранения его «души*, нравственности и культуры.
Уместно будет вспомнить хотя бы некоторые имена мастеров прошлого, сформировавших образ города, которым мы гордимся, который мы славим. Это и первые «орлы гнезда Петрова* Де Гсннин и
Татищев, и первые строители завода Злобин. Кле-опин. Вспомним Свиязева. Малахова. Домбровского. Голубева. Гинзбурга. Антонова. Узких, Емельянова. Лантратова. Вольхина. Смирнова. Так давайте хотя бы ради святой памяти поколений прошлого, прекратим варварское надругательство над историей. сохраним хотя бы то. что еще осталось. Сумели же мы благодаря самоотверженной работе Л. Худяковой и при активной помощи А. Чернецко-го сохранить уникальный уголок истории - писательскую горку, памятник славным сынам России Мамнну-Сибиряку и Решетникову. Значит, можем, когда хотим, сохранить, приумножить культуру. Невольно вспоминаются животрепещущие слова А. С. Пушкина:
«Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу.
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва...
От них завешано от века по воле бога самого
Самостоянне человека, залог величия его*.
Мудрость этих слов еще раз напоминает нам. насколько важно для нас уважение к минувшему ради культуры и истории страны, города и для личности человека.
Необходимо сказать о площадях и парках, наличие которых позитивно влияет на имидж любого города, тем более города, который мы называем столицей региона. В городах Европы системы площадей и парков представляют собой одни из ведущих основ, формирующих образ городской среды. Нередко площади сочетаются с парками или скверами: площадь Королевского дворца в Лондоне, парки загородных дворцов Вены. Петербурга. Царского села. Павловска.
Одной из сложнейших задач для архитектора во все времена было создание плошали. Сложность состоит не только в том. как связать в единый ансамбль группы зданий, но и в том. чтобы человека не подавляло пространство площади, чтобы он становился его участником. Именно поэтому сохранение этих знаковых элементов города очень важно. Сосредоточение зданий, объединенных единым замыслом, включает в себя и площадь. На протяжении веков люди узнают Петербург по Дворцовой площади. Лондон - по Трафальгарской, Венецию - по площади Св. Марка. Париж - по площади Победы со знаменитой Аркой Звезды. Берлин - по Бранденбургским воротам у Рейхстага. Москву по Красной площади, которую знает весь мир. Наш город много лет был узнаваем но двум площадям -площади Кирова и площади 1905 года. Последняя превратилась в автостоянку и как доминанта уже потеряна. Площадь у цирка испорчена пристроем, а оставшаяся часть территории заставлена игровыми площадками и киосками, и теперь едва ли значима для города. Если не будет проведена предлагаемая реконструкция Привокзальной площади, превращенной сегодня в хаотичную автостоянку, то как архитектурная доминанта она может быть тоже
58
MACH 112008
потеряна. В центральной части города осталась только одна площадь - Советской Армии. Все это снижает градостроительный потенциал Екатеринбурга. он постепенно теряет свое лицо как столица Урала.
Вернемся к проблеме парков. Беспринципная политика администрации в отношении озелененной части как единственного источника экологического равновесия в городе приводит к их утрате. Торговый комплекс вырос на территории Основинского парка, идет строительство офисно-жилого комплекса в парке Обсерваторской горки, построено офисное здание на ул. Чапаева в районе дома-музея П. П. Бажова, и перечень можно продолжать. Неужели авторам этих проектов непонятно, что. казалось бы. свободные от деревьев территории, отводимые пол строительство, в будущем обязательно метр за метром будут «съедать* территории парковой земли? Так происходит сегодня с Зеленой рощей, где озелененная территория планомерно застраивается коттеджами, жилыми домами, автозаправкой с парковкой. Если эти территории получены иод застройку. то решением администрации необходимо обеспечить благоустройство хотя бы части прилегающей территории парка и жестко контролировать выполнение, тогда хотя бы эта мера позволит сохранить «легкие* города.
Хотелось бы остановиться еще на одном не менее важном вопросе, широко дебатирующем в творческих кругах Екатеринбурга. Речь идет о все более активном привлечении иностранных специалистов. не только строителей, но и архитекторов. Безусловно, поддерживать связь с иностранными фирмами можно и нужно. Это. конечно, расширяет кругозор и взаимопонимание, что подтверждает личный опыт работы с иностранными архитекторами в ходе создания комплекса Атриум Палас Отеля в совместном авторском коллективе. При этом не следует забывать, что архитектурная и инженерная школы в Екатеринбурге, по общему мнению, одни из лучших в России, и наши специалисты способны решать вопросы любой сложности, тем более что некоторые из них имеют международный авторитет. Иностранцы привлекаются сегодня на самые ответственные и престижные объекты, нередко отодвигая наших специалистов. Пора понять, что национальную архитектуру могут и должны делать специалисты своей собственной школы. Ссылка на ОАЭ не обоснована, так как пока там нет своей школы. Размах строительства огромен, поэтому они вынуждены привлекать других специалистов. Разве не наши отечественные архитекторы и строители подняли из руин Киев. Сталинград. Минск. Воронеж, разрушенные города Европы? Разве не нашими специалистами созданы такие уникальные места нашего города как ул. Свердлова, комплекс Уральского политехнического института, здание, которое великий физик, академик Тимофеев-Ре-совский. называл лучшим зданием Европы такого типа? Разве не отечественные архитекторы и строители сформировали «сталинский ампир*, до сих нор вызывающий удивление? Это ли не доказательство творческого подвига отечественных архитекторов?
В заключение можно напомнить высказывание о времени перемен и процитировать строки двух выдающихся математиков - академика Николая Красовского и нобелевского лауреата Ильи Прн-гожина. которые считают, что никогда в истории человечества не было столь высокой степени свободы и вместе с тем высокой степени связанности событий и вещей друг с другом. Написав эти слова, подумал: а стоит ли биться за правду, тратить нервы. портить себе жизнь и пытаться кого-то чему-то научить, сломить невежество, поправить нравы, подвигнуть к нравственному пониманию жизни и на этих примерах поучиться и самому? Внутренний голос говорит: эти идеи носят общечеловеческий характер. Я попытался изложить их своими более доступными словами, и хочется верить, что они не «повиснут* в воздухе. Не может быть, чтобы сознание нашей градостроительной власти окончательно очерствело.
В градостроительстве Екатеринбурга делается много хорошего, что по многим показателям ставит наш город выше других городов Урала. Нельзя портить эти достижения, ссылаясь на власть денег. Хочется верить, что недалеко то время, когда вопреки соблазнам стяжательства на смену придут честность. преданность идеям нравственности, ответственность за судьбу города, а следовательно, и за судьбу своего народа. Хочется верить, что за судьбу национального градостроительства возьмется федеральная власть и вспомнит, что на протяжении сотен лет Российское государство напрямую осуществляло градостроительную политику. Верю, что при всех сложностях мы не можем оставить после себя скопление «каменных джунглей*, где будут жить, вернее, существовать люди, задыхающиеся в уплотненной и экологически душной атмосфере.
Данная статья написана мной для первого номера академического журнала нашего института. Вы вправе спросить: какая цель журнала, и будет ли он заметен в общем массовом потоке журналистской продукции? Мы думаем, что это произойдет, его идеи не могут быть незамеченными, так как цель журнала благородна - это еще один способ разбудить общественное мнение всех категорий людей
- политиков, строителей, архитекторов. Мы надеемся на творческую помощь всех, кто болеет за город. его судьбу. Мы хотим услышать на страницах журнала голос руководителей города, тех, от кого во многом зависит судьба человека, судьба города, который по праву может и должен носить славное имя столицы «опорного края державы*. Работая не покладая рук, на основе профессионального подхода. можно добиться решения амбициозной задачи
- сделать Екатеринбург мировым городом.
Заканчивая, вспомним лозунг: «На наших глазах городище родится из воли Урала, труда и энергии*. Он провозглашен Владимиром Маяковским и не потерял силу и значение до сих пор.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕС !НИ*ч УУАЛНИИ! 1“ОЬК! НААСн 112008
59